Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Церковь — государство



Аквинский (1225/26 - 1274) - монах доминиканско­го ордена, наиболее выдающийся представитель зрелой схо­ластики. Учение Аквината пользовалось большим влиянием в Средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается и в XX в. под названием неотомизма (те­чение католической философии).

Аквинат пытался обосновать основныепринципы христиан­ской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом по­следнее было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречия с догматами творения мира из ниче­го и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа.

Бог - высшее начало - есть само бытие. Фома Аквинский различает бытие (существование) и сущность (только в Боге бытие и сущность совпадают), но не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень.Сущно­сти обладают самостоятельным бытием в отличие от акциден­ций (свойств, качеств), существующих только благодаря суб­станциям. Отсюда выводится различие субстанциальных и акцидентальных форм. Первые с ообщают всякой вещи про­стое бытие, вторые - только качества. Вслед за Аристотелем, различая актуальное и потенциальное, Фома Аквинский рас­сматривает бытие как первое из актуальных состояний.

Во всякой вещи столько бытия, сколько актуальности. Соот­ветственно он выделяет 4 уровня бытийности вещей по степе­ни их актуальности.

1. Форма - внешняя определенность вещи (минералы, не­органические стихии).

2. Форма - конечная причина вещи (растения).

3. Форма - действующая причина (животные).

4. Форма сама по себе, независима от материи (дух, ум, ра­зумная душа).

Человеческая разумная душа не погибает со смертью те­ла. Она «самосущее». Души животных не являются самосущи­ми, не имеют мышления и воления; все действия животных со­вершаются с помощью тела - души животных погибают с телом, человеческая душа - бессмертна.

Разум - высшая среди человеческих способностей : разумное определение воли - способность различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле практический разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание.

Подлинно су щими оказываются индивидуумы. Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и, кончая малейшей из сотво­ренных сущностей, каждое сущее обладает относительной са­мостоятельностью, которая уменьшается по мере движения вниз.

Вера. Разум и философия - аспекты веры: говорят о Боге, о человеке, о мире.

Разум обосновывает существование Бога (5 доказательств).

1. От движения (вещь может быть приведена в движение
тем, кто активен).

2. Действующей причины.

3. Необходимости.

4. Степени совершенства.

5. Движения к цели.

Разум необходим вере. «Понимать, чтобы верить» - вот главный постулат Фомы Аквинского. При этом человеку изна­чально нужна вера (априорная, бездоказательная на началь­ном этапе вера), ибо она способна повести за собой разум.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 224 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...