Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

2 страница. Актуальной моральной проблемой медицины является манипуляция пациентом и его родственниками путем сокрытия правильного диагноза или его искаженной



Актуальной моральной проблемой медицины является манипуляция пациентом и его родственниками путем сокрытия правильного диагноза или его искаженной интерпретации, а также разглашения врачебной тайны заинтересованным лицам.

В настоящее время вопросы врачебной этики активизируются в связи со все большей коммерциализацией медицины, когда гуманность и милосердие вступают в противоречие с прагматическими интересами врача как бизнесмена. Особо актуальной является проблема трансплантации человеческих органов, когда их рассматривают как особо выгодный товар.

С. Крылова

Г

ГАРМОНИЯ (греч. harmonia – связь, стройность) – фундаментальная категория эстетики и этики, обозначающая согласованность и соразмерность частей целого, единство многообразного.

Проблемами гармонии философы интересовались с глубокой древности, однако завершенные концепции гармонии появляются лишь в Античности. Пифагорейцы рассматривали гармонию как «согласование несогласного», Гераклит трактует ее как единство борющихся противоположностей, Аристотель видит в гармонии основу любой красоты и существенный признак искусства. В ряде философских систем гармония понимается как присутствие Бога в мире (теория «предустановленной гармонии» Г. Лейбница).

В пространственных видах искусства (архитектуре, скульптуре)гармония выступает в виде пропорциональности, в живописи – как согласованность деталей картины не только по размеру и форме, но и по цвету. Во временных искусствах (художественной литературе) гармония проявляет себя как единство сюжета и стиля, в пространственно-временных (театре, кино) – как единство сюжета, стиля, пространственно-цветовых и музыкальных решений.

В этике понятие гармонии означает прежде всего согласованность и единство в отношениях людей. Гармония человеческих отношений в современной этике трактуется как внутренняя, моральная красота, являясь фундаментальным условием добра, дисгармония в отношениях между людьми осознается как внутреннее безобразие, зло.

Н. Хамитов

ГЕДОНИЗМ – (от греч. hedone - наслаждение) – моральный принцип, согласно которому смысл жизни состоит в получении наслаждений. Можно сказать, что гедонизм – это попытка оправдать наслаждением тяготы жизни. Удовольствие и наслаждение в гедонизме являются критерием морали и способом обоснования добра. Гедонисты ставят проблему следующим образом: «Если моральная жизнь не приносит наслаждения, не аморальна ли она?» С другой стороны, в классическом гедонизме, восходящем к Эпикуру и его ученикам, добро скорее на следствие удовольствия, а его основание.

Гедонизм часто противопоставляется аскетизму. Однако если мы говорим о плодотворных формах гедонизма, в которых наслаждение есть условие самосовершенствования, а не самоцель, и о разумном аскетизме, который не зацикливается на борьбе с наслаждениями ради самой борьбы, эти моральные принципы находятся в глубинном единстве. Разумный гедонист не отбрасывает аскетическое самоограничение, он превращает его в трамплин, морально возвышающий наслаждение, а потому делает его ярче и глубже, освобождая от чувства вины. Не знающий вершин аскетизма, не испытает глубин наслаждения.

Поэтому обыденное представление о том, что гедонизм – это разложение плоти, а аскетизм – наказание плоти, уводит нас от понимания природы и гедонизма, и аскетизма.

Мера гедонизма и аскетизма – творчество; и одновременно это увеличение меры и гедонизма, и аскетизма.

Н. Хамитов, С. Крылова

ГЛАМУРНОСТЬ – понятие, описывающее желание быть предельно красивым и успешным вопреки любым проблемам. Гламурность есть одновременно и эстетический стоицизм – «мужество быть красивым вопреки», – и гедонизм.

Однако отстранение от проблем, особенно от внутренних, превращает бытие гламурного человека в кажимость, делая красоту оберткой нерешенных проблем. По сути, гламурность есть способность лишь казаться предельно красивым и успешным.

И все же у многих есть ощущение того, что гламурность означает не только самоочаровывающее гедонистическое взаимодействие с собой и миром, но и открывает возможность быть успешным – красивого, модно и со вкусом одетого человека скорее примут на выгодную работу, доверятся ему как партнеру. Это действительно так, однако за первоначальными достижениями гламурной личности могут последовать разочарования – подмена бытия кажимостью, делает невозможным предельное волевое усилие и вдохновение, которые есть основа стратегического успеха в профессии и жизни.

