Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Европейское средневековье занимает приблизительно около тысячи лет – с V века (4 сентября 476 г. Ромул Август отрекся от престола, что означало крушение Западной Римской империи) по XV век (1453 год – падение Константинополя).
Однако религиозная философия начала формироваться уже с первого века нашей эры, с Рождества Христова, когда теоретики и отцы церкви именно со II по V века разрабатывали и обосновывали христианскую философию в борьбе против различных направлений античной философии, против гностиков, манихеев, а внутри христианства против ересей.
Это была борьба за господство в душе человека веры против монопольного господства разума, логоса, воспетого античностью. Гносеологической причиной поворота европейской философии от разума к вере было определенное бессилие разума перед многими природными и общественными явлениями.
Но совсем освободиться от античного наследия христианство, конечно, было не в силах, настолько велики были достижения древних греков и римлян. Поэтому античная философия наряду со Священным писанием стала теоретическим источником средневековой философии.
Первым человеком, который «примирил» Библию с эллинской философией, иначе говоря, Логос с Богом, был Филон Александрийский (25 до н.э. – 50 н.э.)– наполовину христианский, наполовину языческий философ.
Аллегорический метод толкования мифов, использованный Платоном, был применен Филоном к тексту Ветхого Завета. Учение Платона о запредельном первоначале, превосходящем всякое бытие и всякое познание, было идеальной моделью для объяснения христианского учения о Боге. Опираясь на теории Платона и на учение Аристотеля об Уме-Перводвигателе и о категориях, Филон решал проблему соотношения источника бытия и его зримых проявлений.
Основной задачей христианского философствования являлся перевод глубинных интуиций религиозного мироощущения на язык понятий. Наилучшим образом это можно было сделать, опираясь на античное философское наследие. В первые века, в период патристики, когда строилось само здание религиозного философствования, сильным было скрытое идейное влияние Платона и римских неоплатоников, в частности, Плотина; в XIII веке главным философским авторитетом для христианских мыслителей стал Аристотель, которого так и называли «Философ»; наконец, XIV век характеризуется возвратом к наследию Платона и неоплатоников.
Огромным достижением христианства был отказ от античного циклизма или круга вечного возвращения и обоснование идеи нравственного прогресса, согласно которой история человечества мыслилась как отрезок времени между актом творения и Страшным судом.
Для средних веков характерно появление аскетизма и монашескихорденов, как носителей образованности и высокой нравственности. Многие выдающиеся религиозные философы были монахами и аскетами. Особо выделились францисканский и доминиканский ордена.
Вплоть до XIV века церковникам принадлежит монополия на философию, содержание которой пишется с точки зрения церкви. Источником познания объявляется не практика, а текст Библии, философиястановится догматической и превращается в служанку богословия. Вводится запрет на светскую научную деятельность.
Отныне все философские проблемы сосредоточены вокруг Бога, который сотворил мир за шесть дней из ничего. Религиозный догматизм перекочевал в философию. Появились новые формы философского творчества – комментарии к Священному писанию и другим религиозным официальным документам, а также исповеди, начало которым положил Августин Блаженный. Характерной особенностью исповедальной литературы была глубина любви к Богу и искренность авторов в их вере. Круг проблем, которые были в центре средневековой философии, менялся на протяжении средних веков, но на всех этапах ее развития (патристика, схоластика) неизменной была задача обоснования правоты религиозного мировоззрения.
Отсюда основные принципы средневекового философствования.[68]
Теоцентризм. В центре мировоззрения – Бог монотеистической религии – духовный личностный трансцендентный Абсолют, находящийся вне времени и вне пространства. Он – вместилище и источник всех ценностей: бытия, могущества, творчества, святости, добра, истины, красоты, любви. Бог триедин: Отец (абсолютное первоначало), Сын (Логос – смысловое начало), Дух Святой (животворящее начало). Бог-Сын – Христос соединяет на основе жертвенной любви всю полноту божественной и человеческой природы.
Креационизм. Бог является Творцом, он создал мир из ничего. В начале творения были Божественная Воля и Божественное Слово – Логос. Оно воплощено в Христе и в мире, открыто в Библии. Сущность трансцендентного Бога может быть познана только через его творение, то есть, через то, что он не есть.Однако мир, воплощающий Логос, упорядочен, поэтому возможно рациональное познание Бога и мира. Мир прекрасен, реален и создан благим, (то есть добрым) – субстанционально самостоятельного источника зла не может быть. В этом основа средневекового оптимизма.
