Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Приложения 13 страница



В IX-X вв., после блестящих побед Карла Великого, Западная Европа столкнулась с серьёзными внешними угрозами, едва не поставившими молодую средневековую цивилизацию на грань гибели. Одной из наиболее серьёзных являлись вторжения североафриканских и испанских арабо-берберов – «мавров». После смерти Карла Великого арабы перешли в наступление, захватив многие области Северной Испании и Южной Италии, Сицилию, Сардинию, Корсику. На Средиземном море долгое время господствовали флоты арабских эмиров, занимавшиеся пиратством и набегами на прибрежные земли. В IX в. арабы подступали к самому Риму, опустошили Марсель. Только во второй половине XI в., после вмешательства норманнов, арабы лишились Сицилии, Сардинии и Корсики.

Другим важным фактором перелома в пользу христианских королевств стала развернувшаяся Реконкиста («Отвоевание») в Испании. Формально датой её начала считается ещё 718 г., когда первый король Астурии Пелайо в битве при Ковадонге разгромил передовые арабские отряды. Однако первые практические успехи относятся к рубежу VIII/IX вв., когда благодаря походам Карла Великого часть Испании вошла в состав Франкской империи. Тогда же в союзе с Карлом и Астурия превратилась из узкой полоски прибрежных гор в крупное королевство. В IX-X вв. борьба шла с переменным успехом. В 1037 г. большая часть северной Испании была объединена в составе королевства Леон и Кастилия. Правителям Леона, – в союзе, как правило, с владетелями малых пиренейских королевств Арагон и Наварра, – удалось изгнать арабов за реку Дуэро. В ходе дальнейших войн, в 1083-1085 гг. были освобождены Мадрид и древняя столица вестготов Толедо.

Второй после «мавров» и какое-то время более страшной угрозой для Западной Европы оказались скандинавские морские пираты – викинги. Северогерманские племена Скандинавии, норманны, к началу IX в. всё ещё жили в условиях племенного строя. Они возглавлялись наследственными вождями (конунгами), опиравшимися на дружинную знать. Поиски обогащения и новых земель привели к развитию в VIII – начале IX в. пиратского промысла на северных морях. Базами для норманнских набегов служили вики – приморские порты, куда стекались добыча и торговая прибыль.

Викингские набеги первоначально были направлены против славянских, балтских и финских племён побережья Балтики, окраинных областей Германии и Британии. Норманны не только воевали с соседями, но и активно участ­вовали в восточноевропейской торговле. Их вожди могли всту­пать в родство со славянскими князьями и даже оказываться во главе славянских племен. Так, возможно, произошло с Рюриком и его потомками на Руси. Происходило, очевидно, и обратное. Уже в VIII в., по преданиям, славяне участвовали в распрях скандинавских вождей.

Однако с конца VIII в. систематическим набегам викингов подвергаются Англия, Ирландия, Франкская империя. Особенно осмелели викинги после кончины Карла Великого, когда разобщённые усилия правителей Запада в борьбе с ними перестали быть эффективны. Норманнам удалось опустошить большую часть Франции и Северной Германии. В 844 г. они осаждали Париж. Огибая и грабя по пути арабскую Испанию, норманны выходили в Средиземное море. В Ирландии и Британии, на севере Франции и Германии возникали норманнские владения.

Ожесточение викингских вторжений в немалой степени объяснялось обострившейся борьбой за власть и земли в самой Скандинавии. Сильнейшие конунги объединяли под своей властью отдельные племена (фюльки), изгоняя или истребляя конкурентов. Во второй половине IX – начале Х в. возникли единые королевства в Норвегии и Дании. В Швеции объединительные процессы затянулись до XII-XIII вв. Изгнанные представители местной знати бежали не только в викингские походы. В IX в. ими были заселены Исландия и Фарёрские острова, где возникли своеобразные аристократические республики с родоплеменным укладом жизни. В конце Х – начале XI в. исландцы открыли Гренландию и Винланд (Северную Америку).

