Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Право и государственная политика



Политика – это система отношений по поводу власти.

Власть – навязывание воли. Государственная власть – осуществление воли государства.

Воля государства проявляется в политическом господстве – как системе регулирования жизни общества (10-ть сфер общественной жизни).

Осуществление политики – завоевание, удержание и реализация власти – требует наличия условий:

• социальной силы, способной установить политическое господство – партии, организации или группы;

• ресурсной базы: технической, информационной, финансовой, силовой и др.;

• поддержки населения.

В силу этого, власть и политика неразрывны, они детерминированы друг другом.

Важнейшим ресурсом власти, наряду с экономическим, социальным, демографическим, информационным и др., является ПРАВО. Власть обладает правом устанавливать ЗАКОНЫ, НОРМЫ, регулирующие функциональную систему отношений в обществе (10-ть сфер общественной жизни). Главное, чтобы эти законы были правовыми – на основе равенства, свободы и справедливости. Это условие всестороннего целостного развития общества, без ущемления потребностей той или иной социальной группы, тем более института общества.

Взаимодействие ПРАВА и ПОЛИТИКИ определяется тем, что правовые нормы исходят от государства, которое является базовым институтом политической системы общества: государство – политические партии – общественно-политические движения – СМИ.

Поэтому потребности и интересы людей (производственные, образовательные, научные, бытовые, жилищно-коммунальные и т.п.), прежде чем стать правом, опосредуются государственной политикой – деятельностью законодательных органов государства: ФС РФ и президента РФ.

Другими словами, общественно-политические требования становятся правом лишь в той мере, в какой они закреплены в системе норм, гарантированных государством.

Государство использует потенциал права для достижения целей государственной политики, что наиболее ощутимо проявляется в сфере правотворчества и правореализации. Существует и другая зависимость: политика государства нуждается в правовой регламентации.

ИТИАК: политика влияет на право, а право – на политику.

Направления взаимовлияния права и политики:

во-первых, право воздействует на политику государства при его взаимоотношениях с населением или отдельными гражданами (например, через механизм референдума в праве получает своё выражение народная политика);

во-вторых, право определяет границы внутренней политики государства, в частности, его вмешательства в частную жизнь;

в-третьих, право выступает средством и способом осуществления внешней политики государства;

в-четвёртых, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную позволяет исключить произвол в государственной политике и утверждает право в качестве регулятора отношений между ветвями власти.

Надо иметь в виду, что принцип взаимосвязи права и государства проявляется только в демократическом государстве, обладающем государственным суверенитетом, легитимностью власти и формальным равенством граждан.

Государственный суверенитет – верховенство публичной политической власти, ограниченное неотчуждаемыми правами человека.

Легитимность государственной власти означает её общественное признание большинством населения, что обеспечивает авторитет власти.

Формальное всеобщее равенство предполагает общую для всех граждан возможность реализовать свои потребности на основе собственных способностей.

Вывод: чтобы «политика не была делом грязным», как иногда высказываются, необходимо, чтобы она, опираясь на право, отражала интересы большинства населения, являлась ценностной формой общественных отношений.

ПРАВО И ЗАКОН Анализ права и закона – это прерогатива философии права. Различение права и закона есть предмет философии права как науки о праве. Это главное. Частично разговор об этом мы уже вели, поэтому на деталях останавливаться не будем. Право как социальный феномен Право социально по своей сути, мы уже говорили об этом. Социально потому, что они появилось в процессе планетарной эволюции живого в социальное и развития социального в общественное и потому объективно. Равенство, свобода и справедливость – изначально интересовало людей в процессе их взаимодействия. Исторически право существовало как общественный институт в регулировании жизнедеятельности людей. Право было объективным фактором бытия людей первобытного общества. С появлением рабовладения и установлением государственности зарождается политика – как отношения по поводу власти, то есть навязывания воли.  

Навязывание (осуществление) воли требовало корреляции – такой корреляцией и должно было быть ПРАВО.

В различных общественно-экономических формациях (ОЭФ) ПРАВО проявлялось по-особому.

Поэтому требует детализации триада права: формальное равенство, свобода и справедливость, в анализе событий той или иной эпохи и конкретного политического режима – авторитарного, тоталитарного и демократического.

В Античную эпоху ПРАВО осмысливалось через справедливость и свободу.

В Средние века ПРАВО трактовалось теологически и было закреплено системой божественных догматов, отступать от которых было нельзя.

В Новое время ПРАВО постепенно выходило на человеческий уровень через осознание свободы, как меры необходимого, и справедливости. Но проблем у правоприменения было очень много: господствовал закон.

В Новейшую эпоху ПРАВО находилось как под жестким тоталитарным диктатом (и не могло проявляться), так и пробивало себе демократическую дорогу в своём триединстве.

Таким образом, во все исторические времена, эпохи и режимы ПРАВО было социально. Другой вопрос, он заключается в том, что трактовка права была субъективной и от этого оно либо нивелировалось, либо становилось самим собою.

В философской интерпретации сущность права состоит в справедливой, свободной, формально равной для всех организации человеческой жизни и деятельности. Это возможно посредством НОРМАТИВНОСТИ ПРАВА через ЗАКОН. Но закон правовой, то есть его сущность должна соответствовать сущности права.

В противном случае право будет нивелировано, а любая деятельность противозаконна и аморальна. То есть всеобщая социальная сущность права будет искажена и представлена диктатурой в различных формах: хунта, фашизм, большевизм, персонализм (сталинизм, маоцзедунизм, муссолинизм, гитлеризм, полпотизм).

Признак права – соразмерность поведения и нормы, действий и требований, как общественных, так и естественных.

Не случайно в философии права уделяется первостепенное внимание человеку в естественном бытии и человеку в рамках общественного договора (юридических норм поведения).

В философии права, исходя из этой позиции, разработаны предметные понятия:

обычай – стереотип поведения (привычный для той или иной эпохи, формации, общества: уважение мнения старших, соборность, гостеприимность, священность);

правило – образец поведения или действия, принятый конкретным обществом (подчинение меньшинства большинству, при уважении мнения меньшинства; не навреди);

норма – узаконенное, признанное обязательным правило, установленное обществом и государством в целях регулирования общественных отношений (проведение учебных занятий по академическому часу – 45 минут; заседание президиума правительства РФ – по пятницам раз в месяц; ежегодный отчёт на профсоюзном собрании; уплата членских партийных взносов);

юридическая норма – форма определения и закрепления прав и обязанностей, носящих всеобщий характер и закреплённых соответствующим государственным документом (Кодекс РФ об Административных правонарушениях, Жилищный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ).

Можно с ответственностью утверждать, что ПРАВО – это социальный, человеческий феномен.

С развитием общества развивалось и право, а точнее правоприменение. Не менялась лишь его естественная триада – формальное равенство, свобода и справедливость.

Сегодня общее ПРАВО подразделяется на трудовое, семейное, гражданское, уголовное, акционерное, экологическое, военное, конституционное, международное и т.п.

Естественное ПРАВО через правовой ЗАКОН выступает регулятором общественных отношений.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1314 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...