Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

За это и многое другое Пифия изрекла знаменитую фразу: "Сократ пре­выше всех своею мудростью". 4 страница



2) Средневековый неоплатонизм кроме природы, космоса и природного человека иссле­дует абсолютную личность, Творца бытия из ничего, противо­стоит политеизму (многобожию), оправдывает монотеизм (единобожие) по­этому теологичен (тео – бог).

3) Возрожденческий неоплатонизм не удовлетворяется ни античным политеизмом, ни средневековым монотеизмом, выдвигает в центр интересов философии человека природ­ного – антропоцентризм. Сохраняет восторг пе­ред космосом и перед богом как универ­сальной личностью. Самое главное в Ренессансе – это такая личность, ко­торая абсолютна не в своем надмировом существовании, но в своей чисто человече­ской осуществленно­сти.[67]

Платонизм был учением о примате идеи над материей, о том, что идея есть вечная по­рождающая модель вещи.

Плотин дополнил платоновское учение об идеях учением Аристотеля о Нусе, космиче­ском Уме, который является самосознанием. Благодаря этому дополнению, платоновский мир идей превратился в особое надкосмическое сознание, которое является тождеством мыслящего и мыслимого. Мир идей оказался заряженным энергией, потенцией всякого возможного иного бытия, то есть, материи.

Плотин включил в свою философию также идеи стоиков, которые ви­дели источник ма­териального бытия в эманацци, то есть истечении или ис­хождении первоогня. Распро­стра­няясь по всему миру, первоогонь стоиков создает собою всю иерархию бытия: начи­ная от демонов и человека, душа которого есть теплое дыхание огня, к неодушевленным и неор­ганическим вещам.

Плотин на место первоогня стоиков ставит Мировую Душу, которая яв­ляется сплавом платоновских Идей, аристотелевского Нуса или Ума и теп­лого дыхания стоиков. Резуль­татом эманации или вечной подвижности Ми­ровой Души стал Космос – одушевленная Вселенная.

Завершает систему античного неоплатонизма учение о Едином. Чтобы понять Единое, рассмотрим пример. Любая отдельная вещь не состоит только из своих признаков и свойств, но мыслится нами как нечто единич­ное, нераздельное, выше суммы своих при­знаков. Дерево мы должны пони­мать сначала как просто дерево, то есть без всяких при­знаков и свойств. И только потом мы получим возможность приписывать дереву все не­обходи­мые для него признаки и свойства: ствол, листья, корни, сок и т.п. Теперь возьмем мир в целом. Он обладает неисчислимым количеством признаков и свойств и состоит из бесчисленного количества больших и малых частей. А так как ничего, кроме мира, не су­ществует, то все необходимые для него при­знаки и свойства мы уже ему приписали, так что сам он уже остается выше всяких своих признаков и свойств и выше всякой своей от­дельной сущности, отдельного бытия и отдельного познания. Это значит, что, какие бы признаки и свойства мы ни приписывали миру, он, как отличный от них их носитель, ос­тается чем-то превышающим всякое бытие, познание или мышление.

Если выразиться максимально кратко, то Плотин создает многоступен­чатую модель бы­тия. Началом всего является Единое. Будучи совершенным, оно подобно Солнцу, оно эманирует, как бы перетекает, переливается через край и образует другое качество – Ум, благодаря которому Единое созер­цает само себя. Но Ум также переходит в другое, себе подобное, которое есть Душа. Ум и Душа – ступени деградации Единого. При этом Еди­ное само не убывает, как например, источник света, освещая всё вокруг, сам не стано­вится темнее.

Последней ступенью деградации Единого является Материя, которая является неким Злом, чем-то несуществующим. Но видимый и слышимый Космос – не есть Зло. Он есть результат эманации Единого. Он обладает Душой, Умом и Красотой. Душа, создает этот мир по памяти о божествен­ном, а не по­тому, что она стала падшей. Душа, хотя и ниже, чем Нус, есть творец всего живого; она создала Солнце, Луну, звёзды и весь ви­димый мир. Она отпрыск божественного интеллекта. Она – двоица: есть внутренняя душа, стре­мящаяся к Нусу, и другая, связанная с нисходящим движением, обра­щенная вовне, именно она порождает природу и мир чувств. Природа для Плотина низшая сфера, эмана­ция Души, ко­гда она забывает смотреть вверх на Нус.