Процессы складывания единых государств, знакомство с европейской культурой рано или поздно должны были привести к нормализации отношений с соседями. Уже в IX в. некоторые скандинавские вожди принимали крещение. В 933 г. «морской конунг» Хрольв Пешеход (Ролон) принял христианство и принёс оммаж французскому королю за захваченные земли в низовьях Сены. Так возникло герцогство Нормандия, ставшее надёжным щитом от позднейших викингских вторжений. В Х-XI вв. христианство приходит и в саму Скандинавию. В 987 г. крещение принял датский король Харальд Синезубый. В 995-1000 гг. король Норвегии Олав Трюггвасон крестил свою страну, Исландию и Фарёры. В Швеции христианство утвердилось в XI в.

Принятие крещения способствовало прекращению викингских набегов на христианские страны, налаживанию дипломатических и династических связей. Однако это не распространялось на Британские острова, где успехи скандинавов были наиболее значительны. За IX-Х вв. норманны привыкли считать эти земли своей вотчиной, и потому здесь борьба с ними продолжалась весь XI век.

Эпоха викингов для Британии началась в 793 г. с разорением норманнами монашеской обители на острове Линдисфарне. В IX в. скандинавы захватили значительную часть Англии (где возникла область Денло – «датского права»), Шотландии и Ирландии. Королю Уэссекса Альфреду Великому (871-900) удалось отчасти вытеснить норманнов и объединить англосаксов под своей властью. Однако в Шотландии, Ирландии (Дублинское королевство), на Оркнейских островах возникли норманнские владения. В начале XI в. последовало второе норманнское завоевание Англии. Король Дании Кнут Великий (1018-1035) создал огромную морскую державу, включавшую Данию, Англию и Норвегию. После смерти Кнута англосаксам удалось восстановить свою независимость. Но в 1066 г. нормандский герцог Вильгельм Завоеватель вторгся в Англию, в битве при Гастингсе разбил английского короля Гаральда и провозгласил себя королём (1066-1087). На этом англосаксонская эпоха в Англии завершилась и началась франко-нормандская.

Но нормандское завоевание Англии явилось последним аккордом эпохи викингов. Сама Скандинавия уставала уже от «королей-викингов», которые и в родных краях нередко вели себя как завоеватели. Последний из них, король Норвегии Харальд Суровый (1047-1066), погиб в битве с англичанами менее чем за месяц до Гастингса. Римская церковь, не одобрявшая войн между христианами, призывала норманнов на юг, против мавров и византийских «схизматиков». Там во второй половине XI в. нормандские феодалы заняли Южную Италию и Сицилию, где позже основали своё государство – Королевство Обеих Сицилий. Это было последнее норманнское завоевание.

Восточными соседями западноевропейских королевств являлись многочисленные славянские племена. В VII-VIII вв. многие из них зависели от Аварского каганата, а на рубеже VIII/IX столкнулись с мощью Франкской империи. В частности, Карл Великий покорил славянское княжество Хорутанию (ныне австрийская Каринтия и Словения). В то же время в среде самих славянских племён шло разложение племенного строя, возникали ранние государственные образования. Славянская знать, подобно знати других «варварских» племён, искала обогащения во внешних войнах. Поэтому и славяне беспокоили франкские рубежи. Особенно частыми были столкновения в порубежье Саксонии и полабских (по реке Лабе-Эльбе) славянских племён.

В первой половине – середине IX в. племена на территории современных Чехии, Словакии, Венгрии и Южной Польши были объединены под властью мораван. Так появилась Великая Моравия – сильнейшее славянское государство того времени. Князья мораван в середине IX в. приняли христианство. Именно здесь братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. Позднее она распространилась именно из Моравии на юг – в Хорватию, Сербию, Болгарию. Однако в самой Моравии над византийскими миссионерами возобладали римские проповедники. Славянская грамотность подвергалась гонениям, вытеснялась латинской учёностью, которая окончательно возобладала в Чехии к концу XI в.

