Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Приложения 7 страница



Общественная жизнь эллинских полисов в классическую эпоху была бурной. Взлёт их могущества был связан с отражением грозной внешней опасности – персидского нашествия. Однако затем начался быстрый упадок полисного устройства, сопровождавшийся междоусобными войнами и межпартийной борьбой в самих городах.

Греко-персидские войны начались с вмешательства Афин в борьбу греческих городов малоазийской Ионии за независимость от Персии. В 492 г. до н.э. афиняне совершили поход в Малую Азию и разорили столицу персидских владений – Сарды. В 490 г., подавив ионийское восстание, царь Дарий послал карательную экспедицию в Элладу. В битве при Марафоне афиняне наголову разбили превосходящие силы противника. Дарий стал готовиться к большому походу, но умер, не успев собрать все армии.

В 480 г. до н.э. сын Дария Ксеркс, завершив масштабную подготовку, вторгся в Грецию с севера, через Босфорский пролив. Многие греческие города поспешили признать власть персов – в том числе священные Дельфы. Однако Спарта и Афины готовились к обороне. Ксеркс после ожесточённой битвы в Фермопильском проходе – воротах Средней Греции – разбил небольшое спартанское войско во главе с царём Леонидом. Затем он разорил Афины. Но уже сразу после этого удача отвернулась от персов. В начале 479 г. до н.э. в морской битве у Саламина греческий флот уничтожил персо-финикийскую эскадру с немалым числом войска. В том же году при Платеях были разбиты основные сухопутные силы персов. Ксеркс бежал из Греции.

Военные действия продолжались ещё около 30 лет. Теперь эллины перенесли войну на территорию противника – в Малую Азию, Египет, на Кипр. В 449 г. до н.э. был заключён т.н. «Каллиев мир». Согласно ему, персы предоставляли независимость эллинским городам в Малой Азии. Они не имели права отныне также держать флот в Эгейском и Мраморном морях.

Главным итогом греко-персидских войн стало начавшееся сплочение Эллады вокруг сильнейших полисов. Афины, превратившиеся в мощную морскую державу, возглавили в 478 г. до н.э. Афинский морской (Делосский) союз полисов. Спарта ещё с середины VI в. возглавляла Пелопоннесский союз, который теперь расширился и укрепился, превратившись в сферу спартанской гегемонии. В противовес аристократической Спарте, Афинский морской союз становится оплотом демократической партии во всей Элладе.

Афинскую демократию укрепили и расширили реформы, проведённые в V в. до н.э. Фемистоклом (с 482 г.) и Периклом (с 458 г.). Фемистокл, создав афинский военный флот, тем самым резко повысил роль в полисе и армии фетов – служивших на кораблях беднейших граждан. Поддержало демос и поощряемое Фемистоклом развитие морской торговли. Особенно значительны были преобразования Перикла, бессменного стратега в 444-430 гг. Перикл лишил последних остатков власти аристократический ареопаг, допустил фетов к государственным должностям, а любому землевладельцу разрешил избираться архонтом. Бедноту поддержало назначенное казной высокое моряцкое жалование. Судебные дела теперь разбирались большими собраниями присяжных-гелиастов, до 1500 человек.

Впрочем, демократические реформы Перикла ограничивались полноправными афинскими гражданами. Их число он сократил до тех только, у кого оба родителя имели гражданство. К союзным городам он относился как к зависимым территориям, обеспечивал за их счёт землей неимущих афинян, а выступления против Афин подавлял силой. В итоге в Афинском морском союзе нарастало недовольство афинскими демократами. Этим пользовалась аристократическая партия, ориентировавшаяся на Спарту.

В 431 г. до н.э. из-за посягательств Перикла на земли независимого и вполне демократического Коринфа началась Пелопоннесская война между Афинами и Спартой. В неё оказалась втянута большая часть эллинских полисов. Война развивалась в основном не слишком удачно для афинян. Город раздирался межпартийными распрями. Удачливые полководцы не раз подвергались остракизму со стороны подозрительных сограждан. Союзники понимали, что победа афинян угрожает им полным порабощением, и с готовностью переходили к спартанцам.

