Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

7 страница. Экзистенциалы одиночество, ужас, отчаяние, надежда, вера, любовь и др



Экзистенциалы одиночество, ужас, отчаяние, надежда, вера, любовь и др. экзистенциальная эстетика исследует как эстетические категории, с другой стороны, такие эстетические категориикак трагическое, комическое, прекрасное она рассматривает как экзистенциалы.

Фундаментальным концептом экзистенциальной эстетики как раздела эстетики метаантропологической является экзистенциальный катарсис.

(См. также: метаантропологическая эстетика, метаантропологическая этика, экзистенциальная этика, экзистенциал, экзистенция).

Н. Хамитов

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА – 1)раздел этики, исследующий экзистенциалы в контексте добра и зла. 2) Раздел метаантропологической этики, исследующий мораль и нравственность в предельных ситуациях и предельном бытии человека.

Фундаментальными проблемами экзистенциальной этики являются ответственность, одиночество, любовь, свобода,бессмертие личности, стыд, совесть.

(См. также: метаантропологическая этика, экзистенциальная эстетика, экзистенциал, экзистенция).

С. Крылова

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ В ЭТИКЕ – концептуальное изменение в этическом знании, основанное на понимании красоты как этической категории.

Необходимость экзистенциально-эстетического поворота обуславливается тем, что современный человек, измученный морализаторством чиновников и политиков, с иронической отстраненностью воспринимает не только бинарную оппозицию «моральное – аморальное», но и категории «добро и зло», тогда как понятия «красивый или некрасивый поступок» переживаются им как нечто подлинное, выражающие то, что есть на самом деле. Через категорию внутренней, моральной красоты можно сегодня создать этику без морализаторства, которая будет изучаться не только для того, чтобы проманипулировать оппонентом, а для того, чтобы стать собой. Такая этика – не просто практическая философия, это философия жизненная, она не просто помогает нам быть успешными, она помогает не утратить себя в колизийном мире современности, наполненном соблазнами и искушениями.

Н. Хамитов, С. Крылова

ЭКСПРЕССИОНИЗМ (отлат.expressio выражение) направление в искусстве первой половины ХХ века (прежде всего в живописи и графике), главной темой которого естьглубинное одиночество человека в мире и отчуждение во всех его измерениях. Экспрессионизм осваивает одиночество и отчуждение, концентрированно выражая такие экзистенциалы как разочарование, тоска, ужас, гнев, отчаяние. Название течению было дано по доминирующей в произведениях эмоциональной экспрессивности.

Экспрессионисты провозгласили главным предметом современного искусства мир трагических переживаний человека. Делая лейтмотивом произведений внутреннее, экзистенциальное одиночество, экспрессионисты пессимистически относятся к возможности его преодоления. Здесь весьма показательна картина Э. Мунка «Крик», где изображен одинокий человек, кричащий о помощи, и глухой, безразличный мир, не желающий услышать его боль.

С. Крылова

ЭПИЛОГ (греч. epilogos – заключительный монолог) - заключительная часть художественного произведения, в которой после развязки описываются судьбы главных героев, порой в значительной временной перспективе. Эпилог задает произведению искусства эпическую перспективу.

Эпилогу соответствует заключение (послесловие, выводы) в научном или публицистическом произведении – текст, в котором подводятся итоги исследования той или иной проблемы. Финалом эссе может быть как заключение, так и эпилог.

В античной драме эпилог выступает в качестве завершающего монолога – обращения к зрителю с поучением, просьбой о снисхождении или разъяснением смысла произведения.

В художественной литературе с конца ХYIII века эпилог – заключительная часть произведения, в которой кратко сообщается о судьбе героев, а также обсуждаются моральные и философские аспекты изображаемого.

В современном искусстве, эпилог может быть предельно кратким: так, в фильме Э. Рязанова «Служебный роман» в одной иронической фразе очерчиваются судьбы главных героев.

С. Крылова

ЭСТЕЗИС (англ. aesthesis, франц. esthesis, от греч. — ощущение, чувство) - термин, описывающий особое мироощущение членов маргинальных сооб­ществ, где рациональная рефлексия замещается открытостью экзистенциальным состояниям и выражением их в непосредственных эмоциональных реакциях. В современной этике, эстетике и философии культуры эстезис трактуется как дух эмоциональной и экзистенциальной сопричастности людей, обла­дающих общностями моральных ценностей и эстетического восприятия.

