Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Правопорядок и повседневная реальность



Общество – это люди, осуществляющие деятельность (10-ть сфер общественной жизни).

Поэтому повседневная реальность через сферирование не мыслима без правопорядка. Само право представляет собой систему общественных отношений как регуляторов общественной жизни.

Правопорядок – социальная интеграция индивидов, групп и институтов в рамках общества, обеспеченная правом.

Это координация всей общественной деятельности субъектов права: от индивида до государства на основе права.

Функциональная связь, взаимодействие всех компонентов общества: от индивида до института обеспечивается правом и представляет собой правопорядок. Правопорядок – это социально-функциональная гармония общества, обеспечивающий его развитие.

ЕСЛИ ТАКАЯ ГАРМОНИЯ ДОСТИГНУТА – ОБЩЕСТВО РАЗВИВАЕТСЯ, ТО ЕСТЬ ВСЕ ЕГО КОМПОНЕНТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫ.

Иными словами, состояние правопорядка, т.е. доминирующий способ его бытия, зависит от характера функционального равновесия между взаимодействующими социальными субъектами. Собственно, существование правопорядка и вызвано необходимостью поддержания определённого равновесия между ними:

• воспрепятствования возможным отклонениям от правовых норм в функционировании социальных субъектов;

• своевременной корреляции самих правовых норм (законов);

• прогнозирования и оптимального разрешения возможных социальных конфликтов: этнических, групповых, семейных, демографических, международных и т.п.

Повседневность, повседневная реальность – это и есть состояние порядка (или отсутствие такового) в действиях социальных субъектов, субъектов права.

Повседневность, повседневный порядок – явление сложное, включающее всю реальность общества по 10-ти сферам и всем областям жизни общества.

Мир повседневности – это мир человеческих индивидуальностей в институциональности, через череду деятельности: субъект – объект – средства – процесс – условия – результат – система – среда. Кроме того, мир повседневности наполнен национальными, конфессиональными, семейными, этическими, нравственными особенностями.

Человека в повседневной реальности всегда непосредственно затрагивает и интересует право – на достойную жизнь, свободу, равенство и справедливость.

Иными словами, правовые аспекты присутствуют в любой функциональной сфере и области жизни, а их содержание охватывает естественное право человека.

Всё остальное – власть, законы, правопорядок – человек оценивает сквозь призму своей повседневности на «правильное – неправильное», «законное – незаконное». Одновременно повседневность для человека сопровождается стандартизацией его поведения. Это ДИАЛЕКТИКА.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА   Правовая культура: сущность и структура Культура как социальное явление многомерна. Культура – это всё то ценностное, что явилось продуктом исторической деятельности людей. Поэтому и аспектов изучения культуры множество – философский, политологический, экономический, психологический, эстетический и другие. Соответственно – прикладной и теоретический. «Философия права» исследует культуру в нормативном, аксиологическом и социально-философском аспектах. Нормативная парадигма культуры предполагает рассмотрение её как образа жизни общества, детерминированного социальными нормами: моральными и правовыми, прежде всего. Аксиологическая парадигма включает в культуру систему ценностей, созданных обществом (условно – материальных и духовных). В этом смысле культура предстаёт как целеполагающая деятельность по созданию ценностей (по 10-ти сферам и областям жизни общества).

Социально-философская парадигма культуры представляет её как универсальный феномен общества, включающий в себя онтологический, антропологический, социальный, гносеологический, аксиологический, методологический подходы к ней и позволяет адекватно определить правовую культуру общества как один из её системных элементов в целом.

Традиция связывать культуру с развитием человека и общества берёт начало в философии эпохи Возрождения и Нового времени. Именно в это историческое время воспитание и образование (просвещение) начинают рассматриваться как средство формирования культуры.

Ведущие умы XV-XVIII веков видели в культуре качественно новое состояние общества, которому свойственны:

во-первых, просвещённое сознание;

во-вторых, особое поведение его членов – доброжелательное, обходительное, человеческое;

в-третьих, совершенное законодательство.

