Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

6 страница. В контексте философии Ф. Ницше счастье можно понимать как процесс эволюционирования человека через реализацию воли к власти над собой и миром



В контексте философии Ф. Ницше счастье можно понимать как процесс эволюционирования человека через реализацию воли к власти над собой и миром. В марксизме счастье трактуется как общественная практика, преодолевающая отчуждение человека. Э. Фромм видит счастье в биофилии как любви к жизни. Н. Бердяев счастьем называет свободу духа, которая реализуется в творчестве, соединяющем человеческое и Божественное.

Польский философ В. Татаркевич, автор трактата «О счастье», выделил четыре основных проявления счастья в человеческом бытии: 1) благосклонность судьбы, удача; 2) состояние интенсивной радости; 3) обладание наивысшими благами; 4) чувство удовлетворения жизнью.

В метаантропологии и метаантропологической этике феномен счастья осознается как движение от обыденного бытия человека к предельному и запредельному бытию. Вместе с тем, счастье проявляется в каждом из этих измерений человеческого бытия. В обыденном бытии человека счастье – это наиболее полная реализация воли к самосохранению (безопасности) и продлению рода. В предельном бытии человека счастье реализуется, с одной стороны, в обретении всевозрастающей власти над собой и миром, с другой – в свободной реализации воли к познанию и творчеству. В запредельном бытии человека счастье – это открытость миру, которая приводит к единству свободы и любви.

Н. Хамитов, С. Крылова

СЮРРЕАЛИЗМ (фр. surrealisme – буквально сверхреализм) – одно из направлений в искусстве ХХ века, изображающее сферу подсознания - сновидения, галлюцинации, фантазии. Художественная практика сюрреализма во многом основана на теории сублимации З. Фрейда, согласно которой творчество – это символическое выражение вытесненных желаний, прежде всего сексуальных.

Сюрреализм сложился в 1920-х годах, развивая тенденции дадаизма. Но если дадаизм был бунтом против вещей и социальной системы, то сюрреализм стал бунтом против сознания. С 1930-х годов основополагающей чертой творчества сюрреалистов является фантастическое сочетание явлений, предметов и отношений, которым пытаются придать образную достоверность (П. Элюар, М. Эрнст, Х. Блум, И. Танги).

Наиболее известным сюрреалистом является живописец и график С. Дали, в творчестве которого импульсы подсознания, соединяясь в фантастические и гротескные сюжеты, изображаются в особой реалистической технике. Ряд работ С. Дали – своеобразный «дневник подсознания» («Пылающая жирафа»), среди них есть скандальные произведения, созданные с целью эпатировать публику («Воспоминания о Ленине», «Великий мастурбатор»), но в некоторых картинах он достигает удивительного по силе и глубине воздействия на зрителей, рождая катарсис («Тайная вечеря», «Сон Христофора Колумба»), чтопозволяет поставить его в один ряд с наиболее выдающимися мастерами западного искусства.

Н. Хамитов, С. Крылова

СЮЖЕТ (фр. sujet – предмет) – единство событий в произведении искусства. В сюжете очерчиваются и разрешаются противоречия и конфликты человеческой жизни, это дает возможность выразить развитие личности героя, его жизненный мир, переживания и мысли.

Сюжет означает динамику, развитие событий - от завязки к развязке через кульминацию – максимально напряженный момент произведения. Сюжет может начинаться прологом – своеобразной завязкой завязки, а завершаться эпилогом -описанием судеб героев в значительной временной перспективе.

В художественной литературе, особенно в романе, а также в кино может быть как одна, так и несколько сюжетных линий. В абстрактном искусстве сюжет заменяют символы и знаки, соединенные идеей автора.

В отличии от фабулы, сюжет имеет более развернутый характер.

Н. Хамитов, С. Крылова

Т

ТАКТИЧНОСТЬ – понятие этики, описывающее качество личности, характеризующееся открытостью к другой личности, пониманием ценности ее свободы и поведением, соответствующим этому пониманию.

Тактичность – важнейшая черта культуры общения личности, без нее теряют смысл многие другие черты, даже толерантность. Человек, настроенный на толерантность, но проявляющий бестактность, остается толерантным только в теории. В известном смысле тактичность – начальный этап и предпосылка толерантности – толерантность, проявляемая на бессознательно-душевном уровне, тогда как толерантность – это тактичность, развернувшаяся до мировоззренческого принципа.