Провиденциализм. Бог управляет миром, история – исполнение Божественного предначертания. События земной жизни имеют высший, божественный смысл. Ни один волос не упадет с головы без воли Божьей.
Персонализм – фундаментальный принцип христианской антропологии. В соответствии с ним каждый человек – личность, отношения между богом и людьми – прежде всего личностные, высшее из них – любовь. Бог творит человека по своему образу и подобию, наделяет разумом, речью, свободой выбора, властью над природой, дает каждому Душу и является ее Верховным Судьей. Люди созданы телесными. Тело – храм души, в нем и через него душа является, действует, творит, с ним неразрывно связана особенность, индивидуальность личности. С точки зрения персонализма понимаются положения веры о первородном грехе, искуплении, боговоплощении, спасении, воскресении. Человек – соединение образа Божьего и греховности. В его душе идет борьба добра со злом. Не по вине бога существует зло в мире. Главный источник зла – в неправильном выборе человека, в выборе греха. Наличие зла в мире не противоречит божественной благодати и всемогуществу. Бог не оставляет людей без помощи. Христос в его человеческой природе (она у него безгрешна) – идеал, его подвиг деятельной, сострадательной, всепрощающей любви – высочайший образец для личности.
Ревеляционизм – принцип откровения. Бог открывает человеку свою волю, глубочайшие смыслы, истины бытия; они запечатлены в Священном писании. В Библии – ключи к смыслам сотворенного мира (природного и человеческого), тайнам отдельной жизни и спасения. Принцип откровения определял во многом догматизм, авторитаризм, традиционализм теоретической культуры христианского средневековья. В философии ценились точность воспроизведения авторитетных идей, книжная эрудиция. В целях понимания Откровения развивалось искусство толкования священных текстов – экзегетика. В связи с этим разрабатывалась герменевтика – искусство толкования, семиотика – учение о знаках. Выделялось несколько основных уровней смыслов: как различается внешний и внутренний человек, а также телесный (буквальный), душевный (моральный) и духовный (божественный). Индивидуальное новаторство стало поощряться поздно, с XII-XIII вв.
Бертран Рассел выделяет характерную черту этого времени – дуализм в социальной и интеллектуальной сфере: духовенства и мирян; латинского и тевтонского начал; царства божьего и царства земного; духа и плоти; пап и императоров. Дуализм духа и плоти занимал главенствующее значение в христианском аскетизме IV и V веков.[69]
Наиболее спорные проблемы философии средневековья это проблемы «веры и разума», «доказательства бытия бога», «универсалий». [70]
Проблема соотношения веры и разума выступает на первый план в христианской философии.Главнаязадача соединить опыт мистического, молитвенного общения с Богом и существующие формы культуры, доказать правильность мировоззрения, основанного на вере. В такой философии мистицизм и рационализм взаимно дополняют и взаимно отталкивают друг друга. Преобладание мистического элемента в философии средневековья связано с традицией платонизма, рационалистическая составляющая – с влиянием Аристотеля.
Для средневековья является несомненным, что вера выше разума и это доказывается тем, что человеческий разум, принадлежит времени и ограничен, а божественный разумом, принадлежит вечности и безграничен. При соприкосновении веры и разума возникают три позиции:
1) «Верую, потому что нелепо» – знаменитая формула представителя апологетики Тертуллиана (около 160 – после 220 г. н.э.). Ему принадлежат парадоксальные слова: «Сын Божий распят – это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий – это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес – это несомненно, ибо невозможно». Эта позиция приводит к разрыву между теологией и философией. Подчеркивая пропасть между библейским откровением и греческой философией (Афинами и Иерусалимом), Тертуллиан утверждал веру, которая ищет вечную жизнь, именно в силу ее несоизмеримости с разумом, который ищет истину.
2) «Верую, чтобы понимать» – тезис гениального представителя патристики, Августина Блаженного (354-430), принимающего догматы веры без критики и без обоснования. Он ведет к поглощению философии ортодоксальной теологией. Представители богословской схоластики считали опасным для веры всякое обсуждение догматов, всякое прикосновение к ним логического оружия, даже самого несовершенного.
3) «Понимаю, чтобы верить» – принцип представителя средневекового свободомыслия, номиналиста Пьера Абеляра (1079-1142). Истины веры должны получать рациональное обоснование. Такая точка зрения ведет к поглощению теологии философией.
Средневековые философы-схоласты, начиная с Ансельма Кентерберийского, пытались найти рациональное обоснование религии. Существовало три группы доказательств бытия Бога: онтологические, космологические и телеологические.
