Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Механизм формирования правовой личности



Формирование правового человека – процесс воспитания и развития его правовых знаний (образование), умений (обучение) и установок (воспитание).

Факторы, влияющие на этот процесс:

• общественные (внешнее влияние на индивида)

• индивидуальные (внутренние, личностные).

Механизм формирования правового человека определяется двумя процессами:

• интернализацией, • социализацией.

Интернализация – это правовое воспитание.

Социализация – освоение человеком ценностного опыта общества (цивилизации).

Интернализация и социализация – взаимосвязаны.

Интернализация осуществляется на основе общественной потребности в регулировании поведения и деятельности людей.

Быть правовым существом – человеком, личностью, персоной – значит в субъективной форме отражать – сознанием, и выражать – действием, объективную взаимообусловленность общества и человека.

Общество создано в процессе деятельности людей и постоянно нуждается в регулировании, координации.

Эта нужда выступает как социальная (индивидуальная) необходимость и общественная (всеобщая) потребность.

Средством интернализации является система правовых норм – Конституция РФ, законы, кодексы, подзаконные акты, указы президента РФ, постановления правительства РФ, – ориентирующих человека на конкретные образцы поведения и одновременно ограничивающих его деятельность определёнными правилами и рамками.

Подкрепляя те или иные формы поведения (экономические и экологические, управленческие и педагогические, научные и художественные, медицинские и физкультурные, оборонные и госбезопасности) различными санкциями – поощрения или принуждения, – общество через свои институты воспитывает человека в правовом отношении.

Нормы права являются общеобязательными правилами поведения для всех членов общества независимо от того, соответствуют ли такие правила потребностям и интересам конкретного индивида. В силу этого существует дисгармония общественных и личных интересов, в силу этого устанавливаются санкции в отношении нарушителей принятых норм. В частности, Кодекс РФ об административных правонарушениях (введён в действие Законом РФ с 1 июля 2002 года): гл.5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан»; гл. 6. посягающие на здоровье, общественную нравственность; гл. 12. в области дорожного движения и др.

Нормы права определяют модель должного – нормативного – поведения, которая обязывает поступать так, а не иначе, делать то, но не делать этого. Степень усвоения норм и следования их требованиям и характеризует человека как правовое существо.

Правовое регулирование и воспитание правового человека не исчерпывается воздействием на него институтами общества и государства (по 10-ти сферам жизни общества) через системы норм и оценок. Правовые нормы невозможно конкретизировать до каждой уникальной ситуации, и человек вынужден сам принимать решения в рамках общепринятого деления: справедливо – несправедливо, законно – незаконно. Нормы – программируют вектор социального поведения. Но у человека есть свои потребности, интересы и они не всегда совпадают с государственными (мы не берём криминал, а индивидуальные запросы – бытовые, дворовые, садовые, художественные и т.п.).

В этом плане гармонизация общественных и личных интересов зависит, прежде всего, от понимания человеком диалектики прав и обязанностей.

Человек как правовое существо обладает правами и обязанностями.

Обязанности без прав – это рабство, тоталитаризм; права без обязанностей – анархия, «беспредел». Общество не может нормально развиваться, а человек быть правовым существом, если люди свободны от обязанностей и лишены прав.

Реальное соотношение прав и обязанностей предопределяется характером политической системы общества и её механизмом – политическим режимом: авторитарный (монархия), тоталитарный (социал-большевизм, фашизм, теократизм), демократический. Плюс: в переходные исторические периоды появление теневых (криминальных) структур, деление народа на «псевдоэлиту» и «чернь», где одним закон не писан, а другие бесправнее и не защищены от любого произвола, в том числе и государственного, чиновничьего, лоббистского.

Важным регулятором деятельности человека и средством его воспитания как правового существа выступают правовые отношения. Их формирующая роль выражается во включённости человека в систему правоотношений, которая сложилась в обществе, в государстве. У нас – в России, либо – на Украине или в Грузии, в США или в Европе.

Эти отношения обусловливают права и обязанности своих граждан, а также всех институтов как субъектов права на основе предъявляемых к ним как исполнителям, требований и предусматривающих систему контроля за исполнением.

