Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
134, и схему, сочиненную нашей пациенткой, я хотел бы охарактеризовать именно как возрастание функций, выходящее за рамки ее нормального
134 Жиль де ла Type говорит: "Мы видели сомнамбул - бедных, необразованных, в бодрствующем состоянии малоодаренных девушек, все поведение которых менялось, как только их усыпляли. Перед этим они бывали скучны, а тут становились оживленными и возбужденными, иногда даже одухотворенными" (Цит. по: Loewenfeld, Der Hypnofismus, р. 132).
интеллекта. Мы уже видели, откуда могли взяться отдельные моменты этой схемы. Другим ее источником являются, возможно, круги жизни фрау Хауфе, которые изображены в книге Кернера. Представляется, что это было исходным пунктом в детерминации внешней формы. Как уже отмечалось в описании этого случая, идея дуализма обязана своим происхождением воспринятым обрывкам разговоров, при которых пациентка, будучи в мечтательном состоянии, присутствовала после своих экстазов. На этом исчерпывается мое знание источников, из которых пациентка привлекала материал для своего творчества. Откуда пришла главная идея - пациентка не могла ответить на этот вопрос. Конечно, я просмотрел оккультную литературу в этом направлении, поскольку последняя оказывалась в поле моего зрения, и даже открыл множество параллелей нашей гностической системе в различных столетиях, но они рассеяны по разным произведениям, которые в большинстве своем пациентке совершенно недоступны. Если к тому же учесть ее молодость и особенности ее окружения, то возможность подобного исследования с ее стороны можно уверенно исключить. Краткий анализ системы на основе данных пациенткой разъяснений показывает, сколько духовных сил потребовала эта конструкция. Насколько высоко можно оценить это интеллектуальное достижение - это дело вкуса. Но, учитывая юный возраст и духовный мир пациентки, его, во всяком случае, следует признать исключительным.
2. Заключительное слово
Я далек от того, чтобы считать результаты этой работы окончательными и научно вполне удовлетворительными. Вопреки общественному мнению, у которого для так называемых оккультных феноменов нет ничего, кроме презрительной усмешки, я стремился представить глубокую связь последних со сферой опыта врача или психолога и указать на многочисленные важные проблемы, которые еще ставит перед нами эта неисследованная область. Проделанная работа дала мне уверенность, что в данной области зреет богатый урожай для
экспериментальной психологии, а также сознание того, что наша немецкая наука слишком мало занимается этой темой. Последняя причина побудила меня также вывести анализ случая сомнамбулизма из области чистой патологии и сориентироваться во взаимном. отношении сомнамбулизма и патологии в целом. Этой работой я надеялся способствовать тому, чтобы наука проторила путь к более глубокому прояснению и ассимиляции психологии бессознательного, вокруг которой до сих пор еще не утихают споры.
