Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

М.: ООО Издательский Дом «София», 2005. — 368 с. 4 страница



¹ Здесь У. Крэйн допускает неточность. Юнгу приснился сон, подтверждающий его идеи о центре и замкнутом, самодостаточном развитии. Он отобразил суть этого сна в одной мандале, которую назвал «Окно в вечность». Через год он нарисовал вторую мандалу, в центре которой находился золотой дворец. По форме и выбору оттенков она казалась ему «китайской», хотя объективно ничего «китайского» в этой мандале не было. Навязчивость «китайской темы» беспокоила Юнга. По странному совпадению незадолго до этого он получил письмо от Рихарда Вильгельма, известного немецкого синолога, в которое была вложена рукопись даосского алхимического трактата «Тайна Золотого цветка» с просьбой его откомментировать. Юнг стал листать эту рукопись и нашел там неожиданное подтверждение своим идеям о мандале и центростремительном движении. В память об этом совпадении он сделал надпись на рисунке: «Когда рисовал этот золотой дворец, от Рихарда Вильгельма из Франкфурта получил тысячелетней древности текст о золотом дворце, центре всего сущего, начале всех начал» (Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. К., 1994, сс. 198–199)

° Структура личности

Хотя Юнг, в основном, занимался природой бессознательного, он разработал теорию личности, охватывающую различные системы ее функционирования. Сначала мы дадим краткую характеристику представлений Юнга о структуре личности, а затем обсудим его взгляды на развитие личности.

Эго. Эго приблизительно эквивалентно сознанию. Оно включает наши знания о внешнем мире, а также наше сознание себя (Jung, 1933, p. 98; Whitmont & Kaufmann, 1973, p. 93).

Персона. Персона — это маска эго, имидж (образ), который мы демонстрируем внешнему миру. Характер нашей персоны меняется в зависимости от наших ролей. Для общения с коллегами по работе человек использует один имидж, а для общения со своими детьми — совсем другой. Некоторые люди до такой степени развивают свои персоны, что это приводит к исключению более глубоких слоев личности. В какой-то момент они сами или окружающие начинают чувствовать, что под оболочкой у них очень мало содержания (Jung, 1961, p. 385). В то же время, для того чтобы эффективно взаимодействовать с другими людьми, эта часть личности необходима. Например, нам часто бывает необходимо сообщать другим свой имидж уверенности и решимости, если мы хотим, чтобы нас выслушали (Jacobi, 1965, p. 37). До той степени, пока это не приводит к нарушению сбалансированности личности, персону нужно развивать, но не ценой исключения других составляющих. ²

² Здесь нелишне будет процитировать Юнга: «Персона… представляет собою индивидуальную систему адаптации или однажды избранную манеру отношения к миру. Так, всякая профессия обладает своей характерной персоной. … Однако опасность заключается в том, что мы зачастую идентифицируем себя со своей персоной: профессор – со своим учебником, тенор – со своим голосом. … Мы не очень погрешим против правды, сказав: персона это то, чем человек в действительности не является, но в то же время то, чем он сам, равно как и другие, себя считает» (Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. К., 1994, с. 376).

Тень. Тень состоит из тех черт и чувств, наличие которые мы не можем признать у себя. Это противоположность нашего эго или образа себя (собственного воображаемого образа); это мистер Хайд доктора Джекила. В сновидениях тень проецируется на людей того же пола, как, например, тогда, когда мы видим сны о злобных и жестоких людях того же пола, что и мы. В обычной жизни тень часто проявляет себя, когда мы находимся в неловком положении и, скажем, внезапно отпускаем исключительно враждебное замечание, что «совсем на меня не похоже». Также мы можем обнаружить проекции своей тени, когда рассуждаем об «одной вещи, которую я не могу выносить в людях», поскольку такая горячая нетерпимость может означать, что на самом деле мы защищаемся от осознания этого качества в самих себе (Von Franz, 1964, p. 174).

