Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Элементный аспект правовой реальности



Элементный аспект подхода к правовой реальности представляет совокупность материально-духовных факторов.

Элементами правовой реальности выступают 1) правовые учреждения, 2) правовые отношения и 3) правовое сознание.

Правовые учрежденияспециально созданные государством органы (учреждения), которые регулируют правовые отношения, формируют у граждан правовое сознание, обеспечивающие правопорядок, функционирование права, принятого в государстве.

Это – суды, прокуратура, исправительно-трудовые учреждения (система ФСИН), органы дознания и т.п.

Исследованием правовых учреждений занимается юридическая дисциплина «Правоохранительные органы».

Правовые отношенияэто все социальные взаимодействия, детерминированные правом.

Они охватывают всю систему общества. Право выступает формой общественных отношений, оно регулирует систему общественных отношений.

10-ть сфер жизни общества – системообразующих её институтов, каждому присуща своя правовая специфика.

Например, в экономике – экономические отношения производства, потребления, распределения и обмена товаров и услуг получают своё закрепление в правовых нормах (законах): внутренних и международных. На основе юридических законов заключаются договоры на осуществление определённых экономически обоснованных и юридически выверенных операций. Если юридические договоры несовершенны, то могут возникать коллизии (в частности, в январе 2009 г. между Россией и Украиной на поставку газа в Европу). Экономические отношения буквально пронизаны правовыми отношениями, хотя первые и объективны и не зависят от воли и сознания людей. Однако правовые отношения (как духовные) активно влияют на экономику – тормозя или ускоряя её развитие (мировая рецессия, финансовый кризис конца 2008 -2009 годов это реально показал. Необходимо менять правила, т.е. законы игры на международных рынках: не может быть одного монопольного центра в США, бесконтрольного печатания бумажных денег, игнорирования экономических интересов других стран, огульного вмешательства государства в экономические процессы и в то же время отсутствия государственного контроля и т.п.). Правовая база не всегда поспевает за объективно ускоряющейся экономикой с её научными новациями, технологиями и т.п. А иногда под экономические интересы конкретных групп подстраивают законодательные акты; тогда экономика буксует, возникают кризисные явления.

Кроме 10-ти сфер жизни общества и системы, присущих им и между ними, отношений, регулируемых юридическими нормами, существуют и иные отношения, требующие правового регулирования:

• политические, через Конституцию РФ;

• семейные, через Кодекс о семье и браке;

• демографические, через Конституцию РФ;

• национальные, через Конституцию РФ;

• конфессиональные, через Конституцию РФ;

• международные, через систему международных правовых актов, устав ООН, двусторонних и многосторонних международных договоров.

Важнейшая роль в системе правовых отношений отводится государству как правовому институту и субъекту права.

Государство – правовая политико-экономическая организация общества. Поэтому правовые отношения тесно переплетены с политическими отношениями, с существующей политической системой общества и политическим режимом, как механизмом властвования: авторитарным, тоталитарным, демократическим.

В большой степени правовые отношения связаны с моралью, нравственными отношениями в обществе.

Менталитет народа (нации) как мера его духовных ценностей, исторически формировался в процессе многогранной деятельности людей, впитывая в себя всё нравственно возвышающее, политически значимое, юридически необходимое.

Правовые отношения всегда связаны с деятельностью, ибо любые отношения возникают только в деятельности и реализуются через деятельность. Именно в деятельности проявляется субъективная сторона правовых отношений.

Несоответствие правовых отношений изменившимся экономическим, политическим, демографическим, экологическим, международным и иным условиям порождает конфликтные ситуации, ведёт к обострению социальных противоречий. В истории страны и мира таких примеров достаточно: 1) 1917 год – государственный переворот в России; 2) начало 90-х ХХ века – развал СССР; 3) отсутствие международного экологического Договора приведёт к всеобщему планетарному экологическому кризису; 4) нерациональное использование водных и земельных ресурсов планеты приведёт к голоду и гибели значительной части человечества: появился термин – «золотой миллиард» – т.е., те, кто сможет выжить в условиях нехватки ресурсов для жизни.

ИТАК: правовые отношения формируются в процессе деятельности индивидов и социальных групп, регламентированной правовыми нормами.

Эти отношения являются объективными, но имеют субъективное выражение.

Правовое сознаниесовокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей и социальных групп к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным и неправомерным.

Правовое сознание является идеальным отражением правовой картины мира в социуме. В связи с этим выстраивается деятельность социальных групп и институтов, выстраивается система правовых отношений. Правосознание и предметный мир взаимосвязаны, поэтому существует обратная связь, когда правовое сознание способно замедлять или ускорять ход материальных процессов.

