Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
· гармонии с этим ритмом или претворяются им. Но как только начинается
· насильственная прививка или форсированный ввоз -- в жизни народов
· обнаруживаются расстройства. Различие ритмов, насильственно соединяемых,
· вызывает мучительные перебои " (С.357). Реформы Петра, по его мнению,
· потребовали целое столетие, чтобы залечить нанесенные им раны.
· Собственно говоря на близкие темы, хотя и на материале другой войны,
· рассуждал Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900), из обширного
· наследия которого мы коснемся только очень небольшой его части. Это эссе
· "Немезида"
·
·
· цивилизационный компонент 73
· (Соловьев В. Три разгогвора. CПб., 1904), ОДНА ИЗ проблем,
· интересующих В.Соловьева в названной работе, это то, каким образом
· Испания становится носителем "дьявольского начала религиозного насилия". Он
· сопоставляет ситуацию с российской историей. "Ничто не мешало испанцам
· отнестись к подчинявшимся маврам, так, как, например, наши, гораздо
· менее культурные предки отнеслись к покорившимся татарам Казанского и
· Астраханского царства, а именно оставить их спокойно жить на их местах в
· качестве равноправных сограждан. Ведь так поступал даже языческий Рим..."
· (С.216). Задачи инквизиции состояли в борьбе с "чужим":
· "Вывести религиозно-политическую "крамолу" из испанской державы,
· привести всех к одному знаменателю -- вот высшая цель. Все приносилось в
· жертву внешнему единству правоверной державы" (С.219). В.Соловьев же
· стоит за сохранение иной культурной парадигмы. В предисловии к "Трем
· разговорам" (своей последней книге) он замечает:
· "Остающиеся у нас ограничения религиозной свободы -- одна из самых
· больших для меня сердечных болей, потому что я вижу и чувствую, насколько
· все эти внешние стеснения вредны и тягостны не только для тех, кто им
· подвергается, но главным образом для христианского дела в России, а
· следовательно, для русского народа, а следовательно, и для русского
· государства" (C.XI).
· Вероятно, наш общий вывод может быть таков. Россия, обладая сильным
· культурным полиглотизмом внутри себя, не могла не видеть вариантов чужой
· культуры, что является благотворной средой для развития семиотических идей.
· И усилить такое внимание к чужому могут такие явления, как война, что и
· произошло в восприятии Германии в период первой мировой. Одновременно Россия
· пытается найти свой собственный защищенный от внешних влияний путь развития,
· реализуемый то в славянофильстве, то в евразийстве. Н.Бердяев так
· формулировал суть славянофилов. "Нам нечему учиться у Запада. Славянофилы
· понимали русский мессианизм в том смысле, что лишь России предстоит великое
· будущее как единственной христианской стране. (...) Славянство идет на смену
· западным культурам, склоняющимся к упадку, дряхлеющим" (Бердяев Н.
· Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл.Соловьева // Сборник
· статей о В.Соловьеве. Брюссель, 1994. С.143). Неприятие "чужого"
·
·
· предыстория семиотики в России 74
· -- это одновременно чуткое восприятие "чужого" как чуждого. И это тоже
· в сильной степени семиотический путь.
· 1.10. ИМПЕРСКИЙ КОМПОНЕНТ
· Столицы мира находятся в постоянном движении, мигрируя через века и
· страны. В какой-то период истории ей явно была, к примеру, Вена, порождая
· огромное богатство интеллектуальных направлений и текстов. Столицы России
· также входят в этот список, называя себя то "Третьим Римом", то "Северной
· Пальмирой". В последнем обозначении, как пишет Н.Анциферов, русскому
· слуху слышится "полмира" (Анциферов Н. Душа Петербурга. Л., 1990.
· С.18).
· Что общего имели три рядом стоящие (то ли в пространстве, то ли во
· времени) империи -- русская, советская и австрийская? Одним из общих
· факторов было то, что они имели перед собой и чисто семиотическую задачу --
· выплавить из конгломерата составляющих их народов единый язык империи,
· добиться существования значимого для всех единого культурного года. Поэтому
· мы можем говорить об определенных характеристиках "имперской семиотики", во
· многом сходной для них из-за близости стоящих задач. Какие же характеристики
· этой имперской семиотики можно проследить?
· Важной чертой империи следует.признать создание Текстов, которые как
· бы прочитываются до конца всеми. Это тексты без недомолвок, без вопросов.
