Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

46 страница



Живой человек со страданиями, горечью, одиночеством, но все это было спрятано глубоко в душе, а в общении со своими воспитанниками и коллегами Антон Семенович был очень бодрым, живым, остроумным человеком. Находчивость и выдумки его поражали подчас всех, а шутки его были понятны даже самому маленькому коммунару.

Был в колонии воспитанник Гриша Бурун, он очень горбился. Однаж- ды говорит ему Антон Семенович:

— Пойди, пожалуйста, к Семену, скажи ему, чтобы он вырезал пря- моугольный треугольник.

 
Гриша пришел в к Семену:

— Сделай Антону треугольник.

Он, конечно, не догадывался, для чего это нужно. Принес а Антон Семенович и говорит:

Григорий, подними голову. Поносишь этот подбородок и вы- ровняешься. Я боюсь, что ты, такой интересный, красивый мужчина, и вдруг останешься горбатым.

Гриша воскликнул:

— Я и так теперь никогда не буду горбиться.

Все это наблюдали в окно колонисты и покатились со смеху. А Гриша стал ходить очень стройно, выучившись в военно-инженерной академии, стал полковником.

«Антон Семенович не применял каких-то «особых» мер, он всегда ос- тавался самим собой и влиял на нас своим человеческим достоинством, человеческой прелестью, любовью к детям и прежде всего громадной тре- бовательностью»2.

 
 
 
 
Макаренко пришел к выводу, что наибольшее уважение и наболь- шая любовь со стороны ребят проявляются к людям высокой уверенности четкого своего дела, постоянной готовности

к работе. «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требова- тельны до придирчивости, вы можете не замечать их... можете даже без- различно относиться к их симпатиям, но если вы блещете работой, зна- нием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они все на вашей И как бы ласковы, добры, приветливы вы ни были, но если видно, что вы своего дела не знаете — никогда вы ничего не заслужите, кроме презре- ния.

' Учительская газета. 1986. 13 марта.

 
 
 
 
 
 
 
Макаренко. К. 75-летию со дня 1963. С. 170. Собр. Т. 1. С. 189.


 
I. Теория и практика образования и воспитания в России 547

 
А вот еще одно качество А.С. Макаренко, так хорошо подмеченное Горьким: он все видит, знает каждого человека, характеризует его пятью словами и так, как будто делает моментальный фотографический снимок с его характера. И далее: Макаренко — бесспорно талантливый педа-

гог, воспитанники его действительно любят и говорят о нем тоном такой гордости, как будто они сами создали его.

Педагогическая система А.С. Макаренко — не замкнутая, а открытая, она является источником творчества и развития в XXI в.

Основные даты жизни и педагогической деятельности

 
1888 — Антон Семенович Макаренко родился в г. Харьковской губернии.

 
— учительствовал в народной школе.

 
— учился в Полтавском учительском институте, который окончил с золо- той медалью.

— заведующий начальной школой в г.

— заведующий «Трудовой колонией Горького».

 
 
— руководитель коммуны Ф.Э. Дзержинского.

 
— литературная деятельность, переезд в Москву.

1939 — Антон Семенович скончался, похоронен на Новодевичьем кладбище в

 
Москве.

Основные работы

1932 — повесть «Марш 30 года».

 
— «Педагогическая поэма» (переведена на многие языки мира).

1937 — «Книга для родителей».

 
— повесть «Флаги на башнях».

1957—1958 — Сочинения: В 7 т.

Глава 5

В.А.

§ 1. Жизненный путь. § 2. Педагогическая теория

§ 1. ЖИЗНЕННЫ Й путь

 
Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентяб-

 
 
ря на Украине, возле села Павлыш под Кременчугом, в крестьянской семье. После окончания рабфака был принят в Полтавский педагогичес- кий институт, но, проучившись недолго очно, перешел на заочное отделе- ние и стал учительствовать недалеко от своих мест. В лет он стал учи- телем начальной школы; в г. закончил институт по специальности украинский язык и литература.


 
548 Ш. Развитие школы и педагогики в мире в XX в.

