Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
§ 3. Принцип получения фотографического снимка
Значение света в фотографии. Известно, что в однородной среде свет распространяется прямолинейно и световые лучи, падающие на тело, частично отражаются, поглощаются и проходят через него. Большинство тел отражает световые лучи.
Не все поверхности различных тел одинаково отражают световые лучи. Поэтому, в зависимости от характера отражающей поверхности предмета, можно получить правильное (зеркальное), рассеянное (диффузное), полу рассеянное, или смешанное, отражения. Так, бумага, полотняные экраны и другие подобные им с шероховатой поверхностью предметы создают основное в природе рассеянное отражение. Благодаря ему человек видит окружающие предметы, поэтому явление отражения света телами играет существенную роль в фотографии.
Принцип фотосъемки. Пользуясь фотографией, получают изображение снимаемого объекта. Это значит, что фотографируемый объект необходимо освегить дневным светом или обыкновенной электролампой, фотоэлектролампой и т. п.
Снимают объект при помощи фотографического аппарата, который имеет светонепроницаемый корпус 2 (рис. 1). Линза 1 выполняет роль фотообъектива, создавая на матовом стекле 3 изображение объекта. Получив на матовом стекле резкое изображение снимаемого объекта, стекло вынимают и устанавливают кассету с фотопластинкой. Переднюю стенку кассеты, обращенную к линзе, открывают лишь тогда, когда линза закрыта крышкой. В момент съемки крышку на некоторое время снимают с линзы, и она создает на фотопластинке оптическое изображение объекта.
При съемке световые лучи, отраженные объектом, проходят сквозь линзу, экспонируют (воздействуют на светочувствительный слой) фотопластинку и образуют на ней невидимое для глаза изображение объекта. Закончив экспонирование, на линзу надевают крышку, и закрывают переднюю стенку кассеты. Рис. 1. Простейшая схема фотоашы^., '
В момент съемки под действием световых лучей изменяются физико-химические свойства специального слоя фотопластинки, и на нем образуется скрытое изображение. Таким образом, физические свойства света позволяют получить оптическое изображение объекта, а физико-химические — скрытое изображение объекта в специальном слое фотопластинки или фотопленки.
Общие понятия об изготовлении фотоснимка. После съемки фотопластинку химически обрабатывают в такой последовательности: проявляют, закрепляют, промывают и сушат. Во время проявления скрытое изображение объекта становится видимым. Фотопластинку обрабатывают раствором закрепителя, чтобы видимое изображение сделать нечувствительным к воздействию света. Затем фотопластинку промывают и сушат. В результате химической обработки получается видимое негативное изображение, на котором свет и тени распределяются обратно оригиналу: светлые части объекта получаются темными, а темные, наоборот, светлыми. Изготовление негатива называется негативным процессом.
При фотопечати с негатива на фотобумаге получают позитивное изображение. На нем свет и тени распределяются правильно: светлые части объекта получаются светлыми, а темные — темными. После фотопечати экспонированную фотобумагу проявляют подобно негативу, затем закрепляют, промывают и сушат, в результате получают позитивный отпечаток, нечувствительный к свету. Изготовление позитивного фотоотпечатка называется позитивным процессом.
§ 4. Узлы, механизмы и приспособления фотоаппарата
Фотоаппарат (фотокамера) независимо от типа и конструкции имеет следующие узлы и механизмы: фотообъектив, светонепроницаемый корпус, фотозатвор, механизм наводки объектива на резкость, видоискатель и лентопротяжный механизм (механизм передвижения пленки). В фотоаппаратах для работы с фотопластинками лентопротяжный механизм отсутствует. Большинство фотоаппаратов имеет дополнительные приспособления, облегчающие работу, делают аппарат универсальнее, позволяя снимать в разнообразных условиях. К дополнительным приспособлениям можно отнести: счетчик кадров, механизм обратной перемотки пленки, автоспуск, синхроконтакт, фотоэлектрический экспонометр и др.