Вторая составляющая формирования правового человекасоциализация, как в широком – усвоение всего накопленного ценностного (положительного) опыта человечества, так и в узком – непосредственно правового опыта.

В процессе социализации индивид усваивает:

социальные нормы – правила жизни, принятые в обществе (по сферам): честность, порядочность, трудолюбивость, профессиональность;

социальные ценности – право на жизнь, на заслуженную старость, права материнства и отцовства, право на образование и медицинское обслуживание, право на труд и отдых;

идеалы – патриотизм, любовь к Родине, достижение высот в профессиональной деятельности (подражание гражданским авторитетам – Ю. Гагарину, Г. Жукову, Д. Медведеву; спортсменам – Е. Малкину, А. Аршавину, Ф. Емельяненко, М. Шараповой, Е. Исинбаевой);

стереотипы поведения – взаимопомощь, взаимовыручка, соборность, чувство долга, ответственность.

Благодаря усвоению этих социальных констант человек становится полноправным членом общества, способным действовать по принятым в обществе правилам.

Социализация осуществляется по двум направлениям (в социально-психологическом плане):

интериоризация и экстериоризация.

Интериоризация – перевод внешних требований социальной среды (в т.ч. правовой) во внутренний мотив (потребность) действия.

Социализирующее воздействие правовой среды реализуется через следующие механизмы:

информационно-образовательный – деятельность по внедрению в сознание (индиктринация) правовой информации: законов, указов, постановлений, инструкций, правил и т.п. (должностных стереотипов действия);

стимуляционный – материальное и моральное поощрение, побуждающее человека к определённой деятельности (премии, надбавки, грамоты, медали, доска почёта, публикации, почётные звания и т.п.);

регулятивно-контролирующий – система правовых эталонов поведения и действия (по сферам). Деонтических – предписывающих (внутренние правила: распорядок дня в армии, регламент на предприятии); недеонтических – воодушевляющих, «привлекательных» (вечернее платье и фрак на приёмах, ковровая дорожка при встречах, рукопожатие, объятие и т.п.);

организационно-регулирующий – основан на социализирующем воздействии прав, обязанностей и полномочий человека в коллективе, вытекающих из его общественного положения и выполняемых функций.

Первые три механизма социализации связаны с усвоением правовых знаний, формированием правовых убеждений и ценностных ориентаций. Человек формируется как правовая личность.

Четвёртый механизм ориентирован на получение человеком опыта правового поведения.

Экстериоризация – способность индивида к практической реализации собственных потребностей и достижению поставленной цели на основе усвоенного социального опыта и принятых в обществе правовых норм.

ИТАК. Формирование правового человека идёт по двум каналам – через механизм воспитания (интернализация) и социализацию.

Содержание и методы формирования такой личности зависят от политической системы общества, уровня её экономики, в целом культуры, в том числе и правовой.

В целом правовой человекэто личность, обладающая сознанием, сложившейся психикой, личной культурой и способная к деятельности.

Социально-правовым показателем такой личности является её дисциплинированность.

Дисциплинированность – это умение (способность) человека выполнять принятые в обществе правовые и моральные правила.

Степень дисциплинированности представляет человека как правовое существо. Он способен объективно соотносить свои потребности с потребностями общества и потребности общества с собственными потребностями без осложнений и конфронтаций.

ПРАВОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Реальность и бытие человека Понятия реальности, действительности, бытия – это уровень философского мышления. Значимость этих понятий в том, что они позволяют через общее понять единичное, которое гораздо богаче и насыщеннее общего, потому что выражает специфическую конкретику, присущую человеку как индивидуальности, как личности. Бытие относится к онтологическим категориям философии. Онтология – учение о бытии. Бытие – это то, что есть. Оно представлено в актуальном и потенциальном понимании, то есть – оно триедино. Актуальное бытие – это настоящее. Потенциальное бытие – это то, что было и то, что будет. Прошлое, настоящее и будущее в своём единстве формируют реальность, действительность. Реальность – это совокупность существовавшего, существующего и могущего существовать в универсуме: в природе и обществе.  

Та часть реальности, в которую включён человек, именуют жизненным пространством, жизненным миром, представляющим сферы общественной жизни. Их 10-ть – экономика и экология, управление и педагогика, наука и искусство, медицина и физкультура, оборона и общественная безопасность. Мы о них говорили ранее. Сферы жизни общества – это её системообразующие институты, связанный функционально. Право представляет форму общественных отношений с конкретным содержанием правовых норм для каждой сферы в отдельности и общества в целом.

