Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Приложения 12 страница



IX – X вв. – эпоха т.н. «Монашеского Возрождения» в византийской культуре. В это время расцветает церковное строительство и освободившаяся от преследований иконопись. Монастырские писатели обобщают античное и раннехристианское историческое, богословское, естественнонаучное наследие. Особенно известен «Миробиблион» Фотия, в котором он реферировал сотни известных ему античных и раннесредневековых книг. Создаются и оригинальные труды, особенно по истории и богословию, жития святых.

Эти тенденции, развивавшие античное наследие на новой христианской основе, получают развитие в XI – XII вв. («Византийское Возрождение»). В этот период Византия превращается в культурный центр Европы, откуда Запад получает сведения о древнегреческой и раннехристианской культуре. Высшего расцвета достигает Константинопольская высшая школа – крупнейшее учебное заведение Европы, ставшее образцом для университетов Запада. Наряду с церковной, развивается светская литература, философия и наука. Появляются учёные-энциклопедисты, вроде Михаила Псёлла – философа, богослова, историка, астронома, алхимика и политического деятеля.

После поражений, понесённых от арабов, болгар и франков, при Македонской династии происходит возвращение к активной внешней политике. Уже Василию I удалось добиться признания зависимости от Византии в Сербии и Хорватии. Значительные успехи были в IX-X вв. достигнуты на Востоке, где Империя переходит в решительное контрнаступление против арабов.

Важнейшим направлением византийской внешней политики являлось болгарское. Здесь тесно переплелись политические и религиозные интересы, поскольку при Фотии и его ближайших преемниках происходит расцвет византийского миссионерства. К Х в. в целом завершается обращение в христианство сербохорватских племен. Успеху византийской проповеди способствовало создание в 860-х гг. азбуки византийскими посланниками в славянской МоравииКириллом и Мефодием. В 867 г. христианство из Византии принимает Болгария. Это сопровождалось заключением мирного и союзного договора. Принятие христианства содействовало окончательному слиянию болгар и дунайских славян в единый народ. Болгарские ханы принимают славянский титул «князь».

Однако прочного мира с Византией не наступило. Князь Болгарии Симеон (893-927) вступил в конфликт с Византией и в 919 г. провозгласил себя «царем», т.е., в славянском понимании, императором. Симеон создал на Балканах огромную державу и пытался захватить Константинополь. Позднее мир восстановился вновь, но теперь уже Византия стремилась любыми способами подчинить себе Болгарию. В 968 г. при помощи русского князя Святослава ромеям удалось нанести Болгарскому царству смертельный удар. Однако Святослав не захотел покидать Балканы, и разгорелась ожесточённая Болгарская война (968-971). Император Иоанн Цимисхий (969-976) полководец не менее талантливый, чем прославленный русский князь-завоеватель, нанёс ему в конечном счёте поражение. Однако болгары тем временем смогли отчасти восстановить силы. Окончательно покорить Болгарию удалось только в 1018 г., когда ромеи завоевали запад страны. Император Василий II (976-1025) получил от приближённых лестное прозвище «Болгаробойца».

Свирепое подавление болгарских восстаний, унижение славянского духовенства спровоцировали подъём еретического движения в Болгарии. Богомильство стало наиболее опасной массовой ересью в византийской истории. Богомилы отвергали материальный мир, семью, собственность, государство и Церковь, предсказывали скорый конец света. Прообразом богомильства была секта тондракийцев, возникшая в VIII в. в Армении. На базе тондракийства возникла ересь павликиан, распространившаяся в Армении и Малой Азии. Название богомилов павликиане приняли в Европе – либо от самоопределения себя как «милых богу», либо по имени болгарского священника Богомила, обновившего их вероучение. Болгария и Сербия, где христианство не вполне еще утвердилось, стали главными территориями распространения ереси. Она преследовалась византийскими и местными славянскими властями с XI в. Вытесняемые в Западную Европу богомилы положили там начало катарской и некоторой другим схожим ересям.