Понятие «эстезис» было ведено М. Маффесоли для обозначения спе­цифической «коллективной чувственности» хиппи, ху­дожественного андеграунда, разнообразных философско-религиозных маргинальных сообществ.

Термин «эстезис» описывает процесс эстетизации всех жизненных явлений в коллективном сознании и бессознательном. Человек эстезиса отвергает традиционную бинарную логику – логику господства, принцип строгой организованности и иерархической упорядоченности общества, предпочитая этому развитие «органиче­ской солидарности» и «озабоченность настоящим».

Согласно М. Маффесоли, эстетическая форма проявления по­стмодернистского сознания приводит к возник­новению «групповой эмпатии и права взаимного гостеприимства», что означает осуществление «органического компромис­са» между людьми. Это создает особую «этику эстетики». Вместе с тем, эстетизированное восприятие приводит к тому, что после господства рационализма с его фундаментальной стратегией «расколдовывания мира», приходит «заколдовывание мира» в сознании людей конца XX – начала ХХI веков.

Н. Хамитов

ЭСТЕТИКА ПОСТМОДЕРНА – совокупность эстетических теорий и практик, характерных для ситуации постмодерна. В эстетике постмодерна невозможно выделить единственную парадигму, речь идет лишь о некоторых тенденциях, стратегиях и симптомах.

Наиболее явным симптомом эстетики постмодерна можно считать деконструктивизм – тенденцию преодоления замкнутости, линейности, «логоцентричности» и смысловой однозначности классического произведения искусства и связанной с ним эстетической рефлексии. (Понятие «деконструкция», предложенное Ж. Деррида, объединяет деструкцию с реконструкцией по отношению к тексту). Фундаментальной чертой деконструктивизма есть то, что он является прежде всего стратегией истолкования, а не создания произведений, однако в художественной практике постмодерна деконструкция становится и формой творчества, речь идет о создании римейков – произведений, в которых происходит ироническая интерпретация наиболее знаковых произведений прошлого.

Деконструктивизм глубинно связан с иронизмом – вторым симптом эстетики постмодерна – стратегией, которая трансформирует пафос классических произведений в иронию над ними. Особенностью постмодерной иронии является ее направленность в прошлое; при этом иронически интерпретированные классические произведения звучат по-новому, становясь способом осмысления настоящего.

Третьим симптомом эстетики постмодерна есть гедонизм, развивающийся в эстетический эротизм (речь прежде всего идет об эротизме языка эстетической теории). Эстетика постмодерна противопоставляет такие состояния, как «удовольствие» и «наслаждение», соотнося их с классической и современной эстетическими традициями. По сути, эстетику постмодерна можно назвать «эстетикой наслаждения», это определение для постмодернистов равнозначно «эстетике открытости».

В пределах эстетики постмодерна наслаждение – это переживание, которое соединяет эротическое с эстетическим. Наслаждение трактуется как нон-финитное, незавершенное и открытое состояние, которое никогда не останавливается на финальной стадии, в то время как удовольствие предполагает удовлетворение, завершающее деятельность эстетического чувства, например, окончательное переживание и понимание смысла произведения. При этом наслаждение, возникающее при встрече с текстами культуры, описывается с помощью откровенных эротических метафор. В этом смысле показателен концепт «эротика текста», в пространстве которого Р. Барт трактует эстетический анализ текста как «камасутру языка» - «науку о языковых наслаждениях» и «орфографических оргазмах».

Здесь нетрудно увидеть связь с идеями З. Фрейда о культуре как сублимации нереализованной сексуальной энергии, однако в постмодерной эстетике понимание сублимации лишено драматизма и трагизма, характерных для фрейдовского учения. Трактовка отношений с текстом через понятие «эротика текста» является скорее переносом языка сексуальных отношений и переживаний на сферу культуры, а не описанием противоречивого процесса трансформации этих отношений и переживаний в культуре. Гедонистическое в эстетической и текстологической теории постмодерна вытесняет драматическое и трагическое. По мнению Р. Барта, концепция означивания Ю. Кристевой "определила означивание... как арену наслаждения", а созданная им самим текстологическая концепция осознается как "гедонистическая теория текста". Благодаря концептуализации метафоры «эротика текста» происходит сближение предметов и взаимопроникновение эстетики и теории текста.