Светонепроницаемый корпус (камера) фотоаппарата защищает фотопленку от попадания на нее постороннего света. На кор-
а б
Рис. 2. Схема действия трехстворчатого центрального затвора.
пусе и внутри него монтируют фотообъектив, видоискатель, фотозатвор и т. д.
.Существуют два вида корпусов: жесткой конструкции (в виде коробки) и складной (снабженный складывающимся мехом). Форма и размеры корпуса зависят от применяемого светочувствительного материала (фото-топластинок или пленок).
Фотозатвор пропускает лучи, идущие через объектив на пленку. Он открывает объектив на необходимое для съемки время и закрывает его. Основные узлы затвора: для завода механизма перед съемкой, для установки выдержки (времени действия затвора) и для приведения затвора в действие. Затворы снабжены регуляторами, выполненными в виде рычага или вращающейся головки. Спусковое устройство имеет гнездо для установки гибкого тросика, спусковую кнопку и реже — рычаг.
На шкале регулятора выдержки фотозатвора нанесены обозначения из букв и цифр, например: В, 10, 25, 50 и т. д. Буква В означает, что выдержку измеряют в секундах и отсчитывают ее при съемке. При этом затвор закрывается не автоматически, а после снятия пальца со спусковой кнопки. Обычно на деление В устанавливают затвор, когда снимают в условиях неблагоприятного освещения и на фотопленке низкой светочувствительности.
Моментальные выдержки измеряют долями секунды, например: '/25> vpo, '/юо сек и т. д. Так, число '/so показывает, что затвор при съемке будет открыт только Vso сек и сам автоматически закроется, даже если палец не будет снят со спусковой кнопки или рычага. Величину выдержки обозначают на шкале не в виде дроби, а целыми числами: 10, 25, 50, 100 и т. д.
Фотозатворы делятся на центральные и шторно-щелевые. Центральный фотозатвор состоит из светонепроницаемых тонких металлических лепестков (створок), установленных обычно между линзами объектива. Лепестки работающего затвора расходятся в стороны (от центра к краям) и открывают путь (рис. 2, а) световым лучам через объектив на фотопленку. Затем лепестки сходятся от краев к центру и закрывают путь (рис. 2, б) световым лучам. Корпус затвора одновременно служит оправой объектива. Центральные затворы установлены в фотоаппаратах «Смена», «Любитель», «Москва», «Юность», «Эстафета», «Весна» и др.
Положительные качества центрального затвора: равномерная освещенность всего кадра; устойчивая работа при низких
температурах; можно снимать с электронно-импульсными осветителями при любой скорости работы затвора.
Шторно- щелевой фотозатвор (рис. 3) представляет собой светонепроницаемую матерчатую или металлическую шторку / с постоянной щелью 3. Он расположен в корпусе фотоаппарата непосредственно перед светочувствительным слоем пленки 2. Во время работы затвора шторка со щелью движется перед пленкой, последовательно засвечивая весь фотокадр. Величина выдержки зависит от скорости движения шторки и размеров щели (в некоторых конструкциях). Предельная скорость работы шторно-щелевого затвора достигает '/isoo сек. Кроме того, в аппаратах с этим затвором можно применять сменные фотообъективы.
Механизм наводки объектива на резкость. Чтобы получить четкое изображение снимаемого объекта на пленке, объектив наводят на резкость (фокусируют). Наводкой на резкость устанавливают необходимое расстояние между оптическим центром объектива и фотопленкой. Это одна из главных операций при съемке. Каждый раз, снимая новый или переместившийся относительно фотоаппарата объект, вновь наводят объектив на резкость. На фотоаппаратах, которыми широко пользуются любители, применяют следующие способы наводки объектива на резкость: по шкале расстояний, при помощи оптического дальномера и по матовому стеклу.