В большинстве случаев тень состоит из отрицательных черт, так как она противоположна нашему положительному образу себя. Но когда наш сознательный образ негативен, тень может быть и положительной (Jung, 1961, p. 387). Молодая женщина, которая считает себя непривлекательной, может видеть во сне прекрасную леди. Она полагает, что леди — это кто-то другой, но на самом деле это ее собственная, желающая проявиться красота. Позитивна тень или негативна, для человека очень важно войти с ней в контакт. Понимание природы своей тени — первый шаг к анализу и интеграции различных сторон своей личности (Jung, 1933, p. 33).³

³ Истолкование понятия тени У. Крэйном нуждается в уточнении. Тень, являясь низшей частью личности, представляет собой совокупность всех личностных и коллективных элементов, которые из-за несовместимости с сознательной установкой оказались подавленными соединившимися в бессознательном в относительно автономную, «отщепившуюся личность» с противоположными тенденциями. По отношению к сознанию тень выступает как некая компенсация, и потому ее действие может быть как позитивным, так и негативным. Как часть личного бессознательного тень относится к эго, но как архетип «отражения» – к коллективному бессознательному. Как писал К. Г. Юнг: «Тень – это скрытая, подавленная, низшая и обремененная виной часть личности, корнями своими уходящая в животный мир – мир наших предков, и таким образом вмещающая целый исторический пласт бессознательного… До настоящего времени бытовало мнение, что тень человеческая – источник всяческого зла, однако нынче при помощи тщательных исследований установили, что бессознательный человек, т. е. тень, состоит не только из морально предосудительных тенденций, но включает в себя и целый ряд положительных качеств, как то: нормальные инстинкты, сообразные реакции, реалистическое восприятие действительности, творческие импульсы и т. д.» (Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. К., 1994, с. 380, курсив мой – А. А.). Юнг, однако, предупреждал, что «игры с тенью» чрезвычайно опасны: длительное сосредоточение на ней, вытеснение тени из пространства сознания, равно как и идентификация с ней, могут привести к психозу, в частности, к раздвоению личности. – А. А.

Анима и анимус. В даосизме, философском учении древнего Китая, говорится об инь и ян, женском и мужском началах всего существующего, в том числе и человеческой личности. Согласно Юнгу, женское начало включает в себя способность вскармливать, растить, воспитывать, любить и (со)чувствовать, а также художественный склад ума и стремление к единству с природой. Мужское начало включает логическое мышление, героическое самоутверждение и стремление к покорению природы (Jung, 1961, p. 379–380; Whitmont & Kaufmann, 1973, p. 94). Мы, по нашей биологической природе, бисексуальны и можем идентифицироваться с людьми обоих полов, так что все мы обладаем как мужскими, так и женскими чертами. Есть и генетические различия между полами, которые, однако, преувеличиваются обществом, и его социализирующие воздействия вынуждают женщин чрезмерно развивать свою женскую сторону, а мужчин — отдавать слишком большое предпочтение мужской стороне. В результате «другая сторона» оказывается подавленной и слабой. Мужчины, как правило, односторонне развивают в себе независимость, агрессивность и интеллектуальность, пренебрегая заложенным в них потенциалом заботливости и взаимозависимости. Женщины развивают материнскую, заботящуюся и чувствующую сторону, пренебрегая своими способностями к самоутверждению и логическому мышлению. Но игнорируемые аспекты личности не исчезают, а остаются активными и взывают к нам из бессознательного. У мужчин женская сторона личности проявляется в снах и фантазиях как «женщина внутри» («the woman within»), или анима. У женщин — это «мужчина внутри» («the man within»), или анимус (Jung, 1961, p. 380). ¹