Четвертый симптом эстетики постмодерна – смысловой эклектизм, который проявляется в стремлении осознать и соединить многообразие без синтезирования; в постмодерном произведении искусства или эстетическом трактате может быть несколько смысловых центров, которые не обязательно связаны между собой. Такому эклектизму противостоит смысловая синтетичность метаантропологической эстетики, в которой многообразие предполагает целостность и завершенность, благодаря наличию главного смыслового центра или тенденции, которая соединяет несколько смысловых центров.

(См. также: этика постмодерна).

Н. Хамитов

ЭСТЕТИКА (от греч. aisthesis – чувство) – область философского знания, исследующая чувственные проявления бытия человека, прежде всего в контексте категорий «красота» и «прекрасное», которые наиболее полно выражаются в искусстве. Поэтому эстетику часто называют наукой о сущности и формах творчества по законам красоты и гармонии.

Творчество по законам красоты порождает чувственную культуру; эстетику можно еще назвать наукой о чувственной культуре личности и общества. В обыденном мировоззрении эстетику часто путают с дизайном; но если дизайн – это гармонизация повседневного бытия человека, утилитарных предметов и интерьеров, то эстетика – это способ гармонизации не только внешнего, но и внутреннего мира; в этом смысле можно говорить не только об эстетике чувств, но и об эстетике жизни, эстетике мировоззрения и даже об эстетике судьбы.

Термин «эстетика» был введен в 1735 г. А. Г. Баумгартеном в работе «Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения», где под эстетикой понималась наука о чувственном познании в противовес логике – науке о познании рассудочном. Однако эстетика как область знания зародилась намного раньше – не менее 2,5 тыс. лет назад она существовала в достаточно развитых формах в Египте, Вавилоне, Индии и Китае.

Как теоретический феномен эстетика развилась в античной Греции и Риме, здесь были очерчены ее основные категории. Согласно Платону прекрасное есть вечная и потусторонняя идея, а создаваемые художниками произведения являются трагическими попытками выразить ее в несовершенном эмпирическом мире. Напротив, в трудах Эпикура и Лукреция Кара красота и прекрасное являют собой гармонию именно эмпирического мира. Аристотель предложил две идеи, ставшие основополагающими для всей последующей европейской эстетики: мимезиса и катарсиса; мимезис – это состояние узнавания предметов и отношений мира в произведении искусства, катарсис – состояние потрясения и очищения при встрече с трагическими коллизиями и переживание возможности их разрешения.

И. Кант развивает идею о «незаинтересованности» эстетического суждения и его свободе от прагматической оценки. Гегель определяет искусство как одну из форм Абсолютного духа.

Л. Фейербах выводит красоту непосредственно из физических свойств предметов и явлений, а эстетические чувства и вкусы - из заданности человеческой природы. В марксистской эстетике ее предмет определяется как состоящий из трех неразрывно связанных между собой сторон: эстетического в объективной действительности; субъективно-эстетического (эстетического чувства и эстетического сознания); искусства, как единства субъективно-эстетического и объективно-эстетического.

В современной эстетике ее предметом выступает чувственная культура в ее всеобщих общечеловеческих проявлениях и особенных локальных формах, а также художественная деятельность в ее разных видах – пространственных (живопись, скульптура), временных (литература) и синтетических (театр, кино) искусствах. Помимо красоты и прекрасного фундаментальными эстетическими категориями являются возвышенное, низменное, трагическое, комическое, героическое (героизм).

Искусство входит в предмет современной эстетики как ее фундаментальная проблема; исследуя искусство, эстетика становится философией искусства. Эстетика как философия искусства изучает онтологический, бытийственный статус искусства, его отношение к человеческой жизни с ее противоречиями, происхождение искусства, его сущность и связь с другими формами духовной жизни, историческое своеобразие художественного творчества, взаимодействие содержания и формы в искусстве, художественные методы, стили и жанры, своеобразие художественного образа. При этом философию искусства следует отличать от философского искусства. Если философия искусства есть способ философского постижения искусства в теоретической и эссеистической формах, то философское искусство – это способ философствования в худо­жественной форме.

(См. также: философия искусства, эстетика постмодерна, этические и эстетические категории, этическое и эстетическое).

Н. Хамитов, С. Крылова

ЭТИКА –философскаянаука о добре и зле в человеческом бытии и всех связанных с ними категориях. Этика не просто отстраненно анализирует проявления добра и зла, а оценивает их как достойное (должное) и недостойное (недолжное). Поэтому этика – это наука о достойном и недостойном в человеческом отношении к себе, другому и миру. Регламентация взаимоотношений по поводу добра и зла, достойного и недостойного составляет мораль общества, а их практическая реализация – нравственность. Поэтому этику можно считать наукой о морали и нравственности.

