Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Приложения 6 страница



Южные эллины Пелопонесса, Аттики и прилегающих областей восприняли от древних критян их политический строй, письменность, многие верования. Наиболее развитыми являлись города-государства Пелопонесса, где возникли такие важнейшие центры новой Эллады, как Микены, Аргос, Лакедемон (Спарта), Пилос. Севернее, однако, тоже существовали города-государства: Афины, Фивы и другие. Все эти города возникли или разрослись в условиях упадка минойского владычества в XV – XIV вв. до н.э.

Государство у эллинов микенской эпохи возглавлял «священный» царь (анакс), считавшийся потомком богов. В качестве прародителей царских династий выступали чаще всего древние индоевропейские боги – небесный Зевс и морской Посейдон. В позднейшей мифологии вера в это отразилась в многочисленных преданиях о полубогах-героях. Большую роль в жизни общества играли жречество и царское чиновничество. Однако велика была и роль военной аристократии (басилеев). Рабство было развито гораздо меньше, чем на Крите, – цари и их приближённые использовали преимущественно труд «свободных» соплеменников.

«Классическим» грекам I тыс. до н.э. история микенской эпохи была знакома только по устным преданиям. Уже тогда выражались сомнения в их достоверности. Тем не менее, археологические раскопки, как уже сказано, показали достоверность многих сообщаемых «мифами» фактов. Что касается описанных в них многочисленных конкретных событий, историчности таких знаменитых персонажей, как Персей, Геракл или Тесей – это ещё вопрос. К сожалению, сохранившиеся до нас хозяйственные документы микенской эпохи не называют личных имён царей. Но зато имена некоторых персонажей греческих «мифов» известны из восточных источников. Так, действительно жил Атрей – согласно греческим преданиям, основатель последней микенской династии.

В XIII в. до н.э. греческие города-государства, объединившись в мощный союз, вступают в борьбу за владычество над Эгеидой, а затем и над всем Восточным Средиземноморьем. Эта борьба, к которой присоединились многочисленные «варварские» племена, вошла в историю Ближнего Востока как нашествие «народов моря». Переселения эгейских народов снесли с политической карты Хеттскую державу, нанесли урон Египту. В исторической же памяти эллинов центральным эпизодом их оказалась Троянская война – сокрушение малоазийского города Троя (Илион).

Троя, основанная северобалканским племенем дарданов на северо-западе Малой Азии и союзная хеттам, являлась основным препятствием для эллинов в их движении на восток. Эллины разоряли Трою как минимум дважды – в середине XIII и в начале XII в. до н.э. Память об обоих походах сохранилась в эллинских мифах. Первый приписан знаменитому герою-полубогу Гераклу. Но «Троянской войной» стал для позднейших эллинов второй, менее значительный. В нём вроде бы участвовали силы всей Эллады, собранные микенским царем Агамемноном, сыном Атрея. Они пришли мстить за обиду его брата Менелая, жену которого Елену увёл спартанский царевич Парис. После десятилетней осады, которую древнегреческие хронисты датировали 1199-1189 гг. до н.э., Троя была взята хитростью (история с «Троянским конём») и окончательно разорена.

Так или иначе, но на рубеже XIII – XII вв. до н.э. натиск с Балкан на Восток становится действительно неудержим. Выходцы из Эллады заселяют остров Кипр, многие области Малой Азии. Чуть позже осевшие на Кипре пеласги перебираются в Ханаан, где становятся филистимлянами и дают стране новое имя Палестина.

Однако мощный переселенческий поток и частые войны в далёких землях истощали саму Элладу, и прежде всего некогда наиболее сильный и развитый Пелопонесс. Города-государства полуострова оказались не в силах противостоять в XI в. до н.э. натиску дорийцев – более отсталых северогреческих племен. Дорийцев, по преданию, вели потомки Геракла, лишённые наследства микенскими сородичами. Вал дорийского нашествия без серьёзных препон прокатился по Элладе и, наконец, накрыл Пелопонесс. В Спарте дорийцы основали собственное царство под совместным управлением двух восходящих к Гераклу родов. Обосновались они и в других разрушенных ахейских городах. Некоторые окраинные города (как Афины) устояли, но тоже пришли в упадок. Многие ахейцы, эолийцы и ионийцы бежали из Эллады, колонизовав западное побережье Малой Азии.