Тактичный человек никогда не вторгнется в личное пространство другого без его согласия. Он открыт к пониманию изменений душевного состояния Другого, тонко чувствует его стремление к уединению. Тактичность по отношению к Другому способен проявлять человек, обладающий мудростью как наивысшим уровнем духовного развития. Он прошел этап проявления тактичности к себе, своему внутреннему миру, и вследствие этого способен проявить тактичность к Другому.

Тактичность весьма важна в отношениях мужчины и женщины - бестактный бессознательно подавляет свободу близкого человека, создавая ощущение морального дискомфорта не только у него, но и у самого себя. Это может привести к разрыву отношений и одиночеству. Особенно актуальна тактичность по отношению к творческому человеку, который очень чувствителен к проявлениям бестактности.

Истинно тактичным должен быть педагог, способный почувствовать внутреннее состояние своего ученика. Настоящий друг проявит тактичность к другу, понимая свободу его выбора. Руководитель будет тактичен к подчиненному – в этом залог успеха общего дела. Родитель как никто иной должен чувствовать своего ребенка, чтобы не сделать его невротичным.

С другой стороны, личность всегда должна чувствовать пределы тактичности, за которыми она становится либо безразличием, либо подавляет личностный рост и творческое развитие отношений.

Тактичность не должна тормозить стремления к духовному развитию – излишне тактичный человек зачастую обрекает себя на маргинальность и нереализованность. Гармония тактичности и стремления к общению и реализации – залог плодотворного развития личности.

С. Крылова, Н. Хамитов

ТАЛИОН (лат. talio - месть) – моральный принцип, согласно которому высшая справедливость заключается в ответе обидчику теми же действиями. В «Ветхом Завете» талион выражается метафорой «око за око, зуб за зуб».

Сначала талион существовал как первобытный обычай, который регулировал отношения между общинами, обязывая родственников при совершении мести руководствоваться принципом «око за око», затем данный принцип входит в ткань повседневной морали цивилизованных обществ. Талиону противостоит принцип прощения в христианской этике.

С. Крылова

ТЕАТР (от греч. theatron – место для зрелищ, зрелище) – вид искусства, в котором главным средством выражения есть игра актеров перед публикой, являющаяся результатом постановки на сцене драматургического произведения. Театральное произведение – спектакль – есть сотворчество драматурга – автора сценария, режиссера, организующего постановку, актеров, создающих образы и характеры героев. Важнейшим условием и субъектом постановки есть зрительный зал, без которого спектакль так и остается на уровне репетиции, не переходя из возможности в действительность.

Истоки театра – в древних охотничьих магических обрядах, ритуальных игрищах и мистериях. Разнообразные формы театра существовали на Древнем Востоке – в Индии, Китае, Японии, а также в античной Греции и Риме. В эпоху Возрождения развивается народная комедия масок (комедия «дель арте»), с Нового времени театр становится все более литературным и тяготеет к оседлому существованию в городах.

В ХХ веке театр дополняется кино, а затем все более вытесняется ним.

Н. Хамитов

ТРАГЕДИЯ - ситуация человеческой жизни, в которой ее противоречия и конфликты углубляются настолько, что не могут быть преодолены в сфере обыденного бытия, обретая возможность разрешения лишь в предельном и запредельномбытии. В пространстве обыденного бытия трагедия представляется чем-то абсолютно безысходным, злом, тогда как в предельном и запредельном бытии она осознается и переживается и как добро – способ глубинного изменения себя и мира.

В сфере искусства трагедия – это особый жанр, в котором изображается конфликт, часто завершающийся гибелью героя при столкновении его с непреодолимыми жизненными обстоятельствами и силами. Такое понимание трагедии характерно для античного мира и считается классическим. Однако в трагическом произведении герой способен и победить непреодолимые обстоятельства – через фундаментальную личностную трансформацию. Это видение трагедии порождает христианская культура с идеей апокалиптического изменения человека и человеческой истории.

В борьбе трагического героя с обстоятельствами проявляется все возвышенное, героическое и гениальное, что коренится в глубинах человеческой природы, порождая у зрителей состояние катарсиса.

