Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

5 страница. На заре первобытного искусства в эпоху палеолита искусство было, по сути, образотворчеством – вместо эстетически цельных произведений создавались лишь



На заре первобытного искусства в эпоху палеолита искусство было, по сути, образотворчеством – вместо эстетически цельных произведений создавались лишь отдельные образы. И одновременно эти образы была чрезвычайно жизненны, что позволяет назвать их образами-мифами.

Можно выделить по меньшей мере пять духовных метаморфоз (революций) человека в стихии первобытного искусства. Скульптурное изображение животных, вероятно возникает раньше живописного и знаменует собой первую метаморфозу первобытного духа. Для перенесения пространства на плоскость нужна уже значительная и совсем иная работа воображения; это уже вторая метаморфоза духа.

Третья после появления живописного образа метаморфоза человеческой духовности - появление магического смысла образа и магического действа с ним. Человек постигает свое собственное время, получает не просто представление о будущем, а картину желаемого будущего. Он переживает свою волю как человеческую волю — выходящую за рамки непосредственного акта деятельности и стремящуюся к к всемогуществу власти над собой и миром. – всеполноте

Четвертая метаморфоза первобытного образотворчества — появление самоценного изображения человека, это происходит, вероятно уже на рубеже палеолита и мезолита – среднего каменного века. Палеолитический художник тоже изображал человека, но менее выразительно, чем животных и как правило, с животными; начиная с мезолита, изображения человека становятся более выразительными и начинают выражать некую идею (магической силы, женственности, магического умения и т.д.)

Вслед за этим осуществляется пятая революция первобытного сознания – явление тотема как идеи происхождения иединства социума. Каждый тотем есть художественный образ-миф, выражаемый в словах и дополняемый изображением для жертвоприношений (рисунком или скульптурой зверя или зверочеловека). Тотем связан с объяснением прошлого, с пониманием человека и общества как становления. Каждый тотем имеет прообразом реальное существо или сущность (животное, растение, луну, солнце) от которого произошел тот или иной род. Наличие тотема изменяет характер образотворчества. Если для палеолитического художника сходство его образа со зверем носит абсолютно-натуралистический характер, ибо чем больше сходство, тем больше успех магического действа, то мезолитический художник создает образ, отрывающийся от прообраза.

Превращение в тотем образа человека знаменует разложение первобытного искусства и мифологии, актуализируя появление религиозных систем, в контексте которых художественное творчество есть лишь исполнителем извне заданных идей, а также светского искусства, в котором главной темой становится человек в его отношении к себе и миру. Н. Хамитов

ПОСТУПОК осознанное действие, результатом которого есть нравственное определение человека. Поступок раскрывает человека в обществе как неповторимую личность. Часто поступок является выходом из предельной ситуациичеловеческого бытия – его кризисного состояния; вместе с тем, он может усиливать предельную ситуацию, превращая ее в предельное бытие.

Поступок является выражением авторства по отношению к собственной жизни, разрушением социальных стереотипов, которые ограничивают личностное развитие. Поэтому поступок может приводить к одиночеству человека, который выходит за пределы традиционных норм, а потому за пределы общения, определяемого этими нормами.

Важно осознание логики взаимодействия поступка и текста в человеческом бытии. Любой поступок также является текстом, поскольку он имеет свою знаковую систему, особые символы. Однако и любой текст принадлежит к сфере поступков – действий, избранных свободной личностью. В результате текст можно определить как поступок, значение которого исчерпывается его символической природой; поэтому он лишь опосредствованно влияет на жизнь.

Понятие поступка может быть сопоставлено с понятием «самосотворение»; тем не менее именно через поступок как самосотворение происходит подлинное сотворение общественной реальности человеческого бытия, которая в своих основах является результатом коммуникации людей, способных на поступки. Н. Хамитов

ПОЭЗИЯ – вид художественной литературы, в котором мир и отношение к нему выражается в экзистенциально насыщенных образах, находящихся в определенной ритмике и мелодике.

В отличие от прозы, где автор действует через героев, в поэзии автор сам является героем. Даже описывая героя, поэт использует его лишь как маску своего Я и символ своих состояний. Это наполняет поэзию удивительной экзистенциальной проникновенностью и вместе с тем, отстраняет от мира. Н. Хамитов

ПРЕКРАСНОЕ – фундаментальная категория эстетики, выражающая гармоничность, значимость и ценность тех или иных явлений по отношению к человеку.

