Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Приложения 14 страница



«Первая коммунальная революция», прокатившаяся по большей части Европы в XII в., привела к образованию вольных городских общин – коммун, независимых от власти сеньоров. Особенно широкой независимости добились итальянские коммуны и чуть позже немецкие «вольные города». Во Франции, в Испании, в Англии коммуны прибегали к помощи королей, и здесь скорее произошла смена сеньора в обмен на признание вольностей. В возникавших городах-государствах дело не ограничилось изгнанием сеньоров. Во многих итальянских городах пострадали также мелкие городские рыцари (нобили), прежде десятками проживавшие в общинах. Сама принадлежность к нобилитету была объявлена преступлением. «Причислить к нобилям» – означало теперь изгнать из города.

Наиболее крупными городами-государствами стали именно итальянские – Венеция, Генуя, Флоренция, Пиза. Их устройство во многом было типичным для средневекового города. Городские коммуны представляли собой плотную сеть замкнутых корпораций (торговых гильдий, ремесленных цехов), охватывавших большую часть полноправных граждан. Права гражданства принадлежали только имущим горожанам. Массы неимущих (пролетарии) жили либо наёмным трудом, всё более востребованным в лавках и мастерских, либо попрошайничеством и преступлениями. Пригородные крестьяне находились в феодальной зависимости от коммуны. Однако и внутри самих общин имелось жёсткое сословное деление в зависимости от достатка. Фактическая власть принадлежала богатейшим купцам и цеховой старшине – т.н. «жирному народу». Малоимущий «тощий народ» долгое время вовсе не допускался к управлению.

Политическое устройство в городах было различным. Народные собрания имели вес только в пору «коммунальных революций». Постепенно власть переходит к постоянным выборным органам, лучше отражавшим интересы «жирных». Высшие должностные лица могли избираться пожизненно и даже из одного рода – как дожи в Венеции и Генуе. Но, например, во Флоренции они менялись ежегодно. В ряде итальянских и далматинских городов существовала должность подеста, наделённого диктаторскими полномочиями, но периодически переизбираемого. Большую роль в жизни большинства городских общин продолжало играть духовенство.

Усиление позиций папства, его всё более активное вмешательств в политическую жизнь не могли не вызывать раздражения императоров. С Другой стороны, папы пользовались поддержкой большинства итальянских городских общин, пытавшихся освободиться от имперского владычества. В XII в. и Германия, и Италия раскололась на две враждующие между собой партии – императорскую (гибеллины) и папскую (гвельфы). Гвельфы в Германии отражали интересы крупных феодалов, опасавшихся централизаторских устремлений династии Штауфенов. В Италии же это была городская партия, стремившаяся к созданию независимых городских республик. Устремления обеих партий были противоречивы. Гибеллины добивались создания единой мощной монархии – но это неизбежно вело к порабощению Германией итальянских городов и контролю светской власти над религией. Гвельфы противостояли и тому, и другому, – тем самым закрепляя феодальную раздробленность.

В противоборстве императоров и пап победу в итоге одержали последние. В 1176 г. Фридрих Барбаросса (1152-1190) был разбит итальянскими городами в битве при Леньяно. Его внук Фридрих II (1212-1250) на первых порах поддерживал пап и при их помощи присоединил к Империи Королевства Обеих Сицилий. При папе Иннокентии III (1198-1216) папство достигло наивысшего политического могущества, диктуя свою волю королям. К этому времени уже все западноевропейские церкви подчинялись папам. Благодаря Четвёртому крестовому походу удалось посадить латинского патриарха и в Константинополе.

Но попытка заменить всё ещё неугодную династию в Германии привела к конфликту с Фридрихом, вовсе не желавшим уступать престол сопернику. До конца своих дней Фридрих небезуспешно боролся с папами, но после его смерти при помощи французских королей папам удалось покончить со Штауфенами. В 1268 г. последний их оплот – Сицилия – был захвачен французами, а последний представитель династии казнён. Впрочем, французской Анжуйской династии (ветви Капетингов) удалось утвердиться лишь в южноитальянском Неаполитанском королевстве. Сицилией же в 1282 г. завладели арагонцы. Священная Римская империя после падения Штауфенов погрузилась в период внутренних смут, закрепивших феодальную раздробленности в Германии и Италии на века.