В 413 г. сокрушительным поражением закончилось самое масштабное и самое непродуманное военное начинание афинян – экспедиция в далёкую Сицилию против союзных Спарте Сиракуз. В Афинах усилились противники войны, опиравшиеся на крупных землевладельцев. Последние мечтали установить в городе олигархию – «правление немногих», уничтожив демократические свободы бедноты. Олигархическая партия, как прежде аристократическая, ориентировалась на Спарту. В 404 г. до н.э., в условиях военного краха, пришедшие к власти олигархи заключили со Спартой унизительный мир. Морской союз был распущен. Демократия позднее восстановилась – но прежнего могущества Афины уже никогда не достигали.

Распрей греков воспользовались персы, чтобы восстановить свою власть над малоазийским побережьем. Спартанскому царю Агесилаю удалось в войне 396-394 гг. до н.э. нанести персам серьёзный урон. Однако его отвлекли возобновившиеся войны между эллинами. При Агесилае Спарта достигла наивысшего расцвета, сокрушив основных противников в Элладе.

Но объединить греков Спарте не удалось. И устанавливаемые при её помощи аристократические и олигархические режимы, и высокомерное поведение с побеждёнными быстро вызвали возмущение. В 371 г. до н.э. спартанцы потерпели поражение в войне с Фивами. После этого Пелопоннесский союз был распущен. Фиванцы создали Беотийский союз. Афиняне возглавили Второй Афинский морской союз. Однако в целом Эллада погрузилась в анархию. Она не смогла противостоять натиску македонских царей.

Жившие к северу и северо-западу от эллинов иллирийские племена находились в разной степени под влиянием греческой культуры. Наиболее сильно оно было, разумеется, на юге, где возникли царства Эпир (на побережье Адриатики и Ионийского моря) и Македония (к северу от Эгеиды). Ими правили греческие по происхождению династии, привлекавшие эллинских колонистов. Население Македонии уже в V в. до н.э. полностью эллинизировалось, восприняв греческий язык.

В конце VI в. до н.э. Македония попала в зависимость от Персии, и в греко-персидских войнах выступала за персов. Но победа эллинов освободила от персидского владычества и македонян. Более того, они сами были признаны эллинами за сородичей, изъяты из «варварского» мира. Тесные связи с эллинскими городами содействовали усилению Македонии. Вскоре македонские цари стали претендовать на первенство в эллинском мире.

Царь Филипп II (359-336) завершил объединение македонских племён под царской властью и ввёл единую для страны денежную систему. Самым же важным его преобразованием стала военная реформа. В результате неё появилась укомплектованная свободными общинниками македонская фаланга – самая боеспособная военная машина того времени. И техникой боя, и боевым духом она превосходила становящиеся наёмными войска эллинских городов. В 352 – 348 гг. до н.э. Филипп завоевал всю Северную Грецию. Он выдвинул программу объединения эллинов под властью Македонии для «возмездия» персам и освобождения малоазийских городов. В 338 г. до н.э. в битве при Херонее главные противники Филиппа афиняне потерпели полное поражение.

Сын и наследник Филиппа, воспитанник Аристотеля Александр (336 – 323) вошёл в историю как величайший завоеватель античности. В первые два года своего правления он покорил фракийские племена, жившие на территории нынешней Болгарии, и окончательно сломил сопротивление эллинов. Главный оплот противников, Фивы, был разрушен до основания. Только Спарта сохранила независимость.

В 336 г. до н.э. Александр Македонский начал поход против Персии. В 334 г. в битве на реке Граник он разбил малоазийских сатрапов и покончил с владычеством персов в Малой Азии. Но на этом он уже не хотел останавливаться. В битве при Иссе в 333 г. Александр разгромил уже самого царя Дария III. С этого началось завоевание основной территории Персидской державы. Македоняне покорили Финикию, Палестину, практически без сопротивления заняли Египет. Здешние жрецы признали Александра фараоном и провозгласили сыном солнечного бога Амона. В 331 г. Александр вторгся в Месопотамию и в битве при Гавгамелах окончательно разбил Дария. Тот бежал и вскоре был убит приближёнными. Македонская армия, будто бы в отместку за древнее разорение Афин, сожгла древнюю столицу Парса, Персеполь. Однако Александр стремился найти общий язык с покорявшимися ему персидскими сатрапами. Постепенно при его дворе, невзирая на протесты приближённых, стали внедряться восточные порядки.

