Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
· В.С.Печерин. Идея отстраненности разумного, честного человека от
· общества его времени, определенный дуализм его существования легла в основу
· его рассуждений об интеллигенции в сборнике "Вехи" (1909), нашумевшем
· явлении дореволюционной России. Инициатором создания этого сборника также
· был М.О. Гершензон.
· В своей статье он постоянно подчеркивает раздвоенный характер
· интеллигенции. "Русский интеллигент -- это, прежде всего, человек, с юных
· лет живущий вне себя, в буквальном смысле слова, т.е. признающий единственно
· достойным объектом своего интереса и участия нечто лежащее вне его личности
· -- народ, общество, государство. Нигде в мире общественное мнение не
· властвует так деспотически, как у нас, а наше общественное мнение уже три
· четверти века неподвижно зиждется на признании этого верховного принципа:
· думать о своей личности -- эгоизм, непристойность; настоящий человек
· лишь тот, кто думает об общественном, интересуется вопросами общественности,
· работает на пользу общую" (Гершензон М.О. Творческое самосознание //
· Вехи. Из глубины. - М, 1991. С.73-74).
· М.О.Гершензон доводит эту характеристику до предельного
· возможного состояния, когда заявляет, что "центр жизни переместился в
· гипертрофированный орган. С первого пробуждения сознательной мысли
· интеллигент становился рабом политики, только о ней думал, читал и спорил,
· ее одну искал во всем -- в чужой личности, как и в искусстве, и проживал
· жизнь настоящим узником, не видя Божьего света. Так обра-
·
·
· Гершензон о дуалистических структурах 129
· зовался круговорот: чем больше люди уходили в общественность, тем
· больше калечилось их сознание, а чем больше оно калечилось, тем жаднее оно
· бросалось на общественность" (Там же. С.84). Я хотел бы подчеркнуть,
· что это не только и не столько истина теоретическая, поскольку речь идет
· отнюдь не о древнегреческом обществе, а истина весьма практическая, и
· практичность ее усугубляется в сильной степени и тем, что данная
· закономерность в сильной степени применима и к сегодняшнему обществу!
· Описывая ситуацию после революционных событий 1905 года,
· М.О.Гершензон продолжает: "Сонмище больных, изолированное в родной
· стране, -- вот что такое русская интеллигенция. Ни по внутренним своим
· качествам, ни по внешнему положению она не могла победить деспотизм: ее
· поражение было предопределено. Что она не могла победить собственными
· силами, в этом виною не ее малочисленность, а самый характер ее психической
· силы, которая есть раздвоенность (выделение мое. -- Г.П.)"
· (Там же. С.88).
· Естественно, что этот тип раздвоенности отражается и на личной жизни,
· ее нет как таковой, поскольку измерителем ценностей становится другое, нечто
· идеалистическое. "Никто не жил, -- все делали (или делали вид, что делают)
· общественное дело. Не жили даже эгоистически, не радовались жизни, не
· наслаждались свободно ее утехами, но урывками хватали куски и глотали почти
· не разжевывая, стыдясь и вместе вожделея, как проказливая собака. Это был
· какой-то странный аскетизм, не отречение от личной чувственной жизни, но
· отречение от руководства ею. Она шла сама собою, через пень-колоду, угрюмо и
· судорожно" (Там же. С.82).
· Обрисовав эту в достаточной степени современную картину,
· М.О.Гершензон начинает искать последствия ее не только в области
· чувственной жизни, что понятно, но в области идеальной, в наших терминах,
· семиотической. "А в это время сознание, оторванное от своего естественного
· дела, вело нездоровую, призрачную жизнь. Чем меньше оно тратило энергии на
· устроение личности, тем деятельнее оно наполняло себя истиной, --
· всевозможными истинами, нужными и ненужными. Утратив чутье органических
· потребностей воли, оно не имело собственного русла. Не поразительно ли, что
· история нашей общественной мысли делится не на этапы внутреннего развития, а
· на периоды господства той или
·
·
· история до 1917 года 130
· иной иноземной доктрины? Шеллингизм, гегелианство, сенсимонизм,
· фурьеризм, позитивизм, марксизм, ницшеанство, неокантианство, Мах,
· Авенариус, анархизм, -- что ни этап, то иностранное имя. Наше сознание в
· массе не вырабатывало для себя своих жизненных ценностей и не переоценивало
· их постепенно, как это было на Западе; поэтому у нас и в помине не было
· своей, национальной эволюции мысли; в праздной, хотя и святой, жажде истины
· мы просто хватали то, что каждый раз для себя создавала западная мысль, и
· носились с этим даром до нового, лучшего подарка" (Там же. С.83).