Общественный строй дорийцев, не испытавших критского влияния, был проще и патриархальнее. Эллада возвращается в первобытность. Письменность, городская культура и монументальное строительство полностью исчезают. Период XI – VIII вв. до н. э. включительно обычно именуется «гомеровским», поскольку его культура, религия, общественное устройство отражены в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». Хотя описывается в них эпоха Троянской войны, но лишь отдельные реалии соответствуют описываемому времени. В целом прославленный ионийский певец IX-VIII вв. до н.э. рисовал жизнь и быт своей эпохи.

Центрами союзов племён гомеровской эпохи являлись старые города, превратившиеся, однако, в небольшие сельскохозяйственные поселения. Они служили резиденцией правителям. Цари носили титул басилеев и являлись прежде всего военными предводителями. Их власть передавалась по наследству, но находилась под контролем родовой аристократии (греческое слово со значением «власть лучших») и народного собрания. Впрочем, брожение в последнем басилей мог с известным усилием подавить, опираясь на свою дружину. Основную массу населения составляли свободные общинники. В царских хозяйствах трудилось некоторое количество рабов – как потомственных, так и пленников.

Налицо было резкое ослабление царской власти по сравнению с микенским периодом. Однако в процессе восстановления государства и цивилизации в Элладе царская власть не только не восстановилась, но во многих случаях исчезла вовсе. О причинах этого явления исследователи спорят. Можно указать разные причины. Восстановленные в ходе дорийского нашествия племенные институты сопротивлялись возвращению «деспотии» восточного типа. Сохраняющаяся роль морской торговли в её важнейших центрах (таких, как Афины) способствовала обогащению и политическому усилению верхушки городской общины. Она становилась союзницей аристократов в борьбе за ограничение или ликвидацию царской власти.

В итоге во многих греческих городах и областях в процессе воссоздания цивилизации происходит крах царской власти. Раньше всего, если верить преданию, это произошло в Афинах. Здесь ещё после дорийского нашествия в память об отразившем врага ценой собственной жизни царе Кодре будто бы никому не позволили занять его трон. Так возникла первое в Элладе аристократическое правление. В VIII – VII вв. аристократические перевороты с опорой на народное собрание произошли и во многих других эллинских государствах.

Результатом стало появление полисов – особой греческой формы городов-государств, в которой власть находится в руках представительных институтов и регулируется принимаемым ими законодательством. Возникновение полисов завершает гомеровский период истории Эллады и открывает архаический (VIII/VII – V вв. до н.э.).

Первоначально политическое устройство полисов было аристократическим. Крупные землевладельцы из родовой знати контролировали жизнь города и одновременно обеспечивали его безопасность, составляя конную основу войска. Общественный статус определялся происхождением. Помимо аристократической верхушки, всё свободное население городов делилось на граждан и неграждан. Последние являлись выходцами из других городских общин и потому не имели права участвовать в управлении полисом.

Царь считался потомком богов и главой культа, без его поддержки жречество в прежнем виде не смогло существовать. В полисах жрецы превратились в полисных чиновников. Постепенно в большинстве городов жречество утратило формально-сословный характер, хотя осталось в руках старых аристократических родов. Впрочем, сохранялись оракулы – святилища богов, где совершались предсказания, и сами жрецы-предсказатели. Оракулы давали ответы в заведомо туманной, допускающей различные, в том числе прямо противоположные толкования форме. Это не мешало им контролировать не только духовную, но временами и политическую жизнь Эллады. Наиболее известным являлось святилище бога Аполлона в городе Дельфы.

