Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Домарксовые социалистические учения.
Социалистические идеи присутствовали не только в политических, но экономических воззрениях.
Особое место в домарксовом учении о социализме занимают идеи французских ученых Сен-Симона, Фурье и англичанина Роберта Оуэна. Их идеи явились одновременно и источником и составной частью марксизма.
Сен-Симон (1760—1825 г.). Его работы - «О промышленной системе» 1821 г., «Катехизис промышленников» 1823 г., «Новое христианство» 1825 г. Простой перечень работ свидетельствует, какое внимание он уделял развитию промышленности, с которой он связывал будущее человечества. В современных ему социалистических идеях он видит прообраз христианских идей. Сен-Симон отвергает мнение о постоянстве буржуазного строя. Он исходит из концепции постоянного развития человечества от низшей фазы к высшей. Отсюда и неизбежность смены буржуазного способа производства другим более прогрессивным. Новый строй Сен-Симон называет индустриальным. В основе промышленность, которая требует планового управления, устранение анархии производства, что возможно, если управление будет централизовано. Сен-Симон провозглашает принципы обязательности труда, в обществе есть место капиталистам, но нет места землевладельцам и ростовщикам, которые по мнению Сен-Симона паразитируют в обществе.
Шарль Фурье (1773—1837 гг.). Его работы — «Теория четырех движений и всеобщих судеб» 1808 г., «Новый промышленный и общественный мир» 1828 г. По мнению Ш. Фурье исходный путь общественного развития это различные страсти: материальные, страсти привязанности, влечения, а так же страсти верования. Такой подход позволяет более широко рассматривать причины развития, не ограничиваясь лишь материальными потребностями. Ш Фурье также ратует промышленность, но отмечает отсутствии гармонии. В то же время Ш.Фурье отмечает, что конкуренция ведет к концентрации производства, а это подготавливает появление монополии, что обостряет противоречие в обществе
Ш.Фурье известен и своими практическими рекомендациями о переустройстве общества. Это его учение о трудовых коллективах — фалангах (примерно в каждой из них 2 тыс. человек), где трудятся и рабочие и капиталисты. В фалангах и возможна гармония между людьми, но условием этого должна быть новая вера человека в возможность жить не эксплуатируя друг друга.
Роберт Оуэн (1771—1858 гг.), английский предприниматель. Он был ярым противником частной собственности, считая ее причиной всех бед и преступлений. Он был противником классовой борьбы, и считая, что все может устроиться благодаря влиянию сильных мира сего. Он был сторонником теории трудовой стоимости, но пошел дальше Д.Рикардо, считая, что продукт труда не полностью принадлежит рабочему. Оуэн видит в деньгах один из источников всех бед (ростовщичество, эксплуатация). Он предлагает заменить деньги квитанциями, в которых удостоверивалось сколько затрачено труда владельцем квитанции.
Идеи Сен-Симона, Фурье, Оуэна пережили их авторов Достаточно вспомнить ученье Фурье о фалангах. Не нашло ли это выражение в китайских коммунах в 60—70 годы XX века Об этом надо задуматься. Марксизм.
Появление марксизма как теории, объясняющей процесс общественного развития, был обусловлен предшествующим развитием общества. Переход к капитализму обусловил возникновение антагонизма между буржуазией и пролетариатом, и это нашло выражение сначала в июльской 1830 г революции во Франции, а затем в революциях 1848 г., которые захватили другие страны Европы. С 1825 года стало заметно циклическое развитие капитализма Экономические кризисы стали реальностью. Какой должен быть выход из этого положения? Адам Смит и Давид Рикардо воспевали рыночную экономику, не видели в ней противоречий. Французский ученый-экономист Жан-Батист Сэй отрицал всякую возможность экономических кризисов. Английский священник Мальтус в своих произведениях по проблемам общественного развития, говорил, что причина полярности в обществе вызвана быстрым ростом населения по сравнению с темпами роста производства.