· Они даже условно называются текстами, поскольку элемент авторства в них один
· из малосущественных. "Молодая гвардия", к примеру, став таким текстом,
· подлежала размножению в разнообразных каналах -- литература, драматический
· театр, кино, опера. А.Фадеев как автор утерян как на этом пути
· разноканального порождения, так и на пути предварительного редактирования,
· где роль и мнение автора не являются наиболее значимыми. Кстати, именно
· поэтому империя обожествляет цензуру среди своих институтов. Внешние
· параметры продиктовывают внутренние характеристики такому тексту. Подобные
· требования исходят из более завышенных представлений, чем это требуется в
· реальности. Империя сознательно раздувает значимость подобных единиц.
· Особенно наглядно эта особенность имперской семиотики реализуется в
· архитектурных текстах. Достаточно посмотреть
·
·
· имперский компонент 75
· на Петербург, на Вену, на Москву. Вена отметила такими архитектурными
· текстами все значимые аспекты своей империи -- парламент, ратушу, оперу,
· дворцы и музеи. Это текст, рассчитанный на склоненную голову, он
· принципиально не имеет другой, более обыденной функции. Практически подобные
· тексты заранее создаются для того, чтобы быть оторванными от своего
· читателя. Мы это имеем в любой столице, но в случае империи подобный отрыв
· (необходимость произвести величественное впечатление) становится важным
· вдвойне. Сходные процессы мы видим и в царском Петербурге, и в советской
· Москве. Смена царской империи на советскую сразу привела к порождению своих
· собственных сильнодействующих текстов и частичному уничтожению чужих (либо
· путем переименования и перепрофилирования, либо простого сметания с лица
· земли).
· В отсутствие империи эти тексты начинают стремиться к нейтрализации, к
· музейности. Любой подобный текст создавался в расчете на вечность, которая в
· результате не наступает. Императорский дворец становится музеем, вытесняя из
· сознания первоначальную символику. Но и сегодня он сохраняет величественную
· тень прошлого, порождая свой мир, защищенный от влияния сегодняшнего дня. И
· требуется дополнительное усилие, чтобы нарушить эту защиту. Поэтому
· более легким вариантом становится превращение дворцов в музеи, что сохраняет
· необходимый контекст оторванности от числа на календаре. Почти все венские
· дворцы расположены по кругу, они не допускают к себе автомобили, зелеными
· парками создавая заслон между собой и современностью. Более того, они даже
· сохраняют свой собственный музыкальный фон, называемый "венской музыкой",
· вероятно, практически единственный период музыкальной истории, названный по
· имени города.
· Имперские тексты строятся только "на вырост", ибо создаются не для
· реального использования, по этой причине они создают питательное поле для
· порождения ритуалов. Поскольку эти тексты не соответствуют реальным
· потребностям, их наполнение становится фиктивным. Повторяясь, они
· закрепляются в ритуале. Ритуалы начинают жить дольше самих империй, что
· говорит о сильных семиотических механизмах вложенных в них.
· Так, замечания И.Сталина по поводу фильма "Тарас Шевченко" носят
· характер чисто имперской семиотики (мы
·
·
· предыстория семиотики в России 76
· опираемся на описание приема фильма в воспоминаниях директора картины,
· см. Рассказ Бернарда Моисеевича // Егупец. Вып.2. Киев, 1996). Первое, в
· редакции "Современника" Шевченко держался не как "младший брат", а на равных
· с Чернышевским и Добролюбовым. Второе в изложении мемуариста выглядит
· следующим образом: "вождь сам обратил внимание присутствующих на сцену
· выезда царской фамилии из Зимнего дворца. Это был роскошный эпизод,
· стоивший, по словам Бернарда Моисеевича, огромных денег, ибо для снятия его
· пришлось декорировать чуть ли не весь Невский. По замыслу режиссера,
· грандиозность выезда символизировала мощь самодержавия и подчеркивала
· мужество поэта, бросающего вызов этой всеподавляющей силе. Сталин ничего не
· говорил о символах, хотя, очевидно, на него сцена произвела именно то
· впечатление, на которое и рассчитывал режиссер. Вождь лишь сказал, что этот
· эпизод надо убрать и объяснил это с поистине сталинской логикой: "Рано еще
· показывать нашему народу такое великолепие" (С.201).
