Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Практикум. Упражнение «Кто и какой я»



1. Сформулируйте название кураторского часа, в контексте диалога культур используя следующие упражнения:

Упражнение «Кто и какой я»

Оборудование: листы бумаги и ручки на каждого участника. Ведущий предлагает всем участникам написать фразу «Я –... (указание национальности)». Например: «Я – башкир», «Я – русский» и т. д. Далее национальность записывается в столбик по буквам, и нужно к каждой букве написать качество личности, начинающееся на эту букву.

Например, запись может выглядеть следующим образом:

Р – рассудительная

У – умная

С – спокойная

С – самостоятельная

К – красивая

А – активная

Я – яркая.

Куратор обращает внимание студентов на то, сколько было одинаковых букв, а какие разные были приведены примеры качеств.

Вывод: заставляет студентов относиться друг к другу как к представителю той или иной культуры, не просто человек, а человек того или иного этноса.

Упражнение «Пять добрых слов».

Выразите свое позитивное отношение к культуре соседа с помощью приема «Пять добрых слов».

Цель: повышение самооценки, самопознание, возможность сделать приятное другому человеку другой этнической культуры. Процедура проведения: каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свою этническую принадлежность. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество обладателя данной этнической культуры. Работа заканчивается обсуждением результатов.

Вывод: развитие эмпатийного отношения к другой культуре.


Упражнение «Угадай-ка».

Задача студентов – угадать, о ком идет речь, чью позу изображают. Как правило, они точно определяют стереотипизируемый этнос, что доказывает устойчивость и распространенность этнических стереотипов.

Хорошо срабатывает: американец (в позе «четверка» – нога на ногу, руки за запрокинутую голову), мексиканец (ногами вперед, голова вниз под шляпой), японка (поза собранная и покорная), француз (фривольная поза), англичанка (строгая поза с прямой шеей).

Продолжить можно знакомством с разнообразными способами и формами приветствий, принятыми в различных культурах, поможет упражнение «Хелло-бонжур!». Участники должны постараться вспомнить и воспроизвести традиционные формы приветствий, принятые в разных культурах, у разных народов, стараясь не повторяться.

Вывод: актуализировать атрибуты и стереотипы различных этнических культур.

Упражнение «Лукошко».

Цель: работа при помощи ассоциативного ряда; развитие фантазии, творческого мышления. Материалы: пакет с разными вещами. Участники с закрытыми глазами по очереди достают из пакета разные вещи и связывают его с рассматриваемой культурой.

2. Сочините оду какой-нибудь этнической культуре.

Упражнение «Ода культуре» (буриме).

Цель: обобщение полученного опыта, обратная связь.

Буриме – это литературная игра, переводится франц. «рифмованные концы». Некий экспромт шуточного характера. Стих сочиняется на заданные рифмы. Правила буриме:

− Рифмы подбирать надо очень осторожно и внимательно, избегать однокоренных слов, не нормативной лексики, не желательны глагольные рифмы.

− Заданные рифмы нельзя менять местами. Исключение – использование перекрёстных рифм, то есть если вам были заданы пары: закат/богат, ручей/ничей, то вы можете зарифмовать их так: закат/ручей/богат/ничей.

− Не забывайте и о содержании вашего стиха. У вас должно из порой совсем не сопоставимых и странных рифм получиться законченное смысловое стихотворение.

Рифмы:

Страна – одна – дружно – нужно;

Культура – натура – язык – отвык;

Традиция – ситуация – грубость – мудрость;

Нация – организация – величие – обличие (безразличие).


Если хочешь знать больше…

1. Библер В. С. Школа диалога культур [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.bibler.ru

2. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: в 2 т., Т. 1. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.

3. Чикер, В.А. 18 программ тренингов: руководство для профессионалов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://coninf.ru/c/viop/chiker

3.17. Технология художественно-творческой мастерской

Ключевые понятия:

Педагогическая мастерская – это технология, предоставляющая возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира.

Творческие способности – синтез свойств и особенностей личности, ее уровневая характеристика, предполагающая наличие определенного свойства, обеспечивающего новизну и оригинальность продукта совершаемой деятельности.

