Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Приложения 5 страница



По мере того, как оформлялась теория старшинства брахманов по отношению к кшатриям, и Брахма занимал первенствующее по отношению к Индре положение. В брахманизме Брахма уже предстал как извечно существующее божество, единственный творец мира, прародитель всех богов, демонов и людей. Более того, все божества теперь могут представать не просто как порождения, но как частичные воплощения Брахмы. Брахма выступает как вечный божественный Абсолют, сливающийся до неразличимости с Атманом. Таким образом, в философии брахманов Брахма воспринимается как бог если и не вполне единственный, то «абсолютный», объемлющий и пронизывающий всю вселенное и каждое живое существо.

Важное место занимает идея цикличности времени. История мира слагается из множества нагроможденных друг на друга циклов. Каждый кончается вселенской катастрофой, и затем начинается новый цикл. Все живые существа бесконечно перерождаются в вечном круговороте сущего – «колесе сансары». Перерождение, переселение душ происходит в соответствии с законом кармы – воздаяния за совершенные поступки. Человек с благой кармой может переродиться человеком из более высокой варны, добрым духом, даже божеством. Человек с дурной кармой перерождается животным, растением, демоном. Единственные люди, способные прервать для себя цепь перерождений, выйти за пределы сансары и слиться с вечным божественным Абсолютом – жрецы-брахманы.

Брахманизм являлся преобладающим вероучением в Индии VI – IV вв. Но однозначно господствующим он так и не стал. Более того, как раз на этот период падает острый кризис религии брахманов. Вызван он был целым комплексом причин. С одной стороны, построенная на идее превосходства ариев и арийских богов религия оставалась чуждой огромной (если не большей) части населения Индии. Философские же идеи, далекие от народной многобожной религии, были во многом чужды и самим ариям.

Выстроенный брахманами идеал общественного устройства, скопированный и в религиозно-мифологической картине мира, так и остался труднодостижимой утопией. В реальности цари-кшатрии отнюдь не стремились уступать брахманам первенство во власти. Продолжалось осуждаемое брахманами смешение варн.

Индия не представляла собой ни политического, ни этнического целого. Существовали десятки враждующих между собой царств, созданных как ариями, так и неариями. Политическая власть в арийских царствах, как правило, находилась в руках кшатриев. Но встречались царства, где династии происходили даже из шудр. Острая борьба между варнами, особенно кшатриями и брахманами, шла в большинстве арийских царств. Но на стороне брахманов в этой борьбе был религиозный авторитет, дававший им «старшинство» в варновой иерархии.

В VI в. до н. э. именно в кшатрийской среде получают распространение антибрахманские «ереси» – буддизм и джайнизм. На оппозиционные вероучения большое влияние оказывали традиции неарийского населения. Именно в этой среде, враждебной кастовому устройству, сектанты находили основную массу последователей. Для всех оппозиционных школ характерно принижение статуса ведийских богов, и, соответственно, повышенное внимание к человеческой личности, интерес к «скрытым» силам человека. Человеческая личность становится для большинства оппозиционных течений центром мироздания и важнейшим залогом собственного, личного спасения.

Буддизм и джайнизм возникли как оппозиционные брахманизму религиозно-философские учения. Сближает их, при всех значительных различиях, не только это. Обе религии носят ярко выраженный антропоцентрический характер. Они не признают в качестве объектов поклонения ни множество богов политеизма, ни Единого Бога монотеизма. В центре религиозной теории и практики здесь – человек, проходящий путь «обожения», становящийся, по сути, над богами. Таковыоснователь джайнизма Махавира и основатель буддизма Шакьямуни. Именно подобные люди по мере развития религий становятся и объектами религиозного почитания. Это во многом уникальное индийское явление.

Основатель джайнизма Вардхамана Махавира, прозванный Джина (Победитель), жил в VI в. до н. э. Он происходил из кшатрийской семьи. Согласно учению джайнов, задача человека – через строжайшее аскетическое самосовершенствование покинуть мир и тем освободить свою душу. Джайнизм в итоге не завоевал широкой популярности из-за последовательной проповеди ненасилия и самоограничения в любых обстоятельствах. Но он серьёзно поколебал позиции индуизма.

Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама, именовавшийся Шакьямуни (Мудрец-Шакья) и Будда (Просветлённый), жил в 566-476 гг. до н.э. Он был царевичем племени шакьев в Северной Индии. Его учение легло в основу буддизма – древнейшей мировой религии. Будда резко осудил джайнское умерщвление плоти, но не менее резко – и брахманские доктрины. Термин «арья» буддисты употребляли в его прямом значении («благородные»), именуя им всех достойных людей и так толкуя древние религиозные тексты. Последнее привлекло к Будде многих кшатриев и представителей низших варн. В отличие от аскетического учения джайнов, буддизм с самого начала имел возможность стать религией масс. Неудивительно, что в брахманских кругах он почти сразу же был воспринят как опаснейшая «ересь».

Суть учения сформулирована в изложенных Шакьямуни «четырех благородных истинах». Согласно первой из них, «жизнь есть страдание». Вернее, страданием является и жизнь, и смерть, и перерождение – все происходящее в «колесе сансары», в составляющих ее мириадах мириадов миров. Собственно, здесь уже непосредственно подходим ко второй «истине» – «страдание имеет причину». Причиной является само желание оставаться в круге сансары, – стремление души рождаться вновь и вновь, существовать, получать удовольствие от жизни. Третья «истина» – «страдание можно уничтожить», полностью уничтожив порождающую его причину, животворящие, а по сути гибельные страсти. Четвертая же «истина» – «путь уничтожения страдания известен».

Для освобождения из тенет сансары необходимо «просветление» – конечное осознание суетности бытия. «Просветленный» – будда – высшая и последняя ступень в цепи перерождений. Преодолев искушения сансарического мира, будда готов к уходу в нирвану. Нирвана (угасание) – состояние абсолютного небытия и абсолютного блаженства. В традиционном буддизме она понимается как полный разрыв с сансарой и утрата самой личности (ещё одно отличие от джайнов).

На фоне религиозных разногласий и прямых столкновений, вызванных стремительным расцветом буддизма, произошла первая попытка объединения Индии. Предприняли её цари государства Магадха в центральных областях страны. В конце IV в. до н.э. власть в Магадхе захватил Чандрагупта из рода Маурьев, который и стал создателем первой общеиндийской державы. Последним толчком к объединению стала внешняя угроза – в 327 г. до н.э. с запада в Индию вторглись войска Александра Македонского. И позднее завладевшие Ираном и Средней Азией греко-македоняне не прекращали попыток покорить Индию, манившую их своими богатствами.

Где-то миром, но в основном военной силой царям династии Маурья удалось покорить большую часть Индии. На западе они остановили натиск греко-македонских захватчиков. Наивысшего расцвета государство Маурьев достигло при царе Ашоке в III в. до н.э. Этот царь известен не только как покоритель всего полуострова Индостан, но и как самый могущественный в древности покровитель буддизма. Он объявил буддизм государственной религией. Буддийские монастырские общины обретают больше привилегий, чем прежде имели брахманы. Они получают выплаты из казны и земли.

Мы уже гораздо лучше осведомлены об общественном устройстве Индии эпохи Маурья. И следует признать, что изменилось оно не во всём. Резко усилилась царская власть и, соответственно, появился разветвлённый военно-чиновничий аппарат. Цари превращаются в верховных распорядителей земли, «деспотов» ближневосточного типа. Вырастают и богатеют города. Но при этом покушения на варновый строй, диктовавший свои условия общественной жизни, остаются неудачными. Сословно-кастовые отношения и века спустя оставались для Индии важнее имущественных.

Мощь традиций – от «законной» власти мелких царьков до индуистской религии, – которым держава Маурья бросила вызов своим фактом своего существования, предопределила её распад. К середине II в. до н.э. созданная Ашокой и Чандрагуптой держава исчезла с политической карты. За этим последовал период «варварских» завоеваний. Сначала северо-запад Индии захватили греко-македоняне во главе со своим царем Менандром. Затем, на рубеже нашей эры, им на смену пришли центральноазиатские кочевники кушаны. Только в III в. н.э. большая часть Северной Индии на время объединилась вновь под властью династии Гуптов, правившей на тех же землях древней Магадхи. Это объединение, однако, осталось столь же непрочным. Династия Гуптов пала в V в. под ударами новых кочевников – гуннов.

