Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лиз Бурбо 3 страница



Мы просим у читателей прощения за столь длинную цитату. Но не привести ее целиком и без изъятий было бы смертным грехом против самих читателей: настолько полно, ярко, образно она демонстрирует конкретный процесс сознательного использования Ницше метода классового анализа (разумеется, сам Ницше не называл его этим именем. Однако от этого данный метод не перестал быть самим собой) при исследовании морали. Данная цитата неопровержимо свидетельствует о том, что Ницше отнюдь не был чужд тот “ классовый подход “, который высмеивается и оплевывается - особенно в сфере морали, то есть там, где его в данном случае и применил Ницше - “ многими, слишком многими “ его почитателями.

Разумеется, классовый подход Ницше совершенно по-иному мировозренчески обоснован, чем классовый подход Маркса и марксистов. Последние объясняют деление общества на классы, ища его происхождение в системе производственных отношений, развитие которых обусловливается развитием производительных сил человечества. Ницше же утверждал, что корни классового (разумеется, он употреблял другие термины) деления общества лежат в биологической природе человека.

“ Для всякого высшего света нужно быть рожденным; говоря яснее, нужно быть зачатым для него “ [там же, с. 338].

«Из души человека нельзя изгладить того, что больше всего любили делать и чем постоянно занимались его предки: были ли они, например, трудолюбивыми скопидомами, неразлучными с письменным столом и денежным сундуком, скромными и буржуазными в своих вожделениях (Ницше знал только вожделения буржуазии XYI - XIX вв., отнюдь не достигшие размаха вожделений буржуазии XX в. - так же, как и могуществу буржуазии XIX в. было далеко до могущества современных монополий. - В.Б.), скромными также и в своих добродетелях; были ли они привычны повелевать с утра до вечера, склонны к грубым удовольствиям и при этом, быть может, к еще более грубым обязанностям и ответственности; или, наконец, пожертвовали ли они некогда своими привилегиями рождения и собственности, чтобы всецело отдаться служению своей вере - своему «Богу» - в качестве людей, обладающих неумолимой и чуткой совестью, краснеющей от всякого посредничества. Совершенно невозможно, чтобы человек не унаследовал от своих родителей и предков их качеств и пристрастий, что бы ни говорила против этого очевидность. В этом заключается проблема расы. Если мы знаем кое-что о родителях, то позволительно сделать заключение о детях: отвратительная невоздержанность, затаенная зависть, грубое самооправдывание - три качества, служившие во все времена неотъемлемой принадлежностью плебейского типа, - все это должно перейти к детям столь же неизбежно, как испорченная кровь; и с помощью самого лучшего воспитания и образования можно достигнуть лишь обманчивой маскировки такого наследия» [там же, с.389].

Как писал С.Ф. Одуев, «здесь ставится знак равенства между биологической эволюцией человека как рода и социальной стратификацией, осуществляющейся вертикально в соответствии с превратно истолкованной биологической закономерностью... возвышение некоторых избранных существ над людской массой окажется не чем иным, как их предельным подъемом по лестнице страт, а сама сага о сверхчеловеке - методологическим приемом оправдания социальной иерархии при помощи биологической символики» [164, стр.69].

«Мучительное, страшное зрелище представилось мне: я отдернул завесу с испорченности человека. В моих устах это слово свободно по крайней мере от одного подозрения: будто бы оно заключает в себе моральное обвинение. Слово это - я желал бы подчеркнуть это еще раз - лишено морального смысла, и притом в такой степени, что испорченность эта как раз ощущается мною сильнее всего именно там, где до сих пор наиболее сознательно стремились к «добродетели», к «божественности». Я понимаю испорченность, как об этом можно уже догадаться, в смысле decadence: я утверждаю, что все ценности, к которым в настоящее время человечество стремится, как к наивысшим, - суть ценности decadence.