Шкала расстояний для наводки объектива на резкость нанесена на оправе или передней линзе объектива и имеет деления и цифры. Какое-либо число шкалы, установленное против индекса (точка, штрих и т. п.), показывает расстояние в метрах от снимаемого объекта до объектива. Наименьшее число шкалы расстояний, например 1,3, указывает, что снимать данным объективом можно только с расстояния 1,3 м. Если подойти к сни-
Рис. 3. Шторно-щелевой затвор.
маемому объекту ближе, изображение на пленке получится не-пезким. На противоположном конце шкалы нанесен знак оо (бесконечность). Установив при наводке знак оо против индекса можно снимать любые объекты, расположенные не ближе 20' м от аппарата. При этом все объекты будут одинаково резко сфотографированы.
Объектив для наведения на резкость вращают. При этом перемещается шкала расстояний относительно индекса так, что к нему приближается знакоо. Чтобы сфотографировать объекты, расположенные к фотоаппарату ближе 20 м, точно определяют расстояние от фотоаппарата до объекта и устанавливают нужное число шкалы против индекса. Определить расстояние до снимаемого объекта на глаз, без рулетки, при отсутствии достаточного опыта, трудно, поэтому можно допустить ошибку, в результате которой получится нерезкое изображение.
Наводка объектива на резкость при помощи оптического дальномера исключает этот недостаток. Дальномер — точный оптический прибор, установленный на фотоаппарате и связанный с объективом специальным устройством. Наводят на резкость, перемещая объектив вдоль оптической оси: вдвигая его в корпус фотоаппарата или выдвигая из него. Наводя объектив на резкость, т. е. вращая его и одновременно наблюдая в окуляр дальномера, добиваются совмещения двух контуров изображения объекта, которые постепенно накладываются один на другой и сливаются в единый. Единый четкий нераздвоенный контур изображения свидетельствует о точной наводке объектива на резкость.
На матовом стекле получают изображение снимаемого объекта. Наводят объектив на резкость, наблюдая за изображением, создаваемым объективом на матовом стекле, добиваясь превращения расплывчатого изображения в четкое.
Видоискатели.' При съемке необходимо определить границы будущего фотоснимка (кадра на пленке) и положение в нем объекта. Видоискателем (визиром), в большинстве типов аппаратов вмонтированном в корпус, определяют границы снимаемого кадра и наблюдают за фотографируемым объектом. Применяют оптические и рамочные видоискатели. Оптические видоискатели по конструкции делятся на телескопические и зеркальные.
Рамочный видоискатель имеет малую и большую прямоугольные металлические рамки, отношение размеров сторон которых равно отношению размеров сторон кадра на пленке. Малая рамка (смотровая) находится непосредственно у глаза, а большая—дальше от глаза наблюдателя и ограничивает поле зрения. Для определения границы снимаемого кадра малую рамку приближают к глазу до тех пор, пока контуры обеих рамок не совпадут.
Телескопический, или прямой, видоискатель, состоит из двух линз с общей оптической осью. Задняя, собирательная линза меньше передней и служит окуляром, через который наблюдают за снимаемым объектом. В таком видоискателе видят прямое, яркое, но Рис, 4. Лентопротяжный механизм, уменьшенное изображение
объекта. В некоторых типах фотоаппаратов подобный видоискатель снабжен диоптрийным устройством, позволяющим приспособить его для лиц с различным зрением (например, близоруких).
Зеркальный видоискатель имеет плоское зеркало, установленное под углом 45° к оптической оси объектива. Световые лучи, прошедшие через объектив, отражаются на плоско-выпуклую линзу, образуя на ней изображение объекта. Такой видоискатель дает яркое, но уменьшенное и зеркальное изображение. Можно получить и прямое изображение (например, в фотоаппарате «Зенит»).
Лентопротяжным механизмом передвигают экспонированный участок пленки, устанавливая перед объективом неэкспонированный ее участок. В большинстве аппаратов лентопротяжный механизм (рис. 4) состоит из круглой рифленой головки /, приемной катушки 6 и зубчатого барабана 2, зубья которого входят в перфорационные отверстия пленки 3. Пленку из кассеты 5 на приемную катушку передвигают зубчатым барабаном. Головка / связана с приемной катушкой и шестерней. Чтобы передвинуть пленку, вращают головку, а вместе с ней приемную катушку и шестерню, которая через промежуточные шестерни передает вращение зубчатому барабану. За полный оборот зубчатый барабан передвигает пленку на один кадр. При этом пленка наматывается на приемную катушку и одновременно отмеривает кадры.