Как способность казаться, а не быть, гламурность означает разрыв этического и эстетического в бытии человека. Поэтому гламурность может быть еще определена как доминанта внешней красоты над внутренней в жизненном мире личности. Или иначе: гламурность есть суперкомпенсация недостаточной внутренней красоты красотой внешней.

Как суперкомпенсация гламурность может приводить к предельному эстетическому эгоцентризму, порождающему зацикленность на внешней красоте и успешности, превращение их в окончательные жизненные ценности. В этой ситуации возникает особый «комплекс гламурности». Человек с таким комплексом наполняется нарциссизмом, а потому смотрит на себя «со слишком близкого расстояния». Это приводит к парадоксальной утрате собственных критериев красоты, единственным критерием красоты становится мода. Но человек с «комплексом гламурности» уже не просто модный, он доводит моду до служения и обряда, и в конечном счете до - эстетического абсурда. Предельная гламурность становится уже эстетической маргинальностью, граничащей с девиацией. Поэтому люди с «комплексом гламурности» достаточно часто сталкиваются с ситуацией одиночества, и она становится весьма болезненной, учитывая их желание окружать себя восхищением.

В координатах метаантропологической эстетики, гламурность - это приукрашенное обыденное бытие человека, которое выдает себя за предельное и запредельное бытие. В этом контексте гламурность можно определить метафорой «лакированная обыденность» («глянцевая обыденность»).

В ситуации постмодерна актуализируется феномен, который можно назвать «интеллектуальная гламурность».

(См. также: моральная гламурность).

Н. Хамитов, С. Крылова

ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН – разновидность романа, возникшая в начале ХIX века; характерными чертами которой является и освоение категорий «возвышенное» и «ужасное» в контексте религиозно-мистического мировоззрения.

Героем готического романа часто является личность, бросившая вызов мирозданию, пытающаяся заменить или оспорить его законы. Главные проблемы готического романа – это проблемы свободы и любви, абсолютности и относительности добра и зла, смысла жизни, смерти и бессмертия.

Классическими образцами готического романа являются «Мельмот-скиталец» Р.Ч. Метьюрина и «Скорбь Сатаны» Б. Стокера.

Н. Хамитов

ГРАФИКА (от греч. grapho – пишу) - жанр изобразительного искусства, в котором, в отличие от живописи, идея произведения реализуется чаще всего в виде линий и преимущественно в черно-белых тонах; это порождает особую смысловую контрастность графики.

Главным способом выражения в графике является рисунок, на основе которого могут быть созданы гравюры и литографии. Графику обычно разделяют на станковую (рисунки, которые не имеют прикладного назначения), книжную (журнальную), а также прикладную (банкноты, почтовые марки, дипломы, экслибрисы); однако с появлением персонального компьютера грани между этими разновидностями графики начинают размываться. На стыке графики и живописи располагаются акварель, гуашь, пастель.

Понятие «графика» может быть использовано в качестве метафоры для описания морально отчетливых и ясных отношений между людьми – «графически четкие отношения».

Н. Хамитов

ГРАФФИТИ (от греч. grapho – пишу) рисунки на стенах строений, как правило в мегаполисах, изображающие части человеческих тел (преимущественно лица), а также стилизованные надписи – имена, прозвища, названия популярных музыкальных групп.

Метафорически феномен граффити можно назвать наскальной живописью ХХI века.

Н. Хамитов

ГРАЦИЯ (от лат. gratia – приятность) – особый вид красоты, проявляющийся в легкости, пластичности и утонченности движений и форм. Происходит от общего имени трех греческих богинь, которые олицетворяли все радостное и светлое, – харит, названных римлянами грациями.

В искусстве грациозность – это остроумное и изящное развитие темы, тонкость подходов и трактовок.

В этике грация и грациозность могут быть соотнесены с деликатностью, тактичностью, непринужденностью и легкостью в общении, которые составляют глубинный аристократизм, выходящий за сословные и классовые пределы.

С. Крылова

ГРОТЕСК (от итальянского grottesco – причудливые формы в гротах) – особый способ выражения комического, который отличается острым образным преувеличением, а потому порождает весьма причудливые, фантастические, а порой и ужасные формы. Комическое всегда содержит в себе элементы гротеска, но когда объектом гротеска становятся темные стороны жизни, он покидает сферу комического, обретая трагикомическую и трагическую окраску.

