Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
нальное содержание». Но оно подчинено природной логике, поскольку влечения и страсти человека в чувственном резонансе возникают и действуют в силу потребности выживания, которая разворачивается ситуативно, сообразно конкретной объективной необходимости, а исторически - сообразно упорядоченности универсума. Это происходит потому, что, как пишет П.С.Гуревич, «культура спонтанна и открыта всем ветрам. Она сродни хаосу, потому что ее омывают подземные воды. В ней нет жесткой предустановленное™. И в то же время культура не слепа. Духовное преображение в ней подчиняется тайной гармонии мироздания»'. В культуре и через нее Космос приходит к человеку, а затем она разворачивается как процесс становления человека, его восхождение к Космосу.
Таким образом, в рамках чувственного коллектива шла отработка механизмов бытия человека родового и прежде всего за счет преодоления логики звериного, дикого существования, заключающейся в принципе «Или пан, или пропал», «Или я, или меня». Тем не менее этот принцип продолжает действовать по отношению к представителям иных популяций, которые воспринимались как «чужие», «нелюди». Как отмечает С.Хаякова, «для дикарей, чья жизнь - постоянное сражение с природными силами, с дикими животными или враждебными духами, которые, как предполагалось, таились в природных объектах, двухценностная ориентация представляется совершенно нормальной»2.
Чувственный резонанс, возникая в результате эмоционального контакта, не только создавал естественные условия для «спонтанного, ничем не стреноженного выражения душевного жара», но как бы и провоцировал, «вытаскивал» из индивида этот «душевный жар» как энергию авторского действия. Сама ситуативность положения каждого ставит задачи творческие, нешаблонные, трагически обнажает необходимость авторского произвольного действия, но в координации с действиями другого и прежде всего того, кто оказался в центре ситуации. Собственно, само подражание на основе эмоционального предвосхищения, будучи спонтанным, не зависит от каких-либо предваряющих процедур. В некотором смысле такие процедуры чувственному предвосхищению противопоказаны! Оно требует творческого участия индивида. В чувственном резонансе индивиды, взаимодействуя друг с другом, исходно сопряжены как
Гуревич П.С. Первообразы культуры. - С. 501, 502. 2 Цит. по: Общественные перемены и культура мира. - М, 1998. -С. 64.
1.1. Произвольное действие как произ-ведение себя индивидами
самостоятельные целостности. В мире человеческих чувств невозможно жить «чужим умом»'. Здесь опыт прошлых совместных действий участников ситуации - лишь предпосылка, исходя из которой они должны, не столько подражая, сколько предвосхищая-понимая действия друг друга, выходить за пределы популяционных механизмов, творя (производя) тем самым себя через чувственный резонанс с другим.
Этот выход за пределы наличной ситуации осуществляется
индивидом в процессе произвольного действия, которое в силу им
перативов сообразности, соотнесенности с коллективом в конкрет
ной ситуации есть адекватное этой ситуации упорядочение, обуз
дание «душевного жара» и предполагает «вход» индивида в свои
глубины как произвольное ведение (произ-ведение) себя. Именно в
чувственном резонансе одухотворялась сила произвольного дейст
вия, превращаясь в исходно, генезисно человеческую силу. Именно
эта сила «действовала в начале антропогенеза, направляя развитие
наших предков по небиологическому, историческому пути»2. Бла
годаря ей над природным, «имманентно-видовым, или врожденно-
социальным» (А.Ф.Еремеев) бытием «вспыхивает» новое социаль
ное бытие как результат процесса резонансного со-прорыва инди
видов в глубины своей самости, своего все более содержательного
бытия, превращающего «инстинкт социальности» в нечто «духов
ное» - первоначально чувственно-волевое, а затем и рационально-
опредмеченное. В результате произ-ведение себя индивидом ис
ходно было связано с регламентацией его «витальных» действий и
поведения в рамках зарождающегося целого - приобретенной со
циальности. ; ■
Вообще говоря, для эмоциональной сферы, видимо, характерен феномен взаимопроникновения энергии эмоциональной реакции от одного индивида к другому, который естественным образом заражает индивида, обусловливая его соответствующую реакцию. Развивающиеся чувственные отношения человека к коллективу, к другому, к миру строятся на эмоциональном контакте по типу отношений «Я и Ты», когда между «Я» и «Ты» существует некое эмоциональное взаимопроникновение. Эмоциональный контакт в процессе развития чувственной сферы индивида, через его углубления в себя (произ-ведение себя) приобретает постепенно собственно чувствующий переживающий характер. Тем самым развитие
' Абрамова Н.Т. Невербальные мыслительные акты в «зеркале» рационального сознания // Вопр. философии. - 1997. - №7. - С. 101.