Падение Великоморавской державы связано со вторжением с востока новых кочевников – мадьяр (венгров). В 896-907 гг. венгры завоевали Среднедунайскую низменность и многие прикарпатские области (ныне Венгрия, Словакия и румынская Трансильвания). В результате венгерских набегов столица Моравии Велиград была опустошена, а государство моравских князей распалось на отдельные княжества. В течение первой половины Х в. венгры неоднократно совершали опустошительные набеги на соседние страны. Только в 955 г. на реке Лех германскому королю Оттону Великому удалось нанести им решающее поражение. После этого венгры переходят к более мирным сношениям с соседями, среди них начинает распространяться христианство. Первым королём Венгрии, признанным папой, был креститель страны Иштван I (1000-1038). Тем не менее, венгерские завоевания не прекратились. В 1018 г., воспользовавшись междоусобицей на Руси, Венгрия завладела русским Закарпатьем. В 1092-1102 гг. к Венгрии было присоединено на правах автономии славянское Хорватское королевство.

Крушение Великоморавской державы открыло дорогу для становления отдельных независимых западнославянских государств – Польши и Чехии. Им приходилось развиваться под постоянным давлением Германии, государи которой стремились распространить свой сюзеренитет на славянских соседей. Тем не менее, и Польша, и Чехия сохранили самостоятельность, чему немало способствовало добровольное принятие христианства. Чехия приняла крещение ещё в составе Великой Моравии, от создателя славянской азбуки епископа Мефодия. Польшу крестил в 966 г. князь Мешко (961-992), женатый на дочери чешского князя. Первый польский король Болеслав Храбрый (992-1025) пытался объединить всех западных славян, а также захватить Киев, но созданная им держава быстро развалилась. Чехия после этого превратилась в вассальное княжество Священной Римской империи. В 1086 г. чешский князь тоже принял титул короля.

К этому времени и Польша, и Чехия, и Венгрия уже вступили в полосу удельной раздробленности. Аналогичные процессы, как известно, развернулись во второй половине XI – первой трети XII в. и на Руси. Характерной чертой раздробленности во всех четырёх восточноевропейских государствах было то, что уделы находились в руках представителей одной династии, нередко оспаривавших друг у друга престол. Это было связано со слабой развитостью здесь ленной системы, высоким авторитетом княжеской власти и отсутствием «феодальной лестницы» как таковой. Однако на практике от этого междоусобицы ещё более ожесточались, а верховным арбитром оставалась разве что Церковь.

Такова была общая ситуация в Западной Европе к началу эпохи крестовых походов, с которой сопряжены глубокие политические, социальные и культурные изменения.

Источники

Англосаксонская хроника. СПб., 2010.

Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995.

Видукинд Корвейский. Деяния саксов. М., 1972.

Исландские саги. М., 1956.

Исландские саги. Т. 1-2. М., 2000-2004.

Исландские саги. Ирландский эпос. М., 1973.

Историки эпохи Каролингов. М., 1999.

Козьма Пражский. Чешская хроника. Галл Аноним. Хроника и деяния князей, или правителей польских. Рязань, 2009.

Лиутпранд Кремонский. Антаподосис. М., 2006.

Песни о Гильоме Оранжском. М., 1985.

Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. М., 1978.

Пряди истории. М., 2008.

Рихер Реймский. История. М., 1997.

Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 2002.

Теган. Деяния императора Людовика. СПб., 2003.

Титмар Мерзебургский. Хроника. М., 2005.

Литература

Бессмертный Ю.А. Жизнь и смерть в средние века. М., 1991.

Вильсон Д. Англосаксы. М., 2001.

Блок М. Феодальное общество. М., 2003.

Гергей П. История папства. М, 2005.

Дюби Ж. Время соборов. М., 2002.

История Европы. Т. 2. М., 1992.

Квеннел М. и Ч. Повседневная жизнь Англии во времена англосаксов, викингов, норманнов. СПб., 2001.

Кёнигсберг Г. Средневековая Европа. М., 2001.

Клентан П. Рыцарство. СПб., 2004.

Ле Гофф К. Цивилизация средневекового Запада. М., 2005.

Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб., 2003.

Хэгерман Д. Карл Великий. М., 2003.

Тема 14. Эпоха крестовых походов

В 1095 г. папа римский Урбан II призвал западных христиан «взять крест» и отправиться в вооружённое паломничество для освобождения Гроба Господнего в Иерусалиме из рук мусульман. Так началась эпоха крестовых походов – величайшего совместного предприятия католических государств средневековья. В крестовых походах неразрывно сплелись высокие и корыстные побуждения. С одной стороны, массовость и сила крестоносных армий в немалой степени проистекали из охватившего всю Европу религиозного подъёма. Этим объяснялся и высокий боевой дух крестоносцев. С другой стороны, те же самые массы населения стремились избавиться в богатых странах Востока от терзавшей перенаселявшуюся Европу нищеты. Феодалы искали новых земель. Духовенство хотело, с одной стороны, прекратить феодальные распри в самой Европе, с другой, – укрепить пошатнувшееся в борьбе за инвеституру положение папского Рима.