Категория «прекрасное» часто указывает на позитивное превышение ожиданий, коррелируя со словом «удачное» («прекрасное решение», «прекрасный ход»). В отличие от категории «красота», которая относится как к эстетике, так и к этике, «прекрасное» является исключительно категорией эстетики.

Противоположностью прекрасного есть безобразное, которое коррелирует с дисгармоничным. Безобразное абсолютно противостоит прекрасному, с другой стороны, возможны относительные формы прекрасного; то что в одни эпохи называют прекрасным, в другие может утрачивать эстетическую значимость и ценность, воспринимаясь эстетически нейтральным либо даже безобразным. Н. Хамитов

ПРОЗА – развернутое словесное повествование, в котором человек выражает себя и события актуальные для него. В этом смысле прозой может быть назван любой устный или письменный текст – публицистический, научный, эссеистической, художественный. Понятие прозы может быть метафорической характеристикой обыденного бытия человека, лишенного романтической полноты («проза жизни», «прозаическая натура», «прозаические отношения» и т. д.)

В строгом смысле прозу отождествляют с художественной прозой – видом художественной литературы, который описывает мир и человека в мире через отношения и переживания героев литературного произведения. Произведения художественной прозы, как правило, обладают сюжетом, их события слагаются из завязки, кульминации и развязки.

Художественная проза реализуется в самых разных по размеру, степени присутствия автора и эпическому масштабу формах – новелле, рассказе, сказке, повести, романе.

Обычно прозу противопоставляют поэзии, в которой выражаются не столько события и отношения, сколько переживания автора по поводу событий и отношений. В прозе тоже возможны переживания автора, однако они даны не непосредственно, а через переживания героев.

Грань между прозой и поэзией достаточно условна. Многие великие прозаики создавали «поэтическую прозу» (Н. Гоголь, Г. Гессе, Т. Манн), а великие поэты органически включали в поэзию все достоинства прозы (И. В. Гете, А.С. Пушкин, Л. Украинка, А. Блок).

Н. Хамитов

ПРОЛОГ (от prologos - вступление) – понятие эстетики, обозначающее краткое описание событий, являющихся первопричиной действия масштабного художественного произведения и конфликта в нем. В отличие от завязки, в прологе очерчивается не начало действия, а его смысл.

Пролог порой может выступать в качестве самостоятельного завершенного произведения – чаще всего в виде легенды или притчи (Пролог «Ожерелье» в романе У. Ле Гуин «Мир Роканона»). Н. Хамитов

ПРОЩЕНИЕ – категория морального сознания и морального бытия личности, способной в экзистенциальных ситуациях обиды, зависти, ненависти не отвечать тем же. Прощение означает способность отделить зло в поступках личности от самой личности. Это способность принять и понять Другого в сложности и противоречивости его натуры, означающая подлинное великодушие.

Прощение Другого вырастает на основе умения прощать себя. Прощение есть способность зрелой личности понять слабость Другого, осознавая собственное несовершенство.

В христианской этике прощение возможно не только в ситуации раскаяния того, кто сделал зло, оно направлено даже к врагу. Однако раскаяние виновного все же выступает фундаментальным смыслом прощения. Поэтому отсутствие раскаяния после прощения есть грань, за которой акт прощения становится мазохизмом и приводит к повторению зла. Прощение человека, который воспринимает прощение как малодушие, может стать опасным для общества. С. Крылова, Н. Хамитов

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ЭТИКА 1) этика, которая регламентирует отношения психоаналитика и пациента. Главным принципом этой этики есть то, что психоаналитик не имеет права разглашать любые данные о своем пациенте без его разрешения. Этот принцип есть результатом того, что к психоаналитику обращаются психически здоровые люди, которые целиком отвечают за свои действия и, имея адекватность, стремятся обрести аутентичность;

2) этические концепции представителей психоанализа. В ортодоксальном психоанализе З. Фрейда есть выразительная отстраненность от этической проблематики, тем не менее с развитием психоанализа этика становится его составной частью. Эта тенденция проявляет себя в исследованиях А. Адлера, К. Юнга, Н. Кеппе и в особенности в творчестве Э. Фромма, с его противопоставлением биофильной и некрофильной ориентаций как добра и зла. Н. Хамитов Р

РАЗВЯЗКА – важнейший элемент построения сюжета – результат, к которому через завязку и кульминацию пришло развитие конфликта художественного произведения или жизни.