Ценностно-целевые установки. Целью данной технологии является не сообщение или освоение новой информации, а передача способов работы воспитанникам. Передавать способы работы, а не конкретные знания очень непростая задача для воспитателя. Значимыми становятся результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию.

Технология должна помочь в личностном совершенствовании самого педагога-воспитателя, формировании в нем таких качеств, как толерантность, искренность, творческая направленность.

Технологии мастерских, предоставляют каждому воспитаннику, опираясь на его способности и опыт, возможность реализовать себя.

Компетентностная направленность. Овладение творческими умениями, формирование личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию.

Основные идеи и принципы технологии. Данная технология основывается на идеях свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, Л.Толстого, С.Френе, психологии гуманизма Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, К.Роджерса. В России мастерская появилась в практике школы в результате деловых контактов педагогов России и Франции, которые начались в 1989 году. «Французская группа нового воспитания» добровольный творческий союз ученых и практиков Франции. У истоков движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.

Обращаясь к французским методам, российские педагоги создают свой оригинальный опыт, тесно связанный и с национальными педагогическими традициями, и с современными региональными особенностями.

Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса). Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания.

При изучении содержательных вопросов особое внимание необходимо обратить на их понимание каждым студентом; на личностный смысл их изучения (включенность знаний в личностный опыт каждого с окрашиванием знаний чувствами и отношениями); на значение полученного знания для дальнейшего самостроительства.

Воспитательные мероприятия в образовательном учреждении, реализуемые через технологии художественно-творческих мастерских, помогают осуществлению творчески-созидательной функции и предполагают решение целого ряда актуальных взаимосвязанных задач:

− развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в духовное общение с миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий;

− направленность на активизацию «ассоциативного поля», образного мышления как способа художественного освоения бытия;

− моделирование состояния вдохновения, «игра» с элементами творчества, «спонтанная» ситуация;

− создание на занятиях атмосферы созидания, заинтересованности, непринужденности, определяющих процесс художественного открытия;

− воспитание навыков импровизации;

− формирование способностей к художественному обобщению как необходимой предпосылки для целостного восприятия;

− создание эстетических ситуаций важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности;

− всемерное стимулирование художественной культуры на основе реализации собственного творческого опыта.

Положительные моменты данной технологии заключаются в том, что:

− формируется «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая» личность с новым менталитетом, способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.


− каждый студент имеет возможность проявить свои способности практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.

− используются интенсивные методы воспитания и развития личности;

− меняется отношение воспитателя к воспитаннику, как к равному себе;

− происходит не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания воспитанников, критически относящегося к информации, и самостоятельного решения творческих задач.

Особенности содержания и процессуальная характеристика технологии. Этапы работы мастерской.

Первый этап технологии начинается с создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого студента, создание личного отношения к предмету обсуждения. Использовать можно всё, что способно разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов: слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д.

Второй этап связан с индивидуальным созданием гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Третий этап это непосредственное построение этих элементов группой.

Четвертый этап связан с демонстрацией, обнародованием того, что сделано индивидуально, в паре, в группе. Проекты, продукты деятельности обсуждаются и важно, чтобы все мнения были услышаны, все гипотезы рассмотрены.

Пятый этап это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.

Шестой этап связан с отражением чувств, ощущений, возникших у студентов в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» информации, которая будет предложена студентам в тот момент, когда в ней возникает необходимость.

Специально организованное педагогом-Мастером развивающее пространство (жизненные ситуации, в которых есть все необходимые условия для развития) позволяет студентам в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания, истины.

Обобщение основных этапов данной технологии мастерской дало возможность описать некоторые положения технологии в виде следующих правил:

- важно создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;


- в процессе занятий куратор постоянно должен обращаться к чувствам студента, пробуждает в нём интерес к изучаемой проблеме (теме).

- необходимо работать совместно. Работая вместе со студентами, куратор равен им в поиске знания;

- куратор не должен торопится давать ответы на поставленные вопросы.

- важную информацию куратор подаёт малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у воспитанников;

- исключает официальное оценивание работы воспитанников (не выставляет отметок в журнал, не ругает, не хвалит), но через социализацию, афиширование, обнародование работ даётся возможность появления самооценки студента, её изменения, самокоррекции.