Во многих фотоаппаратах лентопротяжный механизм связан с затвором и счетчиком кадров. В этом случае при вращении головки зубчатый барабан передвигает фотопленку на один кадр: одновременно заводится пружина затвора и диск (лимб) счетчика кадров смещается на одно деление. Чтобы снять объект еще раз или новый объект, снова, вращая головку, передвигают пленку и одновременно заводят пружину затвора. Такое взаимодействие лентопротяжного механизма и затвора исключает повторную съемку на один и тот же кадр. В аппаратах, где такая связь отсутствует, можно повторно снять на тот же кадр. Некоторые аппараты вместо круглой рифленой головки имеют рычаг (курковый привод).
У лентопротяжных механизмов аппаратов других типов нет зубчатого барабана. На специальные штифты в корпусе таких аппаратов устанавливают приемную катушку и катушку с пленкой. Штифт приемной катушки связан с головкой. Вращая ее, передвигают и наматывают пленку на приемную катушку. В таких аппаратах лентопротяжный механизм не связан с затвором.
Счетчик кадров показывает количество отснятых либо оставшихся в кассете кадров. Счетчик связан с лентопротяжным механизмом, поэтому при перемещении пленки на один кадр счетчик смещается на одно деление. Счетчик кадров — это лимб (шкала с делениями и цифрами), расположенный под головкой лентопротяжного механизма или на ней. В некоторых аппаратах он выполнен в виде диска, закрытого органическим стеклом.
Есть аппараты, в которых количество отснятых кадров контролируют через смотровое окно с красным защитным светофильтром на задней крышке корпуса. В окне наблюдают сигнальные знаки и цифры, нанесенные на обратной стороне светозащитной бумаги, подклеенной к пленке. Вращая головку лентопротяжного механизма, наматывают пленку на приемную катушку до тех пор, пока в смотровом окне не появится цифра / или, например, цифра 6 и т. д.
Механизм обратной перемотки пленки. Во время съемок пленка, передвигаясь в аппарате, перематывается из кассеты 5 (рис. 4) на приемную катушку в. Чтобы установить новую кассету с неэкспонированной пленкой, перематывают экспонированную пленку с приемной катушки в кассету. После этого можно снять заднюю (или нижнюю) крышку аппарата, вынуть кассету с экспонированной пленкой, установить новую кассету с неэкспонированной пленкой.
Круглая рифленая головка 4 механизма обратной перемотки пленки снабжена штифтами для сцепления с катушкой кассеты. Механизм имеет приспособление, отключающее лентопротяжный механизм от затвора. Отключение осуществляется кольцом или рычажком-выключателем, которые устанавливают при перемотке пленки в положения «В», «П» (или с другими обозначениями). Затем вращают головку 4 в направлении стрелки и перематывают пленку с приемной катушки в кассету.
В аппаратах некоторых типов отсутствует механизм обратной перемотки пленки, поэтому в них применяют одновременно две кассеты: с неэкспонированной пленкой и приемную для экспонированной пленки.
Кассеты — светонепроницаемые футляры для помещения в них пленки и предотвращения ее засвечивания. Кассеты позволяют заряжать и перезаряжать аппараты при дневном или электрическом освещении. Кассеты делятся на пластиночные\ и
В настоящем пособии не описаны,
пленочные. Последние бывают стандартные и специальные, предназначенные для перфорированной кинопленки шириной 35 мм и длиной 1,6 м.
Стандартная металлическая или пластмассовая кассета типа ФК-1 состоит из цилиндрического корпуса, катушки, одной или двух крышек. Фотопленка, намотанная на катушку, выходит из кассеты через продольную щель, оклеенную черным бархатом. Конец пленки закрепляют на катушке.
