Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 1. Произвольное действие как филогенетическое ________ основание предпринимательского поведения______



чувственном резонансе. Оно - основа творчества. Человеку в чув­ственном резонансе не нужно было ожидать высказывания другого, в котором он сообщал бы о своем состоянии, намерении - он «знал» его через эмпатию, возникающую в чувственном диалоге, в котором тот ему открывался как в откровении. Он проникал в душу другого и судил о ней непосредственно1. Возникают отношения «Я» и «Ты», в которых эмоционально-чувственный контакт давал некое непосредственное понимание-осязание друг друга, формиро­валось чувственно-этическое отношение к другому. Это взаимо­проникновение «Я» в «Ты» и наоборот в чувственном резонансе разворачивается по закону взаимного возникновения. Вступая в чувственный диалог с «Ты», «Я» провоцирует в нем резонансное состояние, которое и есть собственно основание для конституиро-вания (возникновения) этого «Ты», в которое можно проникнуть и воспринять его («зарядиться» от него) именно потому, что в про­цессе такого проникновения оно («Ты») «заражается» (в резонансе) от «Я» и тем самым проникает и воспринимает самое «Я». Процесс взаимного возникновения, вообще говоря, имманентен чувствен­ному взаимодействию и тем более чувственному резонансу. Види­мо, изначально он действует не только и не столько в системе «Я» -«Ты», сколько в системе «Я» - «Коллектив».

Процесс взаимовозникновения разворачивается на основе психического осязания, которое выступает и как род эмоциональ­ного знания. Оно проявляется на довербальном уровне и носит не­посредственный характер. То есть знание не отделено от инидиви-да, оно часть его сущностного содержания. При этом, взаимовозни-кая, субъект и объект на психическом уровне как данные сознания оказываются единосущными друг другу. Иначе говоря, располагая только чувственным восприятием мира, человек распространял отношения «Я» и «Ты» на все объекты окружающего мира. На этом уровне развития эмоционального знания абстрактные символы, цвет, звук, жест в психическом осязании выражают определенное чувственное состояние.

Таким образом, в процессе чувственного резонанса постепен­но у индивидов на основе развития тонкочувствительных аспектов сознания формировался особый опыт проникновенного понимания, который обусловливал, по терминологии И.А.Герасимовой, «фено-

' См.: Герасимова И.А. Природа живого и чувственный опыт // Вопр. философии. - 1997. -№ 8. - С. 128.


1.2. Взаимное возникновение- закон произвольного действия индивида

мен разума проникающего»1. При этом она справедливо отмечает, что «за гносеологическим отношением проникновения кроется иная онтология, иные мерности бытия человека, связанные с внут­ренне-духовным миром»2. Чувствование, знание мира здесь осуще­ствляется через знание самого себя, своих переживаний.'Сама по себе «мысль, чувствующая в разворачивании своего логического содержания, непосредственно сопровождается душевно-телесными движениями, как бы прощупывающими изнутри любые малейшие изменения в предмете». Подобную эмоциональную динамику И.А.Герасимова называет «осязанием мыслью»". Оно обусловлива­ется установкой сознания «вовнутрь», его способностью к самона­блюдению и оценке внешних событий через понимание символов собственного внутреннего мира. Такое «осязание», видимо, доми­нировало в отношениях участников первичного коллектива. В этом осязании постижение разворачивается как движение, идущее из пространства внешнего мира в пространство внутреннее. В таком движении постигается нечто, с которым устанавливается связь не чувственная, но и не умозрительная. «Его не осязают внешними органами чувств и не созерцают умственным взором, но восприни­мают сердцем, которое в данном случае выступает как основная когнитивная способность»4.

Надо подчеркнуть и то, что способность проникать и воспри­нимать другого возникает в синергетических взаимодействиях в чуветвенном резонансе в моменты преодоления опасных для суще­ствования чувственного коллектива обстоятельств, когда совокуп­ное обоюдное активное действие превышает эффект, возникающий при активности каждого в отдельности. В этом преодолении возни­кает некая избыточность поведения, обусловленная выходом за горизонт биологически необходимых действий. Такая избыточ­ность полагает в индивиде экзистенциальные начала, в общности -культуру. Причем синергетический эффект коэволюционен - со­пряжен с природой, он опосредован природой и в нем выражаются императивы, та логика природы, которая возделывает энергию «душевного жара», отображается в душе, в духовно-чувственной сфере как индивида, так и сообщества.

См.: Герасимова И.А. Природа живого и чувственный опыт. -С. 124.

2 Там же.

3 Там же.-С. 129.

4 Мяло [(.Г. Космогонические образы мира: между Западом и Восто­
ком // Культура, человек и картина мира. - М., 1987. - С. 231.