¹ Кратко раскрыть содержание понятий Юнга и при этом не впасть в упрощенчество – задача почти невыполнимая. В полной мере справиться с этой задачей не удалось и У. Крэйну, что особенно заметно в объяснении понятий анима и анимус. Поэтому я решил дополнить объяснения Крэйна фрагментом из глоссария, составленного Аниэлой Яффе по просьбе издателей книги Юнга «Воспоминания, сновидения, размышления». По определению Яффе, Анима и Анимус – это персонификация женского начала в бессознательном мужчины и мужского начала в бессознательном женщины. Далее приводятся поясняющие цитаты из работ К. Г. Юнга: «Каждый мужчина носит в себе вечный образ женщины, не той или иной конкретной женщины, но некий определенный образ женственности [Анима]. Этот образ в основе своей бессознателен; непосредственный фактор изначального происхождения, запечатленный в живой органической системе человека, отпечаток или архетип всего наследственного опыта феминности, хранилище всех отпечатков, когда либо оставленных женщиной. … Точно так же в существе каждой женщины есть врожденный образ мужчины [Анимус]. Мы должны назвать его образом мужественности, как в отношении мужчины мы говорим об образе женственности. Будучи бессознательным, этот образ всегда неосознанно проецируется на предмет любви и лежит в основе всякого увлечения или же отвращения. … Единственная функция Анимуса (равно как и Анимы) – пребывать между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным. … Анима и анимус должны функционировать как мост или дверь, которые ведут к образам коллективного бессознательного. … Все архетипические представления, а значит и Анима, и Анимус, могут быть позитивны и негативны, сложны и примитивны» (Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. К., 1994, с. 367–368). – А. А.

Личное бессознательное. Юнг полагал, что бессознательное состоит из двух слоев. Первый слой – личное (или индивидуальное) бессознательное, содержанием которого становятся наклонности, идеи, впечатления и чувства, вытесненные нами в течение жизни (p. 389). Подавляющая часть тени относится к личному бессознательному. Она может включать, например, нежные чувства мужчины к своему отцу, которые он, будучи ребенком, вынужден был вытеснить. Анима и анимус также частично, но не целиком, представлены в этой области бессознательного. Женщина могла когда-то вытеснить свои впечатления об отце как сексуально привлекательном объекте, и они становятся вкладом в ее анимус и содержанием ее личного бессознательного.

Коллективное бессознательное. Личное бессознательное каждого человека уникально, потому что люди в течение своей жизни вытесняют разные мысли и чувства. Однако, Юнг был убежден в том, что в глубинах души (психэ) существует коллективное бессознательное, унаследованное от предков и общее для всех представителей человечества. Коллективное бессознательное состоит из врожденных движущих сил – инстинктов и организующих тенденций – архетипов (см. рис. 16.2). Архетипы не доступны для прямого познания, но мы можем узнать о них косвенно, через архетипические образы, появляющиеся в мифах, произведениях искусства, снах и фантазиях людей по всему миру. Посредством этих образов люди пытаются выразить свои глубинные, вековые желания и бессознательные стремления. Сюда входят, в частности, образы Матери-Земли (Earth Mother), старой мудрой женщины, старого мудреца, животных, возрождения, смерти, трикстера, колдуньи и Бога.

NB: Надписи на рисунке: Обязательно заменить Сознательная часть на Сознание!!! – А. Алексеев.

Рис. 16.2. Структура души (психе) по теории Юнга

Архетипы влияют также на природу и развитие других частей личности. Например, анимус женщины — это не только результат преобразования вытесненных впечатлений, связанных с отцом или другими мужчинами, но и бессознательные мужские агрессивные силы, которые могут появляться в снах в виде диких зверей.

В различных культурах архетипические темы выражаются по-разному, но всегда и везде люди находились под сильным впечатлением от этих образов, восхищались и пленялись ими. Юнг говорил:

Понятие архетипа… вытекает из многократных наблюдений, в частности, над мифами и волшебными сказками, которые содержат устойчивые мотивы, обнаруживающие себя всегда и повсюду. Те же мотивы мы встречаем в фантазиях, снах, в бредах и галлюцинациях современного человека. Эти типичные образы и ассоциации я называю архетипическими идеями… Они берут начало в архетипе, беспрецедентной, бессознательной, предсуществующей форме, которая, судя по всему, представляет собой часть наследуемой структуры психэ, и вследствие этого способна спонтанно проявлять себя везде и в любое время (p. 380 / Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. К., 1994, сс. 367–368).