За разгромом Персии последовали походы в Среднюю Азию и оттуда в Индию. Натолкнувшись здесь на упорное сопротивление и видя истощение войска, Александр в 325 г. до н.э. повернул назад. В 323 г., в своей новой столице Вавилоне, он умер.

В результате завоеваний Александра образовалась невиданная прежде мировая держава, превосходившая размерами Персидскую. Но она не пережила своего создателя. Сразу после кончины Александра началась борьба за власть и земли между его полководцами – диадохами. Распри диадохов и их детей продолжались до 276 г. до н.э. К этому времени и все диадохи ушли из жизни, и все родичи Александра были истреблены.

На развалинах державы Александра Македонского возникло несколько новых государств. На Балканах продолжала доминировать Македония, в Греции опиравшаяся на Ахейский союз с центром в Коринфе. Им противостояли обычно Спарта и Этолийский союз. Сильнейшим государством Малой Азии стало греческое Пергамское царство на западе полуострова. В Сирии утвердилась македонская династия Селевкидов. Их государство включило также Армению, Месопотамию, Иран, многие области Средней и Малой Азии. Финикия и Палестина стали яблоком раздора между Селевкидами и другой македонской династией, Птолемеев, правившей в Египте. Царство Птолемеев со столицей в основанной Александром в дельте Нила Александрии было наиболее развитым в культурном и экономическом отношении из новых государств.

Завоевания Александра Македонского положили начало новой эпохе в истории античного мира – эпохе эллинизма. Эллинистическая культура с самого начала представляла собой смешение греческих и восточных элементов. Иначе и не могло быть в новом культурном единстве, географические границы которого простирались от Сицилии до долины Инда.

Первым элементом культуры, воспринятым на Востоке, стало обожествление царей. Уже Александр был провозглашен живым богом. Сам он едва ли вполне уверовал в свою божественность – но навязал эту веру греко-македонянам из своего войска путем беспощадных репрессий. После распада державы Александра диадохи и их потомки принимали громкие божественные титулы, объявляли себя потомками местных и греческих богов. Особенно проявилась эта тенденция в Египте, где Птолемеи приняли всю титулатуру и почести древних фараонов.

Неизбежным было смешение греческой и восточных религий. Причем происходило не только отождествление местных богов с греческими на захваченных землях (например, Зевса с Амоном и Ахура-Маздой). Культы восточных божеств проникали и на Балканы. Появлялись новые божества. Так, богом-покровителем Александрии был объявлен Серапис. В этом небывалом прежде божестве слились образы египетских Осириса и священного быка Аписа, а также греческих Зевса, Аида и Аполлона. Там же, в эллинистическом Египте, зародился герметизм – одна из самых влиятельных оккультно-мистических доктрин античности. В основе герметизма – почитание греческого бога-хитреца Гермеса, отождествленного с египетским Тотом. Как и Тот, Гермес выступал в качестве проводника в загробный мир. «Тайное» учение жрецов Тота слилось в герметизме с построениями эллинистических философов. Гермес-Тот стал пониматься как проявление или «слово» абсолютного божества, противопоставляемого несовершенной материи.

Расцвет восточных и смешанных мистических доктрин привёл к развитию разного рода «тайных» наук, призванных утвердить власть «посвященного» человека над природой. Среди них – алхимия, астрология, магия. В то же время попутно подчас делались важные открытия в области естественных наук. Богатые уже познания эллинов встречались с тысячелетним опытом восточных цивилизаций. Особенно значимых успехов достигла медицина. Развивались, вследствие расширения границ известного мира, географические знания. Наконец, развитие военного дела вело к многочисленным техническим изобретениям и открытиям. Особенно прославился в III в. до н.э. Архимед, изобретатель и физик из Сиракуз.

Общественный строй эллинистических царств представлял собой, подобно культуре, слияние греческого и восточного начал. Об обожествлении царской фигуры уже говорилось. Власть царя являлась самодержавной – и в то же время сохранялись многие черты эллинства, прежде всего огромная роль царских «друзей»-советников. На восточную почву был пересажен античный полис. Устроенные на захваченных землях города, вроде Александрии, даже становясь царскими столицами, сохраняли самоуправление и широкие привилегии.