· Это случай разрыва империй, в случае же продолжения подобие, наоборот,
· подчеркивается. Сегодняшняя Вена позволила вместить в свои тексты такой знак
· прошлого, как фиакр. Карета, запряженная лошадью, совершенно спокойно
· вписывается в современный мир, именно из-за его принципиальной знаковости.
· При этом в бурлящем потоке Кертнер Штрассе вас также может пригласить на
· музыкальный концерт человек-знак в костюме императорской эпохи.
· Альфред Лоренцен пишет об эпохе возникновения психоанализа.
· "Вена была в то время столицей разваливающейся, но скрывающей этот распад
· Империи, искавшей способа, как подтвердить свой статус великой державы. Со
· своими традициями, нравами и ценностями, она еще настолько не вышла из
· средневековья, что неравный брак эрцгерцога с графиней вызвал целую серию
· скандалов и даже государственный кризис, который в конце концов привел к
· Сараево" (Лоренцен А. Археология психоанализа. М., 1996. С.246). Как
· видим, и здесь речь идет об определенном многоязычии, а также о ненайденном
· общем Тексте.
· Империя носит тексты не со своего плеча, что выражается в ритуалах (при
· взгляде с высоты Текста на читателя), но также и в осмеянии (анекдотах) --
· при обратном взгляде с читателя на текст. Имперская семиотика обязательно
· обладает этой второй стороной. "Швейк" Гашека отражает ее
·
·
· имперский компонент 77
· сходно с многочисленностью анекдотов советского времени. Там фигура
· императора Франца Иосифа однотипна фигуре Брежнева как объекта для осмеяния.
· Параллельная анекдотическая история существует как во времена советской
· империи, так и во времена российские (иногда порождая даже особый остров
· абсурда типа правления Павла). Это объяснимо, поскольку имперские тексты
· обладают усиленной знаковостью, что в свою очередь позволяет их легко
· обыгрывать. Для советской действительности такими анекдотическими величинами
· стали Брежнев, Чапаев, в меньшей степени -- Ленин, Хрущев, Сталин. Т.е.
· герои последнего времени дают больше простора для деятельности, поскольку
· тексты возвышаются так же, как в первоначальном периоде, а герои,
· описываемые в них, калибром поменьше.
· Отсюда вытекает следующее правило для империй -- им не удается создание
· единого Языка. Императорская склонность к возвеличиванию себя, к
· гигантомании, обрекает империю на порождение фиктивных кодов. Они есть и
· поддерживаются аппаратом подавления. Они активно порождаются аппаратом
· восхваления. Но живут они только тогда, когда осуществляется их постоянная
· подпитка "государственной энергией". Исчезновение империи (этого силового
· агрегата подобных текстов) сразу же уничтожает эти тексты в их задуманном
· функционировании. При этом тексты второго рода -- тексты осмеяния --
· странным образом сами становятся выразителями эпохи. Ср. роль "Двенадцати
· стульев" Ильфа и Петрова в эпоху до- и постсоветскую. Или анекдот в
· результате может стать определенным доказательством, характерной деталью
· эпохи.
· Потерпев неудачу, империя все равно продолжает свое существование в
· фиктивном режиме пространства и времени. Ведь питается она все равно не
· естественными, а вынужденными овациями, поскольку только овации (или
· продолжительные аплодисменты) записаны в ее кодах в качестве основного
· волеизъявления народа по отношению к власти. Кстати, и все эти тексты
· созданы именно под канал оваций. Вся имперская система коммуникаций строится
· для передачи оваций, а не иных эмоций населения. Империя -- это большой
· театр, где тебе дозволено лишь неистово хлопать от счастья.
· Долгая жизнь в фиктивном режиме приводит к тому, что империи и умирают
· охотно, как это ни парадоксально, ибо
·
·
· предыстория семиотики в России 78
· они давно уже перешли границы смерти. Их многослойное и
· многоструктурное строение позволяет им жить, оставаясь пустыми или мертвыми.
· Отдельные структуры продолжают функционировать, создавая видимость жизни
· целого. Кстати, это умирание без возмущения, без борьбы все время поражает
· наблюдателей и исследователей. Это характерно как для царской империи, как
· для советской, так и для австро-венгерской. Казалось, как легко было бы царю
· Николаю приостановить продвижение хаоса, ан нет, он ничего не делает. На
· наших глазах совершенно без боя разваливается империя советская.