Если южные славяне могли быть подчинены византийской власти, то с усиливающейся на северо-востоке Европы Русью отношения могли строиться только на равных. На рубеже VIII – IX вв. первый известный по имени русский князь Бравлин, совершив поход на византийские владения в Крыму, заключил мир с греками и принял христианство. Через Восточную Европу протянулся знаменитый путь «из Варяг в Греки», ставший магистралью не только торговых, но и культурных связей. В 839 и в 866 гг., после военных столкновений, заключались мирные договора между Русью и Византией. К 860 г. относится первый поход русов на Константинополь, продемонстрировавший ромеям возросшую силу северного народа.

Однако параллельно военно-дипломатическим перипетиям шло распространение на Руси христианства. В 866 г. патриарх Фотий учредил на Руси епархию. А в 874 г. христианство принял киевский князь, и епископия была заменена архиепископией. Захват Киева новгородским князем-язычником Олегом Вещим задержал распространение христианства. В начале Х в. Олег воевал с Византией и, по русским преданиям, в знак победы прибил щит на вратах «Царьграда» – Константинополя. Так или иначе, но в 907 г. заключается новое мирное соглашение, а в 911 – большой торговый и союзный договор, обеспечивший привилегиями русских купцов.

В начале 940-х гг. между Русью и Византией вновь возник военный конфликт. В 941 г. киевский флот был уничтожен у берегов Империи т.н. «греческим огнём» – горючей смесью, самым страшным оружием средневековья. В 944 г. был заключён новый мирный договор. В Киеве, в том числе в княжеской дружине, оставались многочисленные христиане, а в 957 г., во время визита в Константинополь, приняла христианство княгиня Ольга. Затем, однако, последовал новый период враждебности, связанный с Болгарской войной. С именем великого князя киевского Владимира связано окончательное утверждение христианства на Руси. В 988-989 гг. Владимир, заключив мир с Византией и женившись на греческой царевне Анне, принял крещение, после чего крестил свои земли.

Тем не менее, и эти события не вполне положили конец русско-византийским конфликтам. Последний неудачный поход русов на Константинополь относится к 1043 г., а последняя война между Русью и Византией – к 1116. Конфликты возникали из-за нарушения прав русских купцов и монахов, обладания важными торговыми пунктами в Керченском проливе, низовьях Днепра и дельте Дуная.

Тем не менее, связи с Византией имели огромное значение для Древней Руси. Из «Греков» пришли книжность, иконопись, церковная монументальная архитектура. Принятие христианства из Византии включило Русь на равных в семью европейских христианских народов, расширило её дипломатические связи и возможности. Первые международные договора Руси заключались именно с Византией. Русская Церковь возникла как составная часть, подчиненная митрополия Константинопольской патриархии. Подчинение Русской Церкви Константинополю имело свои положительные последствия. Церковь, на протяжении некоторого времени и возглавлявшаяся греками, оставалась над начавшимися княжескими распрями, смогла исполнять функцию высшего морального авторитета и арбитра. С другой стороны, очень быстро формировались кадры местного, русского духовенства. Духовенство посредничало в разрешении междоусобий времён раздробленности, выступало в качестве консолидирующей силы в жизни страны.

Отношения с латинским Западом у византийских императоров Македонской эпохи складывались неровно. Налаживанию постоянных союзных отношений мешали и территориальные споры, особенно в Южной Италии, и религиозные разногласия. При этом одно переплеталось с другим – епархии Южной Италии подчинялись то Константинополю, то Риму. Догматические же изменения, внесенные западными христианами, делали раскол неизбежным. В 1054 г., во время очередного спора из-за церковной подчиненности Южной Италии, различия в догматах обнаружились и привели к обострению конфликта. Папский легат во время богослужения в соборе святой Софии объявил анафему патриарху Михаилу Кирулларию «со всеми еретиками». В ответ Кирулларий предал анафеме легата, папу и всех заблуждающихся «латинян». 1054 г. считается годом окончательного раскола (схизмы) между Западом и Востоком.