Но греко-македоняне и примкнувшие к ним местные «эллинисты», будь то царские приближённые или граждане полисов, составляли лишь высшую, довольно замкнутую касту. Основная масса населения сохраняла верность древним обычаям и укладу жизни. В этом укладе мало что изменилось по сравнению с древней «деспотией» – разве что господство персов сменилось совсем чужеродным эллинским владычеством. Завоевателей и их приспешников ненавидели. Особенно это было характерно для огромной державы Селевкидов. Если эллины считали покорённых «варварами», то, скажем, в Персии или Иудее варварами и к тому же язычниками видели самих греков. В итоге эллинистическое общество на Востоке раскалывалось на два противостоящих лагеря, с эллинами в ничтожном меньшинстве. На Балканах же полисы так и не смирились с господством Македонии. Такие конструкции не могли не быть непрочными.

Во II в. до н.э. эллинистические государства, расшатываемые изнутри, рухнули, не выдержав первого же серьёзного натиска внешних сил. Греция, Македония и Пергам были в течение II в. до н.э. завоёваны Римом. Римляне нанесли и первое серьёзное поражение державе Селевкидов, лишив их влияния в Малой Азии. Но решающий удар Селевкидам нанесли покорённые македонянами народы. На востоке ещё в конце III в. выступило иранское кочевое племя парфян, постепенно освободившее от греко-македонского владычества весь Иран и Вавилонию. Здесь возникла Парфянская держава династии Аршакидов. Во II в. отложилась Армения. Тогда же восстала Иудея, где Селевкиды пытались насадить культ царей и античное многобожие. В Малой Азии возвысились местные царства Понт и Каппадокия. Все эти государства лишь частично восприняли эллинистическое наследие.

В начале I в. до н.э. армянский царь Тигран Великий захватил Сирию и объявил себя преемником Селевкидов. А в 64 г. до н.э. римский полководец Помпей низложил последнего селевкидского царя, сделав Сирию римской провинцией. В 31 г. до н.э. римляне завоевали Египет, уничтожив царство Птолемеев. Дольше всего эллины сохраняли независимость далеко на востоке, в Центральной Азии и Северо-Западной Индии. Здесь в ходе развала державы Селевкидов возникло т.н. Греко-Бактрийское царство. Но к рубежу нашей эры оно окончательно распалось, а остатки его были завоёваны кочевниками. Эллинистическая эпоха завершилась.

Источники

Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996.

Аристотель. Сочинения. Т. 1 – 4. М., 1975 – 1977.

Аристофан. Комедии. М., 2000.

Арриан. Поход Александра. М., 1993.

Библия (Книги Маккавейские// Ветхий Завет). Синодальный перевод.

Гермес Трисмегист. М. – Киев., 1998.

Геродот. История. М., 2008.

Демосфен. Речи. Т. 1 – 3. М., 1998.

Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 2009.

Еврипид. Трагедии. Т. 1-2. М., 2008.

Иосиф Флавий. Иудейские древности. Т. 1 – 2. М., 2007.

Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. М., 1993.

Ксенофонт. Анабасис. Греческая история. М., 2003.

Лисий. Речи. М., 1995.

Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога. СПб., 2005.

Павсаний. Описание Эллады. Т. 1 – 2. М., 2002.

Платон. Сочинения. Т. 1 – 4. М., 1990 – 1994.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1 – 2. М., 1994.

Полибий. Всеобщая история. Т. 1-2. М., 2004.

Полиэн. Стратегемы. СПб., 2002.

Софокл. Трагедии. М., 2001.

Фукидид. История. М., 1999.

Хрестоматия по истории Древней Греции. М., 1964.

Эсхил. Трагедии. М., 2001.

Литература

Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1 – 2. М., 1994.

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1995.

Дройзен И.-Г. История эллинизма. Т. 1 – 2. М., 2003.

История Древней Греции. М., 2009.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1996.

Словарь античности. М., 1989.

Эллинизм: восток и запад. М., 1992.

