Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 6. Кейнс и его взгляды



Кейнс Джон Мейнард (1883—1946 гг.) — видный анг­лийский буржуазный экономист, государственный деятель, с именем которого связано возникновение самого значи­тельного течения буржуазной экономической мысли сере­дины XX в. кейнсианства, оказавшего существенное влия­ние на всю современную буржуазную экономическую на­уку и на экономическую политику капиталистических го­сударств.

В 20-х и 30-х годах Кейнс выступил с рядом работ по экономическим вопросам, но особую известность полу­чил его главный труд «Общая теория занятости, процен­та и денег» (1936). В связи с выходом этой книги буржу­азные экономисты выдвинули версию о так называемой кейнсианской революции, о «новой экономической на­уке». В действительности Кейнс-ученик А. Маршалла, главы так называемой кембриджской школы. По ос­новным теоретическим проблемам—стоимость, капитал, заработная плата, рента и др. — Кейнс разделял воззре­ния Маршалла. Он исходил из примата психологических факторов отрицал теорию трудовой стоимости и приба­вочной стоимости.

В месте с тем теория Кейнса по своему предмету и мето­ду существенно отличалась от предшествующей буржуаз­ной политической экономии. Кейнс выдвинул вопрос о не­обходимости государственного вмешательства в экономи­ку в целях исправления ее недостатков, что вообще отри­цалось большинством буржуазных экономистов. В отличие от своих предшественников, изучавших проблемы увели­чения производства товаров, Кейнс на первый план поста­вил вопрос об «эффективном спросе», т. е. о потреблении и накоплении, из которых складывается «эффективный спрос». Он выдвинул макроэкономический метод исследо­вания, т. е. исследование зависимостей и пропорций между макроэкономическими величинами; национальным дохо­дом, сбережениями и накоплениями.

Основное содержание общей теории занятости Кейнса сводится к следующему. С увеличением занятости растет национальный доход и, следовательно, увеличивается по­требление. Но оно растет медленнее, чем доходы, так как по мере роста доходов у людей усиливается «стремление к сбережениям». «Основной психологический закон, — пи­шет Кейнс, — состоит в том, что люди склонны, как прави­ло, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход». По Кейнсу, психоло­гия людей такова, что рост доходов ведет к увеличению сбережений и к относительному сокращению потребления. Последнее, в свою очередь, выражается в уменьшении эф­фективного (действительно предъявляемого, а не потенци­ально возможного) спроса, а спрос влияет на размеры про­изводства и таким образом на уровень занятости».

Недостаточное развитие потребительского спроса мо­жет быть компенсировано увеличением затрат на новые инвестиции. Общий объем инвестиций играет решающую роль в определении размеров занятости. Объем инвести­ций зависит от побуждения к инвестициям. Предприни­матель расширяет инвестиции до тех пор, пока снижающаяся «предельная эффективность» капитала упадет до Шуровня процента. Источник трудностей заключается в том, Ичто рентабельность капитала снижается, а уровень процента сохраняет устойчивость, что создает узкие границы и для новых инвестиций, для роста занятости. Снижение предельной эффективности капитала» Кейнс объяснял увеличением массы капитала, а также психологией капиталистов-предпринимателей, их «склонностью» терять веру в будущие доходы.

Таким образом, общий объем занятости определяется тремя факторами: «склонностью» к потреблению», «предельной эффективностью» капиталовложений и нормой процента».

По Кейнсу первоначальное увеличение занятости, вызванное новыми инвестициями, обусловливает дополнительный рост занятости, вызванный необходимостью удовлетворения спроса дополнительных рабочих. Этот коэффициент дополнительного роста занятости Кейнс назвал мультипликатором, который показывает соотношение между ростом инвестиций, с одной стороны, и ростом занятости и дохода — с другой. Формула мультипликатора: К = <Y / <I, где К — мультипликатор, <Y — прирост дохода; <I—прирост инвестиций. Кейнс связывал величину мультиприрост дохода; <I— I прирост инвестиций. Кейнс связывал величину мультипликатора с «предельной склонностью к потреблению», отражающей отношение прироста расходов на потребление к приросту доходов. Он считал, что чем больше «предельная склонность к потреблению», тем больше мультипликатор и, следовательно, тем выше занятость. Кейнс не считал безработицу и кризисы неизбежными в капиталистическом обществе. «Это вовсе не незыблемый принцип, не поддающийся изменению», — утверждал он. Но сам механизм капиталистической системы хозяйства оказывается не в состоянии автоматически обеспечивать «устранение» этих явлений. Возникает «жизненная необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне, в основном, предоставлены частной иници­ативе...»,— пишет Кейнс — «Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к по­треблению частично путем соответствующей системы на­логов, частично фиксированием нормы процента и, возмож­но, другими способами».

