Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
· монастырь", идеальным образом которого было "Телемское аббатство" Рабле"
· (Там же. С.94).
·
·
· исторический подход 151
· Каждый художник вступает в противоречие с принятым на тот период
· каноном прекрасного. "Считалось, что этот канон был найден древними.
· Средневековое искусство соблюдало его. Если оно казалось людям Ренессанса
· "диким" и "грубым", то причиной тому была его строгость, отвлеченность,
· монотонность. Одной из задач искусства Ренессанса было соблюсти канон
· прекрасного так, чтобы при этом не пострадали реалистичность и жизненность
· изображения (Там же. С.98).
· "Открытие человека" Ренессансом П.Бицилли видит в значении его
· творческой способности как органа познания мира. Средневековье видело мир
· по-иному. "Миру эмпирического бытия, бытия частных, "случайных" вещей, мысль
· средневековья противопоставляла мир чистых понятий. Эмпирические вещи были
· лишь элементами этих понятий и символами, указующими на них,
· то есть сами по себе как бы ничем. Отсюда теория искусства, развиваемая еще
· первыми теоретиками Возрождения, согласно которой искусство в лживых
· образах открывает истину" (Там же. С.109).
· Ренессанс же открывает мир чистых форм, раскрывающихся в свободном
· творчестве художника. И еще одно важное отличие. "Мир античности, как и мир
· средневековья, дан раз и навсегда. (...) Напротив, в мире Ренессанса каждая
· форма, каждая идея, каждый тип осуществляются в каждой новой величине
· по-новому, и притом так, что эта реализация индивидуума есть акт его
· собственной "virtu", его выбора. Человек, как его мыслили античность и
· средневековье, пассивен. Древний человек -- все равно, Иов или царь Эдип --
· обречен богом. Его трагедия -- трагедия беспомощности, обреченности и
· сознания своей обреченности и своей невиновности" (Там же. С.164).
· Семиотические и структурные характеристики постоянно возникают и в
· исследованиях П.Бицилли по вопросам языка. Для русского языка, как он
· считает, характерна борьба двух стихий. Русская культура, характеризуется
· им, как культура по преимуществу "дворянских гнезд". Русский язык
· развивается под влиянием церковнославянского как письменного варианта. В
· возникновении в связи с этим разнообразных способов словообразования
· П.Бицилли видит близость русского языкового развития и немецкого. Он
· делает структурное сопоставление этих двух стран. "Тем, чем в России
· была усадьба, "дворянское гнездо", в Германии был город.
·
·
· послереволюционный период 152
· Носителем светской культуры здесь был бюргер, торговец, мастер. В
· пределах городской общины, гильдии, цеха не было резкой грани, отделявшей
· высшие слои от низших, "патриция" от пролетария, "подмастерья" от "мастера",
· "простого" человека от интеллигентного: люди всех общественных слоев были
· носителями одной культуры -- коренное отличие этих культурных очагов от
· русских. В русском поместье, при всей прочности связей между барином и
· слугою, все же их отделяла друг от друга некоторая грань" (Бицилли
· П.М. Заметки о роли фольклора в развитии современного русского языка и
· русской литературы // Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. -- М.,
· 1996. С.243). Отсюда следует преобладание единой бюргерской стихии и
· борьба двух стихий в русском варианте.
· Точно так же он переписывает историю как взаимодействие центра и
· окраин, что является также чисто семиотическим построением. "По
· отношению к центру, Европа и Китай держатся преимущественно оборонительно.
· "Китайская стена" стала символом косности и вовсе не премудрого "знания
· иноземцев", хотя на самом деле ее смысл был совершенно иной: Китай заслонял
· свою культуру от варваров;
· таким образом эта стена вполне соответствует римскому "рубежу", которым
· средиземье старалось отстоять себя от варварства, давившего с Севера и
· Востока" (Бицилли П.М. "Восток" и "Запад" в истории Старого Света //
· Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. М., 1996. С.23). После
· евразийского периода истории следует период дробления:
· "Европа отделяется от Азии, в самой Азии выпадает "центр", остаются
· одни "окраины", духовная жизнь замирает и скудеет. Новейшие судьбы России,
· начиная с XVI в., можно рассматривать, как грандиозную попытку
· восстановления центра и тем самым воссоздания Евразии" (Там же.
