Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Постмодерн представляет собой сложный и неоднородный социокультурный феномен, утвердившийся в западноевропейском обществе в 1970-1980 годы ХХ века. Его можно очертить как образ жизни и творчества, систему ценностей и модель отношения к миру, сложившиеся в постиндустриальном обществе. Радикальный разрыв с прошлым, реви зия всех культурных проектов — этим характеризуется постмодерн во всех сферах культуры, включая и философию. В качестве философского течения постмодерн представляет собой вариант скептицизма и релятивизма,отказывающего разуму в праве устанавливать ценности, открывать истину, определять правила. Постмодернисты заняты радикальной критикой логоцентристской философской традиции, которая опиралась на понятие разума (Логоса, эй-доса и др.) и находила порядок, первопричину, сущность, объективную истину.
Теоретики постмодерна: Ж. Делез, М. Фуко, Ж. Батай, Р. Барт, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, Ж. Ф. Лиотар. Постмодернизм отказывается от понятия объективности: нет никакой иной реальности, кроме совокупности знаковых систем. Истина не открывается, а всякий раз заново творится в зависимости от языка и человека, говорящего на нем, потому что она — свойство предложений, которые зависят от словаря. Словари создаются людьми, следовательно, это верно и для истины. Отсюда вытекает новая задача для философии: не искать методы точной репрезентации мира самого по себе, ведь это невозможно, а создавать новые словари, образцы лингвистического поведения, с помощью которых можно помыслить то, чего не могли помыслить прежде.
Таким образом, разум должен стать интерпретативным посредником между различными областями культуры, а философия превращается в разновидность литературных сочинений.
Постмодерн понимается: как специфическая философия искусства, возникшая из «духа модернизма» — направления в искусстве и литературе кон. XIX в.; как форма самоидентификации западноевропейской культуры; как образ жизни, система ценностного мироощущения и модель отношения к миру, сложившиеся в постиндустриальном обществе; как комплекс философских и социальных идей, характеризующих «новейшее» время. Возникший в послевоенной Европе, постмодерн обозначил новую социокультурную ситуацию — радикальный разрыв с прошлым, ревизию всех культурных проектов, включая философские. Противопоставление прошлому вошло с приставкой «пост» — постсовременность, постколлективизм, постэкономическая, постцивилизационная эпоха.
Многие постмодернисты — филологи по образованию и литераторы (У. Эко), что в немалой степени определило внимание к тексту, его художественному и эссеистскому характеру, равноправию его элементов, существующих в виде языковых игр.
Исторически постмодерн обозначил переход от Нового (modern) времени к современности (modernity) и выступил опытом философских и культурных ценностей, сложившихся в рамках рационального менталитета XVIII в. Эпоха Модерна имеет европоцентристский характер и восходит к античным истокам (Лиотар считает первым модернистом Аристотеля). Основными параметрами модерного общества следует считать индустриализацию, урбанизацию, индивидуализм, секуляризацию, массовость, стандартизацию и специализацию. В теоретической сфере важнейшими элементами проекта модерн являются просветительский разум (рационализм), фундаментализм (поиск незыблемых оснований и стремление к определенности), универсализм объяснительных схем и обобщающих теорий. Для века Разума характерны вера в прогресс и непрерывное обновление, гуманизм, освобождение, революция, т. е. то, что постмодерн отвергает и считает опасным утопизмом.
Социально-исторически постмодерн — это «культурная логика позднего капитализма». В этом отношении постмодерн выступает как «неуправляемое возрастание сложности» (Ж.-Ф. Лиотар), «эра усиливающегося беспорядка, имеющая глобальную природу» (Дж. Фридман). Информационная культура явилась важнейшим фактором становления постмодерна, обусловившим переход от производства вещей (модерн) к производству знаков, символов, информации.
Ценностные ориентации постмодерна совершенно иные, нежели модернистские. Если модерн считал основными ценности свободы (liberty), равенства, братства, а также идеал «совершенного общества» и «совершенного человека», то в постмодерне ими выступают свобода (freedom), разнообразие, толерантность и взгляд на общество, где «все авторы и актеры» (Луман). Ключевыми понятиями постмодерна являются плюрализм и деконструктивизм, предполагающие решительный отказ от идей целого, универсального и абсолютного, от «гранд-нарративов» («больших повествований» и научных описаний), равно как и от аналитических процедур поиска смысла. Тем самым создается «провокативный» образ науки, исчерпавшей себя в необходимости доказывать доказательство, освобождать от предрассудков, легитимировать знание в научных экспертизах, пользоваться спекулятивнойдиалектикой. Однако постмодерн не отказывается от возможности новых «нарративов», таких как перфоманс (performanse) — текущая событийность, ситуативность; симулакр (творческий монтаж имитированной реальности); эффективность (а не истина); язык и коммуникация как источник легитимации знаний; актуальность задач, относящихся к «здесь и теперь».
Интеллектуализм постмодерна влечет за собой релятивное, иррациональное, нигилистское отношение к достижениям культуры. «Смысл не принадлежит ни высоте, ни глубине. Все происходит на поверхности» (Лиотар). «Ничто не слишком», «Забыть!», «Ничто не гарантировано», «Говорю — значит, существую», «На том стою, но могу как угодно».