Совершенно в ином направлении развивалась политическая история Франции и Англии. Для них XI – XIII вв. – время начало централизации. Нормандское завоевание Англии привело к прямо противоположным последствиям для этих государств. В Англии франко-нормандские бароны вытеснили прежнюю англосаксонскую знать с её крупными вотчинами. К тому же отныне все феодалы объявлялись вассалами лично короля, а правители крупных графств постепенно превращались в королевских чиновников. Таким образом, уже Вильгельм Завоеватель заложил основы централизации страны. Во Франции же в результате провозглашения вассала – нормандского герцога – королём соседнего крупного государства престиж местной королевской власти упал ещё больше. С восшествием на английский престол анжуйского графа Генриха Плантагенета (1154-1189) английский король оказался вообще крупнейшим феодалом Франции. В англо-нормандских руках оказались весь запад и юго-запад страны.

Очевидная угроза независимости королевства, однако, мобилизовала силы парижских Капетингов. Они использовали крестовые походы для сплочения верных им феодалов северо-востока Франции под своей властью. Открытые войны между Капетингами и Плантагенетами шли уже на рубеже XI/XII вв. Королю Филиппу II Августу (1180-1223) удалось достигнуть решающего перелома в свою пользу. Используя крестоносный авантюризм английского короля Ричарда Львиное Сердце и усобицу за английский престол, Филипп отнял у Плантагенетов Нормандию и Анжу. При Людовике IX Святом (1226-1270) английский король вынужден был признать потерю большей части французских владений. За оставшиеся сравнительно небольшие феоды он принёс Людовику оммаж. На этом ситуация временно стабилизировалась, причём французский королевский домен существенно расширился. Теперь король реально превосходил силой своих вассалов.

Противоборство Англии и Франции, падение престижа Священной Римской империи стали составными частями начавшейся к концу эпохи крестовых походов открытой борьбы за гегемонию в Европе. Идеальная система межхристианских отношений, о которой мечтали и римские папы, и германские императоры, так и не сложилась.

Крестовые походы направлялись в XII-XIII вв. не только против мусульман. Уже в первой половине XII в. германские владетели использовали крестоносное движение для осуществления давних планов «натиска на Восток», завоевания славянских и прибалтийских земель. В качестве первой цели было избрано самое слабое звено славянского мира – разрозненные полабские племена. Упорное нежелание принимать христианство поставило их в полную изоляцию в Европе и к тому же законсервировало родоплеменной строй. Оно же дало повод Священной Римской империи объявить крестовый поход под флагом обращения и усмирения язычников. В 1147 г. германские феодалы вторглись в славянские земли. Успех этого первого похода был сравнительно скромен, однако он проложил дорогу последующим. К концу XII в. земли полабских славян (ныне Восточная Германия) были включены в состав Священной Римской империи. Местные князья в основном приняли католицизм и постепенно онемечились, как и большая часть их подданных.

Это, однако, не положило конец крестоносной агрессии в Прибалтике. По удовлетворении аппетитов крупных немецких сеньоров и Империи в неё включились рыцари немецких крестоносных орденов. На рубеже XII/XIII вв. немцы стали проникать в Восточную Прибалтику. В 1201 г. ими была основана Рига, ставшая столицей независимого католического церковного государства во главе с архиепископом. Для защиты архиепископства и принудительного обращения в католицизм местных балтских и финских племен были призваны рыцари из Ордена меченосцев. В 1226 г. южнее, в Пруссии начал военные действия крупнейший немецкий рыцарский орден – Тевтонский.