(См. также: трагическое, трагические противоречия человеческого бытия, трагические противоречия детства, трагические противоречия юности, трагические противоречия молодости, трагические противоречия зрелости).

Н. Хамитов, С. Крылова

ТРИЛЛЕР (от англ. thrill – нервная дрожь, волнение) жанр искусства, в котором постигаются экзистенциалы «тревога» и «ужас».

В триллере эстетической категории «прекрасное» противостоит не «безобразное», а «тревожное» и «ужасное»; это противостояние осваивается в контексте этических категорий «добро» и «зло».

Жанр триллера в строгом смысле слова появляется в ХХ веке – в художественной литературе и кино, однако элементы триллера можно наблюдать в литературе задолго до этого, а в готическом романе наблюдаются архетипические черты того художественного явления, которое впоследствии было названо мистическим триллером. При этом лишь во второй половине ХХ века рядом с мистическим триллером оформляются такие его разновидности как детективный, психологический и фантастический триллер.

Популярность жанра триллера в ХХ веке, переходящая в ХХI, связана с глубинными экзистенциальными потрясениями, вызванными мировыми войнами, тоталитарными режимами и терроризмом, провоцирующими самые изощренные формы человеческой деструктивности. С другой стороны, внимание современного человека к триллеру определяется укорененностью огромных масс людей в обыденном бытии, что вызывает необходимость переживания в художественной форме опыта предельного бытия.

В области современной художественной литературы триллер представлен прежде всего в форме романа.

Н. Хамитов

У

УНИЖЕНИЕ – ситуация ущемления чести и достоинства личности, несправедливого ограничения ее прав и подавления ее свободы. Унижение – это осознанная или бессознательная манипуляция личностью путем понижения самооценки; поэтому унижение почти всегда осуществляется в атмосфере отрицания ценности и достижений человека.

Унижение – всегда моральная проблема, независимо от того, происходит ли оно в экономическом, политическом или экзистенциальном измерениях.

Унижение есть разрушение отношений «Я - Ты», превращение их в отношения «Я – Оно». Поэтому унижающий Другого всегда унижает себя – ущемления чести и достоинства другой личности есть разрушение подлинности коммуникации, а значит и самого унижающего как субъекта коммуникации. Протест против унижения – фундаментальное право человека в гражданском обществе и одновременно - важнейшая обязанность всех членов гражданского общества.

Н. Хамитов

Ф

ФАБУЛА- (лат. fabula – повествование, история) – краткое изложение событий, изображаемых в произведении искусства. Понятие фабулы, как правило, применяется в областях художественной литературы, театра и кино.

Фабула – это костяк сюжета. Она помогает установить логику и смысл событий в сюжете, осознать движущие мотивы героев, а также цели, которые ставил перед собой автор.

С. Крылова

ФАТАЛИЗМ – (от лат. fatalis – роковой) – мировоззренческая позиция, согласно которой жизнь человека предопределена от рождения до смерти, а свобода и творчество человека – лишь познание необходимости, даже если они выступают восстанием против нее. В фатализме понятия «необходимость» и «неизбежность» тождественны понятию «судьба».

Фатализм – лейтмотив многих мифологических систем, прежде всего античной мифологии, где неумолимой судьбе подчинены даже олимпийские боги. Фаталистическими являются философские построения античности, основанные на том, что «все возвращается на круги своя». Эти воззрения достигают логического завершения в идее «Вечного Возвращения» Ф. Ницше.

Фатализм является существенной чертой в мировоззрении протестантизма (особенно в кальвинизме). По сути, фаталистическим является и определение Б. Спинозой свободы как осознанной необходимости. Выраженный фатализм встречаем и в атеистическом экзистенциализме А. Камю, где свобода человека – лишь мужество жить в абсурдном мире.

Фатализму противостоит волюнтаризм. Н. Хамитов

ФИЛЬМ- произведение в области кино, по внешней форме выражающее пространство-время в последовательно сменяющихся сценах и сюжетное по внутренней форме и содержанию. До конца ХХ века синонимами фильма были понятия «картина», «кинокартина», «лента», «кинолента», в ХХI веке они употребляются все реже.