Я называю животное - род, индивидуум - испорченным, когда оно теряет свои инстинкты, когда оно выбирает, когда оно предпочитает то, что ему вредно. История «высоких чувств», «идеалов человечества» - может быть, именно мне нужно ею заняться - была бы почти только выяснением того, почему человек так испорчен. Сама жизнь ценится мною, как инстинкт роста, устойчивости, накопления сил, власти: где недостает воли к власти, там упадок. Я утверждаю, что всем высшим ценностям человечества недостает этой воли, что под самыми святыми именами господствуют ценности упадка, нигилистические ценности» [141, т.2, с.635].

Критическое рассмотрение самых разных форм и проявлений этого «упадка» проходит красной нитью через все произведения Ницше. Начиная с «Заратустры», эта нить превращается в толстый канат: Ницше с полной отчетливостью и ясностью осознает эту свою проблему и делает ее основной проблемой всех последующих произведений (включая «Ессе Номо»). Ницше рисует жуткую для него картину измельчания и вырождения человечества, утраты воли к власти господствующими классами и размягчения их нравов, утверждения «стадной» морали рабов в качестве господствующей, и как следствие всего этого - политической демократии, подъема рабочего движения, распространения в массах бунтарских настроений, а среди интеллигенции - нигилистической философии, проповедующей равенство, человеколюбие, учение о прогрессе и отрицающей традиционные ценности (такие, как рыцарская честь, благородство аристократической крови, воинская доблесть, благоговение перед старшими и т.д.). Его сочинения пересыпаны ругательствами по адресу анархистов, социалистов, нигилистов, феминисток и т.д. Вот несколько пассажей такого рода:

«Кого более всего я ненавижу между теперешней сволочью? Сволочь социалистическую, апостолов чандалы, которые хоронят инстинкт, удовольствие, чувство удовлетворенности рабочего с его малым бытием, - которые делают его завистливым, учат его мести...» [Там же, с.686].

«Глупость, в сущности вырождение инстинкта, являющееся ныне причиной всех глупостей, заключается в том, что существует рабочий вопрос. Об известных вещах не спрашивают: первый императив инстинкта. - Я совершенно не понимаю, что хотят сделать с европейским рабочим, после того как из него сделали вопрос. Он чувствует себя слишком хорошо, чтобы не спрашивать все более и более, все с большей нескромностью. В конце концов он имеет на своей стороне великое множество. Совершенно исчезла надежда, что тут слагается в сословие скромная и довольная собою порода человека, тип китайца: а это было бы разумно, это было бы именно необходимо. Что же сделали? - Все, чтобы уничтожить в зародыше даже предусловие для этого, - инстинкты, в силу которых рабочий возможен как сословие, возможен для самого себя, разрушили до основания самой непростительной бессмыслицей. Рабочего сделали воинственным, ему дали право союзов, политическое право голоса: что же удивительного, если рабочий смотрит нынче на свое существование уже как на бедствие (выражаясь морально, как на несправедливость)? Но чего хотят? спрашиваю еще раз. Если хотят цели, то должны хотеть и средств: если хотят рабов, то надо быть дураками, чтобы воспитывать их для господства» [там же, с.617].

«Людей, замышляющих общественный переворот, следует разделять на таких, которые хотят достигнуть этим чего-либо для себя самих, и на таких, которые имеют при этом в виду своих детей и внуков. Последние опаснее всего: ибо им присуща вера и спокойная совесть бескорыстных людей. Остальных можно удовлетворить: господствующее общество еще достаточно богато и разумно для этого. Опасность начинается, когда цели становятся безличными; революционеры из безличного интереса имеют право рассматривать всех защитников существующего порядка как людей, лично заинтересованных, и потому чувствовать себя выше последних» [141, т. I, с.437].