В идеале развязка в произведении искусства есть художественное разрешение противоречий человеческой жизни, которое означает катарсис – нравственное очищение личности.

В художественном произведении развязка может быть законченной, когда автор детально описывает разрешение конфликта, но она может быть и незавершенной, когда читатель сам достраивает возможность разрешения конфликта произведения. Но есть черта, за которой незавершенность развязки порождает переживание безысходности, абсурдности, одиночества и отчуждения человека в мире; такова, например, развязка в поэме А. Пушкина «Евгений Онегин». Н. Хамитов, С. Крылова

РЕАЛИЗМ (от позднелат. realis – действительный) - 1) мировоззренческий принцип, настраивающий личность на четкое отделение желаемого, возможного и действительного; 2) философское направление, признающее существование общих понятий (универсалий) вне сознания (средневековая схоластика); 3)тенденция в искусстве, направленная навыражение реальности, существующей вне искусства.

В ходе развития искусства реализм приобретал самые разные формы проявления. Так, например, критический реализм ХIХ века был направлен на изображение социальных противоречий, подавляющих человека, сюрреализм – на выражение сферы бессознательного, магический реализм, характерный для латиноамериканской художественной литературы ХХ века, изображает личность в контексте осовремененной архаической мифологии, а мистический реализм, появившийся в ХХ веке и развивающийся в ХХI, в художественной форме разрешает противоречия человеческой жизни, создавая иную, трансцендентную реальность.

Плюральность форм реализма в искусстве намекает на относительность самого реализма как принципа; вместе с тем, можно сказать, что архетипической чертой реализма в искусстве есть перенесение центра тяжести не на эстетическое, а на онтологическое, выход за пределы замкнутой на себя художественной саморефлексии в открытость миру. В этом смысле реализм во всех его разновидностях противостоит декадансу с его принципом «искусство для искусства», предлагая принцип «искусство для бытия», который превращает художественное творчество в особое бытие и жизнь.

Истинный реалист не копирует эмпирические проявления своего времени, а изображает и одновременно создает дух времени. Это возможно лишь тогда, когда художник настроен разрешать противоречия жизни в своем творчестве, и в конце концов выходит к осознанию и разрешению в своем творчестве основного противоречия своего времени. На этом пути художник становится философом, и, постигаемый все глубже, дух времени передает ему глубинную энергию для собственного изменения, превращающую талантливую индивидуальность в гениальную личность. Н. Хамитов

РОМАН – основополагающий жанр прозы, обладающий эпическим масштабом и разнообразием сюжетных линий, в которых происходит развитие личностей и отношений.

Классический роман, сформировавшийся в ХIХ веке, характеризуется ясно различимым конфликтом героев, что приводит к сюжетной определенности в завязке, кульминации и развязки (А. Дюма, Г. Флобер, Ш. Бронте, О. де Бальзак). В романе, как ни в одном другом проявлении художественного творчества, возможна реализация искусства как философии, философского искусства; авторами классических философских романов могут быть названы В. Гюго, Г. Гессе, Л. Толстой, Ф. Достоевский.

В начале ХХ века появляется неклассический роман, роман «потока сознания», переводящий конфликт между героями в конфликт героя и мира, что означает размывание четкости сюжета и, по сути, знаменует появление романа-исповеди, романа-эссе (Д. Джойс «Улисс»). Однако появление неклассического романа вовсе не означает исчезновение классического, в ХХI веке они сосуществуют; более того, именно классические сюжетные романы являются бестселлерами и в ХХ, и в ХХI веках.

Рассматривая проблему основополагающего критерия талантливости и гениальности в области романистики, можно предположить, что этим критерием является внутренняя свобода героев, которые являются не характерными иллюстрациями идей и принципов автора, а обретают жизнь и личностное достоинство. Просто роман описывает характеры, великий роман описывает судьбы. Н. Хамитов

РЕСЕНТИМЕНТ (от фр. ressentiment - мстительность) – мстительная зависть менее свободных и реализовавшихся людей к более свободным и реализовавшимся.

Понятие ресентимента впервые концептуализирует Ф. Ницше. Он описывает ресентимент как чувство раба по отношению к господину. Ресентимент означает соединение злобы, страха, враж­дебности и ненависти, душевное самоотрав­ление, проявляющееся в мстительнос­ти и зависти, которые возникают на почве переживания бессилия от невозможности изменить свое положение. Подобное бессилие приводит к тому, что вместо открытого восстания против гос­подства аристократов происходит создание особой «морали рабов», которая противоречит эволюционному процессу. В философии Ф. Ницше ресентимент выступает движущей силой в процессах трансформации морали.