Существуют разные типологии фильмов: 1) по хронометражу и количеству серий: короткометражные, полнометражные; односерийные, двухсерийные, многосерийные; 2) по стилистике и технике создания: кинофильмы (иногда как синоним употребляется «художественные фильмы») и телефильмы; 3) по уровню свободы самовыражения автора: авторские и коммерческие (продюсерские) фильмы; 4) по уровню драматургической завершенности, осмысленности и скорости смены образов, определяющих обращение к сознанию или подсознанию: собственно фильмы и клипы; 5) по жанру: драмы, мелодрамы, комедии, боевики, фантастика, мистика, триллеры и т. п.

Грани между разными типами фильмов являются достаточно условными. Так, у некоторых сценаристов и режиссеров авторские фильмы являются одновременно и коммерческими; а клипы в ХХI веке все больше наполняются сюжетами, напоминая гипердинамические фильмы. Н. Хамитов

Х

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА (ЛИТЕРАТУРА) – вид искусства, в котором реальность, ее переживание и отношение к ней выражается в стихии слова.

Художественную литературу вместе с музыкой часто относят ко временным видам искусства – произведение художественной литературы развивается во временном потоке, проходя через завязку, кульминацию и развязку (проза) или через ритмическую смену экзистенциально насыщенных образов, которые находятся в определенной ритмике и мелодике (поэзия). Часто к художественной литературе относят и эссеистику. Н. Хамитов

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА – целостное выражение реальности в искусстве, на основе целостного, критического и самостоятельного мировоззрения автора.

Мировоззрение, порождающее художественную картину мира, может быть осознано как философское мировоззрение, а сама художественная картина мира – как фундаментальное условие бытия искусствав качестве философского искусства. В известном смысле, художественная картина мира – это аналог системы категорий в теоретической философии.

Художественная картина мира порождает онтологичность искусства – возможность и действительность особого художественного бытия, которое не просто отражает мир, но и является отдельным миром. Н. Хамитов

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ – чувственно-образное разрешение противоречий жизни в сфере искусства, основание онтологичности искусства.

Художественное разрешение противоречия осуществляется в коммуникативной системе «автор — произведение — зритель».Сужение этой системы до ее субстанции (автор — произведение) приводит к отрицанию сотворчества зрителя и оставляет за художественным разрешением противоречий только безусловно финитно выраженные идеалы наподобие «Города Солнца» Т. Кампанеллы. Неоправданное ее расширение означает стирание границы между художественным разрешением как духовно-практическим и собственно практическим как изменением отношений между людьми, а не образами.

Если предположить, что природа искусстве есть художественное разрешение противоречий действительности, а философское искусствоподходит к разрешению основного противоречия эпохи, то закономерны вопросы: не отсекается ли от высших достижений художественной культуры такая категория, как «трагическое», изображающая противоречие принципиально неразрешимое в условиях данного времени? Как быть с комическим, которое является следствием разрешения противоречия абсурдным образом? Не оставляет ли подобная концепция искусству лишь теорию и практику драматического как категории разрешаемого и безусловно разрешаемого противоречия?

Ответом может быть предположение, что искусство разрешает противоречия в любых категориальных плоскостях и измерениях художественной культуры. Для осознания этого нужно прежде понять, что критерием и основополагающей категорией художественного разрешения противоречий есть нравственное очищение зрителя, катарсис.

Можно выделить несколько категориальных форм художественного разрешения противоречий:

 Катарсически-трагическое (трагический катарсис).

 Катарсически-комическое (комический катарсис).

 Катарсически-прекрасное (гармонический катарсис).

В первом случае мы наблюдаем исторически безысходный конфликт — человека и сильного зла, человека и бесконечно превосходящего добра. Безысходность этих всеобщих противоречий снимается конечным комизмом зла, гасящим его мощь и силу, и возвышающим комизмом человека, снимающим его несовершенство и поднимающим над собой. Отрицательная незавершенность трагизма не только погашается иной отрицательностью — комизмом, но и угасает в позитивности поднимающегося идеала у зрителя, зрителя, перерастающего быть созерцающим и превращающегося в со-творца.

Катарсически-комическая форма художественного разрешения противоречия основана на переживании несовпадения позитивного идеала автора и зрителя, (предполагается архетипическое единство его черт у обоих) с абсурдной интерпретацией окружающей жизни. Больше того, изображение абсурдного способа разрешения противоречия действительности в самом произведении становится смешным благодаря присутствию идеала как критерия абсурдности.

