Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Структурные элементы игры



Цель игры Сюжет игры Роли игры Правила игры Игровые действия
         
         

Критерии эффективности:

- практическая, теоретическая, познавательная значимость
результатов;

- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) де­ятельность студентов;

- заинтересованность студентов в самой игре.

Вопросы для размышления:

1. Что такое игра?

2. Какое значение имеют игры в процессе развития личности на разных этапах жизни?

3. Привидите примеры игр для развития качеств, необходимых начинающему специалисту.

Практикум. Упражнение для индивидуальной работы.

1. Определите, какую задачу Вы будете решать.

2. Подготовьте места в пространстве для Мечтателя, Реалиста, Критика. И четвертое место – для Наблюдателя, который будет беспристрастно следить за процессом со стороны. Можно написать на листочках бумаги заглавные буквы М, Р, К и положить их на пол. Желательно, чтобы Критик находился на отдалении от Мечтателя и Реалиста.

Рис. 41. Метапозиция


3. Войдите в позицию Мечтателя. Мечтатель не имеет никаких ограничений и преград. Для него все возможно. Его воображение способно отрываться от реальности. Вообразите самую привлекательную, шикарную возможность решения Вашей задачи. Вы достигнете больших результатов, если увидите все это как цветной и яркий фильм.

4. На помощь Мечтателю можно призвать выдающихся креативщиков. Для этого просто задайте себе вопрос: «А как бы представил себе решение этой задачи Леонардо да Винчи? Мой шеф? Николай Фоменко? Обезьяна из «38 попугаев»?

5. Войдите в позицию Наблюдателя. Наблюдатель – лицо нейтральное. Его цель – наладить эффективную работу всех трех позиций и осуществлять связь между ними. Из позиции Наблюдателя оцените эффективность работы Мечтателя. Если нужно, Вы можете дать Мечтателю рекомендации по улучшению его работы в будущем. Затем мысленно передайте созданную Мечтателем репрезентацию мечты Реалисту.

6. Войдите в позицию Реалиста. Реалист – человек дела. Он получает удовольствие от процесса реализации доверенного ему проекта. Он точно знает, что нужно сделать и всегда может выбрать из многообразия предложений те, которые возможно реализовать в условиях данной реальности.

7. Рассмотрите проект, предложенный Мечтателем, и выберите из него только те пункты, за реализацию которых Вы можете поручиться. Для осуществления этой задачи Вы можете ассоциироваться с процессом реализации мечты и почувствовать, как Вы воплощаете ее в жизнь. Как эта мечта может быть выражена реальной серией действий?

8. Войдите в позицию Наблюдателя. Из позиции Наблюдателя оцените эффективность работы Реалиста и, если нужно, дополните ее. Затем передайте решение, готовое к реализации, Критику на доработку.

9. Войдите в позицию Критика. Задача Критика – предупредить возможные трудности и ошибки еще до того, как проект начал реализовываться. Критик умеет задавать вопросы, о которых не задумывались ни Мечтатель, ни Реалист. Он осознает все подводные камни на пути реализации решений, видит все опасности, чувствует все угрозы. Передайте информацию, полученную от Реалиста и Критика, снова Мечтателю.

10. Вернитесь в позицию Мечтателя. Проанализируйте информацию, полученную от двух других позиций, на ее основе дополните и создайте обновленный образ мечты. Используя свои креативные способности и тот материал, который Вы получили, нарисуйте новый, совершенный, самый лучший образ будущего результата.

11. Войдите поочередно в позиции Реалиста и Критика (через позицию Наблюдателя) для обработки дополнительной информации, полученной от Мечтателя. Переход по позициям согласно шагам 2 – 7 совершается до тех пор, пока полученным проектом реализации мечты не будут удовлетворены все участники его разработки.

12. Интеграция позиций. Когда проект будет полностью доработан, войдите еще раз в каждую из трех позиций, на этот раз уже минуя позицию Наблюдателя, возьмите характерные для каждой позиции состояние и способ работы и объедините их в себе.

