Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
словливает и тот факт, что хозяйство возникает не только естественно-исторически, но и естественно-природно. Это означает что оно детерминируется прежде всего естественно-природными и геоклиматическими условиями, т.е. неживой природой (ландшафт, почвы, климат), а также биоэнергетическими - той живой природой (животные, растения, биокомплексы), в «теле» которой хозяйство ведется. Наконец, на хозяйство влияют локально-космические и глобально-космические факторы - солнце, луна, созвездия, космические лучи и энергии.
Как уже отмечалось, исходно в механизме культуры лежит принцип гармонизации человеком своих отношений с природой. В своей конкретности этот принцип разворачивается через такую организацию хозяйственной деятельности, при которой орудийная техника включается в деятельность людей, связанную с природными ритмами и схемами социальной организации, и поэтому орудия деятельности реально существуют в качестве элементов природных I! социальных связей. Это обусловливало тот факт, что на них и «переносились качества растений, животных, самого человека»'. Тем самым предметные средства жизни и деятельности людей были включены в природные порядки и ритмы, своеобразно преломившиеся в формах организации общества, в его социальных свя-1Я\. Иначе, говоря, в социальные формы возобновления человеческих сил и сочетания человеческой деятельности приникает природа, причем проникает не просто как материя, а как предметно-чувственная форма возобновления человеческих сил. При этом социальные значения и смыслы приобретают природно-социальный характер, в котором синкретично фиксируется значимость социальных вещей как для воспроизводства человека, так и для воспроизводства природы.
Однако будучи естественным образом включенным в природу, хозяйство первобытного человека содержало в себе интенции на покорение и противостояние природе. Само по себе развитие сверхчувственного мира первоначально на основе чувственности закладывало предпосылки совсем иного отношения человека к миру. В самом поли центричном чувственном поле первобытного человека в зародыше существуют предпосылки его будущего господства. Дело в том, что в самом чувственном резонансе, в захваченно-сти человека сильнейшим эмоциональным порывом под влиянием кризисной ситуации, филогенетически разворачивающемся как «спонтанное, ничем не стреноженное выражение душевного жара»,
Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. - С. 1 Г6,
1.4. Первоб ытное хозяйство и формирование экзистенциальных архетипов
как интенции на высвобождение своей энергии вопреки нависшей опасности, уже содержится психологическая установка на преобразование ситуации, на преодоление сложившихся обстоятельств, которая приводит к преобразованию природы в своих эгоистических интересах. Кроме того, в основе логики развития социально-вещественного мира лежит интуиция разделения, противопоставления одних объектов природы другим (уже при изготовлении каменных орудий труда надо было противопоставлять твердые объекты природы нетвердым и т.д.). Это вело от проникающего восприятия к альтернативному дуалистическому способу мышления «или то, или это», в основе которого раздвоение мира, принципиальное разграничение субъекта и объекта. А пока же природа входила в открытую социал-органическую связь, характерную для отношений чувственной связи, становясь таким же одушевленным лицом, как и члены общины. Это обеспечивало утверждение в окружающем мире нового человечески одушевленного порядка.
Развитие первобытного хозяйства интенсифицирует и обмен.
Вообще говоря, уже в первобытном обществе существуют разные
формы обмена (схема 1.2). Первоначально обмен возникает естест
венно и обусловливается тем, что необходимо было делиться добы
тыми продуктами с членами рода и прежде всего с теми, кто еще не
мог добывать пищу, а также с теми, кто уже не мог. ; ■
/^~ I. Взаимный, социально-установленный обмен (обмен в семьях, подарки и т.д.)
2. Властно-принудительный (распреде
лительный) обмен (грабеж, посредством
военной силы и т.д.)
3. Обмен на рынках (на основе ценност
ного эквивалента)
Схема 1.2. Формы обмена.
Для обмена внутри рода характерны отношения взаимности, определяемые социальными и культурными ценностями. Обмен разворачивается не только внутри рода и между родами внутри племен, но и между различными племенами. В результате борьбы первобытных племен друг с другом возникает и такая форма обмена, для которой характерен насильственный принудительный характер - грабеж, контрибуция и т.д. Однако между племенами воз-
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 218 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!