· Эти же характеристики раздвоенности присутствуют и в его разысканиях по
· конкретным историческим личностям России. Так, в его рассмотрении жизни
· В.С.Пвчерина, опубликованном в журнале "Научное слово" в 1904 году, в
· этом журнале он выступал в роли редактора литературного отдела, на первое
· место выходят эти характеристики раздвоенности. Это и роль французских
· гувернеров в воспитании русской молодежи. Это и сильная роль идеализации,
· когда "все благородные чувства людей его времени роковым образом
· превращались в мечты, лишенные всякого практического значения.
· Действительно, вся духовная энергия лучшей, идеалистически настроенной части
· молодежи тратилась на восторженное, прекраснодушное волнение в атмосфере
· крайне туманного идеализма. Ближайшим образом это явление объясняется,
· конечно, невыносимым гнетом тогдашней действительности, осуждавшей на полную
· безнадежность всякое стремление воплотить в жизни даже элементарнейшие
· запросы развитого общественного самосознания, равно как и скудостью
· образовательных средств, которые могли бы отвлечь возбужденный ум в сторону
· философской разработки этих запросов" (Гершвнзон М.О. Печерин //
· Научное слово. -- 1904. -- KН.IV. С.72). Кстати, библиотеку В.С.Печерина
· М.О.Гершензон описывает как библиотеку русского ученого-лингвиста (См.:
· Гершензон М.О. Печерин // Научное слово. - 1904. - Кн.Х. С.104).
· Характеристики раздвоенности (в области не только сознания, но и быта)
· М.О.Гершензон находит и подчеркивает и в своих описаниях
· И.В.Киреевского, П.Я.Чаадаева и др. (См.: Гершензон М.О.
· Грибоедовская Москва. П.Я.Чаадаев. Очерки прошлого. -- М., 1989) Он цитирует
· очень симптоматичную фразу П.Я.Чаадаева в передаче
· А.И.Герцена: "В Москве, гова-
·
·
· Гершензон о дуалистических структурах 131
· ривал Чаадаев, каждого иностранца водят смотреть большую пушку и
· большой колокол. Пушку, из которой стрелять нельзя, и колокол, который
· свалился прежде, чем звонил. Удивительный город, в котором
· достопримечательности отличаются нелепостью; или, может, этот большой
· колокол без языка -- гиероглиф, выражающий эту огромную немую страну,
· которую заселяет племя, назвавшее себя славянами, как будто
· удивляясь, что имеет слово человеческое" (Там. же. С.175). По-моему,
· это весьма семиотическое наблюдение, в котором можно открыть множество
· слоев.
· И даже проблема славянофилов тоже может облечься в непривычную форму.
· Маскарад 1846 года принес проблему для светского общества того времени:
· "может ли русская одежда быть введена в маскарадный костюм? По свидетельству
· корреспондента "Северной Пчелы", маскарад С.А.Корсакова блистательно
· разрешил задачу в положительном смысле: русское одеяние совершенно затмило
· все другие. Это был урок наглядного обучения, инсценированный с достодолжной
· убедительностью в присутствии 700 гостей. Маскарад открылся танцами в
· костюмах века Людовика XV и антично-мифологических; когда очарованные взоры
· достаточно насытились этим роскошным иноземным зрелищем, -- ровно в полночь
· музыка умолкла, распахнулись двери, и под звуки русской хороводной песни в
· залу вступила национальная процессия. Впереди шел карлик, неся родную
· березку, на которой развевались разноцветные ленты с надписями из русских
· поговорок и пословиц, за ним князь и княгиня в праздничной одежде и 12 пар
· бояр с боярынями, в богатых бархатных кафтанах и мурмолках, в парчовых
· душегрейках и жемчужных поднизях, потом боярышни с русыми косами, в
· сарафанах и т.д.; шествие заключал хор из рынд, певцов и домочадцев; он пел
· куплеты, написанные С.Н.Стромиловым и положенные на музыку в русском стиле
· А.А.Алябьевым:
· Собрались мы к боярину,
· Хлебосолу-хозяину" (Там же. С. 102-103).