· С.34).
· Культура при этом постоянно отделяется от Цивилизации, в рамках
· культуры каждое явление самоценно и не сводимо к другому. "Чудо культуры --
· ее собственный смысл, тогда как средний "цивилизованный" человек
· ценит в Культуре единственно ее значение для Цивилизации, т.е. общего
· уровня, общих навыков поведения, общих представлений и соответствующей
· им системы общезначимых символов. Поэтому "цивилизованный" человек сплавляет
· Толстого и Достоевского в Толстовского и меряет Тригорина-Чехова Тургеневым
· (... хороший был писатель, но он писал хуже Тургенева),
·
·
· исторический подход 153
· просто не понимая того, что в мире Культуры все феномены несоизмеримы"
· (Бицилли П.М. Трагедия русской культуры // Там же. С. 156).
· Поэтому отставание России от Европы на уровне Цивилизации -- плохо, чего
· нельзя сказать об уровне Культуры. "В плане Культуры продукты человеческой
· деятельности, так сказать, изъяты из времени: они обладают вечной ценностью
· или лишены ее вовсе. Они общечеловечны и всемирны. Именно таковыми они стали
· в России -- знак, что русская культура явилась "чистой" культурой, без
· примеси "цивилизации" (Там же. С. 147).
· Однотипно противопоставлял культуру и цивилизацию Александр
· Блок, когда писал о европейской истории:
· "великое движение, бывшее фактором мировой культуры, разбилось
· на множество малых движений, ставших факторами европейской
· цивилизации. Цивилизация, все более терявшая черты культуры, все
· более приобретавшая характер разрозненности, лишающаяся духа цельности,
· музыкальной спаянности, все более держалась, однако, за свое гуманистическое
· происхождение. Потеряв право на имя, цивилизация тем крепче держалась за это
· имя, как вырождающийся аристократ держится за свой титул" (Блок А.
· Крушение гуманизма // Блок А. Собр. соч. Т.7. Статьи. Книга первая.
· 1906-1921. - Берлин, 1923. С.314).
· В судьбах русской церкви П.Бицилли прослеживает двойственность
· русского культурного процесса в отличие от западного: "дискретность"
· сущности и "внешнего оформления", "духа" и "материи", Культуры и
· Государственности, "идеи и политики", -- подобно тому, как на судьбах Церкви
· Западной обнаруживается их "конкретность", сращенность" (Бицилли П.М.
· Нация и Государство // Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. -- М.,
· 1996. С.63). Западную церковь он видит как церковь монашествующих: "для
· восточной церкви характерно резкое разделение на "белое" и "черное"
· духовенство. В противоположность Западу, где монашество, т.е. в сущности
· вся Церковь, обособляясь от гражданского общества, жило и действовало
· среди "мира" и для "мира", Церковь восточная предоставила эти функции
· единственно "белому" духовенству во главе с призрачными монахами,
· иерархами, извлеченными из монастыря. Монастырь же стал здесь "скитом",
· "пустынею", поместился не только вне "мира", но и пространственно и
· духовно вдали от "мира" и -- от всей остальной церкви" (Там
· же. С.62-63).
·
·
· послереволюционный период 154
·
· Как видим, П.Бицилли постоянно оперирует инструментарием
· бинарного представления ситуации. Точно так же он анализирует ситуацию
· постреволюционную: "сознательно поставленной в Октябрьскую революцию целью
· было -- полное вытеснение "Государства" "Обществом" и "политики" --
· "культурою" (Идеею). Для достижения же этой цели сперва одна часть народа,
· затем, по прекращении гражданской войны, уже весь народ был поставлен
· в положение "внешнего" врага, так, как это было при Иване Грозном. Другими
· словами "политика" получила безраздельное господство. А тем самым Идея,
· которая номинально восторжествовала, обратилась, сохранив всю символику и
· свои формы реализации, в свою противоположность" (Там же. С.65). В
· последнем случае речь идет об идее социальной справедливости. Нельзя
· говорить о ложности идей, считает П.Бицилли, поскольку каждая идея
· соответствует какому-то внутреннему переживанию. "Всякая идея всегда дает
· начало мифу и обычно именно в этой своей мифической оболочке и является
· исторической силой" (Бицилли П.М. Нация и Народ // Там же.