Хотя Юнг говорил, что архетипы, по существу, непознаваемы, он, с другой стороны, уподоблял их инстинктам животных, например врожденной программе родительского поведения птиц (Jung, 1964, p. 58). Вероятно, архетипы можно также сравнить с перцептивными организующими тенденциями, о которых говорят гештальтпсихологи (Arnheim, 1954; R. Watson, 1968, chap. 19). Например, мы, возможно, имеем внутреннее чувство гармоничной формы. Мандалы, вероятно, потому поражают нас своей красотой, что они отвечают нашим чувствам пропорции, уравновешенности и хорошей организации.

Самость. Центральный, организующий архетип — это архетип самости, нашего бессознательного стремления к центрированности (centeredness), целостности и конечной цели (Jung, 1961, p. 386). Самость — это внутреннее побуждение уравновесить и примирить противоположные стороны нашей личности. Во всем мире самость получает символическое выражение в рисунках мандал — фигур, в которых все стороны идеально уравновешены относительно центра. Самость также получает выражение в наших поисках Бога, являющегося символом целостности и конечной цели (p. 382).¹

¹ Понятие самости – одно из сложнейших понятий в теории Юнга, которое он раскрывал в множестве различных контекстов, включая мистический. Поэтому даже для его первоначального уяснения недостаточно чрезвычайно лаконичной характеристики У. Крэйна. Чтобы хоть как-то облегчить задачу первого знакомства с этим понятием, ниже приведены несколько цитат из работ Юнга, которые Аниэла Яффе использовала для иллюстрации определения самости в составленном ей глоссарии к книге Юнга «Воспоминания, сновидения, размышления». В «Двух очерках по аналитической психологии» Юнг писал: «Самость есть некая сверхупорядочивающая величина по отношению к Эго. Она включает в себя не только сознание, но и бессознательное, и потому представляет собой, скажем так, личность коей мы также являемся. … Надежда на то, что мы когда-либо будем в состоянии достичь хотя бы приблизительно полного осознания Самости, весьма невелика, ибо сколь много мы бы не осознали, всегда будет существовать некоторая неопределенная и неопределимая часть бессознательного, принадлежащая универсуму Самости. …Самость – это наша жизненная цель, ибо она является наиболее полным выражением той роковой комбинации, которую мы называем индивидуальностью». В «Психологии и алхимии» Юнг добавлял: «Самость представляет собой не только центр, но и всю окружность, она заключает в себе и сознание и бессознательное; она является центром этого универсума, подобно тому как Эго являет собой центр сознания» (Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. К., 1994, с. 377)

Интроверсия и экстраверсия. Хотя самость — это конечная цель жизни, ни один из нас полностью не достигает ее. Мы все развиваемся односторонне. Большинство из нас, например, развивают свою сознательную сторону и пренебрегают бессознательной жизнью. Женщины пренебрегают своей мужской стороной, а мужчины — женской. Юнг разработал еще несколько понятий для описания противоположных тенденций, из которых мы развиваем одну, исключая другую. Одна из таких полярностей — это интроверсия-экстраверсия. Экстраверт уверенно приступает к реальным действиям, интроверт сомневается и раздумывает о том, что может случиться. На вечеринке экстравертная молодая женщина немедленно подойдет к другим и завяжет с ними разговор. Интровертная молодая женщина будет колебаться, ей сложно выбраться из своего внутреннего состояния, из своих страхов, надежд и ощущений. Экстраверт движется вовне, к внешнему миру, интроверт чувствует себя надежнее в своем внутреннем мире и получает больше удовольствия от таких занятий, как чтение книг и искусство. Нам всем свойственны обе эти тенденции, но каждый предрасположен более к одной из них, оставляя другую неразвитой и бессознательной (Jung, 1945).

° Теория развития

Первая половина жизни

В течение первой и второй половин жизненного цикла развитие личности идет по разным направлениям. Первая половина, от пубертата до 35–40 лет — это время внешней экспансии. Силы созревания управляют ростом эго и раскрытием способностей к взаимодействию с внешним миром. Молодые люди учатся уживаться с другими и стараются завоевать как можно больше социальных наград. Они строят свою карьеру и семью и делают все возможное для того, чтобы подняться вверх по социальной лестнице «жизненного успеха». При этом женщины обычно испытывают социальное давление, диктующее им развивать их женские черты, а от мужчин, соответственно, требуется развитие мужских черт.

