Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
ЭТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА “АДЫГЭ ХАБЗЭ”
За основу воспитания гражданина Адыгеи необходимо взять нравственные законы “Адыгэ хабзэ”, впитавшие в себя лучшие качества характера адыгского народа, для которого высокие этические принципы всегда были нормой поведения. “Адыгэ хабзэ” - это устный памятник культуры, имеет божественную природу. В своем историческом развитии отразил общность мировоззренческих принципов и спроектировал такую модель поведения, которой надо придерживаться любому черкесу, желающему сохранить духовную и материальную связь с предками.
Этическая программа “Адыгэ хабзэ” может справедливо являться программой социального воспитания и жизнедеятельности всех граждан,
проживающих в республике Адыгея, а также комплексно использоваться в системах общественного и семейного воспитания на национальном уровне.
Главными ее целями и задачами будут являться:
- связь социальной педагогики с народной, основанной на этнопсихологическом развитии человека как личности;
- сохранение прогрессивных компонентов народного воспитания в процессе социализации личности;
- создание основы национальной системы воспитания, связанной с
моделью социально-педагогического комплекса, включающего в себя непрерывный педагогический процесс взаимодействия общественного и народного воспитания на всех возрастных этапах этнопсихологического развития личности.
ХАБЗЭ гласит:
Бог есть. Бог один. Бог - творец всякой вещи. Его дух рассеян по всему
Космосу. Бог даровал первым адыгэ единый закон жизни - хабзэ. Адыги жили по хабзэ, в согласии с Богом тысячи лет. И так велика была их
преисполненность хабзэ, что не было необходимости в подкреплении Закона
Посланником или письменном источнике, ибо не страх повелевал адыгэ жить по хабзэ, но сердце и разум не ведали другого.
Была война! Было бедствие. Адыгэ защищали хабзэ, но были рассеяны и утеряли Землю Ошхамахо и хабзэ.
Восстановить хабзэ - значит, восстановить связи с Богом. Ритуал адыгэ
- в следовании хабзэ. В этом - религия адыгов.
Воин. Война на поле брани - не вечная, вечной борьбой является сама жизнь, где постоянно приходится бороться с самим собой и своими
слабостями. Вот почему самой великой победой считается победа, одержанная не в бою, а над самим собой. Победивший других - силен, победивший себя - всесилен.
Почитание древности. Должно испытывать уважение к родителям, особенно в их старости. Помни, что они даровали тебе жизнь и что ты их плоть и кровь. Да будет презренен тот, кто забудет это!
Институт старшинства. Предполагает заслуженное уважение к мудрости и справедливости, где выявляется естественное стремление к долголетию при сохранении ясности ума и души. Институт старшинства - это древний живой закон адыгов с распределением прав и обязанностей в обществе, предусматривает выборность.
Черкесскому духу - черкесское тело. Тебя направляет разум, разум сильнее меча. Не замутняй его алкоголем и наркотиками. Тогда можно потерять над собой контроль и уподобиться животному. Но не называй тогда себя черкесом, ибо твой прадед так назывался, а он был не из тех, кто предпочитал разуму дурман. Если хочешь быть носителем черкесского духу, то и тело твое должно быть достойно его.
Мужчина. По адыгским канонам наделялся такими качествами, как мужество, сдержанность, благородство в повседневной жизни. Мужчина
ответственен за материальное благополучие семьи и детей своего рода,
оставшихся сиротами. Мужчина является продолжателем рода и фамилии,
ответственен за продолжение жизни даже ценой своей смерти. Он пример для детей.
Женщина. В ыбирает добровольно, без принуждения главу для своей
семьи, дает новой жизни человеческое обличие и наполняет ее человеческим содержанием. Женщина создает домашний уют, воспитывает из сыновей мужчин и будущих отцов, из дочерей - женщин и будущих матерей, а также поддерживает в муже потребность жить по законам Адыгэ хабзэ. В этом - гармоничность и духовная красота женщин.