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
Августин 178 Майерс К. А. 286, 295
Адлер А. 6, 16, 89, 90, 91, 126, Маркс К. 202
138 Моцарт В. А. 129
Андерсен X. К. 189
Артемидор Давдиан (из Наполеон I 196,265
Эфеса) 172 Ницше Ф. 123, 204, 322, 323, 324
Бенуа П. 221,222 Парацельс 126
Вернем И. (Bemheim) 72 Пренс М. (Prince) 74,300
Бетховен Л. ван 129
Вине А. 228, 239, 278, 281, 282, Рибо Т. A. 299
288, 290, 291, 293, 320 Рише П. 280, 299, 328
Блейлер 0. 74, 225, 230, 241
Блумхарт И. К. 87, 325 Сократ 196
Бор H. 98 Тертуллиан 202
Брейер Й. 105 Уайли Э. (Wylie) 221
Бурже П. 154
Фирц 98
Вагнер P. 130 Флавий Иосиф 173
Вике Ф. (Wickes) 41, 47, 136 Флурнуа Т. (Flournoy) 74, 290,
Вундт В. 54 293, 296, 297, 302, 306, 312,
Гёте И. В. 186, 196, 239, 245, Форе 0. (Forel) 74, 304
267, 295, 296, 309, 324 Фрейд З. 11,13,18,49,52,72,
73, 74, 89, 90, 91, 92, 93, 97,
Джеймс У. 235,298 105, 107, III, 126, 171, 172,
Дюпре К. 101 173, 192, 292, 305, 317
Жане П. 72, 74, 276, 285, 287, Хатгард Г. P. 221, 222
288, 300, 302, 306, 308, 309,
315 Шарко Ж. М. 72, 234, 285, 306
Шиллер Ф. 13, 186, 187, 191, 245
Краффт-Эбинг P. 232,327 Шредер ван дер Кольк Я. 298
Лагерлёф С. 221
Лаоцзы 162 Экхарт Майстер 207
Левенфельд Л. 308, 310, 320
Леви-БрюльЛ. 44,166 Юнг К. Г. 41, 57, 126, 153, 172,
ЛеманнА. 282,283,311 238,323
Ленин 202
Льебо A. A. 72
УКАЗАТЕЛЬ
ВАЖНЕЙШИХ ТЕРМИНОВ
Архетип, архетипический 49,57, Детство 57, 76, 125, 129, 187-
119, 133,134, 141, 180, 220, 190, 203, 213, 260, 301
Индивидуум, индивидуальность,
Бессознательное 29, 31, 34, 35, индивидуальный 7,42,45,
44, 49, 50, 52, 54-56, 61, 64, 48, 51, 56, 58-60, 62, 68, 74,
72-74, 76, 77, 81, 83-88, 86, 91, 103, 108, 127, 130,
101, 106, 108, 109, 113, 118, 131, 134, 136, 143, 144, 155,
120, 122, 123, 125, 127, 128, 161-163,165-172,177,178,
130-136, 142, 143, 145, 146, 182, 183, 190-197, 199, 200,
149, 152, 153, 163, 167, 168, 202, 204, 206, 212-215, 222,
172, 174-177, 181, 182, 184, 223, 281, 288, 301, 317, 320-
188-190,197-202,204-206, 322,324
210,215-220,222,224, Инфантилизм, инфантильный 8,
226-230,238,267,282, 20, 22, 23, 40, 94, III, 124,
288-290, 292, 294, 295, 298, 125, 127, 130, 148, 177, 182,
299, 306, 315, 317, 319, 320, 186
324,325,328-330 Истерия 80, 84, 105, 121, 226-
Брак 30, 62, 143, 144, 181, 209, 228, 232, 233, 235, 236, 239-
210,212-220,222,223 244, 249, 276-278, 282, 291,
299, 300, 302-306, 308, 310,
Воспитание 8, 17, 38, 39, 43, 47, 313, 315, 316, 321, 328
49, 51, 52, 55, 58, 60, 62, 63,
68, 69, 75, 84, 85, 95, 103, Комплекс 23, 27, 31, 50, 54, 59,
104, 117, 148-150, 157-161, 73, 82, 101, 104, 105, 122-
165-169,174,179,184, 124, 128, 134, 138, 139, 141,
186-191, 213, 223, 228, 244, 142, 213, 216, 234, 288, 311,
261 314-317,321
Галлюцинация 84, 231-233, Медиум 243, 245, 247, 249, 253-
237-240, 242-244, 250, 251, 256, 260-262, 267, 268, 273,
263, 280, 281, 289, 291, 293- 274, 282, 283, 285, 288, 289,
297, 300, 302, 304, 308, 311, 322
313,317,319,326 Мышление 7, 8, 15, 18, 29, 39,
Гипноз 232, 282, 285, 289-292, 40, 52, 71, 99, 101, 103, 157,
294,308-311,313,326 169, 183, 293, 307, 324
Детская психология 6, 40, 42, Невроз 8, 21, 23, 45, 49, 52, 73-
186,189 76, 80, 82, 86, 105-112, 125-
129, 135, 136, 138, 148, 155, 177, 182, 183, 197, 200, 204-
204, 205, 223, 226, 305 206, 210, 211, 215, 217, 223,
226, 231, 233, 234, 236- 239,
Пубертат, пубертатный возраст 243, 250, 251, 262, 277-281,