Первый крестовый поход начался в 1096 г. Предполагалось, что крестоносцы будут действовать в тесном союзе с Византией, однако их грабежи на ромейских землях настроили императора Алексея против них. Передовые отряды, состоявшие из плохо вооружённой бедноты и мелких рыцарей во главе с проповедником Петром Пустынником, были разбиты сельджуками. Но за ними следовали полки западноевропейских феодалов – из Германии, Франции, Южной Италии. Ими командовал германский герцог Готфрид Бульонский. Рыцари смели войска малоазийских турок и двинулись к Сирии. Одновременно византийские армии развернули собственные военные действия против сельджуков. В 1099 г. после долгой осады пал Иерусалим. Крестоносцы подвергли город страшному разгрому, а затем несколько дней молились и постились перед Гробом Господним.

В результате Первого крестового похода на Ближнем Востоке появились государства крестоносцев. Формально это было единое Иерусалимское королевство. Но фактически княжество Антиохийское, графства Триполи и Эдесса сохраняли полную независимость. Крестоносцы принесли с собой в Сирию и Палестину феодальную систему и «феодальную лестницу».

В среде крестоносцев возникли т. н. «духовно-рыцарские ордена». Их членами становились светские феодалы, принимавшие полностью или частично монашеские обеты и «бравшие крест» ради войны с врагами веры. Сперва в рыцарских орденах обязательным считался обет безбрачия. Позднее это правило было смягчено. Ордена возглавляют выборные магистры – обычно из числа самых родовитых членов. Древнейшие ордена, возникшие на рубеже XI-XII вв. – госпитальеры (рыцари госпиталя святого Иоанна в Иерусалиме) и тамплиеры (рыцари Храма Гроба Господня в Иерусалиме).

От первого крестового похода выиграли и восточные христианские народы. Алексею Комнину, вопреки изначальной договорённости, не удалось добиться вассальной присяги от латинских владетелей (кроме Антиохии). Но зато, используя успехи крестоносцев, ромеи освободили от турок значительную часть Малой Азии. На юго-востоке же Малой Азии возникло ещё одно христианское государство, независимое от Византии, но союзное крестоносцам, – Киликийское Армянское царство.

Военные поражения ускорили кризис Сельджукской империи, непрочной, как и другие кочевнические державы. Она стала стремительно распадаться на отдельные султанаты (Румский султанат в Малой Азии и др.). Правда, династии Сельджукидов пока удавалось удерживать гегемонию на Ближнем и Среднем Востоке.

Гораздо более серьёзный кризис охватил в те годы халифат Фатимидов. Ещё в 1094 г. из-за наследования власти халифа произошел новый раскол среди исмаилитов. В Халифате одержала победу партия мусталитов (от имени халифа Мустали), поддержанная гвардией мамлюков. Вождь партии низаритов (по имени старшего брата Мустали, Низара) и лидер ахдаса Хасан ас-Саббах со своими сторонниками бежал в Иран. Низариты обосновались в Иране, в горных областях к югу от Каспия, а также в Сирии. Возглавляли их «Горные Старцы» – потомки Хасана, которые уже в XII в. стали претендовать на Алидское происхождение и именоваться имамами. Крепость Аламут, резиденция «Старцев», считалась неприступной. Здесь происходило посвящение фидаев – членов гвардии ахдас. Им в состоянии наркотического опьянения демонстрировали дворец «Старца» со всеми его усладами, затем объясняя, что это райские кущи, уготованные Аллахом для мучеников за веру. Фидаи были беззаветно преданы своему вождю, уничтожая по его приказу любых «врагов веры». Жертвами их стали многие политические противники династии Хасана. «Орден» аламутских исмаилитов являлся могущественной тайной организацией, наводившей ужас на христианских и мусульманских правителей Ближнего Востока, собиравшей с них дань. Аламутских фидаев в Европе звали ассасинами (от арабского «хашшашин» – курители гашиша), и во многих языках Европы это слово обрело значение «убийца».