В художественном творчествегротеск применяется в самых разных видах искусства, особенно в литературе и графике. В художественной литературе классические примеры гротеска встречаются у Ф. Рабле, Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, В. Маяковского. В графике гротеск использовали О. Домье, Ф. Гойя, О. Бердслей.

Н. Хамитов

Д

ДАДАИЗМ (франц. dadaism, от dada – конек, дерев. лошадка; детский лепет) – литературно-художественное течение искусства начала ХХ века, которое связывают с протестом против первой мировой войны, выразившимся в иррациональном критицизме, нигилизме и эстетизации инфантильных тенденций в поэзии, прозе, графике и живописи (художники М. Эрнст, Ж. Миро, писатели А. Бретон, Т. Тцара).

Спецификой дадаизма является попытка соединить художественное творчество и жизнь, порой вырождающаяся в особое «художественное хулиганство». Тенденции дадаизма развиваются в сюрреализме.

Можно усмотреть родство течения дадаистов и движения хиппи, развернувшегося в 60-70-х годах ХХ века; на рубеже ХХ и ХХI веков дадаистические тенденции воскресают в феномене граффити.

Н. Хамитов

ДЕКАДАНС (от лат. decadentia - упадок) – тенденция в искусстве конца ХIХ – начала ХХ века, характеризующаяся обостренным индивидуализмом, пессимизмом, безразличием к социальной и политической жизни. Кредо декаданса ярко выразил поэт К. Бальмонт:

“Я ненавижу человечество, и от него бегу спеша.

Мое единое отечество – моя пустынная душа”.

Главный эстетический принцип декаданса – теория “искусства для искусства”. Первоначально декаданс возникает во Франции в начале 80-х годов ХIХ века как литературное течение, представленное прежде всего в творчестве французских поэтов П. Верлена и А. Рембо, а также в России 90-х годов ХIХ века (З. Гиппиус, Д. Мережковский, Ф. Сологуб, К. Бальмонт и др.) В ХХ веке декаданс охватывает и другие сферы художественного творчества – живопись, скульптуру, театр, музыку, кино, более того, становится определенным стилем жизни.

С. Крылова

ДЖАЗ (англ. jazz) – разновидность музыки, основой которой выступает негритянский музыкальный фольклор. Оркестр, который исполняет джаз, состоит из духовых, рояля и ударных инструментов. Главная черта джаза как музыкального направления – импровизация.

В ХХ веке феномен джаза постепенно выходит за пределы музыки. Можно говорить о своеобразном «экзистенциальном джазе» или «джазовых отношениях» – легких, импровизационных, но не всегда предполагающих единство судьбы и цели.

С. Крылова

ДИЗАЙН (от англ. design – замысел, проект, чертеж) – процесс и результат внедрения гармонии в повседневность. В ХХI веке существует дизайн любых сфер повседневной жизни – от бытовой техники, автомобилей, одежды, обуви и причесок до компьютерных игр. Если до середины ХХ века дизайн был чем-то внешним по отношению к функции вещи (узоры на швейной машинке), то для современного дизайна характерно соединение красоты и функциональности или, точнее, растворение красоты в функциональности.

В отличие от искусства, в котором происходит единение эстетического и морального, дизайн есть сугубо эстетическое творчество и восприятие. Поэтому коммерческое изобразительное искусство, часто создаваемое как элемент интерьера, гораздо ближе к дизайну, чем к художественному творчеству.

Понятие «дизайн» совершенно неприменимо к духовной и душевной сфере человека, разве что в метафорическом и ироническом контексте (дизайн отношений и т. п.)

Н. Хамитов, С. Крылова

ДИССОНАНС (от лат. dissonans - несозвучный) – нарушение гармонии, которое проявляется в несоответствии формы и содержания, явления и сущности, идеи и ее воплощения.

В музыке диссонанс – это резкое для восприятия, дисгармоническое созвучие, способное выразить душевный надлом, состояние горя и т.д. Перенасыщенность диссонансами наполняет музыку невротическим характером. В поэзии диссонанс проявляется как вид неточной рифмы.

В моральной сфере понятие “диссонанс” символически выражает отчуждение в отношениях между личностями, а также между личностью и миром.

Н. Хамитов

ДОБРО И ЗЛО – фундаментальные категории этики, описывающие конструктивное и деструктивное отношение личности к себе, другому и миру. В большинстве этических концепций категории добра и зла соотносятся с достойным и недостойным поведением личности, ибо добро и зло всегда являются результатом свободного выбора разумного существа. Это позволяет утверждать, что в природе отсутствуют добро и зло, они появляются с человеком.