Тема 7. Римская Республика

Цивилизация и государство складывались в первой половине I тысячелетия до н.э. не только в Элладе, но и в других областях Южной Европы. Выгоды географического положения, связи с Ближним Востоком способствовали быстрому развитию приморских народов. Практически одновременно с переходом от гомеровского периода к архаике в Греции шло становление цивилизации в Италии.

Название «Италия» происходит от индоевропейских племён италиков, заселивших большую часть Апеннинского полуострова к концу II тыс. до н.э. Некоторые племена Италии и прилегающих к ней островов участвовали в набегах «народов моря». Тогда же, в последние века II тыс., в Италии появились первые выходцы из Эгеиды и Малой Азии. Продолжались переселения и позднее. В VIII в. до н.э. на юге Италии и на Сицилии возникли эллинские колонии. Ряд италийских знатных родов возводил себя к выходцам из Эгейского бассейна. Так, цари Альба Лонги – сильнейшего города населённой племенами латинов области Лаций по реке Тибр, – считались потомками троянского царевича Энея.

В начале I тыс. до н.э. в Италию с севера вторглось малоазийское по происхождению племя этрусков (тусков, тирренов). Они обосновались в Средней Италии, в области, получившей название Этрурия, а позднее – Тоскана. Здесь сложилась самобытная цивилизация, основанная на малоазийском и эгейском наследии. Этруски находились под сильным влиянием греков, восприняв, к примеру, ряд эллинских богов (Апла – Аполлон, Геркле – Геракл и др.). С другой стороны, греческое наследие они творчески переосмысливали – в частности, создали собственный алфавит. Города-государства этрусков были объединены в союз, быстро ставший самой серьёзной местной силой в Италии. Цари этрусков опирались на зажиточную воинскую знать, в руках которой после завоеваний оказались обширные земли.

К VIII – VI вв. до н.э. относится возникновение и расцвет многочисленных италийских городов-государств. По своему устройству они напоминали греческие полисы. Как правило, города управлялись наследственными или выборными царями (рексами), власть которых ограничивалась советами старейшин – сенатами. Кое-где царей свергали и передавали власть выборным чиновникам- магистратам. Большую роль в жизни городских общин по-прежнему играли народные собрания. Города, основанные одним племенем или племенной группой, объединялись в союзы- федерации. Впрочем, внутри самих федераций часто возникали войны за первенство. Это облегчало задачу различных завоевателей – этрусков, греков, карфагенян.

В V в. до н.э. города Латинского союза объединились под властью Рима. Рим (Roma) был основан в 754/3 г. до н.э. выходцами из Альба Лонги – по преданию, братьями Ромулом и Ремом. Город быстро возвысился и, в конечном счёте, силой отнял у Альбы первенство в Лации. В VI в. до н.э. Рим был подчинён этрусками. Но жестокое правление этрусского рода Тарквиниев вызвало в 510 г. восстание. Римляне изгнали последнего царя этрусской династии и позднее сумели отстоять город от его попыток вернуться. В 496 г. они разгромили у Регильского озера коалицию латинов и закрепили своё лидерство в Латинском союзе. Новое политическое устройство без царской власти в Риме назвали «народным делом» – Республикой.

Высшим органом Римской Республики формально являлось народное собрание – комиции. На комициях избирались магистраты и принимались законодательные акты. Фактически Республику возглавляли два высших магистрата – консулы, сменявшиеся ежегодно и правившие совместно. Консулы обладали всей полнотой исполнительной власти, вносили законы и исполняли функции командующих. Они же созывали комиции и сенат. Имелись и другие магистратуры. Два претора, сменявшиеся тоже ежегодно, обладали высшей судебной властью. Цензор, избиравшийся из бывших консулов раз в пять лет, проводил перепись населения. Эта функция была крайне важна, поскольку сопровождалась пересмотром принадлежности граждан к тому или иному сословию, а также чисткой рядов сената. Цензоры следили за общественной нравственностью и государственными расходами. Квесторы, сначала назначавшиеся консулами и только позднее ставшие выборными, ведали городской казной.