· Складывается впечатление, что даже собственная смерть доставляет
· удовольствие империи. Вероятно, она исчерпывает себя, и не хочет продолжать
· существование в таком виде. При этом материальные характеристики не играют
· никакой роли. Империя умирает с магазинами, заваленными продуктами, которые
· затем сменяются пустыми полками. И все при этом странным образом рады.
· Смерть империи есть нечто более высокое, чем это интерпретируется на уровне
· обыденного сознания.
· Как это ни парадоксально, но такая официальная холодность дает
· возможность порождать в противовес себе совершенно иные -- новые
· художественные языки и тексты. Они порождаются вне официального контроля,
· вне официального интереса. И в этом их сила, ибо они соответствуют той
· модели читателя, той модели человека своего круга, для которого они
· создаются. Типа того, как тексты Хармса соответствуют достаточно узкому
· кругу читателей Хармса. Величественные имперские тексты создавались для
· фиктивной модели (например такой, как "новая историческая общность --
· советский народ"). Соответственно значимым становится отсутствие результата
· -- в качестве аудитории была избрана несуществующая реальность.
· Если империи австро-венгерская и российская порождали новые
· семиотические языки особенно бурно в момент своей гибели, то советская,
· наоборот, в момент рождения. Соответственно были другими и сроки жизни --
· более 300 лет династии Романовых и более семидесяти "кремлевских мечтателей"
· (обратите также внимание на явно семиотический характер последнего
· обозначения). Но зато за свои семьдесят советская империя прошла и фанфары
· побед, и кровь ужаса, получив полный исторический набор.
·
·
· имперский компонент 79
· Австро-венгерская империя также дала миру такое количество
· интеллектуальных направлений, что они не передаются перечислению. Эта
· ментальность ритуалов величественности и порождает полностью противоположные
· им интеллектуальные тексты: от писательских до художнических, от философских
· до психологических. Это все тексты, преодолевающие ритуальность официальной
· жизни, неестественной и оторванной от нормы. Ее обязательность для всех
· требовала определенной "ментальной санации". В советской действительности
· это происходило в виде анекдота, нарушавшего ритуал почетной жизни
· кремлевских старцев. Анекдот реализовывал смех над ритуалом. Анекдот -- это
· антипод ритуализованной действительности, это реакция на определенную
· "кастрацию действительности", в которой разрешены только строго очерченные
· действия по заранее согласованному плану. Тогда остальным действиям
· приходится реализоваться в виде анекдота. Ведь для восхваления гениальности
· Л.Брежнева не нужен был именно этот канал, для этого были открыты все
· другие.
· Империя -- это и интеллектуальный конгломерат. Тунгус, калмык, всяк
· сущий в ней язык -- отображают и многообразие интеллектуального характера.
· Новые художественные языки как реакция отторжения от официальных ритуалов
· возможны лишь на фоне создания своих интеллектуальных ритуалов. Это снова не
· отражение жизни, а отражение ритуализации жизни. Эти интеллектуальные
· ритуалы более живучи только потому, что рассчитаны на свою аудиторию, а она
· всегда может возникнуть. Они факультативны. Ритуалы империй обязательны для
· всех -- в этом сразу закладывается их мертвый характер и залог последующей
· смерти.
· 1.11. МЕТАКОМПОНЕНТ
· Начало века характеризуется большим вниманием к метапроблемам. К
· примеру, символизм как литературное течение одновременно порождает
· достаточное число самоописаний. Причем именно для теории этот метакомпонент
· весьма важен в России. Как, к примеру, отмечал в своем докладе 1925 г.
· Семен Франк, "Своеобразие русского типа мышления именно в том, что
· оно изначально основывается на интуиции. Систематическое и понятийное в
· познании представляется ему хотя и не как нечто второстепенное, но все же
· как
·
·
·
·
· предыстория семиотики в России 80
· нечто схематическое, неравнозначное полной и жизненной истине.
· Глубочайшие и наиболее значительные идеи были высказаны в России не в
· систематических научных трудах, а в совершенно иных формах -- литературных"
· (Франк С.А. Русское мировоззрение // Франк С.Л. Духовные основы
· общества. М, 1992. С.474).