Специальные кассеты выпускают марок ФКЦ и ФК.Л, их применяют в некоторых типах более совершенных аппаратов. Эти кассеты одинаковой конструкции. Кассета ФКЦ изготовлена из цинкового сплава, а ФКЛ—из латуни. К специальным относятся и кассеты для миниатюрных фотокамер:
Автоспуск — это часовой механизм, который через некоторый промежуток времени после включения автоматически приводит в действие затвор. Примерно 7—15 сек часовой механизм работает вхолостую (заведенная пружина медленно раскручивается), и только по истечении этого времени затвор приводится в действие и происходит съемка. Автоспуск используют для самосъемки: при этом фотоаппарат закрепляют на штативе, устанавливают на шкале затвора выдержку, наводят на резкость, ставят необходимую диафрагму, заводят механизм затвора и автоспуска, нажимают спусковую кнопку (или рычаг) и в течение 7—15 сек занимают перед аппаратом нужное для съемки положение.
Синхроконтакт. Для съемки в неблагоприятных условиях освещения или фотографирования спортивных соревнований, игр и т. п. часто применяют электронно-импульсные осветители. Чтобы обеспечить одновременную работу затвора и электронно-импульсного осветителя, некоторые аппараты снабжают синхро-контактом, т. е. специальным гнездом, связанным с затвором. В гнездо вставляют штекер провода осветителя. При нажатии спусковой кнопки аппарата приводится в действие затвор, одновременно замыкается электрическая цепь осветителя, и в момент полного открытия затвора происходит вспышка.
Фотоэлектрический экспонометр, вмонтированный в корпус аппаратов некоторых типов, позволяет определить выдержку для съемки в различных условиях освещения.
§ 5. Фотографический объектив
Фотографический объектив — это главная часть фотоаппарата, служит для получения оптического изображения объекта на фотопленке. Современный фотообъектив состоит из различных линз, изготовленных из специального оптического стекла— крона или флинта,
В фотоаппаратах применяют в основном объективы типа анастигмат, в которых устранены почти все оптические недостатки отдельной линзы.
Простейший анастигмат — триплет, выпускаемый промышленностью под шифром Т, состоит из трех линз, из которых две крайние собирающие, а средняя—рассеивающая. В фотоаппаратах устанавливают объективы типа триплет и светосильные анастигматы с большим количеством линз (не менее четырех). Схемы расположения линз в оправах сложных анастигматов разнообразны.
Одна часть световых лучей, падающих на линзу объектива, отражается (не проходит через оптическую систему), другая частично поглощается. Прозрачность стекла линзы вызывает небольшие потери света по сравнению с его отражением. Так как объектив состоит из нескольких линз, общая потеря световых лучей за счет отражения достигает 30—60%. Чтобы уменьшить потери на отражение световых лучей от каждой линзы, т. е. увеличить прохождение света, промышленность изготовляет только просветленные фотообъективы.
Для просветления на наружную поверхность каждой линзы наносят специальную тончайшую прозрачную пленку, преломляющая способность которой значительно меньше, чем у стекла линзы. Просветленные объективы кажутся голубоватыми. При съемке негатив получается чище и контрастнее, нежели при съемке непросветленным объективом.
Диафрагма, изменяющая размеры отверстия фотообъектива, расположена между его линзами. Диафрагма современных объективов, называемая ирисовой, состоит из металлических светонепроницаемых лепестков-пластинок, расположенных по кругу и соединенных подвижным кольцом или поводком.
При вращении кольца лепестки сходятся к центру (рис. 5), уменьшая диаметр отверстия объектива, или расходятся. Изменяя диафрагмой диаметр, регулируют количество света, проходящего через объектив, и, следовательно, влияют на длительность выдержки. Ирисовая диафрагма позволяет плавно
Рис. 5. Ирисовая диафрагма.