Наиболее известное, типовое аристократическое устройство утвердилось в Спарте. Здесь аристократическую реформу государственного строя провёл в IX – VIII вв. царский родич Ликург, фактически правивший городом. Он сохранил наследственную царскую власть двух совместно правящих династий. Но ограничил её аристократическими органами – выборным советом старейшин (герусией) и созывающей его коллегией из пяти эфоров. Эфоры выбирались на год, геронты – пожизненно. В делах власти имели право участвовать только полноправные потомки дорийских завоевателей – спартиаты. Все потомки «пришельцев» становились негражданами – периэками. Наконец, основная масса завоёванных племён превращалась в государственных рабов – илотов, прикреплённых к земле и обязанных работать на Спарту. Периодически илоты подвергались акциям устрашения – спартанские юноши тренировали на них свои воинские умения, истребляя всех попавшихся. Восстания илотов подавлялись с ещё большей жестокостью. Для того, чтобы сделать из спартиатов идеальных воинов, Ликург разработал целую систему жестокого общественного воспитания и сурового бытового поведения. Она встретила сперва упорное сопротивление, но затем вызывала лишь восторги у аристократии других полисов и многих писателей.

Политическое устройство Спарты имело параллели с другими полисами. Но общественное, напоминавшее «восточный способ производства», не получило распространения в новой Элладе. Архаический период стал временем складывания античного рабовладельческого строя. В немалой степени этому способствовала роль греческих городов в развивающейся средиземноморской торговле. Купцы и пираты привозили на родину тысячи невольников. Не меньше их давали и частые войны между полисами. Торговля, кроме того, способствовала росту богатств аристократии и купечества, развитию ростовщичества. Уже в VII в. до н.э. бичом всех полисов (кроме Спарты) становится долговое рабство.

В связи с крушением царской власти государственное рабство за пределами Спарты развилось слабо. Характерная черта античного рабовладения – широчайшее распространение частновладельческого рабства. Любой имущий свободный вполне мог оказаться рабовладельцем. Труд рабов использовался в огромных хозяйствах знати, на купеческих кораблях, в ремесленных мастерских и на наделах простых земледельцев. Тем более применялся он в домашнем хозяйстве. Постепенно рабы становятся главными производителями материальных благ. Всё более освобождающееся от внутреннего гнёта гражданское общество полисов превращается одновременно в паразитическое.

Основная масса свободного населения не возражала против распространения частного рабовладения. Однако её возмущало угрожавшее любому малоимущему долговое рабство. Произвол аристократов и ростовщиков, в конечном счёте, поднял на борьбу широкие массы городского населения – демоса. Их требованиями стали сначала отмена долгового рабства, а затем, ввиду сопротивления аристократии – ликвидация аристократических привилегий, учреждение демократии («власти демоса, народа»). С конца VII в. до н.э. происходят «вторые полисные революции», низвергающие господство знати.

Однако не везде они вели к установлению демократии. Кое-где вожди народной массы устанавливали режим личной власти – тиранию, – нацеленный на подавление аристократии. Именно из аристократических кругов происходит нынешнее негативное значение слова «тиран». Впрочем, большинство тиранов действительно его заслужили необузданными репрессивными мерами. Они стремились, кроме того, передавать власть по наследству, по сути воссоздавая монархию, – так что в конечном счёте устранялись либо аристократией, либо собственными недавними единомышленниками.

Ход «второй полисной революции» лучше всего известен на примере Афин. После отмены царской власти городом управляли совет старейшин – ареопаг и коллегия из девяти архонтов. В 621 г. до н.э. под давлением народного движения архонт Драконт впервые свёл воедино в письменном виде право. Судебные функции были переданы ареопагу, отменено право знати на кровную месть, установлены единые меры наказания. Однако Драконт не решил проблему долгового рабства. Напротив – он свирепо защищал право собственности аристократов. Даже за мелкие кражи вводилась смертная казнь. Законы Драконта только спровоцировали новые волнения.