В работе М. Шелера "Ресентимент в структуре моралей" ресентимент осознается "как блуждаю­щая во тьме души затаенная и независимая от активно­сти Я злоба, которая образуется в результате воспроиз­ведения в себе интенций ненависти или иных враждеб­ных эмоций и, не заключая в себе никаких конкретных намерений".

В метаантропологии, метаантропологической этике и метаантропологической эстетике ресентимент может быть осознан как феномен преимущественно обыденного бытия человека, который порождается не столько внешними обстоятельствами, сколько экзистенциальным настроением жалости к себе. Ресентимент трансформируется при переходе личности к предельному и запредельному бытию. Однако если в предельном бытии меняются его проявления, то в запредельном – сама его суть.

В предельном бытии под воздействием воли к власти ресентиментные состояния превращаются в действия - нереализованная жажда мести становится практикой мести. Ресентимент трансформируется в реваншизм. Однако ресентимент, поднимающийся волей к власти над бессилием, порождает новое бессилие – когда носитель воли к власти сталкивается с непреодолимыми обстоятельствами и носителем еще большей воли и власти. Получаем обратный переход реваншизма в ресентимент, который создает их своеобразную диалектику, подавляющую личность.

Еще две воли, порождающие предельное бытие - воли к познанию и творчеству приводят к символическим трансформациям ресентимента в науке и искусстве, которые лишь усыпляют, но не меняют его природу. И лишь воли к любви, свободе и толерантности, созидающие пространство запредельного бытия, окончательно освобождают личность от ресентимента.

В этом контексте возникает возможность соотнести феномен ресентимента с концептуализированными З. Фрейдом феноменом сублимации, насквозь пронизывающем обыденное и предельное бытие человека. Сублимация, как результат невозможности непосредственного воплощения желания, неизбежно сопровождается глубинными переживаниями бессилия, зависти и мести. Отсюда сублимативное творчество в той или иной степени всегда есть ресентиментное творчество. И лишь творчество, рожденное процессом катарсизации - основанное на экзистенциально-мировоззренческом и нравственном очищении вытесненных в глубину Я травм и комплексов – выводит личность за пределы ресентиментных переживаний. Н. Хамитов

С

СВЯТОСТЬ – предельное и запредельное проявление душевности, когда она соединяется с духовностью. В большинстве культур святость – высшее самопожертвование в служении идее, которое соединяется с проявлением альтруизма по отношению к Ближнему и Дальнему. В ряде культур акцент делается на способности преодолеть свои пороки и страсти, обуздать сексуальность. В христианской этике святость – это прежде всего способность возлюбить окружающих, даже врагов.

Святость — этовласть любви и непротивления злу насилием, проявляющаяся в стихии поступка и меняющая мир. Святость как предельная и запредельная душевность соединяет дух и материю, снимая их трагическую противоположность. И вместе с тем она есть образ и символ максимального разрыва духа и материи в нашем мире. В этих противоположных определениях выявляется истина святости — она есть намек на совершенно иные отношения душевного начала с духовным и материальным миром.

С позиций метаантропологии и метаантропологической этики, святость трактуется в контексте понимания единства героизма, гениальности и святости как экзистенциальной основания Богочеловека. Святость морально просветляет мужественность как устремленность к героическому и гениальному. В святости душевность поднимается от жалости к любви, очищая и возвышая героизм как духовность, замкнувшуюся во власти над телесным, до гениальности. Она выступает одухотворяющим и одушевляющим освобождением героизма. Вместе с тем, соединяясь с гениальностью в своих запредельных проявлениях, святость порождает особый способ трансцендирования на пути к Богочеловеку. Н. Хамитов

СКАЗКА — архетипический жанр фольклора, эпическое произведение преимущественно прозаичного характера, в котором подаются фантастические события, намекающие на коллизии эмпирического мира и образно-символически разрешающие их. Фундаментальной чертой сказки есть моральная прозрачность и экзистенциальная завершенность – имеем четко выделенные завязку, кульминацию и развязку. В результате в сказке сохраняются и восстанавливаются архетипы культуры.

На границе ХVIII – XIX столетий романтиками развивается жанр авторской или литературной сказки. У классиков жанра (Х. К. Андерсен, Э. Т. А. Гоффман, А. С. Пушкин) встречаем глубокую философскую символику. В XX ст. появляются феномены повести-сказки и романа-сказки (Л. Керрол, Д. Р. Р. Толкиен, Н. Носов), которые имели огромное влияние на становление гуманитарной элиты.