Онтологическое доказательство: от понятия – к существованию. Бог есть, потому что есть моя мысль о нем. Если мы мыслим Бога как высшее существо, абсолютно совершенную реальность, значит, он таким и существует, иначе, откуда взялось слово Бог для обозначения высшего совершенства. Ведь бытие есть составная часть высшего совершенства – Бога, считали Августин и Ансельм Кентерберийский. Это доказательство было впоследствии опровергнуто Кантом, который показал, что существование не является предикатом (от лат. praedicatum – сказуемое) то есть свойством. Один из современников Ансельма Кентерберийского, монах Гуанило, показал, что ход рассуждений от понятия к существованию ошибочен, так как в этом случае можно доказать существование любой выдумки.
Космологическое и телеологическое доказательства основываются на характеристиках мира.
Космологическое доказательство: все в мире существует относительно и чем-то обусловлено, что позволяет предположить наличие абсолютного начала и, безусловно, необходимой сущности – Творца.
Телеологическое доказательство: порядок и целесообразность в мире свидетельствуют о наличии его совершенного и мудрого устроителя. Разработкой этих двух групп доводов занимался Фома Аквинский (известны его пять доказательств бытия бога).
Проблема универсалий была предметом спора между схоластами. Универсалии – это наиболее общие понятия (роды и виды). Внешний повод к спору был такой. Популярный в средние века комментатор Платона и Аристотеля неоплатоник Порфирий (232-304 г.г.) поставил в своем труде «Изагога» следующие вопросы:
1) существуют ли роды и виды самостоятельно, или же они существуют только в мыслях;
2) и если они существуют, то тела это или бестелесные вещи;
3) обладают ли они отдельным бытием или же существуют в чувственных предметах и наряду с ними.
Общее (род и вид, например, лошадь, человек, дерево) обозначались тогда термином универсалии.
Вопрос заключался в следующем: являются ли универсалии вещами вне нашего ума (есть ли у лошади небесный прототип, идеальная лошадь как таковая), или они – лишь слова (nomen), имена, а существуют только конкретные земные отличающиеся друг от друга лошади. Отсюда название двух враждующих течений:
реалисты («универсалии существуют реально помимо нашего ума») и
номиналисты («универсалии – это лишь имена, они существуют только в нашем уме»).
Реализм и номинализм можно подразделить на оттенки.
Крайний реализм – восходит к Платону, его сторонники утверждают, что общее существует реально вне вещей.
С позиций умеренного реализма, который восходит к Аристотелю, универсалии реально существуют в вещах как их сущности. Реализма придерживались Августин, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский.
Номинализм. Универсалии возникают в человеческом уме, закрепляются названиями, именами (nomen), никакого самостоятельного существования вне человеческого ума не имеют. Общее есть фикция. В античности подобные идеи отстаивали киники – Антисфен и Диоген. В средние века к их сторонникам принадлежали Иоанн Росцелин (1050-1120), Вильям Оккам (ок. 1300-1350). Росцелин, следуя номинализму, пришел к еретическому выводу о существовании трех разных богов в святой троице.
Концептуализм. Эта позиция промежуточная между реализмом и номинализмом. Наиболее умеренный вид номинализма, допускавший существование общего, но лишь в человеческих понятиях (conceptus), фиксирующих сходные черты в отдельных вещах. К концептуализму склонялись Пьер Абеляр, Иоанн Дунс Скот. [71]
Мы остановимся на двух периодах развития средневековой философии: патристике и схоластике.
Патристика ,или учение отцов церкви
– это ранний период развития религиозного философствования, в течение которого происходило формированиеучения «отцов церкви»: Амвросия, Иеронима, Августина и Григория Великого.
Духовно патристика характеризуется единством принципов. Поиск истины в патристике – не индивидуальное, а корпоративное дело, истина принадлежит всему христианскому сообществу, а не отдельному автору. Авторитет всякого отца церкви не в сверхоригинальности, а в том, что его мысли находятся в согласии с традицией, освященной церковью. Отец церкви более всего велик там, где он согласен с другими авторитетными отцами.
При этом патристика – не «набор» и не «совокупность» отдельных учений, а единое учение, излагаемое различными авторами. [72]
Основная задача патристики как способа философствования – решительная смена мировоззренческих ориентиров. Платон и Аристотель не могли оставаться для христиан высшим авторитетом. Источником истины и конечной объяснительной инстанцией становится Священное писание.