Постмодерн много сделал для того, чтобы освободить мышление от упрощающих схем, застывших стереотипов, отживших мифологем, ограниченности позитивистской картины мира, противопоставив им творческое воображение, историко-философскую эрудицию, литературный талант, метафоричность. Вместе с тем сокрушительная критика традиционных ценностей, норм и регулятивов ведется для того, чтобы освободить место новому образу потребителя культуры, для которого информация — культовая ценность. Тем самым постмодерн проявил себя как мощная форма отчуждения человека от целерационального проектирования и социального действия.
26. Специфика русской философии: основные черты.
Особенности русской философии: Философская мысль опирается не только на общие для людей разных культур рациональные процедуры, но и на этнокультурные традиции. Если существуют британский эмпиризм и американский прагматизм, то правомерно будет обсуждать и особенности русского стиля философствования. Для этого стиля характерны: тесная идейная связь с православным богословием и литературой; утверждение реальности как динамического единства Бога, человека и космоса; признание мессианской роли человека в деле спасения мира; признание того, что интуитивное познание стоит выше рационального, интеллектуального; гуманистический и антиутилитарный характер философии. Самые важные идейно-философские течения русской мысли: просветительский гуманизм XVIII в. (Н. Новиков, А. Радищев, Г. Сковорода, М.Ломоносов, В. Татищев и др.), спор западников (А. Герцен, В. Белинский, Т. Грановский, К. Кавелин, Б. Чичерин) и славянофилов (А. Хомяков, И. Киреевский, Ю. Самарин, К.Аксаков) после 1836 г., философия всеединства В. С. Соловьева, русский экзистенциализм (Н. Бердяев и Л. Шестов), философия русского космизма (естественно-научное направление: В. Вернадский, А. Чижевский, К. Циолковский, Н. Умов), религиозное крыло: философия «общего дела» Н. Федорова и взгляды В. Соловьева, евразийство как идейное течение в русской эмиграции (Н. Трубецкой, Г. Флоровский, П. Савицкий).
Философия всеединства: Центральной в учении В. Соловьева (1853—1900) является идея «всеединого сущего». Всеединство (целостность) мира обусловлено тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга. Каждый из них и вся наша Вселенная не есть «хаос разрозненных атомов», а представляет собой единое связное целое взаимопроникающих и взаимодействующих сторон.
«Безусловное всеединство» бытия, как совершенный синтез истины, добра и красоты, можно постичь лишь «цельным знанием». «Цельное знание» есть синтез трех необходимых компонентов: богословия, философии и опытной науки. Центрами этих компонентов являются Бог, общая идея и реальный факт. Необходимость этого триединого синтеза диктует сам реальный жизненный процесс, осмысленный человеческим умом. Реальным историческим прообразом всеединства, по Соловьеву, выступает идея Богочеловечества, т.е. всечеловечности. На пути к нему важнейшим шагом должно быть преодоление раскола между православным Востоком и католическим Западом, создание вселенской христианской церкви и установление всемирного теократического государства. Таким образом, в общественно-практической сфере всеединство должно воплотиться в триединстве «общество — государство — церковь».
Философия русского космизма: Учитывая всеобщность представлений о единстве космоса и человека в русских философских взглядах, следует подчеркнуть, что эволюция космистского мировоззрения исторически и гносеологически прошла несколько этапов. Основными направлениями русского космизма следует считать естественно-научное и религиозно-философское. К первому обычно относят взгляды Циолковского, Умова, Вернадского, Чижевского. Общей для них является идея о том, что естественные предложения природы недостаточны для жизни человечества и следует создавать новую природу на основе науки. Этот процесс создания нового качества носит глобальный эволюционный характер. Вернадский рассматривал эволюцию биосферы как единство космического, геологического, биогенного и антропогенного процессов. Человечество становится мощной геологической силой, оно перестраивает биосферу и приближается к своему новому состоянию — ноосфере. В ноосфере (сфере разума) природные и социальные законы составляют неразрывное единство, и космическое единство становится новым типом целостности.
Религиозное крыло русского космизма связано с идеей единства духовного, космического и человеческого. Основанием для таких взглядов явились две идеи — эволюционная и богословская, взятые в соединении. Одним из вариантов религиозного космизма можно считать философские взгляды В. Соловьева: его суть— преображение космоса вследствие преображения человечества в Богочеловечество, этичность и софийность мироздания. Другим вариантом религиозного космизма является утопическая философия «общего дела » Н. Ф. Федорова. В ней идет речь об управлении природой, выходе за пределы Земли и овладении космосом. Согласно Федорову, космизация земной жизни является необходимым условием всеобщего воскрешения предков (бессмертия). Воскрешение мыслится Федоровым как «общее дело» человечества, ведущее к преодолению всякой вражды. Бессмертие — следствие всеобщей этичности, нравственности космоса. Если человечество соединится для всеобщего воскрешения и вселенской победы над смертью, то оно может избежать конца мира и Страшного суда.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 393 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!