Во время этой фазы, считал Юнг, определенная степень односторонности необходима, молодой человек должен посвящать всего себя задаче овладения внешним миром. Молодой человек не особенно выиграет, если будет слишком увлекаться самокопанием, фантазиями и т. п. (Jung, 1933, p. 109). Его задача — уверенно и решительно справляться с требованиями среды. Как и можно предположить, экстраверты, в отличие от интровертов, более успешно проходят этот период (Jacobi, 1965, p. 42).

Кризис середины жизни

В период между 35 и 40 годами в душе (психэ) подготавливается важное изменение.. Человек начинает ощущать, что цели и стремления, когда-то казавшиеся вечными и непреходящими, вдруг потеряли свое значение. Довольно часто в этом возрасте люди впадают в депрессию, чувствуют себя вялыми, инертными и неполноценными, как будто потеряно что-то очень важное. По наблюдениям Юнга, такое случается даже с теми, кто добился немалого социального успеха, так как «достижения, вознаграждаемые обществом, приобретаются ценой сужения личности. Много — ох, как много — сторон жизни, которые вовсе не зря были изведаны, лежат в чулане среди пыльных воспоминаний» (Jung, 1933, p. 104).

Впрочем, сама душа (психэ) принимает меры для выхода из этого кризиса. Она побуждает человека обратиться внутрь себя и задуматься о смысле собственной жизни. К этому обращению вовнутрь подталкивает бессознательное, область, где подавленные и не пережитые аспекты личности находились, росли, и откуда они теперь требуют, чтобы их выслушали. Бессознательное взывает о признании, стремясь восстановить психическое равновесие и гармонию (p. 17–18, 62–63).

Бессознательное говорит с нами преимущественно через сны. Например, один человек, который испытывал депрессию и чувствовал, что его жизнь лишена смысла, в начале своего анализа увидел сон следующего содержания:

Я стою в совершенном недоумении в центре города, похожего на арабскую казбу (цитадель) в Сафи¹, с извилистыми и переплетающимися маленькими улочками, не зная, куда повернуть. Вдруг я замечаю молодую, загадочную женщину, которую я никогда раньше не видел, и она указывает мне рукой путь к выходу. И было очень хорошо видно, что это — именно тот путь (Whitmont & Kaufmann, 1973, p. 95).

¹ Портовый город на Атлантическом побережье Марокко. Основан в XI веке. – А. А.

Послание, которое несет этот сон, состоит в том, что увидевшему его надо обратить внимание на свою аниму (загадочную молодую женщину), чтобы узнать путь к выходу из тупика. Проблема была в том, что до тех пор он никогда не признавал и не развивал эту сторону своей личности.

Когда зрелые люди начинают пристально вглядываться в свою жизнь и прислушиваться к голосу бессознательного, они рано или поздно встречают образы самости, символы целостности и центрированности. Например, мужчина среднего возраста, очень успешный администратор, страдавший от нарастающего внутреннего напряжения и депрессии с мотивами самоубийства, увидел сон, в котором на него напал водяной (water devil) и ловко заманил его на край бездны. Однако затем водяной спас его от падения в бездну и дал ему бур, с помощью которого сновидец, как предполагалось, должен был пробиться к центру Земли. В свете теории Юнга, ключевая фигура сна — это водяной, который в начале является воплощением зла, поскольку представляет элементы бессознательного, рассматриваемые сознательным эго, как нежелательные, — деструктивные побуждения. Тем не менее, водяной оборачивается помощником, указывая мужчине, что он должен откровенно посмотреть на свои негативные стороны, если хочет когда-либо достичь целостности и найти истинный центр (Whitmont, 1969, p. 224–225).

Далее по ходу сна мужчина, видевший его, оказался в потайной комнате, где за квадратным столом шло собрание. Председательствовали рыцарь в сияющих латах и лорд-мэр. Но сновидца к этому столу подвели уличный мальчишка и грязный, оборванный мужчина, похожий на нищенствующего монаха. Они сели вместе с ним за стол и дали ему отвратительную еду, которую он тем не менее съел. Затем он вонзил свой бур в землю, и вокруг него тут же выросли цветы, а сам бур превратился в цветущее дерево.