· Столь длинная цитата оправдана тем, что перед нами оказалась задача
· практической семиотики: как обыденный тип одежды (=знака) сделать
· маскарадным, особенно в ситуации праздничности, то есть особых условий
· функционирования. Вероятно, это облегчалось еще тем, что данный тип зрителя
· не воспринимал подобную одежду как обыденную,
·
·
· история до 1917 года 132
·
· вращаясь в иной среде. Ведь тот же П.Я.Чаадаев остроумно замечал
· по поводу псевдорусской одежды К.С.Аксакова, что народ сбегался на
· него посмотреть, воспринимая как "персиянина". Кстати, власти потом
· запретили К.С.Аксакову появляться в таком виде в общественных местах.
· Одновременно мы увидели в этом еще один вариант двойственности, характерный
· для русского общества, определенную кастовость его и непересекаемость, что
· косвенно отражалось даже в разных типах одежды.
· Главный же интерес для нашей темы представляет исследование
· М.О.Гершензона "Гольфстрем" (1922). В этой книге М.О.Гершензон
· пытается проследить движение некоего условного Гольфстрима между такими
· явлениями человеческого духа, как Гераклит, А.С.Пушкин, Библия и
· просто язык. Он находится в поисках единых моделей представления
· человеческой души, пользуясь метафорикой огня, земли, воды и воздуха.
· Кстати, это сходно по замыслу с методологией работ Дж.Лакоффа по
· метафоре: о том, в рамках каких метафоризаций мы моделируем реальные
· жизненные процессы в языке (См.: Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры,
· которыми мы живем // Теория метафоры. -- М., 1990. Перевод других разделов
· см.: Язык и моделирование социального взаимодействия. -- М., 1987).
· Отталкиваясь от идеи Гераклита, что жизнь есть неустанная
· "борьба различных состояний огня между собой" (Гершензон М.О.
· Гольфстрем. -- М., 1922. С.17), он методически, шаг за шагом, приносит на
· суд читателя десятки цитат из А.С.Пушкина, Библии, Гераклита,
· русского языка. Например, А.С.Пушкин:
· Невольный хлад негодованья
· Тебе мой роковой ответ.
· * * *
· Но в нас кипят еще желанья.
· * * *
· Но огнь поэзии погас.
· * * *
· С Венерой пылкою.
· Перед нами проходят целые страницы таких примеров. Гераклит был
· взят за точку отсчета, поскольку, как считал М.О.Гершензон,
· "первобытная мудрость содержала в себе все религии и всю науку. Она была как
· мутный комок прото-
·
·
· Гершензон о дуалистических структурах 133
·
· плазмы, кишащий жизнями, как кудель, откуда человек до скончания времен
· будет прясть нити своего раздельного знания" (Там же. С.5). В основе
· данной модели лежит следующее представление: "Космогония и психология
· сведены им к одному началу, вещество и дух поняты как тождество -- не как
· тождество того или другого, но как единство третьего, общего обоим" (Там
· же. С. 11).
· При приближении к А.С.Пушкину естественным образом
· М.О.Гершензон обращается к проблеме поэтического слова, поэтического
· языка. Здесь снова мы возвращаемся к проблематике ОПОЯЗа. "Поэзия есть
· искусство слова, и действие, производимое ею, есть тайнодействие слова.
· Поэтому правильно читать поэта способен лишь тот, кто умеет воспринимать
· слово. Между тем в наше время это уменье почти забыто. (...) Наше слово
· прошло во времени три этапа: оно родилось как миф; потом, когда драматизм
· мифа замер и окаменел в слове, оно стало метафорой; и наконец образ,
· постепенно бледнея, совсем померк, -- тогда остался безобразный, бесцветный,
· безуханный знак отвлеченного, т.е. родового понятия. Таковы теперь все наши
· слова. Но поэт не знает мертвых слов: в страстном возбуждении творчества для
· него воскресает образный смысл слова, а в лучшие, счастливейшие минуты чудно
· оживает сам седой пращур родового знака (выделено мной. --
· Г.П.) -- первоначальный миф" (Там же. С.25).