В отличие от мифа, сказка изображает не макрокосмические события, а экзистенциально-личностные, а от легенды отличается тем, что сосредоточивается не на эмпирических фактах и их фантастическом объяснении, а на фантастическом воспроизведении и онтологизации внутреннего мира человека; это создает особую сказочную реальность, переживание которой может вызывать катарсис. Отличие сказки от притчи – в четком сюжете и образах, которые не являются лишь символами идей. Н. Хамитов

СМЕХ – экзистенциальное состояние, в котором реакция человека на комическое достигает своего максимума. При этом смех может выражать как оптимистическое, так и пессимистическое переживание действительности. Смех, как и способность к мышлению и творчеству, отличает человека от животного. Аристотель выделяет низшую и высшую формы смеха: смех тела, рожденный ощущением здоровья, и смех ума.

В зависимости от глубины человеческой натуры смех может вызываться совершенно разными причинами; в зависимости от этого сам смех приобретает разные экзистенциальные оттенки: он может быть грубым и однозначным (хохот), язвительным (хихиканье), многозначительным (иронический смех). Смех, рожденный радостью (смех от души), обладает освобождающим действием; смех же, возникающий в результате злорадства и зависти или подражания приводит к усилению разрушительных состояний в глубине Я.

Смех чаще всего возникает при восприятии шуток, острот, анекдотов. З. Фрейд считал, что чувство смешного в этом случае возникает потому, что шутки и остроты обладают способностью обходить барьеры, которые культура возвела в психике человека. В смехе человек выражает удовольствие от быстрой разрядки внутреннего напряжения. Н. Хамитов, С. Крылова

СОВЕСТЬ – категория этики, обозначающая состояние страдания, неловкости и дискомфорта при уходе от ответственности перед собой, другим человеком или обществом. Пробуждение совести означает глубинное недовольство собой. При этом ее отличие от досады в том, что такое недовольство вызывается не утраченной возможностью, а нарушением морального запрета или изменой себе. Состояние совести в отличие от страха не предполагает ожидание внешнего наказания, это внутреннее наказание.

Можно выделить три экзистенциальные разновидности совести – «совесть-тревога», «совесть-обвинение» и «совесть-успокоение». В первом случае состояние совести удерживает человека от измены себе и разрушительных поступков, во втором случае – наказывает за них, вызывая раскаяние. Совесть-успокоение, называемая в обыденной речи «чистая совесть» весьма относительное состояние, возникающее после раскаяния, ее относительность особенно остро переживается в христианской культуре.

Сравнивая совесть во всех ее экзистенциальных ипостасях и стыд, можно предположить, что стыд – реакция на нарушение более поверхностных запретов – архаических или сугубо эстетических.

Э. Фромм разделяет совесть на авторитарную и гуманистическую. Авторитарная совесть – это «голос внешнего авторитета», авторитета родителей, государства, любой значимой личности. Она может быть отождествлена с фрейдовским понятием «Сверх-Я». Гуманистическая совесть, согласно Э. Фромму, это наш «собственный голос, не зависимый от внешних санкций и поощрений». Н. Хамитов, С. Крылова

СОПЕРЕЖИВАНИЕ -принятие жизни другого человека как своей, фундаментальное качество зрелой личности. Сопереживание рождается на основе способности к переживанию - пропусканию мира через себя, как правило в контексте драматических или трагических событий.

Но если переживание касается прежде всего собственных проблем, то сопереживание возникает при обострении проблем Другого. Поэтому переживание можно трактовать прежде всего как эстетическую категорию, а сопереживание - как категорию этики. Вместе с тем, грань между переживанием и сопереживанием очень тонка – переживание за судьбу своей страны, народа, человечества, по сути, является уже сопереживанием.

Более того, в любом глубоком и искреннем переживании себя и за себя («переживание отчаяния» и т. п.) скрыта возможность сопереживания как переживания за Другого. Истинное переживание эстетически и морально углубляет внутренний мир человека, открывая сопереживанию и выводя за пределы эгоцентрической замкнутости.