16, 55, 80, 83, 174, 175, 178, 285, 288, 289, 292, 293, 296,
181, 276, 301, 308, 317, 318 297,300-302,305-308,
310-312, 315, 319, 321, 322,
Родители 12, 14-17, 19, 23, 25, 324,326,327,330
26, 28, 30, 31, 34, 39, 42, 44- Сомнамбулизм 226,228,234,
50, 53, 57-61, 75-78, 81- 236,241-243,245,251-253,
83, 86, 87, 92-94, 106, 107, 255, 263, 267, 280, 281, 289,
110, 129, 136-145, 147-149, 291, 299, 302, 306, 308, 309,
154, 156, 161, 166, 170, 171, 312, 313, 318, 319, 327, 330
177,187,188-190,211-213, Спиритизм, спиритический 243,
215,228 259, 270, 275, 276, 308
Семья 16, 25, 31,32,44,45, 57- Школа 38, 39, 41, 52-62, 78,
61, 67, 79, 83, 85, 93, 94, 102, 107, 110, 136-138, 140, 142,
131, 136, 139, 178, 193, 214, 145, 148, 151-157, 160, 162,
223, 228, 243-245, 253, 266, 166, 169, 172, 187, 244, 245,
272,281,301,308 276,301,326
Сознание 29, 43-45, 47, 48, 52,
54-59, 62, 64, 65, 74, 78, 82, Эгоизм, эгоцентризм 28, 77, 78,
84, 86, 101, 108, 113, 116, 87, 125, 127, 143, 147
118,121-124,129-131,134,
145, 148, 163, 170-172, 174,
К26
Карпов Г. В. и Романин В. А.
К26 Технические средства обучения. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения» и учащихся школьных отд-ний, пед. училищ по спец. № 2001 «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы». Изд. 2-е, переработ, и доп. М., «Просвещение», 1972. 384 с. с илл.
6-4-6
4-72
371.01
ПРЕДИСЛОВИЕ
Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. намечена широкая программа укрепления учебно-материальной базы школ, в том числе оснащения их современным оборудованием и техническими средствами обучения.
Настоящее пособие написано в соответствии с программой курса «Технические средства обучения». Его цель — помочь будущим учителям начальной школы и воспитателям дошкольных учреждений овладеть современными техническими средствами и методически правильно их применять в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Значение курса возрастает в связи с переходом начальной школы на работу по новым программам и сокращением на год срока начального образования. Теперь среднее образование полнее соответствует современным требованиям науки, техники и культуры. Успех перестройки системы начального образования в значительной степени зависит от теоретической и методической вооруженности учителей, их подготовленности к работе в новых условиях, умения правильно и в нужный момент применить то или иное техническое средство обучения.
Новые программы предъявляют повышенные требования и к дошкольной подготовке детей, в связи с чем возрастает роль воспитателей детских садов. Использование технических средств обучения поможет успешнее развивать мышление детей, активизировать их творческие способности, воспитывать интерес к занятиям, формировать образованных и идейно убежденных членов советского общества.
В результате изучения курса «Технические средства обучения» студенты и учащиеся должны:
1. Ознакомиться с основами фотографии, устройством фотоаппаратов и оборудованием, изучить порядок подготовки к фотосъемке, ее проведения и обработки фотоматериалов.
2. Понять значение диапозитивов, диафильмов, кинофиль»' звуковых пособий и учебного телевидения как средств об'
3. Ознакомиться с общей методикой использования всех видов экранных и звукотехнических пособий в учебной и воспитательной работе.
4. Знать устройство, принцип действия и назначение всех видов и типов школьной проекционной, кинопроекционной, фотографической и звукотехнической аппаратуры.