В связи с этим, правосознание выступает одной из форм общественного сознания наряду с экономическим сознанием, политических сознанием, нравственным сознанием, научным сознанием, художественным сознанием, оборонным сознанием и т.п.

Правосознание существует на двух уровняхтеоретическом и обыденном.

На теоретическом уровне оно представляет собой систему научных знаний о праве (правовую науку – юриспруденцию) и правовую идеологию.

Правовая наука опирается на установленные законы развития правовой реальности. У неё есть свой предмет, закономерности, категориальный аппарат, методы и функции. Государство уделяет всегда самое серьёзное внимание подготовке высококлассных юристов – практиков (судей, адвокатов, прокурорских работников, следователей и т.п.), учёных, законодателей.

Правовая идеология – система правовых взглядов, основывающихся на определённых социальных и научных позициях. В современных условиях её роль должна возрастать, так как в процессе «псевдодемократизации» произошло много событий исказивших истинную ценность права и соблюдения юридических норм. С экранов телевизоров «выливается» негатив: убийства, изнасилования, коррупция, воровство, бытовая распущенность и т.п. А ответственные за правоприменение сами в числе ярых нарушителей, закона не добиться правовым путём. Это не укрепляет, а расшатывает правосознание людей, делает их либо пассивными наблюдателями, либо они становятся участниками антиправовых действий (скинхеды, «крышеватели», националисты, псевдоболельщики – спортивные фанаты и т.п.).

На обыденном уровне правосознание предстаёт как эмпирическое и психологическое.

Эмпирические правовые знания – это знания, полученные субъектом на основе собственного жизненного опыта в различных правовых ситуациях: бытовых (сосед с соседом, шум в квартирах, музыка, гулянки); в ходе ДТП (умышленно «подрезали», скрылись с места аварии); продали некачественный товар; обокрали; избили на улице и т.п.

Психологическую сторону правосознания составляют привычки, чувства, эмоции людей в отношении правовых явлений. Правосознание включает знание действующего права, его основных принципов и требований, но не сводится к нему; для правосознания важен оценочный момент и поведенческие установки. В отличие от правовой идеологии в правовой психологии меньше группового, политического интереса, а больше именно человеческого. Формируясь стихийно, в основном опытным путём, она более консервативна, чем идеология, и менее подвержена изменениям в связи с приходом к власти новых правителей.

Существует как общественное, так и индивидуальное правовое сознание. Они не идентичны.

Различие проявляется в том, что отражается в сознании:

• в общественном правовом сознании отражение правовой реальности в целостном общественном восприятии;

• в индивидуальном правовом сознании отражается индивидуальный мир личности, индивидуальная правовая реальность, с которой человек соприкасается.

• индивидуальное сознание субъективно, а общественное сознание выступает по отношению к нему объективно, потому как существует независимо от его воли и желания.

• в индивидуальном и общественном сознании могут быть разные ценности: то, что поощряется обществом, не всегда оценивается индивидом (в советское время это жестко подавлялось).

Индивидуальное сознание никогда не охватит всего сознания общества, оно ограничено знаниями, чувствами, эмоциями конкретного человека. В то же время индивидуальное сознание гораздо «богаче» общественного, оно включает конкретный жизненный опыт человека, личностные переживания, эмоции, симпатии и антипатии.

Гармоничная взаимосвязь общественного и индивидуального сознаний – залог здорового правового сознания общества.

Функции общественного правосознания:

регулятивная – обеспечивает систему руководства в повседневной жизни правовыми нормами, что способствует согласованности в действиях всех субъектов права (по сферам);

гносеологическая – позволяет познать природу правосознания и способность человека на его основе выстраивать своё правовое поведение;

аксиологическая – помогает оценить правовые явления, содержание юридических законов и норм, состояние законности и правопорядка в обществе;

онтологическая – проявляется в том, что правосознание само является бытием человека и человечества, что оно существовало до и независимо от конкретного человека в качестве «объективно существующих и значащих правил»;

прогностическая – функция правосознания, выраженная в заинтересованности социальных субъектов в своём правовом будущем.

ПРАВО И ВЛАСТЬ Воля и власть Давно замечено, что взаимосвязь права и власти опосредуется волей. Одним из первых философов, кто серьёзно занимался этим вопросом был Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он представлял волю как «хотение», «желание», утверждая, что всякое действие человека является свободным, даже если он его совершает под влиянием страсти. С этих позиций Аристотель подверг критике тезис Сократа: «Никто не делает зла по своей воле». По мнению Аристотеля, если следовать этому тезису, то человек не властен над собой и поэтому не несёт ответственности за свои поступки. Между тем, указывал он, «пьяных считают виновными вдвойне», так как во власти человека «не напиться». Аналогично с этим, отмечал Аристотель, правосудие наказывает «за неведение в законах чего-то такого, что знать положено и нетрудно». Таким образом, человек ответственен за свои поступки, реализующие его желание.  