· С.69).
·
· * * *
· Теперь мы постараемся ответить на следующий вопрос, почему именно
· исторический подход был столь богат выходами на семиотику. Какие вопросы
· ставил и пытался разрешить в нашем специфическом срезе исторический подход?
· Можно перечислить следующие принципиально семиотические его результаты:
· -- реконструкция всей знаковой системы по сохранившимся разрозненным
· знакам,
· -- особенности знаковых механизмов культуры, в данном случае
· средневековой,
· -- проблема символа и символического.
· Можно с достаточной уверенностью сказать, что в подобных исторических
· исследованиях работает именно семиотический инструментарий. Это объясняется,
· вероятно, нестабильностью среды, определяемой для исследователя ситуацией
· далекого прошлого. Естественное отсутствия некоторых звеньев приводит к
· необходимости принципиальной реконструкции системы во многом на основании
· чисто текстовой реальности.
· Дополнительно к этому средневековье оказалось принципиально
· символической средой. Как пишет Романо Гвардини:
·
·
· исторический подход 155
·
· "Средневековый человек видит символы повсюду. Вселенная состоит для
· него не из элементов, энергий и законов, а из образов. Образы обозначают
· самих себя, но помимо этого еще и нечто иное, высшее: в конечном счете --
· единственное подлинно высокое -- Бога и вечные вещи. Так каждый образ
· становится символом. Он указывает вверх, за пределы самого себя. Можно
· сказать точнее: он сам происходит сверху, из области, лежащей по ту сторону
· его самого. Символы обнаруживаются всюду: в культе и в искусстве; в народном
· обычае и в общественной жизни" (Гвардини Р. Конец нового времени //
· Вопросы философии. -- 1990. -- No 4. С.134).
· Субъективной "подсказкой" именно к такой интерпретации средневековой
· действительности был огромный переведенный том Генриха Эйкена со
· вступительной статьей профессора И.Гревса (Эйкен Г. История и система
· средневекового миросозерцания. СПб., 1907). Приведем только одну цитату из
· него: "Люди, животные и растения могли входить в круг изображаемых предметов
· не ради их самих, а лишь постольку, поскольку за ними признавалось
· какое-нибудь отношение к конечной цели всех вещей, царствию Божию того
· света. Художественные изображения должны были быть не чем иным, как
· чувственным символическим выражением сверхчувственного" (Там же.
· С.634-635).
· Исторический подход особо выгоден для проращивания "семиотических
· зерен" еще и по следующей причине: здесь перед исследователем происходит
· столкновение принципиально несовпадающих знаковых систем -- его собственной
· и в данном случае средневековой. П.Бицилли пишет об этом ином мире:
· "медленность течения жизни в средние века и совпадение субъективной и
· интерсубъективной сфер делало человека нечувствительным к восприятию
· жизненного ритма, заставляло его ощущать мир неподвижным прежде, чем
· он выразил идею этой неподвижности в понятиях. Если для нас мир есть
· процесс, то для средневекового человека мир -- готовый результат"
· (Бицилли П., указ. соч. С. 138). "Непроцессный" характер мира
· П.Бицилли видит в живописи и скульптуре средневековья: "Поднятые в
· прыжке ноги коня, кажется, никогда не спустятся; ангел, слетевший с неба в
· келью Пречистой Девы, как будто прирос к полу; сцепившиеся в отчаянной
· схватке воины застыли в своих позах; руке, занесшей меч, не поразить врага.
· Как далеко это искусство от Ренессанса!" (Там же. С.139). Причем даже
· параллели
·
·
· послереволюционный период 156
· с нашим временем типа отмеченной выше "перестройки" в средние века не
· столь удивительны.
· Следует признать с точки зрения сегодняшней семиотики, что в тартуских
· сборниках, к примеру, вполне могли появиться как конкретные исследования
· типа вышеупомянутых о часах в средневековье или о петухе как символе, так и
· более общие работы о функционировании механизмов средневековой культуры типа
· исследования П.Бицилли. Отклонение от общепринятого взгляда -- своего
· рода "перемещение" историка в средние века -- открывает ему не только
· символический характер жизни в прошлом, столь же явно впечатляет символизм
· современной ему жизни. Историк более явственно ощущает данный мир в качестве
· одного из вариантов возможных миров. П.Бицилли прямо пишет:
· "психический мир человека прошлых времен отличается от психического мира
· современного человека не только по содержанию, но и формально.