К. Маркс дал иное объяснение причин обострения социально-экономических антагонизмов. Марксизм или теория общественного развития возник на базе имевшихся достижений общественной мысли. К Маркс использовал теорию трудовой стоимости А Смита и Давида Рикардо. Они изучали товарное производство. Маркс рассматривал капиталистическое товарное производство, но с позиции тех противоречий, которые были присущи элементарной клеточки этого производства — товару. Он видит противоречие между потребительной стоимостью товара, которое отражает противоречие между частным и общественным трудом. Труд отдельного товаропроизводителя выступает как частный. Он создает потребительную стоимость, но она не может быть всегда реализована как стоимость в условиях частной собственности, конкуренции. Здесь и занижена причина экономических кризисов. Отсюда невольно напрашивался вывод о необходимости замены частной собственности общественной, которая могла стать основой планомерного производства.
К. Маркс последовательно развивает учение о конкретном и абстрактном труде, но использует его для познания сущности капитала. По мнению К. Маркса рабочий своим трудом конкретного содержания переносит стоимость средств производства на новый продукт, но одновременно он расходует умственную и физическую энергию и создает новую стоимость. Часть этой стоимости предприниматель отдает рабочему в виде оплаты его труда, а часть присваивает себе. Таким образом богатство капиталиста — это результат неоплаченного труда рабочего. Отсюда всего один шаг к признанию необходимости национализации средств производства и передачи их рабочим.
Изложению своих идей по проблеме прибавочной стоимости К. Маркс посвятил основной труд своей жизни «Капитал».
Структура этой работы выглядит так:
ТОМ ПЕРВЫЙ
книга первая
ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА КАПИТАЛА
Отдел первый
— Товар и деньги Отдел второй
— Превращение денег в капитал Отдел третий
— Производство абсолютной прибавочной стоимости Отдел четвертый
— Производство относительной прибавочной стоимости Отдел пятый
— Производство относительной и абсолютной прибавочной стоимости Отдел шестой
— Заработная плата Отдел седьмой
— Процесс накопления
В первой книге были исследованы такие явления, которые представляют капиталистический процесс производства, взятый сам по себе, как непосредственный процесс производства.
ТОМ ВТОРОЙ
книга вторая
ПРОЦЕСС ОБРАЩЕНИЯ КАПИТАЛА
Отдел первый
— Метаморфозы капитала и их кругооборот Отдел второй
— Оборот капитала Одел третий
— Воспроизводство и обращение всего общественного капитала
Процесс воспроизводства «дополняется процессом обращения, который составил предмет исследования второй книги... капиталистический процесс производства рассматриваемый в целом, есть единство процесса производства и обращения».
ТОМ ТРЕТИЙ
книга третья
ПРОЦЕСС КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА ВЗЯТЫЙ В ЦЕЛОМ
Отдел первый
— Превращение прибавочной стоимости в прибыль и нормы прибавочной стоимости в норму прибыли Отдел второй
— Превращение прибыли в среднюю прибыль Отдел третий
— Закон тенденции нормы прибыли к накоплению Отдел четвертый
— Превращение товарного капитала и денежного в товарно-денежный капитал и денежно-товарный капитал Отдел пятый
— Распределение прибыли на проценты и предпринимательский доход, капитал, приносящий проценты Отдел шестой
— Превращение добавочной прибыли в земельную ренту Отдел седьмой
— Доходы и источники
«Что касается задачи этой третьей книги, то здесь необходимо найти и описать те конкретные формы, которые возникают из процесса движения капитала, рассматриваемого как целое... видоизменение капитала».
Однако следует обратить внимание, что у К. Маркса ряд проблем получили одностороннее освещение.
Во-первых, речь идет о роли и значении потребительской стоимости и ее воздействии на стоимость товара. К Маркс не анализировал потребительскую стоимость, он считал, она должна быть уделом товароведения, хотя многие наши экономисты старались доказать в 70—80 г., что это не так.
Во-вторых, К. Маркс больше уделял внимание закону стоимости, а менее закону спроса и предложения, что не позволило дать более всесторонний анализ рыночного хозяйства (совокупный спрос, предложение, неновые, неценовые факторы).
В-третьих, хотя тезис о том, что прибавочная стоимость является результатом неоплаченного труда рабочего можно принять, одновременно нельзя отрицать влияния на размеры прибыли самого производительного капитала, его структуры и т.д.