Поэтому можно с определённой уверенностью утверждать, что именно в этот период времени, когда религиозная (жёсткая, однозначная) регламентация общественной жизни постепенно утрачивает свою силу, обретает гуманистические характеристики правовая культура.

В социально-философском смысле правовая культура рассматривается как особое общественное явление, свидетельствующее о качестве правового состояния общества, как способ организации и развития жизнедеятельности человека через правовые нормы, юридические законы и цивилизованность.

В гносеологическом плане правовая культура характеризуется знанием социальными субъектами своих прав и обязанностей, действующих юридических законов.

В онтологическом аспекте правовая культура получила своё предметное поле бытия как способ осуществления деятельности, позволяющий учитывать многообразные потребности общества и увязывать их в функциональном единстве.

В социальном и антропологическом планах правовая культура заключалась в гуманистической направленности правоохранительной и правоисполнительной деятельности государства, в широком интеллектуальном проявлении правотворческой деятельности субъектов права.

В методологическом аспекте правовая культура выражалась в деятельности по неукоснительному соблюдению правовых норм и юридических законов.

Система правовой культуры (структурированный состав)

Существуют разные основания: • вещно-процессуальные, • теоретические и практические, • личностные и групповые. Мы остановимся на сферном определении структурных компонентов правовой культуры – 10-ть оснований: экономическое и экологическое, управленческое и педагогическое, научное и художественное, медицинское и физкультурное, оборонное и общественной безопасности.

Каждый компонент имеет свои особенности.

В экономике – это ориентация на производство, потребление, распределение и обмен товаров и услуг.

В экологии – это природосохранение, природовосстановление, природорасширение и защита человека от разрушительного влияния природной стихии.

В медицине – это диагностика, профилактика и лечение.

Итак, по всем 10-ти сферам жизни общества – системообразующим институтам общественной жизни.

Правовая оценка даётся людьми по каждой сфере, исходя из собственного ощущения принципа формального равенства, качества справедливости и формы свободы. Чем выше уровень свободы, равенства и справедливости, тем выше уровень правовой культуры Человека и Общества.

Одновременно, есть общие правовые, юридические установки, касающиеся всех сфер человеческой жизни и деятельности: равенство, свобода, справедливость; функциональную взаимозависимость и взаимодополняемость сфер, без ущемления или однобокого развития какой-либо одной – т.е. в гармонии.

Носителем правовой культуры выступает народ.

Правовая культура живёт правосознанием народа, которое и определяет её содержание (по 10-ти сферам общественной жизни).

Правовая культура личности и правовая культура народа – явления взаимообусловленные (хотя и не сводящиеся друг к другу). Главным в содержании правосознания общества является отражение подлинно человеческого, духовного, основанного на ПРАВЕ.

Духовность присуща всем формам общественного сознания, в том числе и правосознанию, так как отражает социально-осознанное (в отличие от животного мира – рефлексорного).

Правовая культура через правовое сознание – духовность – охватывает все ценности человечества и человека – добро, истину, красоту, свободу, справедливость, равенство, ответственность, долг, патриотизм.

Правовая культура с развитым правосознанием всегда опирается на государство:

• граждане должны ощущать на собственном опыте, исходя из своих прав и свобод, духовную силу государства;

• государство призвано обеспечить формальное равенство, свободу и справедливость граждан, посредством правовых законов.

Здесь во многом важен политический режим, как механизм осуществления государственной власти.

Правовая культура народа во многом зависима от авторитаризма, тоталитаризма и демократии в стране. Тоталитарное государство не создаёт правовой культуры, а разрушает её, сознание людей направлено на раболепство, бездумную исполнительность, а не на творчество.

Демократия должна доказывать своё превосходство в становлении истинной правовой культуры, правового сознания.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 971 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...