В 594 г. архонт Солон, известный поэт и мудрец, получил чрезвычайные законодательные полномочия. Он смягчил суровые меры Драконта, успокоив тем народное возмущение. Первым важнейшим действием Солона стали отмена долгового рабства и возвращение обедневшим земледельцам заложенной земли. Афинян, проданных в рабство за границу, государство выкупило за свой счёт. Солон провёл ряд мер, направленных на развитие в Афинах ремесла, торговли и культуры. При нём Афины стали превращаться в важнейший экономический и культурный центр Эллады. Солон расширил полномочия народного собрания, доверив ему выбирать из своей среды гелиэю – народный суд. Кроме того, он создал выборный Совет Четырёхсот, передав ему часть властных полномочий ареопага.

Вторым важнейшим мероприятием Солона стала фактическая отмена прежнего кастового деления афинского общества. Привилегии аристократов (евпатридов) в управлении и армии резко сократились. Все граждане были разделены на четыре чисто имущественных разряда. Пентакосиомедимны – наиболее богатые граждане – служили в коннице и имели право занимать высшие должности архонта и хранителя казны. Но они же должны были выплачивать чрезвычайные военные поборы (например, снаряжать за свой счёт флот). Гиппеи (всадники) – также служили в коннице и имели право занимать государственные посты (более низкие), а на войну должны были снаряжать только себя и коня. Зевгиты служили тяжёлыми пехотинцами (гоплитами) и имели право занятия низших государственных должностей. Наконец, бедняки феты служили во флоте и лёгкой пехоте на государственный счёт. Они не имели прав в управлении, кроме участия в народном собрании и суде. Кроме того, имелись метеки – неграждане, выходцы из других полисов. Они платили налоги и не имели гражданских прав, но и служить полису не обязывались.

Большая часть горожан, имевших доход от торговли и ремесла, удовлетворилась в целом реформами Солона. Но они не устроили ни ущемлённую аристократию, ни пригородных крестьян, требовавших передела земли в свою пользу на равных, конфискации владений знати. Это движение сельской бедноты возглавил аристократ, прославленный воин Писистрат. В 561 г. до н.э. он захватил власть, в упорной борьбе удержал её и установил в Афинах тиранию. Он конфисковал многие владения бежавших из Афин евпатридов, раздав их крестьянам. В то же время он продолжал курс Солона на превращение Афин в торговую столицу Эгеиды.

В 527 г. до н.э., по смерти Писистрата, власть перешла к его сыновьям. Но удержать её они не смогли. В 510 г. тирания пала. К власти пришёл глава демократов Клисфен. В 509-507 гг. он провёл серию реформ. Единственной привилегией знати осталось теперь отправление жреческих функций. Гражданские права были предоставлены родившимся в Аттике потомкам метеков. Создавался новый орган – выборная коллегия из 10 стратегов (командующих). Постепенно они сменили архонтов как высшие должностные лица.

Вместо прежних родовых объединений – фил – Клисфен создал административно-территориальные единицы с тем же названием. Высшим органом власти стал избиравшийся от них Совет Пятисот. Народное собрание получило новые полномочия. Ежегодно афинянам предоставлялось право изгонять нежелательных персон из города. Каждый гражданин писал на черепке (остраке) имя того, кого считал опасным для общества. Получивший наибольшее количество голосов изгонялся. Остракизм задумывался как средство против тирании. На практике он стал способом расправы с неугодными вождям демократической партии (демагогам) людьми. Жертвой остракизма мог стать всякий выдающийся из общего ряда человек. Случалось, что талантливых полководцев изгоняли именно за одержанные ими победы. Впрочем, в иные времена он с лёгкостью обращался против самих демагогов.

Демократическое устройство утвердилось и в ряде других эллинских городов – на многих островах Эгеиды, в Коринфе и т.д. С другой стороны, Спарта, Крит, ряд других областей и городов Эллады оставались оплотами аристократии. Борьба аристократических и демократических партий в полисах шла постоянно.