· В качестве примера таких интересных прозрений мы рассмотрим статьи
· поэта Николая Гумилева (18S6-1921). Последняя цифра связана с
· заседанием ЧК Петрограда от 24 августа 1921 г., на котором был вынесен
· следующий приговор:
· "Гумилев Николай Степанович, 35 лет, бывший дворянин, филолог, член
· коллегии издательства "Всемирная литература", женат, беспартийный, бывший
· офицер, участник Петроградской боевой контрреволюционной организации,
· активно содействовал составлению прокламаций контрреволюционного содержания,
· обещал связать с организацией в момент восстания. группу интеллигентов,
· кадровых офицеров, которые активно примут участие в восстании, получив от
· организации деньги на технические надобности" ("Московские новости", 1989,
· No 48). Год уже этой публикации отражает время, когда оказался возможен
· возврат текстов Н.Гумилева к обществу.
· Тип жизни того времени передает небольшая цитата из письма
· Н.Гумилева 1916 г. к Анне Ахматовой (его жене):
· "Лозинский сбрил бороду, вчера я был с ним у Шилейки -- пили чай и
· читали Гомера. Адамович с Г.Ивановым решили устроить новый цех, пригласили
· меня. Первое заседание провалилось, второе едва ли будет".
· В своих литературных заметках Н.Гумилев достаточно системен и
· четок. "Поэзия всегда обращается к личности. Даже там, где поэт говорит с
· толпой, -- он говорит отдельно с каждым из толпы" (Гумилев Н.
· Читатель // Гумилев Н. Сочинения. Т. 3. М., 1991. С.20-далее все цитаты по
· этому тому собр. соч.). В этой же работе он пишет: "Поэзия всегда желала
· отмежеваться от прозы. И типографским (прежде каллиграфическим) путем,
· начиная каждую строку с большой буквы, и звуковым ясно слышимым ритмом,
· рифмой, аллитерацией, и стилистически, создавая особый "поэтический" язык
· (трубадуры, Ронсар, Ломоносов), и композиционно, достигая особой краткости
· мысли, и эйдологически в выборе
·
·
· метакомпонент 81
· образов" (С.21). Эта статья должна была составить вступление к книге по
· теории поэзии.
· В работе "Жизнь стиха" Гумилев прозорливо подчеркивает совершенно новый
· аспект стихотворного произведения:
· "индивидуальность стихотворению придают только сознательные отступления
· от общепринятого правила, причем они любят рядиться в бессознательные. (...)
· Эти неправильности играют роль родинок, по ним легче всего восстановить в
· памяти облик целого" (С. 11). Вероятно, поэтому и создание "грамматики"
· такого текста становится весьма затруднительным. Но собственно это
· соответствует современному подходу, к примеру, к языку кино, где требуется
· одновременное построение как текста, так и его грамматики, как со стороны
· создателя, так и со стороны зрителя.
· Н.Гумилев не только выступал в печати со статьями, но и читал
· лекции, и с этим связано его внимание к теории. Так, в программе лекций под
· шапкой "эйдологии" им перечислены следующие моменты:
· "I) творец и творимое, 2) аполлинизм и дионисианство, 3) закон
· троичности и четверичности, 4) четыре темперамента и двенадцать богов каждой
· религии, 5) разделение поэзии по числу лиц предложения, 6) время и
· пространство и борьба с ними, 7) возможность поэтической машины" (Программы
· лекций. С.229-230). Последнее -- поэтическая машина -- также соответствовало
· действительности. Н.Гумилев предлагал создать такую машину (чего не
· произошло из-за отсутствия средств), представляющую собой 12-дисковую
· рулетку, где диски должны были вращаться с разными скоростями.
· Диаграмма соотношений четырех "каст" двенадцати римских богов, в рамках
· которой Лермонтов становится "воином-клерком", Некрасов -- "купцом-парией",
· а Блок -- "клерком-парией" принимает следующий вид (С.330):
· Марс Юпитер
· Диана воин
· Минерва купец
· Феб Веста
·
· Юнона Меркурий
· клерк Вулкан
· пария Нептун
· Венера Церера
·
·
·
· предыстория семиотики в России 82
· Сегодня уже затруднительно восстановить по плану книги "Теория
· интегральной поэтики" возможное развитие ее текста. В другой своей работе
· Гумилев делит теорию поэзии на четыре отдела: фонетику, стилистику,
· композицию и эйдологию (С.26). О последнем разделе говорится следующее:
· "Эйдология подводит итог темам поэзии и возможным отношениям к этим
· темам поэта" (С.27).
· В тексте, озаглавленном "Набросок начала доклада 1914 г." (а такой тип
· общения как выступление и доклад был достаточно значим в то время),
· Н.Гумилев разграничивает подходы к языку у символистов и футуристов.