Критерии эффективности:

- включенность в творческую деятельность всей студенческой группы;

- создание творческой среды и положительного психолого-педагогического настроя;

- охват учащихся таким содержанием творческой деятельности, которое соответствует их интересам и потребностям.

Вопросы для размышления:

1. Какие цели и задачи решались в данной технологии?

2. Что вы понимает под художественно-творческой деятельностью?

3. Назовите функции куратора в процессе реализации данной технологии?

4. Какие виды деятельности студентов актуальны в данной технологии?

Практикум. Разработайте сценарий (технологическую карту) внеклассного мероприятия в контексте технологии художественно-творческой мастерской на тему «Письмо в вечность».

Если хочешь знать больше…

1. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: в 2 т., Т. 1. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.

2. Современные образовательные технологии на уроках литературы «Творческая мастерская» [Электронный ресурс] / Фестиваль открытых идей «Открытый урок» / Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/501074/


3. Технология «Педагогические мастерские» [Электронный ресурс] / Сайт Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского / Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node28.html

3.18. Технология сравнительного музыкослушания

Ключевые понятия:

Сравнительное музыковедение – сравнение различных форм существования исходного, однажды услышанного музыкального образа, позволяющее прикоснуться к новому направлению.

Многомерная моноантология – композиция избранных музыкальных художественных вариаций произведения одного автора, спроектированная на основе определенной концепции.

Классикал кроссовер – музыкальный стиль, представляющий собой своеобразный синтез, гармоничное сочетание элементов классической музыки и поп, рок, электронной музыки.

Рингтон –звук, мелодия, воспроизводимая на сотовом телефоне для оповещения о входящем вызове.

Ремикс –версия музыкального произведения, записанная позже оригинальной версии, как правило, в более современном варианте аранжировки.

Ценностно-целевые установки. Целевой установкой технологии является развитие у студентов навыков «сравнительного музыкослушания», что в дальнейшем поспособствует развитию личностной музыкальной культуры студента.

Ценностный смысл данной технологии заключается в том, что она позволяет решить ряд важных задач в процессе становления гармонично развитой, духовно богатой личности студента:

- «возвращение» высокохудожественных мелодий в культурный багаж современного человека;

- раскрытие образно-художественного потенциала мелодий различными способами, приемами и средствами музыкальной выразительности;

- формирование слушательского опыта и потребности в восприятии хорошей музыки, повышение степени эстетического удовольствия при прослушивании презентационных музыкальных композиций в форме многомерных моноантологий.

Компетентностная направленность. Технология направлена на формирование компетенций связанных с обобщением, восприятием музыкальной информации, а также сравнительным анализом музыкальных произведений малых форм различных жанров и стилей.


Основные идеи и принципы технологии. В музыкальной культуре современного общества наблюдается тенденция нежелания слушать классические образцы музыки, которые более сложны по форме и содержанию, чем существующие низкопробные образцы сегодняшней масскультуры.

Музыка развлекательного характера начинает превалировать над жанрами сложных музыкальных композиций, что способствует формированию низкого уровня эстетической культуры студентов.

Существующая на сегодняшний день музыкально-звуковая среда состоит из множества «рингтонов», что формирует «клиповое сознание», «колейдоскопичное мышление» молодежи.

Плотный поток современной информации, в том числе и музыкальной не оставляет времени на ее спокойное осмысливание и переживание (восприятие), что все чаще вынуждает сознание обращаться к музыкально-художественной или иной информации, облеченной в образы малого формата (классикал кроссовер, рингтон, клип, дайджест, трейлер и т.д.).

Технология сравнительного музыкослушания разработана в рамках проекта Жизнь замечательных мелодий (ЖЗМ) осуществленного в научной лаборатории дидактического дизайна в профессионально-педагогическом образовании ФГБОУ ВПО БГПУ им. М. Акмуллы. Одним из направлений работы лаборатории является разработка малых дидактических форм, которые способствуют освоению (изучению) более объемных дидактических объектов, в том числе и музыкальных.

Основная идея проекта «Жизнь замечательных мелодий» заключается в определении принципов нового подхода к организации слушания музыки, в том числе создания базы музыкальных произведений, а также выполнение соответствующего дизайн-проекта.