Главным делом философов периода патристики было создание и распространение христианской философии утверждение ее принципов, подчинение философии богословию. В христианском духе перерабатывалось античное философское наследие, прежде всего, платонизм. Велась идейная борьба вокруг догматов, преодолевались античный космоцентризм, культурный элитаризм, интеллектуализм. Философия патристики была сосредоточена на проблемах веры и разума, природы Бога, его триединства, Божественных атрибутов (неотъемлемых свойств); человеческой личности, ее свободы; путей спасения души; теодицеи (оправдания Бога); исторических судеб человечества.
Августин Аврелий (Блаженный) (354-430)родился в г. Тагасте, в Северной Африке, где прошла большая часть его жизни. Мать его Моника была христианкой и оказала сильное влияние на его духовное развитие, отец – нет.Сам Августин долгое время придерживался манихейства[73], а затемпосле внутренней борьбы он оставил свое учительство, свою любовницу, свою невесту и после недолгого пребывания в уединении, где предавался размышлениям, был обращен в христианство (386), стал католиком и был крещен в 387 году св. Амвросием в Милане. Мать его ликовала, но вскоре умерла. В 388 Августин вернулся в Африку, где оставался до конца своих дней, полностью посвятив себя епископальным обязанностям и сочинению полемических произведений против различных еретиков – донатистов[74], манихеев и пелагиан[75].
Около 396 года он стал епископом Гиппона, неподалеку от Карфагена. Здесь он оставался до самой своей смерти. Он был канонизирован христианской церковью. Наследие Августина, одно из самых значительных в истории патристики – около 100 трактатов, несколько сот писем и проповедей. Главные произведения «Исповедь», «О Троице», «О Граде Божьем».
Августин в юности был страстным человеком, далеким от добродетели, но внутренний порыв толкнул его на путь поисков истины и праведности, а может быть возымели действие ежедневные молитвы его матери Моники, которая просила бога о том, чтобы наставил ее сына на истинный путь. В более поздние годы он был одержим чувством греха, которое сделало его жизнь суровой, а философию – бесчеловечной. Августин непоколебимо боролся с ересями, за что его прозвали «молот еретиков».
Августин говорил: «я бы не верил Евангелию, если бы меня к этому не побуждал авторитет Церкви». Видимо, Августин, как и любой человек не смел глядеть на мир «своими» глазами. Ему нужны были «общие» глаза – поддержка, авторитет близких. Ему легче было принять то, что ему чуждо, даже ненавистно, но что принималось всеми, чем то, что ему близко и дорого, но всеми отвергалось. Августин, был отцом веры внедренной, то есть учения, в силу которого человеку нет необходимости самому приобщаться к истине Неба, для него достаточно придерживаться тех принципов, которые возвещены церковью как истины.
Августин развил христианский платонизм, который был самым влиятельным направлением европейской философии до XIII века. Для него характерны религиозно-художественный стиль философствования, волюнтаризм, персонализм, психологизм. Центральная тема творчества Августина – человеческая душа, обращенная к Богу.
Для Августина, отмечал французский философ, неотомист Этьен Анри Жильсон (1884-1978 гг.), совершенным типом рационального знания была философия Платона в том ее облике, который она приобрела после ревизий и обновлений, проведенных Плотином. Вся философская деятельность Августина была рациональной интерпретацией Христианского Откровения в терминах платонической философии. Уже сами по себе эти попытки христианской реинтерпретации платонических взглядов и идей «обрекали» Августина на оригинальность. Во всех его работах платонический остов, так сказать, взламывается изнутри под давлением христианского содержания этих работ.[76]
В «Исповеди» Августин повествует, как после безуспешных попыток достичь истины и, в конечном счете, веры с помощью лишь разума, он наконец обнаружил, что рациональную истину о Боге, о которой говорили философы, можно постичь сразу, в чистом виде, безо всяких ошибок, простым актом веры, которая присуща самым необразованным среди верующих и которая превосходит любую философскую истину. С того момента, когда он это понял, Августин уже никогда не забывал того, что самый надежный путь достижения истины есть не тот, который начинается с разума, а затем ведет далее, от рациональной уверенности к вере, а, наоборот, тот, который начинается от веры, а затем ведет далее, от Откровения к разуму. Он сделал Богооткровенную истину стартовой позицией рационального знания. С приходом Блаженного Августина началась новая эпоха, в которой наивысшим типом философского мышления, превосходящим намного все остальные, уже будет то, что предложат теологи.[77]
Начиная с четвертого века, существует основополагающий принцип Августина: если не уверуешь, то не поймешь.