5. Знать правила эксплуатации аппаратуры, кинофильмов, требования пожарной безопасности и техники безопасности при работе на узкопленочных кинопередвижках.
Раздел «Учебное кино» содержит достаточные сведения для получения квалификации демонстратора узкопленочного кино.
Учитывая недостаточную физико-техническую подготовку студентов, авторы старались наиболее сложные вопросы изложить в популярной форме.
Авторы признательны профессору Московского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института имени В. И. Ленина С. И. Архангельскому за помощь, оказанную им при подготовке рукописи.
ВВЕДЕНИЕ
В современной школе значительно расширился арсенал средств обучения, повседневно применяемых учителем в учебно-воспитательной работе. Педагогический принцип наглядности обучения требует постоянного совершенствования средств обучения, использования в школе наглядных пособий, соответствующих уровню развития науки и техники. Повышение качества преподавания тесно связано с коренным совершенствованием его методики, что в свою очередь зависит и от применения учителем широкого комплекса технических средств обучения.
Учитель советской школы и воспитатель детского сада не должны ограничиваться только такими средствами обучения, как доска и мел. Необходимо использовать различные средства наглядного обучения, чтобы выразительнее, доходчивее донести до учащихся и помочь им осмыслить учебный материал.
В современной школе, помимо настенных печатных наглядных пособий (карты, таблицы, картины) или объемных (макеты, натуральные образцы, модели, муляжи), а также демонстраций опытов и т. д., широко используют средства обучения, требующие вполне определенных, иногда довольно сложных технических устройств и аппаратов. Этими средствами обучения школы оснащали постепенно, по мере роста технической вооруженности страны. Поэтому одни из них появились в школе сравнительно Давно, другие недавно.
Наиболее эффективные методы преподавания в школе связаны с применением технических средств обучения.
В настоящее время большинство учителей осознали необходимость овладения техникой работы с различной аппаратурой.
Учитель должен умело применять наиболее нужное в каждом конкретном случае наглядное пособие. Поэтому ему необходимо знать основы методики работы в классе и на внеклассных занятиях с различными техническими средствами обучения.
Бурное развитие науки вызывает постоянное увеличение объема учебного материала, подлежащего изучению в начальной и средней школе. Следовательно, в те же сроки обучения учащиеся должны усваивать больший учебный материал, что заставляет совершенствовать старые и искать новые методы и формы обучения. Учителя необходимо вооружить такими техническими средствами обучения, которые содействовали бы решению этой задачи. Известно, например, что кинофильм сокращает время, необходимое на изучение предмета, но только если учитель умело применяет его на уроке.
Учебное кино,' звукотехнические средства, фотография, телевидение, обучающие машины в умелых руках усиливают воздействие учителя на детей. Широкое использование этих средств в учебно-воспитательном процессе, во-первых, повышает наглядность обучения и доступность материала; во-вторых, позволяет полнее и точнее информировать об изучаемом явлении или предмете, что повышает качество знаний; в-третьих, расширяет возможности учителя по созданию новых и совершенствованию старых форм передачи знаний. Следует учитывать эмоциональную сторону воздействия на детей наглядных средств обучения.
В учебно-воспитательной работе различные наглядные средства применяют в зависимости от их назначения и дидактической ценности, а также от цели и типа занятий. Каждое наглядное пособие имеет свои положительные и отрицательные стороны. Так, статические экранные пособия (диапозитивы, диафильмы, эпипроекция) имеют преимущества перед кинофильмом тогда, когда требуется длительно рассматривать объекты. При этом учитель может демонстрировать каждую картину, рисунок, фотографию, схему и т. п. столько времени, сколько необходимо для детального усвоения, осмысливания и запоминания учащимися рассматриваемого объекта. Такие статические иллюстрации обычно применяют на уроках или занятиях, чтобы подкрепить слова учителя зрительными образами или раскрыть содержание излагаемых понятий.
