Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религиозно-философская антропология



Проблема человека была главной темой сочинений мыслителей духовной культуры конца XIX – начала XX века (философия серебряного века). Особенное значение этой проблеме придавали в своих сочинениях Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Розанов, И.А. Ильин, С.Л. Франк, П.Н. Новгородцев, Д.С. Мережковский.

На религиозно-экзистенциальное направление в русской философии, а также на развитие экзистенциальной и персоналистской философии XX века на Западе сильнейшее влияние оказал Ф.М. Достоевский.

Вот как об этом пишет Н.А. Бердяев: «Достоевский не только великий художник, художник-психолог, и не в этом нужно искать своеобразие его творческого образа. Достоевский – великий мыслитель. Он – величайший русский метафизик. И все наши метафизические идеи идут от Достоевского… Идеи Достоевского – духовный хлеб насущный. Без них нельзя жить. Нельзя жить, не решив вопроса о Боге и дьяволе, о бессмертии, о свободе, о зле, о судьбе человека и человечества».

Достоевский является родоначальником того направления философской мысли, которое рассматривает человека не как отдельный «атом» в чуждой реальности, а как центр и основу всего существующего. Философ снимает различие субъекта и объекта и противопоставляет познанию, основанному на таком различии, особый способ соотнесения личности с окружающей реальностью. В акте «проникновения», «слияния» с другими людьми личность осознает свою универсальность, происходит преобразование «я» из субъекта в универсальное начало, которое определяет все в мире. По Достоевскому, нельзя рассматривать индивидуальность и свободу человека как показатели его обособленности и замкнутости на себе. Человек – это творческий центр реальности, который может не признавать господства мира, природы, даже Бога над собой. Принципиальное отличие человека от всех вещей и живых существ заключается в том, что главное в нем – это не его всеобщая сущность, а уникальность, иррациональная жизнь, неповторимость наличного бытия.

Большинство мыслителей XX века сознательно принимали выводы Достоевского за отправную точку своих философских построений, занимаясь развитием этой новой философской концепции человека, которую заложил великий русский писатель.

Его единомышленниками стали: А. Камю, Ж.-П. Сартр, Л. Шестов, Н.А. Бердяев, С. Франк, Л. Красавин, И.А. Ильин, К. Ясперс, М. Хайдеггер.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 446 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...