Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 2. 2.1. Генезис капиталистического предпринимательства



КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

КАК МЕХАНИЗМ НАРАЩИВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ВЕЩЕСТВЕННОГО МИРА

2.1. Генезис капиталистического предпринимательства

В обществе существует два типа обмена: 1) эквивалентный, гласный, подчиненный конкурентной борьбе; 2) неэквивалентный, спекулятивный, стремящийся к господству. Ими управляют совер­шенно разные механизмы, и лишь ко второму, но не к первому, как считает Ф.Бродель, относится сфера капитализма. По его мнению, капитализм и рыночную экономику обычно не различают потому, что они развивались одновременно - со средних веков до наших дней, а также потому, что капитализм часто представляли как дви­гатель или вершину экономического прогресса. В действительно­сти, все несет на своей широкой спине материальная жизнь: если она набирает силу, то все движется вперед; вслед за ней, в свою очередь, быстро усиливается рыночная экономика, расширяя свои связи. Однако от этого роста всегда выигрывает капитализм1.

Капитализм вырастает из феодального строя, который пред­ставляет собой устойчивую форму раздела в пользу привилегиро­ванного класса земельной собственности - этого фундаментального богатства. «Буржуазия в течение веков паразитировала на этом1 при­вилегированном классе, жила при нем, обращая себе на пользу его ошибки, его роскошь, его праздность, его непредусмотрительность, стремясь - часто с помощью ростовщичества - присвоить себе его богатства, проникая в конце концов в его ряды и тогда сливаясь с ним... Это паразитирование длилось очень долго, буржуазия неот­ступно разрушала господствующий класс, пожирая его. Однако ее

' Броделъ Ф. Динамика капитализма. - Смоленск, 1993. - С. 67, 68.


2.1. Генезис капиталистического предпринимательства

возвышение было долгим, исполненным терпения, постоянно откла­дываемым на век детей и внуков. И так, казалось, без конца»1.

Капитализм начинает торжествовать, когда идентифицирует себя с государством, когда становится государством. В этой связи Ф.Бродель утверждает, что «подлинная судьба капитализма была в действительности разьпрана в сфере социальных иерархий»2. Игра началась с того, что бескровные накопители объявили власть иму­щей аристократии яростную войну против каких бы то ни было родовых наследственных привилегий. Особенно жесткой эта борь­ба была в Англии, где новые богачи состояли в основном из бежен­цев. Борьба шла за политические права, за полное равенство с ме­стным власть имущими, за простор для своей ничем не ограничен­ной капиталистической предприимчивости на чужой земле. Имен­но вышедшие из других земель в результате преследований церкви (В.Зомбард указывает в первую очередь на разгул испанской ин­квизиции, вызвавшей поток беженцев в Англию из Испании, Фран­ции, Португалии) и освободившиеся от всяческих предрассудков «новые люди» становятся самыми горячими поборниками принци­па ничем не стесненной частной собственности, частной инициати­вы и ничем не ограниченных товарных отношений. Упор изначаль­но делался на свободу частной инициативы «абстрактного челове­ка», оторванного от природных корней - родовых, племенных и общинных связей, которые заменялись универсальным товарно-денежным отношением, где достоинство человека определялось суммой накопленного капитала. При этом источником борьбы за права служили эмоции униженного нувориша - психологическая установка, многократно усиленная в результате преследований и вынужденных переселений и связанных с этим мытарств.

«Иноземец не ограничен никакими рамками в развитии своего предпринимательского духа, никакими личными отношениями... приносящие выгоду дела вначале вообще совершались лишь между чужими, тогда как своему собрату помогали; взаймы за проценты дают только чужому... Только беспощадность, которую проявляют к чужим, могла придать капиталистическому духу его современный характер. Но и никакие вещественные рамки не поставлены пред­принимательскому духу на чужбине. Никакой традиции! Никакого старого дела! Все должно быть создано как бы из ничего. Никакой связи с местом: на чужбине всякое место одинаково безразлично... Из всего этого должна с необходимостью вытекать одна черта, ко-

Бродель Ф. Динамика капитализма. - С. 74. 2 Там же.-С. 71.


Глава 2. КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК МЕХАНИЗМ НАРАЩИВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ВЕЩЕСТВЕНОГО МИРА

торая присуща всей деятельности чужеземца... Это - решимость к законченной выработке экономико-технического рационализма»1.