Главная идея Августина: Бог – совершенная Личность и абсолютное бытие. Из этой идеи следует его существование («онтологическое доказательство бытия Бога»).
Божественное триединство можно уразуметь, представляя душу как образ Бога:
1) душа есть – утверждается Бытие Бога-Отца;
2) душа разумеет – утверждается Разум, Логос бытие Бога-Сына;
3) душа желает – утверждается Воля, бытие Бога-Святого Духа.
В божественном разуме заключен интеллигибельный мир, совершенные образцы, «экземпляры» всех вещей. Это – позиция крайнего реализма по проблеме универсалий.
Бог сотворил мир, в котором бытие перемешано с небытием. Материя – почти ничто, но она есть благо как возможность и субстрат для принятия формы.
Человек – соединение души и тела. Душа – разумная субстанция, приспособленная для управления телом. Каким образом душа соединена с телом, постичь невозможно, но душа «знает» о состояниях тела, не взаимодействуя с ним (проблема психофизического параллелизма). Жизнь человека – это жизнь его души, ее переживания и сомнения. «Сомневаюсь, – говорит Августин, – следовательно, живу».
Воля и любовь ценнее, чем разум. Тело существует в пространстве и во времени, а душа – только во времени. Августин дает психологическое понимание времени как состояния души.
Что такое время? – спрашивает Августин в своей «Исповеди». Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но как только хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик. Прошедшее и будущее не имеют действительного существования, действительно существует только настоящее; настоящее есть только мгновение, а мы можем измерить лишь времена проходящие. Но ведь прошедшее и будущее времена действительно существуют. По-видимому, мы введены в явное противоречие. Единственный способ избежать этого противоречия заключается в том, чтобы заявить, что прошедшее и будущее может быть осмыслено только как настоящее: «прошедшее» должно быть отождествлено с воспоминанием, а «будущее» – с ожиданием, причем, воспоминание и ожидание являются фактами, относящимися к настоящему.
Существует три времени:
настоящее прошедших предметов, которое душа помнит;
настоящее настоящих предметов, которое душа созерцает;
настоящее будущих предметов, на которое душа надеется.
Говорить, что существуют три времени – прошедшее, настоящее и будущее – значит выражаться неточно.
Суть решения, предлагаемого Августином, заключается в том, что время субъективно: время существует в человеческом уме, который ожидает, созерцает и вспоминает. Из этого следует, что не может быть времени без сотворенного существа, и что говорить о времени до сотворения мира – сущая бессмыслица.
Теория времени Августина является значительным шагом вперед по сравнению со всем, что мы находим по этому вопросу в греческой философии. Эта теория содержит лучшую и более ясную формулировку проблемы, чем субъективная теория времени Канта, получившая широкое признание среди философов.
Решая проблему соотношения веры и разума, Августин отдает первенство вере, провозглашая: «Верую, чтобы понимать». Он считает, что вера не противоречит разуму, а превосходит разум. При постижении истины, там, где разум бессилен, ведет вера.
Бог постигается душой. Ее озарением (иллюминацией). Высший свет открывается в мистическом единении с Богом. Бог есть Абсолютное Добро, то есть истинная цель, к которой нужно стремиться. Он же – абсолютный предмет любви, все остальное – средства. Свобода – следование Божьей воле, любви к Богу.
Теодицея (оправдание Бога). Особенно актуальным был вопрос: если бог создал человека таким несовершенным, и в то же время ни один волос не упадет с головы человека без воли бога, то зависит ли судьба человека от него самого, его моральных усилий, или она в любом случае определятся своеволием бога. Августин считает – судьба человека определяется своеволием бога, монах Пелагий уверен – судьба человека зависит от самого человека.
По этому вопросу Августин полемизирует с Пелагием в работе «О благодати и свободном произволении». И Пелагий и Августин были согласны с тем, что бог даровал человеку свободную волю, а также закон для различения добра и зла, который включает десять заповедей Божьих, три добродетели, семь святых таинств, семь грехов смертных, четыре последние и достопамятные.
Десять заповедей Божьих:
1. Я есть Господь Бог твой. Да не будут тебе богами иные, кроме меня.
2. Не сотвори себе кумира.
3. Не упоминай имени Господа Бога всуе.
4. Помни день субботний, за шесть дней делай дела свои, седьмой посвяти Господу Богу твоему.
5. Чти отца своего и матерь свою и будет тебе благо, и долголетен ты будешь на земле.
6. Не убий.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не укради.
9. Не лжесвидетельствуй на друга своего.