Глава 1. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ КАК ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКОЕ
______ ОСНОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО П ОВЕ ДЕНИЯ

По-видимому, развитая способность к такому осязанию есть также возможность для управления индивидами своим внутренним состоянием через вживание в образ и веление мысли. Такое осяза­ние возникает на основе чувственного восприятия и есть способ такого управления, специфичный для древнего человека. Оно воз­никает на основе эмоционального восприятия, обогащенного и преобразованного чувственным резонансом. При этом мы исходим из того, что «древние эмоции и были предформой мышления, вы­полнявшей самые простые и самые жизненно необходимые его функции. Эмоция "заинтересованно", "пристрастно" оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Поэтому она открывает возможность своеоб­разных умозаключений о том, как следует себя вести, уже для жи­вотных, у которых нет собственно интеллектуальной деятельно­сти»1. Оттачиваясь в процессе чувственного резонанса, эта возмож­ность превращается в необходимый инструмент (способность) внутренней саморегуляции человека. Развиваясь, эта способность создавала условия для все большего соответствия индивидов импе­ративам чувственного резонанса. В этом контексте и сам чувствен­ный резонанс выступает как средство, настраивающее на живое созерцание, проникающее понимание и тем самым «вынуждаю­щее» человеческий организм работать в биологически активных ритмах творческих состояний, способствующих в наибольшей сте­пени формированию биопсихических детерминант человеческой активности.

Устремленность восприятия «вовнутрь», а также характерные для чувственного резонанса состояния заразительности с другим («Ты») и прежде всего чувственным коллективом формировали специфическое представление древних о самом человеке. Это представление исходило из того, что на внешне-грубо-телесном уровне существования человека слабо проявляется его активно-духовное начало. Но такое представление предполагало качествен­но отличающееся от внешнего действие духовного на внутр'енне-тонко-телесном уровне. Воспринимая другого, мир в целом, чело­век «устремлялся» прежде всего «вовнутрь», но через себя. В ре­зультате мир чувственного человека был полон живого одушевлен­ного существования всего: животных, растений, камней, звезд и даже абстрактных понятий, и существовал как «живая реаль­ность»2. «В каждом абстрактном и конкретном явлении как бы при-

1 Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1978. - С. 30, 31.

2 Герасимова И.А. Природа живого и чувственный опыт. - С. 125.


1.2. Взаимное возникновение - закон произвольного действия индивида

сутствовала личность и проявляла свою волю»1. Но эта «живая ре­альность» характеризуется разнообразной, множественной интен-циональностью «вовнутрь» индивидов и в чувственный коллектив, и в объекты природы, которая осуществляется через себя, а тем самым и в себя. Такая интенциональность чувственно-живого бы­тия формирует отношения по принципу «одно во всем и все в од­ном», которые накладывают специфику на восприятие мира. Они (отношения) ориентируют на проникновение, способное схватить нечто в единстве его проявленной и непроявленной сути. Вот как характеризует эти отношения Т.П.Григорьева: «Если все связано между собой по принципу "одно во всем и все в одном", то нельзя вычленить объект, подвергнуть анализу, обойти закон взаимного возникновения. Задача - уловить невидимое, то, что за феномена­ми, но движет ими, обусловливает их, схватить нечто одновремен­но в его проявленной и непроявленной сути, на грани бытия-небытия, в единстве субъекта-объекта, познающего и познаваемо­го, которые зависимы друг от друга. Все взаимопроницаемо, все находится на грани видимого и невидимого, эмпирического и абсо­лютного...»2.

При этом «живая реальность представляла собой иерархичное органическое целое. Человек, природа и космос воспринимались как единый организм... Каждая часть Единого Существа могла пониматься как отдельная личность, выполняющая определенные функции и обладающая определенной степенью свободы, и в то же время отдельность составляла целое»3. Часть воспроизводила черты целого и могла свободно его замещать. А все вещи мира соединя­ются между собой путем непосредственного проникновения и от­клика одного на другое по принципу резонанса, взаимного притя­жения, эха, прилива-отлива. Не было разницы между символом и обозначаемым предметом. Это была, как считает И.А.Герасимова, проницаемая иерархичность. «Живая природа обладала свойством проницаемой иерархичности. Низкие ступени иерархии были про­низаны силами высших ступеней иерархии... Человек мог соучаст­вовать в жизни другой личности, оказывая влияние на его душев­ные сущности. Высшие силы - божества - могли влиять на подчи­ненных, непосредственно присутствуя в них»4. Таким образом, в

1 Герасимова И.А. Природа живого и чувственный опыт. - С. 125. Григорьева Т.П. Образы мира в культуре: Встреча Запада с Восто­ком // Культура, человек и картина мира. - С. 284.

3 Герасимова И.А. Природа живого и чувственный опыт. - G.125.

4 Там же.

2?