Наивысшего расцвета Византия времён Македонской династии достигла именно в эти годы, при императоре Константине IX Мономахе (1042-1055). Он успешно воевал и на востоке, и на западе, как с мусульманами, так и с христианами. Вдобавок к южноитальянским владениям Константин на время покорил часть Сицилии. На востоке он удерживал побережье Сирии и подчинил Армению. С Русью после короткой войны был заключён мир и союз. Дочь Константина стала женой Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Её сын Владимир унаследовал дедовскую фамилию Мономах.

Однако этому подъёму Византии вскоре настал конец. В 1056 г. со смертью императрицы Феодоры пресеклась Македонская династия. Последовали гражданские войны и перевороты, которыми не преминули воспользоваться внешние враги. В 1071 г. вторгшиеся с востока кочевники сельджуки обрушились на восточные рубежи Империи. В битве при Маназкерте имперская армия была разбита, а император Роман Диоген попал в плен. Сказались как личная неопытность государя, так и распри между ромейской и покорённой армянской знатью.

Последствия сельджукского нашествия оказались катастрофичны. Малая Азия, Сирия и Армения были потеряны почти целиком. Империя лишилась огромных сельскохозяйственных угодий, источников сырья и драгоценных металлов, важнейших городских центров, сотен тысяч подданных. В довершение несчастий, на западные рубежи напали норманны, захватившие Южную Италию и Сицилию. А с севера вторглись отброшенные к тому времени от русских границ печенеги. Между динатами к тому же разгорелась гражданская война за императорский престол.

Стабилизировать ситуацию удалось только Алексею Комнину (1081-1118). Первым представителем знатного рода Комнинов на престоле являлся Исаак I (1057-1059). Одарённый полководец Алексей Комнин взошёл на престол в 1081 г., победив в гражданской войне. С этого началось непрерывное правление Комнинов, продлившееся более 100 лет. С Комнинами связан последний взлёт могущества Византии как державы европейского значения. Алексей подавил мятежи знати, на севере окончательно разгромил печенегов и отражал набеги половцев, на западе остановил продвижение норманнов. Последним так и не удалось закрепиться на Балканах. Остановил он и сельджуков – однако вытеснить их из Малой Азии не мог. Это побудило его обратиться за помощью к Западу. Обращение Алексея стало одним из официальных поводов к началу крестоносного движения, серьёзно повлиявшего на судьбы Византии.

Источники

Анна Комнина. Алексиада. СПб., 2010.

Византийская любовная проза. М., 1995.

Византийские легенды. М., 1994.

Византийский сатирический диалог. Л., 1986.

Дигенис Акрит. М., 1994.

Житие Андрея Юродивого. СПб., 2002.

Кекавмен. Советы и рассказы. СПб., 2003.

Константин Багрянородный. Об управлении Империей. М., 1989.

Лев Диакон. История. М., 1988.

Михаил Псёлл. Хронография. Краткая история. СПб., 2003.

Никифор Вриенний. Исторические записки. М., 1997.

Повесть о прощении императора Феофила. Торжество Православия. М., 2004.

Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. СПб., 2009.

Литература

Васильев А.А. История Византийской империи. Т. 1. СПб., 1998.

История Европы. Т. 2. М., 1992.

Каждан А.П. Два дня из жизни Константинополя. СПб., 2000.

Лебедев А.П. Очерки внутренней истории византийско-восточной Церкви. СПб., 2003.

Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. СПб., 2001.

Тальберг Н.Д. История христианской Церкви. М., 2008.

Тема 13. Западная Европа в IX – XI вв.