Когда Ницше писал книгу «Человеческое, слишком человеческое», которую мы только что процитировали, он еще не пришел к выводу, что насилие составляет сущность жизни, а ослабление инстинкта насилия означает вырождение и измельчание человеческой породы. Поэтому в то время он полемизировал с социалистами совершенно в духе либеральных демократов:

«Когда социалисты показывают, что распределение собственности в современном человечестве есть последствие бесчисленных несправедливостей и насилия, и in summa отвергают обязательство в отношении столь неправомерно обоснованного владения, то они видят лишь нечто единичное. Все прошлое старой культуры построено на насилии, рабстве, обмане, заблуждении; но мы сами, наследники всех этих условий или даже сгустки всего этого прошлого, не можем отменить самих себя и не должны стремиться выделить из себя единичную часть. Несправедливый образ мыслей содержится и в душах неимущих, они не лучше, чем имущие, и не имеют никакого морального преимущества, ибо некогда их предки были имущими. Не насильственные новые распределения необходимы, а постепенные пересоздания образа мыслей; справедливость должна стать во всех большей, инстинкт насилия должен всюду ослабеть» [там же, с.436].

С тех пор много воды утекло. Автор «Заратустры», «По ту сторону добра и зла» и «Антихриста» отбросил прочь кроткие увещания и перешел к языку угроз. Теперь у него язык не повернулся бы сказать, что «неимущие не имеют никакого морального преимущества, ибо некогда их предки были имущими»; теперь сама мысль о том, что «имущие» должны оправдываться перед «неимущими», показалась бы ему святотатством. Теперь он клеймил ослабление инстинкта насилия у представителей «расы господ». Однако кое-что у Ницше так и не изменилось: это его враждебность к «людям, замышляющим общественный переворот», врагам существующего порядка. Просто Ницше довел свою позицию идеолога господствующих классов до логического завершения, поняв, что демократия - это палка о двух концах: в данный момент она помогает успокоить бунтующих рабов и договориться с ними, зато в будущем рабы, получившие определенные права и использующие их для своего усиления, могут попробовать развить столь удачно начавшееся наступление и завоевать новые рубежи.

«Наши учреждения не стоят больше ничего - это общее мнение. Но в этом виноваты не они, а мы. После того как у нас пропали все инстинкты, из которых вырастают учреждения, для нас пропали вообще учреждения, потому, что мы (обратите внимание на это «мы». Здесь речь идет отнюдь не о «людях вообще», но о тех, кто способен создавать «учреждения», то есть о «расе господ». Ницше сознательно отождествляет себя с господствующими классами. - В.Б.) уже негодны для них. Демократизм был во все времена упадочной формой организующей силы: уже в «Человеческом, слишком человеческом» (то есть уже тогда, когда Ницше еще отнюдь не был свободен от многих демократических воззрений. - В.Б.) я охарактеризовал современную демократию со всеми ее половинчатостями, вроде «Германской империи», как упадочную форму государства. Чтобы существовали учреждения, должна существовать известная воля, инстинкт, императив, антилиберальный до злобы: воля к традиции, к авторитету, к ответственности на столетие вперед, к солидарности цепи поколений вперед и назад in infinitum. Если эта воля налицо, то основывается нечто подобное imperium Romanum; или подобное России, единственной державе, которая нынче является прочной (о, святая простота! Мы еще увидим примеры ницшевой наивности и ее причину. -В.Б.), которая может ждать, которая еще может нечто обещать, - России, противопонятию жалкому европейскому партикуляризму и нервозности, вступившим в критический период с основанием Германской империи...» [141, т.2, с.615-616].

Итак, Ницше мечтает о недемократическом, открыто диктаторском по своему характеру государстве, которое прочно держит в своих руках «хорошая, здоровая аристократия». Эта мечта вполне соответствует социальному идеалу Ницше - иерархическому, кастовому общественному строю, доведенному до последовательного завершения и застывшему в своей завершенности на века и тысячелетия. Правда, в его произведениях встречаются фрагменты, которые, по мнению многих почитателей Ницше, несовместимы с приведенной выше цитатой:

«Кое-где существуют еще народы и стада, но не у нас, братья мои: у нас есть государства».

Государство? Что это такое? Итак, слушайте меня, ибо теперь я скажу вам свое слово о смерти народов.

Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжет оно; и эта ложь ползет из уст его: «Я, государство, есмь народ».