Высшим коллегиальным органом власти на практике являлся римский сенат. Он комплектовался теперь из отслуживших свой срок магистратов. Сенат ведал объявлением войны и заключением мира, утверждал законы и магистратов. Он был наиболее серьёзным ограничителем консульской власти. В то же время, в чрезвычайных обстоятельствах именно сенат выдвигал единоличного правителя Республики – диктатора, который брал на себя все полномочия всех органов власти и магистратов. Срок диктатуры был ограничен максимум годом.

Римская религия после свержения царской власти приняла, как и в Греции, гражданский характер. Жречество было разделено на несколько коллегий. Во главе его стояли назначаемые сенаторами «священный царь» (магистрат, принявший функции царя в ритуале) и великий понтифик. Эти должности были, в отличие от других магистратур, пожизненными.

Римская городская община ещё со времён царей делилась на два сословия – патриции и плебеи. Патриции являлись потомками городских первопоселенцев. Они обладали всей полнотой гражданских прав, в частности могли избираться магистратами и заседать в сенате. Плебеи, потомки многочисленных переселенцев из других городов и общин, уже к началу Республики составляли основную массу свободного населения. Однако их избирательные права в комициях были серьёзно ограничены, и в любом случае они не могли занимать никаких должностей. Патриции имели и иные привилегии, а плебеи нередко становились жертвами патрицианских злоупотреблений. В руках патрициев были сосредоточены пригородные земли и основная масса рабов. Плебеев же самих можно было обращать в рабство за долги.

Почти с самого основания Республики плебеи развернули борьбу за свои права. Самым страшным их оружием оказались сецессии – уход из города с отказом являться по воинскому призыву. Патриции обнаружили, что плебеи в одночасье могут лишить Республику её армии. Плебеи уходили с оружием, не только ставя Республику на грань поражения, но и создавая ей новую угрозу – хотя собственно восстаний их почти не случалось. Именно сецессиями были вырваны самые серьёзные уступки.

В 490 г. до н.э. была введена выбираемая плебеями магистратура народного трибуна, призванного быть их защитником от патрициев. Трибунов было двое, они обладали правом вето на любые решения других магистратов и сената, а также абсолютной неприкосновенностью. В качестве их помощников появилась ещё одна плебейская магистратура – эдилы. В 449 г. в Риме появилось первое писаное законодательство, призванное пресечь злоупотребления и уравнять граждан перед законом, – Законы 12 таблиц. В 367 г. в обмен на допуск патрициев к магистратуре эдила, плебеям было даровано право выбирать из своей среды одного консула. В 326 г. было отменено долговое рабство. В 287 г. постановления плебейских собраний (плебисцитов) были приравнены к законам, принимаемым комициями. В итоге плебеи получили полное политическое равноправие.

Борьба патрициев и плебеев не помешала римским завоеваниям. Более того, патриции выработали политическую формулу, которая действовала в Риме ещё века – «раздоры внешние заставляют забыть о внутренних». Нередко они искусственно разжигали внешние войны, чтобы пробудить в плебеях патриотические чувства. Ежегодные войны стали для Рима естественным состоянием.

Освобождение Рима нанесло сильный удар по Этрусскому союзу. В 423 г. до н.э. воинственные племена самнитов захватили главный оплот этрусков на юге – Капую. В 400 г. Этрурия пострадала от нашествия галлов (кельтские племена, населявшие в основном современную Францию). Галлы обосновались на севере Италии, в 387 г. набегом разорили сам Рим, но в итоге были отражены от римских рубежей.

Рим, используя войны между своими соперниками, неуклонно расширял сферу своего влияния. Особенно ожесточёнными были Самнитские войны, длившиеся с 343 по 290 г. до н.э. Однако в конечном счёте римляне одержали победу, покорив большую часть Центральной и Южной Италии. Ещё в IV в. до н.э. они полностью завоевали Лаций и Этрурию. На юге полуострова римляне вступили в конфликт с греческими городами. Последние призвали себе на помощь эпирского царя Пирра. Пирр высадился в Италии в 280 г. и сначала теснил римлян. Но уже победа при Аускуле в 279 г. досталась ему слишком дорогой ценой (отсюда выражение «Пиррова победа»). В 275 г. Пирр был разгромлен и изгнан из Италии.

