Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Исторические примеры



Мэн-цзы (372-289 гг. до н.э.) – последователь Конфуция, утверждал, что принципиальное отличие человека от животного заключается в том, что человек умеет соблюдать определённые нормы взаимоотношений со своими собратьями.

Древнеиндийские мыслители полагали, что деяния человека предопределены «драхмой», т.е. «законом», обязательным для исполнения.

Античная философия. Сократ в ряду трёх главных добродетелей человека называл справедливость – знание, как соблюдать божественные и человеческие законы. Аристотель в «Никомаховой этике» отмечал, что «человек по природе существо общественное», а посему обязанное подчиняться установленным в обществе нормам и отличать справедливость от несправедливости. В «Политике» он отмечал, что «человек, по природе своей, существо политическое», т.е. участвующее в делах государства как гражданин.

В Средневековье вся христианская догматика строилась на соблюдении человеком божественных заповедей, теологических установок. А в факте грехопадения Адама и Евы видели причину асоциальных поступков. Об этом говорил Августин Блаженный.

Эпоха Возрождения. Т. Гоббс связывал правовые характеристики человека с договорной теорией возникновения государства: между гражданами и властью, как средством пресечения антиобщественных явлений: соперничества, войн, жажды славы (завышенное тщеславие) и т.п.

Классическая немецкая философия XVIII в. И. Кант рассматривал человека как существо, с одной стороны, подчинённое природной необходимости, а с другой – нравственно свободное. Это существо нуждается и в воспитании. Юридический вариант категорического императива Канта: поступай так, чтобы твоя свобода не ограничивала свободы других.

Иррационализм XIX в. оригинально трактовал правовые характеристики человека. А. Шопенгауэр выделял два пути преодоления страданий, вызванных невозможностью удовлетворить желания: либо аскетизм и умерщвление своих желаний, либо эгоизм и вседозволенность.

В русской философии главным правовым качеством человека считалась свобода. Об этом писали Вл. Соловьёв, Н. Бердяев, К. Леонтьев, П. Флоренский и другие мыслители. Ф. Достоевский отмечал, что свобода может перерастать в своеволие, ведущее к преступлению. Поэтому обретение свободы ещё не даёт объективной характеристики человека как правового существа.

ИТОГ: с переходом от первобытнообщинной организации общества к государственной образуется новая система социальных взаимоотношений, основанных не на обычаях, а на правовых нормах. Человек не существует вне правового поля, а его умение действовать в рамках права, быть правовым существом характеризует его как личность.

Право само не действует, действуют люди (именно свободные люди), которые в своих взаимоотношениях выступают как субъекты права. Здесь правоспособность и правосубъектность людей выступают не только как правовые характеристики свободных индивидов в их отношениях, но и как необходимые формы осуществления этой свободы людей.

Эти формы могут быть самые разнообразные: союзы, ассоциации, разнообразные социальные, политические, национальные и государственные образования – «юридические лица», которые также как «субъекты права» действуют со всеми вытекающими последствиями. Это может быть возможно только в правовом государстве, которое выступает как механизм регулирования системы правовых отношений свободных людей – личностей.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 432 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...