2 Михайлов Ф.Т. Сознание и самосознание // Филос. науки. - 1990. -№6.-С. 17.
Глава 1. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ КАК ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМА ТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ,.
чувственной сферы индивида через устремленность и проникновения в себя разворачивается в произвольном действии и как проникновение в другого и прежде всего в чувственный коллектив. Это связано с тем, что по природе своей произвольное действие индивида разворачивается не на основе шаблона (таковой отсутствует) и подражания и не как процесс отражения, а как предвосхищение-понимание, как единение-проникновение в чувственность коллектива и каждого его участника.
На основе способности глубокого проникновения в эмоционально-чувственные переживания друг друга, как результат развития такого проникновения популяция начинает существовать как «слитно-единая целостность» (Г.С.Батищев), способная развивать эмоции в чувства в реальном (чувственном) коллективном действии. Таким образом природная телесность индивида очеловечивается в произвольном действии под давлением кризисных факторов (крупный, опасный зверь), в чувственном резонансе сообразно чувственной реакции коллектива. Проникая в чувства индивида, как бы заражая и заряжая его, чувственное состояние ситуативного коллектива усиливает его потенциал. В этой связи можно говорить, видимо, что чувственность существует как коллективный феномен в модусе произвольного действия (произ-ведения себя индивидом). Но можно сказать и так, что чувство, будучи основанием произвольного действия устремленного в себя индивида (произ-ведением себя), существует в модусе коллективного действия.
Чувственный резонанс как основной способ коллективного действия первичного человеческого сообщества обусловливает новое качество не только в действии, но и в эволюции индивидов. Становясь сопряженными в действии, производя себя (и прежде всего свою чувственную сферу) через резонанс с другим (и с сообществом в целом) в системе таких действий, индивиды оказываются в состоянии коэволюции друг с другом и сообществом. Это состояние коэволюции в рамках одного вида существенно ускоряет развитие его отдельных представителей, открывая перед ними совершенно иные небиологические возможности.
Но и сам процесс эмоционально-чувственной коэволюции индивидов, его новые возможности появляются в связи с тем, что чувственный резонанс и обусловленное им действие индивида специфически ориентированы: в них содержится запрет на немедленное и безусловное удовлетворение витальных потребностей (например, возникающие при встрече с крупным агрессивным зверем эмоции страха, желание убежать от опасности). Причем этот запрет существует как естественный, исходящий от индивидов регламент
1.1. Произвольное действие как произ-ведение себя индивидами
в интересах коллективного действия, возникающий в результате их определенной чувственной связи в первичном сообществе.. Такой регламент складывается у человека, захваченного сильнейшим чувственным порывом, и выступает для него как момент прозрения -интуиции, озарявшей человека в момент высочайшего эмоционального напряжения и становящейся для него своего рода принципом выживания.
Очень важно здесь то, что эти моменты прозрения-интуиции, с одной стороны, реализуясь, «возделывают» самого индивида, формируя его внутренний сущностный мир, а с другой стороны, выражая присущую человеку как биологическому виду разумность, они разворачиваются как проведение мировой гармонии, обеспечивающей переход от биологического небытия к человеческому бытию. И регламент выступает в данном случае как «выход» к таким условиям посредством чувственного резонанса, в которых возникает явление прозрения-интуиции. Интуиция складывается при мобилизации филогенетических предпосылок духовной деятельности человека, так называемых бескорыстных потребностей - потребности в познании и альтруистической потребности действовать для других - определяющих «жизнь человеческого духа»'. Будучи обусловленными внутренней природой человека, его 'телесно-природными качествами, данные потребности основываются, в частности, на свойствах, связанных с высшей нервной деятельностью наиболее развитых млекопитающих. Это - стремление к новизне, любознательность, способность откликаться на эмоциональное состояние другой особи, коллективная забота о молодом поколении вплоть до актов самопожертвования. Они и образуют основания для формирования чувственности человека.
В момент высочайшего эмоционального напряжения, характерного для чувственного резонанса, индивид «мог поступить единственным возможным образом, который гарантировал его от опасностей, грозивших ему отовсюду»2. И эта единственная возможность заключалась в участии в коллективном действии на основе чувственного резонанса. «Оригинальность и своеобразие, допущенные им в отправлении элементарных человеческих функций были чреваты роковыми последствиями и для него и для всей общины. Вот почему основная задача культуры, заменившей ин-
1 См.: Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. - М., 1989. - С. 10-39.
Неомарксизм и проблемы социологии культуры. - М.., 1978. -С. 340.
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 293 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!