Очень скоро от войн с язычниками немецкие рыцари перешли к агрессии против Руси. Поработив Латвию и Эстонию, разделив племенные земли на феодальные владения, рыцари-меченосцы обратили свой взор к Пскову и Полоцку. В 1237 г., после тяжелого поражения, понесенного от литовцев, меченосцы восстановили силы за счет объединения с Тевтонским орденом, только что завоевавшим земли Пруссии. После этого главной целью захватчиков стали русские земли. В 1242 г. они, однако, были разгромлены Александром Невским на льду Чудского озера. Бывшие меченосцы (отныне Ливонский орден в составе Тевтонского) вынуждены были удовлетвориться достигнутым. Отстояла свою независимость от них и Литва.

Наряду с немцами в крестовых походах в прибалтийские земли участвовали также скандинавы. Датчане активно действовали в Полабье и в Эстонии. С XII в. шведы совершили несколько крестовых походов в Финляндию, стремясь под флагом принудительного распространения католицизма подчинить этот край шведской короне. В 30-х гг. XIII в. Финляндия была в основном покорена. Шведы стали угрожать карельским землям, находящимся в зависимости от Новгорода. В 1240 г. Александр, именно тогда получивший прозвание Невского, разгромил шведских захватчиков на реке Неве.

В сложном положении оказались в эти годы Польша и Венгрия. Эти страны, находящиеся на пике удельной раздробленности, в XIII в. оказались на переднем рубеже борьбы с монгольской угрозой. Но при этом им, особенно Польше, приходилось противостоять и немецкому «натиску на Восток», постоянно отстаивая независимость от единоверцев-католиков. Уже в конце XII в. немцы захватили запад Польского Поморья. Впрочем, всё это не мешало польским и венгерским феодалам на протяжении XII-XIII вв. неоднократно посягать на русские земли.

Эпоха крестовых походов стала пиком развития средневековой культуры. В этот период резко возрастает уровень грамотности в Европе, появляется богатая светская литература – уже не только на латыни, но и на национальных живых языках. Основываются десятки университетов. Начинается знакомство Запада с наукой и литературой Византии и арабского мира. Выдающимися монументами эпохи стали величественные соборы и другие здания т.н. готического стиля. В них восточные заимствования сплелись с богатыми традициями предшествующей романской архитектуры и древнегерманского деревянного зодчества.

Говоря о средневековой культуре, всегда необходимо иметь в виду её сословность. По сути, каждое сословие обладало своим собственным культурным полем, довольно чётко отграниченным от других. Для представления об особенностях культуры католического духовенства можно сказать лишь то, что только оно обладало правом чтения и толкования Библии. Вся «высокая» литература – богословская, философская, научная, – создавалась представителями духовенства. Низшим слоем церковнослужителей (клириками) становились и выпускники средневековых университетов, находившихся под покровительством Римской церкви.

В то же время, как уже сказано, в эпоху крестовых походов развивается и светская литература. Прежде всего это, конечно, литература феодалов. Уже в раннее средневековье при феодальных дворах исполнялись героические поэмы о деяниях предков. В эпоху крестовых походов формируются правила поведения истинного рыцаря, рисуется образ идеального воителя, служащего Богу и платонической возлюбленной – Прекрасной Даме. На основе этого куртуазного идеала переосмысливается древний эпос, и из него рождается рыцарский роман – самый популярный жанр литературы средневековья. Те же идеалы отражались в куртуазной поэзии (произведения французских трубадуров, немецких миннезингеров и т.д.). Ещё одним жанром рыцарской литературы стали хроники крестовых походов, положившие начало светской исторической науке средневековья.

Городская культура была менее выспрення и притязательна. В городах были популярны, скажем, сатирические литературные жанры, высмеивающие другие сословия и верхи общества. Самый значительный из этих жанров – плутовской роман, восхваляющий пройдоху-горожанина, мастерски обводящего вокруг пальца феодалов, селян и даже священников. Самый ранний и знаменитый из образчиков – «Ренар (Роман о Лисе)». Этим, однако, городская культура не исчерпывалась. Горожане соприкасались с университетской образованностью, и их культура впитывала новые веяния. Совершенно особый, но тоже не совсем изолированный элемент городской культуры представляла собой культура рассеянных по всей Европе иудейских общин.