Совершенно иначе сложилась в древности история Древнего Китая. Древнекитайская цивилизация оказалась самой устойчивой из древневосточных. Только у неё имеется непосредственный «правопреемник» в современном мире – нынешний Китай.

Китайцы принадлежат к сино-тибетской языковой семье. Их самоназвание – хуася (русское слово «Китай» происходит от племенного имени одного из соседних кочевых народов). Расселение предков китайцев в долине Хуанхэ произошло, вероятно, в III тыс. до н.э. Эти земли стали для них центром мира, «Срединной Равниной» (Чжунхуа), а после «Срединным государством» (Чжунго) – так китайцы до сих пор именуют свою страну.

Об истории и культуре древних китайцев эпохи государства («династии») Ся (ХХ – XVIII в. до н. э.) известно крайне мало. На смену ей пришла эпоха Инь (Шан), когда исторические данные о Китае становятся более определенными. К XIV в. до н.э. у китайцев появилась письменность. В эту эпоху, судя по сохранившимся источникам, Китай в политическом отношении напоминал самые ранние деспотии Ближнего Востока. Главой государства являлся царь (ван). Ему поклонялись как потомку («сыну») верховного божества Шан-ди. Покорность вану рассматривалась как религиозный долг подданных. Ван осуществлял свою верховную власть через приносивших ему присягу князей (хоу) малых племён и собственных чиновников.

Царству Инь удалось подчинить себе многочисленные китайские и некитайские племена долины Хуанхэ и распространить своё влияние на юг, в долину реки Янцзы. Однако оно оставалось крайне непрочным образованием. Многие племена были недовольны всё более жестким правлением иньских царей, их вмешательством в свою внутреннюю жизнь. В XI в. до н.э. против иньцев восстали западные полуварварские племена чжоу. Их вождь У-ван (т.е. «Воинственный Царь») захватил столицу Инь и покончил с последним иньским царём. За этим последовали «тёмные века». Земли Китая были сперва разделены между рядом племенных союзов. Только к IX в. до н.э. племена объединились под во многом формальной властью чжоуского вана.

Эпоха династии Чжоу (1027-249 гг. до н.э.) – самый длительный период в истории Древнего Китая. Именно тогда закладываются идейные и культурные основы позднейшей китайской государственности и общественных отношений. В то же время само складывание этих основ проходило под влиянием во многом негативного опыта чжоуской эпохи.

На первый взгляд, чжоуский ван являлся неограниченным монархом. Он рассматривался как «Сын Неба», божественный арбитр и высший руководитель многочисленных владетельных князей (чжухоу). Ван Чжоу лично был и верховным служителем культа, выступая как хранитель «государственного алтаря». Жречество в чжоуской системе власти становится частью государственного чиновного аппарата.

Однако на практике власть чжоуского вана была далека от абсолютной. В ходе объединения разрозненных племён под его властью выстроилась многоступенчатая иерархия чжухоу, каждый из которых являлся наследственным владетелем большой или малой территории. Власть чжухоу над подвластными им общинами, оформленная царскими дарениями, была не меньшей, чем власть «Сына Неба». Подвластное население обеспечивало налоговые поступления, натуральную подать продуктами села, воинов в армию. На всём Древнем Востоке только в Китае эпохи Чжоу земельная аристократия достигла такого могущества. Это позволяет многим учёным ставить вопрос о наличии в Древнем Китае феодального строя — действительно, социально-политическое устройство напоминает средневековую Европу. Вполне естественно, что со временем чжухоу стали тяготиться зависимостью от вана.

На первом этапе (т.н. эпоха Западного Чжоу, 1027-771) шло объединение страны, и преобладали центростремительные тенденции. Но в 771 г. до н.э., когда вторжение кочевников привело к гибели чжоуского царя, переносу столицы и борьбе за престол, ситуация резко переменилась. Чжухоу, обеспечив в итоге стабильность трону, осознали своё могущество. С этого времени они становятся всё более независимы. Более сильные владения поглощают мелких соседей. «Сын Неба», как выяснилось, не обладает реальной властью за пределами окрестностей своей столицы. Разве что религиозный авторитет позволял ему обеспечить собственную неприкосновенность. Всё это характерные черты наступившей эпохи Восточного Чжоу (771-249).