Понятие «этика» ввел Аристотель, считающий ее учением о добродетелях, свободе воли, высшем благе и справедливости. Стоики понимают этику важнейшей составляющей философского знания – наряду с физикой и логикой. Эта точка зрения в европейской философии сохраняется до эпохи немецкой классической философии. И. Кант называет разделение философии на логику, физику и этику разделением на учение о методе, природе и свободе. Можно утверждать, что по Новое время этика выступает синонимом философии человека, а иногда и онтологии (например, трактат Б. Спинозы «Этика» посвящен учению о субстанции и ее модусах). И. Кант критикует совмещение в этике учений о сущем и должном, для него этика – это постижение лишь должного.

Кантовское понимание этики стало определяющим для ХХ века. Специфика современной этики состоит в том, что она является знанием не о возможном и действительном, а о действительном и должном, точнее должном как действительном. Должное в этике часто называется идеальным – не в гносеологическом, а в практически-жизненном смысле. Отвечая на вопрос о различении этики и морали, которая также выступает знанием о должном, можно ответить, что этика есть теоретическое осознание морали. При этом этика может быть и образно-эссеистическим осознанием морали – ряд этических систем было выражено в форме эссе, например, произведения Ф. Ницше или Н. Бердяева.

С другой стороны, этику можно рассматривать как мета-мораль – совокупность мировоззренческих принципов, объединяющих формы морали, характерные для разных культур. Этика как учение о толерантной коммуникации носителей разных проявлений морали (что особенно актуально в мире начала ХХI века) становится не просто рефлексией над моралью, но и особым уровнем морального бытия. Это объясняет, почему в нашей речи сосуществуют словосочетания «аморальный поступок» и «неэтичный поступок» и почему мы вкладываем в них разный смысл.

Помимо добра и зла важнейшими этическими категориями являются справедливость, ответственность, совесть, свобода и любовь.

В последнее время этика все теснее соприкасается с эстетикой; например важнейшим концептами и эстетики, и этики сейчас становятся «красота поступков» и «красота отношений», знаменуя экзистенциально-эстетический поворот в этическом знании; эти концепты характерны прежде всего для метаантропологической этики.

(См. также: биоэтика, метаантропологическая этика, профессиональная этика, психоаналитическая этика, экзистенциальная этика, «этика без морализаторства», этика биотехнологий, этика клонирования человека, этика пола и семьи, этика постмодерна, этика эвтаназии, этические и эстетические категории, этическое и эстетическое).

С. Крылова, Н. Хамитов

ЭТИКА БИОТЕХНОЛОГИЙ – область биоэтики, исследующая возможные последствия применения биотехнологий для природы человека, его внутреннего мира и в целом для жизни на нашей планете. В практическом смысле этику биотехнологий можно определить как прогнозирование и предотвращение рисков создания и использования технологий трансформации живых организмов.

Современная этика биотехнологий актуализируется моральными дискуссиям, спровоцированными новыми технологиями в области медицины. Речь идет о весьма острых дискуссиях по вопросам донорства, трансплантации органов, перинатальной диагностики, исследования и употребления для медицинских целей человеческого эмбриона, клонирования и др.

Наиболее стратегически проблемными в биологическом и моральном смысле являются биотехнологии в области генной инженерии. По мнению Ф. Фукуямы, в таких биотехнологиях скрывается потенциальный риск появления постчеловеческого мира, где люди, искусственно трансформировавшие свой геном или смешавшие человеческие гены с генами других видов, утратят понимание, что же такое человеческое существо. Как считает Ф. Фукуяма, фундаментальным вопросом сегодня становится вопрос о том, каким образом стоит реагировать на биотехнологии, сочетающие большие потенциальные выгоды в будущем с трудно заметными психическими или бесспорными физическими угрозами.

При соответствующем этическом контроле и создании соответствующих законов, опасные последствия возможного бесконтрольного распространения биотехнологий будут если не вполне предотвратимы, то ограничены.

С. Минева, Н. Хамитов

ЭТИКА БЛАГОГОВЕНИЯ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ – этическое учение швейцарского врача и гуманиста А. Швейцера, провозглашающее жизнь человека и любого другого существа высшей моральной ценностью.

