Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 1. Произвольное действие как филогенетическое ________ основание предпринимательского поведения______



вида, «человек как бы выпадает из сети природы, снабдившей про­чие виды специфическими видовыми программами реагирования на стимулы специфической для видов среды»1. Положение его в мире становится принципиально не обоснованным (не обоснован­ным естественно-природными средствами). Х.Плесснер называет это положение эксцентричным. Теперь он «обречен» на бесконеч­ный поиск, на непрестанное изменение своей социальной реально­сти и своего внутреннего состояния. Он становится незавершенным существом. Таким образом, антропосоциогенез выбивает антро­поида из естественно-животного состояния. В этой связи можно говорить, что чувственный резонанс, разворачиваясь на основе «душевного жара», обусловливает имманентную человеку актив­ность: самосозидание, собственное самосовершенствование. В от­личие от животных, человек становится самоактуализирующимся существом, которое собственными усилиями развивается до со­стояния, адекватного своим возможностям, реализует все, на что способно.

Взамен инстинктивной программы у человека в процессе чув­
ственного развития формируется специфическая родовая програм­
ма, которая во многом опосредует действие инстинктов. Она воз­
никает в процессе очеловечивания телесности индивидов в произ­
вольном действии под давлением природных факторов (крупный
опасный зверь), возбуждающих чувственный резонанс первичного
коллектива. Формирование этой программы связано с тем, что в
процессе взаимопроникновения и взаимовозникновения коллек­
тивного и индивидуального в сопряжение с природой происходит
становление внутренней глубины (человекомерного содержания)
индивидов, общности и природы. На полюсе индивида этот про­
цесс связан с формированием биопсихических детерминант инди­
видуального поведения и развития (в форме коллективного бессоз­
нательного), на полюсе общности - системы общностных связей, в
основе которых социопсихические механизмы поведения индиви­
дов, разворачивающиеся в систему общественных отношений; на
полюсе природы - с расширением ареала объектов природы, ини­
циирующих эстетические чувства. г

Возникая в чувственном резонансе (социопсихической детер­минации поведения) и вытесняя или опосредуя инстинкты, эмоции и чувства закрепляются в системе биопсихических2 (психофизио-

1 Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996. - С. 26.

2 См.: Полис А.Ф. Соотношение социопсихической и биопсихической
детерминации поведения // Вопр. философии. - 1982. - № 1. - С. 63-70.


1.3. Произвольное действие и генезис чувственно-сверхчувственного бытия

логических) детерминант индивидуального развития (коллективно бессознательного), которое, как и инстинкты, передаются по на­следству. В результате коллективное бессознательное, возникая в процессе чувственного развития первичного коллектива, приобре­тает врожденный характер и тем самым выступает как историче­ский опыт чувственной жизни рода, передается по наследству и становится тем основанием, на котором выстраивается индивиду­альная психика человека1. В повседневной жизни архетипы коллек­тивного бессознательного как бы незаметно определяют жизнь ин­дивида. Они выступают как запечатленные в его психике акты про-зрений-интуиций, озарявших древнего человека в моменты произ­вольного действия (произ-ведения себя) в чувственном коллективе. Совокупность таких интуиции, образующих коллективное бессоз­нательное, и есть внутренняя реальность сознания. Содержанием коллективного бессознательного являются общечеловеческие пер­вообразы-архетипы (образы матери, земли, сатаны и т.д.).

Этот внутренний мир индивида восходит к его эмоционально-чувственному развитию и не понятен современному человеку, по­скольку в процессе последующего развития люди утратили способ­ность «психической идентичности» или «мистического участия» в жизни других, способность посредством чувств и эмоций сочувст­вовать, разделять судьбу окружающих, в основе которой «тот ареал бессознательных ассоциаций, который придает такой красочный и фантастический смысл первобытному миру»2. То есть кор'ни чело­веческой души восходят к социокультурным, сверхличным процес­сам, к коллективному бессознательному как всеобщему основанию душевной жизни3. Будучи однажды содержательно развитой и за­крепленной в системе биопсихических механизмов (став врожден­ными программами), эта реальность не может не влиять на поведе­ние индивида. Но каждый раз это влияние разворачивается в сис­теме внутреннего и внешнего опыта, накопленного индивидом. Архетипы как бы распределяют частицы этого опыта, организуя его в определенное целое. И элементарные поведенческие про- • граммы вроде безусловных рефлексов, и такие сложные формы взаимодействия человека с миром, как восприятие, мышление, во­ображение, разворачиваются на основе интуитивного «схватыва­ния» архетипа. При этом в чистом виде архетип не входит в созна-

1 См.: Юнг К.Г. Подход к бессознательному // Человек и его символы.
-СПб, 1996.

2 Там же. - С. 46.