Сильнейшие чжухоу намного превосходили «Сына Неба» могуществом. В войнах между ними нередко выделялся тот или иной правитель, которому чжоуские цари давали титул ба-вана (гегемона). Но такая «гегемония» не могла длиться долго. Появление ба-вана другие князья воспринимали как вызов собственной независимости и силе. Весь период VIII – V вв. заполнен бесплодными войнами за гегемонию между сильнейшими государствами Китая. В этих войнах даже призрачному единству Чжоуской державы настал конец. В 481 г. начинается эпоха Чжаньго – Сражающихся Царств. Самые могущественные чжухоу сами принимают царский титул. В 249 г. до н.э. один из них, правитель западного царства Цинь, уничтожил чжоускую династию.

Политический кризис сопровождался духовным. Старая многобожная религия приходила в упадок вместе с древним политическим порядком. На смену ей шли религиозно-философские и чисто политические теории, дававшие свои рецепты выхода из тупика междоусобиц. Наиболее влиятельными оказались даосизм, конфуцианство и учение фацзя («законников», легизм)

Об основателе даосизма, Лао-цзы (Учителе Лао), известно очень мало. Время его жизни помещается от VII до IV в. до н. э. Лао-цзы, по некоторым данным, занимал высокое положение при чжоуском дворе, будучи придворным архивариусом и историографом. Это не мешало ему развивать учение, осуждавшее в принципе любое государственное устройство. Основная этическая составляющая даосизма – идея «недеяния», самосовершенствования и слияния с природой как идеального поведения. При этом «порочному» поведению придворных моралистов противопоставляется поведение и неученого отшельника, и алчного разбойника – как естественное неестественному. Базовая религиозная идея даосизма – идея Хаоса (Хун) как идеального состояния и божественного начала, отождествляемого с Путем (Дао). Идеальным общественным строем даосы считали первобытную анархию.

Об основателе конфуцианства Кун Цю (Кун-цзы, откуда европейское «Конфуций») мы знаем не в пример больше, чем о создателе даосизма. Годы жизни Кун-цзы – 551-476 до н. э. Как и многие другие создатели китайских философских учений эпохи Чжоу, он был «бродячим ученым» – посещал различные княжества Срединной равнины и давал советы их правителям. Большую часть жизни Кун-цзы, впрочем, провел в родном княжестве Лу, где занимал должность летописца. Его учение носило в большей степени не религиозный или философский, а социально-идеологический характер. Своей целью Кун-цзы ставил сохранение традиционного уклада жизни, как он его себе представлял, установление «канонических» образцов древней культуры. Общественный идеал Кун-цзы – сохранение и укрепление общинно-семейных устоев, праведная власть всекитайского государя, считающегося с мнением «совершенномудрых», «благородных» мужей. Конфуцианцы стремились к унификации, закреплению на государственном уровне приемлемых для них элементов древней культуры.

В качестве верховного божественного начала они рассматривали безликое Небо, мистически связанное с государем. Верховный государь, Сын Неба, имеет от него «мандат» на управление «Поднебесной». Поднебесная – не только Срединное государство, но и весь мир, населенный «варварами четырех сторон света», нуждающимися в окультуривании. Согласно учению конфуцианского мыслителя Мэн-цзы (IV в. до н. э.), «мандат Неба», выданный той или иной династии, непостоянен. Если государь отступает от закона, игнорирует «увещевания» «благородных мужей», то он носит звание не по праву. Долг подданных – свергнуть его.

И конфуцианство, и даосизм в разной степени противостояли абсолютному деспотизму. Зато идеологами последнего выступили мыслители школы фацзя. Её основатель – Гунсунь Ян, правитель области Шан в царстве Цинь, называемый потому ещё Шан Яном. Жил он в IV в. до н.э. Шан Яну удалось добиться от циньского правителя проведения глубоких преобразований, нацеленных на укрепление монаршей власти и единства государства. Шан Ян призывал царя в реформаторской деятельности не обращать внимания ни на существующие нормы нравственности, ни на мнение народа. Сам Ян был жестоко казнён, впав к царю в немилость.