· Символисты, по его мнению, опираются на музыкальные возможности слова, в то
· время как футуристы -- на психологические.
· О символистах он говорит следующее: "Символисты использовали все
· музыкальные возможности слова, показали, как одно и то же слово в разных
· звуковых сочетаниях значит иное, но доказать, что это иное и есть подлинное
· значение данного слова, а не одна из его возможностей, не смогли. (...) В их
· стихотворениях отсутствует последовательное смешение планов переднего и
· заднего; при помощи чрезмерно развитой метафоры, гиперметафоры, сказал бы я,
· человек с исключительной легкостью подменяется звездой, звезда какой-нибудь
· идеей и т.д." (С.220).
· Футуристов характеризует углубленное внимание к форме -- к уродливым
· возможностям формы, как пишет Н. Гумилев. "Они остро подметили, что
· мы вполне сроднились с тем, что каждое сочетание слогов что-нибудь значит, и
· на этом построили ряд прелюбопытных фокусов, над которыми стоит подумать
· занимающимся экспериментальной психологией. Как палку в муравейник, они
· втискивали в наше сознанье совсем новые, ничего не значащие слова, или
· старое слово, произвольно изменяя, или, наконец, старое слово в совершенно
· нелогичной связи с другими. И, как муравьи в разрытом муравейнике, наши
· мысли хлопочут, чтобы как-нибудь осознать эту новизну, каким-нибудь
· содержаньем наполнить эту пустоту" (Там же).
· Такое противопоставление символизма и футуризма выглядит как движение в
· рамках содержания в противоположность движению в рамках формы. Акмеисты, как
· он считает, опираются на изобразительные возможности слова. При этом он
· разъясняет, что он понимает под ритмом мысли:
· "наше сознанье переходит с предмета на предмет или на
·
·
· метакомпонент 83
· разные фазисы предмета не непрерывно, а скачками. Опытные ораторы это
· знают и потому перемежают свою речь вставными эпизодами, которые легко
· опустить, не повредив целому. У поэзии есть другие средства, потому что наше
· поэтическое восприятие допускает созерцание предмета и в движении
· (временном), и в неподвижности" (С.220-221).
· Касаясь фольклорного текста, Н.Гумилев замечает: "Творец
· народной песни -- брат творца сказок. Для него почти нет сравнений и вовсе
· нет метафор. Они тотчас переходят у него в развитие образа. Там, где
· обыкновенный поэт сравнил бы девушку с дикой уточкой, он заставляет девушку
· превращаться в эту птицу" (С.208).
· В заключение отметим, что Н.Гумилев весь полон такими
· прозрениями, которые могли бы разворачиваться в стройные научные теории,
· будь он теоретиком. Но он все время движется дальше, создавая свой вариант
· осмысления мозаики окружающей его культуры. Он не только намечает ключевые
· точки смысла, но и развертывает их в виде процессов. Вот что он пишет о
· декадансе как о направлении. "Идущие по этому пути сперва совершенствуются в
· области формы, старое содержание облекают в новую для него изысканность, но
· потом наступает переворот. Чтобы дразнить притупленные нервы, недостаточно
· ликеров, нужен стоградусный спирт. Отсутствие формы начинает волновать
· больше, чем самая утонченная форма. Начинает казаться, что линии уже даны в
· самих красках, теряется чувство грани между элементами искусства, и
· преждевременный синтез становится в лучшем случае гротеском" (По поводу
· "Салона" Маковского. С.216).
· Даже сам стиль письма Николая Гумилева отражает системный стиль
· его мышления. Приведем пример из "Записок кавалериста", печатавшихся в
· "Биржевых ведомостях" и исходивших от непосредственного участника военных
· действий:
· "Дивное зрелище -- наступление нашей пехоты. Казалось, серое поле
· ожило, начало морщиться, выбрасывая из своих недр вооруженных людей на
· обреченную деревню. Куда ни обращался взгляд, он везде видел серые фигуры,
· бегущие, ползущие, лежащие. Сосчитать их было невозможно. Не верилось, что
· это были отдельные люди, скорее это был цельный организм, существо
· бесконечно сильнее и страшнее динотериумов и плезиозавров. И для этого
· существа возрождался величественный ужас космических переворотов и ката-
·
·
· предыстория семиотики в России 84
· строф. Как гул землетрясений, грохотали орудийные залпы и несмолкаемый
· треск винтовок, как болиды, летали гранаты и рвалась шрапнель.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 256 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!