Именно в наиболее развитых городах Италии XIII в. зарождается явление, получившее название итальянского Предвозрождения. В нём сплелись стремление возродить светскую городскую культуру Древнего Рима, влияния восточной мысли, знакомство с высокой культурой Византии. Памятники Предвозрождения отражали духовные, политические и социальные запросы всё более амбициозных городских коммун Италии. Наиболее заметная фигура зари Предвозрождения – создатель итальянского литературного языка, великий поэт и флорентийский гибеллин Данте Алигьери (1265-1321)..

Новые веяния, однако, несли не только расцвет культуры, но и первые знаки её духовного кризиса. Влияние с Востока далеко не ограничивалось христианской Византией, и даже византийское влияние с точки зрения католицизма оказалось неоднозначно. Античные, исламские и иудейские философские искания будоражили умы западных учёных. В университетах разгорались ожесточённые споры по фундаментальным вопросам бытия. В них проявлялся, хотя пока и жёстко пресекаемый, отход от основ католического вероучения. Сами католические богословы к XIII в. окончательно размежевались на поклонников Платона и Аристотеля. В Западную Европу через Византию и арабский мир проникли философско-мистические доктрины античности ­– неоплатонизм и герметизм. Рука об руку с ними шли оккультные «науки» – астрология, алхимия, магия.

В XI в. изгнанные из Византии богомилы распространили свое учение в Южной Франции (ересь катаров) и на побережье Адриатики (ересь патаренов или бабунов). Несмотря на предпринимавшиеся католической иерархией меры, катарство нашло широкую поддержку у крестьян, горожан, а также при дворе графа Тулузского. Для смягчения наиболее одиозных сторон катарского вероучения была создана ведшая почти исключительно социальную проповедь в крестьянской среде секта вальденсов. Вальденсы и возникшие под их влиянием другие секты (лоллардов в Англии и др.) осуждали Римскую церковь как орудие сатаны. Подчас они призывали к свержению существующего государственного строя и обобществлению имущества. Вальденсы и катары взаимодействовали в т. н. альбигойской церкви (от города Альби), признававшей главенство богомильского болгарского «патриарха». В 1209 г. убийство катарами папского легата привело к альбигойским войнам 1210-1219 гг., в которых феодалы Северной Франции покончили с катарством. Но ересь не была побеждена окончательно, не раз проявляясь под разными именами в Италии, Англии, Германии. В Боснии бабунская церковь даже добилась статуса государственной.

В ходе альбигойских войн северные феодалы, стремившиеся к захвату земель французского Юга, безжалостно уничтожали местное население. Для введения расправ над еретиками в законные рамки папской властью был учрежден специальный трибунал – инквизиция (в переводе с латыни – розыск). Позже она стала постоянной общецерковной структурой, сосредоточив в своих руках следствие по религиозным делам. В компетенцию инквизиции попадали ересь, колдовство, необъяснимые рационально преступления против личности (например, серийные убийства). Инквизиция не выносила смертных приговоров, оставляя окончательный суд в распоряжении светской власти. Когда она приходила к выводу о необходимости смерти подследственного, то рекомендовала сожжение на костре. В остальных случаях подследственный мог быть приговорен к тюремному заключению или телесному наказанию. Публичное покаяние и отречение могло освободить от ответственности. Светская власть могла отменить любой приговор инквизиции. Подобно всем остальным судебным органам средневековья, инквизиция широко применяла пытки и часто использовалась в политических целях.

Отчасти в противовес уравнительным ересям возникли и почти сразу стали влиятельнейшими в церкви т.н. нищенствующие ордена. Название их связаны с тем, что согласно уставам, ни монахи, ни отдельные монастыри не могут владеть никаким имуществом. Монахи орденов должны проводить время не столько в стенах обители, сколько в странствии за ее пределами, прося подаяния ради Христа и проповедуя Евангелие. Старейшие и крупнейшие нищенствующие ордена – францисканцы и доминиканцы. Основателем ордена францисканцев являлся итальянец Франциск Ассизский (1181-1226), один из наиболее почитаемых святых католической церкви. Основатель доминиканского ордена – Доминго де Гусман (1170-1231), испанец по происхождению, прославившийся как борец с катарами.