Царству Цинь, где правление осуществлялось на основе идеалов фацзя, действительно удалось объединить Срединную равнину. В 221 г. до н.э. циньский государь Чжен покончил с последними чжухоу. Он принял титул Цинь Шихуанди (Первый Циньский император). На всех противников единства страны и единоличной власти нового Сына Неба обрушились жесточайшие преследования. Одновременно шли завоевательные войны. При Цинь Шихуане границы Китая далеко раздвинулись на север и на юг. На севере для защиты от кочевников строится Великая Китайская стена.

Однако цена была высока. Император не считался ни с вековыми традициями, ни с нуждами народа. Подданные, объявленные «черноголовыми», по сути императорскими рабами, нещадно эксплуатировались. Наследственная знать была истреблена или лишилась всяких привилегий. Единственной опорой императора было циньское чиновничество, быстро завоевавшее всеобщую ненависть. После смерти Шихуана в 210 г. до н.э. сразу же разразились народные восстания, переросшие в гражданскую войну. В 207 г. войска восставших вступили в циньскую столицу, разорили её и убили последнего циньского правителя.

Начавшаяся борьба между вождями движения привела на престол бывшего деревенского старосту Лю Бана. К 202 г. до н.э. он объединил Китай под своей властью и основал новую династию Хань. Подобно Шихуану, он принял титул ди, переводящийся на европейские языки как «император».

Эпоха Хань (206 до н.э. – 220 н.э.) завершила становление общественно-политического строя Китайской империи, основы которого сохранялись на протяжении средневековья. Первоначальная попытка использовать в качестве идейной основы государства даосизм (ему симпатизировал Лю Бан) быстро провалилась. Анархическая идеология даосизма не служила государственным нуждам. Попытки отменить налоги и мобилизации, разрешение всем подданным чеканить монету едва не привели к развалу государственной машины. Чиновники-даосы иногда оправдывали «недеянием» безделье и пьянство. В конце II в. до н.э. государственной идеологией Китайской империи становится конфуцианство – и остаётся ей с короткими перерывами более двух тысяч лет. Даосизм ушёл в оппозицию, став идеологией борющихся с империей тайных обществ.

Ханьские власти гораздо реже циньских прибегали к масштабным принудительным переселениям и иным массовым принуждениям. Однако созданная система чиновного контроля над общиной облегчилась лишь отчасти. Самоуправление на селе было развито шире, чем в находившемся под плотной опекой чиновников городе. Но по сути селяне оставались в массе своей «черноголовыми», зависимыми от воли государя.

В то же время уже Лю Бан нашёл баланс между интересами разных групп господствующего класса. Таковым, по сути, к началу ханьской эпохи оставалось одно чиновничество, причём и его требовалось формировать заново. Ханьские императоры на основе верхушки военных и чиновников, а также собственных родичей создали новую аристократию. Эти новые чжухоу получали от государя наследственные земельные владения и гордые титулы ванов и хоу. Но при этом продолжали оставаться частью чиновного аппарата, служили императору и находились в его власти. Мятежи и проступки карались нещадно, с использованием всего богатого опыта короткой циньской деспотии. В конце II в. до н.э. императорский двор провёл масштабную конфискацию земель подозрительных вассалов. В дальнейшем число пожалований резко сократилось.

Разветвлённый военно-бюрократический аппарат составлял основную опору власти императора. Конкурирующих с ним общественных слоёв более не существовало. Восстания податного населения в первые века Хань не поднимались выше местных бунтов. Чиновничество выполняло волю императора – но в соответствии с конфуцианской идеологией выступало также ограничителем его власти. Здесь закладывалась основа для обострившейся с рубежа нашей эры борьбы двух чиновничьих партий, несколько условно обозначаемых как «учёные» и «евнухи». Первые были выразителями конфуцианского идеала. Вторые, всецело зависимые от монарха, выступали сторонниками неограниченной его власти (точнее, своей от его имени).

