Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 1. Произвольное действие как филогенетическое ______ основание предпринимательского поведения______



Культура не есть нечто застывшее, ставшее, результирующее, она являет собой процесс вечного деяния, активности, творчества. Эк­зистенция есть свернутая проекция самости в себя, в потенции вби­рающая в себя посредством культуры макрокосмос природы и ор­ганизующая внутреннее бытие человека как микрокосмос. Экзи­стенция есть интимное своегенное бытие самости в себе самой, обращенное к индивидным глубинам человеческой природы, по­тенциально воплощающее в себе бесконечное бытие природы.

Таким образом, чувственный резонанс, порождая экзистенци­альное бытие, ничем внешне-социальным не обусловлен. Он пред­стает как порождающий социальное, как процесс постоянного из­менения связей и общения в сопряжении со средой. Здесь возни­кающая социальность - единство чувственного коллектива щк це­лого - обусловливается эмоциями и естественными свойствами людей, а не посредством установившегося определенного социаль­ного порядка. Эти социальные формы являют собой устойчивость особого рода. Такая устойчивость ориентирована не на закрепление социальных форм, а на их изменение в контексте изменения среды. Это уже более высокий уровень коэволюции человека и природы, здесь коэволюирует не индивид (как биологическое существо, ру­ководимое инстинктами) и не популяция на основе генома - здесь коэволюирует сообщество.

Важно, что собственно социальное возникает именно как но­вый уровень коэволюции популяции со средой, коэволюции, по­строенной на более динамичных механизмах, не на случайном дрейфе генома или организменной эволюции, а на формировании специфической системы общения индивидов, позволяющей им улавливать внезапные воздействия - выпады среды, которые по­стоянно меняются.

Собственно, средством такой коэволюции и становится чело­веческое общение и его продукт - сообщество, которое затем раз­вивается в общество. Можно сказать, что именно коэволюция по­родила свое средство - сообщество. Но такой скачок в коэволюции был бы невозможен, если бы антропоиды не обладали, в отличие от других видов, более развитой способностью сопрягаться с окру­жающим миром - со средой.

1 Михайлов Ф.Т. Онтология культуры // Постижение культуры: Кон­цепции, дискуссии, диалоги. - М., 1996. - Вып. 5-6. - С. 40.


1.2. Взаимное возникновение - закон произвольного действия индивида

1.2. Взаимное возникновение - закон произвольного действия индивида

Чувственный резонанс существует во множественной интен-циональности как процесс, разворачивающийся вовнутрь индиви­дов и одновременно в чувственный коллектив. В этой связи чувст­венный резонанс есть онтологически двуединый процесс. «Во-первых, это актуализация виртуальной сущностной общности»1 между индивидами, «как бы извлечение ее из мрака «небытия» и забвения и утверждение ее как их единой универсальной укоренен­ности в диалектике Вселенной». «Во-вторых, это установление за­ново взаимной сущностной сопричастности, самоопределение каж­дым себя через утверждение бытия другого». Здесь с первозданной четкостью разворачивается закон «Быть — значит общаться» (М.Бахтин). При этом каждый раз чувственная ситуация, предельно мобилизуя, ставит каждого перед пределом его возможностей, ак­туализирует императив преодоления себя. В соответствии с этим императивом человек начинается «не там, где он следует детерми­нации «снизу», но там, где в своей мотивации он способен не сле­довать диктату нужд, стать выше любых своих потребностей и интересов и поступать безотносительно к ним»2.

Теперь рассмотрим особенности общения в виртуальной общ­ности. Прежде всего обратим внимание на то, что в системе откры­той чувственной связи эмоциональное восприятие другого через себя в своих непосредственных проявлениях есть уподобление дру­гого себе, равно как и себя другому как эмоционально-чувствующему существу. Чувствование мира здесь осуществляется через чувствование самого себя в контексте многих других и кол­лектива. Другой воспринимается и познается индивидом через се­бя, через опыт личного переживания, т.е. как существо, также пе­реживающее. И взаимодействие с таким другим в рамках слитно-единой целостности есть проникновение в его переживания, их предвосхищение, что является не только способам выживания обо­их, но и приносит наслаждение, радость.

Человек, на чувственном уровне проникая в другого человека, ощущает его чувственное состояние. Собственно, такое проникно­вение на основе эмпатии и обеспечивает его авторскую позицию в

' Батищев Г.С. Неисчерпаемые возможности и границы применимо­сти категории деятельности // Деятельность: Теории, методология, про­блемы. -М, 1990.-С. 30.

2 Батищев ГС. Не деянием одним жив человек // Деятельнбсть: Тео­рии, методология, проблемы. - С. 325.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 221 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...