В VI в. до н.э. аристократическая партия нашла и духовного лидера. Им стал известный философ и ученый Пифагор. Он немало странствовал по Востоку, познакомился с учениями египетских жрецов, зороастризмом, возможно, что-то слышал о брахманизме. Греческие мифы он трактовал символически. Исповедуя учение о переселении душ, Пифагор считал себя воплощением Аполлона. Его религиозное учение было тесно связано с философским и направлено на духовное самосовершенствование, сближение с божеством. Тайные общества пифагорейцев ставили перед собой не только духовные, но и вполне мирские цели – свержение демократии и установление аристократических режимов. Крах пифагорейских заговоров привел к упадку и пифагорейского учения. Однако оно оказало большое воздействие на дальнейшее развитие религиозной и философской мысли Эллады.

Весь архаический период не прекращалась борьба полисов между собой. Лидерство Спарты, владевшей почти всем Пелопоннесом, никто не мог оспорить, но её стремление подчинить другие полисы наталкивалось на всё более ожесточённое сопротивление. Наряду со Спартой к концу VI в. до н.э. усиливаются и некоторые другие города, способные уже бросить ей вызов. Это были Афины, Коринф (контролировал перешеек Истм между Пелопоннесом и остальной Грецией), Фивы (в Беотии к северо-западу от Афин).

В то же время имелись и объединяющие Элладу институты. В первую очередь, это было сознание религиозного и культурного единства эллинов в противовес «варварам» (греческое слово). Все эллины исповедовали веру в олимпийских богов, которых помещали горе Олимп в Фессалии (Средняя Греция). Полноправные граждане посвящались и в тайные культы – мистерии – сосуществовавшие с официальной религией. Наиболее известными в Элладе были Элевсинские мистерии (от города Элевсин). Они были посвящены богине плодородия Деметре и ее дочери, потусторонней царице Коре (Персефоне). Не менее популярны были орфические мистерии, будто бы учреждённые древним поэтом Орфеем в честь бога Диониса. Орфики исповедовали сложное религиозно-философское учение, повлиявшее на Пифагора.

Общей и главной святыней всех эллинов считался Дельфийский оракул. Для его защиты был создан всегреческий культовый союз – Амфиктиония. Члены Амфиктионии, независимые друг от друга города и племена, должны были охранять Дельфийский оракул, поддерживать его нейтральный статус даже в войнах между собой. Амфиктиония, не играя роли формального политического единства, вместе с тем была важнейшим инструментом взаимного общения, в том числе дипломатического.

Важными всегреческими ритуалами являлись «священные игры», справлявшиеся через определенные промежутки времени в честь того или иного бога. Самые известные из них – Олимпийские игры, учрежденные в 776 г. до н. э. в Олимпии в честь Зевса Олимпийского и справлявшиеся раз в четыре года. На время игр объявлялось общегреческое перемирие. Игры включали не только спортивные состязания. На них представлялись новые произведения литературы и искусства, объявлялось о важных событиях общественной и международной жизни.

В VII – VI вв. эллинская цивилизация выходит далеко за пределы Эгеиды. Начинается эпоха греческой колонизации. Развитие мореплавания вывело эллинов на просторы Средиземноморья и Причерноморья. Вскоре их поселения возникают не только в Малой Азии и на Кипре, но также на севере Балкан, в Крыму, на Кавказе, в Северной Африке, Италии, на Сицилии. Каждая колония становилась независимым полисом, но поддерживала тесные связи и с метрополией (городом-основателем), и с соседями. Нередко на основе колоний возникали мощные государства – Киренское царство в Северной Африке, Боспорское царство на Тамани. Последнее – древнейшее государство на нынешней территории Российской Федерации. В Италии и Сицилии эллинские колонии объединились в мощный союз – Великую Грецию – под лидерством сицилийского города Сиракузы.