Эпоха крестовых походов XI – XIII вв. явилась одним из переломных этапов в истории Европы и Ближнего Востока. Наметившиеся тогда тенденции определили векторы мирового развития на ближайшие столетия.

Источники

Абеляр. История моих бедствий. М., 2003.

Ан-Насави. Жизнеописание султана Джалал-ад-дина. М., 1996.

Анна Комнина. Алексиада. СПб., 2010.

Баха-ад-дин. Саладин. М., 2009.

Великая хроника о Польше, Руси и их соседях XI-XIII вв. М., 1987.

Виллани, Джованни. Новая хроника или история Флоренции. М., 1997.

Генрих Латвийский. Ливонская хроника// Славянские хроники. СПб., 1996.

Георгий Акрополит. История. СПб., 2005.

Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 2010.

Жан де Жуанвиль. Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика. СПб., 2007.

Жоффруа де Виллардуэн. Завоевание Константинополя. М., 1993.

Кретьен де Труа. Эрек и Энида. Клижес. М., 1980.

Легенда о Тристане и Изольде. М., 1976.

Памятники истории Англии XI-XIII вв. М., 2010.

Пётр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. М., 1997.

Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т.1-2. М., 2002.

Робер де Борон. Роман о Граале. СПб., 2000.

Робер де Клари. Завоевание Константинополя. М., 1986.

Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 2002.

Средневековая латинская новелла XIII в. Л., 1980.

Средневековый роман и повесть. М., 1974.

Сугерий. Жизнь Людовика VI Толстого, короля Франции. М., 2006.

Фома Сплитский. История архиепископов Салоны и Сплита. М., 1987.

Франциск Ассизский. Сочинения. М., 1995.

Цветочки св. Франциска Ассизского. СПб., 2003.

Литература

Васильев А.А. История Византийской империи. СПб., 1998.

Гергей П. История папства. М, 2005.

фон Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории. М., 2007.

Дюби Ж. Время соборов. М., 2002.

История Востока. Т. 2. М., 1995.

История Европы. Т. 2. М., 1992.

Кёнигсберг Г. Средневековая Европа. М., 2001.

Ланда Д.Г. История арабских стран. М., 2005.

Клентан П. Рыцарство. СПб., 2004.

Ле Гофф К. Цивилизация средневекового Запада. М., 2005.

Фильштинский И.М. История арабов и Халифата. М., 2001.

Тема 15. Европа в XIII-XV вв.

XIII – XV вв. для Западной Европы – время образования централизованных государств. Предпосылки централизации складывались на протяжении всего предшествующего периода. Укрепление королевской власти в эпоху крестовых походов находило опору в идеале преодоления раздоров между христианами. Развитие экономики, налаживание торговых связей тормозились феодальными распрями. В связи с этим в большинстве европейских стран боровшиеся против посягательств сеньоров города поддерживали процесс централизации. Точно так же поддерживала его и католическая церковь. Помимо высоких соображений, духовенству на местах было гораздо удобнее иметь дело с королевской властью, чем с отдельными феодалами, нередко угрожавшими церковным землям. Неудивительно, что централизаторские процессы заходили дальше централизации отдельных королевств. Данный период – это ещё и время многочисленных личных уний, когда монарх одного государства оказывался во главе и другого. В результате нередко возникали новые, более крупные государственные образования.