наменять диаметр отверстия объектива от наибольшего до наименьшего и наоборот. Уменьшение диаметра отверстия называется диафрагмированном объектива. В некоторых аппаратах новейшей конструкции применяют автоматически действующие диафрагмы.
На шкале оправы объектива обозначены величины относительных отверстий: 1:1,4; 1:2; 1:2,8; 1:4; 1:5,6; 1:8; 1:11;
1:16; 1:22. Для упрощения на шкале вместо относительного отверстия (величины диафрагмы) 1:5,6 указывают только число 5,6. Величины относительных отверстий диафрагмы рассчитаны так, что при вращении кольца или рычажка от меньшего числа к следующему, большему (например, от 5,6 к 8) отверстие уменьшается примерно в два раза. В этом случае увеличивают вдвое выдержку. И наоборот, изменяя относительное отверстие от большей величины к меньшей (например, от 11 к 8), выдержку уменьшают в два раза.
Диафрагмой не только регулируют световой поток, проходящий через объектив. Она позволяет увеличивать глубину резкости объектива (глубину резко изображаемого пространства). Это его свойство позволяет изображать на пленке с одинаковой резкостью предметы, отстоящие от объектива на разном расстоянии. Уменьшая диафрагмой отверстие объектива, увеличивают глубину резкости. Глубина резкости тем больше, чем меньше фокусное расстояние и диаметр относительного отверстия объектива и дальше расположен снимаемый объект.
По шкале глубины резкости, нанесенной на оправе большинства объективов, можно определить глубину резкости в зависимости от значения диафрагмы и расстояния до снимаемого объекта. По обе стороны риски шкалы глубины резкости симметрично расположены такие же числа, как на шкале диафрагмы. При установке объектива на резкость равнозначная пара цифр шкалы глубины резкости расположится против цифр шкалы расстояний и покажет переднюю и заднюю границы глубины резко изображаемого пространства.
Техническая характеристика фотообъектива. Важнейшие показатели объективов: главное фокусное расстояние, относительное отверстие, светосила, угол изображения и др.
Главное фокусное расстояние F— это расстояние между оптическим центром объектива и поверхностью фотопленки, на которой образуется изображение объекта при наводке объектива на бесконечно удаленный предмет. Выражают в сантиметрах или миллиметрах и указывают на оправе объектива так:
F=10,5 см или F=50 мм. Величина главного фокусного расстояния влияет на масштаб изображения снимаемого объекта. При съемке с одной и той же точки крупнее изображает объект объектив с большим главным фокусным расстоянием.
Относительное отверстие определяется полным раскрытием диафрагмы и выражается отношением диаметра действующего отверстия к фокусному расстоянию объектива. Если фокусное расстояние объектива равно 75 мм, а диаметр его наибольшего действующего отверстия составляет 17 мм, то относительное отверстие этого объектива будет 17:75, т. е. 1:4,5. Величину 1:4,5 наносят на оправе объектива. Диаметр действующего отверстия и главное фокусное расстояние объектива определяют светосилу.
Светосила характеризует способность объектива к наибольшему пропусканию света и обеспечивает создание на пленке изображения определенной яркости. Чем больше светосила объектива, тем меньше выдержка при съемке. Практически для характеристики величины светосилы пользуются величиной относительного отверстия объектива. Надо помнить, что светосила объектива с относительным отверстием 1:5,6 больше светосилы объектива с относительным отверстием 1:8.
Угол изображения объектива определяет формат пленки и размер кадра на ней. Величина угла влияет на масштаб изображения. Чем больше угол, тем значительнее площадь (пространство), передаваемая на пленку.
Классификация фотообъективов. По назначению различают объективы общего и специального назначения.
Объективы общего назначения устанавливают на фотоаппарате постоянно, в качестве основного. Их называют универсальными, так как применяют для разнообразных съемок.
Фотообъективы, специального назначения используют для портретной, репродукционной съемок и для фотоувеличителей. Такие сменные объективы выпускают к аппаратам как дополнительные.