Предпринимательский дух, будучи движущей силой эпохи первоначального накопления, характеризуется, по существу, жест­кой направленностью против родовых традиций, вбирающей в себя всю жесткость отношений «свой-чужой» характерные для меж­племенных и межобщинных отношений связан со свирепой этиче­ской установкой, носителями которой оказались «чужеземцы». Свободные от местных общинных «предрассудков», «чужеземцы» стремились к ликвидации землевладельческой общины, к установ­лению новых способов организации общества на принципах част­ной собственности, неэквивалентных товарных обменов и т.д.

Но накопленный новыми иерархами капитал остался бы мерт­вым сокровищем, если бы не был востребован хозяйством. Условия для реорганизации хозяйства возникли тогда, когда на рынке поя­вилось массовое предложение свободных рук. В этом смысле, как показал К.Маркс, капитализм начинается не с накопления и не с появлением буржуазии, а с беспощадной и жестокой аграрной ре­волюции, развернувшейся после захвата ею власти сначала в Анг­лии, а затем и в других странах Европы, когда у крестьян силой было отнята земля. Лишенные своего единственного средства про­изводства - земли, крестьяне вынуждены были идти торговать со­бой, превращаясь в наемного работника. Этот процесс насильст­венного отделения крестьян от земли напоминает по своим резуль­татам истребительную войну.

Таким образом, становясь экономической формой социокуль­турного противостояния «свой-чужой», неэквивалентный обмен, динамизируя и универсализируя отношения людей, «насыщает» их жесткостью и цинизмом, проникает и в повседневную материаль­ную жизнь. Но, видимо, справедливо и обратное утверждение: раз­витие рынка на основе неэквивалентного обмена с необходимостью провоцирует конфликты, поскольку в результате неэквивалентного обмена одна группа получает преимущества перед другой.;Если традиционалистское бытие как бы останавливает разворачиваю­щийся на началах коэволюции человека и природы процесс социо-антропогенеза, то капиталистическое общество, образно говоря, обращает его ко временам дикой (животной) конкуренции. Капита­листические предприниматели меняют приоритеты в системе инст­рументов борьбы человека за лучшее приспособление: не сотруд­ничество и взаимопомощь, а борьба друг с другом за существова-

1 Зомбарт В. Буржуа. - М„ 1994. - С. 235, 236.


_____ 2.1. Генезис капиталистического предпринимательства _________

ние - выводятся на историческую сцену в качестве ведущих факто­ров приспособления. Начинается эпоха развития социльно-вешественного мира и такого рационального сознания, которое безнадежно равнодушно к коренным проблемам человеческого бы­тия. Но именно этот цинизм бездушно-рационального отношения друг к другу становится фактором прогресса, отстраняет на пери­ферию истории социоантропогенез. Он является основанием про­изводственной жизни и деятельности индивидов, которая практи­чески без остатка захватывает все их повседневное бытие

Важно отметить и то, что в эту борьбу капиталистические предприниматели втягивают и государство, используя его как сред­ство реализации своих интересов. С тех времен власть играет большую роль не только в политической борьбе, но и в создании материальных ценностей и прибыли на основе неэквивалентного обмена. На это обращает внимание, в частности, Э.Тоффлер, кото­рый критикует тех современных экономистов, которые пытаются «изобразить экономику как безликую машину спроса и предложе­ния»1. Не только чрезмерная или добытая нечестным путем, но лю­бая прибыль частично (или полностью) зависит от фактора власти больше, чем от производительности. «Даже фирмы с низкой произ­водительностью могут получать прибыль, применяя власть и навя­зывая свои условия работникам, снабженцам, продавцам или по­требителям»2.

Очевидно, что капитализм и производство, основанное на на­емном труде, не могут возникнуть путем плавной эволюции - по­следовательного развития «самой логики» товарного производства и рыночной экономики. Сам по себе рынок не тождественен капи­тализму. Для становления капитализма требуется, чтобы на рынке появился товар особого рода - свободная рабочая сила, причем в массовом количестве. В качестве исходного пункта, таким образом, капитализму необходим гигантский социально-политический ка­таклизм, который связан с ограблением большинства населения меньшинством и который предстает как исторический процесс от­деления производителя от средств производства. Укрепившись в иерархии и совершив насилие над крестьянами, капиталистические предприниматели вносят спекулятивную логику неэквивалентного обмена товаров в саму хозяйственную деятельность, в «нутро» производственного процесса. Разрушая натуральное хозяйство и

1 Тоффлер Э. По ту сторону эпохи звезд // Россия 2010. Журн. межре­
гиональной государственности. - 1994. - № 3. - С. 169.

