Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

4 страница. Кульминация – это предельная ситуация, которая может стать предельным бытием, порождая новую гармониюзапредельного бытия,но после нее возможно и возвращение



Кульминация – это предельная ситуация, которая может стать предельным бытием, порождая новую гармонию запредельного бытия, но после нее возможно и возвращение человека в обыденное бытие, когда конфликт вытесняется, так и не разрешившись. Для некоторых личностей возвращение в обыденность после кульминации равносильно смерти. В этом смысле показателен финал романа Л. Толстого «Анна Каренина», когда героиня оканчивает жизнь самоубийством.

Критерием подлинности кульминации является состояние катарсиса, которое приходит вместе с развязкой, завершающей кульминацию. Н. Хамитов, С. Крылова

М

МЕТААНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА – направление в эстетике, рассматривающееэстетические категории в обыденном, предельном и запредельном бытии человека; эстетическое учение, развивающееся в русле методологии и мировоззрения метаантропологии.

Согласно положениям метаантропологической эстетики, в обыденном бытии человека эстетические категории определяются доминирующими в нем волей к самосохранению и волей к продлению рода, изучение их специфики порождает эстетику обыденного бытия. В предельном бытии эстетические категории детерминируются волей к власти и волей к познанию и творчеству; специфику эстетических категорий в предельном бытии изучает раздел метаантропологической эстетики, который может быть определен как эстетика предельного бытия или экзистенциальная эстетика. Своеобразие эстетических категорий в запредельном бытии с определяющей его волей к свободе, любви и толерантности исследует эстетика запредельного бытия, которую можно назвать трансцендентальной эстетикой.

Спецификой метаантропологической эстетики в области философии искусства является трактовка искусства как художественного разрешения противоречий человеческой жизни. Постановка проблемы целостной системы разрешения трагических противоречий человеческого бытияхудожественный феномен трансцендентного. порождает такой фундаментальный концепт метаантропологической эстетики как

(См. также: метаантропология, метаантропологическая этика).

Н. Хамитов

МЕТААНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА – разделэтики, изучающий трансформацию этических категорий в обыденном, предельном и запредельном бытии человека.

В обыденном бытии категории этики сопряжены с волей к самосохранению и продлению рода, в предельном – с волей к власти, а также с волей к познанию и творчеству, в запредельном – с волей к любви, свободе и толерантности.

Если рассмотреть такую категорию этики как «мораль», то в обыденном бытии мы наблюдаем мораль зависимого человека, мораль, которую Ф. Ницше назвал моралью рабов. В предельном бытии мы получим мораль властного человека, ту, что Ф. Ницше назвал моралью господ, или мораль познающего и творящего человека, отчужденного от близких людей своими артефактами. В запредельном бытии возникает мораль свободного и любящего человека. Именно мораль в запредельном бытии – это не голос страха и зависимости, а голос совести и любви.

Метаантропологическая этика дает возможность диалектического рассмотрения той или иной категории этики. Это специфически метаантропологическая диалектика, показывающая трансформацию этических категорий от обыденного к запредельному.

Важнейшими концептами метаантропологической этики являются «красота поступков» и «красота отношений», которые знаменуют экзистенциально-эстетический поворот в этическом знании.

Н. Хамитов, С.Крылова

МЕТААНТРОПОЛОГИЯ (от мета – над и антропология –наука о человеке) учение о пределах бытия человека, его экзистенциальных измерениях, условиях коммуникации в этих измерениях и архетипических основах культуры.

Метаантропология как понятие появляется уже у позднего М. Шелера в контексте осознания возможностей трансцендирования человека за «пределы жизни» – в духовное пространство, в котором человеческое соединяется с божественным, а человек превращается в партнера (Mitbildner) Творца. Независимо от М. Шелера понятие «метаантропология» было предложено американским философом и культурологом Д. Бидни (Bidney), который трактует метаантропологию как теорию, которая изучает проблемы природы человека, культурной реальности, а также феномены мифа и мифологии.

В современной украинской философии метаантропология является одной из тенденций развития философской антропологии, прежде всего э кзистенциальной антропологии Киевской мировоззренчески-антропологической школы итрактуется прежде всего как теория обыденного, предельного и запредельного бытия человека, а также фундаментальных тенденций эволюции человека и человечества и связанных с ними коллизий. (См.: Хамитов Н. Философия человека: от метафизики к метаантропологии). На этой основе возникают метаантропологическая этикаметаантропологическая эстетика. и

Учитывая то, что проблема измерений человеческого бытия, а также коммуникации характерна для философской антропологии, экзистенциализма и персонализма во всех их разновидностях, закономерным будет вывод, что метаантропология интегрирует подходы философской антропологии, экзистенциализма и персонализма.