Завоевания Карла Великого положили конец «тёмным векам» Западной Европы. К моменту смерти императора (814 г.) почти весь христианский Запад был объединён под его властью. Немалую роль в этом сыграл тесный союз Каролингов с римским папством. Ещё в 756 г. король Пипин защитил папство от агрессии лангобардов и создал церковное государство – Папскую область, охватившую большую часть Средней Италии. Это событие стало прелюдией к коронации Карла императором в 800 г. Сперва Карл выступал как «защитник Церкви», но после коронации поставил пап под свой полный контроль. Мечта об идеальной христианской монархии вкупе с идеей защиты христианского мира от язычников и мусульман были положены Карлом в основу имперской идеологии Запада. Официальным названием державы Карла ещё до коронации являлось «Христианская Империя». Социальные и политические преобразования Карла заложили основу для развития европейского феодализма. Экономические меры стабилизировали денежную систему. Карл поощрял обогащение и рост городов, основывал новые.

С именем Карла связано т.н. «Каролингское возрождение». Возрождение науки, искусств, латинской литературы являлось важной частью программы «Обновления Римской империи». При Карле возобновляется монументальное строительство (Ахенский собор начала IX в.). Ко двору выписывались учёные монахи с Британских островов, где традиции латинской книжности сохранились лучше. Среди выходцев из Британии был знаменитый поэт, богослов и переписчик Алкуин. Трудились при дворе Карла и образованные франки – как его биограф Эйнхард. Сам Карл – редкий случай среди вчерашних «варваров» – научился читать.

Сыну Карла, Людовику Благочестивому (814 – 840), досталась в наследство огромная империя, самое большое государство Европы. Держава эта включала в себя земли современных Франции, Бельгии, Нидерландов, запад Германии, большую часть Италии. Правители других христианских государств – британские, ирландские, испанские короли, – признавали первенство франкского властелина. Людовик успешно противостоял внешним врагам – арабов теснили из Северной Испании, скандинавы-норманны и западные славяне лишь изредка решались беспокоить франкские границы. Но Людовик не сумел сохранить внутреннее единство страны. Ссоры с сыновьями расшатали престол. А в 843 г., уже после кончины отца, по Верденскому договору сыновья поделили между собой империю. Договор остановил разразившуюся уже войну между самими наследниками.

Центральные области с древней столицей Ахеном, с Римом и императорским титулом остались за старшим, Лотарем (840 – 855). Людовик Немецкий получил под свою руку германские племенные герцогства на востоке. Младший, Карл Лысый, – западные земли, все чаще именовавшиеся уже не Галлией, а Францией. Так вместо единого Франкского государства возникло три королевства. Каждое из них, по сути, развивалось почти самостоятельно.

Впрочем, еще сохранялся императорский титул, и некоторым Каролингам – то из одной, то из другой линии, – удавалось временами воссоединить империю под своей властью. Но распри между королями вспыхивали то и дело. Сын Лотаря, император Людовик II (855-875), смог удержать видимость власти, но не отстоять собственное наследство. В 870 г. Карл Лысый и Людовик Немецкий поделили между собой северную часть удела Лотаря – Лотарингию. Потомкам Лотаря оставались Италия и Прованс.

После смерти императора Карла III (881-888) Франкская империя развалилась окончательно. Весьма некстати – поскольку на франков обрушились внешние враги. С новыми силами наступали с юга арабы. С севера же явился новый «бич Божий», как говорили тогда – скандинавские пираты- викинги. Разрозненным королевствам с трудом удавалось отбиваться от их натиска. Многим тогда казалось, что наступает конец света.

К началу Х в. южные ветви Каролингов измельчали и пресеклись, а северные сородичи потеряли и к Риму, и к Империи интерес. За императорский титул, ничего уже не означавший, боролись теперь дальние свойственники южных Каролингов – короли Италии и Бургундии (на юго-западе Галлии). Но на севере тем временем из осколков распавшейся Империи выросли сильные королевства – Франция и Германия. Впрочем, их созревание стало закатом для Каролингов. Местная знать воспринимала их повсюду как чужаков, как препону для своей самостоятельности. В 911 г. германские герцоги отняли власть у Каролингов, воспользовавшись пресечением немецкой их ветви. Они избрали короля из своей среды – франконского герцога Конрада (911-918). Его сменил саксонский герцог Генрих (919-936), основатель Саксонской династии королей Германии.