2 Там же.


Глава 2. КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК МЕХАНИЗМ НАРАЩИВАНИЯ СОЦИАЛЬНО - ВЕЩЕСТВЕНОГО МИРА

превращая его субъектов в наемных работников массового произ­водства, они реализует неэквивалентный обмен «рабочей силы» на «заработную плату» в самом этом производстве ради получения прибыли и накопления капиталов. Тем самым капитализм, помимо спекулятивных «игр обмена», - это также накопление капиталов (самовозрастание стоимости) за счет эксплуатации наемного труда (благодаря прибавочной стоимости, получаемой в результате неэк­вивалентного обмена «рабочей силы» на «заработную плату») ради производства товаров.

Развивая товарно-денежные отношения, капитализм стимули­рует развитие средств производства, производящей машины (науч­но-технического прогресса). Это связано с тем, что в производящей системе хозяйственной единицы, ориентированной на обмен и тре­бующей все больше товаров, стала осуществляться организацион­но-техническая рационализация. В этом смысле капитализм - лишь ранняя стадия индустриального общества. В целом капитализм ав-тономизирует хозяйство, высвобождает его из социальных и куль­турных норм в пользу большего подчинения экономическим зако­нам и рациональным нормам. Между хозяйственными единицами возникает экономическая рациональность обмена и формируется экономическое пространство по типу политического (см. схему 1.3). Как уже говорилось, хозяйствующий субъект стал оперировать двумя пространствами: организационно-техническим и экономиче­ским, преодолевая две границы, которые он сам же ввел. Одна из них, внутренняя, - это организационная норма. Другая, внешняя, ограничивает экономический суверенитет, т.е. возможности субъ­екта осуществлять обмен в соответствии со своими целями. Дости­жение этих целей обеспечивается рефлексивным выходом в эконо­мическое пространство рынка, который преодолевает и восстанав­ливает экономический суверенитет хозяйствующего субъекта, ко­гда свобода обмена ограничивается лишь способностями данного субъекга договориться с другими об условиях и содержании обме­на. Но сам обмен теперь становится явно зависимым от рациональ­ной организации самого хозяйства. Так возникают стимулы для организационно-технического совершенствования хозяйства, для постоянного выхода и рефлексии организационно-управлеческих условий.

При этом, как показал М.Вебер, в Европе развитию способно­сти к рефлексии и превращению ее в норму хозяйственной культу­ры способствовало массовое религиозное воспитание, особенно пуританское, что было распространено в XVI-XVII вв. С малых лет человеку вменялось в обязанность контролировать соответствие


2.1. Генезис капиталистического предпринимательства

своих мыслей и действий главной жизненной цели - спасению ду­ши (в протестантизме) или приумножению славы Господней (в кальвинизме). В результате на Западе сложилась уникальная систе­ма духовного производства, которую М.Вебер назвал «духом капи­тализма». Она включает не только рациональную производствен­ную этику, но и рациональный строй жизненного поведения в це­лом. Ее основой является органичная духовно-нравственная ориен­тация на повседневную активность, понимаемую как служение Бо­гу в миру. Эту установку М.Вебер связывает с этикой аскетическо­го протестантизма и соответствующей ему картиной мира. В соот­ветствии с этой картиной основным содержанием профессиональ­ной деятельности предпринимателя-протестанта не может быть накопление капитала как такового. Истинный капитализм в веберовском понимании связан с рациональной регламентацией предпринимательской деятельности. Главная сущностная характе­ристика «духа капитализма» - это стремление к рациональному ведению хозяйства и рентабельности. При этом она подчинена идее спасения через аскетическое мирское служение Богу- Наиболее надежным подтверждением спасенности являются хозяйственные успехи и доход. Неудачи, поражения, ошибки воспринимаются как признаки богооставленности. Протестант учитывает эти знаки, по­стоянно подводит баланс «спасенности» и «погибели», как прихо­ды и расходы в бухгалтерской книге. Таким образом, вся жизнь протестанта превращается в деловое предприятие, она вся рассмат­ривается с позиций оценки богоугодное™ - строжайшая профес­сиональная аскеза сочетается с аскезой нравственной, бытовой и сексуальной, - все направлено на служение Богу, никаких изли­шеств не допускается.