В-четвертых, К. Маркс считал, что только революция может привести к торжеству нового строя, хотя исторически практика выявила многообразие форм перехода.
В.И. Ленин был продолжателем учения К. Маркса и в то же время он подверг корректировке некоторые положения своего великого предшественника, исходя из развития самой исторической практики. Ранний В.И. Ленин выступал как пропагандист идей К. Маркса в России. В своей работе «Развитие капитализма в России» 1899 г. он на большом фактическом материале как развитие товарно-денежных отношений приводит к развитию капитализма как в ширь так и в глубь. Тем самым он доказал, что в России вместе с буржуазией формируется пролетариат, а значит Россия не исключение, а еще одно подтверждение общественных закономерностей, открытых К. Марксом. В работах по аграрному вопросу, написанных В.И. Лениным в 1905—1907 г. он защищает взгляды К. Маркса и доказывает необходимость союза рабочего класса и крестьянства.
Особое место занимает работа В.И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма» 1916 г.
Во-первых, В.И. Ленин дает оценку развития капитализма в последней четверти XIX в. и начала XX в., как новому высшему этапу — монополистический капитализм.
Во-вторых, он выдвигает идею победы социалистической революции в отдельно взятой стране (К. Маркс говорил о возможности революции не в одной, а в нескольких странах), исходя из того, что неравномерность при монополистическом капитализме принимает скачкообразный характер, и отсюда появление слабого звена в капиталистической системе.
В-третьих, В. И. Ленин считает, что победа социалистической революции в одной стране вызовет цепную реакцию в других, что явится началом мировой революции и наступлением общего кризиса капитализма. После Октябрьской революции В.И. Ленин стремиться определить стратегию экономического развития советского государства в переходный период. На первых порах В.И. Ленин считал, что необходимо свертывание товарно-денежных отношений, помня о том, что товарное производство порождает капитализм. Отсюда его доктрина военного коммунизма, предполагавшая постепенную ликвидацию товарно-денежных отношений, переход к натуральному обмену, жесткое централизованное распределение продуктов и ресурсов. Однако уже в 1921 году В.И. Ленин в своей работе «О продналоге»высказывает совершенно иные мысли о стратегии в области экономики, которая получила название новой экономической политики и осуществилась в 1921—1925 гг. Реализация нового курса обеспечила быстрый подъем экономики страны в невиданно короткие сроки. Очень трудно оценить взгляд В.И. Ленина на долгую перспективу экономического развития, так как последние боты В.И. Ленина, были небольшими, в рамках газетных статей. Тем не менее, можно сделать выводы.
Во-первых, он верил в возможность построения социализма.
Во-вторых, он не мыслил социализма без такой основы как машинная индустрия.
В-третьих, В.И. Ленин выступал за контролируемое развитие товарно-денежных отношений.
В-четвертых, он придавал большую роль государству, как политическому, так и экономическому центру.
Было бы ошибкой считать, что крушение СССР и реставрация капитализма в странах Юго-Восточной и Центральной Европы привели к отказу от социалистических идей. Уже в 60-е годы в Европе широкое распространение получил еврокоммунизм, который становился и продолжает оставаться идеологией многих коммунистических партий Европы (французской, итальянской и т д) Сторонники еврокоммунизма считают, что капитализм не вечен и он должен смениться новым более прогрессивным общественным строем, но этот переход не должен быть осуществлен насильственным путем, а проходить постепенно, эволюционно
Еврокоммунисты во многом приближаются к социал-демократам, которые выступают также в защиту социальных завоеваний рабочего класса, перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения. Это особенно проявилось в теориях «шведского коммунизма», реализации идей которого на практике привели к достижению в скандинавских странах самого высокого уровня жизни.
Наконец, не надо забывать и другие страны — Китай, Северную Корею, Вьетнам, Кубу, где коммунистические партии сохранили власть. Одновременно те перемены, которые происходили в мире, не могли не отразиться на изменениях в теории и практике. Это касается легализации отношений частной собственности, провозглашение мно-гоукладности экономики, развития, но под контролем государства, товарно-денежных отношений.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 318 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!