По величине фокусного расстояния объективы делятся на нормальные, короткофокусные, длиннофокусные и телеобъективы.
Нормальные объективы (универсальные) имеют фокусное расстояние 40 и 50 мм и угол изображения 45—60°. Применяют в качестве постоянного объектива.
Короткофокусные объективы с фокусным расстоянием 28, 35 мм и углом изображения более 60° называются широкоуголь-ными. Глубина резкости этих объективов значительно больше, чем у нормальных. Применяют при съемке в малых помещениях, когда фотографируют с небольшого расстояния и так, чтобы объект полностью попал в кадр. Их также используют, когда нужно снять широкую площадь с близкого расстояния, архитектурное сооружение и т. п.
Длиннофокусные объективы. Фокусное расстояние составляет 85 мм, угол изображения—не более 30°, используют для
съемки портретов крупным планом. Глубина резкости значительно меньше, чем у нормальных объективов.
Телеобъективы отличаются от длиннофокусных по конструкции, их фокусные расстояния равны 105, 135, 300 мм и больше. Телеобъективы применяют, когда необходимо получить изображение удаленных предметов крупным планом и если к ним нельзя подойти.
Правила ухода за объективами и их хранение. Категорически запрещается разбирать объектив. В перерывах между съемками закрывают объектив крышкой и оберегают его от ударов. Линз просветленных объективов нельзя касаться пальцами, так как на пленке остаются жировые следы, разрушающие ее. Нельзя протирать объектив тряпкой или замшей. Рекомендуется смахивать пыль с линз мягкой и сухой кистью или сдувать резиновой грушей. Загрязненные линзы объектива можно осторожно вытереть мягкой, простиранной батистовой тряпкой или тампоном гигроскопической ваты, слегка увлажненной чистым спиртом. Во время сильного ветра оберегают объектив от пыли и особенно песка. Зимой при внесении аппарата в теплое помещение на линзах конденсируется влага, которую нельзя вытирать. В этом случае аппарат держат в помещении, пока объектив не нагреется до температуры окружающего воздуха.
§ 6. Классификация и устройство фотоаппаратов
Классификация фотоаппаратов. Несмотря на многообразие, все фотоаппараты можно классифицировать по назначению, системе наводки на резкость, виду и формату применяемого негативного фотоматериала.
По назначению различают аппараты для обычных и специальных съемок (стереоскопических, панорамных, павильонных).
По системе наводки на резкость различают аппараты даль-номерные, зеркальные, с наводкой по шкале расстояний, с постоянной наводкой на резкость.
По виду негативного фотоматериала аппараты делятся на пленочные и для работы с фотопластинками.
По формату негативного фотоматериала аппараты бывают павильонные для работы с фотопластинками; пленочные крупноформатные (широкопленочные); пленочные малоформатные;
пленочные микроформатные, или миниатюрные.
Микроформатные аппараты рассчитаны для съемки на 16-миллиметровую фотопленку. К ним относятся «Киев-Вега», «Киев-Вега-2» и «Нарцисс». Размеры кадра при съемке аппаратом «Киев-Вега»—10х14 мм, а аппаратом «Нарцисс»— 14Х21 мм.
Рис. 6. Общий вид фотоаппарата «Смена-8».
Малоформатные аппараты. Ими широко пользуются любители и профессионалы. К этой группе принадлежат фотоаппараты «Смена», «Весна», «Юность», ФЭД, «Зоркий», «Киев», «Ленинград», «Зенит» и др. Все малоформатные камеры рассчитаны на перфорированную кинопленку шириной 35 мм, расфасованную на отрезки длиной 1,65 м. На таком отрезке фотопленки можно получить 36 кадров размером 24Х36 мм (у «Весны» размер кадра 24Х32 мм) или 72 кадра размером 18х24 мм («Чайка-11», «Зоркий-12», «ФЭД-Микрон» и др.). Фотоаппараты «Зенит», «Кристалл» и «Старт» образуют группу малоформатных зеркальных камер.
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 585 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!