Это - ложь! Созидателями были те, кто создали народы и дали им веру и любовь: так служили они жизни.

Разрушители - это те, кто ставит ловушки для многих и называет их государством: они навесили им меч и навязали им сотни желаний.

...Рождается слишком много людей: для лишних изобретено государство!

Смотрите, как оно их привлекает к себе, это многое множество! Как оно их душит, жует и пережевывает!

«На земле нет ничего больше меня: я упорядочивающий перст Божий» - так рычит чудовище. И не только длинноухие и близорукие опускаются на колени!

Ах, даже вам, великие души, нашептывает оно свою мрачную ложь! Ах, оно угадывает богатые сердца, охотно себя расточающие!

…Героев и честных людей хотел бы он уставить вокруг себя, новый кумир! Оно любит греться в солнечном сиянии чистой совести, - холодное чудовище!

...Посмотрите же на этих лишних людей! Они крадут произведения изобретателей и сокровища мудрецов: культурой называют они свою кражу - и все обращается у них в болезнь и беду!

Посмотрите же на этих лишних людей! Они всегда больны, они выблевывают свою желчь и называют это газетой. Они проглатывают друг друга и никогда не могут переварить себя.

Посмотрите же на этих лишних людей! Богатства приобретают они и делаются от этого беднее. Власти хотят они, и прежде всего рычага власти, много денег, - эти немощные!

Посмотрите, как лезут они, эти проворные обезьяны! Они лезут друг на друга и потому срываются в грязь и пропасть.

Все они хотят достичь трона: безумие их в том - будто счастье восседало бы на троне! Часто грязь восседает на троне - а часто и трон на грязи.

По-моему, все они безумцы, карабкающиеся обезьяны и находящиеся в бреду. По-моему, дурным запахом несет от их кумира, холодного чудовища; по-моему, дурным запахом несет от всех этих служителей кумира.

Братья мои, разве хотите вы задохнуться в чаду их пастей и вожделений! Скорее разбейте окна и прыгайте вон!

Избегайте же дурного запаха! Сторонитесь идолопоклонства лишних людей!

Избегайте же дурного запаха! Сторонитесь дыма этих человеческих жертв!

Свободною стоит для великих душ и теперь еще земля. Свободных много еще мест для одиноких и для тех, кто одиночествует вдвоем, где веет благоухание тихих морей.

Еще свободной стоит для великих душ свободная жизнь. Поистине, кто обладает малым, тот будет тем меньше обладаем: хвала малой бедности!

Там, где кончается государство, и начинается человек, не являющийся лишним: там начинается песнь необходимых, мелодия, единожды существующая и невозвратная.

Туда, где кончается государство, - туда смотрите, братья мои! Разве вы не видите радугу и мосты, ведущие к сверхчеловеку? -

Так говорил Заратустра» [там же, с.35-37].

И тот же самый автор немногим позже писал:

«Чем измеряется свобода, как у индивидов, так и у народов? Сопротивлением, которое должно быть побеждено, и трудом, который расходуешь, чтобы оставаться наверху. Высший тип свободных людей следовало бы искать там, где постоянно побеждается высшее сопротивление: в пяти шагах от тирании, у самого порога опасности рабства. Это верно психологически, если понимать здесь под «тираном» непреклонные и страшные инстинкты, требующие по отношению к себе maximum авторитета и дисциплины, - прекраснейший тип этого Юлий Цезарь; это верно также и в политическом отношении, стоит лишь проследить ход истории. Народы, имевшие какую-либо ценность, ставшие ценными, никогда не делались таковыми под влиянием либеральных учреждений: великая опасность делала из них нечто заслуживающее уважения, опасность, которая впервые знакомит нас с нашими средствами помощи, нашими добродетелями, с нашим оружием, с нашим духом, - которая принуждает нас быть сильными... Первый принцип: надо иметь необходимость быть сильным - иначе им не будешь никогда. - Те огромные теплицы для сильной, для сильнейшей породы людей, какая когда-либо доселе существовала, аристократические государства, подобные Риму и Венеции, понимали свободу как раз в том смысле, в каком я понимаю это слово: как нечто такое, что имеешь и не имеешь, чего хочешь, что завоевываешь...» [Там же, с.615.]

