Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
стинкт в качестве непосредственной родовой функции заключалась не столько в том, чтобы индивидуализировать поведение людей, сколько в том, чтобы стандартизировать его»', сделать соответствующим формирующейся социальности. Поэтому «первейшими и простейшими формулами культурного "опосредования" природы были многочисленные и разнообразные запреты (табу), регламентировавшие те элементарные "витальные влечения", которые не сдерживались никакими человеческими установлениями»2.
Так на основе регламентации и стандартизации осуществлялось очеловечивание произвольного действия, его превращение в исходно генезисно-человеческую силу. Эта регламентация лишь определяла русло очеловечивания, устремляясь в которое под влиянием опасностей, произвольное действие (из-себя-действие) само себя преобразовывало. Первоначально чувственные резонан-сы, видимо, были ситуативны и хрупки, ибо основывались на природных началах альтруизма и взаимопомощи не в меньшей, если не в большей степени, чем на протокультурных образцах поведения и протополитических процедурах согласования действий (последние происходили с чужаками, инородцами, вне рода). Именно поэтому, культура как механизм произ-ведения индивидами себя, «выражавшая не только приспособление природы к нуждам человеческого рода, сколько приспособление к природе, причем осуществляемое в крайне узких рамках, неизбежно должна была вылиться в форму ритуала, строжайшим образом регламентирующего каждый человеческий поступок»3, направляя его в русло социального. Иначе говоря, первым актом человеческой свободы был запрет, положенный человеком себе самому. Это была «свобода от» природы и «свобода для» общества, культуры. Но эта строжайшая регламентация заключалась, по сути дела, в принуждении ничем не стреноженных эмоциональных антропоидов к коллективному самовыражению и не утверждала превосходство одного над другим.
Изначально в чувственном резонансе культурные «порождения» появляются в условиях отсутствия «какой-либо, даже малейшей, предопределенности в бытии, какой-либо детерминации»4 в возникающем социальном бытии. Как отмечает А.Ф.Еремеев, «нет пар (типа субъект - объект), нет односторонней направленности одного бытия по отношению к другому, а значит, за этим стоит бо-
1 Неомарксизм и проблемы... - С. 340. Там же.
3 Там же.
4 Еремеев А. Ф. Первобытная культура... - С. 146.
1.1. Произв ольное действие как произ-ведение себя индивидами
лее глубинный уровень»1. Именно в таких условиях реализуется самопроизвольное («из себя») действие, именно здесь оно выступает как проявление самости индивида, как тот индивидный' «демонический порыв» (М.Шелер), в котором воплощается, собирается, кондентрируется порыв всей природы, образуя бесконечный по глубине потенциал человеческого «через себя бытия». Одухотворение же «силы произвольного действия», превращение ее в человеческую силу есть процесс становления экзистенциального. В свою очередь, «предэкзистенциальные или экзистенциальные проявления» выступают «источниками культурных порождений»2.
Иначе говоря, чувственное (резонансное) бытие, формируя отношение первичной коллективности - «союз единых по своей сущности неповторимостей»3, выступает как «экзистенциальное бытие» - «бытие по отдельности, свое и рядом с другими положенное»4. Оно возникает в чувственном резонансе над предсоциальным первоначально как вспышка, но вспышка некой целостности, как мгновенное целостное бытие. Воздействие этой системы вело к тому, что «из всех жизненных проявлений человека и его взаимоотношений с окружающим миром и себе подобными извлекался особый смысл, в соответствии с которым качественное своеобразие свойств и отношений отходило на задний план или вообще утрачивало значение. Зато на передний план выдвигался момент существования, т.е. общее и в то же время лишь через конкретное единичное проявляющееся начало бытия: независимо от своих сильных или слабых сторон, стадии эволюции, степени устойчивости и т.п. человек существует, он есть, он представляет по отношению к другим феноменам мира объективное нечто, уже свершившееся и тем самым утвердившееся реально»5. Такое бытие «всегда ново, всегда свежо, всегда само по себе, оно только в единственном числе проявляется в мире, и сколько бы ни прошло времени, каждое бытие останется само по себе, даже если становится другим (разумеется, в границах "своего") в силу имманентных изменений»6.
Фиксируя эту сторону коллективного бытия, Л.Г.Ионин пишет: «...В древности повседневность была не столько повседневностью, сколько чередованием приключений»7. Приключение есть
Еремеев А.Ф. Первобытная культура... -С. 146.
2 Там же.-С. 140.
3 Там же.-С. 145.
4 Там же. -С. 146.
5 Там же-С. 144, 145.
6 Там же.-С. 146.
ИонинЛ.Г. Социология культуры. - М., 1996. -С. 118.
ОСНОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПО ВЕДЕНИЯ ______
реальность, отличающаяся «крайней остротой эмоционально-волевых проявлений»', - реальность, где действие не осуществлялось по известному алгоритму, а каждый раз было новым, где за видимой повторяемостью стояла неповторимость,' где действие совершалось с самого начала и впервые. Личная вовлеченность людей того времени в совершаемые ими действия была большей, чем в современную эпоху. В таком мире первобытного человека «наличествуют не разные бытия, а бытия свои, неповторимые в своем роде и никогда не сливающиеся друг с другом, а существующие по отдельности»2. В этом смысле каждое «бытие самоценно и одновременно несравнимо ценно, т.е. не может быть ни хуже, ни лучше другого бытия, а является лишь "не им" и "самим собой"»*. Иначе говоря, и в сферах обычной жизни во взаимодействующих началах «не утверждалось превосходство одного над другим, большая данность чего-то (кого-то) по отношению к какой-то мере»4.
В экзистенциальном бытии индивид полагается как самодостаточная величина, для которой первичный коллектив является лишь средством универсализации деятельности и общения, средством мобилизации собственных глубинных природных оснований деятельности, а «качество содержания, способ существования, параметры, в которых действует это бытие, являются наполнителями информационного поля экзистенциального плана и координаторами всех созидающих его процессов»5. Таким образом, источники экзистенциального бытия сосредоточены не в первобытном коллективе — социуме (он лишь абстрактное условие, реализующееся как интенция к социальному образу жизни), а в пространстве отношений возникающего духовного (сверхприродного) и природного в человеке.
Экзистенция образуется на предварительных стадиях формирования человека, в ней нашли прямое закрепление самость, индивидуальные особенности первобытного человека. «В условиях, когда еще в социальном и культуре не сформировались координирующие принципы стратегического назначения, экзистенциальное стояло на страже исполнения стратегических потребностей людей, не давая их жизни и им самим сколько-нибудь значительно отклониться от своей сущности, - пишет А.Ф.Еремеев. - Любые прояв-
1 Ионин Л. Социология культуры. - С. 146.
2 Еремеев А.Ф. Первобытная культура... - С. 146.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.-С. 140.
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 274 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!