Гармонический катарсис является следствием изображения в рамках произведения идеального будущего мира человека. Этот мир может быть тотальностью лишь в границах мира художника; выходя вовне, он незавершен и несовершенен, а поэтому, преодолеваякомизм и трагизм, сам трагичен и комичен. Только это обеспечивает диалог с другими идеалами вкосмосе художественной культуры и гуманистическое преобразование своей эпохи и всечеловеческой истории.

Три выделенные выше формы художественного разрешения противоречия не просто могут совмещаться в художественном произведении, но и способны переходить друг в друга. При этом катарсически-гармоническая форма художественного разрешения противоречия в известном смысле является исходом и результатом первых двух, той вершиной, благодаря движению к которой они обретают смысл.

Художественное разрешение противоречия поэтому возможно в двух видах: 1) завершенном (гармония явная, в тексте произведения); 2) незавершенном (гармония в контексте произведения).

Завершенный вид художественного разрешения противоречия дает нам произведение, в котором движение от катарсически-трагического (комического) к катарсически-гармоническому переходит из психологической возможности в художественную действительность. В этом произведении идеал подается во всей своей позитивности и всеполноте. Этот вид характерен для религиозного искусства и светского пассионарного искусства.

Во втором случае движение от трагического (комического) к гармоническому и прекрасному остается в возможности и реализуется эта возможность вне рамок произведения. Она завершается отрицательным катарсисом в восприятии читателя, но отрицательность эта будит все позитивные стороны его натуры. Такое разрешение характеризует пред- и пост-пассионарное искусство.

Было бы заманчиво предположить, что завершенная форма художественного разрешения противоречия, где гармонически-прекрасное присутствует явно, в виде развязки, текстуально, а не контекстуально, оказывается итогом художественной эволюции как в онто-, так и в филогенезе. И все-таки у ряда больших художников незавершенная форма исторически следовала за гармонической и венчала их творчество.

В итоге имеем парадоксальный вывод: драматическое оказывается категорией наиболее удаленной от художественного разрешения противоречия, ибо она наименее катарсична.

Н. Хамитов

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО - фундаментальное понятие метаантропологической эстетики,обозначающее сферу чувственно-образного разрешения трагических противоречий человеческого бытия в художественном творчестве.

Постановка вопроса о художественном феномене трансцендентного исходит из понимания трансцендентного как запредельного в качестве реальности, которая присутствует над культурой и человеком, и, одновременно, в них. Данный подход ярко выражен в философии Шеллинга, который понимает трансцендентное как «живое бытие и присутствие Бога в целостности вещей». Шеллинг достаточно убедительно говорит об действительности такого присутствия прежде всего в произведении искусства.

Именно искусству доступна интуитивная целостность постижения, благодаря которой трансцендентное становится имманентным - внутренним по отношению к человеку. Поэтому художественный феномен трансцендентного является целостной системой разрешения трагических противоречий человеческого бытия, через переживание которых и открывается трансцендентное. Учитывая культурную плюральность человечества, художественный феномен трансцендентного есть целостная система разрешения трагических противоречий, актуальных для конкретной культуры. При этом нужно понимать, что художественный феномен трансцендентного выступает не просто фактом познания и переживания, но и бытия. Как искусство может осваивать трансцендентное в своем бытии? Эта основано на способности искусства быть художественным разрешением противоречий жизни и творить в результате художественную реальность как одну из фундаментальных форм реальности культуры.

Но достаточно ли искусству разрешить любое противоречие жизни для того, чтобы конструировать бытие трансцендентного в культуре? Нет, это должно быть только трагическое противоречие человеческого бытия — абсолютно неразрешимое в окружающем мире обыденности. Произведением искусства, способным к подобному разрешению становится миф, который выступает тем художественным произведением, в котором трагические коллизии действительности переходят в гармонические. Исходя из определения мифа, данного А. Ф. Лосевым в «Диалектике мифа», гласящего, что «миф есть в словах данная чудесная личностная история», можно констатировать, что метафора «чудесная» выступает прежде всего обозначением реальности преодоленного трагизма. Таким образом, миф может пониматься как высшее бытие, некий актуальный максимум искусства. Но что позволяет мифу быть именно таким? Именнореальность переходатрагического в гармоническое, которая определяет сущность мифической отрешенности которая, в отличие от поэтической отрешенности как отрешенности от факта, «есть отрешенность от смысла, от идеи повседневной и обыденной жизни» (А.Ф. Лосев).