Казалось бы, одна цитата другую съесть готова. Но не будем спешить с выводами, как это делают те, кто объявляет Ницше совершенно иррациональным и алогичным философом, чьи взгляды лишены какой бы то ни было системы.

Внимательные читатели книги «Так говорил Заратустра» не могут не обратить внимание на то, что взгляды героя книги (=автора) описываются Ницше в их развитии. Да Ницше и сам подчеркивает это различными средствами, вплоть до чисто формальных - такого, например, типа:

«После этого Заратустра опять возвратился в горы, в уединение своей пещеры, и избегал людей... Так проходили у одинокого месяцы и годы; но мудрость его росла и причиняла страдания своей полнотою» [там же, с.58].

Приведенная выше цитата о государстве (из книги «Так говорил Заратустра») соответствует относительно раннему этапу развития мировоззрения Ницше (а именно, тому времени, когда он писал «Человеческое, слишком человеческое»), который ознаменован такими его мыслями:

«...раз уже всякая политика сводится к тому, чтобы сделать сносной жизнь возможно большему числу людей, то следует предоставить этому возможно большему числу и определить, что оно разумеет под сносной жизнью; и если оно доверяет своему разуму в отыскании верных средств для этой цели, то какой смысл - сомневаться в нем? Ведь они именно и хотят быть кузнецами своего счастья и несчастья; и если это чувство самоопределения, эта гордость теми пятью - шестью понятиями, которые таит и выносит на свет их голова, действительно делает им жизнь столь приятной, что они охотно выносят роковые последствия своей ограниченности, - то против этого вряд ли можно что возразить, при условии, что ограниченность не заходит слишком далеко и не требует, чтобы все в этом смысле стало политикой, чтобы каждый жил и действовал по такому мерилу. А именно, прежде всего некоторым людям должно быть, более чем когда-либо, дозволено воздерживаться от политики и немного отходить в сторону; ведь и их к этому влечет радость самоопределения: и некоторая гордость также, быть может, заставляет молчать, когда говорят слишком многие или вообще многие. Затем, этим немногим следует простить, если они не придают особого значения счастью многих, будь то народы или классы населения, и иногда позволяют себе ироническую гримасу; ибо их серьезность заключается в другой области, их счастье есть иное понятие, и не всякая неуклюжая рука, только потому, что у нее пять пальцев, способна охватить их цель. Наконец - и это право, вероятно, будет труднее всего приобрести, но оно тоже должно принадлежать им - время от времени наступает мгновение, когда они выходят из своего молчаливого одиночества и снова испытывают силу своего голоса; а именно, они тогда перекликаются между собой как заблудившиеся в лесу, чтобы подать знак и внушить бодрость друг другу; при этом, конечно, раздается многое, что дурно звучит для ушей, для которых оно не предназначено». [141, т.1, с.430-431].

Мы видим, что Ницше - автор «Человеческого, слишком человеческого» (так сказать, молодой Заратустра) выступает за уход «высших людей» от политики, от активной общественной деятельности. Но мы также видим, что в данном фрагменте имеется в виду уход от политики именно демократического государства, которое пытается «сделать сносной жизнь возможно большему числу людей». Если бы «высшие люди» проявили интерес к такого рода общественной деятельности и занялись ею, то это означало бы, что они опустились на колени перед чуждым им государством толпы. И в речи своего Заратустры Ницше наделяет государство такими характеристиками, какими он обычно наделяет именно демократические государства.

«Рождается слишком много людей: для лишних изобретено государство! Смотрите как оно их привлекает к себе, это многое множество! Как оно их душит, жует и пережевывает!»

«Часто грязь восседает на троне - а часто и трон на грязи».