Рациональность как универсальный способ взаимоотношения с Богом определяет соответствующее отношение к миру. Оно не допускает вмешательство в жизнь и деятельность людей чувствен­но-эмоциональных, иррациональных явлений. Полностью исклю­чается влияние чуда и магии на судьбу человека. Отрицаются и церковные таинства (включая молитву) как бессмысленная и ко­щунственная попытка повлиять на Божественный промысл. Проис­ходит, по выражению М.Вебера, «расколдовывание мира». В осно­ве «расколдованного мира» лежит вера в абсолютную трансцен­дентность Бога и недоступность для человеческого познания его промысла. Это делает для протестанта невозможным мистическое проникновение в смыслы бытия, и он, в отличие от мистиков, не озабочен «вечными вопросами». Сопереживание другим, «психи­ческая идентичность» становятся предосудительными. Но необхо-


Глава 2. КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК МЕХАНИЗМ НАРАЩИВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ВЕЩЕСТВЕНОГО МИРА

димость быть орудием Бога, преобразовывать мир во славу Его заставляют активно познавать реальные законы природы и, более того, применять их на практике. Так происходит окончательное вытеснение на периферию коллективного бессознательного архе­типов психической идентичности, мистического проникновения (в том числе и путем молитвы), являвших духовным основанием со­пряженности человека с миром, природой и Космосом; домини­рующее положение занимают теперь архетипы мирской аскезы, аскетического рационализма, в которых природа рассматривается в качестве мастерской, посланной Богом. Теперь именно дух аскети­ческого рационализма обеспечивает психологическую мотивировку жизненного поведения. Формирование мирской аскезы означало расчленение синкретического чувственно-сверхчувственного бытия индивидов и переход к организации бытия людей вначале на осно­ве экономической, а затем и техногенной рациональности. Так воз­никает новая философия хозяйства и его антропологическая мо­дель: индивид как атом человечества, выступающий в самом про­изводстве и на рынке в качестве рационального экономического агента. Такие индивиды «от упования на чужие дарования вместо своих», характерного для традиционного общества, переходят к своецентризму и своеактивности.

Итак, на первых этапах формирование самодеятельной лично­сти связано с «расколдованием мира», с преодолением традицион­ных отношений на основе, в частности, «мирской аскезы», которая, как было показано, становясь существенным ценностным компо­нентом хозяйственной этики, обеспечивала отделение капитала от потребления и наслаждения, его переориентацию на производст­венные цели. Тем самым со становлением капитализма на Западе связана подлинная революция смыслов: отныне богатство переста­ет служить знаком социального статуса и предпосылкой благород­ной праздности, оно становится условием хозяйственного роста, производственного развития и требует от обладателя самоотвер­женного труда. Как отметил В.Зомбарт, происходит соединение стремления к наживе с хозяйственной деятельностью.

Так на.смену «авантюристическому», спекулятивному капита­лу, возникающему в играх обмена, приходит капитал, возникаю­щий в хозяйственной деятельности. На смену традиционному хо­зяйству, при котором человек ориентировался на воспроизводство своего устоявшегося образа жизни и не стремился его изменить (работал лишь для того, чтобы удовлетворить свои привычные по­требности, и не стремился заработать сверх необходимого для это­го), приходит капиталистическое производство, для которого ха-


2. 1. Генезис капиталистического предпринимательства

рактерна установка на бесконечное, имеющее целью производства стремление к прибыли. Прибыль становится смыслом существова­ния благочестивого христианина. Это стремление к прибыли не ограничено естественными потребностями человека и далеко вы­ходит за пределы не только обычного, но и престижного потребле­ния. Как отмечает М.Вебер, «фундаментальной особенностью ка­питалистического частного хозяйства является то, что оно рацио­нализировано на основе строгого расчета, планомерно и трезво направленного на реализацию поставленной перед ним цели: этим оно отличается от хозяйства живущих сегодняшним днем крестьян, от привилегий и рутины старых цеховых мастеров и от "авантюри­стического капитализма", ориентированного на политическую уда­чу и иррациональную спекуляцию».