Современное кейнсианство не является чем-то единым. В нем выделяется течение ортодоксальных кейнсианцев, считающих себя главными хранителями концепции Дж Кейнса Этот вариант разрабатывался такими известными экономистами, как Э Хансен, Дж. Хикс, С. Харрис, П Самуэльсоном и др. Непосредственным воплощением кейн-сианской ортодоксии явилась, прежде всего, инвестицион­ная теория цикла, составившая основу антициклического регулирования экономики, ориентирующая на гибкое ис­пользование доходов и расходов бюджета в связи с измене­нием конъюнктуры, налоговой системы, выплат по соци­альному страхованию и др. Ортодоксальное кейнсианство включилось также в решение проблемы экономической динамики. В дальнейшем кейнсианская ортодоксия пошла по пути интеграции с неоклассической теорией, в результа­те чего появился неоклассический синтез Пола Самуэльсона, сформировавшего модель смешанной экономики. Но­вая концепция базировалась на соединении кейнсианства с традиционными положениями неоклассицизма. Этот орто­доксальный вариант включил, с одной стороны, инструмен­тарий кейнсианской теории с бюджетными, налоговыми, финансово-кредитными методами государственного регу­лирования экономики, а с другой — ориентировал на бо­лее строгий учет и широкое использование рыночных ус­ловий (конкуренция, динамика цен и др).

Последователи Д. М. Кейнса

Вдохновителями и первопроходцами посткейнсианства принято считать: Джоан Робинсон, Николаев Калдора и Пьеро Сраффу Зарождение посткейнсианских подходов от­носят к 1956 г., когда увидели свет две работы — «Накопление капитала» Робинсон, содержавшая оригинальную тео­рию накопления капитала, и «Альтернативные теории рас­пределения» Калдора. Вскоре (в 1960 г.) вышла книга Сраф-фы «Производство товаров посредством товаров», положив­шая начало кейнсианским изысканиям в теории стоимости. В этих и последовавших за ними работах Робинсон, Калдор, Сраффа, а так же их последователи пытались «завершить» кейнсианскую революцию» путем выделения и развития ра­дикальных и новаторских элементов теории Кейнса и отсе­чения имевшихся в ней рудиментов неоклассики.

Характерной чертой посткейнсианства является крити­ка теории «предельной полезности» и «предельной произ­водительности факторов производства», которые исполь­зовались многими буржуазными экономистами для объяс­нения цен, заработной платы, прибыли и ренты. Отвергая эти концепции, посткейнсианцы пытаются опереться на теорию стоимости Д. Рикардо. Однако они используют не то положительное, что было в теории трудовой стоимости Рикардо, а его ошибочные, в свое время подвергшиеся кри­тике К. Маркса количественный подход, отождествление стоимости с ценой производства и др.

Новизна взглядов посткейнсианцев проявляется в тео­рии роста и распределения национального дохода, кото­рая «дает возможность одновременно существовать полной занятости, стабильности цен и длительному росту». Глав­ное внимание в посткейнсианской теории роста и распре­деления национального дохода уделяется исследованию вза­имосвязи соответствующих величин. Посткейнсианцы пы­таются выяснить, как воздействует процесс распределения на обеспечение равномерного и постоянного роста произ­водства, и обосновать оптимальные пропорции распреде­ления, обеспечивающие такой экономический рост, кото­рый удовлетворял бы экономическим интересам предпри­нимателей и рабочих.

Накопление капитала уже не рассматривается как чис­то технико-экономические задачи распределения нацио­нального дохода. Они также признают существование и определенных экономических противоречий, предлагая при этом свою программу их разрешения. Посткейнсианцы рассматривают современный акционерный капитал и индустриальные корпорации в качестве факторов, приводящих к стиранию классовых различий между рабочими и капиталистами как «группами корпоративного сектора».

По идейным корням, методологии и объекту изысканий посткейсианство подразделяется на три направления монетарное, калецкиенское и неорикардианское.

Наиболее полно отличительные признаки и черты своей версии посткейнсианства раскрыты представителями его монетарного направления Преимущественное развитие оно получило в США усилиями П. Дэвидсона, С. Вайнтрауба X. Мински, Я. Крегеля, А. Эйхнера, Б. Моора и др. При­верженцы данной версии есть и в других странах, в частно­сти в Великобритании — Ф. Арестис, В. чик, Ш. Доу, П., Эрл и др., в Канаде — М. Лавуа.

Центральное место монетарное посткейнсианство отво­дит анализу роли денег и других феноменов денежной эко­номики.

Деньги рассматриваются монетарными посткейнсианцами в качестве связующего звена между прошлым, настоя­щим и будущим, как «механизм, позволяющий отложить решение» о расходовании средств. С акцентированием роли денег связана вторая характерная особенность монетарно­го посткейнсианства — подчеркивание фактора неопреде­ленности будущего и ожиданий в развертывании хозяй­ственного процесса.