Метаантропология есть философской антропологией времени фундаментального антропологического кризиса – начиная от его экологических аспектов и заканчивая аспектами ментально-политическими. В этом плане метаантропология выступает антропологией взаимопонимания, антропологией толерантности – системой идей и концептов, благодаря которым происходит осознание невозможности достичь преодоления антропологического кризиса современности через монологические и самодовлеющие метанаративы. Метаантропологический дискурс является выходом за пределы замкнутых метанаративних структур в человеческом бытии, которое отвечает реалиям эпохи постмодерна.

Метаантропология может быть разделена на персоналистическую и коммуникативную. Персоналистическая метаантропология исследует человеческое бытие в экзистенциально-личностных измерениях – обыденное, предельное, запредельное бытие; коммуникативная метаантропология изучает условия и логику коммуникации между разными человеческими сообществами – в том числе этноантропологическими. Поэтому коммуникативная метаантропология с необходимостью становится этноантропологией – учением об экзистенциальной неповторимости этносов и возможности коммуникации между ними, учитывая эту неповторимость. Кроме того, этноантропология как метаантропология является наукой об условиях коммуникации этноса и личности во всей ее экзистенциальной полноте, выходя тем самым на актуальную проблему современности – проблему прав человека.

Персоналистическая и коммуникативная тенденции метаантропологии соединяются в метаантропологии пола, которая изучает мужское и женское как духовное и душевное. Метаантропологический подход открывает для философии полапонимание причин внутреннего одиночества мужчины и женщины и возможности гармонии между ними на уровне целостного духовно-душевного взаимодействия. Все это делает метаантропологию методологической и мировоззренческой основой актуализирующего психоанализа и андрогин-анализа.

(См. также: метаантропологическая этика, метаантропологическая эстетика).

Н. Хамитов

МИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ – направление в искусстве ХХ – ХХI веков, которое в художественной форме разрешает противоречия человеческой жизни через создание трансцендентной реальности.

Впервые термин «мистический реализм» был концептуализирован в работе Н. Хамитова «Освобождение от обыденности: искусство как разрешение противоречий жизни». Тенденции мистического реализма наблюдаются уже в феномене готического романа. Одними из очевидных проявлений мистического реализма в ХХ – ХХI веках является художественная литература и кино в жанрах «фэнтези» и мистического триллера.

С. Крылова

МИФОЛОГИЯ – чувственно-образная реальность, в которой разрешаются трагические противоречия человеческого бытия и через переживание катарсиса создается новый гармонический мир. Это предопределяет специфическое влияние мифологии на сознание и бессознательное человека. В отличие от философии, в мифологии духовное разрешение трагических противоречий человеческого бытия воспринимается не символически, а онтологично, поэтому в мифологии нет критического отношения к своим основаниям.

Исходя из того, что в мифологии происходит разрешение трагических противоречий человеческого бытия, она есть не только исторически первый тип человеческого мировоззрения и мироотношения, но и вечный признак человеческого бытия. Мифология состоит из мифов, которые являются специфическими художественными произведениями, вызывающими катарсические переживания у определенного сообщества людей.

Рационально-символическую интерпретацию мифологии можно определить как философию мифологии. Ее зародыши встречаются уже в Упанишадах. В Античности почти все философские школы возникают как рациональная трансформация мифологии. Просветители рассматривали мифологию как совокупность предрассудков, которые дают неадекватное представление о мире. Объектом фундаментального философского анализа в европейской культуре мифология становится в эпоху романтизма. Особый вклад в учение о мифологии сделали немецкие романтики как гейдельбергской, так и енской школы. Ф. В. Й. Шеллинг рассматривает мифологию как феномен, в котором разрешается противоречие природы и искусства.

Во второй половине ХIХ столетия развиваются две фундаментальные школы исследования мифологии – лингвистическая и эволюционистская. Первая ориентируется на сравнительно-историческое языковедение и изучает мифологию как способ организации языка и одновременно ее предпосылку, вторая рассматривает мировоззренчески-психологические основания возникновения мифологии, выводя ее из анимистического мироотношения.

