Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
ной чувственном коллективе каждый индивид осуществляется в творчестве абсолютно ценных содержаний бытия, гармонически соотнесенных со всем миром. Каждый творческий акт, разворачивающийся в гармонической соотнесенности со всем миром и обеспечивающий полноту бытия индивидов, есть нечто единственное, неповторимое и незаменимое уже по самому своему содержанию; он есть событие абсолютно индивидуальное. Подчеркивая этот момент, Н.О.Лосский пишет: «Подлинный идеал индивидуальности осуществляется там, где личность вкладывает в себя не общее, а ценности мирового целого, и представляет собой микрокосм столь своеобразный, что понятия общего и единичного перестают быть применимыми»1. Это означает, что благодаря феномену разума проникающего каждый индивид, сопереживая каждому другому в чувственном коллективе, потенциально становится внутри' себя «республикой субъектов» (С.Л.Рубинштейн) и уже поэтому в таком многообразии его внутреннего бытия он потенциально богаче первичного коллектива, несводим к нему, не охватывается органической системой становящегося сообщества. Существуя в рамках слитно-единой целостности, он потенциально превосходит ее. Важно и то, что в чувственном коллективе, с его динамическими механизмами чувственного резонанса, это его превосходство вос-требуется и обеспечивает улавливание и восприятие внезапных воздействий среды.
В такой полифонии индивидов осуществляются самоорганизация и эволюция каждого из них и в целом чувственного сообщества, которое образует гармоническую систему. При этом «гармония представляет собой такой способ взаимодействия в системе, при котором отдельные части сохраняют свою специфику и автономность и не определяются полностью целым. Напротив, само целое является результатом гармонического взаимодействия, а именно таким, при котором оно получает возможность оптимального развития. В отличие же от механической системы, результат является свободным взаимодействием ("диалогом") и не может быть дедуктивно выведен из описания частей целого и порядка их взаимодействия в системе. Целостность выступает здесь не как основа частей, а как продукт их взаимодействия»2. При этом мир воспринимается человеком как живое гармоническое целое, все части которого находятся в полифоническом взаимовлиянии и взаимо-
' Лосский И.О. Мир как осуществление красоты. Основы этики. - М., 1998.-С. 105.
2 Горелов А.А. Экология: Учебное пособие. - М., 1998. - С. 63.
1.2. Взаимное возникновение-зак он произвольного д ействия индивида
действии. Такая чувственная динамика, формируя внутренние качества индивидов, обусловливает тот факт, что «человек есть наследник, в котором заключены или дремлют потенции многих и многих типов социальности, целая иерархия культур, в его субъектном мире гнездятся весьма разнородные типы связей "я- мир", связи противоположной направленности»1. Следовательно, можно говорить, что не труд создал человека, а чувственный резонанс сформировал такие многообразные потенции, которые и обусловили в том числе и трудовую спецификацию индивидуального саморазвития. Иначе говоря, индивид заключает в себе своеобразную культурную полипарадигмальность «полифоническую гармонию (включающую в себя и все дисгармонии) существенно различных потенций и разнородных уровней в структуре становящейся субъ-ектности, в формирующемся человеке»".
Однако многообразие потенций, культурная парадигмальность индивидов в конечном счете обусловливается многообразием ситуаций, возникающих в окружающей природе в процессе ее эволюции и воспринимаемых посредством чувственных резонансов внутренним чувственно-духовным миром людей. Именно поэтому экзистенциальным основанием внутреннего мира становится «вывернутое» вглубь себя пространство внешнего мира. В этой связи можно сказать, что внутренний мир индивидов есть результат коэволюции человека и природы, опосредованный чувственным резонансом.
Но такая коэволюция разворачивается потому, что возникающие в полифонировании механизмы направлены на упорядочение «душевного жара» (влечения и страсти), имманентно индивидуальным особенностям того или иного человека. Это означает, что накладываемое на индивидов табу восходит к их телесно-природным основаниям, «завязывая» каждый раз в единый узел первичные эмоции и высшие чувства и тем самым провоцируя индивида к диалогу откровений и возделыванию себя. «Одна из замечательных особенностей эмоциональных переживаний в том, что они одновременно охватывают как глубинные слои биологического уровня регуляции, так и высшие этажи тончайших социальных чувств»3. Человек благодаря такому охватыванию находится в единстве с природой, внутренней и внешней (обеспечивается соматическое единство человека, ощущение единородства с природой внешней).
1 Батищев Г. С. Деятельностный подход в плену субстанциализма // Деятельность: Теории, методология, проблемы... -С. 173. Там же. 3 Полис А.Ф. Соотношение социопсихической и биопсихической детерминации поведения человека // Вопр. философии. - 1982. - №1. - С. 67.