Демонстрировать кинофильм целесообразно, если учителю необходимо создать представление о явлениях и событиях в движении, когда оно—наиболее характерная сторона данного явления. Это не исключает широкого использования кинофильмов тогда, когда кинематографическими средствами как бы оживляются статические объекты. Динамичность в сочетании с высокими художественными достоинствами учебных кинофильмов, предельная наглядность и конкретность — качества, воздействующие на мышление и психику детей, отражаясь в их поступках.
Кинофильмы, в силу их огромного учебно-воспитательного воздействия, занимают особое место в арсенале технических средств обучения. Поэтому, знакомясь с экранными наглядными средствами и особенно с учебной кинематографией, учитель должен отчетливо представлять себе их педагогические особенности и возможности, выяснить и понять причины столь сильного влияния кинофильмов на учащихся, изучить систему наиболее рациональных методов и приемов работы с экранными пособиями и, наконец, твердо овладеть техникой и навыками работы на проекционных аппаратах. Когда эти условия будут выполнены, можно не сомневаться в успешной постановке учебно-воспитательной работы в школе и детском саду.
Большие изменения в учебный процесс школ и детских садов внесет кассетное кино, которое позволяет демонстрировать на экранах телевизоров звуковые кинофильмы в удобное для учителя время. Кассетное кино открывает широкие перспективы его внедрения не только в учебно-воспитательную работу, но и в наш быт.
В последнее время в школах широко применяют, главным образом при изучении иностранных языков, звукотехнику с магнитной звукозаписью как слуховое документальное средство обучения, позволяющее точно фиксировать устную речь учителя и учащихся на магнитную пленку и немедленно воспроизводить записанное. Кроме иностранных языков, звукозапись используют учителя литературы, истории и других предметов, а в ближайшее время магнитофон станет незаменимым помощником учителя начальной школы и воспитателя детского сада.
В Программе Коммунистической партии Советского Союза подчеркнуто, что в ближайшие годы широкое применение в школах получат новейшие технические средства — кино, радио, телевидение. В школе мыслится организовать передачи центрального радио, зафиксированные на магнитной пленке. Таким путем школы приобретут записи учебных радиопередач для свободного использования их непосредственно на уроке и на внеклассных занятиях. Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию, кроме того, приступил к систематическому учебному радиовещанию.
Еще большие перспективы у телевидения. Включение в ар сенал учебных средств телевидения, объединяющего все извест' ные виды наглядных средств, еще более повысит эффективность учебно-воспитательного процесса и облегчит труд учителя. Помимо использования во внеурочное время передач типа «В помощь школе» или «За страницами вашего учебника», начато прямое телевизионное обучение на уроке. Использование таких передач, если учитель умело включает их в содержание урока, результативнее самостоятельного обучения вне школы.
Наконец, появившиеся в последнее время программированное обучение и обучающие машины позволяют внести новые усовершенствования в педагогический процесс. Программированное обучение дает возможность учителю более гибко и эффективно управлять обучением и активизирует самостоятельную познавательную деятельность учащихся.
Курс технических средств обучения связан с педагогикой и частными методиками. Технические средства обучения облегчают труд педагога и усиливают его воздействие на учащихся, по зволяют преподавать на современном уровне, сообщая школьникам все возрастающую сумму знаний в более короткие сроки.
Раскрывая педагогические возможности кино с позиций советской дидактики (см. главу X), мы тем самым выявляем теснейшую связь технических средств обучения с педагогикой. Частные методики конкретизируют основные принципы дидактики, учитывая специфику отдельных школьных предметов.
Технические средства используют на определенных уроках или занятиях, которые строят на основе выработанных дидактикой и методикой соответствующего предмета правил и приемов преподавания. Так, урок природоведения с использованием кинофильма отличается от такого же урока по развитию речи. Если в первом случае учитель обращает внимание главным образом на познавательную сущность фильма (например, рельеф местности, особенности растительности и ее связь с климатом), то при использовании фильма для развития речи учащихся он обращает внимание на словесную форму выражения мысли. Учитель стремится обогатить активный словарь школьников, используя приемы предварительной или последующей записи на доске и в тетрадях отдельных слов, которые учащиеся обязаны употреблять. Внося поправки и давая указания, учитель заставляет школьников несколько раз повторить новые для них слова в ином контексте, чтобы прочнее закрепить в памяти.