С именем Д. Фрезера связано возникновение ритуальной школы исследования мифологии, в пределах которой мифология понимается эстетическим обоснованием магического ритуала. Б. Малиновский приписывает мифологии функцию поддержания традиций племенной культуры. Л. Леви-Брюль трактует мифологию как объективацию «дологического» мышления первобытного человека; в противоположность этому К. Леви-Стросс выдвигает структуралистскую теорию мифа, фундаментальным концептом которой есть утверждение о специфической логике мифологии. Последняя тенденция развивается в творчестве Э. Голоссовкера. А. Лосев трактует мифологию не просто как факт архаического сознания, а как высшее проявление творческих способностей человека, которое может проявиться в любую эпоху. Одной из наиболее влиятельных в ХХ столетии есть психоаналитическая концепция М. З. Фрейд и его последователи усматривают в мифологии культурное оформление сублимированных бессознательных желаний; К. Юнг трактует мифологию как проявление архетипов коллективного бессознательного.

В метаантропологии мифология осознается как сфера трансцендентного культуры. Мифология понимается той реальностью, в которой трагическое существует уже в идеально-снятом виде. Мифология — это тот мир, в котором трагическое становится невозможным. Бесспорно, мифология имеет собственные трагические противоречия, но они настолько далеки от трагических противоречий культуры, что по отношению к ним выступают гармонией. Мифология порождается культурой и одновременно порождает ее, наполняя все сферы бытия человека той сакральной полнотой и возвышенностью, без которых культура просто не существует. Мифология очеловечивает человека, наполняя его стремлением достичь невозможного, того, что в принципе отсутствует в обыденном бытии.

Н. Хамитов

МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ – фундаментальные категории этики. Осознание добра и зла, достойного и недостойного, прекрасного и безобразного в поступках и отношениях составляет мораль общества, а жизненная реализация этого осознания – нравственность.

Многие современные этики полагают, что мораль и нравственность практически синонимичные понятия. Действительно, часто можно услышать выражение «моральное поведение», «нравственное поведение» в одном и том же контексте, применительно к одним и тем же ситуациям. Но в отличие от слова «мораль», которое близко к понятию «смысл» («мораль сей басни такова…»), слово «нравственность» ближе к понятию "нрав". Уже одно это позволяет предположить, что нравственность – это нечто стихийно жизненное, проявляющееся в повседневном поведении и характеризующее сообщество людей, тогда как мораль – характеристика личности.

Проблему различия морали и нравственности достаточно четко поставил Гегель в работе «Философия права». Он выражает понятия «морального» и «нравственного» через понятие «воля». Моральное – это субъективная воля, нравственность – это воля, воплощенная в отношениях и общественном взаимодействии людей, воля, преодолевшая свой субъективный характер. В этом смысле моральное можно трактовать как возможное, а нравственное – как действительное. Отсюда понятно, почему Гегель в «Философии права» часть «Моральность» структурирует в разделах: «Умысел и вина», «Намерение и благо», «Добро и совесть», а часть «Нравственность» разбивается на разделы «Семья», «Гражданское общество» и «Государство».

Однако мораль лишь в известном смысле можно трактовать как характеристику личности, а нравственность – как характеристику общества. Ведь возможна мораль некоего общества и его нравственность, а также мораль и нравственность личности.

Н. Хамитов, С. Крылова

МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ – совокупность правил, по которым личность живет в соответствии с представлениями о добре и зле. Именно принципы морали не дают человеку совершить предательство, сделать подлость, пойти против совести.

Моральные принципы личности есть особенное выражение (а иногда и развитие) моральных принципов той или иной культуры, чаще всего выраженных в виде заповедей религиозной этики, которые в свою очередь выводимы из морального императива той или иной культуры, религии, эпохи. В христианской этике моральные принципы основаны на библейских заповедях, вытекающих из моральных императивов: «Не делай другому того, чего не желаешь себе» и «Возлюби ближнего и даже врага».

Моральные принципы личности порой вступают в противоречие с ее интересами, ибо интересы, как правило, выражают материальные и эгоистические потребности, а моральные принципы – потребности духовные. При этом реализация интересов вопреки принципам часто происходит в очень узких пределах.