· Поэтому историю нельзя свести к социологии.
· Историк вынужден считаться с формами восприятия мира в тот или
· другой исторический момент, совершенно так, как считается с ними психолог,
· изучающий душевные процессы у детей, животных, патологических субъектов"
· (Там же. С. 132). Иначе говоря, историк практически вводит в свой
· инструментарий семиотическую идею "точки зрения", только еще более сложную
· из-за несоответствия форм восприятия. Здесь происходит практически то же
· самое, что имеет место в исследовании литературы, которая явилась главным
· источником порождения как семиотического взгляда, так и семиотического
· инструментария. Там так же (как и в случае, театра, кино, живописи и под.)
· есть вариантность, которая и подводит исследователя к идее символичности,
· лежащей в основе реализации этой вариантности. Именно наличие символичности
· позволяет осуществлять любую вариантность, поскольку при единичной
· возможности построения не шла бы речь о знаковом характере явлений
· человеческой жизни и культуры, и не было бы построено разноязыкое множество
· текстов культуры. Бицилли пишет:
· "Среда" творится личностью в такой же мере, как личность творится
· "средою", и если индивидуальная воля может повлиять на изменение условий
· жизни, то, в свою очередь, эти изменившиеся условия начинают в новом
· направлении влиять на индивидуальную волю, так что здесь приходится говорить
· о взаимоподчиненнн: один и тот же фактор является то
·
·
· исторический подход 157
· причиной, то следствием. В этом смысле и можно вводить в историю в
· качестве фактора объективные условия, помня, однако, что сами по себе
· эти условия -- ничто и что влияние они в состоянии оказывать, только
· будучи пропущены через сознание. Но людское сознание не есть какая-то
· нейтральная среда. Необходимо настоятельно подчеркивать, что способы
· преломления впечатлений, получаемых сознанием извне, вовсе не одинаковы во
· все исторические моменты и что, следовательно, историк не имеет права
· устраняться от учета личного коэффициента..." (Там же. С.131-132).
· Мистический акт он также рассматривал сквозь процесс символизации "как
· процесс зачатия и рождения Божества в душе" (С. 32). Или: "Мистический акт
· как акт творческий, как высшее проявление личности, сводится, таким образом,
· к самопознанию или, что то же, к обнаружению в субъекте-символе того,
· что составляет для него необходимое условие самой возможности быть символом,
· -- внутреннего сродства в символизируемым" (Там же. С.33).
· Здесь возникает известная семиотическая проблема непереводимости без
· остатка с одного семиотического языка на другой. "Сама святая, выразив
· желание диктовать ему свои откровения, часто смущалась трудностями
· выполнения: ей казалось подчас, что, передавая невыразимые экстазы
· человеческими словами, она совершает богохульство, до такой степени трудно
· было подыскать выражения, хотя бы в малой степени соответствовавшие ее
· переживаниям" (Там же. С.40).
· В завершение отметим, что в исторических исследованиях мы сталкиваемся
· практически со всем набором семиотических идей, развернутых в той или иной
· степени. Это же нам может подтвердить и творчество Льва Карсавина,
·
· Основные работы
· Бицилли П. Элементы средневековой культуры. СПб.: Мифрил,
· 1995
· Бицилли П. Место Ренессанса в истории культуры. СПб.: Мифрил,
· 1996
· Бицилли П. Избранные труды по филологии. -- М.: Наследие,
· 1996
· Бицилли П. Заметки о роли фольклора в развитии русского языка и
· русской литературы. София: Университетска печатница, 1944
· * * *
·
·
· послереволюционный период 158
·
·
· Вомперский. В.П. Петр Михайлович Бицилли. Жизненный и творческий
· путь // Бицилли П. Избранные труды по филологии. -- М.:
· Наследие, 1996
· Библиография трудов П.М.Бицилли // там же
· Каганович Б.С. П.М.Бицилли и культура Ренессанса // Бицилли
· П. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996
·
· 3.2. Лев Карсавин
·
· Лев Карсавин (1882-1952) принадлежал к той же петербургской
· исторической школе, он даже выступал на защите у П.Бицилли в 1917
· году в качестве неофициального оппонента (одним из официальных был Иван
· Гребс). И судьба его реализовывалась по близкой канве. В 1922 г.