Для современного человека самоочевидными проявлениями добра есть здоровье, свобода, любовь. Экзистенциально-психологические оттенки добра выражаются в таких состояниях как радость, полнота жизни, счастье. Самоочевидными проявлениями зла в мире людей можно назвать садизм и мазохизм, которые проявляются в таких состояниях как насилие, жестокость, страдание, несвобода.

Проблемы абсолютности и относительности добра и зла, а также их происхождения, являются важнейшими в истории философии и религии. В разных философских и религиозных системах Запада и Востока эти проблемы решаются совершенно по-разному – от признания потусторонних причин добра и зла (идея Бога и его противника) до понимания ответственности самого человека за все добро и зло в нем и мире (идея кармы, идея конкретно-исторической и индивидуальной обусловленности добра и зла); в пределах первой тенденции добро и зло считаются абсолютными, в пределах второй – утверждается их относительность. В современной этике эти тенденции сложно переплетаются, в пределах одних и тех же учений утверждается как абсолютность, так и относительность добра и зла.

Учитывая, что добро и зло в нашем мире самостоятельно выбираются личностью, обе эти категории в абсолютном выражении можно описать при помощи понятия «саморазвитие» и фундаментальных экзистенциалов личностного бытия – «свобода» и «любовь». Абсолютное добро или абсолютное зло в бытии человека может быть постигнуто только как путь развития личности, эти категории неизбежно антропоцентричны, точнее персоноцентричны.

Добро в своем абсолютном смысле – это путь саморазвития личности, при котором происходит развитие свободы и любви самой этой личности и окружающих, зло – саморазвитие личности, которое осуществляется за счет подавления свободы и любви в себе и (или) в окружающих.

В обыденном бытии человека добро как бытие в любви и свободе реализуется в ограниченном пространстве своей семьи (корпорации, конфессии, государства и т. д.), а потому эгоистически сужается и имеет относительный характер – что является добром для одного человека или сообщества, то может стать злом для другого. Можно допустить, что в предельном бытии человека, творимом волей к познанию и творчеству, а также волей к власти, добро и зло становятся более объективными, ведь добро как созидание естественно проявляет себя в познании и творчестве, а зло – во власти. Но это допущение требует оговорки: если власть становится средством для достижения креативной самореализации человека, она может войти в пространство добра, тогда как познание и творчество, превращенное в средство для достижения власти, чаще всего обращается во зло. В запредельном бытии человека добро обретает полноту единства любви и свободы, ведь само творчество превращается не в создание произведений, а в творение отношений и бытия.

Сравнение категорий этики «добро» и «зло» с эстетическими категориями – «гармоническое» и «трагическое» – приводит к предположению об их соответствии. Однако гармоническое не всегда тождественно добру, ибо возможна дисгармония как порождение новой гармонии, а трагическое – это не всегда зло, ибо может приводить человека и его мир к духовному и душевному очищению – катарсису.

С. Крылова, Н. Хамитов

ДОВЕРИЕ – понятие этики, описывающее отношения людей, которые верят в общие ценности, идеалы, имеют общий опыт и общую судьбу. Доверие – это практическое воплощение веры во взаимодействии людей. В форме доверия вера входит в повседневность и скрашивает его своим присутствием.

Для человека особенно важно доверие близких и социально значимых людей; благодаря этому личность преодолевает свои пределы и поднимается над недостатками.

Доверие – фундаментальное условие плодотворного взаимодействия деловых партнеров. При потере доверия, человек утрачивает темпы развития своего дела, а иногда и само это дело. Доверие есть условие успеха в любом бизнесе, особенно когда он находится в начальной стадии; здесь доверие коренится во взаимном уважении и вере в успех. Однако этого мало, без веры в общие трансцендентные ценности, выходящие за пределы сугубо деловых отношений в кризисных ситуациях партнеры часто утрачивают доверие друг к другу, хотя для этого нет никаких объективных оснований.

Доверие – глубинная основа отношений мужчины и женщины, стержень, без которого распадается семья. Без доверия супругов семья превращается в союз одиноких людей, отчужденных друг от друга. Доверие создает в семье атмосферу свободы и экзистенциальной открытости, а потому помогает развивать отношения, делает их творческими и созидающими. Если отсутствует доверие родителей к ребенку, он растет тревожным и подавленным, у него развивается ощущение своей неполноценности. Недоверие родителей к ребенку порождает недоверие ребенка к родителям, в результате чего возникает отчуждение и желание отстраниться. Подлинное доверие в семье возможно при наличии веры в любовь. Именно такая вера – глубинная основа доверия в семье.