Представим человека, который во имя карьерных интересов изменил моральным принципам, участвуя в заговоре несправедливого увольнения своего коллеги. Совершая это, чтобы угодить начальнику, от которого он зависит, он получает немедленный тактический результат, но при этом обретает репутацию ведомого, беспринципного человека, репутацию, которая стратегически тормозит его карьеру. Еще одним примером может быть политик, который во имя власти жертвует своими моральными принципами, на словах заявляя об отстаивании принципов; это тайное противоречие рано или поздно раскрывается или разрушает политика изнутри, забирая власть.

Все это позволяет сделать вывод, что инфантильная личность, которая живет исключительно интересами, не зная моральных принципов, в результате никогда не может добиться полнокровного удовлетворения своих интересов, ибо не получает должного авторитета, а потому и социального статуса, необходимого для реализации интересов. Однако фанатическое служение принципам, при отрицании интересов и потребностей, есть обратная сторона инфантильности, и оно так же отрицает реализацию человека в обществе.

Зрелая личность способна преодолеть крайности во взаимодействии интересов и принципов. Стремясь не изменять принципам во имя интересов, зрелая личность всегда находит гармонию между ними. Это происходит потому, что для нее моральные принципы - это осознанный мировоззренческий выбор определенных моделей поведения и бытия в обществе, а не схемы, навязанные извне.

Если человеку удается жить согласно осознанным моральным принципам, составляющим необходимую часть его мировоззрения и мироотношения, он уважает себя сам и пользуется уважением окружающих, а потому обретает честь и достоинство, приносящие авторитет и стратегически высокий социальный статус.

(См. также: категорический императив, моральный императив).

Н. Хамитов, С. Крылова

МОРАЛЬНЫЙ ИМПЕРАТИВ (лат. imperative - повелительный) – основополагающий принцип этической системы, определяющий все другие ее принципы.

В начале человеческой истории доминирующим моральным императивом выступает принцип безусловной верности своему мировоззрению и мироотношению и отрицание любого другого, которое переживается как чужое; это делает его принципом морального недоверия к другому; по сути, такой императив означает: «Относись к другому как к потенциальному врагу», что не только оправдывает упреждающую агрессивность, но и делает ее добродетелью. Этот принцип заменяется принципом талиона, который можно осознать как принцип возмездия. В Ветхом Завете такой принцип получает определение «око за око, зуб за зуб»; иными словами, его можно определить в виде формулы: «Относись к другому так, как он относится к тебе». Данному принципу противостоит так называемое «золотое правило морали», которое в этике Конфуция определяется как принцип «взаимности» или взаимного уважения: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

В христианской культуре «золотое правило морали» часто звучит в таком виде: «Относись к другому так, как ты бы хотел, чтобы он относился к тебе»; больше того в христианстве призыв к уважению другого и его свободы перерастает в провозглашение обязательности любви к другому: «Возлюби ближнего и даже врага». В результате моральный императив христианства становится не только принципом прощения, но и принципом доверия к другому.

Понятие морального императива было всесторонне концептуализировано в этике И. Канта, выделяющего гипотетические императивы, которые являются условными и категорический императив – безусловный. Согласно И. Канту, категорический императив может и должен быть всеобщим, т.е. иметь форму закона, согласно которому человек всегда должен поступать так, чтобы желать превращения своего личного морального принципа во всеобщий. Это происходит потому, что в эпоху Просвещения человек западного мира автономизируется и отчуждается от трансцендентного; он отчуждается от веры в Бога как Абсолютного Субъекта, который олицетворяет все законы мироздания, в том числе и моральные. Кантовский категорический императив есть попытка вывести объективный моральный закон только из человека и его коммуникации с другими людьми, не прибегая к трансцендентным основаниям.

В этике И. Канта есть и более содержательно выраженное определение категорического императива: "относись к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели и никогда только как к средству". У Ф.В.Й. Шеллинга эта формулировка приобретает более лаконичное звучание: «относись к другому как к субъекту, а не объекту». В ХХ веке в персонализме этот моральный принцип наполняется не только онтологическим, но и экзистенциальным смыслом: «относись к другому как к личности, а не объекту манипуляций»; при этом делается акцент на взаимном единении свободных людей, а не на абстрактном уважении границ их свободы. Такой принцип ложится в основу экзистенциального психоанализа и экзистенциальной психологии, а также андрогин-анализа.