Специфика теоретических подходов к пониманию реального бытия и его форм.

• УНИВЕРСУМ, как абстрактная философская категория, обозначающая всю объективную реальность, для человека представлен как МИР – духовно освоенный человеком универсум и как СРЕДА – предметно освоенный человеком универсум. Это и есть формы реальности человеческого бытия, наполненные соответствующим содержанием.

• Немецкий философ Николай Гартман в своём сочинении «Строение реального мира» установил четыре формы реальности: духовная, психическая, живая природа и неживая природа. В таком представлении мир у него выступает как единство материального и духовного, как комплекс природного и социального.

• Английский философ Карл Поппер (1902-1994 гг.) в книге «Логика и рост научного знания» называл три мира: физический, ментальный и мир идей.

• Марксизм – К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли общественное бытие в особую систему, представляющую собой материальную жизнь общества.

• Немецкий философ Юрген Хабермас, рассматривая реальность с позиций жизненного мира человека, разделяет её на:

объективный мир – материальную и целенаправленную реальность;

субъективный мир – мир чувств, надежд, намерений;

социальный мир – мир норм и оценок.

Первый и второй – это повседневная реальность человека: закупка продуктов и приготовление пищи, уборка квартиры, работа, учёба, встречи и т.п. Во всех этих ситуациях человек ищет основания для разумного выбора, сообразуясь с условиями и собственными способностями.

Повседневной реальности противостоит нормативно-оценочный мир, подчиняющий человека, диктующий ему моральные, правовые, политические, традиционные и иные правила и требования, регламентирующие его бытие:

√ с определённого возраста можно идти в школу

√ когда можно вступать в брак

√ употреблять спиртные напитки (в США с 21 года)

√ привлекаться к уголовной ответственности

√ участвовать в выборах органов власти

√ предписывает как вести себя по отношению к женщине и старшему (Кун-цзы в Китае – ритуалы, почитание родителей и т.п.)

√ к нуждающимся в помощи (в ДТП, стихийные бедствия – МЧС).

По отношению к конкретному индивиду системный мир выступает как объективный и субъективный.

С одной стороны, он «подлинно есть», т.е. реален и требует от человека конкретных действий. С другой – его можно и «обойти», не заметить. Поэтому объективная сторона как бы беднее субъективной стороны мира, в котором проявляется вся повседневная реальность.

Здесь уместна «концепция 10-ти сфер» общественной жизни и деятельности, для понимания сути реальности и месте в ней человека.

ДЕТЕРИМНАЦИЯ

потребности ↔ способности

↨деятельность ↨

отношения ↔ институты

Экономическая реальность – производство, потребление, обмен, распределение товаров и услуг.

Экологическая реальность – поддержание экосостояния, развитие – новые природные образцы, восстановление разрушенного природного слоя, защита от природных стихий.

Управленческая реальность – принятие и реализация решений.

Педагогическая реальность – образование, обучение, воспитание.

Научная реальность – создание нового, необходимого для жизни.

Искусство как реальность – художественная и художественно-прикладная деятельность, образность в произведениях.

Медицинская реальность – диагностика, профилактика, лечение.

Физкультурная реальность – физическое совершенство населения.

Оборонная реальность – поддержание на достаточном уровне Вооружённых Сил и оборонно-промышленного комплекса.

Общественная безопасность как реальность – создание условий для обеспечения международной и внутренней правовой гармонии силами и средствами специальных государственных институтов.

Выстроенная таким образом реальность как общественное бытие, представляет МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА, в котором человек проявляет себя как правовое существо.

Здесь необходимо отметить, что реальность жизни общества и человека двояка – она и материальна, и духовна. Потому, что создана человеком, прошла через его сознание. ЭТО ПРИНЦИПИАЛЬНО ДЛЯ ПОНИМАНИЯ.

Реальность человеческого бытия – это порождение человека, его историческое творение на основе общественных и индивидуальных ПОТРЕБНОСТЕЙ. Реальность системна и функциональна.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 3644 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...