С. Крылова

ДРАМА (греч. drama – действие) – ситуация человеческой жизни, в которой, с одной стороны, обостряются ее противоречия, а с другой –открывается возможность их разрешения в словах и поступках. В отличие от трагедии, противоречия драмы поддаются разрешению в сфере обыденного бытия человека, тогда как трагические противоречия человеческого бытия и осознаются, и разрешаются в предельном и запредельном бытии.

В современной эстетике драма трактуется как род произведений художественной литературы, предназначенных для сценической постановки, в котором личности героев раскрываются через их действия и самостоятельные словесные высказывания в диалогах безповествовательной авторской речи. Авторская речь представлена лишь в ремарках, характеристиках действующих лиц и обстановки сцен. Драма является основой для сценического представления – спектакля, где авторская речь отсутствует совсем. Драма в широком смысле включает в себя такие жанры как собственно драму, комедию и трагедию.

Н. Хамитов, С. Крылова

Ж

ЖИВОПИСЬ – вид изобразительного искусства, темы и сюжеты которого воплощаются с помощью композиции, рисунка и цвета. Технически произведения живописи создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность; для европейской культуры наиболее типичным является использование холста и масляных красок.

В обыденном сознании существует установка, что до ХХ века живопись развивается преимущественно в реалистических формах и лишь современное искусство выходит за пределы реализма в формализм, сюрреализм и т.д.; однако это не совсем так - уже в эпоху первобытного искусства мы встречаем абстрактные изображения, а в Средневековье и в эпоху Возрождения имеют место фантастические сюжеты и образы, порой весьма причудливые и сюрреалистические (И. Босх, П. Брейгель-старший). Другое дело, что в ХХ веке происходит сознательное отстранение ряда живописцев от реализма как мировоззренческой и творческой стратегии, направленной на отражение внешнего мира. Задачей искусства вообще и живописи в частности провозглашается изображение состояний человека (абстракционизм), а также образов и сюжетов бессознательного (дадаизм, сюрреализм). Вместе с тем, реалистические тенденции сохраняются и в ХХ, в ХХI веке - в виде классической пейзажной, портретной живописи и натюрморта.

Н. Хамитов, С. Крылова

ЖИЗНЬ (как категория этики, эстетики и философии экзистенции) – человеческое присутствие в мире в его уникальной временной последовательности и событийности от рождения до смерти.

Человеческая жизнь всегда означает переживание - пропускание мира через себя, а также сопереживание – принятие жизни другой личности в мире как своей; переживание и сопереживание развиваются в мировоззрение и мироотношение.

В критических ситуациях жизнь человека может сводиться к выживанию, когда доминирует инстинкт самосохранения и человек утрачивает способность к сопереживанию, утрачивая себя как этическое и эстетическое существо. Спецификой подлинно человеческой жизни является способность в критических ситуациях сохранить сопереживание и не просто выжить, но и не утратить достоинства и красоты отношений с другими людьми.

В метаантропологии и метаантропологической этике жизнь рассматривается в разных экзистенциальных измерениях человеческого бытия. В пределах обыденного бытия жизнь почти всегда воспринимается цепочкой случайностей, а человек чувствует себя раздавленным переживанием собственной конечности или возмездия за пределами земного существования; часто это приводит к принятию жизни только как естественного процесса самосохранения и продления рода.

В предельном бытии жизнь рассматривается как инструмент достижения власти, а также познания и творчества, что порой означает сознательное отстранение от сопереживания. В запредельном бытиичеловека жизнь как самореализация органически соединяется с сопереживанием, наполняясь любовью и свободой в их единстве.

«Жизнь» - центральная категория биоэтики. Согласно биоэтической концепции, жизнь имеет не только биологическое, но и моральное измерение. Жизнь, особенно человеческая жизнь, не исчерпывается телесностью живых созданий. Это позволяет смотреть на жизнь человека как на постоянно расширяющееся моральное сознание и бытие. Подлинно человеческая жизнь означает не только способность аналитически познавать и прагматически действовать, но также чувствовать, переживать и оценивать как свою собственную бытийность, так и бытийность Другого, и вообще любую бытийность.

(См. также: переживание, сопереживание).