Глава 1. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ КАК ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКОЕ
________ ОСНОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ _______

чувственном резонансе складывается особый тип рациональности, который вычленяет проблему природы на уровне описания того, что происходит внутри каждого человека. Природа воплощается в формирующейся социальности через человека. Чувственный резо­нанс, развивая чувственную сферу индивидов на миру, в природе, Космосе, создавал условия для формирования специфической ра­циональности («осязания мыслью»), которая разворачивается как своеобразное «поселение» чувственно-духовного типа человека во Вселенной и обеспечивает становление человека равновеликим миру. Вселенная и человек представляют собой когерентное обра­зование, в котором все события взаимосвязаны и взаимопроницае-мы.

Таким образом, чувственный коллектив есть взаимопроникно­вение индивидов и коллектива, которые находятся в отношениях взаимного возникновения друг с другом и с миром, природой и Космосом. Исходно эта целостность не просто некая совокупность чувственных компонентов (чувствующих индивидов), их смесь (по принципу «все во всем») или их некоторая функциональная упоря­доченность, она существует по принципу «одно во всем и все в од­ном»: один идентичен многим и многие идентичны одному. Здесь произвольное действие каждого индивида разворачивается синер-гетично. Индивиды здесь со-возникают, со-существуют, неслиянно и нераздельно, давая о себе знать в мгновенных точечных проявле­ниях процесса произвольного действия (произ-ведения себя). При этом каждый выступает как элемент мгновенно возникшей (вирту­альной) системы, реализуется по одному и тому же образцу - «одно во всем и все в одном». В этой виртуальной системе все взаимообу­словлено и равнозначно. Дело в том, что возникающее в мгновен­ном резонансе внутреннее содержание индивида есть условие для проявления его как целого, его целостного бытия, при этом каждый потому целое, что открыт другим и способен к самоорганизации, в которой целое соединяется только с целым. При этом, если бы кто-то был частью, то разрушилась бы целостность и не удалось бы преодолеть опасность. В чувственном резонансе каждый нужен не как часть, а как целое, не похожее на других и не заменимое никем, он востребован как уникальность и целостность. И только так, на этом основании он целее целого (чувственного коллектива). А это значит, что в таких взаимоотношениях не может быть неравенства и насилия. Никто не может диктовать другому в виртуальном об­ществе, если все самоорганизуются имманентно своему внутрен­нему содержанию. Именно в таком пространстве разворачивается экзистенциальное бытие, о котором говорилось выше.


1.2. Взаимное возникновение - закон произвольного действия индивида

Действие индивида в чувственном коллективе не отчленяется от коллектива как целого, а разворачивается как действие этого целого; индивид как бы вбирает в себя универсальный чувственный опыт этого коллектива. Чувственный опыт коллектива, разворачи­ваясь в чувственном резонансе, есть некое синергетическоё много­образие чувственных компонентов, обусловленное наличием дру­гих со-принадлежащих коллективу индивидов. В резонансе это многообразие чувственных компонентов первичного коллектива рождает в индивиде не мозаику, а некое обусловленное его автор­ской позицией единство, упорядоченность. Индивид как автор в чувственном взаимодействии с другими обеспечивает связь между различными слагаемыми чувственного бытия коллектива - пере­живаниями других индивидов. Именно поэтому устойчивость чув­ственного коллектива зависит от взаимодействия разного. Возника­ет «кружевная» чувственная связь, в основе которой не просто эк­лектический набор компонентов, но их определенная синергия, определенная «нанизанность» на путеводную нить, предполагаю­щую напряженную работу синтеза. Этот синтез направлен на оце­нивание индивидом ситуации, сопоставление ее с оценками других, а также со своими врожденными программами.

Иначе говоря, в чувственном (живом) бытии индивиды резо­нансно, т.е. многообразно (адекватно своим индивидуально-телесным специфическим влечениям и страстям) чувственно реаги­руют на возникающие ситуации во взаимоотношениях с внешним миром. В этом смысле чувственный коллектив есть синергетиче­ское единство чувственного (духовного) многообразия, что собст­венно и создает простор для произвольного действия (произ­ведения себя индивидами) в рамках единого чувственного коллек­тива. Такая конфигурация чувственного взаимодействия и означает по существу сопряжение, полифонию индивидов в чувственном резонансе. Само включение индивида в ситуативно конфигурируе­мую синергетическую множественность (чувственного бытия) по­лагает множественность оснований его чувственного поведения и является онтологическим основанием выбора, который постепенно становится специфическим для человеческого поведения. При этом отношения «один идентичен многим и многие идентичны одному» создают условия для того, чтобы мир творил каждого и сам мир творился каждым. Индивидуум и мир создают друг друга. Но если многие соединяются в одном, т.е. это означает, что каждый инди­вид есть центр Вселенной1. Именно в таком когерентном Вселен-

1 См.: Григорьева Т.П. Образы мира в культуре... - С. 282.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 255 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...