Согласно метаантропологической этике, в обыденном, предельном и запредельном бытии человека могут быть актуализированы совершенно разные императивы морали. Это объясняет плюральность моральных императивов в бытии современного человека. Вместе с тем, можно сделать вывод о том, что в начале ХХI века целый ряд моральных императивов основаны на концепте «красота отношений». (См. также: категорический императив, моральные принципы). Н. Хамитов, С. Крылова

МОРАЛЬНЫЙ УЩЕРБ – понятие этики и юриспруденции, обозначающее ситуацию ущемления прав, чести и достоинства человека.

Моральный ущерб может быть нанесен случайно, в этом случае проблема может быть решена извинением, но он может быть и результатом злонамеренных и циничных действий, в этом случае могут вмешаться правоохранительные органы. Потерпевший может требовать возмещение морального ущерба, обратившись в суд.

(См. также: унижение). Н. Хамитов

МУДРОСТЬ –бытие личности, достигшей гармонии с собой и миром. Такая гармония предполагает, что человек, наделенный мудростью, избегает антагонизмов, выбирая конструктивные противоречия, которые приводят к обновлению и развитию. Но если мы будем трактовать мудрость только в качестве выбора конструктивных противоречий как чего-то заданного извне, то мы ограничим ее как свободу развития себя — развития собственных противоречий. Мудрость есть не только гармоническое разрешение готовых противоречий, но и гармонизация самого процесса их возникновения. Поэтому мудрость – условие нравственного бытия личности как внутренне гармоничного бытия. Мудрый человек способен совершать моральные поступки и создавать красоту отношений.

Существенной чертой мудрости и вырастающей из нее философии является стремление личности увидеть противоречия мира как свои собственные, а глубоко личные и сокровенные противоречия — пережить как мировые. Человек перестает быть отчужденным от мировой гармонии. Разрешая противоречия себя как мира и мира как себя, он творит эту гармонию и становится интимно близким ей. Он универсализируется, обретая полноту жизни и утрачивая внутреннее одиночество человека обыденности.

Тождественна ли мудрость философии? И да, и нет. Мудрость заключается в способности разрешать противоречия конструктивно, порождая новое бытие; более того, она проявляется в способности превращать деструктивные противоречия в конструктивные. В отличие от мудреца, философ подходит к разрешению противоречий человеческого бытия черезфилософский текст. Этим он разрушает свою непосредственную гармонию, но приближается к созданию новой гармонии — гармонии, выходящей за пределы только своей личности.

У мудреца гармония как полнота и целостность его личности пребывает в пределах его жизненного мира. Она есть переживание и бытие, но часто она невыразима в словах. Немота этой гармонии есть следствие того, что она является слишком отстраненно-субъек­тивным способом соединения себя и мира. У философа, в отличие от мудреца, гармония осознается, попадает в стихию слова и через текст становится доступной другим людям. Философ платит за это разрывом между жизнью и текстом и нарушением гармонии собственной жизни. Создавая текст, философ пытается наполнить гармонией весь мир, в этом любой подлинный философ подобен Прометею.

Все это позволяет заявить о том, что мудрость есть предпосылка философии. До конца развернувшаяся философия принимает ее в себя, объединяя бытие в гармонии и мышление о ней. В философии молчащая мудрость начинает говорить. Ее голос побеждает извечное одиночество мудреца — парадоксальное качество личности, соединившей себя и мир. Ибо мудрец приобретает одиночество владения индивидуальной гармонией. Становясь философом, он предлагает метод обретения гармонии себя и мира всем мыслящим и свободным, ожидая от них Ответа. Н. Хамитов, С. Крылова

МУЗЫКА (от греч. musike – искусство муз) - вид искусства, который выражает мир и человека в мире в виде звуковых художественных образов. Музыка как особое искусство основана на способности личности ассоциировать слуховые ощущения с экзистенциальными состояниями и эстетическими переживаниями.

Ключевыми фигурами в музыке являются композитор и исполнитель. Композитор отражает свои мысли, чувства и переживания в звуках, которые он записывает посредством нот. Исполнитель при помощи музыкальных инструментов или голоса доносит до публики произведение композитора, конкретизируя и развивая его. Роли композитора и исполнителя могут соединяться (И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, Ф. Лист, И. Штраус).