Наивысшего расцвета империя Хань достигла при императоре У-ди (140-97). При нём были завоёваны соседние страны – Чосон (ныне Корея), Вьет (север Вьетнама), совершались походы в Центральную Азию. У-ди небезуспешно боролся с кочевыми племена сюнну или гуннов (видимо, предки тюркских народов), жившими тогда к северу от Китая. Справиться с этой угрозой ему, однако, не удалось.

На рубеже нашей эры Ханьская империя пережила первый серьёзный кризис. Борьба придворных партий привела к захвату престола в 8 г. н.э. полководцем Ван Маном. Ван Ман провёл серию реформ, нацеленных на укрепление сельской общины, сильно страдавшей от захватов земель знатью и долгового рабства. Он, в частности, запретил продажу земли и работорговлю. Но, с другой стороны, Ван Ман увеличил бюрократический аппарат и на его содержание поднял налоги. Денежная реформа вылилась в инфляцию и рост цен. В итоге народ воспринял новое правление как тиранию. В 18 г. разразилась вторая в истории Китая крестьянская война – восстание «краснобровых».

В итоге начавшейся гражданской войны и Ван Ман, и «краснобровые» были разбиты основателем династии «Младших» Хань – Лю Сю. В 29 г. он окончательно утвердился у власти. Начавшийся второй период правления Хань был достойным продолжением предыдущего. Именно в эти два века Китай достиг нового уровня экономического могущества, став главным поставщиком шёлка в Евразии. «Великий шелковый путь» к началу II в. связал Китай с Римской империей.

Но внутренние противоречия продолжали подтачивать державу. В 189 г. даосские тайные общества подняли против Хань восстание, получившее название войны «Желтых Повязок». Восстание удалось подавить, но оно перетекло в гражданскую войну между сильнейшими ханьскими полководцами. В 220 г. один из них сверг последнего ханьского императора. За этим последовал период распада страны (Саньго – «Троецарствие»), а затем объединение под властью новой династии Цзинь (с 265 г.).

Однако это объединение было непрочным. Амбиции знати и полководцев трудно было успокоить, периодически вспыхивали народные восстания. Самое же главное – с севера за Великую стену переселялись кочевники, которых императоры пытались использовать в военных целях. В 304 г. гуннский вождь Юаньхай объявил себя законным наследником ханьской династии и призвал все кочевые племена под свои знамёна. Развернувшееся нашествие завершилось в 317 г. захватом цзиньской столицы и бегством остатков армии на юг, за Хуанхэ. Север впервые оказался под властью чужеземных завоевателей. Древнекитайская империя пала.

Источники

Артхашастра. М., 1993.

Атхарваведа. Т. 1-2. М., 2005-2008.

Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. М., 1990.

Бамбуковые анналы. М., 2005.

Будда. История прошлых рождений. М., 2001.

Вишну-смрити. М., 2007.

Вопросы Милинды. М., 1989.

Го юй (Речи царств). М., 1987.

Дао дэ цзин. М., 2008.

Дхармашастра Нарады. М., 1998.

Законы Ману. М., 1992.

И-цзин. «Канон перемен». М., 2005.

Каталог гор и морей. М., 1977.

Китайская военная стратегия. М., 2002.

Книга мудреца Яджнавалкьи. М., 1993.

Книга правителя области Шан. М., 1993.

Конфуцианское Четверокнижие (Сы Шу). М., 2004.

Конфуциева летопись Чуньцю. М., 1999.

Люйши Чуньцю. М., 2001.

Махабхарата. Т. 1 – 11, 14-18. М. – Л. / СПб., 1950 – 2009.

Панчатантра. М., 1989.

Рамаяна. Т. 1. М., 2006.

Ригведа. Т. 1 – 3. М., 1980 – 2000.

Самаведа. М., 2005.

Сыма Цянь. Исторические записки. Т. 1 – 8. М., 1972 – 2002.

Упанишады. М., 1999.

Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1997.

Хуань Куань. Спор о соли и железе. Т. 1-2. М., 2001.

Цюй Юань. Лисао. М., 2000.

Чжуан-цзы. Ле-цзы. М., 1995.

Шатапатха-брахмана. М., 2009.

Ши-цзин (Книга песен). М., 1987.

Литература

Альбедиль М. Ф. Протоиндийская цивилизация. М., 1994.

Андросов В. Н. Будда Шакьямуни. М., 2002.

Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 2007.