Глава 1. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ КАК ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКОЕ
________ ОСНОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Жизнь человека в таком единстве с природой разворачивается как целостная система, в которой на фоне звериного существования возникает чувственность как основание взаимной поддержки и сотрудничества и индивиды гармонически взаимодействуют между собой и с целым. Эта гармония, придавая эмоциям ни с чем не сравнимую прелесть, облагораживает их, формирует чувство красоты жизни. Так, в чувственном коллективе возникает механизм облагораживания чувств на основе красоты.
Формирование такого типа взаимоотношений открывает не только широкие возможности «возделывания» индивидами себя, своей внутренней природы на основе их коэволюции, но и расширяет «узы-линии», связывающие первичное сообщество с природой внешней, возникновение которых обусловлено развитием средств труда и первобытного искусства. Если приписывать «первоначальное развитие искусства не слепому инстинкту, а выбору, подражанию и постепенному применению и усовершенствованию предметов и действий, которые природа - наставница первобытного человека - предоставляла ему»1, то этот выбор совершается теперь каждым индивидом, который с формированием чувств и коллективного бессознательного получает возможность, сопереживая с природой, выбирать из нее те объекты, заимствовать те связи, которые, сопрягаясь с его субъективным миром, не просто дополняют его, но и обусловливают возникновение некоторых субъективных образований (прежде всего эстетических). Тем самым элементы природы инициируют чувственный мир, причем некоторые его образования иначе как через природные связи человека возникнуть и не могли.
Таким образом, принцип «одно во всем и все в одном» («один идентичен многим и многие идентичны одному»), разворачиваясь в конкретном чувственном резонансе, ставит индивида перед конкретным ситуативным поиском той конфигурации чувственного резонанса, которая наиболее адекватна ситуации. При этом, поскольку поиск резонансный, он осуществляется в контексте чувственного коллектива и каждого индивида. Отсюда произвольное действие, выступая как самонакладывание табу, не сводится к ограничению своеактивности и своецентризма или к утверждению квиетистской пассивности, упованию на чужие дарования вместо своих. Произвольное действие есть «состояние величайшей напряженности и беспощадной проблематизации самого себя, полной проникнутое™ со- причастностью и ответственностью при ощущении того, что одних лишь своих сил-способностей (включая и все
4 Тайлор Э.Б. Первобытная культура
.-М., 1989. - С. 61.
1.2. Взаимное возникновение - закон произвольного действия индивида
человечество) принципиально недостаточно,... состояние предельного бодрствования и духовной жажды того лучшего и возвышенного, что "вовсе не нами производится" (П.Я.Чаадаев). Это требует от нас отнюдь не наращивания сверх меры энергии нашего деяния -то ли в форме наивного бурного натиска, то ли в форме самой искушенной хитрости, отнюдь не "героического энтузиазма", но, напротив, сдержанности всех деятельностных сил и бесхитростной внемлсмости, внутренней тишины. Это требует мужества совсем иного, терпеливого воздержания ради того, чтобы дать в себе место новому дарованию»1.
Именно при таком состоянии (в нем выражаются императивы чувственного резонанса, предъявляемые к индивидам) осуществляется произвольное действие индивида, обеспечивается его «вход» в свои глубины (произ-ведение себя) и в глубины природы. По-видимому, человекотворящее произвольное действие, осуществляясь в ходе эволюции человека через бесчисленное множество самых разнообразных чувственных резонансов, отбирало тех индивидов и их популяции, которые в наибольшей степени соответствовали этим императивам. Причем, по-видимому, сам отбор шел до такой степени, «генерировал» такие соответствующие этому императиву интенции, что стремление достигнуть состояния полной сопричастности, «ощущение того, что одних лишь своих сил недостаточно», охватывает индивидов и приобретает такую историческую инерцию, которая у более позднего человека выражается в легенде об андрогине. Очевидно, в системе такого императива чувственный резонанс раскрывал все свои человекотворящие возможности у тех популяций и образующих их индивидов, для которых в большей степени характерен альтруизм, взаимопомощь, а не физическая сила и агрессивность. Факторами эволюции антропоида становятся не борьба друг с другом за существование, а сотрудничество и взаимопомощь как инструменты борьбы за лучшее приспособление.
Таким образом, именно чувственное восприятие, в отличие от ситуативных эмоций, социальное в своей основе, реализуясь на ранних этапах социогенеза в чувственно фиксируемых моделях поведения и навыках, обеспечивает включение индивида в общность, равно как и развитие этой общности. При этом коллективное действие происходит именно в силу гармонической сопринадлежности индивидов первичному коллективу, на основе которого в процессе чувственного резонанса развивается чувственный непо-
1 Батищев Г.С. Не деянием одним жив человек... - С. 322.
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 256 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!