Согласно юнгианскому анализу, великолепный рыцарь и лорд-мэр представляют собой героический и властный аспекты личности, которые сновидец успешно реализовывал сознательно в качестве управленческого работника. Уличный мальчишка и оборванный нищий монах символизируют пренебрегаемые, обесцененные стороны личности, элементы, которые до тех пор подавлялись. В частности, этот мужчина рассматривал свои религиозные склонности как слабость и стремление убежать от реальной жизни, — черты, недостойные мужчины. Но именно монах и уличный мальчишка, подавляемые теневые фигуры, оказались теми, кто привел его к квадратному столу, символу психического единства. Затем он ест отвратительную пищу, —ибо рассматривать подавленные стороны собственной личности неприятно любому человеку, — но, когда он это делает, — он видит, как появляются возможности для нового роста (цветущее дерево) (p. 224–227).

Вы можете заметить, что подход Юнга к анализу сновидений отличается от фрейдистского подхода. Фрейд считал сновидения конечными продуктами искажения и маскировки. Юнг, напротив, полагал, что сны выражают содержание бессознательных посланий достаточно прямо (Jung, 1933, p. 13). В описанном выше сновидении уличный мальчишка и монах интерпретируются почти буквально, как символы делинквентной («нарушающей правила») и религиозной сторон личности. Кроме того, для Юнга бессознательное, — источник сновидений, — не просто бурлящий котел низменных влечений и желаний, каким оно представлялось Фрейду. Скорее, бессознательное, как часть Природы, может быть творческой силой, указывающей нам выход из наших нынешних патовых ситуаций, как, например, в рассмотренных выше снах. Сновидения могут указать нам на то, какими сторонами своей личности мы пренебрегаем, и дать команду, что пора обратить на них внимание (Jung, 1933, pp. 62–63). Это вовсе не означает, что мы должны в реальной жизни следовать своим дурным («дьявольским»)наклонностям. Однако мы должны знать о них, чтобы самим иметь возможность контролировать их, а не отдаваться во власть обстоятельств (Whitmont, 1969, p. 227–230).

Путь к здоровью и росту — к недостижимой цели самости — называется индивидуацией (Jung, 1933, p. 26). Индивидуация подразумевает не только достижение определенной степени психического равновесия, но и расставание с привычным подчинением целям и ценностям массовой культуры. Это значит, что человек должен найти свою собственную дорогу в жизни. Истинная сущность каждого человека несет на себе отпечатки универсальных архетипов, но в ее основе лежит уникальный личный опыт, который требует осознания. К тому же, в каждом человеке заложены уникальные потенциалы, которые также должны быть раскрыты (Jung, 1961, p. 383; Jacobi, 1965, p. 83–87).¹

¹ Поскольку понятие индивидуации, имеющее принципиальное значение для понимания идей Юнга о развитии человека, практически не раскрывается У. Крэйном, ниже приводятся несколько цитат из работ Юнга, специально отобранных Аниэлой Яффе для разъяснения этого понятия.

В работе «Архетипы и коллективное бессознательное» Юнг писал: «Я использую термин “индивидуация” для обозначения такого процесса, посредством которого достигается психологическая ин-дивидуальность, т. е. нераздельное, неделимое единство, некая “целостность”». В «Двух очерках по аналитической психологии» Юнг дал следующее разъяснение: «Индивидуация означает становление единого гомогенного бытия, и, насколько “ин-дивидуальность” охватывает нашу сокровенную, окончательную и ни с чем не сравнимую неповторимость, настолько она подразумевает становление Самости. Поэтому мы можем назвать индивидуацию “путем к себе” или “само-осуществлением”». А в работе «Динамика бессознательного» Юнг предостерегал от ошибочного толкования понятия индивидуация: «Я часто вижу, как процесс индивидуации путают с сознательным становлением Эго, в результате чего Эго отождествляется с Самостью, и это, в свою очередь, приводит к безнадежной концептуальной неразберихе. Вследствие этого индивидуация предстает чем-то вроде эгоцентризма или аутоэротизма. Но Самость вмещает в себя не Эго всего лишь, но бесконечно больше. Она может быть и тем, и другим, и третьим. Индивидуация не отрезает человека от мира, но вбирает в себя этот мир» (Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. К., 1994, с. 373). – А. А.