Но желания одного не всегда совпадают с желаниями другого. Конфликт человеческих желаний ведёт к свободе воли: способности человека осуществлять выбор добра и зла, добродетели или порока (Аристотель).

Важна мысль античного философа о том, что добродетель предполагает не только активную волевую деятельность человека, но и «известное состояние души», делающее совершаемое действие «целью самой по себе». Другими словами, высшие ценности не существуют для достижения чего-либо помимо самой ценности, добро должно совершаться ради добра, а справедливость – ради справедливости.

Августин Аврелий (Блаженный) (354-430 гг.) считал волю внутренним фактором, «свободным произволением». Говоря о таких «аффектах души», как вожделение, страх, радость, печаль, Августин полагал, что именно в них пребывает воля, а сами эти чувства рассматривал как «пробуждения воли». «Ибо чем могут быть вожделения и радость, как не волей одобрять то, чего мы хотим? И чем могут быть страх и печаль, как не волей не одобрять то, чего мы не хотим?» – спрашивал Августин в своём трактате «О граде Божьем». («град земной – государство, град Божий – Церковь»).

Иммануил Кант (1724-1804 гг.) также обращался к воле как к способности человека, разрабатывая теорию нравственного и правового императивов.

В своих работах «Основы метафизики нравственности», «Критика практического разума», «Метафизика нравов» он рассматривал волю как источник, основание человеческих поступков и всей жизнедеятельности.

Кант считал автономную волю высшим принципом нравственности, так как «она сама для себя закон». Он исследовал волю с разных позиций: как «сознание своей причинности в отношении поступков»; как «практическое сознание»; как «способность чистого разума», выступающая внутренней причиной поступков.

Именно воля лежит в основании нравственного категорического императива: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

В свою очередь, полагал Кант, закон должен определять волю. Он писал, что законосообразность вообще есть то, что служит и должно служить воле принципом. Воля подчиняется «велению» разума, а формула веления называется императивом – безусловным требованием.

Георг Гегель (1770-1831 гг.) рассматривал проблему воли как одну из важнейших философско-правовых проблем в своей «Философии права».

Он подчёркивал неразрывность воли и права, рассматривая право как «наличное бытие свободной воли». Волю определял как основанную на потребностях и желаниях личности, государства, народа способность действовать, реализовывать поставленные цели.

Воля у Гегеля выступает одновременно и единичным – как внутренняя способность индивида, и всеобщим, так как она выражает мотивы, намерения и цели других людей: членов семьи, гражданского общества и государства.

Всеобщность воли проявляется в том, что она нацелена на выбор, зависящий от различных факторов неопределённости. Именно эта неопределённость и делает волю абсолютно несвободной. Взаимосвязь всеобщей и единичной воли характеризует взаимосвязь прав и обязанностей. У Гегеля наличное бытие всеобщей воли – это закон, а личное бытие индивидуальной воли – исполнение гражданами своих прав и обязанностей.

Как диалектик Гегель не мог не заметить, что воля постоянно оценивается человеком, пересматривается, меняется, а при определённых обстоятельствах может приобретать форму произвола. Произвол – это воля, «обусловленная естественными влечениями», определяющая себя как «свобода», уверенная, что сущность её состоит в том, «чтобы делать всё, что угодно».

Фридрих Ницше (1844-1900 гг.) рассматривал волю как инстинктивную способность всего живого к самосохранению и развитию и подразделял её на слабую и сильную.

Слабая воля проявляется как рассогласованность инстинктов, отсутствие единства, целеустремлённости, властности. Слабая воля – удел «толпы».

Сильная воля координирует действия других, обеспечивает ясность и определённость развития общества, но ею обладают только избранные. Следовательно, только сильная воля обязательно ведёт к установлению власти.

Поэтому центральное место в ницшевской картине мира занимает «воля к власти» как вселенское начало, как главный двигатель жизни.

Отсюда у него и трактовка переоценки ценностей как выражения воли к власти. Рассуждения о сверхчеловеке не как о чудовище, а именно человеке мыслящем и действующем после смерти Бога и преодолевающем нигилизм во всех его видах (нигилизм – полное отрицание всего общепризнанного). Не в том смысле, что он хочет теперь сам, а не по воле Бога, стать повелителем всего сущего – это желание всё ещё «слишком человеческое». Сверхчеловек – воплощённая воля к становлению, к творчеству (креативность), которая предполагает и факт собственной конечности: он, сверхчеловек, потому и сверхчеловек, что пытается преодолеть в себе человеческое, свою ограниченность во всех её аспектах – ограниченность срока жизни, ограниченность силы, ограниченность знания и т.п. Поэтому главное – это воля, воля во всём, прежде всего к власти.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 879 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...