13. Подстройка к будущему. Теперь, когда Вы имеете полное представление о том, что и как следует делать, определитесь, с каких конкретных шагов Вы начнете действовать, чтобы задуманное начало осуществляться.

Если хочешь знать больше…

1. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М., ЧеРо, 1997.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди / Пер. с англ. — М., 1988.

3. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. — М., 1989.

4. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практ. руководство для отчаявшихся родителей. — М., 1991.

3.14. Технологии коммуникативного взаимодействия

Ключевые понятия:

Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Общение – осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Общение – это триединый процесс. Когда мы общаемся, происходят три процесса, а не один. Это процесс коммуникации, процесс перцепции и процесс интеракции.

Ценностно-целевые установки. Технология коммуникативного взаимодействия служит формированию у будущих педагогов способности конструктивно выстраивать как социально-психологические отношения с учащимися, так и оказывать педагогическое воздействие посредствам общения.

Компетентностная направленность. Технология направлена на формирование коммуникативной компетентности педагога.

Основные идеи и принципы технологии. Общение – сложный процесс, который состоит из:

− коммуникативной составляющей общения (или коммуникация в узком смысле слова), которая состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;


− интерактивной составляющей общения, которая заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

− перцептивной составляющей общения, которая означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Границы между этими формами условны, они могут сливаться и дополнять друг друга.

Особенности содержания технологии и процессуальная характеристика. Как люди общаются между собой? Как они понимают друг друга? Жесты, мимика, переходы эмоций, движение.

Загадка. У меня в кармане лежит ключ. Кто может описать тот предмет, который лежит у меня в кармане. Ключ от автомобиля, квартиры, гаечный ключ, скрипичный ключ и т.д. Под одним и тем же словом появилась масса образов. В этом основная тонкость общения.

Давайте рассмотрим психофилиологическую составляющую часть общения. У человека есть два полушария головного мозга. Принято говорить, что правое полушарие отвечает за левую сторону организма человека, эмоциональную часть, интуитивную, левое отвечает за рацио, мысли. Соответственно и когда мы начинаем общаться – то психофизиологический компонент общения так же учавствует в этом процессе.

Давайте рассмотрим, как происходит общение двух людей между собой:

Первый этап – это появление образа в сознании у одного человека.

Второй этап – он пытается закодировать информацию (перевести в слова),

Третий этап – после начинает говорить и часть информации теряется.

Четвертый этап – другой человек начинает слушать и что-то не слышит.

Пятый этап – когда этот человек услышал, он начинает это понимать,

Шестой этап – появляется образ в сознании другого человека.

Эти шесть этапов следуют друг за другом, и на каждом из них происходит потеря информации.

Рис. 42. Коммуникативный цикл


Технология ВАК. Существуют разные типы людей. У человека принято выделять три репрезентативные системы: визуальную, аудиальную и кинестетическую. У человека есть ведущая репрезентативная система.

Визуал воспринимает мир образно («посмотри, как вкусно приготовлено»), «живут» в верхнем пространстве. Для аудиалов важно, чтобы речь не была монотонной («послушай как красиво»). Кинестетики – люди, которые воспринимают мир через чувства.

Визуалы видят мир, аудиалы – слышат его, а кинестетики – чувствуют. С помощью трех типов восприятия мы принимаем решения о том, как реагировать на все происходящее вокруг нас. Никто не воспринимает реальность однобоко, с помощью лишь одного типа. Человек как бы переключается с одного типа на другой и обратно в зависимости от происходящего вокруг.

Визуалы. Ваши слова визуалы сразу превращают в картинки. Если Вы выражаете свои мысли визуальными терминами, они понимают Вас и чувствуют себя комфортно. У них – великолепная зрительная память. Они могут описать вещи, которые когда-то видели, с точностью до детали, четко запоминают цвета и формы. Если человек мыслит картинками, то она изобилует словами зрительного восприятия типа: видеть, показывать, демонстрировать, иллюстрировать, смотреть, отражать, ярко, ясно и т.д. Для визуалов большое значение имеет внешность. Помните об этом. Если во время разговора следить за движением глаз собеседника, можно точно определить его тип мышления. В процессе мышления визуалы обычно смотрят в трех направлениях. Вверх-вправо, когда думают о будущем и создают образы. Вверх-влево, когда думают о прошлом. Прямо перед собой расфокусированным взглядом (верный признак того, что перед Вами размышляющий визуал). В беседе наблюдать за движением его глаз: если взгляд устремлен вверх и вправо, человек неискренен. Он думает о будущем, рисует в воображении события, которые еще не произошли. Если он вспоминает о том, что ему действительно говорили (то есть о прошлом), взгляд будет направлен вверх и влево. Помогает наглядность и использование пояснение с помощью рук.