В результате получаем интересных вывод: миф есть художественное произведение, в котором разрешаются трагические противоречия человеческой жизни и которое становится общезначимым для некой культуры, а сфера трансцендентного любой культуры есть мифология этой культуры. Иными словами, именно мифология выступает художественным феноменом трансцендентного. Н. Хамитов

Ч

ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО – важнейшие категории морального сознания и морального бытия личности, очерчивающие уважение личности к себе на основе осознания реальных или потенциальных заслуг перед другими людьми.

Честь есть отношение к себе, проявляющееся в осознании единства своего бытия и морального идеала и отстаивании социального статуса, который возник на этой основе. Внешним проявлением чести есть репутация - мера единства бытия личности и морального идеала общества. Человек, осознающий свою честь, осознает и свою исключительность; в отличие от чести, достоинство – такое отношение человека к себе, которое проявляется в осознании и отстаивании морального равенства с окружающими.

Достоинство есть осознание меры морального уважения, которое то или иное общество предлагает всем своим гражданам (отсюда понятие «человеческое достоинство»), честь – осознание меры уважения и почета, которые общество дает конкретной личности или сообществу личностей за их достижения. Достоинство – это потенциальная честь, честь – это реализовавшееся и развернувшееся достоинство.

Категория достоинстваописывает стремление обрести уважение к себе как в повседневности, так и в предельной ситуации. Такая форма морального сознания как «чувство собственного достоинства» близка к понятию «самоуважение». Достоинство – это способность отстоять себя, постоять за себя, за своих друзей и близких, это моральное понятие и чувство, которое проявляется в осознании и защите чести.

Честь и достоинство актуализируются в борьбе за справедливость, которая становится неизбежной, когда подавляются права и свобода личности.Однако весьма важно адекватно оценивать свою честь и достоинство. Неспособность ценить честь и достоинство приводит к тому, что человек становится либо мазохистом, уходя от борьбы за справедливость, либо, переоценивая свои честь и достоинство, обнаруживает садистические тенденции и начинает бороться за справедливость там, где нужно сотрудничать и искать разумные компромиссы.

Поэтому в борьбе за справедливость человек может как усилить, так и утратить честь и достоинство; он может наполнить их новым смыслом, а можно и извратить их – борьба за справедливость способна превращаться в борьбу за власть, а потому порождать аморальные манипуляции чувством собственного и чужого достоинства.

Гипертрофия чувства собственного достоинства в христианской этике называется гордыней и осознается как один из смертных грехов.

Н. Хамитов, С. Крылова

Э

ЭВДЕМОНИЗМ – (греч. eudaimonia – блаженство, счастье) - этический принцип, считающий главным критерием нравственности и основой морального поведения человека стремление к счастью.

В отличие от гедонизма, который отождествляет понятие счастья и индивидуального наслаждения, эвдемонизм рассматривает счастье не только как наслаждение одной личности, а как гармоническое соединение личностного счастья с интересами, потребностями и ценностями других людей.

С. Крылова

ЭГОИЗМ – мировоззренческий принцип, согласно которому главной жизненной ценностью являются интересы и потребности отдельного человека.

В отличие от персонализма, согласно которому личность устремлена к конструктивному сотрудничеству на основе уважения к ближнему, эгоизм настаивает на доминанте интересов индивидуума над интересами других людей. Эгоизму противостоит альтруизм.

С. Крылова

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА – 1) Эстетические концепции представителей экзистенциальной философии, определяющие раздел эстетики, который изучает чувственную культурув контексте уникальности, неповторимости и конечности человеческого бытия, а также смысложизненную проблематику в искусстве. 2) Раздел метаантропологической эстетики, исследующий чувственную культурув предельных ситуациях и предельном бытии человека.

В современной культуре экзистенциальную эстетику актуализировал С. Кьеркегор, выделивший категорию «эстетическое» как первую ступень и измерение человеческого существования перед этической и религиозной ступенями; однако в ХХ веке эта точка зрения оспаривается, эстетическое рассматривается в глубинной связи с этическим и является феноменом не только обыденности, но предельного и запредельного бытия.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 199 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...