Дзвидсон, Мински признают следующие положения:

1) экономическая система развивается в необратимом календарном (т.е реальном, историческом) времени, где события прошлого изменить нельзя, а будущие события неизвестны,

2) в мире, где существует неопределенность относитель­но предстоящих событий, ожидания оказывают неизбеж­ное и значительное воздействие на ход экономической конъ­юнктуры,

3) экономические и политические институты (банковс­кая и кредитно-денежная система, денежные контракты на срок на покупку и поставку товаров) во многом определя­ют хозяйственную динамику.

Из факта существования денег и их характеристик, а также хозяйственной неопределенности монетарного кры­ла посткейнсиансгва выводят причины неравновесных со­стояний и безработицы в «индустриальной экономике, орга­низованной на основе денежных контрактов на срок».

В 80-е годы появилось новое течение посткейнсианства, прежде всего в Великобритании. Наиболее яркими пред­ставителями его являются М Сойнер, К. Коулинг и П. Рей­нольде (все — Великобритания), А. Асимакополус (Кана­да), а также Дж. Стейндл (Австралия) и П Силос-Лабини (Италия). Основе по пожник этого течения М. Калецкий (Польша).

Калецкий и его последователи в экономике выделяют два сектора — центральный, или основной, и периферий­ный. Считается, что в первом, куда входят обрабатываю­щая промышленность, строительство, транспорт, услуги, цены формируются, прежде всего, на базе издержек, во вто­ром (в основном состоящем из отраслей первичной сферы) под воздействием спроса и предложения. В силу большей монополизации цены в центральном секторе формируют­ся путем накидки на издержки, и зависит, прежде всего, от степени сговора и отрасли, масштабов концентрации и эластичности спроса по цене

Предметом споров остается вопрос о том, являются ли относительные размеры накидки постоянной или перемен­ной величиной. Сам Катецкий полагал, что доля накидки изменяется в ходе цикла растет в фазе кризиса и падает в фазе подъема. Рост относительных размеров накидки в пе­риод кризиса он связывал с тем обстоятельством, что пер­вичные издержки, на которые она рассчитывается, сокра­щаются в этот период быстрее и в большей степени, чем входящие в нее накладные, которые возмещаются из накид­ки. Поскольку размер накидки характеризует степень монополизации, это означает, что в фазе спада степень моно­полизации увеличивается. Соглашаясь с тем, что подобный феномен существует, отдельные современные последовате­ли Калецкого видят его причину не в практике монополис­тического ценообразования, а в том, что рост резервных производственных мощностей в фазе кризиса позволяет взвинтить цены, опасаясь ответной реакции со стороны по­тенциальных конкурентов.

Ряд калецкианцев считают, что накидка изменяется в ходе цикла в направлении, обратно противоположном описанному, т.е. повышается в фазе подъема и падает в фазе кризиса. Есть и такие, которые полагают, что она постоянна.

Последователи Калецкого исходят из представления о максимизации накидки, тогда как монетарные посткейнсианцы полагают, что размер накидки определяется инве­стиционными потребностями фирм необходимостью под­держивать высокий уровень само финансирования, обес­печивать доход на акции и другие пенные бумаги компа­нии

Отличительная черта третьего направления посткейнси-анства попытка соединения кейисианской теории эффектив­ного спроса с теорией стоимости Рикардо (в том виде, в котором эта теория была развита П. Сраффой).

Неорикардиканцы. которые рекрутируют своих сторон­ников в основном в Италии ( И.Гареньяни, Л. Пасинетти, А Ронкалья и др.), Великобритании (прежде всего Дж. Итуэлл и М Милгейт) и Индии (А Бхадури, К. Бхараваджи) занимаются разработкой долгосрочной теории эффек­тивного спроса на базе теории стоимости Сраффы.

Существо Кейнсовой теории неорикардианпы видят в том, что уровень дохода (следовательно, и производства) определяется соотношением сбережений и инвестиций. Этот принцип формулируется безотносительно к тому, реализу­ются ли ожидания агентов производства или нет.

Центральное место в их работах занимает определение условий и факторов, характеризующих долгосрочные, нормальные состояния экономики, т.е. состояния равновесия, в которых объемы производства и занятости находятся на «естественном» для них уровне, а цены полностью совпа­дают со стоимостями.

Неокардианцы сосредотачивают свое внимание на «ус­тойчивых и систематических» силах или факторах, опреде­ляющих уровень производства и занятости. В число таких («первичных» и «фундаментальных» факторов неопределенность и ожидания не включаются. Влияние неопределенности на воспроизводственный процессов их понимании представляет собой одно из множества различных воздействий, К которые вызывают отклонения в развитии экономики от ее долгосрочного нормального состояния Неопределенность и ожидания могут быть оттеснены к категории временных или несистематических воздействий, отличных от устойчивых и систематических сил, действие которых определяет долгосрочное состояние. Включение неопределенности и ожиданий в число устойчивых и систематических сил приводит якобы к тому, что анализ «оказывается лишенным какого-либо определенного результата». Долгосрочному состоянию экономики соответствует «естественный, или нормальный, уровень производства, представляющий собой центр тяготения преходящих сил, которые оказывают влияние на объем производства в каждый данный момент».





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 658 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...