Однако специфические возможности технических средств позволили внести в урок и новые структурные элементы, особенно в случае создания при помощи кино, диафильмов и звукозаписи условий для проблемного обучения, решения познавательных задач и т. д.
Успех преподавания всех школьных предметов зависит от наглядности и образности изложения, от умения учителя создавать своим словом живые образы, используя изобразительные и звуковые технические средства обучения. Наибольшего учебно-воспитательного эффекта учитель добивается, применяя наглядные средства, наиболее точно отображающие реальную картину, в сочетании с образной речью.
Уже эти краткие сведения о видах технических средств обучения позволяют разделить их на экранные, звуковые и экранно-звуковые. К экранным средствам относятся немые кинофильмы,
диафильмы и диапозитивы. К звуковым — магнитные записи, грампластинки, радиопередачи. К экраннозвуковым—звуковые кинофильмы, озвученные диапозитивы и диафильмы, учебные телепередачи. Эти средства иначе называют аудиовизуальными (в переводе — слухо-зрительными).
Как показывает практика, частично готовить фотографические средства обучения вполне доступно учителю школы. Требуется только понимание необходимости выступать перед учениками во всеоружии современных технических средств обучения и желание освоить вполне доступный и сравнительно небольшой комплекс теоретических знаний и практических навыков. Поэтому освоение технических средств обучения целесообразно начинать с элементарных сведений по фотографии, на основе которых создано большинство экранных наглядных средств обучения.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ
Глава 1 ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ
§ 1. Значение фотографии
В общественной жизни, на производстве, в искусстве, в науке и т. д. фотография (светопись) заняла важное место в качестве документального средства отражения действительности. Она запечатлевает события, используя их как средство наглядной агитации, информации и пропаганды.
Сильная сторона фотографии—ее документальность и жизненная достоверность, которая позволяет ей воспроизводить во всех деталях убедительные, правдивые картины природы и труда человека, отображать его культурные, спортивные достижения, быт и поведение.
В науке широко применяют фотографию как средство точной изобразительной документации, которое помогает ученым познавать тайны природы. Недаром великий русский ученый Д. И. Менделеев метко назвал фотографию «вторым зрением» человека. Фотоснимки фиксируют детально ход научных исследований в различных отраслях химии и физики, микробиологии и физиологии, астрономии, археологии, геологии и географии — вот далеко не полный перечень наук, развитие которых невозможно без применения фотографии.
Фотография запечатлевает невидимое (например, сквозь туман), выцветшие и стертые временем древнейшие рукописи, неуловимые для глаза движения (например, полет пули или движения крыльев пчелы). На фотографии четко рисуются звездные скопления Вселенной, даже невидимые в телескопы. Открытия в современной астрономии делают, пользуясь только фотографическим методом исследований. Космические корабли фотографи-
пуют нашу планету и обратную сторону Луны. Криминалист-фотограф устанавливает подделки на документах, обнаруживает замытые следы крови, измеряет, сопоставляет, сравнивает.
Миллионы фотолюбителей также с увлечением занимаются фотографией.
Воспитательное значение фотографии в том, что она развивает наблюдательность, умение видеть подробности окружающей нас действительности, развивает художественный вкус — качества, необходимые педагогам.
Смотрят все, но видят немногие. Поэтому с раннего возраста воспитатель и учитель обязаны раскрывать перед детьми многообразие и красоту окружающего мира. Тут фотография и другие технические наглядные средства — лучшие помощники учителя и воспитателя. Развив у себя наблюдательность, они по-иному будут объяснять детям иллюстрацию учебника, картину, фотографию, увидят в ней такое обилие существенных деталей, которых раньше не замечали.