Итак, при визуальном воспоминании, глаза собеседника обычно направлены влево вверх. При визуальном конструировании – вправо вверх.

Аудиалы. Люди, воспринимающие мир преимущественно посредством звуков. Аудиалы обращают внимание не столько на то, что Вы говорите, сколько на то, как Вы говорите: на высоту голоса, тембр, темп, интонацию. Для речи аудиалов характерны такие слова, как: тон («Не говори со мной таким тоном!»), звучать («Это звучит убедительно»), сказать ("Скажи, эта идея тебе нравится?") и т.д. Аудиалы очень любят телефон. Поэтому налаживать контакты по телефону у них получается лучше, чем у визуалов или кинестетиков. Аудиалы зачастую склонны разговаривать сами с собой или бурчать себе что-нибудь под нос. Это не признак шизофрении, это – способ решить проблему через ее проговаривание вслух. Речь аудиалов отличается размеренностью, ритмичностью и неторопливостью – осознанием каждого слова, в отличие от речи визуалов, которые говорят высоким голосом и дышат учащенно. Когда аудиалы размышляют, их взгляд имеет несколько характерных направлений: Всторону-вправо – размышляя о будущем. Всторону-влево – вспоминая прошлое. И... если, отвечая на Ваш вопрос о том, что было, аудиал устремляет взгляд вправо, будьте уверены: он кривит душой! Подобно визуалу, оценивающему информацию расфокусированным взглядом прямо перед собой, аудиал "переваривает сказанное" взглядом вниз-влево. Когда он смотрит в этом направлении, остановитесь, дайте ему подумать! Если Вы будете продолжать говорить, он Вас не услышит. Слова, носящие звуковую нагрузку, дают аудиалам знать, что Вы говорите на их языке, услышав их, аудиалы расслабляются и открываются.

Кинестетики. Эти люди воспринимают информацию преимущественно посредством прикосновения, эмоций, инстинктивного мышления. Поэтому пользуются своими ощущениями и, кроме того, очень быстро решают для себя, нравится им человек или нет. Прежде чем довериться Вам, у них должно возникнуть чувство, что они поступают правильно. Речь кинестетиков изобилует словами, выражающими эмоции, чувства. Чувствовать: "Я чувствую, тебя не слишком интересует предмет разговора"; уловить: "Улавливаю твою мысль!"; потрясать: "Потрясающая идея!" и т.д. Кинестетикам требуется больше времени, чтобы "прочувствовать" решение, чем визуалам – нарисовать картинку, аудиалам – оценить звук. Поэтому они как бы думают медленнее. Они делают более продолжительные паузы между фразами, часто раздражающие собеседника "м-м-м", "э-э-э", "ну-у-у". Во время этих пауз они прислушиваются к своим ощущениям, и когда определяются с ними, продолжают разговор. Кроме того, кинестетики любят прикасаться к людям и вещам, часто во время разговора вертят в руках какие-нибудь мелкие предметы. Прикосновение помогает им установить контакт. Кроме того, кинестетики наиболее чувствительны к температурным перепадам. Если в комнате, в которой вы проводите деловую встречу, слишком тепло или, наоборот, прохладно, часть аудитории просто не сможет воспринимать информацию. Когда кинестетики пытаются определиться со своими чувствами, их взгляд направлен вниз-вправо.

Важно получить информацию о человеке. Какие вопросы существуют?

1. Открытые.

2. Уточняющие.

3. Наводящие.

4. Альтернативные.

5. Закрытые.

Таблица 20





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 880 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...