· выслан из России, после Берлина и Парижа в 1928 г. становится профессором
· всеобщей истории Каунасского университета в Литве. По одним воспоминаниям
· через год, по другим -- через три он начинает писать и читать лекции
· по-литовски. Однако в 1940 году Литва становится советской, и в 1949 году
· Л.Карсавин отправляется в лагеря. В изложении его идей мы остановимся
· в основном на его книге "Культура средних веков" (Карсавин Л.
· Культура средних веков. -- П., 1918; переизд. Киев, 1995). Книга начинается
· практически теми же словами, которые мы только что слышали от
· П.Бицилли: "Историю культуры автор понимает как изображение развития
· или раскрытия некоторой основной психической стихии, проявляющейся через
· индивидуальные осуществления во всех сферах жизни изучаемой коллективности
· -- от социально-экономических отношений до высот мистико-философского
· умозрения" (С.1).
· Некоторые свои тексты Л.Карсавин облекает в чисто литературные
· формы. Одно из них -- Noctes Petropolitanae -- он посвятил любви, где за
· лирической героиней книги стоит реальное лицо -- выпускница Бестужевских
· курсов Елена Скржинская. В упомянутом в предыдущем параграфе сборнике
· "Средневековый быт" есть и ее статья на тему "Об одном средневековом
· "курорте". Высылка 1922 г. разорвала их судьбы, и последний раз они
· увиделись в Ленинграде в 1950 году, когда эшелон, отвозивший на Север
· арестованного Л.Карсавина, стоял на станционных путях.
· Л.Карсавин пишет в этой книге, изданной в 1922 году (кстати, одна из
· рецензий на нее звучала как "Кафедральная эротика"):
· "Любовь возвращает мне в тебе что-то исконно-мое, давно утраченное
· мною, сращивает разорванное и дает мне целостность мою. Она раскрывает мне
· тебя, любимая, ту, что --
·
·
· 159
· исторический подход
· неведомо почему -- смеется при встречах со мною и говорит больше, чем
· можно сказать, не говоря ни слова" (переизд. в Карсавин Л.П. Малые
· сочинения. СПб., 1994. С.109).
· Мы вновь сталкиваемся с вопросом, почему в данных исторических работах
· возникает семиотическая проблематика. Итальянский семиотик Умберто
· Эко (Eco U. A theory of semiotics. -- Bloomington etc., 1976)
· говорил о семиотическом объекте как о точках коммуникации, где возможно
· возникновение лжи. Исходя из данного исторического рассмотрения, мы можем
· дать более общее определение семиотики как науки о возможных мирах. Тогда
· становится понятным ее интерес к таким объектам, как литература, живопись,
· театр, кино и под., которые реально задают те или иные варианты других
· миров. "Искусство, -- пишет Юрий Лотман, -- наиболее развитое
· пространство условной реальности" (Лотман ЮМ. Культура и взрыв. --
· М., 1992. С.62). Но также и история, поскольку она занята не наблюдением, а
· реконструкцией одного из таких возможных миров. При этом главным становится
· не поиск подобий, а как раз наличие отличий от мира
· настоящего.
· Поэтому и возникает в исследовании Л.Карсавина понятие
· формы: "Власть "формы", т.е. и формы собственно и формы-традиции...
· как разных проявлений одной и той же стороны психики, прослеживается во всех
· сторонах средневековой жизни и мысли, не только в схоластике.
· Социально-экономические и политические отношения тяготеют к быстрому
· закрепощению их в "обычае", и только что возникший голос выливается в
· феодальные традиционные формы и в новые, им создаваемые, которые тотчас же
· стремятся окостенеть. (...) форма застилает содержание и самодовлеет, как
· часто самодовлеет и диалектическая техника, уродующая труды поздних
· схоластиков. Можно принести ложную клятву над ящичком с реликвиями, если
· предварительно реликвии из него вынуть" (Там же. С.206).
