Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

9 страница. Этика юриста –область профессиональной этики,изучающая происхождение и сущность моральных принципов юриста



ЭТИКА ЮРИСТА – область профессиональной этики, изучающая происхождение и сущность моральных принципов юриста.

Предметом юридической этики являются профессионально-моральные отношения юриста с клиентами, коллегами, государством, а также этические принципы и нормы, которые возникают в процессе этих отношений.

Для юриста особое значение имеют такие моральные качества как справедливость и принципиальность, соединившиеся с толерантностью и гуманностью и обретающие специфический смысл в контексте презумпции невинности – принципа, согласно которому любой человек не может быть признан виновным, пока это не доказано в установленном законом порядке.

В условиях рыночного общества из всех юридических профессий особенно проблемной в моральном смысле становится профессия адвоката, который часто входит в противоречие между профессиональными обязанностями, приносящими гонорар, и моральным долгом перед обществом. С. Крылова

ЭТИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ – находящиеся в единстве фундаментальные способы бытия человека в моральном усилии и освоении мира по законам красоты.

Этические и эстетические категории составляют теоретический каркас таких наук как этика и эстетика; эти категории концентрируются в этическом и эстетическом, которые могут быть названы метакатегориями этики и эстетики. Этическое разворачивается прежде всего в категориях добра и зла, морали и нравственности, человечности, справедливости, ответственности, совести. Для эстетического характерны такие категории как прекрасное и ужасное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Категория «красота», которая может быть как внешней, так и внутренней – красотой поступков и отношений – связывает этику и эстетику; таким же статусом, вероятно, обладают категории «свобода» и «любовь»

Основываясь на мере и характере разрешения противоречий человеческого бытия, можно очертить эскиз системы категорий, которая объединяет в себе этические и эстетические измерения.

Нулевой точкой системы выступает драматическое как предельная урегулированность бытия, а потому вненравственность, известная нейтральность по отношению к добру и злу. Вверху располагается добро – гармония, прекрасное, возвышенное, Бог. Внизу — зло — безобразное, низменное, дисгармоническое, дьявол.

Многоликость противоречий драматического (человеческого) и прекрасного, возвышенного, божественного с одной стороны, а также безобразного, низменного, ужасного, демонического — с другой, порождает живую целостность этических и эстетических категорий.

Противоречие человека и сильного добра есть светлая трагедия исторического несовершенства человека и одновременно комизм как попытка снятия этого несовершенства, его понимание и преодоление. Противоречие человека и слабого добра есть трагедия слабости этого добра, а также добрая ирония над ним, помогающая стать сильнее.

Противоречие человека и сильного зла, зла исторически абсолютного, зла укоренившегося в духе времени эпохи и его теле, есть трагедия слабости и одиночества личности; иронизм и комизм здесь предельно ослаблены,
трагедийность гипертрофирована до безысходности; это темная трагедия. Противоречие человека и слабого зла комично по своей сути и в зависимости от возрастания силы зла проходит круги юмора, сатиры и сарказма. Сатирическое и саркастическое как наиболее мощные, уничтожающие зло силы и чувства, темнеют по мере приближения к нему; они наиболее близки по духу и формам проявления ко злу и, как ни парадоксально, зачастую и усиливают его.

Глубинное единство категорий этики и эстетики выражается в категории катарсиса. Катарсис многолик; катарсическое возвышение человека может быть результатом переживания неразрешимости и трагичности отрицающего и творящего смеха — комедийности, может стать результатом созерцания позитивного преодоления трагедийного конфликта не как тенденции, а как реальности, созерцания гармонии победившей. Главное в катарсисе — не специфика способа достижения, мучительность или легкость переплавки негативных аффектов в позитивные, а результат — сотворение целостной личности по законам Истины, Добра, Красоты. Именно поэтому катарсис есть тот рубикон, перейдя который образотворчество превращается в собственно искусство, ибо художественное есть эстетическое, наполненное нравственной идеей и смыслом.

В известном смысле можно утверждать, что катарсис выступает формой перехода низменного в возвышенное, вненравтвенного в нравственное, а потому выступает способом категориального синтеза на пути к гармонии. На этом пути появляется еще одна категория, которая объединяет этику и эстетику – калокагатия, выражающая гармонию внешней и внутренней красоты. Н. Хамитов

ЭТИЧЕСКОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ – основополагающие категории этики и эстетики, выражающие гармонию человеческого бытия и позволяющие осознать его дисгармонию.

Соотнося категории этического и эстетического с категорией «экзистенциальное», очерчивающей уникальность внутреннего мира человека, можно допустить, что эстетическое – это внешне сгармонизированное экзистенциальное, а этическое – это экзистенциальное, сгармонизированное внутренне. Иными словами, эстетическое есть экзистенциальное, сгармонизированное на уровне вкуса, чувств и впечатлений, этическое – экзистенциальное на уровне моральных принципов и поступков.

Вместе с тем, категории этического и эстетического выражают не только состояние внутреннего мира личности, но и характеризуют отношения между личностями, которые формируются по законам внешней и внутренней красоты.

Сравнительный анализ категорий этического и эстетического с категорией «художественное» позволяет сделать вывод о том, что художественное – это единство этического и эстетического в произведении искусства. Н. Хамитов, С. Крылова





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 146 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...