В пору распада Франкской империи вновь возросли самостоятельность и политический вес папства. Какое-то время оно оставалось важным стабилизирующим фактором. Но в конце IX – первой половине Х в. папство оказалось под мощным давлением со стороны усилившихся лангобардских (ломбардских) феодалов. Сам папский престол стал игрушкой в руках противоборствующих группировок ломбардской и римской знати. Престиж пап упал. В 961 г. по призыву папы король Германии Оттон I Великий (936-973) нанёс ломбардцам поражение. После этого он был коронован как император обновленной, Священной Римской Империи. В её состав вошли Германия и Италия, а позже Бургундия. Император избирался германской духовной и светской знатью (курфюрстами – «князьями-выборщиками») и утверждался папской коронацией. Оттону удалось пресечь внутренние распри, отразить вражеские вторжения и временно упрочить императорскую власть. Он и его наследники также уделяли немало внимания развитию культуры («Оттоновское возрождение»).

Однако сильнейшее из возникших на развалинах Империи королевств – Французское – Священной Римской империи поглотить не удалось. В 987 г. правлению Каролингов во Франции настал конец. Долгая борьба за власть с парижскими герцогами Робертинами закончилась поражением. Герцог Гуго Капет вступил на королевский престол Франции и стал основателем новой, уже только французской династии Капетингов. Попытки германских императоров подчинить себе Францию в 70-х-90-х гг. Х в. провалились. Именно в это время начался длительный спор из-за Лотарингии, задавший тон отношениям между двумя государствами на многие века.

В IX – XI вв. в Западной Европе окончательно складывается социальная структура феодализма. Сам термин «феодализм» изначально прилагался именно к западноевропейскому средневековому общественному строю. Потому западноевропейский (прежде всего, французский) феодализм часто именуют «классическим». Слово «феодализм» происходит от понятия «феод», обозначающего лен, земельное владение с зависимыми людьми, жалуемое за наследственную службу феодалу. Складывание феодализма на Западе проходило в несколько этапов. Начало ему положили «варварские» нашествия, когда романское в массе своей население Франции, Италии, Испании оказалось в зависимости от германской военно-дружинной знати. Военные, административные и социальные реформы Каролингов завершили складывание классического феодализма раннего средневековья.

В основе феодализма лежало чёткое сословное деление общества. По представлениям политической и богословской мысли Западной Европы IX – XIII вв., общество делится на три сословия. Высшим является духовенство, долг которого – заступничество за общество перед Богом. Вторым сословием является «воинское», феодальное, долг которого – защита других сословий и государства. Третье сословие составляют простые крестьяне и горожане, которые должны обеспечивать всех пропитанием. В известной степени эта идеальная схема взаимных обязательств соответствовала реальности, – что, конечно, вовсе не исключало конфликтов. Повинности каждого сословия соответствовали его теоретическим обязанностям. Духовенство освобождалось от повинностей в пользу государства. Феодалы должны были служить с оружием в руках за полученную землю. Третье сословие исполняло продуктовые или денежные повинности в пользу государства и землевладельца. В то же время, сословия не являлись кастами. Переход из одного в другое был возможен, а в некоторых случаях (в XI в. введено безбрачие католического духовенства) неизбежен. Некоторые группы, формально относившиеся к третьему сословию (королевская бюрократия, городское купечество), на практике занимали весьма высокое общественное положение.

Основную массу третьего сословия, однако, составляли зависимые крестьяне. В раннее средневековье господствующей формой феодальной зависимости являлся серваж. В Древнем Риме сервами называли рабов. Уже в Поздней Империи сервов часто сажали на землю, выделяя небольшие наделы. Ввиду «варварских» завоеваний и распространения христианства система классического рабства рухнула. В итоге, с одной стороны, сервы обрели личную свободу, с другой, – сервами «варварских» вождей, обязанными работать в их пользу, стали практически все селяне покорённых земель. В IX в. уравнение прав и обязанностей сервов и крестьян, независимо уже от происхождения последних, в большей части Франкской империи завершилось. Все крестьяне, живущие на земле феодала, превращались в его сервов. Они серьёзно ограничивались в личной свободе, подлежали господскому суду и прикреплялись к господской земле. Сервы либо платили феодалу оброк, либо отрабатывали барщину на его земле. В то же время они имели собственные земельные наделы и могли распоряжаться продуктами с них по своему усмотрению. Со временем под влиянием германской общины (марки) повсеместно развилось сельское самоуправление.