Н. Хамитов, С. Минева

З

ЗАВЯЗКА- событие, которое является началом действия и определяет возникновение конфликта между действующими лицами в художественном произведении или жизни. Завязка – необходимое условие построения сюжета. В масштабных произведениях завязке может предшествовать пролог, в котором повествуется о событиях, являющихся первопричиной действия и конфликта в нем.

Так, действие трагедии «Фауст» И. В. Гете начинается «прологом на небесах» - разговором Бога и Мефистофеля, а уже затем следует завязка – встреча Мефистофеля и Фауста. В романе же С. Моэма «Театр» завязка и пролог совпадают – сюжет открывают начинающиеся любовные отношения между актрисой Джулией Ламберт и другом ее сына.

С. Крылова

И

ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц.impression – впечатление) – направление в искусстве последней трети ХIХ – начала ХХ века, представители которого стремились отразить мир в его изменчивости и подвижности, передать впечатление свежести и непосредственности восприятия жизни.

Импрессионизм зародился в 60-х годах ХIХ века во французской живописи (Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега), а к концу ХIХ века сформировался как направление – прежде всего в пейзажной живописи. К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей в своих пейзажах изображали блеск солнца, вибрации света и воздуха. Для живописи импрессионизма характерно разложение сложных тонов на отдельные цвета, которые накладываются на холст отдельными мазками; оптическое смешение их происходит в глазу зрителя, порождая ощущение внутреннего динамизма и светлой ясности мира. Используя такие средства выражения импрессионисты сумели передать самые тонкие настроения личности и экзистенциальные нюансы отношений.

Помимо живописцев к импрессионистам относят ряд скульпторов (О. Роден, М. Россо, П. Трубецкой) и композиторов (К. Дебюсси, М. Равель). Черты импрессионистического стиля можно найти также в прозе и поэзии конца ХIХ – начала ХХ веков (К. Гамсун, И. Ф. Анненский).

С. Крылова

ИМПРОВИЗАЦИЯ (от лат. improviso – неожиданно) – создание произведения непосредственно в процессе исполнения без предварительной подготовки. Принцип импровизации реализуется чаще всего в музыке, поэзии и театральных постановках.

Музыкальная импровизация характерна для таких известных композиторов как Л. Бетховен, Ф. Лист и М. Глинка. Выраженной способностью к поэтической импровизации обладали С. Пушкин и Н. Некрасов.

Импровизация в сфере человеческих отношений – это реализованная способность к спонтанности и искренности; без импровизации отношения входят в состояние застоя, но в любом застое открытость воли и вдохновения может породить освобождающую импровизацию.

Импровизацию во всех ее формах и измерениях можно определить метафорой: «творение без плана и черновиков».

Н. Хамитов

ИНСАЙТ (англ. insigt – проникновенность, понимание) – состояние внезапного интуитивного озарения, которое нельзя непосредственно вывести из опыта субъекта. Понятие «инсайт» – одно из центральных в интуитивистской теории познания. Гештальт-психология противопоставляет идею инсайта идее постижения мира путем «проб» и «ошибок», присущей бихевиоризму.

Понятие «инсайт» широко используется в разных школах психоанализа, где трактуется как результат коммуникативных усилий аналитика и пациента, направленных на постижение бессознательной причины проблемы. Состояние инсайта может быть у пациента или психоаналитика, тем не менее, настоящий инсайт, который актуализирует личность и освобождает ее от невротических состояний, – это взаимное, «коммуникативное» прозрение. Такой инсайт коррелирует с катарсисом.

Н. Хамитов

ИНТЕЛЛИГЕНТ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛ - фундаментальные жизненные роли творцов культуры, которые поляризируются в ситуации постмодерна.Интеллигент создает духовно-моральные измерения культуры, интеллектуал – преимущественно эстетические и научно-технические.

Если интеллектуал - субъект критического дискурса, ориентированный на ироническое или трагическое вопрошание об истине, то интеллигент - это человек, ищущий истину ради цельности своей личности и плодотворности отношений с миром, его интересует обретение истины, служение истине и способность быть в истине.

Роль интеллектуала принципиально противоположна классическому идеалу мудреца как носителя универсально значимой истины, который является по мнению М. Фуко «индивидуализированной фигурой... самой универсальности", роль интеллигента есть продолжение традиции практической мудрости, оживляющей моральные принципы своей эпохи и создающей новые. Современный интеллектуал не только не работает более в сфере универсального, но и выступает "разрушителем очевидностей и универсальностей" (М. Фуко), тогда как интеллигент самим фактом своего бытия создает новые очевидности и универсальности.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 158 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...