Быстрее всего из крупных королевств Европы процесс образования централизованных государств шёл в Англии и во Франции. Во Франции уже к концу XIII в. король превратился в крупнейшего феодала. Король Филипп IX Красивый (1285-1314) уничтожил ещё ряд вассальных владений и могущественный рыцарский орден тамплиеров. Кроме того, он присоединил через личную унию пиренейское королевство Наварра и даже сумел подчинить себе папство. Административные и налоговые преобразования Филиппа Красивого создали единый бюрократический аппарат, ставший опорой королевской власти. Король Людовик XI (1461-1483) в основном завершил централизацию Франции, сломив в 1477 г. основного противника – герцогство Бургундское. Последнее крупное феодальное владение – герцогство Бретань – вошло в состав домена в 1491 г.

В Англии процесс централизации был несколько заторможен рядом феодальных мятежей и междоусобиц на протяжении XIII-XV вв. Однако самая ожесточённая из них война Алой и Белой Розы (1452-1487; название от гербов враждовавших родов) явилась важным этапом централизации. Боровшиеся за английскую корону феодальные кланы и их вассалы были почти поголовно истреблены. Королю Генриху VII (1485-1509), основателю династии Тюдоров, без труда удалось подавить феодальную оппозицию. Ещё в XIII в. границы Англии раздвинулись на запад, включив прежде независимые кельтские земли Уэльса и Корнуолла.

Тесные связи Англии и Франции, в том числе династические, выдвинули на повестку дня вопрос об объединении двух государств. В 1328 г. прервалась прямая линия династии Капетингов, на престол вступила боковая её ветвь Валуа. В ответ английский король Эдуард III (1327-1377) выдвинул претензии на французский престол. Началась Столетняя война (1337-1453), самый кровопролитный и долгий военный конфликт высокого средневековья. Франция, на территории которой шли военные действия, подверглась страшному разорению. Перелома французам удалось достигнуть только в 1428-1429 гг. благодаря движению под предводительством Жанны д’Арк, крестьянской девушки, ссылавшейся на вдохновение свыше. Она завоевала доверие двора и широкую популярность, символически возглавила французскую армию и нанесла англичанам ряд серьёзных поражений. Жанна была захвачена в плен и сожжена как еретичка, но обратного перелома англичане уже не добились. К 1453 г. они лишились всех владений во Франции, кроме крепости Кале на севере страны. Столетняя война повлияла на самосознание и англичан, и французов. И в отстоявшей независимость Франции, и в отдалившейся от Франции Англии она способствовала складыванию национального патриотизма. В Англии знать по сути отказалась от франко-нормандских корней в пользу английских традиций, языка и культуры.

На фоне Столетней войны, приведшей к обнищанию крестьянских масс, разразились многочисленные народные восстания. Крупнейшими были Жакерия во Франции (1358) и восстание Уота Тайлера в Англии (1381). Эти мощные крестьянские войны, в ходе которых восставшие занимали даже столицы королевств, имели далеко идущие последствия. Подавив восстания, короли и феодалы, тем не менее, вынуждены были пойти на отмену серважа. Крестьяне получили личную свободу. Она ещё более укрепилась с завершением централизации, распространением единого для всех подданных королевского суда и единой системы налогообложения. Однако для крестьян обретённая личная свобода имела двоякие последствия. Земля в основном оставалась в руках феодалов. Отмена взаимных обязательств позволяла им в перспективе и сгонять с неё крестьян. Стремительно распадалась крестьянская община. Обедневшие её члены и сами уходили в города, пополняя пролетариат, или нанимались в качестве сельских батраков к феодалам и богачам.

Аналогичные процессы шли и в других европейских странах. Крупные крестьянские восстания имели место в XIII-XV вв. в Италии, Германии, Болгарии, Венгрии. В ряде случаев они приводили к отмене или ослаблению личной зависимости крестьян – со сходными последствиями. Единственным победоносным восстанием против феодалов явилась крестьянская война в западных Альпах против австрийского герцога. Она привела в 1291 г. к образованию союза самоуправляющихся общинных объединений (кантонов) – Швейцарской конфедерации.