Дети. Обязаны уважать старших, и по мере взросления становиться все более самостоятельными, переводя свое внимание на помощь стареющим
родителям.
Честь. Личная честь заключается в исполнении законов Адыгэ хабзэ применительно к конкретным ситуациям. Можно пожертвовать жизнью ради
чести, но никогда наоборот.
Цель. Для умножения своего благосостояния необходимо руководствоваться только добрыми путями, которые формируют в человеке
нравственное. Неправедный путь, награбленное богатство - оборачиваются злом. Цель предполагает не столько борьбу с обстоятельствами, сколько с самим собой. Вознаграждением за победу служат и личное благосостояние, и
процветание страны, и существование людей, исповедующих Адыгэ хабзэ. Самым ценным из всех богатств мира остаются нравственные и одновременно деловые люди.
Талант. Это дар Всевышнего, обязывает к скромности и щедрости.
Талант оценивается и оттачивается обществом.
Добро и зло. Человеку дан разум, чтобы различать добро и зло.
Необходимо творить добро, не требуя взамен благодарности и применять силу в степени, равной злу. Для следования принципам добра черкес должен
постоянно подавлять в себе инертность. Понимание человеком добра и зла,
как противоположных следствий при достижении цели, дается в течение всей жизни.
Смерть. Неизбежна и отражает правду жизни. Смерть снимает любые маски с лиц людей. Поэтому необходимо соизмерять с ней начатые дела и придерживаться законов Адыгэ хабзэ.
Земля. Каждый адыг в полную силу должен ограждать свою Землю от войн и других зол и достойно встречать тех, кто пришел на нее с добром и
миром.
Военное дело. Быть воином - для адыга может стать профессией, это гарантирует мир. Но военное искусство никогда не должно превращаться в ремесло, связанное с незаменимым и единственным способом
существования.
Культ красоты и гармонии. Поклоняйся красоте и почитай ее.
Красота - это гармония. Стремись к ней во всем.
Красота от Бога - это красота женщины.
Красота, которой мы окружены - это природа.
Красота, которую мы создаем сами - это красота взаимоотношений между людьми, их наполненность человечностью и взаимной
доброжелательностью.
Домигость. Статус дома адыга создает гость и гостеприимный хозяин. Соблюдение законов Адыгэ хабзэ начинается с собственного дома,
что гарантирует сохранение и развитие Адыгэ хабзэ, а это, в свою очередь,
ведет к возможности достижения своих жизненных целей.
Этикет. Содержание Адыгэ хабзэ - это мораль. Отражение законов хабзэ в поведение адыга - это этикет. Необходимо знать с кем и как себя вести, ибо в ритуале - все.
Добродетель. Не хвались своими способностями. Не гонись за дутой
славой. Адыг, достигший силы и уверенности в себе, не будет кичиться своими достижениями. Необходимо презирать обман и раболепство перед сильнейшим. Чистый разум, твердость в убеждениях всегда укажут правильный путь.
Верность Родине и своему народу (Земля Ошхамахо). Есть земля,
которая породила народ адыгэ. Земля эта - Кавказ, где возвышается гора
Ошхамахо, которую предки почитали как священную. В отрыве от Земли Ошхамахо адыга ждет медленное угасание, ибо кровь не питается и хабзэ рушится. Где бы ни был черкес, он должен припасть к Ошхамахо и он исполнит хабзэ.
“Адыгэ хабзэ” - это символ духовного обновления.
Законы Адыгэ хабзэ указывают человеку путь к совершенствованию добродетели, способствуют установлению между людьми гармоничных
отношений. Нравственные заповеди Адыгэ хабзэ, плюс огромный жизненный опыт и мудрость народа дают хорошую почву для того, чтобы заложить
прочный фундамент в воспитании детей на традициях народа адыгэ, на морально -этнических канонах и принципах Адыгэ хабзэ.Таким образом, Адыгэ хабзэ может и должна являться универсальной системой воспитания и
жизнедеятельности всех граждан Республики Адыгея.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 725 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!