К 265 г. до н.э. вся Италия была объединена под властью Рима. Жители других городов и областей, включая латинов, превратились в «союзников римского народа». На практике это означало полное военно-политическое подчинение Республике и ограничение самоуправления. Рим не раз отнимал у союзников земли, выводя на них свои колонии. Это позволяло решать проблему земельного голода плебеев.

Объединив Италию, Рим стал претендовать на господство во всём Западном Средиземноморье. После подчинения одних и заключения союза с другими греческими полисами самым серьёзным соперником римлян становился Карфаген. Пуны вели с римлянами три войны, в которых раз за разом терпели поражения. Первая Пуническая война (264-241 до н.э.), хотя и шла с переменным успехом, но уже доказала превосходство римлян. Карфаген потерял все владения на островах Сицилия и Сардиния. Сицилия, Сардиния и Корсика стали первыми римскими провинциями под управлением назначаемых сенатом чиновников – обычно бывших консулов.

Карфагеняне попытались создать новый европейский плацдарм в Испании, где у них уже имелись владения. Но их завоевательные войны там оказались прерваны новым вмешательством Рима. Объявив один из городов своим «союзником», римляне стали воплощать на международной арене уже опробованный в Италии принцип «защищая союзников, завоевывать мир». Однако сначала Вторая Пуническая война (218-201 гг. до н.э.) развивалась для римлян неудачно. Одарённый карфагенский полководец Ганнибал совершил невероятный по тем временам переход из Испании через Галлию и зимние Альпы, вторгнувшись с севера в саму Италию. В союз с Ганнибалом вступили галлы и большинство греческих колоний. На его стороне выступила и обеспокоенная объединением Италии Македония (т.н. Первая Македонская война 215 – 205 гг.).

Римские армии терпели от Ганнибала одно поражение за другим – в 218 г. до н.э. при Тицине и Требии, в 217 у Тразименского озера. В 216 г. обе консульские армии были полностью уничтожены при Каннах. После этого почти все подвластные «союзники» в Италии отвернулись от Рима. Однако это был последний крупный успех карфагенян. Римские полководцы достигли значительных успехов на второстепенных театрах военных действий. В 215 г., заключив в Греции союз с этолийцами, римляне при их помощи вывели из войны Македонию. В 212 г. пали и подверглись жестокому разорению союзные Карфагену Сиракузы. В 205 г. римляне полностью выбили карфагенян из Испании. В самой Италии римский полководец Фабий (прозванный «Медлителем») измотал силы Ганнибала, не вступая в открытую битву. В 211 г. Ганнибал двинулся на Рим, однако не решился штурмовать почти беззащитный город. Это наряду с падением Сиракуз подорвало его авторитет в Италии. «Союзники» стали возвращаться к римлянам.

В 203 г. до н.э. испанский победитель, молодой полководец Сципион, добился разрешения переправить войска в Африку. Его расчёт оправдался – по требованию сограждан Ганнибал вынужден был покинуть Италию, чтобы спасти родной город. Но в битве 202 г. при Заме Ганнибал потерпел от Сципиона единственную за всю войну поражение. В панике Карфаген согласился на продиктованные Римом условия мира. По итогам войны за Римом признавались Испания, Сицилия и галльские области Италии. Карфаген фактически лишался боеспособного военного флота. Ганнибал был изгнан из Карфагена.

Покончив с могуществом Карфагена, римляне обратились против Македонии. На Балканах они с успехом воплотили другой принцип своей дипломатии – «разделяй и властвуй». Во Второй Македонской войне 200-197 гг. до н.э. римляне, опираясь на союз с Этолией и Пергамом, разгромили Македонию. Римский полководец Фламинин объявил «свободу Эллады». Однако на практике македонское владычество сменилось римским. Уже скоро это почувствовали сами этолийцы. Римляне выступили против них на стороне их давних врагов (и союзников Македонии) ахейцев. Грецию попытался заново «освободить» (подчинить себе) селевкидский царь Антиох III. Но в войне с Римом (196-188) он потерпел поражение. Римляне сломили Этолийский союз, попутно разгромили Спарту, присоединив её к Ахейскому союзу, а также распространили своё влияние в Малую Азию.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 243 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...