Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
никает систематический эквивалентный обмен. В частности, характеризуя Австралию первобытной эпохи, Н.А.Бутинов пишет: «Оживленный обмен предметам;; и постоянные взаимопосещения локальных групп опровергают представление об австралийской локальной группе как о чем-то замкнутом, изолированном. Локальная группа сама по себе существовать не могла, она была связана хозяйственно с соседними и отдаленными локальными группами -в разные времена года по-разному. Это и вызвало к жизни такое явление, как относительное культурное единство всего населения Австралии»'.
M««tiii*m?!j;оЯ...".....1 обновится постояннчм и регулярным ..±кИтьы Иервобытного воспроизводящего хозяйства2. Продукты, вначале избыточные для данного племени, с появлением обмена начинают специально производиться для целей обмена. В результате часть продукции первобытного хозяйства служит удовлетворению собственных потребностей данного племени, а другая часть предназначена для удовлетворения потребностей других племен.
Продукт, произведенный для удовлетворения потребностей других потребителей и переходящий к ним в результате эквивалентного обмена, является товаром. Эти iooupm и гом", что товарный (рыночный) обмен в своих первоначальных формах присутствует на ранних стадиях человеческой истории. «...Закон стоимости Маркса, - отмечал Ф.Энгельс, - имеет экономически всеобщую силу для периода, который длится с начала обмена, превратившего продукты в товары, и вплоть до XV столетия нашего летоисчисления. Начало же обмена товаров относится ко времени, киторое... уходит в глубь веков в Египте по меньшей мере за две с половиной, а может быть, и за пять тысяч лет, в Вавилонии же за четыре-шесть тысяч лет до нашего летоисчисления»J. Таким образом, в межплеменной торговле (в торговле с несоплеменниками), которая осуществляется на специально выделенных площадках (рынках), применяются рыночные принципы.
Классики марксизма рассматривали обмен в качестве олног"
из условий развития первобытной збщности. «...различные общи-
,,, „,п„,.^.- своего положения, климата, уровня культуры
производят различные продукты, и эти продукты обмениваются
там, где общины приходят в соприкосновение между собой. Обмен
1 Бутиное НА. Разделение труда в первобытном обществе // Пробле
мы истории первобытного общества. - М.; Л., 1960. - С. 121.
2 Румянцев A.M. Первобытный способ производства: Политико-
экономические очерки. - М., 1987. - С. 256.
3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 25. ч. 2. - С. 47^ -475.
1.5. От произвольного действия к воспроизводств у традиций
с чужими общинами является одним из главных средств разрушения естественной связи внутри гобстРтаноЯ общины вследствие дальнейшего развития естественного разделения труда»1.
Рост и расширение обмена обеспечиваются развитием искус
ственного окружения человека - культуры, когда продукты чувст
венных резонансов начинают обособляться от конкретного дейст
вия, переносясь на другие действия, модифицируются и т.д. Накоп
ление таких актов и оперирование с ними и есть собственно социо-
генез, он строится на способности первичного коллектива перево
площать принципы индивидуального поведения в традицию. Пер
воначально формирование и передача традиций осуществляются на
основе чувственного резонанса в целостном жизненном процессе.
Передача традиций осуществлялась в культовом акте, который чув
ственно соединял ныне живущих с их далекими продлами. Участие
в культовом акте выступало как соучастие в жизненном процессе
развития целого, имеютцего абсолютное значение для каждого ин
дивида. Но со временем традиция начинает хранить не только со
циальные ценности и достижения, но самое себя как своеобразную
ценность. Это проис «.одит ио мер |..,„, ксорый приводи!
все больше к разрыву непосредственных чувственных связей, к уменьшению их роли в регулировании поведения и действий людей, в том числе за счет возникновения и расширения действий людей, не освященных чувственным резонансом. Данный процесс обусловливает возникновение традиционного общестза.
1.5. От произвольного действия к воспроизводству традиций
Механизм развития традиции связан с развитием объективированных средств кооперации (средств труда, а также и «другого» со сформировавшимся в нем потенциалом кооперации), в результате человеческие существа оказываются в определенном отношении друг к другу и к специфической части их окружения (природного или культурно-искусственного). Но это отношение выстраивается как целое, организуемое традицией. Именно поэтому дальнейшая дифференциация деятельности вследствие специализации нужд и цгкноетей свя?ана со становлением «естествен!?; "_•: единил?эят?тп ности», которые перерастают в институты - скрепляемые традицией единицы человеческой организованности. Эти межчелоаеческие
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 16. - С. 287. Малиновский Б Функционал!-.нт-'tf ячялч? // *.*то,?',г"*!Я --.--;•■■■■■..,.,■ культуры. 1.1. Интерпретация культуры. - СПб, 1997. - С. 701.
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 221 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!