В различных европейских странах процессы централизации имели свои особенности. В Испании и Португалии на них наложила отпечаток Реконкиста. С самого начала королевская власть над крупными феодалами (грандами) была здесь значительно сильнее. Потому задача внутренней централизации королевств стояла не столь остро, как проблема объединения полуострова под единой властью. В 1479 г. Кастилия и Арагон объединились в личную унию под главенством королевской четы Фердинанда и Изабеллы. Этим «Королям-Католикам» (как называли их в Европе за крайнюю набожность) удалось победоносно завершить Реконкисту. В 1492 г. последнее мусульманское государство Пиренейского полуострова – Гранадский эмират было уничтожено. За пределами владений «Королей-Католиков» остались только ставшая независимым королевством Португалия и зависимая от Франции Наварра. С другой стороны, испанские гранды сохранили значительную часть своих феодальных привилегий.

В Скандинавии, где феодальная раздробленность не успела достаточно развиться, процесс централизации завершился гораздо раньше, чем в других странах. Уже в XIII в. королям Норвегии после серии ожесточённых гражданских войн удалось подавить оппозицию крупных духовных и светских феодалов. Тогда же были уничтожены независимые аристократические республики на Фарёрах и в Исландии. Чуть позднее, уже в XIV в., централизованные государства сложились в Дании и Швеции. В 1397 г. датский король Эрик Померанский согласно условиям Кальмарской унии объединил под своей властью все три скандинавских королевства. Швеция в XV в. вернула себе независимость, но Норвегия осталась связана с Данией надолго.

Несмотря на национальные особенности, все новые централизованные государства имели общие черты. Большая часть их территории считалась королевским доменом и управлялась непосредственно разросшимся административным аппаратом. Рост влияния чиновничества был в этом случае неизбежен. Королевский чиновник становился на деле более привилегированным лицом, чем потомственный дворянин-феодал. У сохранившихся феодальных владетелей отнималась значительная часть их иммунных прав, особенно в области суда и налогов. Важным элементом централизации являлись военные реформы, имевшие целью преобразовать феодально-сословную армию в преданную королям и живущую их щедротами вольнонаёмную.

В результате централизации и сопутствовавших её преобразований в большинстве европейских стран складывается сословная монархия. Основная её черта – обращение монархов к «согласию сословий» через голову феодалов, фактически в противовес им. Провозглашая причастность всех сословий к делам власти, сословная монархия разрушала феодальную иерархию и являлась началом кризиса феодальной политической системы. В XIII-XV вв. в большинстве стран Западной Европы зарождается парламентаризм. Появляются выборные органы представительства сословий, созываемые королями и утверждающие их, прежде всего, налоговую политику. По мере упрочения централизованных государств попытки сословных органов проявить своеволие всё более жёстко пресекаются. Древнейшим таким органом являлся английский Парламент. Он был основан в 1265 г. как орган баронского контроля за королевской властью, но довольно быстро стал опорой королей в процессе централизации. Во Франции с 1302 г. действовали Генеральные Штаты, в испанских королевствах кортесы и т.д. Обычно в органах такого рода были представлены духовенство, дворяне и горожане. Представительство крестьян отсутствовало или было строго ограничено. В польском же сейме податное сословие вообще представлено не было. Сословное представительство существовало и в Германии (имперский рейхстаг), хотя здесь не сложилось централизованное государство.

Причин сохранения феодальной раздробленности в Священной Римской Империи было несколько. Города Германии и Италии добились значительной независимости уже в XII в. и могли спокойно отстаивать её без участия монаршей власти. Более того, теперь сильная императорская власть становилась для них основной угрозой. Католическое духовенство во главе с папами было не заинтересовано в централизации Империи ровно настолько же, насколько было – в централизации ряда других государств. Папа сам являлся крупнейшим феодалом Империи и постоянным противником имперского диктата, как религиозного, так и политического. Наконец, междоусобица за императорский престол 1250-1273 гг. сильно подорвала престиж и реальное значение императорской власти. Император Карл IV Люксембург (1346-1378) своей «Золотой буллой» 1356 г. вынужден был окончательно признать этот факт, законодательно закрепив привилегии крупных феодалов. Фактически императорский престол оказывался под полным их контролем.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 357 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...