 
В Великую Отечественную войну тяжело ранен — осколки снаря-

да остались у него в груди навсегда.

В 1947 г. вернулся в родные края и стал директором Павлышской средней сельской школы. Она помещалась в небольшом и неказистом зда- нии, построенном в начале XX в.; здесь размещались и квартира, где Су- хомлинский жил с семьей, и его кабинет —• маленькая комнатушка.

 
 
школа, ставшая знаменитой в гг., объединяла

 
уже несколько зданий, оранжерею, сад, пасеку, виноградник,

участки. Здесь Сухомлинским было написано 38 книг и десятки неопуб- ликованный рукописей. Это «школа радости», «остров чудес», «уголок кра- соты» — так называл ее Сухомлинскии.

«Здесь мне хотелось увидеть свои убеждения в живом творческом деле». «Уже в первые годы педагогической работы, — писал В.А. Сухом- линскии, — мне стало ясно, что подлинная школа — это не только место, где дети приобретают знания и умения. Учение — очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка. Чем ближе я присматри- вался к тому, что все мы привыкли называть учебно-воспитательным про- цессом, тем больше убеждался, что подлинная школа — это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в которой воспитатель и воспитан- ник объединены множеством интересов и увлечений»1.

До самой смерти (33 года) проработал Сухомлинскии директором Павлышской школы и назвал эти годы «большим, ни с чем не сравнимым счастьем».

Он посвятил свою жизнь детям и раздумьям об их воспитании. Резуль- татом его педагогического творчества стали книги: «Воспитание коллекти- визма у учеников» «Воспитание коммунистического отношения к

труду» (1959), мир школьника» (1961), «Сердце отдаю детям»

 
(1969), «Павлышская средняя школа» (1969), «Рождение гражданина» (1971) др.

В 1958 г. он защитил кандидатскую диссертацию и остался в своей школе. В 1968 г. его избирают членом-корреспондентом Академии педа- гогических наук СССР.

Опыт творческой работы Павлышской школы, обобщенный и отра- женный в книгах и статьях В.А. Сухомлинского, вызвал большой интерес педагогов как в СССР, так и в других странах.

 
Последние годы его жизни были омрачены нападками на него цент- ральных газет; его обвиняли в партийности, в скатывании

на позиции бесклассового воспитания.

 
В 1970 г. В.А. скончался — дало о себе знать давнее

военное ранение. Но причина была и в безумно напряженной работе, и

 
В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973. С 7.


 
I. Теория и практика образования и воспитания в России 549

в, грубой и несправедливой критике. «Нет в мире более тяжелой, более изнурительной для сердца работы, чем работа педагога», — это признание В.А. Сухомлинского.

§ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Учение школьника. Сухомлинский убежден, что духовную полноту и на- сыщенность жизни могут дать только широкое, разностороннее образо- вание, активное стремление к знанию, радости знания, Ребенок не может быть счастлив, если в школе ему плохо или скучно, если он не чувствует себя достаточно способным, чтобы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым — значит прежде всего помочь ему учиться.

 
«Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание —

лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становится все крепче и разрывать его все труднее. Главное средство предупреждения этих поро- ков — учить воспитанников самостоятельно трудиться в младшем возрас- те»1, — писал Сухомлинский.

Возникающее у детей нежелание учиться происходит от непосильнос- ти учебной работы, а она, в свою очередь, является следствием перегрузки. Огромный поток информации, обрушивающийся на ученика на уроках и вне школы, не только развивает, но нередко подавляет детский ум. Сухом- линский это очень остро чувствовал и не преставал писать о том, какими последствиями грозит перегрузка и связанное с ней преждевременное прерывание детскости. Разумному режиму дня, посильной умственной нагрузке в чередовании с физической он всегда придавал первостепенное знчение. Именно это больше всего поражало при знакомстве с его шко- лой: у Сухомлинского дети как дети. Он не только не глушил, не сокращал, но наоборот, раздвигал, удлинял, всячески продлевал детскость. Возможно, в этом состоит одна из наибольших его заслуг.