А. Швейцер – один из мыслителей, который актуализировал в сознании современного человека моральное измерение жизни. По его мнению, печальная участь европейской культуры состоит в том, что она развилась в материальном отношении намного больше, чем в духовном. Поэтому сегодня люди неспособны направить прогресс новых знаний и умений на улучшение условий, в которых живут. Вместо этого достижения техники дают им возможность убивать массово и на расстоянии. В результате чудовищное уничтожение жизни стало судьбой современного человечества.

Руководствуясь убеждением, что мыслящий человек не может не быть ответственным за сохранение и развитие не только своей жизни, но и жизни других людей, общества и всего живого, А. Швейцер настаивает на сакральном, почтительном отношении к жизни вообще. Развитие и распространение этого отношения швейцарский гуманист и определил как задачу новой этики – “этики благоговения перед жизнью”.

С. Минева

«ЭТИКА БЕЗ МОРАЛИЗАТОРСТВА» - тип этической рефлексии, основанный на освобождении этики от однозначности оценок при одновременном недопущении грубого прагматизма или цинизма. “Этика без морализаторства” позволяет искать квинтэссенцию и основание морали не в универсальности и категоричности единственного этического императива, она направлена прежде всего на антропологические и исторические прозрения, основанные на признании существования разных способов обсуждения и решения моральных проблем в разных культурно-исторических контекстах.

В результате “этика без морализаторства” преодолевает те нравственные затруднения, которые, по словам французского исследователя добродетели А. Спонвиля, «проистекают из приложения одного общего правила к специфической ситуации».

Понимаемая таким образом, «этика без морализаторства» - весьма подходящее определение и для обозначения недогматического подхода к моральным проблемам политической деятельности, особенно к проблеме нравственности (безнравственности) политических деятелей разных стран и культур.

С. Минева

ЭТИКА БИЗНЕСА- область профессиональной этики, определяющая моральные отношения бизнесмена с партнерами, конкурентами и потребителями.

Отношения в бизнесе строятся на доверии, поэтому важнейшими моральными принципами бизнесмена становятся верность слову и ответственность; в противном случае утрачивается доверие к партнеру, угасают возможности, страдает бизнес.

Существенным компонентом этики бизнесмена является способность к сотрудничеству, что предполагает открытость, диалогичность, толерантность, отсутствие зависти. Все эти качества актуализируют бизнес при условии зрелости личности, когда человек поступает морально не из страха, а на основе убеждения, что красота отношений с окружающими способствует не просто абстрактной самореализации, но и конкретному успеху в деле.

С. Крылова

ЭТИКА ИСТИН – понятие современного французского мыслителя Алена Бадью, обозначающее этику, основанную на понимании моральной амбивалентности человеческой природы и невозможности единственной истины в этической сфере, в которой могут быть только истины во множественном числе.

Отсюда «этика истин» – это этика толерантности, с одной стороны, освобождающая от моральных обвинений и однозначных оценок, а с другой, предполагающая ясность позиции. В своей книге «Этика: очерк о сознании зла» А. Бадью так характеризует подобную этику: «Этика истин не предполагает ни подчинить мир абстрактному господству Права, ни бороться против внешнего и радикального зла. Напротив, своей верностью истинам, она пытается предотвратить Зло, в котором признает изнанку или теневую грань этих истин».

Н. Хамитов

ЭТИКА КЛОНИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА – раздел биоэтики, определяющий возможности и последствия клонирования человеческого существа.

В последнее время различают понятия «репродуктивное клонирование человека» и «терапевтическое клонирование» или «клонирование в исследовательских целях». Репродуктивное клонирование человека означает возможность искусственного создания взрослого человеческого существа из ядра соматической клетки донора, помещенной в яйцеклетку с удаленным ядром, которая впоследствии имплантируется в матку в качестве эмбриона; это должно вызвать беременность и роды. «Терапевтическое клонирование» или «клонирование в исследовательских целях» в настоящее время останавливается на уровне создания эмбриона, а потому может быть названо еще и «эмбриональным клонированием». Эмбриональное клонирование используется в медицинских целях – как правило, для получения эмбриональных стволовых клеток, которые гипотетически могут восстанавливать больные органы донора, ибо имеют одинаковые с ним генетические характеристики.

Отношение к эмбриональному клонированию человека является весьма неоднозначным, ибо эксперты по-разному оценивают моральный статус человеческого эмбриона.