· Помимо противопоставления "огонь -- холод":
· Проснулись чувства, я сгораю
· * * *
· Душа вкушает хладный сон
· * * *
· Ничто не трогает души твоей холодной
· и т.д., "душевные процессы облекаются в одну из трех форм вещества, --
· либо в газообразную, либо в жидкую, либо в твердую" (Там же. С. 75):
· УМ далече улетает
· * * *
· Туда летят желания мои
· * * *
· И сны зловещие летают
· Над их преступной головой
·
·
· история до 1917 года 134
· * * *
· Младых повес счастливая семья,
· Где ум кипит
· * * *
· Страстей кипящих буйный пир
· * * *
· А в сердце грех кипел
· * * *
· Окаменел мой дух жестокий
· * * *
· Здесь речи лед, сердца -- гранит
· * * *
· Для нежных чувств окаменел
· Мы привели по три примера на каждый из вариантов, у
· М.О.Гершензона их значительно больше.
· При этом отдельный раздел М.О.Гершензон посвящает более
· отдаленным этапам семиотического мышления. "Петух считался огненной птицей
· равно в Греции и в древнем Иране; то же представление мы встречаем и у
· многих других народов: германцы и русские называют огонь красным петухом и в
· старину прикрепляли на крышах резное изображение петуха для отвращения
· молнии и пожара" (Там же. С.116). Он выписывает соответствующие
· русскоязычные речения:
· "весь загорелся", "душа загорелась", "в жару спора", "объяснять с
· жаром", "тут мой жар несколько остыл", "его жжет раскаяние", "гореть
· желаньем", "сгореть со стыда", "пылать страстью", "горячий спор", "горячее
· сочувствие", "вспыхнуть", "вспыльчивый", "пылкий", "горячий", "горячиться",
· "жгучее недоумение", "жгучее горе", "жаркие мольбы", "жаркие прения",
· "жаркий спор" (См.: Там же. С.122-123).
· Из всего этого он делает понятный вывод: "истина, познанная пращурами,
· жива поныне и живет в каждом из нас, как несознаваемая основа нашего
· самосознания" (Там же. С.154).
· И речь, наш семиотический объект, тоже рассматривается
· М.О.Гершензоном как "жидкость, которою изливается наружу душа"
· (Там же. С.126). Его характеристика речи несколько иронична, чтобы не
· сказать резко критична: "Так и всегда говорливость -- знак непрочности
· духовной. Кто тверд духом, тот скуп в речах; непоколебимая решимость не ис-
·
·
· Гершензон о дуалистических структурах 135
· таивает словами. Мы говорим много, и сами уподобляем нашу "водянистую"
· речь перемешиванию жидкости -- двусмысленным словом "болтать". Древние
· говорили гуще и меньше нашего. Им было довольно писать на камне долотом;
· потом стали говорить на дощечках резцом, потом на папирусе или пергаменте
· краской; человеческий дух разжижался и слово истекало все обильнее. Наконец
· прежние приемники стали малы: надо было дать исток возрастающему напору
· накоплявшегося внутри слова, -- и не случайно, но в урочный час, было
· изобретено книгопечатание, точно открыт канал для свободного разлития
· душевной жидкости в несчетные слововместилища -- в книги, потом в газеты"
· (Там же. С.127).
· Как бы в нарушение этого закона писательской многоречивости, годом
· ранее Вяч.Иванов и М.О.Гершензон издали книгу под названием
· "Переписка из двух углов" со следующим предуведомлением от издательства:
· "Письма эти, числом двенадцать, написаны летом 1920 года, когда оба
· друга жили вдвоем в одной комнате, в здравнице "для работников науки и
· литературы" в Москве" (Иванов Вяч., Гершензон М.О. Переписка из двух
· углов. -- Пг., 1921. С.7).
· И последняя характеристика М.О.Гершензона. Он работал не только
· над проблемой растворения человека в общественном; не меньше его
· интересовала проблема личности как в объекте, так и в субъекте. Он писал в
· "Тройственном образе совершенства" (1918): "Нам необозримая множественность
· явлений представляется собранной в группы, и каждое отдельное явление в
· наших глазах -- безразличный член определенного единства. Личные названия,
· сохраненные нами, -- названия рек, гор, долин, городов и пр., -- пережитки
· далекой старины; мы, люди 20-го века, могли бы почти так же удобно
· довольствоваться любыми условными знаками, как в новейших городах Запада
· улицы уже и обозначаются цифрами или буквами" (Гершензон М.О.
· Тройственный образ совершенства. - М., 1918. С.35).
· Эта прозорливая формулировка будущей проблемы так же прозорливо им
· разрешается. Пропажа личностного в вещи связана с пропажей личностного в
· человеке, и XX век дает сему множество примеров. Сам же М.О.Гершензон
· писал:
· "родовое понятие -- как двулезвийный меч: оно отсекает личное не только
· в объекте, но и в самом наблюдающем.