Представленные коллекции музыкальных произведений малого формата позволяют сформировать и развить музыкально-слушательский опыт (восприятие, переживание и эстетическую оценку) студентов.

Подобранные музыкальные произведения (аранжировки, ремиксы, классикал кроссовер), должны воздействовать на человека, инициировать в нем те самые, «нити восприятий, которые, разветвляясь, простирались бы возможно дальше, шире, глубже, охватывали бы самые многообразные сферы окружающей действительности, позволяя улавливать поэтические импульсы, доносящиеся с самых неожиданных, казалось бы, сторон …» (Цыпин Г.М.).

Следует отметить, что, далеко не любое музыкальное произведение может быть использовано в процессе реализации технологии сравнительного музыкослушания. Важно, чтобы в произведении присутствовала тема (зерно-интонация), обладающая энергией, смыслом и ярким выражением. Главная тема должна иметь развитую мелодию, заключенную в четко воспринимаемую форму. Следующее требование к произведению, это известность, популярность и высокая частота исполнения. Немаловажным требованием является безупречное исполнительское мастерство и достаточное техническое качество фонограмм, которое существенно влияет на эстетическое восприятие слушателя, избалованного возможностями современных акустических систем.

Технология сравнительного музыкослушания не является простым коллекционированием аранжировок. Особенность данной технологии заключается не в презентации конкретного произведения, а в показе разных граней его эмоционального строя. Центральная идея технологии – высветить «жизнь» музыкального образа в разных обликах и формах, то есть в разнообразных аранжировках, окрашенных средствами выразительности, свойственных определенному музыкальному стилю, и образующих многомерные моноантологии.

При всей уникальности композиторского творения, талантливые и грамотные аранжировки, интерпретации исполнителями и, наконец, интерпретация самим слушателем, позволяют открыть новую смысловую грань музыкального образа. Потому прослушивание лишь одной аранжировки или небольшой группы аранжировок затрудняет создание цельного и многомерного представления о музыкальном образе шедевра. В реализации данной технологии ведущую роль играют три основных принципа: многомерности-вариативности, эстетического контраста и музыкальной драматургии.

Принцип вариативности обнаруживается в разных видах искусства: в народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве и т.д. он определяет конструктивную организацию материала музыкальных композиций благодаря художественному обогащению музыкального образа путем разнообразия творческих решений аранжировщика и музыкального редактора (они хорошо удавливаются слушателем-меломаном).

Принцип эстетического контраста позволяет преодолеть общий недостаток «музыкальных копилок одной мелодии», при прослушивании которых сопоставление и чередование близких по характеру, стилю звучания музыкальных образов одной темы оставляют слабый след в сознании и памяти меломана.

Сопоставление различных исполнений одной и той же темы, анализ используемых музыкальных приемов (метроритмических средств выразительности, гармонических решений, тембровых окрасок, манеры исполнения и т.д.) служит основой эстетического контраста. Именно стилевое различие аранжировок усиливает эстетический эффект восприятия.

Принцип музыкальной драматургии, обусловливает важное свойство музыки, связанное с пространственно-временным ракурсом ее восприятия. Он подразумевает определенную структуру композиции – моноантологии, некоторую сложность и направленность ее построения, обеспечивающие целостное восприятие содержания и формы музыкального образа. Драматургия достигается за счет некоторых приемов оркестрового развития, выработанных в области инструментальной музыки.

Прослушивая грамотные, правильно подобранные (скомпилированные) аранжировки, студент открывает для себя новое, неожиданное, так как предвидеть, вообразить и тем более сымпровизировать вариацию на известную тему – сложная креативная задача даже для профессионального музыканта. Сравнение различных форм существования исходного, однажды услышанного музыкального образа – это новое направление, которое называется сравнительное музыковедение.

Технология активизирует познавательно-культурологический потенциал опыта прослушивания музыки и является основой для погружения в сравнительное музыковедение.

Процесс слушания характеризуется высоким уровнем мотивации и интереса, желанием неоднократного прослушивания шедевра классического или эстрадного музыкального искусства.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 985 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...