Видимый мир прекрасен и явля­ется обителью благословенных духов; он менее хорош, чем ин­теллектуальный мир. Он лучший из всех, которые ло­гически возможны; но это ко­пия вечного мира, и обладает красотой, возмож­ной для ко­пии. Посередине находится Земля, над ней небесный купол, со­стоящий из правильно расположенных и точно движу­щихся светил, с перио­дическими пожарами всего этого Космоса и превращением его в ог­ненный хаос, а по­том с периодическим возвращением его в абсолютную стройность, по­рядок и непререкаемо правильную подвижность.

Плотин твердо убежден, что небесные тела есть тела богоподобных живых существ не­измеримо выше стоящих, чем человек. Это будит вообра­жение, возбуждает чувства, есте­ственно внушаемые небес­ными телами, и де­лает человека менее одиноким в физическом мире.

Человек является комбинацией Единого и Материи. Он имеет матери­альное тело, упо­добленное Душе, её отражающее и освещенное её светом. Человеческая душа есть резуль­тат непрерывной эманации Мировой Души. Ум отдельного человека есть следствие эма­нации космического Ума (Нуса). В итоге человек всеми нитями связан с Единым. Матери­альная природа на­шего тела при­влекла нас к себе ненадолго. Тело создано душой и не об­ладает независимой реаль­ностью. Тело, будучи сложным, не является бессмертным; по­скольку оно есть часть нас самих, мы не полностью бессмертны. Каждая душа имеет свой час, когда она нисходит и входит в подходящее ей тело. Мотивом слу­жит не разум, а по­ловое желание. Когда душа покидает тело, она входит в другое тело, если она грешила, она получает наказание. Если в этой жизни ты убил свою мать, то в буду­щей жизни ты будешь женщиной, и тебя умертвит твой сын.

Цель человека – эволюция, совершенствование. Он должен пройти по ступеням бытия в порядке, обратном эмана­ции – в направлении к Единому до полного слияния с ним, как бы по солнеч­ному лучу – к Солнцу. Это воз­можно, потому что высшее, порождая низшее, само остается неизменным и присутствует в каждой точке бытия.

Теория познания Плотина космоцентрична. Единственным и главным объектом по­знания для него является Космос, сущность Единого, соотне­сен­ного с Божественным ра­зумом. Плотин оптимист, он убежден в познаваемо­сти Единого, так как человек с его ра­зумом телесно, духовно и интеллекту­ально принадлежит Космосу. Плотин предлагает ир­рациональный путь по­знания: не чувствами, не душой и не разумом, а при помощи вос­торженного состояния сверхразумного экстаза. Переживание «экстаза» (нахожде­ние вне собственного тела), сопребы­вание с Единым, часто бывало у Пло­тина. До­биться состояния экстаза он рекомендует с помощью нравственно-очисти­тельного аскетизма – ограниче­ния телесных наслаждений. Поэтому важной стороной осуществления познавательной деятельности является этика.

Этика. По мнению Плотина, для познания высшего блага и слияния с ним сущест­вуют четыре класса добродетелей:

практические – мудрость, мужество, умеренность и справедливость; на этой ступени человек обуздывает свои чувства и желания, подчиняет их ра­зуму; душа еще смотрит вниз на тело, которое она освещает;

аскетические – интуиция, готовность отделить душу от тела, бесстра­стие, изгнание из души всех кумиров, кроме разума; на этом этапе достига­ется полное очищение, освобож­дение души от тела; душа становится без­грешной и обращается к себе самой;

теоретические – философско-теоретическая созерцательная деятель­ность; на этой сту­пени человек поднимается высоко за пределы своего зем­ного я; душа уже смотрит вверх, достигает второй ипостаси – ума;

мистические – мистический экстаз; на этой ступени происходит упо­добление Богу, со­зерцание Бога, слияние с ним; душа преодолевает свою са­мость.

Три первых класса добродетелей олицетворяют Красоту, Любовь и Диалектику, четвер­тый класс – Познание. Применение аскетизма и мис­тики в процессе познания внешне сближает античный неоплатонизм с христианст­вом. Но Плотин далек от моноте­изма, слово Бог он применяет для обозначе­ния космических явлений, в его космосе нет субъ­екта, а есть только непо­мерно разросшиеся и заполнившие весь космос предикаты: Еди­ное, Ум, Душа, Материя.

Философия Плотина – очень красивая мистическая диалектика, симво­лизирует конец античности, и начало христианства.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы принципы периодизации истории философии?