·
·
· история до 1917 года 136
· Пока я предстаю явлению как личность, я воспринимаю и его непременно
· как единичное. Ибо каждое явление есть своеобразный сплав неисчислимых
· признаков, из коих каждый принадлежит к какой-нибудь родовой группе в
· мироздании; но моему личному восприятию нет дела до их родовой
· принадлежности: будучи само глубоко своеобразным, оно подбирает себе в
· цельный образ лишь те признаки явления, которые соотносительны моему
· собственному своеобразию. Здесь принципом отбора является целостная
· индивидуальность зрителя, и, следовательно, так составленный образ единичен
· по существу. Напротив, чтобы образовать родовое понятие, я должен как раз не
· дать возникнуть во мне такому личному образу; я должен взирать на вещи как
· бы безличным оком; я должен заглушить свое " я " (Там же. С.
· 37).
· Эта модель связи познания с личностью предстает перед нами еще раз в
· связи с проблематикой власти: "Только познание дает власть в мире, и
· глубиною познания определяется размер власти. Недопознанное опасно: оно еще
· не обезличено до конца" (Там же. С.36).
· С другой стороны, М.О.Гершензон считал, что "у нас одни лишь
· художники еще умеют видеть единичное" (Там же. С.34). Кстати, не с
· этим ли связана проблема поэтического слова, которое может увидеть иным (и
· соответственно заставить сделать это читателя) художник слова? Мы же уплыли
· в сторону обезличенных слов, сливающихся в единый ряд, трудно различимых
· между собой.
·
·
· ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД
· Мы начинаем наше рассмотрение с имен людей, сформированных другой
· средой и другим временем, если сравнивать с нами. Даниил Гранин писал
· о них как о "зубрах", которым советская власть давала возможность
· существовать, но лишь в том случае, если они не вмешивались в дела
· политические. Остаться независимым в науке легче было в рамках естественных
· наук, сложнее -- гуманитарных. Поэтому ученые того исторического периода, за
· редкими исключениями, исчезали: кто оказывался в эмиграции, кто, не успев
· вовремя уехать, позже отправлялся в лагеря. Процесс понятный с точки зрения
· взаимоотношений государства и человека, когда государство активно выполняет
· свою главную функцию -- подавления. Эти же люди принципиально не вписывались
· в жесткие рамки поведения, которые постепенно вводились. Они знали прошлую
· жизнь, выросли в иной университетской среде, воспитывались на иных книгах и
· ценностях, да и сами критерии научности были иными. Смена богов, безусловно,
· не могла не отразиться на их жизни и карьере, но сложнее было проникнуть в
· их мысли. И со страниц их книг в тот период, когда цензура еще не была столь
· жестокой, сквозит неприятие происходящего (см., к примеру, далее цитату
· Питирима Сорокина).
· Косвенно критикует социализм на последних страницах своей книги Петр
· Бицилли (Бицилли П. Элементы средневековой культуры. -- Одесса,
· 1919; переизд. СПб., 1995. С.200-201). Он замечает: "Своими корнями
· социалистическое мировоззрение так тесно сплелось с корнями мировоззрения
· христианско-церковного, что, подкапываясь под последнее, социализм тем самым
· подрывает собственную базу. Социализм питается и держится тем духом
· догматизма, той верой в возможность обладания абсолютной, полной, конечной
· истиной, которые составляют первооснову христианской культуры. Развеется
· этот дух, иссякнет эта вера -- и догматический социализм увянет, подобно
· растению, лишенному питательных соков. Социализм -- последняя разновидность
· специфически средневекового исторического понимания. В новом обличье в
· построениях социалистов перед нами предстает все та же старая философия
· истории, сводящая весь
·
·
· послереволюционный период 138
· исторический процесс к неустанной борьбе "злых" и "добрых", безусловно
· злых и безусловно добрых. Место церкви угнетенной и воинственной заменяет
· угнетенный и воинствующий пролетариат. Ему противопоставляется "мир"
· (правящие классы), с которым у пролетариата нет ничего общего, интересы
· которого во всем противоположны интересам пролетариата, над которым
· пролетариат призван восторжествовать (ecclesia triumphans), чтобы уничтожить
· его как "мир" и "принудить внити" (compelere intrare) его членов в лоно
· единого, внутренне абсолютного целостного социального союза". Этим в сильной
· степени семиотическим описанием (и самоописанием!) мы и завершаем наши
· предварительные рассуждения.