Но перегрузка — это не только объем материала. «Перегрузка чается там, где умственный труд имеет односторонний характер: ученик только заучивает», от него требуется не размышление, догадка, а лишь запоминание учебного материала. Поэтому «устранение перегрузки зави- сит не от механического уменьшения круга знаний, предусмотренных программой, а от содержания, характера интеллектуальной жизни учени- ка». Важен не объем материала, а его качество, установка не на зубрежку, а на поиск ответа на вопрос. «Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть, — главная причина отсутствия свободного времени»2, главная беда школы.

 
 
' В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду. М, С. 3.

 
СухомлинскийВ.А. средняяшкола С.


 
 
550 Часть Развитие школы и педагогики мире в XX в.

Мышление ученика развивается тогда, когда у него появляется потреб- ность ответить на вопрос, и вызвать ее — самое трудное дело и наиболее верный показатель педагогического мастерства.

Нелепо стремиться на занятии к тому, чтобы умственное напряжение держало ученика весь урок. Есть учителя, считающие своим достижением то, что им удается создавать на уроке «обстановку постоянного умствен- ного напряжения» детей. Чаще всего это достигается внешними фактора- ми, играющими роль узды, удерживающей внимание ребенка: частыми напоминаниями (слушай внимательно), резким переходом от одного вида работы к другому, проверкой знаний сразу же после объяснения (точнее, угрозой поставить двойку, если ученик не слушает то, что он рассказыва- ет), заданием сразу же после уяснения какого-нибудь теоретического по- ложения выполнить практическую работу...

 
Подобная в работе учителя прямо означает: вы-

 
жать детей все, на что они способны. После таких «эффективных» уроков ребенок уходит домой уставший. Он легко раздражается и воз- буждается. Ему отдыхать да отдыхать, а у него домашние задания, и от одного взгляда на сумку с книгами и тетрадями детям становится

 
Перегрузка ученика — следствие и недостаточного мастерства педаго- га. Учитель забывает о том, что учение — это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда во многом определяется теми отношения- ми, которые складываются между ним и учащимися. ис-

точником, питающим огонек пытливости, является радость успеха и его-то и следует постепенно поддерживать. Спокойная обстановка це- ленаправленного труда, без спешки и рывков, отсутствие раздражитель- ности, ровные, товарищеские взаимоотношения создают душевное равно- весие, без которого невозможно работать в школе.

 
 
 
«Учитель в ходе изложения должен на факты ску-

пым на обобщения». Излагая факты, учитель предлагает мысленно про- анализировать их, а ученик приходит сам к обобщающим выводам, и этот процесс — победа и торжество ученика. Научить ученика думать — самая важная задача учителя.

Успех в учении школьника определяет и оценка результатов его труда. Кажется простое дело — оценка. Но нередко можно наблюдать «психоз погони» учителя и родителей за отличными оценками, тогда несчастный ребенок, получая тройку, чувствует себя чуть ли не преступником.

«Я оценивал умственный труд лишь тогда, когда он приносил ребенку положительные результаты. Если ученик еще не достиг тех результатов, к

 
 
Сердце отдаю детям. С. 101.


 
I. Теория и практика образования и воспитания в России

которым он стремится в процессе труда, я ему не ставлю никакой отмет-

ки. Ребенок должен подумать, собраться с мыслями, еще раз переделать свою работу», — писал Сухомлинский.

Мудрость педагога заключается в том, чтобы не допустить потери ре- бенком веры в себя, не позволить ему потерять свое достоинство.