Развитие капиталистического хозяйства на основе неэквива­лентного обмена стимулировало мирохозяйственные связи и уве­личивало дифференциацию экономического мира, прежде всего внутри мир-экономик, а также ускорило территориальное смеще­ние - движение мир-экономик. Под мир-экономикой Ф.Бродель, например, понимает экономику некоторой части планеты в той ме­ре, в какой она образует экономически единое целое. Она всегда в той мере, в какой образует экономически единое целое, имеет центр, представленный господствующим городом, и ряд концен­трических зон: срединную зону, промежуточную зону и весьма об­ширную периферию, «которая в разделении труда, характеризую­щем мир-экономику, оказывается не участницей, а подчиненной и зависимой территорией». «Блеск, богатство, радость жизни, - пи­шет Ф.Бродель, - соединяются в центре мир-экономики, в ее серд­це»2. Именно здесь сосредотачиваются «банки и лучшие товары», самые выгодные производства, «отсюда расходятся и здесь сходят­ся дальние торговые пути. Здесь обычно развиваются самые пере­довые технологии и их неизменная спутница - фундаментальная наука»3. Такая иерархичность экономического развития (возникая вследствие неэквивалентного обмена) ведет к неравномерному раз­витию разных территорий. При этом лидирующий в данный мо­мент центр пытается навязать периферии свои модели развития. В новое время масштаб этих воздействий приобретает глобальный

1 Вебер М. Протестантская этика и «дух капитализма» // Вебер М. Из­
бранные произведения. - М., 1990. - С. 94.

2 См.: Бродель Ф. Динамика капитализма. - С. 86, 90.

3 Там же. - С. 95.;.


Глава 2. КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК МЕХАНИЗМ НАРАЩИВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ВЕЩЕСТВЕНОГО МИРА

характер, так что, к примеру, на протяжении нескольких столетий весь мир может быть представлен дихотомией Запад-Восток.

Описанные выше изменения размывают общинный способ ре­гуляции поведения индивидов, обусловливая переход от традици­онного общества к гражданскому с его основополагающей доми­нантой - свободой и независимостью отдельно взятой личности не только от властелина, но и от общины (народа). Это - свобода ин­дивида от общности (от непосредственных отношений), но не для себя, а для общества. Индивид выделяется из сплетения непосред­ственных социальных зависимостей, его связь с обществом, груп­пой, другими людьми перестает быть прямой, ощутимой, контакт­ной. Эта связь, отделившись от человека, становится посторонней для него социальной связью, общественным отношением, функ­ционирующим как бы в стороне от него. Но становясь свободным от внешних корпоративных уз, независимым от диктата микросо­циума и обретая автономные цели, возможности и потенциально неограниченные рамки деятельности, индивид оказывается постав­ленным в ответственные условия взаимной конкуренции, которая требует напряжения всех его сил сверх пределов, диктуемых лич­ными потребностями.

Этот переход в его классическом варианте с необходимостью предполагает развитие частной собственности. Как отмечал еще Гегель, «с точки зрения свободы, собственность как первое налич­ное бытие последний есть сама по себе существенная цель»1. Ис­тория показала, где нет многообразия и разнообразия источников жизнеобеспечения и свободы экономического выбора, там не мо­жет быть свободы отдельного индивида. Очевидно, что граждан­ское общество предполагает не только разграничение между общи­ной и индивидом, но и между индивидом-собственником и госу­дарством, обществом и государством. В этой связи гражданское общество выступает и как механизм, обеспечивающий права лич­ности, в то время как государство обеспечивает права гражданина. Такое разграничение связано с тем, что сфера частных интересов, хозяйственной деятельности, наемного труда освобождается от политического контроля. Следовательно, важнейшим условием возникновения и утверждения гражданского общества становится разграничение между экономической и политической властью.

Собственно императивы классического гражданского общест­ва разворачиваются в связи с высвобождением индивидуальных целеустремлений как от норм общинного контроля, так и контроля

1 Гегель Г.В. Ф. Сочинения. Т. VII. Философия права. - М, 1936. - С. 72-73.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 288 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...