· А) ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД
· 3.1. Петр Бицилли
· П.Бицилли (1879-1953) принадлежал петербургской школе
· культурологов, посвятивших свою жизнь изучению средних веков. Основатель
· этой школы -- профессор Иван Гревс. Для нее было характерно
· колоссальное внимание к детали, попытка восстановить ее на основе
· скрупулезного изучения средневековых текстов. Само название одного из
· сборников статей, посвященных Ивану Гревсу и написанного к
· сорокалетию его научно-педагогической деятельности говорит об этом --
· СРЕДНЕВЕКОВЫЙ БЫТ (Л., 1925). На страницах сборника мы встречаемся с теми,
· кто в той или иной форме прикасается к семиотическим идеям на своем,
· достаточно специфическом материале. Тут и Николаи Анциферов со
· статьей "Черты сельского быта во французском городе", тут и Ольга
· Добиаш-Рождественская со своей излюбленной темой "Из жизни мастерских
· письма". А.Стефанович начинает свою статью "Петух на готическом
· соборе" следующими словами: "Каждому, кто заинтересуется готическом собором
· и примется за внимательное его изучение, откроется постепенно, шаг за шагом,
· совершенно своеобразный мир стройной и тонкой символики" (Там же.
· С.272). На нескольких страницах автор. перечисляет все. символические
· значения, связанные с петухом. Эмблема бдения, символ бдительности, символ
· проповедника, символ учителя и пастыря. При этом достаточно частотны и
· структурные отсылки: "Но власть церкви над мертвыми сильнее ее власти над
· живыми. Если в борьбе
·
·
· исторический подход 139
· с феодальным миром она остается победительницей, то этим она обязана
· своей выдержке и стойкости. Однако, мы едва ли можем говорить о ее
· господстве над мирскими силами. Мы видим эти силы то в роли ее покровителей,
· то обидчиков. В этом уголке земли церковь, по-видимому, не в силах
· противопоставить баронам бесспорного авторитета святости, опирающегося и на
· внешнюю независимость" (Федотов Г. феодальный быт в хронике Ламберта
· Ардрского. Средневековый быт. -- Л., 1925. С.46).
· Или: "Его характерной чертой в ту эпоху было прежде всего полное
· отсутствие уставов и регламентов. Старые формы опережались жизнью, их давно
· уже было недостаточно, новые еще не отстоялись. В Париже, в XII в.,
· несомненно народилось нечто, выходившее за пределы прежних монастырских,
· соборных школ и школ отдельных учителей: большое тело, которое, с известными
· оговорками, можно назвать Университетом. Но юридического бытия эта школа
· почти вовсе не имела. В быту это символизировалось прежде всего тем, что у
· Университета не было своего здания. По всей территории города были
· разбросаны находившиеся в постоянном движении, то замиравшие, то снова
· вспыхивавшие и загоравшиеся блеском новой славы, большие и малые
· очаги научной жизни. (...) По сравнению с остальной жизнью города, быстро
· развивавшейся, школьный мир был очень велик. Можно даже сказать, что он
· отчасти опережал рост города" (Бахтин Вс. Школьная жизнь в Париже XII
· века. -- Там же. С.211-212).
· Близкая "структурная" логика есть у Александра Дживелегова, человека
· того же периода и той же научной идеологии. Он писал, что средневековые
· города "выросли на почве возродившейся торговли и в условиях
· дезорганизованного феодального общества. Они приноровились к существующим
· политическим формам и заняли положение в ряду политических единиц, отбив
· господствующее экономическое положение у села. Политическая свобода была
· возможна только благодаря слабости государства, средства которого не хватало
· на многообразные заботы об управлении; поэтому в стране, где возникла
· сильная власть, в Англии, политической свободы города не знали. По мере
· того, как государство крепло, независимость городов расшатывалась"
· (Дживелегов А.К. Средневековые города в Западной Европе. СПб., 1902.
· С.61). И далее столь же структурно-системные замечания: "Средневе-
·
·
· послереволюционный период 140
· ковый город для своих торговых и промышленных целей требует большого
· наплыва жителей; мы знаем, что на первых порах он вырастал, как
· колонизационный пункт, путем приселений. По мере того, как развивается
· торговля и увеличивается спрос на городские товары, город должен увеличивать
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 226 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!