Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Философия Востока существует для жизни и должна проявляться и использоваться во всех ее сферах: частной, общественной, международной и т. д. — это первое положение, из которого исходили мыслители Востока. Кроме того, философия связана с телесной и духовной сторонами человеческого существования; и только в согласии с собственным духовным и жизненным опытом, не нарушая гармонии окружающего мира и не нанося ему вреда, возможно решение основных проблем человеческого бытия.
Познание людьми истины основывается не только на интеллекте. Оно опирается на целостный опыт, в основе которого лежат чувства. И игнорировать их нельзя. Истина постигается не только в процессе познания, но и в процессе созерцания, понимаемого как тождественность Я и не-Я, когда Я — это всеобщее, единичное,неизменное, а не-Я — это существующий мир, в котором Я действует.
Мыслители Востока были убеждены, что истина многогранна, она никогда не может быть выражена полностью, различные воззрения на нее представляют лишь ее различные стороны. Отсюда они делали вывод, что имеются разные пути к совершенству и любой из них может быть принят в соответствии с внутренней склонностью индивида.
И, наконец, ядром всех философских систем Востока является представление о том, что конечной целью каждого индивида должно быть совершенствование самого себя, так как только через собственное совершенствование можно поднять мир до совершенства. Именно в таком контексте понимания роли и значения философии в жизни людей происходило ее формирование в Индии и Китае.
Древнеиндийская философия
Древняя индийская философия отличается некоторыми своеобразными характеристиками. Во-первых, она возникает на собственной культурной почве. Она самобытна и традиционна, существуя тысячелетия без серьезных иноземных воздействий. Для Древней Индии характерна близость философии и религиозной деятельности. И большинство школ, или даршан, представляют собой философское развитие основ религиозного вероучения. Даршаны делятся на две группы по их отношениям к Ведам — священным книгам брахманизма, а затем индуизма. К первой группе принадлежат школы, признающие себя наследниками Вед. Они называются астика и считаются ортодоксальными философскими школами. Вторую группу составляют неортодоксальные школы, называющиеся настика, они не признают себя прямыми наследниками традиции Вед.
Религиозно-философская деятельность в Индии традиционно считается занятием людей высшей касты — брахманов. Высший авторитет принадлежит философу — основателю философской школы, личности, как правило, легендарной. Среди школ первой группы — ортодоксальной — принято выделять шесть основных: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта. Во вторую группу — неортодоксальных школ — относят буддизм, джайнизм и локаяту. Наиболее ценный способ передачи философской мудрости в Древней Индии — устный, на языке священного знания — санскрите. Ученик при этом воспринимает не только теорию, но и технику самосовершенствования, практические жизненные ориентиры, методы диалога, весь образ жизни Учителя, который является продолжением его учения.
Сердцевиной произведений является краткий исходный текст, который называется сутрой. Сутра окружена слоями комментариев, которые представляют собой продукт индивидуального философского творчества.
История индийской философии делится на три крупных периода.
Первый — ведийский, примерно с X по V в. до н. э. В это время происходит становление индийской философии. В некоторых произведениях из Вед, особенно в последних — Упанишадах, появляются философские трактовки мировоззренческих вопросов. В Упанишадах представлены диалоги по отвлеченным вопросам, рассуждения о бытии в целом.
Второй, классический или брахмано-буддийский, период длился с V в. до н. э. до X в. н. э. В этот период, после возникновения буддизма и джайнизма, в условиях острых религиозных и философских споров сформировались основные классические даршаны — философские школы.
Третий, индуистский период, с XI в. н. э. продолжается до сих пор. К этому времени влияние буддийской веры в Индии существенно ослабело. Философская деятельность протекает в основном в русле индуизма. Главным философским направлением становится веданта, а также ньяя. Веданта вобрала в себя многие достижения ортодоксальных даршан буддизма, а ньяя сосредоточена на разработке методологических и гносеологических проблем.
Буддизм
Буддизм — это религиозное философское учение, распространившееся в Индиипосле VI в. до н. э., затем в Китае, Юго-Восточной Азии после III в. н. э., а также в других регионах. Основателем данного учения считается Гаутама Будда, родившийся в княжеской семье в Северной Индии в VI в. до н. э. Главная идея буддизма — срединный путь, жизнь между двумя крайностями: между путем аскетизма и путем удовольствия.
Срединный путь — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, самосовершенствования, конечной целью которого является нирвана. Будда сформулировал четыре благородные истины:
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1150 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!