3 ЮнгК.Г. Архетип и символ. - М., 1991.-С. 97-99. :'■


Глава 1. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ КАК ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

ние как целое, он всегда соединяется с каким-то опытом, подверга­ется предварительной обработке. Причем в процессе такого соеди­нения внутренний мир индивидов (самость) определенным образом организуется.

В структуре архетипов зафиксирован не только позитивный чувственный опыт человеческого рода (интуиции-прозрения про­извольного действия), но и сопровождающие эти интуиции чувст­венные образы, ужасающие первозданной безысходностью проти­востояния единичного бытия в тотальном Космосе, которых было предостаточно в чувственной жизни первичного коллектива. По Юнгу, они в наибольшей степени проявляются в сновидениях, гал­люцинациях, мистических видениях. Эти спутанные, темные, «ар-хетипические» образы воспринимаются человеком как что-то жут­кое, чуждое и в то же время переживаемое как нечто бескойечно превосходящее человека, божественное. В чувственном резонансе первичного коллектива и ритуальных обрядах происходило очело­вечивание этих темных и жутких образов, вычленение из них важ­ных для выживания человека сторон.

Как представляется, такая организация обусловливается спе­цификой отношений, складывающихся в чувственном резонансе (чувственном коллективе). Иначе говоря, культурогенез на основе чувственных переживаний имеет имманентные условия именно в чувственном коллективе - живой общности. Собственно коллек­тивное бессознательное, возникающее в единстве интуиции, оза­рявших индивидов и инициируемых чувственной гармонией с этой общностью, образует память культуры и внутреннюю реальность человеческого духа. Чувственный резонанс в живом сообществе обеспечивал погружение индивида в эту культурную реальность «внутри себя». И только будучи погруженной в эту реальность, личность способна преодолеть все ограничивающие ее условия человеческого существования (вплоть до преодоления своей телес­ной ограниченности), обрести свободу и достичь духовного спасе­ния.

Очевидно, что коллективное бессознательное возникало в процессе социопсихического развития первобытного коллектива, тех форм непосредственного чувственного общения, которые обу­словливаются чувственным резонансом. Однако будучи развитым до определенного уровня, бессознательное становится внутренним основанием для развития собственно социальных отношений меж­ду людьми. При этом если социализация эмоций происходила в процессе вытеснения инстинктов чувствами, на основе формирую­щегося коллективного бессознательного, то развитие социальных


1.3. Произв ольное действие и генезис чувственно-сверхчувственного бытия

отношений полагало в качестве своего духовного коррелята кон-ституирование в бессознательном сознания. Это обусловлено тем, что чувственная совместная деятельность человека (чувственный резонанс) с самого начала разворачивается как предметно-осуществляемое общение, т.е. общение посредством материальных предметов, взятых из природы и приспособленных объектов при­роды (социальных вещей), - самой человеческой телесности, ору­дий труда, культовых вещей и т.д., которые образуют материальное тело общения и в котором бытуют складывающиеся общественные отношения. Тем самым оно является «носителем» сверхчувствен­ных связей людей. Чем более развито это тело, тем сложнее, мно-гофункциональнее связи людей и само общение, тем насыщеннее их чувственная жизнь. По мере того как социальные вещи играют все большую роль во взаимодействиях людей, они начинают ока­зывать влияние на характер связей, отношения между ними, опре­деляя функции людей в процессе коллективного действия.

Первичным таким носителем сверхчувственных связей в силу индивидуальных различий особей, образующих человеческий кол­лектив, выступала человеческая телесность. Развитие человеческой телесности связано с вытеснением инстинктов чувствами. Чувства же являлись основанием для совершенствования общения и услож­нения (укрепления) сверхчувственных связей первичного коллек­тива перед лицом массы его врагов. Одним из таких внутренних врагов был инстинкт страха. Развиваясь, чувственный резонанс создает чувственную базу для преодоления инстинкта страха, но такая база имеет не только ситуативно чувственное основание, но и адекватную систему табу и, видимо, адекватную особенностям данных антропоидов систему стихийно возникающих связей, обу­словленную их индивидуальными различиями и конфигурирую­щую определенным образом их расстановку в чувственном резо­нансе при отпоре врага. Речь идет о том, в частности, что в ситуа­ции опасности «молодняк» (молодые особи) не был центром отпо­ра: не вокруг него, а вокруг наиболее сильных особей сплачивался чувственный коллектив. Такая конфигурация особей в процессе отпора обусловлена не собственно чувственным резонансом и не способностью к чувственному реагированию, а их сверхчувствен­ными объективными индивидуальными различиями. Именно эти различия, обусловливая определенные чувства индивидов друг к другу (симпатия, антипатия), задавали и определенный тонус чув­ственному резонансу в целом.