Возможны разнообразные классификации музыки: по исполнительным средствам - инструментальная, вокальная, вокально-инструментальная; по генезису - народная и профессиональная; по способу проявления идеи - классическая (в том числе в своем современном измерении) и популярная, массовая. Классическая музыка включает в себя жанры: симфоническая, камерная, опера и др. Современная популярная музыка, начиная с 30-х годов ХХ века обретает самодостаточность и поистине массовый характер; она разделяется на джаз, рок-музыку, диско-музыку и др. Важно отметить, что сам факт профессиональной работы в области классической музыки, не делает композитора и исполнителя автоматически талантливыми; шедевры возможны как в классической, так и в популярной музыке.

Понятие «музыка» порой используется в качестве метафоры, выражающей гармонию в разных видах искусства и вообще в мироздании («музыка сфер», «архитектура – это застывшая музыка» и т.п.) С. Крылова, Н. Хамитов

О

ОБРАЗ — способ выражения всеобщего через особенное, основное средство выражения в искусстве.

Образ не обладает абстрактностью понятия, которое есть постижение всеобщего через общее – систему абстракций, он непосредственно обладает стихией конкретного. В каждом подлинном образе сосредоточена вся Вселенная как всеобщее. Образ выражает и несет в себе универсальную целостность бытия. Это обусловливает процесс восприятия и творения образа как единства чувственного и рационального при доминанте чувственного. И чувственное здесь может быть понято как интуитивное — мгновенное постижение проблемы в ее целостности без опосредующих понятийно-логических ступеней. Однако образы и выражающие их интуиции часто соединяются в нечто хаотическое; они с необходимостью должны быть дополнены логикой понятий.

Н. Хамитов

ОБЪЕКТИВАЦИЯ – заключительный этап создания продуктов культуры, на котором они становятся внешними по отношению к личности творца. Объективация означает самоотчуждение личности в продуктах культуры, тем не менее такое отчуждение может сниматься в коммуникативной системе — «автор – воспринимающий», где продукт (объект) культуры является необходимым опосредованием. Объективация приобретает смысл лишь как момент актуализацииличности,когда становится средством развития личности и коммуникации личностей. Объективация, которая воспринимается как что-то завершенное и самоценное, может превратиться в фетишизм.

Термин «объективация» широко использовал Н. Бердяев, который считал, что культура, прежде всего западная, впадает в «грех объективации» – созданные объекты считаются в ее пределах чем-то самоценным. Поэтому в работах Н. Бердяева возникает мотив преодоления культуры и культуротворчества. Это означает выход к творению самого себя и условий своей жизни.

Н. Хамитов

ОНТОЛОГИЧНОСТЬ ИСКУССТВА – способность искусства создавать особое художественное бытие, которое не просто отражает мир, но и является отдельным миром.

Понятие «онтологичность искусства» означает, что искусство может чувственно-образно разрешать противоречия человеческого бытия, что и становится основанием для появления нового бытия в произведении искусства.

Н. Хамитов

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – категория этики, характеризующая выполнение личностью своего нравственного или правового долга, способность признать авторство своих поступков и принять их последствия.

Применение категории «ответственность» к человеку означает признание зрелости его личности. С другой стороны, в тоталитарных обществах слово «ответственность» используется для подавления личностного начала в человеке – как правило, через активизацию в нем чувства вины или стыда.

В зависимости от свободы выбора действий ответственность может быть внутренней и внешней. Внешняя ответственность навязана обществом или другим человеком. Внутренняя ответственность – следствие свободного выбора, уход от такой ответственности вызывает укоры совести.

Внутренняя ответственность может быть как перед другим человеком или обществом, так и перед собой, своей жизненной миссией. Подлинная зрелость означает способность соединить все эти проявления внутренней ответственности.

Н. Хамитов, С. Крылова

П

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВОискусство эпохи каменного века. Известно с позднего палеолита (эпоха «ориньяк») прежде всего в форме наскальной живописи, изображающей людей и животных. Впоследствии изображения становятся все более символическими, появляются орнаменты. Наскальная живопись, вероятно, имела прагматический и магический смысл, но могла служить и способом самовыражения.

Человек каменного века занимался также магической скульптурой, сотворяя тотемы, амулеты и идолы. Он изображал их в виде животных, людей и фантастических существ, соединяющих черты первых и вторых, - зверолюдей. Вокруг тотемов, амулетов и идолов разыгрывались ритуалы – прообразы будущих театральных спектаклей; прообразами литературных и музыкальных произведений были рассказы, легенды и песнопения колдунов.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 266 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...