Несмотря на все внутренние распри, мусульманские правители понимали, что крестоносцы являются общей угрозой. Временами уже в первой половине XII в. мусульманам временами удавалось переходить в наступление. В 1144 г. сельджуки отбили Эдессу. В ответ был объявлен второй крестовый поход 1147-1149 гг. В него отправились уже монархи католического мира – император Конрад III и французский король Людовик VII. Им не удалось вернуть Эдессу, но они остановили дальнейший натиск мусульман.

Второй крестовый поход показал мусульманам эффективность слаженных действий. В 1163 г. под предлогом совместной борьбы против крестоносцев сельджуки оккупировали Фатимидский халифат в Египте. Террор против суннитов и других иноверцев был окончательно прекращен, исмаилиты начали покидать Египет. В 1171 г. сельджукский военачальник Салах-ад-дин (Саладин) после смерти халифа Адида провозгласил себя маликом (царем) Египта.

Держава Саладина быстро заняли место дряхлеющей и распадающейся империи Сельджукидов на Ближнем Востоке. Саладин, уничтоживший конкурирующий шиитский халифат, заручился поддержкой багдадского халифа. С его благословения он объединил под своим главенством владетелей Аравии, Сирии и Палестины, а крестоносцам объявил «священную войну». В 1187 г. войска Саладина взяли Иерусалим и изгнали оттуда всех «франков». В Европе был объявлен Третий крестовый поход.

К моменту его начала изменилась политическая ситуация и в Византии. Беспрецедентно тесные контакты с Западом вызвали после короткого подъёма серьёзный кризис в Империи. Завершился переход к наёмной армии, и знатные вожди западных наёмников играли всё большую роль при дворе. В то же время фемные ополчения превратились в частные армии динатов. В Константинополе и крупных городах Эгеиды сложилось засилье итальянских купцов из Венеции и Генуи, что вызывало недовольство горожан. Стремление двора подражать западноевропейской феодальной культуре имело и социальные последствия – отрыв от массы населения, рост амбиций знати.

В 1185 г. в результате поддержанного массами дворцового переворота был свергнут и убит деспотичный император Андроник I. К власти пришла новая династия Ангелов, которой не удалось, однако, добиться признания во всей стране. Началась затяжная гражданская война. Отложились Болгария, Кипр, многие области Малой Азии. На этом фоне отношения Византии с «латинянами», испорченные уже при Андронике, перешли в фазу военного противостояния. В том же 1185 г. южноитальянские норманны захватили и жестоко разорили Фессалоники.

Третий крестовый поход (1189-1192 гг.) явился во многих отношениях поворотным пунктом крестоносного движения. В поход выступили император Фридрих Барбаросса, короли Франции Филипп Август и Англии Ричард Львиное Сердце. Однако Фридрих утонул по дороге при переправе через одну из малоазийских рек. Филипп же и Ричард боролись едва ли не больше друг против друга, чем против мусульман. В итоге поход закончился поражением европейского воинства. Столица Иерусалимского королевства была перенесена в Акру. Впрочем, Ричард по дороге в Палестину захватил остров Кипр. Вопреки данному Византии обещанию, возвращать остров ромеям король не стал. Здесь возникло ещё одно крестоносное государство – Кипрское королевство.

Четвертый крестовый поход (1202-1204 гг.) вновь был нацелен на освобождение Иерусалима. Ситуация, казалось, благоприятствовала. Саладин умер в 1193 г., и его наследники из династии Айюбидов разделили огромную державу. Немало их сил было отвлечено к тому же на войну в Закавказье, где под влиянием крестовых походов развернули освободительную борьбу грузинские цари из рода Багратиони.

В Четвёртый крестовый поход выступили многие французские и итальянские феодалы. Но венецианцы, поддержавшие поход материально, путём хитрой интриги направили крестоносцев против православной Византии – сильного конкурента Венеции в торговле. В 1204 г. после многомесячной осады рыцари взяли и разграбили Константинополь. На Балканах они основали собственную Латинскую империю со столицей в захваченном городе. По сути, это означало крах идеологии крестоносного движения.