Серваж не являлся всеобщим западноевропейским явлением. Прочнее всего он утвердился в романских странах – Франции, Италии, Испании. В Германии он так и не прижился из-за крепости местных общинных устоев, не допустивших порабощения общин и полного захвата феодалами их земель. В Англию серваж проник только к концу XI в. после франко-нормандского завоевания страны и столкнулся с упорным сопротивлением. Однако и в Англии, и в Германии, и в других странах складывались свои формы крестьянской зависимости, пусть и с большей степенью личной свободы крестьян.

Основой отношений феодала с королём или иным вышестоящим феодалом (сюзереном, сеньором) являлись вассалитет и иммунитет. С одной стороны, принимая лен, получая подтверждение прав при получении наследства или смене сюзерена, феодал приносил вассальную присягу (оммаж). Он обязывался нести военную службу своему сеньору, а часто также делиться доходами с полученной земли. С другой стороны, на условии принесения оммажа феодал получал в своих владениях полный иммунитет. Он вершил суд надо всеми своими подданными, сам и преимущественно в свою пользу собирал налоги, организовывал всю систему управления. Наконец, он мог жаловать лены собственным вассалам.

Порождением многоступенчатой ленной системы явилась т.н. «феодальная лестница». В основе её лежал принцип, согласно которому оммаж приносится только своему непосредственному сеньору, но не его сеньору («вассал моего вассала – не мой вассал»). На вершине феодальной лестницы стояли монархи западноевропейского мира – император и короли. Номинально император считался сюзереном всего Запада, но на практике никто из независимых королей (кроме чешского) не приносил ему оммаж. Следующую ступень феодальной лестницы занимали крупнейшие феодалы – герцоги, графы, маркграфы (маркизы). Это были прямые преемники германской и отчасти древнеримской аристократии. Их вассалами, как правило, являлись бароны – ленники средней руки. Наконец, низшую ступень феодальной лестницы занимала нетитулованная знать, рыцари (кавалеры, шевалье – «всадники»). Их ряды периодически пополнялись выходцами из третьего сословия. Собственно, изначально это и были просто конные воины на службе у феодалов, не обладавшие собственными землями.

Иммунитет и «феодальная лестница» автоматически вели при ослаблении центральной королевской власти к феодальной раздробленности. В условиях развала империи Каролингов Франция, Германия и Италия фактически распались на отдельные феодальные владения. Каждое из крупных герцогств и графств являлось по сути независимым государством, в дела которого король не вмешивался. Король рассматривался, самое большее, как общий военный вождь и судебный арбитр. Он был «первым среди равных», но полновластным владыкой являлся только в собственных родовых владениях – домене. Домен отнюдь не охватывал большей части государства. Так, домен французских Капетингов ограничивался сравнительно небольшим древним Парижским герцогством (Иль-де-Франс). Домен германских королей из Саксонской династии сводился, как правило, к Саксонии, у сменившей их в 1024 г. Салической династии – к Франконии. Власть королей носила более символический характер и зависела от согласия со знатью.

Важное место в социально-политической структуре феодального общества занимала Римско-католическая церковь. В раннее средневековье Римская церковь оказалась важнейшей сплачивающей силой на раздробленном Западе, не раз вмешивалась в политические дела королей. Это способствовало формированию доктрины о примате (первенстве)церковной, духовной власти над светской.Духовенство в католицизме традиционно воспринималось как особое сословие, играющее роль посредника между Богом и людьми. Церковь, по учению католицизма, обладает коллективной благодатью, которая обеспечивается «запасом добрых дел», совершенных святыми. Этим избытком Церковь может делиться с верующими – в том числе через раздачу за религиозные заслуги индульгенций (грамоты с отпущением грехов).