Середина жизни, таким образом, отмечена важным изменением в душе (психэ). Оно подсказывает нам начать тратить меньше энергии на завоевание внешнего мира и обратить свой взор внутрь себя. Мы чувствуем исходящее изнутри побуждение прислушаться к бессознательному, чтобы узнать о своих потенциалах, которые мы до сих пор оставляли нереализованными. Мы начинаем задаваться вопросом о смысле своей жизни, как никак уже наполовину прожитой.

Хотя в среднем возрасте фокус внимания человека, прежде направленного вовне, постепенно все более смещается вовнутрь, люди этого возраста все еще имеют достаточно энергии и ресурсов, чтобы производить ощутимые перемены в своей внешней ситуации. В середине жизни люди довольно часто вспоминают и начинают воплощать долгое время остававшиеся заброшенными планы и интересы и даже совершают необъяснимые со стороны перемены в своей карьере. Мужчины и женщины, согласно наблюдениям Юнга (Jung, 1933, p. 108), начинают раскрывать стороны своей личности, соответствующие образу противоположного пола. Мужчины утрачивают часть своих агрессивных амбиций и начинают уделять больше внимания личным отношениям с другими людьми. Как говорил мне мой старший коллега: «Когда становишься старше, то обнаруживаешь, что достижения начинают значить намного меньше, а дружба — намного больше». С другой стороны, женщины становятся более агрессивными и независимыми. Если, например, муж вдруг теряет интерес к семейному бизнесу, то жена может решительно взять дело на себя. Женщина, как и мужчина, все больше обращается внутрь себя, по мере того как приближается к старости, но проявляемый ею к «мужским» занятиям энтузиазм может временно уравновесить или заглушить общую тенденцию к внутренней ориентации.

Жизненные перемены, которые несет с собой средний возраст, могут породить проблемы в супружеских отношениях. Жена может начать испытывать раздражение от интеллектуально снисходительной манеры обращения с ней ее мужа, поскольку она сама не сдерживает больше свою мыслящую сторону. Муж, со своей стороны, может быть удручен обычной склонностью жены обращаться с ним эмоционально, как с маленьким ребенком. Он больше не желает, чтобы его только успокаивали и потакали ему в его прихотях, но хочет испытать настоящую реальность человеческих чувств и отношений, как взрослый, зрелый человек. Подобные изменения способны нарушить равновесие в семье (Jung, 1931).

Хотя возрастные изменения, характерные для второй половины жизни, порождают внутренние конфликты и создают материальные трудности, настоящий крах люди терпят тогда, когда начинают цепляться за цели и ценности первой половины жизни (Jung, 1933, p. 109). Люди среднего возраста могут, например, отчаянно пытаться сохранить внешнюю привлекательность своей юности или непрестанно твердить о своих прошлых спортивных победах. В этом случае они упускают возможность дальнейшего развития, которое может произойти, только если человек решится вступить в контакт с ранее пренебрегаемыми частями своей личности.²

² В блестяще написанной статье «Die Lebenswende» (в английском и русском переводах опубликована под названием «Стадии жизни») Юнг резюмирует сущность этого кризиса французской поговоркой: «Si jeunesse savait, si vieillesse pouvait» (кабы молодость бы знала, кабы старость да могла) (Юнг К. Г. Сознание и бессознательное: Сборник. – СПб.: Университетская книга, 1997, с. 25). Эта статья может служить хорошим дополнением к описанию взглядов Юнга на возрастное развитие человека, представленному в этой книге. – А. А.

Старость

Юнг говорил, что «с наступлением старости все большую роль начинают играть размышления о внутреннем мире, образы и видения… В старости люди погружены в свои воспоминания. Они перебирают образы прошлого, узнавая себя в них» (1961, p. 320). Старые люди пытаются понять сущность жизни перед лицом смерти (p. 309).





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 254 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...