Основным итогом Четвёртого крестового похода стал распад Византийской империи. Не все ромеи смирились с поражением. В Малой Азии возникли Никейская и Трапезундская империи во главе с местными динатами, на Балканах – Эпирский деспотат (затем Фессалоникская империя). С другой стороны, падение Константинополя окончательно освободило Болгарию. Возникло Второе Болгарское царс тво во главе с династией Асеней. Его первый царь Калоян в 1205 г. нанёс сокрушительное поражение крестоносным войскам при Адрианополе.

Несмотря на скандальный исход Четвёртого похода и последующий упадок крестоносных настроений, крестовые походы ещё объявлялись. Захваченные у ромеев земли Греции, Эгеиды и Кипра служили надёжными тыловыми базами для сражавшихся в Святой земле.

Пятый крестовый поход предпринял в 1217-1221 гг. венгерский король Эндре II. Он попытался занять важный египетский порт Дамиетту в дельте Нила, но в итоге вынужден был покинуть её. Последним успешным крестовым походом был Шестой (1228-1229 гг.). Его возглавил император Фридрих II. Прибыв в Палестину и устрашив египетских султанов, он миром добился у них возврата Иерусалима.

В XIII в. исламский, а затем и христианский мир потрясло новое кочевое нашествие – монголов. К этому времени на развалинах державы турков-сельджуков существовал ряд независимых государств. Одним из них был халифат Аббасидов в Ираке, правитель которого считался духовным лидером большинства суннитов, жаловал султанские титулы. Сильнейшим государством Среднего Востока, получившим султанат от халифа, стала держава Хорезмшахов, опиравшаяся на туркменские племена.

В 1219-1224 гг. государство Хорезмшахов было уничтожена внезапно обрушившимися с востока монголами Чингис-хана. В состав строящейся Монгольской империи вошли Средняя Азия и Восточный Иран. В 1221-1223 гг. монголы к тому же разорили Кавказ, разгромили кочевавших в южнорусских степях половцев, а в битве на реке Калке – русских князей. В 1236 г. внук Чингиса, Бату-хан, захватил Волжскую Болгарию. В результате двух опустошительных нашествий на Русь в 1237-1242 гг. большая часть русских княжеств попала под монгольское иго. Затем завоеватели широким фронтом вторглись в Польшу и Венгрию. Но понесенные ими потери не позволили осуществить завоевание этих государств, несмотря на одержанные победы над большинством местных правителей. Польский король погиб, венгерский потерял всю свою армию. Тем не менее, Бату принял решение поворачивать в Степь, по пути опустошив также север Болгарии. Наряду с ослаблением распылившегося войска, его беспокоило также начавшееся соперничество союзных ханов-военачальников из-за первенства и богатой добычи. В 1242 г. «Батыево нашествие» завершилось. Но противостояние с монголами надолго стало уделом независимых правителей Восточной Европы.

С другой стороны, разорение монголами стран ислама вселило в некоторых западных политиков надежды на разгром Эйюбидов. Призывы к объединению перед лицом общей угрозы не были услышаны с обеих сторон. В 1244 г. Эйюбиды вновь захватили Иерусалим, а в Европе был объявлен Седьмой крестовый поход. Возглавил эту кампанию 1248-1254 гг. король Франции Людовик IX Святой. Он потерпел сокрушительное поражение в борьбе за Дамиетту, попал в плен, после многих мытарств был выкуплен, небезуспешно возобновил войну в Палестине – и вернулся восвояси.

Вторжение крестоносцев спровоцировало государственный переворот в Египте. В 1250 г. мамлюкская гвардия половецкого и черкесского происхождения свергла династию Айюбидов и провозгласила султана из своей среды. Вчерашние вооружённые рабы превратились в высшую касту египетского общества, регулярно пополнявшуюся новыми закупками в Причерноморье. Так началась история мамлюкского Египта, ставшего вскоре сильнейшим из мусульманских государств.