Церковь вошла в систему феодального землевладения. Короли выделяли епархиям и монастырям обширные земли, в результате чего епископы и аббаты (настоятели монастырей) превратились в крупных феодалов. Папа Римский сам возглавлял феодальную монархию – Папскую область.

В XI в. были проведены преобразования, укрепившие моральный престиж пап, усилившие внутреннюю дисциплину и самостоятельность церкви. Реформы связаны с именем папы Григория VII (1073-1085). В частности, в 1075 г. было введено безбрачие (целибат) всего католического духовенства. Реформа преследовала цель положить конец злоупотреблениям – передаче церковных должностей по наследству, а также их продаже. Реформы Григория VII привели к увеличению роли католического монашества в жизни церкви. Монастыри и монашеские школы превратились в единственные центры подготовки кадров духовенства. Резко выросла роль монашеских орденов. Ордена – централизованные структуры во главе с главой (генералом), назначаемым папой с согласия ордена, с жесткой иерархией членов. Орден объединялся принятым в его рядах и утвержденным папой единым уставом монашеского общежития. Реформирована была и коллегия кардиналов, выбиравших папу. Она возникла в раннем средневековье и сперва включала светских и духовных аристократов города Рима и округи. Сложились целые кардинальские фамилии, оказывавшие большое влияние на политику пап. Теперь в коллегии остались лишь представители духовенства, и кардинальский сан стал вторым после папского в Римской церкви.

В ходе реформ Григория VII папство попыталось освободиться от опеки императоров, на деле осуществить принцип примата духовной власти. Это привело к серии острых конфликтов между императорами и папами. Между папским Римом и Священной Римской империей разгорелась борьба за инвеституру – право назначения епископов и аббатов. Григорий VII закрепил это право за папским престолом, против чего выступил император Генрих IV (1056-1106). Папа дважды отлучал Генриха от церкви. После первого раза император униженно просил прощения под стенами замка в Каноссе, – что в немалой степени подвигло его к новому конфликту. В 1083 г. германские войска захватили Рим, и император возвёл на папский престол своего ставленника. В ответ Григорий привёл в Рим верных папству норманнов из Южной Италии, которые подвергли «освобождённый» город страшному разгрому. В конечном счёте, уже после смерти Григория был достигнут компромисс – но лишь временный.

Папство принимало активнейшее участие в политической жизни Европы, вмешиваясь в дела светской власти, стремясь подчинить ее себе. Часто при этом усилия пап были направлены на пресечение феодальных междоусобиц, упрочение единства западного мира перед лицом внешних опасностей. Признание себя в качестве вассалов папы на условиях уплаты символической дани («денарий святого Петра») гарантировало ряду малых королевств Европы независимость от Священной Римской империи. Поддерживали пап главные соперники Германии – французские короли.

Несмотря на неоднозначную политическую активность папства, а где-то и благодаря ей, Римская церковь расширяла своё влияние на Западе. К концу XI в. все церкви Запада, кроме сохранявшей независимость ирландской, уже подчинялись Риму. К этому времени католицизм утвердился как религия подавляющего большинства не только в романских странах, но и в Германии, и во всех землях Британии. В ряде областей Германии христианизация натолкнулась на упорное сопротивление язычников. В Саксонии IX – XI вв. произошло несколько антихристианских восстаний, направленных также против королевской власти. Все они были подавлены. Вместе с католицизмом распространялась, прежде всего среди духовных лиц и горожан, латинская образованность. К концу XI в. латинская письменность прижилась по всему Западу, а латинский язык стал официальным языком всех католических королевств. Уже в Х-XI вв. вера Римской церкви вышла за пределы древней Западной Империи. Началась успешная проповедь латинского христианства в Скандинавии, западных славянских странах, Венгрии.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 227 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...