Васильев Л.С. Древний Китай. Т.1-3. М., 2006.

Васильев Л. С. История религий Востока. М., 2004.

Журавлева Е. С. Буддизм – древнейшая мировая религия. М., 1994.

Журавлева Е. С. Индуизм – многообразие в единстве. М., 1999.

История Востока. Т. 1. М., 1997.

История Древнего Востока. М., 1999.

История Древнего Востока. Т. 2. М., 2004.

Мифологический словарь. М., 1992.

Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.

Тема 5. Становление древнегреческой цивилизации

Древнейшей достоверно известной цивилизацией на территории Европы являлась минойская, с центром на острове Крит. Создатели его древней культуры, вероятно, являлись выходцами с восточного берега Средиземного моря и принадлежали к афразийской языковой семье. Во всяком случае, ясно, что это был народ негреческий и неиндоевропейский. Критские письмена пока не дешифрованы учёными.

В конце III – начале II тыс. до н.э. на Крите и других островах Эгейского моря, а также в прибрежных областях Греции возникают многочисленные города-государства. Сам Крит постепенно превратился в единую морскую державу, бравшую дань с более слабых владений. Общественно-политическое устройство древнекритской цивилизации напоминала восточные деспотии и «восточный способ производства». Во главе государства стоял царь с титулом «мин» (греки воспринимали его как личное имя «Минос», откуда слово «минойский»). Цари считались потомками, «детьми» богов, и их особам поклонялись. Памятниками могущества царей и их способности мобилизовать своих подданных являются величественные дворцы-храмы в Кноссе (знаменитый Лабиринт), Фесте, на острове Санторин. О наличии чиновничьего аппарата свидетельствуют богатые дворцовые архивы. Критское царство было могущественной морской державой. Оно поддерживало связи с Египтом и Финикией.

Религия критян основывалась на поклонении Богине-Матери («богиня со змеями» в критском искусстве) и богу-покровителю в образе быка. Обоим приносились обильные жертвы, в том числе человеческие. Это тоже отразилось в греческих мифах, согласно которым царь Минос отдавал присылаемых ему в виде дани юношей и девушек жившему в глубине Лабиринта чудовищу Минотавру.

Эллиныгреками» назвали этот народ древние римляне) расселились на Балканах ещё в XX – XIX вв. до н.э. Это был индоевропейский народ, пришедший, скорее всего, из Малой Азии. Как и все переселения того времени, вторжение эллинов сопровождалось разрушением старых поселений, бегством и гибелью многих жителей. Однако не меньшее число туземцев осталось жить с новыми пришельцами бок о бок, признав их верховенство. Потому греческая культура вобрала в себя многое из догреческой. Такие негреческие племена, как пеласги, минии, кранаи ещё долго жили в Элладе и местами даже сохраняли собственных царей.

К середине II тыс. до н.э. эллины заняли в основном весь юг Балкан. Северные области Эллады (центральные современной Греции) занимали дорийцы. На полуострове Аттика, где позже возник город Афины, жили ионийцы. Севернее, между ними и дорийцами, – эолийцы. Наконец, полуостров Пелопонесс заняли ахейцы. Со временем от этих племенных общностей отделялись другие, более мелкие.

Первоначально эллины вынуждены были платить дань, в том числе людьми, критским царям. Эта зависимость, однако, имела и другую сторону. Благодаря ей эллины вступили в контакт с развитой цивилизацией и восприняли многие её достижения. Через посредство Крита устанавливались торговые, культурные и политические связи с Ближним Востоком. Позднее ряду эллинских династий приписывалось финикийское и даже египетское происхождение.

К середине II тысячелетия до н.э. относится кризис древнекритской цивилизации. Он был спровоцирован природным катаклизмом – чудовищное землетрясение уничтожило Санторин и нанесло урон всей Эгеиде. Однако за этим последовали восстания простого люда и покорённых племён. А затем последовало вторжение на Крит эллинов, которые завоевали остров и основали здесь собственное царство. Это новое Критское царство какое-то время сохраняло былое могущество, но затем, уже к XIII в., окончательно уступило место новым греческим городам-государствам, возникшим на материке. Так начался микенский период крито-микенской цивилизации.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 202 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...