Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сущность революционного переворота, совершенного в теории познания И. Кантом



Философия Иммануила Канта (1724-1804) открывает со­бой одну из самых влиятельных традиций в европейской философии конца XVIII — начала XIX в. Фигура Канта вполне может служить своеобразным масштабом времени: историю мысли можно разделить на два этапа —- до Канта и после Канта. В значительной мере можно сказать, что тот уровень познания, который был достигнут Кантом в конце XVIII в., современная наука освоила лишь в середине XX в. Кант впервые в истории философии выявил специфику науки и научного знания как конструктивного и творчес­кого создания человеческого разума.

Естественнонаучные исследования убедили Канта в наивности метафизического мышления. Кант критически относился как к эмпиризму, так и к рационализму. Эмпи­ризм его не устраивает, так как делает ставку на ощущения и игнорирует теоретические суждения, всеобщие истины.Рационализм же игнорирует чувственный опыт как пред­посылку теории.

Это заставило Канта обратиться к методологии позна­ния мира, создав философию критической направленнос­ти. По его мнению, критическая философия должна рас­крыть механизм заблуждения разума, объяснить законы естественного развития и обосновать достоинство челове­ка, его отношение к миру.

Кант делает предметом философии специфику позна­ющего субъекта, который, по его мнению, определяет спо соб познания и контролирует предмет познания. Согласно Канту, нужно изучать не вещи сами по себе, а необходимо исследовать границы познавательной деятельности, кото­рая происходит по своим законам, установить ее пределы. Это и является предметом философии.

В философии Нового времени до Канта субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к истинному знанию, как то, что искажает и затемняет действительное положение дел (например, теория призраков Бэкона). Кант ставит задачу по-другому: необходимо установить разли­чие между субъективными и объективными элементами знания. Кант переосмысливает само понятие субъекта познания. Он различает два уровня в субъекте познания: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находя­щийся по ту сторону опыта). К эмпирическому уровню он относит индивидуально-психологические особенности че­ловека, к трансцендентальномунадиндивидуальное на­чало в человеке, т. е. всеобщие определения человека как такового, человека как представителя человечества.

И. Кант пытался уяснить возможности и границы по­знавательных способностей человека. Одной из таких спо­собностей является «чистый разум». Чистый разум — это способность к теоретическому, т. е. научному, мышлению. Этим он отличен от практического разума — способности человека строить свои отношения с другими людьми.

Согласно Канту, как теоретический, так и практический разум имеют свои возможности и пределы, в рамках кото­рых они только и могут быть признаны компетентными. Они не только взаимно ограничивают друг друга, но и зак­лючают ограничения внутри себя. Это означает, что ра­зум, как и все другие познавательные способности чело­века, имеет свою внутреннюю структуру и закономерности функционирования.

Следовательно, эти способности могут быть изучены строго научно. В этом состояло великое открытие И. Кан­та — он показал, что процесс познания может быть рас­смотрен особо, отдельно от других процессов. Гносеология может быть построена как точная наука. Построению та­кой науки посвящена значительная часть творчества Кан­та. Она во многом совпадает с его философией в целом.

Сам Кант сравнивал свой подход с революцией, совер­шенной Н. Коперником. Переворот, произведенный Кан­том, состоял в том, что мыслитель предложил переместить центр рассмотрения с того, «что познается», на то, «с по­мощью чего и как познается». Кант выделяет три формы, или три главные способности, познания — чувственность, рассудок, разум. Однако они интересуют мыслителя лишь постольку, поскольку участвуют в производстве знания особого типа — знания всеобщего и необходимого. Это то самое знание, которое со времени Декарта только и может считаться подлинно научным.

Такое знание выражается через суждения определенно­го типа. Согласно Канту — это «априорные (доопытные) синтетические суждения». Их отличают две характеристи­ки: они не вытекают из опыта; в них полагается нечто но­вое. В аналитических суждениях истина имеет всеобщий характер.

По Канту, вещь сама по себе непознаваема, т. е. она не может быть представлена в сознании в полном объеме. Мы познаем явления (феномены), а не сущность (ноумены). Феноменальное знание есть знание научное, логичное, теоретическое. Это знание не обо всех, но только о самых существенных чертах, об общих закономерностях. Дальше этого наука идти не в состоянии. Вещи сами по себе оста­ются вне пределов ее досягаемости. Мир в целом не по­знается средствами науки.

Кант убежден, что и этика может быть построена как точная наука. Этические истины должны быть обоснова­ны самостоятельно, независимо от истин веры. Кант утвер­ждает автономию нравственности от религии.

Построить этику но образцу науки — значит создать учение об универсальной человеческой нравственности. Научная этика сходна с математикой и естествознанием в главном — ее истины должны быть необходимыми и все общими. А значит, они должны опираться на естественный свет человеческого разума, как на него опирается наука.

Жизнь разумной личности невозможна без того, чтобы не следовать некоторым самостоятельно установленным правилам. Условных императивов (повелений) может быть бесконечное множество. Однако есть и императив безуслов­ный — правило, одинаково обязательное для всех людей. Ка­тегорический императив выражает понятие безусловного и всеобщего долженствования. Он столь же естественен, как закон природы, он может быть одинаково воспринят все­ми людьми.

Кант формулирует категорический императив: поступай лишь согласно тому правилу, следуя которому ты можешь хотеть, чтобы оно стало всеобщим законом.

Кантовский категорический императив формулирует принцип безусловного достоинства личности. С этой точ­ки зрения человек не может быть принесен в жертву ни «об­щему благу», ни светлому будущему. Высшим мерилом от­ношений между людьми с позиции категорического им­ператива является не чистая полезность, а значимость личности. Единственное и достаточное его основание — че­ловек как разумное существо.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 482 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...