Что же касается «лишних людей», у которых «все обращается в болезнь и беду», которые «выблевывают свою желчь и называют это газетой», то они куда больше походят на демократических политиков, чем на Цезаря и Наполеона (как их изображал Ницше).

Разумеется, для ницшевских «высших людей» запах, исходящий от таких политиков и такого государства, есть дурной запах. И если они (подобно Ницше - автору «Человеческого, слишком человеческого», еще не написавшему «Так говорил «Заратустра» и более поздние произведения) считают, что:

«В этом ничего уже нельзя изменить, и ради этого бесполезно даже пошевелить пальцем» [там же, с.430], - то им, естественно, остается только один выход: уйти от такого государства куда подальше.

Правда, «дозаратустровский» Ницше, считавший, что «инстинкт насилия должен всюду ослабеть», не жаловал и те «аристократические государства», которые «постзаратустровский» Ницше восхвалял как «теплицы для сильнейшей породы людей». Однако критику такого рода государств он счел нужным применить лишь как подсобное средство для критики... социализма.

«Социализм есть фантастический младший брат почти отжившего деспотизма, которому он хочет наследовать; его стремления, следовательно, в глубочайшем смысле слова реакционны. Ибо он жаждет такой полноты государственной власти, какою обладал только самый крайний деспотизм, и он даже превосходит все прошлое тем, что стремится к формальному уничтожению личности; последняя представляется ему неправомерной роскошью природы, и он хочет реформировать ее, превратив ее в целесообразный органколлектива. В силу своего родства он всегда появляется поблизости всякой чрезмерно развитой власти, как старый типичный социалист Платон - при дворе сицилийского тирана; он приветствует цезаристское могущественное государство века (а при случае и содействует ему), потому что, как сказано, он хочет стать его наследником. Но даже это наследство было бы не достаточно для его целей, он нуждается в такой верноподданнической покорности всех граждан абсолютному государству, какая еще не существовала доселе (за подобные тирады Ницше очень любит немалая часть тех интеллигентов из СНГ и стран Восточной Европы, которые его читали. - В.Б.); и так как он уже не может рассчитывать на старое религиозное благоговение перед государством, а, напротив, непроизвольно должен содействовать его устранению - потому что он стремится к устранению всех существующих государств, - то ему остается лишь надеяться на краткое и случайное существование с помощью самого крайнего терроризма. Поэтому он втайне подготовляется к террористической власти и вбивает в голову полуобразованных масс, как гвоздь, слово «справедливость», чтобы совершенно лишить их разума (после того, как этот разум уже сильно пострадал от полуобразованности) и внушить им добрую совесть для той злой игры, которую они должны разыграть. - Социализм может послужить к тому, чтобы особенно грубо и внушительно убедить в опасности всякого накопления государственной власти и в этом смысле внушить вообще недоверие к государству. Когда его хриплый голос присоединяется к боевому кличу «как можно больше государства», то сначала этот клич становится шумнее, чем когда-либо; но скоро с тем большей силой доносится и противоположный клич: «как можно меньше государства!»» [там же, с.446-447].

Такая критика деспотического государства есть не что иное, как плод отвращения представителя «касты немногих», не желающего «брать на себя все грубое в господстве», испытывающего отвращение к этому «грубому», но еще не до конца понявшего, что без этого «грубого» - без государства, в котором осуществляют власть «исполнители сильных духом, их ближайшая среда, их правая рука, их лучшие ученики» - «сильных духом» просто затрут. Их поглотит «многое множество», в руках которого государство становится дурно пахнущим для Ницше и ему подобных. В отличие от «дозаратустровского» Ницше, поздний Ницше уже понимал это до конца.