Согласно первой точке зрения, зародыши человека должны пользоваться защитой с момента зачатия (независимо от того в каких формах оно произошло) до рождения; поэтому исследовательское клонирование должно быть запрещено.

Вторая точка зрения основывается на том, что моральный статус эмбриона постепенно увеличивается по мере его развития, и лишь после рождения он пользуется всеми правами человеческого существа. Таким образом, исследовательское клонирование, понятое как клонирование и использование эмбрионов, может быть разрешено.

Некоторые эксперты пытаются выделить некий уровень в развитии эмбриона до рождения, за которым он приобретает моральный статус человека. Часто называется срок в четырнадцать дней, после которого зародыш является уже не биологическим объектом (системой клеток), а человеческим существом, а потому любые опыты и исследования до этого срока этически оправданы, быть Срок в четырнадцать дней называется потому, что именно в это время у эмбриона появляется прообраз нервной системы, а клетки необратимо специализируются – как у взрослого человеческого существа.

Аргументы экспертов, обосновывающие моральный статус эмбриона, основаны на разных и во многом определяются религиозными традициями и культурными особенностями тех или иных стран.

В отличие от спорного отношения к эмбриональному клонированию человека, сама возможность репродуктивного клонирования человека в начале ХХІ века получило негативную оценку общественности большинства стран мира. Однако учитывая, что, невзирая на любые запреты, репродуктивное клонирование рано или поздно произойдет (если уже не произошло), необходимо предложить для публичной дискуссии несколько фундаментальных принципов этики клонирования человека, которые являются одним из факторов, делающих биоэтику антропо-биоэтикой:

1. В результате репродуктивного клонирования появляется новый человек, а не человеческое тело, а значит он обладает правами человека и человеческим достоинством.

2. Любые манипуляции с телом клонированного человеческого существа для медицинских опытов без его согласия являются недопустимыми.

3. Ответственность за репродуктивное клонирование человека несет ученый, производящий процедуру клонирования и те, кто сознательно предоставляет для этого свои клетки, а также «мать клона» - женщина, выносившая и родившая его. Однако за судьбу клонированного человеческого существа после его рождения ответственность несет уже все общество – если только клонированное человеческое существо не усыновляется с обретением прав человека, рожденного естественным путем.

4. Недопустимо использовать для клонирования клетки человека без его согласия, даже если в стране, где произведено клонирование, это будет узаконенной процедурой. И все же, если такое клонирование осуществлено, клонированный все равно обладает правами и достоинством человека.

Н. Хамитов

ЭТИКА ОТНОШЕНИЯ К СМЕРТИ – раздел экзистенциальной этики и биоэтики, который исследует переживание смерти и ее смысла в жизненном мире человека.

Современная этика акцентирует внимание на том, что смерть любого человека не является лишь «медицинском фактом», а как и жизнь, имеет свое духовное значение, присутствуя в экзистенциальном опыте человека. Часть этого опыта мы приобретаем в виде разных знаний о смерти в качестве представителей некой культуры или в виде переживаний как свидетели смерти близких. Но есть и инстинктивное, по сути своей априорное переживание смерти, хранящееся в глубинах бессознательного. Размышляя об этом переживании, З. Фрейд обратил внимание, что оно определяется амбивалентным по своей сущности стремлением к самосохранению; его амбивалентность отец психоанализа увидел в том, что для своего осуществления оно требует разрушения старого в той же степени, в которой нуждается и в рождении нового. Так создатель психоаналитического метода первый раскрыл возможность нового объяснения человеческого отношения к смерти. Такое объяснение, что единственно возможная идея о смерти, которой человек реально располагает это идея, что она есть “другое” жизни, то есть она не есть жизнь, но она не есть и полное отсутствие жизни или ничто, потому что она означает конец чего-то, конец физического человеческого существования.

С этих позиций З. Фрейд комментирует и отношение отдельного человека к смерти как факту небытия. Ради доминанты в человеческой позиции в отношении к миру и жизни созидательного начала - влечения к жизни, человек не способен представить самого себя как несуществующее. З. Фрейд замечает, что никто не верит в собственную смерть, бессознательно каждый из нас убежден в бессмертии. Бессознательное ничего не знает об отрицании или отказе и, следовательно, оно ничего не знает о собственной смерти, потому что смерти можно придавать только отрицательное значение”. Именно невозможность ясного знания о смерти, ее исключительная неподатливость познанию, согласно Э. Левинасу, делает мысль о ней ужасающей и непосильной.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 320 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...