Еще заметнее умение видеть проявляется на прогулке или экскурсии в природу, на производство. Учитель, вооруженный фотоаппаратом, может потом, в классе, по фотоснимку рассказать то, что не успел на экскурсии. Такие фотографические наглядные пособия очень эффективны, поскольку их изготовил сам учитель, и его авторитет в глазах детей повышается.
Очень важно отражать работу детей в детском саду и школе на фотовыставках и в стенной печати. Учитель получает возможность «рисовать» с помощью света максимально точно. От зоркого фотоглаза объектива не ускользнет ни одна сторона многообразной жизни детского коллектива.
Фотографию в учебном процессе применяют в качестве н а -стенных изобразительных пособий и раздаточного материала. В первом случае она должна быть большого размера (не менее 30х40 см}, чтобы учащиеся со своих мест могли хорошо рассмотреть изображение, показываемое учителем. Желательно изображаемые объекты показать крупным планом, так как с последних парт мелкие детали трудно рассмотреть.
В отличие от настенной картины, создаваемой художником, на одной обычной фотографии редко можно сосредоточить несколько важных для усвоения объектов изучения. Поэтому показывают несколько фотографий, разносторонне освещающих каждый объект.
Очень важное преимущество фотографии по сравнению с художественной картиной — документально точное отражение изображаемого объекта, что в учебно-воспитательном отношении особенно важно. Эту сторону учитель или воспитатель должны Целенаправленно использовать.
Изготовление раздаточного материала в виде фотографий доступно каждому учителю. В этом случае сложность только в том, что на класс надо иметь примерно 20 одинаковых фотоотпечатков (по одному на парту).
В пособии рассмотрены лишь основы черно-белой фотографии. В науке, технике и культуре в настоящее время широко используют: цветную, стереоскопическую (объемную) фотографию, микрофотографию (сочетание фотоаппарата с микроскопом), рентгенофотографию, электрофотографию и др. Современная техника позволяет снимать объекты в видимых и невидимых лучах света (инфракрасных, ультрафиолетовых и поляризованных). Все эти особые виды описаны в специальных трудах по фотографии.
§ 2. Из истории фотографии
Развитие физики и химии подготовило почву для изобретения фотографии.
Камера-обскура — светонепроницаемый ящик с маленьким отверстием на передней стенке — была описана еще гениальным итальянским художником и ученым эпохи Возрождения Леонардо да Винчи в 1500 г. В ящике на его задней стенке получается уменьшенное изображение освещенных предметов, расположенных перед камерой.
В 1589 г. итальянский физик Джамбатиста Порта применил собирательную линзу в камере-обскуре, создав прототип современного фотографического аппарата.
В 1725 г. русский химик-любитель А. П. Бестужев-Рюмин установил, что растворы солей железа светочувствительны — под действием света изменяют свой цвет.
Фотографический эффект, полученный Д. Порта, можно было зафиксировать только в 1839 г. в результате изобретения французов Луи Жака Дагерра и Жозефа Нисефора Ньепса. Этот год и считается годом изобретения фотографии. Способ светозаписи, который Дагерр назвал дагерротипией, имел много недостатков.
В усовершенствовании и развитии фотографии участвовали видные ученые разных стран. Немалый вклад в развитие фотографии внесли и русские ученые. Труд М. В. Ломоносова «Слово о происхождении света, новую теорию о светах представляющее» и многие другие по теории физики и химии содействовали успешному развитию фотографии.
В 1877 г. впервые в России великий химик Д. И. Менделеев создает общество, объединившее выдающихся фотографов того времени. Над совершенствованием аппаратов и фотоматериалов работали видные русские фотографы С. Л. Левицкий, И. В. Болдырев, С. А. Юрковский и многие другие. Их труды получили всеобщее признание.
Но особенно широко развивалась и совершенствовалась фотографическая промышленность в годы Советской власти, когда были созданы крупные специализированные заводы фотоаппаратуры, фабрики по производству фотокинопленки и фотобумаги, открывшие доступ к фотографии народным массам.
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 290 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!