2. Дайте общую характеристику античной философии.

3. Назовите основные проблемы, которые интересовали раннюю грече­скую философию.

4. Почему слово «софист» стало ругательным?

5. Почему Сократ предпочел казнь побегу?

6. Является ли идеальное государство, описанное Платоном, моделью буду­щего социализма?

7. Каков вклад Аристотеля в развитие философии?

8. Какие философские идеи хочет донести до людей киник Диоген своим эпатажным поведением?

9. Почему философы периода эллинизма уделяют большое внимание этиче­ским про­блемам?

10. В чем положительное значение скептицизма в философии?

11. В связи с какими элементами содержания философию неоплатоников считают предшественницей христианства?

Рекомендуемая литература

1. Гриненко Г.В. История философии. Учебник. 2-е изд. – М. Юрайт. 2007.

2. Грядовой Д.И. История философии. Учебник. Древний мир. Антич­ность. Кн. 1. – М., Юнити. 2009.

3. Грядовой Д.И. История философии. Учебник. Средние века. Возрож­дение. Новое время. Кн. 2. – М., Юнити. 2009.

4. Спиркин А.Г. Философия. – М. Гардарики. 2008.

5. Философия. Учебник. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 2-е изд. – М., Юнити. 2007.

Дополнительная литература

6. Антология кинизма. – М. «Наука», 1984.

7. Аристотель. О душе // Аристотель. Сочинения в четырех то­мах. М., 1976, т. 1.

8. Аристотель. О софистических опровержениях // Аристотель. Сочине­ния в четырех то­мах. – М., 1978, т. 2.

9. Аристотель. Большая этика. Сочинения в четырех то­мах. – М., 1984, т. 4.

10. Аристотель. Никомахова этика. Сочинения в четырех то­мах. – М., 1984, т. 4.

11. Аристотель. Политика. Сочинения в четырех то­мах. – М., 1984, т.4.

12. Аристотель. Поэтика. Сочинения в четырех то­мах. – М., 1984, т. 4.

13. Булгаков С.Н. Трагедия философии. // В кн.: С.Н. Булгаков, сочинения в двух томах. – М., «Наука», 1993, т. I.

14. Виндельбанд Вильгельм. История философии. – Киев, «Ника-Центр», 1997.

15. Гусейнов А.А., Иррлиц Г. Краткая история этики. – М., «Мысль», 1987.

16. Демокрит. – ОГИЗ, 1935.

17. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых фило­со­фов. – М., «Мысль», 1979.

18. История философии Запад – Россия – Восток. Книга первая // Под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М., «Греко-латинский кабинет», 1995.

19. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. // В кн.: Философия, мифология, куль­тура. – М., 1991.

20. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона // В кн.: Платон. Собр. соч. в 4-х томах. – М., «Мысль». 1990, т. 1.

21. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., «Мысль», 1978.

22. Материалисты Древней Греции. – М., 1955.

23. Назаров В.Н. Систематическая философия в вопросах и ответах. – Тула, 1999.

24. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Сочине­ния в двух томах. – М., Мысль, 1990, т. I.

25. Платон. Апология Сократа. Собрание сочинений в четырех томах. – М., «Мысль», 1990, т. 1.

26. Платон. Федон. Собрание сочинений в четырех томах. – М., «Мысль», 1993, т. 2.

27. Платон. Пир. Собрание сочинений в четырех томах. – М., «Мысль», 1993, т. 2.

28. Платон. Федр. Собрание сочинений в четырех томах. – М., «Мысль», 1993, т. 2.

29. Платон. Государство. Собрание сочинений в четырех томах. – М., «Мысль», 1994, т. 3.

30. Поппер Карл. Открытое общество и его враги в двух томах. – М., «Феникс», 1992, т. 2.

31. Рассел Б. История западноевропейской философии. – М., «Миф», 1993, т. I.

32. Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений // Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. – М., 1975-1976, т. 2.

33. Словарь античности. – М., «Прогресс», 1989.

34. Философия в вопросах и ответах // Под ред. проф. А.П. Алексеева и доц. Л.Е. Яковлевой. – М., «Проспект», 2003.

35. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. – М.: «Наука», 1989.

36. Шестов Л. Гефсиманская ночь (Философия Паскаля). Сочинения в 2-х томах. – М., «Наука». 1993. Т. 2.

37. Шпенглер О. Закат Европы. – М., Мысль. 1993. Т. I.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 266 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...