«Система, в основе которой лежит оценка только положительных ре- зультатов умственного труда, постепенно внедрялась в работу всех учите- лей начальных, средних и старших классов. У учителя может возникнуть вопрос: а как же быть в конце четверти или учебного года, если окажется, что у учащегося нет оценки по какому-нибудь предмету? В том-то и дело, что отсутствие оценки для ребенка несравненно большая беда, чем двой- ка. В сознании ученика утверждается мысль: если у меня еще нет оценки, значит, я еще не потрудился как следует. Поэтому у нас почти не бывало таких случаев, чтобы к концу учебного года ученик не имел оценок. За четыре года я 6 раз не поставил детям оценки в конце четверти. Родители знают: если у сына или дочери в дневнике нет оценок — значит, не все благополучно. Знают они и то, что отсутствие оценок — это не вина ре- бенка, а его беда. А в беде надо помогать. И мы совместно помогаем уче- нику. Я убедил родителей, чтобы они никогда не требовали от детей самых высоких оценок, не рассматривали удовлетворительную оценку как пока- затель лени, нерадивости, недостаточного усердия»1.

Как сделать учение радостным, превратить школу в дом радости — это одна из главных проблем образования. Одним из условий появления такой школы является собственное творчество ребенка, которое было в Павлыше поразительным.

 
должны жить в мире творчества. Втискивая в головы детей готовые истины, обобщения, утверждает Сухомлинский, учитель подчас не дает ученикам возможности даже приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии, творчества. Из жи- вого, активного, деятельного существа ребенок нередко превращается как бы в запоминающее устройство. «Духовная жизнь ребенка полно- ценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фанта- зии, творчества». Без этого он, по выражению Сухомлинского, — «засу- шенный цветок».

Уникальным был своеобразный эксперимент Сухомлинского — «Пав- лышские сказки». Детские сказки составили 45 рукописных томов, в них помещено несколько тысяч лучших сказок, сочиненных детьми.

Учительница младших классов рассказывает, как все начиналось. Как- то после уроков Василий Александрович пригласил к себе группу учителей

Сердце отдаю детям. С. 152.


 
552 Часть Ш. Развитие школы и педагогики в мире XX в.

и прочитал им несколько собственных сказок. Всем они понравились. Тогда он предложил десятка два тем и уговорил каждого попробовать свои силы в этом виде художественного творчества. Это оказалось трудной задачей, получилось не сразу. И только затем начали обучать этому детей, разработав многоступенчатую систему подготовки школьников к созда- нию собственных сказок.

Первый этап — «это уроки мышления среди природы». Они прово- дились во внеурочное время в школьной усадьбе или в лесу, в поле или на берегу пруда. Познавательная часть чередовалась с игровой. Цель урока — знакомить детей с окружающей действительностью, с явлениями приро- ды, с животными и растительным миром — ученики обязаны знать на- звание всех деревьев и цветов, растущих вокруг школы. Примерные темы уроков: «Живое и неживое в природе», «Солнце — источник жизни»,

«Что случилось бы, если бы человек перестал трудиться», «Что общего между молоком и солнцем» и т.д. Одновременно учитель знакомил детей со сказками, используя рисунки, кукольный театр.

А это рассказывает Василий Александрович.

 
— Вот, например, проводим урок среди природы с учениками второго класса. Мы идем в парк, видим там большие деревья, скажем акации. И как порхают майские жуки. И вот я говорю детям:

 
Дети, вот это жук. Вот он летит, а вот какая-то большая колючка. Представьте себе, что жук налетел на колючку, сильно укололся, ранил себя и, раненый, упал на землю. Его увидели товарищи, другие жуки, бро- сились к нему. Ну а дальше что, дети?

Вот тут-то и разыгрывается фантазия детей. Они говорят:

— Сразу же перевязали ему раны...

— Потом приехала санитарная машина, и его отвезли в больницу.

— Там сделали ему хорошую перевязку.

— И переливание крови сделали... И. кто-то добавляет:

— Потом прилетели совсем маленькие жучки — это сыновья, они хо- тели навестить отца в больнице...

Вот так и складывается основа сказки. Важно дать толчок, т.е. одухо- творить ребенка, тогда он сам охотно будет сочинять.

Затем идут первые ученические пробы. Одну сказку иной ребенок

«творит» в течение двух-трех месяцев. Постепенно накапливаются зна- ния, развивается творческое мышление, обогащается словарный запас ре- бенка, он привыкает правильно строить предложения, дети уже свободно пользуются прямой речью.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 267 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.022 с)...