· Л.Карсавин разграничивает действие разума и инстинкта как
· двух характеристик коллективного сознания. "Инстинкт слеп, но он вечно
· неудовлетворен, вечно увлекает вперед, чувствуя неполноту достигнутого. Ему
· нужна помощь разума для опознания своих неудач и определения своих хотя бы
· временных целей. Разум всегда готов закоснеть в достигнутом,
· удовольствоваться ограниченным, им "определенным". Сам по себе он сила
· консервативная, источник и творец ав-
·
·
· послереволюционный период 160
·
· торитета и веры в авторитет. Разум ведет к окостенению жизни, к
· закреплению и умерщвлению ее в создаваемых им недвижных "определениях",
· "формах" (С.198).
· И далее: "Инстинкт и разум находятся в состоянии постоянного
· взаимодействия и взаиморастворения. Инстинкт преобладает в массовых,
· "стихийных" процессах, в области самопроизвольного, разрушающего старое
· творчество государственной, социально-экономической и духовной культуры.
· Разум полнее сказывается в сознательной и целевой, оформляющей стороне того
· же творчества. (...) В силу разъединения разума и инстинкта и сосредоточения
· преобладающей деятельности каждого из них в разных слоях жизни и общества
· чрезвычайно важным является вопрос о культурном общении: о воздействии
· инстинкта на меньшинство и о распространении опознаваемой меньшинством,
· "определяемой" им культуры в живущих преимущественно инстинктом массах.
· Только еще раз -- ни разум, ни инстинкт в чистом, беспримесном своем
· действии отдельно друга от друга не проявляются" (С.198-199). Новым в этом
· подходе является подчеркивание положительного в инстинкте и обратное --
· элементы негативного в разуме, которые, как оказалось, невозможны один без
· другого.
· Гибель римской империи Л.Карсавин "просчитывает" также в рамках
· категорий сознания. Он пишет: "Состояние психики римского общества
· характеризуется понижением напряженности и энергии жизни, что выражается в
· утрате эмоционально-волевого значения и познавательной доступности идей
· государства, общества, материальной и духовной культуры. Но эта атония
· только одна сторона процесса. Другая, по существу с ней тождественная,
· заключается в уходе личности в себя, в индивидуализации и самозамыкании ее,
· и не в самоуглублении "коллективной личности", а в индивидуализации
· личностей, разлагающих этим коллективное единство" (Там же.
· С.25). В германском мире Л.Карсавин, наоборот, видит тягу к единению.
· "Вне рода германец беззащитен и бессилен: всякий может его безнаказанно --
· род не заступится -- убить, обратить в рабство, и не на кого ему опереться
· вне сплоченных родов (...) В формах семейного и родового единства выражается
· определенный психический уклад, поглощение индивидуального сознания родовым"
· (Там же. С.27). Соответственно, это должно приводить к двум вариантам
· построения семиотических систем.
·
·
· исторический подход 161
·
· Как и П.Бицилли, Л.Карсавин подчеркивает определенный
· "неконкретный", "неиндивидуальный" характер мира в средние века. "Даже
· авторы руководств для исповеди от человека вообще нисходят не к индивидууму,
· а к рыцарю вообще, купцу вообще и т.д. Восприятие индивидуального сейчас же
· превращают в восприятие общего, прибегая к традиционному шаблону или
· символу; новое сейчас же вводят в грани привычного, как вводят город в
· иерархическую систему феодализма, или лишают его свежести и своеобразия во
· вновь определяемой форме. (...) За малыми исключениями не чувствуют чужой
· индивидуальности как таковой, не чувствуют и своей индивидуальности. Этим
· объясняется неустойчивость личности, быстрое проникновение ее при переходе в
· новую среду идеями и бытом этой среды. (...) Однако жизнь в отвлеченном виде
· не следует считать жизнью слабой и анемичной. Напротив, она полна такою
· энергией, что часто вызывает полную иллюзию "индивидуализма".
· "Отвлеченность" не исключает ни силы, ни глубины переживаний" (Там
· же. С.216). Соответственно, "не срабатывает" индивидуализация и в личных
· процессах.
· "Исповедь обостряет душевную жизнь средневекового человека, -- пишет
· Л.Карсавин. -- Но ему важно было его личное спасение, не его личные
· особенности, скорее пугавшие, чем привлекавшие; а в себе самом он видел
· грешника вообще, борьбу добродетелей с пороками, усилия воли и благодать --
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 276 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!