Между тем, натиск монголов не ослабевал. В 1252-1256 гг. хан Хулагу, ещё один внук Чингиса, вторгся в Иран и методично уничтожил опорные пункты исмаилитов. Хан измором взял Аламут и в 1257 г. коварно убил сдавшегося несовершеннолетнего имама. В 1258 г. Хулагу разгромил халифскую армию и после долгой осады взял Багдад. Город подвергся ужасающему разграблению «язычниками». Мечети были осквернены, халиф убит. Гибель Багдадского халифата потрясла весь мусульманский мир.

Впрочем, через некоторое время в Египте объявился родственник почти истребленной династии. Султан Бейбарс (1260-1277) пожаловал ему святые места – Мекку и Медину – и позволил под своим покровительством принять халифский титул. Хулагу, между тем, окончательно покорил Закавказье, принудил платить дань турок в Малой Азии и киликийских армян. Мамлюкские султаны Египта объявили «священную войну» против монголов и смогли, наконец, остановить их продвижение. В 1261 г. в Сирии Бейбарс нанёс монголам первое в истории серьёзное поражение. С этого начался взлёт могущества мамлюкского Египта.

На этом фоне происходит окончательный упадок крестоносного движения. В 1261 г. войска никейского императора почти бескровно отбили у латинян Константинополь и уничтожили Латинскую империю. В 1270 г. Людовик Святой выступил в Восьмой крестовый поход, направленный, в отличие от всех предыдущих, в Тунис. Крестоносцев поразила страшная эпидемия, король и множество его воинов умерли. После этого крестовые походы уже не предпринимались. Дни крестоносных государств были сочтены.

Египтяне постепенно теснили крестоносцев и других противников, объединяя земли Сирии и Палестины под своей властью. Так, в 1260-1261 гг., отразив монгольское нашествие, Бейбарс заодно покончил и с последними владениями Айюбидов в Сирии. В 1273 г. египетскими войсками была взята последняя крепость сирийских исмаилитов. «Орден» ахдас был уничтожен. Что до крестоносцев, то они в 1268 г. лишились Антиохии, в 1289 – Триполи. Наконец, в 1291 г. пала Акра. Иерусалимскому королевству настал конец.

Гораздо больший успех сопутствовал крестоносцам на западном театре военных действий, в Испании. Для этой страны эпоха крестовых походов – пик Реконкисты. Уже в 1096 г. на востоке Испании арагонские и французские крестоносцы освободили Сарагосу. Французские феодалы, очистив от мавров при помощи кастильцев и местных жителей часть атлантического побережья, создали здесь новое государство – Португалию. Успехи христиан привели к развалу державы Альморавидов. Уже в 1120-1146 гг. они пали в борьбе с движением тех же берберских кочевников, которые привели их к власти. Их сменили Альмохады, правившие с титулом халифов до 1269 г. Падению Альмохадов, однако, тоже способствовали неудачи в войне с Реконкистой. В 1212 г. в битве при Лас-Навас-де-Толоса войска Кастилии, Арагона и заграничных крестоносцев наголову разбили мавров. Это вызвало панику и смуту в испанских эмиратах, которые один за другим рушились под ударами христиан. К концу XIII в. под контролем мавров остался только Гранадский эмират на крайнем юге страны.

Крестовые походы непосредственно влияли на политическую историю стран Ближнего и Среднего Востока, Византии и Испании. Однако их значение и для западного, латинского мира было огромным. Восточные походы привели к глубоким социально-политическим изменениям. Резко возросли политическая роль и авторитет Римской церкви. Монархи, возглавляя масштабные военные мероприятия, укрепляли свою власть. В высших слоях общества укреплялось мнение о гибельности внутренних междоусобиц, необходимости централизованной власти. Обогатились города, что вело к расширению их независимости и укреплению позиций городской верхушки.

В XI-XIII вв. повсеместно разворачивается борьба крепнущих городских общин против феодальных сеньоров. Эта борьба напрямую вдохновлялась античными примерами, знакомыми образованной городской элите. С другой стороны, были у неё и вполне приземлённые причины – прежде всего, нежелание делиться с сеньором городскими доходами. Эти устремления сплачивали различные слои горожан, а также городское духовенство (если в качестве свергаемого сеньора не выступал епископ, что тоже бывало). В зависимости от обстоятельств, горожане в своих действиях апеллировали либо к духовной, либо к монаршей власти.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 241 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...