10. Не пожелай жены, дома ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его.
Три добродетели: Вера, Надежда, Любовь.
Семь святых таинств:
1. Крещение.
2. Миропомазание.
3. Причащение.
4. Покаяние.
5. Священство.
6. Брак.
7. Елеосвящение.
Семь грехов смертных:
1. Гордость.
2. Сребролюбие.
3. Блуд.
4. Гнев.
5. Чревоугодие.
6. Зависть.
7. Уныние.
Четыре последние и достопамятные:
1. Смерть.
2. Суд Божий.
3. Царство Небесное.
4. Геенна.[78]
Таким образом, если человек строит свою жизнь в соответствии с законом, то «спасение души» является результатом индивидуальных усилий. Если же отступает от закона, то душа погублена. Причина, по которой воля человека становится доброй или злой, заключена в самом человеке, в его свободном выборе. Пелагий приводил аналогию: способность видеть – не заслуга человека, а то, как и что он видит, зависит уже целиком от него самого.
Наследственного греха, по мнению Пелагия, не существует, Адам возбуждает грех только своим примером. Непосредственного Божественного участия в добрых поступках человека тоже нет, так как человек в этом не нуждается. Бог создал человека наделенным возможностью добровольно следовать добру; он дал одновременно ему закон, нормы праведной жизни; в лице Иисуса Христа бог продемонстрировал образец высоконравственной деятельности; наконец, прощением грехов он стимулирует в человеке стремление к совершенствованию, указывая тем самым, что изначально заложенная в человеке возможность добра неистребима.
В трактовке Пелагия помогающая милость бога носит внешний характер, создает условия для деятельности доброй воли. Посмертная судьба человека зависит от взвешивания его добрых и злых дел. Каждый терпит наказание за свою вину, каждый обретает блаженство по своим заслугам. Получается, на долю бога выпадает роль своеобразного бухгалтера.
Хотя субъективно Пелагий был убежденным христианином, тем не менее, его учение о свободе воли объективно подрывало представление о боге как источнике, содержании и цели морали. Получалось, что благодаря собственной свободе воли, человек освобождается от воли бога и вообще от бога. Ведь бог справедлив, он не может быть иным, и за «хорошее поведение» он наградит, а за «плохое» - накажет.[79]
Чего добивались пелагиане? Только одного: они хотели «примирить» веру с разумом. Но так как примирение тут возможно только иллюзорное – то, в конце концов, им пришлось веру подчинить разуму. И еще. Их основное положение гласит: то, что разум утверждает, не может быть разрушено авторитетом. Утверждая это, пелагиане повторяли лишь то, к чему пришла эллинская философия. Когда Платон говорил, что самое большое несчастье для человека сделаться ненавистником разума, – он говорил уже то, чему впоследствии учил Пелагий.
Учение Пелагия находилось в явном противоречии с религиозным пониманием морали, с идеологическими потребностями церкви и вызвало яростную критику со стороны Августина, который предложил совершенно другое толкование проблемы.
Свобода воли человека по Августину не означает произвола со стороны этого человека, а имеет вполне определенную целевую установку – выполнять предписания творца, направлять помыслы и дела к нему. Нравственное падение Адама состояло в отступлении от воли бога, он возомнил стать как бог, стать причиной своих действий, сам захотел различать добро и зло. Следовательно, грех его заключается в неправильном распоряжении свободой воли. Получалось, свобода воли имеет четкий вектор – в сторону воли бога, то есть это свобода не грешить, не ослушиваться бога. Ситуация Адама – ситуация непослушного сына: отец дал ему денег на учебники, а он купил сигареты.
Самое интересное в теории Августина: грешишь ты, или праведно живешь, для бога не очень важно, он наградит своей благодатью кого захочет. Человек же обязан жить праведно, но не имеет права предъявлять богу счет за свою праведность и непременно требовать или с уверенностью ожидать благодати. Ситуация самого Августина была прекрасной иллюстрацией его идей. По его мнению, до 33 лет он грешил, вел неправедную жизнь, но, тем не менее, господь именно его наградил своей благодатью, вразумил на дальнейшую праведную жизнь в лоне церкви.
Августин считает, что зло как таковое не существует, всякое бытие – благо, так как оно от бога. Зло же происходит не от некоей субстанции (сатаны), а от извращенности воли, как недостаток добра, дефект, промах, несовершенство всего сотворенного в двух смыслах: первое – оно неравноценно творцу, второе – оно неравноценно во всех своих частях.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 782 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!