Стихийно возникающие, в силу индивидуальных различий особей, связи (расстановка в отпоре), как и ситуативные чувства и


Глава 1. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ КАК ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКОЕ
________ ОСНОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ _______

табу, ориентированы на укрепление сообщества в ситуации опас­ности, они закрепляют и альтруизм и жертвенность индивидов в интересах формирующегося коллектива прежде всего «на миру», а потом, видимо, эта связь действует и в ситуациях, прямо не связан­ных с угрозой сообществу как целому. Так через формирующийся чувственный коллектив шло вытеснение эмоций страха, порож­дающих стремление спасаться бегством. Но помимо страха суще­ствовал и другой, более «коварный враг» единства и целостности формирующегося чувственного коллектива. Это половой инстинкт. Если страх как эмоциональное состояние не исключает стремления прибегнуть к помощи сообщества (тем более, что такой опыт у ин­дивидов закладывается еще в детские годы, когда мать охраняет дитя), то половой инстинкт, наоборот, тяготеет к индивидуальным формам удовлетворения. Именно потому становление систем (чувств, табу и связей), способных противостоять и регулировать этот инстинкт, имело судьбоносное значение для развития челове­ческой популяции. Развитие таких связей, собственно, и обуслов­ливало ее социальность. Можно, следовательно, говорить, что сверхчувственные связи (общественные отношения) уходят в сфе­ру, лежащую вне чувственного резонанса и обусловливаются фак­том разделения полов и ролей в процессе воспроизводства телес­ности человеческих индивидов.

Коренной сдвиг в процессе воспроизводства особей именно как человеческих индивидов связан, видимо, с развитием форм межпопуляционных взаимодействий, возникающих в процессе сексуального общения индивидов, принадлежащих к разным попу­ляциям, которые обеспечивали телесно здоровое потомство и сами по себе насыщали процесс его чувственного становления более многообразными чувственными связями. Устойчивость и система­тичность такого общения могли быть обеспечены лишь регулиро­ванием со стороны тех популяций, к которым принадлежали сторо­ны общения. В процессе такого общения индивидов и регулирова­ния его популяциями происходит интеграция популяций в единую систему воспроизводства телесной организации живых человече­ских индивидов. Как отмечает С.Г.Ларченко, наиболее примитив­ным примером такой интеграции служат брачные классы племен аборигенов Австралии1.

Таким образом, сообщество людей возникает из популяции в процессе складывания сверхчувственного (системы социальных

1 Ларченко С.Г., Еремин С.Н. Межкультурные взаимодействия в ис­торическом процессе. - Новосибирск, 1991. -С. 70.


13. Произволь ное действие и генезис чувственно-сверхчувственного бытия

связей), которое присутствует как внутренний момент естественно­го (природного) существования популяции. Сам факт такого воз­никновения связан с тем, что сверхчувственное (общественные от­ношения) превращается в относительно самостоятельную самовос­производящуюся систему. Это происходит тогда, когда данное со­общество находится в отношении с другим сообществом по поводу производства индивидов. Здесь помимо общения посредством чув­ственного резонанса и на его основе возникает общение, предметом которого становятся сами индивиды и который регламентируется (сверхчувственным общественным образом;. Характер такого об­щения с неизбежностью вел к взаимопроникновению популяций, насыщению их сверхчувственными (социальными) регуляторами по поводу воспроизводства индивидов.

Такое взаимопроникновение означает, что сверхчувственные связи конституируются в относительно самостоятельную самовос­производящуюся систему, что и обусловливает превращение попу­ляции природных организмов в организмы социальные. Здесь чув­ственный резонанс как первая форма диалога человека с природой получает своего имманентного носителя. Это означает, что именно в сообществе, возникающем из межпопуляционных связей и сфор­мировавшимся в процессе становления сверхчувственных меха­низмов воспроизводства телесности живых человеческих индиви­дов, происходит упорядочение «душевного жара», порождаемого мощным половым инстинктом. Формируемые в чувственном резо­нансе многообразные субъективные потенции обусловили специ­фикацию сексуального общения в системе соответствующих сверх­чувственных связей данного сообщества. И наоборот, процесс на­копления и отбора сообразных оптимальному воспроизводству че­ловеческих индивидов сверхчувственных связей давал новые осно­вания чувственному развитию индивидов. Но именно процесс про­изводства индивидов изначально давал толчок для конституирова-ния возникающих между популяциями сверхчувственных связей в самовоспроизводящееся целое - социальное сообщество.

В момент превращения отношений по поводу производства индивидов в самоорганизующуюся систему сверхчувственных свя­зей происходит качественный скачок, когда ситуативный чувствен­ный коллектив превращается в некую самовоспроизводящуюся целостность - этническое сообщество, основным структурообра­зующим фактором которого является сфера воспроизводства жи­вых человеческих индивидов. Качественный скачок при этом свя­зан с тем, что возделываемые ситуативным чувственным резонан­сом телесность антропоидов и их популяция как определенная це-





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 385 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...