Человек, неспособный к сопереживанию, неизбежно попадает в ситуацию внутреннего одиночества. Однако есть черта, за которой сопереживание может превращать человека в жертву и даже делать его мазохистом, уводя в новые измерения одиночества. Чаще всего это происходит в пространстве обыденного бытия человека, когда сопереживание превращается в жалость. Напротив, в предельном и запредельном бытии человека осуществляется эволюция сопереживания, когда оно совершает прорыв от жалости к любви. Н. Хамитов, С. Крылова

СПРАВЕДЛИВОСТЬ – этическая категория, обозначающая отношение к человеку и миру на основе представлений о правах человека. Справедливость реализуется в действиях, определяемых пониманием должного. Фундаментальной особенностью справедливости есть объективная оценка поступков и принятие ответственности за них.

В архаических обществах справедливость – это следование традициям и наказание за их нарушение. Для культуры индуизма справедливость олицетворяется в идее кармы – в законе воздаяния в последующей жизни за недостойные поступки жизни нынешней. В большинстве древнекитайских религиозно-философских систем справедливость – это следование естественному порядку вещей, выраженному в «Дао» — гармонии энергий « Ян » и « Инь ». Для Конфуция справедливость является наградой за добродетель (дэ), в обществе она проявляется как благопристойность (ли).

В философии Платона – справедливое устройство общества заключается в четком разделении на три сословия: философов-правителей, воинов, а также ремесленников и земледельцев – каждый человек в зависимости от способностей должен занять свою ступень. В средневековой философии речь идет о божественной справедливости, которая выражается прежде всего в том, что праведников ожидает рай, а грешников – ад.

Новое время соединяет понятия справедливости и равенства, что в ХХ — ХХI веках трансформируется в идею равенства всех перед законом, а также равных возможностей в получении образования и профессиональной реализации. Такое понимание справедливости породило концепт «социальной справедливости», содержание которого значительно варьируется в разных культурах и странах. Вряд ли может быть выведена однозначная «формула справедливости», понимание справедливости и несправедливости в каждом конкретном случае требует индивидуального подхода.

Осознавая экзистенциальные мотивы призывов к борьбе за справедливость, можно предположить, что они весьма многообразны, но основополагающими являются месть или любовь. Первый мотив порождает разрушительное движение за справедливость, второй – плодотворное.

Н. Хамитов, С. Крылова

СУДЬБА – всеобщий экзистенциал человеческого бытия, выражающий фундаментальные условия и возможности человека и его мира. Фундаментальный концепт экзистенциальной и метаантропологической этики.

Судьба всегда рождается при встрече внешнего и внутреннего мира человека. Судьба – это вектор, определяющий весьма вероятные события жизни, но этот вектор всегда может быть изменен творческим усилием человека. Понятие «судьба» может описывать как индивидуальное, так и коллективное бытие (судьба народа, судьба страны).

Две крайние позиции по отношению человека к идее судьбы обозначаются понятиями «волюнтаризм» и «фатализм». Объявление судьбой собственной воли порождает волюнтаризм, подчиненность судьбе как внешней слепой силе – фатализм.

В трактовке судьбы к волюнтаризму близок субъективный идеализм, а к фатализму – объективный идеализм и материализм. Преодоление крайностей волюнтаризма и фатализма возможно в персонализме, где судьба осознается как сотворчество человека и Бога, совпадая с предназначением и миссией.

В религиозном мировоззрении человека культур индуизма и буддизма судьба воспринимается как воздаяние за прегрешения или достижения прошлого, определяемое законом кармы. Человек христианской культуры видит в судьбе волю Бога, которую стоит воспринимать как кару или награду.

Н. Хамитов

СЧАСТЬЕ – переживание высшей полноты и осмысленности бытия, состояние радости от того, как складывается жизнь. Иными словами, счастье есть переживание реализации смысла жизни. Категории «смысл жизни» и «счастье» можно соотнести с категориями «возможность» и «действительность».

Исходя из учения Сократа, счастье есть процесс свободного познания себя и мира в диалоге с другими людьми. Платон видит смысл счастья человека в постижении мира идей и соединения с ним бессмертной души, счастье для общества – это справедливость. Эпикур осознает счастье как отсутствие страдания – в успокоении, которое является результатом достижения самодостаточности и отстраненности от жизни общества, отсюда жизненное кредо: «Прожить незаметно».

Счастье для Августина Блаженного – в достижении человеком состояния любви к Богу и преодолении той части личности, которая растворилась в земном. М. Фичино понимает счастье как слияние человека с Богом в творческом акте. Г. С. Сковорода видит счастье в «сродном труде» людей, в их душевном и духовном взаимодействии.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 194 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...