То, что Ницше и до написания «Заратустры» был сознательным идеологом господствующих классов, доказывается следующими его рассуждениями того периода:

«Более высокая культура сможет возникнуть лишь там, где существуют две различные общественные касты: каста работающих и каста праздных, способных к истинному досугу; или, выражаясь сильнее: каста принудительного труда и каста свободного труда. Точка зрения распределения счастья несущественна, когда дело идет о создании высшей культуры; но во всяком случае каста праздных более доступна страданиям, более страдает, ее довольство жизнью меньше, ее задача - более велика. И если еще имеет место обмен членами между обеими кастами, так что более тупые, менее одухотворенные семьи и личности из высшей касты перемещаются в низшую, и, наоборот, более свободные личности низшей касты получают доступ в высшую, - то достигнуто состояние, за пределами которого видно лишь открытое море неопределенных желаний. - Так говорит нам еле доносящийся до нас голос древнего времени; но где есть еще уши, которые могли бы услышать его?» [Там же, с.431.]

Ницше всегда оставался самим собой. Поздний Ницше отличался от раннего только тем, что окружающая действительность заставила его лучше прислушаться к «голосам древнего времени» и уловить приятные слуху «высшего человека» ноты в мерном топоте легионов Цезаря. Этим и объясняются практически все «нестыковки» между его различными высказываниями о государстве и политической жизни общества.

«Любите мир как средство к новым войнам. И притом короткий мир - больше, чем долгий.

Я призываю вас не к работе, а к борьбе. Я призываю вас не к миру, а к победе. Да будет труд ваш борьбой и мир ваш победою!

Можно молчать и сидеть смирно, только когда есть стрелы и лук; иначе болтают и бранятся. Да будет ваш мир победою!

Вы говорите, что благая цель освящает даже войну? Я же говорю вам, что благо войны освящает всякую цель.

Война и мужество совершили больше великих дел, чем любовь к ближнему. Не ваша жалость, а ваша храбрость спасала доселе несчастных.

Что хорошо? спрашиваете вы. Хорошо быть храбрым. Предоставьте маленькими девочкам говорить: «быть добрым - вот что мило и в то же время трогательно» [141, т.2, с.34].

Тех, кто хотел бы видеть в Ницше противника «насилия над личностью», всегда коробили эти великолепные афоризмы, столь охотно использовавшиеся теоретиками фашизма и геббельсовским министерством пропаганды. Приходилось перетолковывать их в том смысле, что Ницше, мол, имел здесь в виду битвы «в духе», идейные битвы, теоретические турниры. Сделать это было не так уж трудно: подходящие для этого цитаты из Ницше нашлись тут же, рядом.

«И если вы не можете быть подвижниками познания, то будьте по крайней мере его ратниками. Они спутники и предвестники этого подвижничества.

...Своего врага ищите вы, свою войну ведите вы, войну за свои мысли! И если ваша мысль не устоит, все-таки ваша честность должна и над этим праздновать победу!» [Там же, с.33-34.]

Вроде бы убедительно. Но давайте зададимся вопросом: а имел ли бы Ницше что-нибудь против того толкования вышеназванных афоризмов, которое дали идеологи германского империализма, если бы знал о нем?

Ответ на это мы найдем с помощью ключа, скрытого в четвертой части «Заратустры».

«Заратустра не ходил еще и часу в горах и лесах своих, как вдруг увидел он странное шествие. …шли два короля, украшенные коронами и красными поясами и пестрые, как птица фламинго; они гнали перед собой нагруженного осла».

Оказалось, что эти короли покинули свои царства, своих приближенных, своих подданных, ибо для них было «лучше жить среди отшельников и козопасов, чем среди нашей раззолоченной, лживой, нарумяненной черни, - хотя бы она и называла себя «хорошим обществом»,- хотя бы она и называла себя «аристократией». Но в ней все лживо и гнило, начиная с крови, благодаря застарелым дурным болезням и еще более дурным исцелителям.

...Все у нас лживо и гнило. Никто уже не умеет благоговеть: этого именно мы все избегаем. Это заискивающие, назойливые собаки, они золотят пальмовые листья.

...мы, короли, сами стали поддельными,...мы обвешаны и переодеты в старый, пожелтевший прадедовский блеск,...мы лишь показные медали для глупцов и пройдох и для всех, кто ведет сегодня торговлю с властью!





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 314 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...