Эллинская колонизация, раздвинув границы греческого мира, в то же время столкнула греков с новыми мощными врагами. На западе это были финикийцы (пуны) из Карфагена. Только в 480 г. до н.э., после двухвековой борьбы, сиракузскому тирану Гелону удалось добиться перелома и преобладания на острове Сицилия. На востоке же эллинам пришлось столкнуться со стремительно выросшей Персидской державой. Персы к концу VI в. до н.э. утвердились в Малой Азии и обложили данью местных греков. Надеясь на помощь Афин, малоазийские ионийцы в 500 г. восстали против царя Дария I. Греко-персидские войны считаются началом «классического» периода истории Древней Греции.

Источники

Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996.

Аполлодор. Мифологическая библиотека. М., 2006.

Геродот. История. М., 2008.

Гесиод. Полное собрание текстов. М., 2001.

Гомер. Илиада. Одиссея. М., 2009.

Гомеровские гимны. М., 1995.

Диодор. Историческая библиотека. М., 2000.

Орфей. Языческие таинства: мистерии восхождения. М., 2001.

Павсаний. Описание Эллады. Т. 1 – 2. М., 2002.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1 – 2. М., 1994.

Фрагменты ранних греческих философов. Вып. 1. М., 1989.

Хрестоматия по истории Древней Греции. М., 1964.

Литература

Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1 – 2. М., 1994.

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1995.

Грейвс Р. Белая богиня. М., 2007.

Иванов В. И. Дионис и прадионисийство. СПб., 2000.

История Древней Греции. М., 2009.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1996.

Мифологический словарь. М., 1992.

Нильссон М. Греческая народная религия. СПб., 2000.

Словарь античности. М., 1989.

Тема 6. Классическая Эллада и эпоха эллинизма

Уже в VI в. до н.э. на Балканском полуострове окончательно сложилась новая эллинская цивилизация. Она мало чем походила на микенскую, но вобрала в себя и её наследие. В это время греческие полисы становятся подлинными городами, экономическими и культурными центрами подвластной округи. Воспринятое у финикийцев алфавитное письмо начинает использоваться богатейшей литературой. Появляются памятники неповторимого древнегреческого монументального искусства и зодчества.

С пиком культурного расцвета в V – IV вв. до н.э. и ассоциируется прежде всего у современного человека древнегреческая цивилизация. Расцвет этот зиждился уже на совершенно иных основаниях, чем в крито-микенскую эпоху. Уникальное общественно-политическое устройство, родившееся из «варварства» гомеровской эпохи, породило новую систему ценностей.

В основе её лежала уже не идея преданности царю и богам, а комплекс гражданских добродетелей. Человек (тот, кого полис признаёт полноправным человеком) – прежде всего свободный гражданин. Идеальный гражданин должен блистать всеми положительными качествами, которые могут потребоваться полису – физической силой, мужеством, умом и талантами. Отсюда культ человеческого тела, военизированные системы воспитания, – а с другой стороны, покровительство наукам и искусству. В условиях коллективного правления и превозношения гражданского устройства общины неизбежно развивались представления о ценности и правах каждой личности.

И в то же время личность была ценна лишь постольку, поскольку служила полису. Измена полису – действительная или даже потенциальная, кажущаяся согражданам – рассматривалась как верх нравственного падения. Добродетелям противопоставлялся целый ряд не менее стандартных «пороков», среди которых излишняя самостоятельность в поведении и мыслях занимала не последнее место. Мерилом всего теперь являлась не объективная к людям воля надмирных богов или их представителя царя, а субъективные мнения большинства сограждан. Гражданин существует в своём праве, он личность – но исключительно ради полиса. В классическую эпоху развился настоящий культ самопожертвования как во имя действительных нужд полиса, так и во имя следования отвлечённым «добродетелям».

Религия в системе полисной морали отступила на второй план, но сохранила немалое значение. Официальная полисная религия строилась на почитании, в первую очередь, богов-покровителей города. Так, покровителем Афин считалась Афина Паллада, которая и дала городу имя. Богом Олимпии считался сам Зевс. Поклонялись в полисе и местным героям – полубогам древности или историческим лицам, оказавшим услуги полисному «отечеству». В Спарте, например, особым почитанием пользовались, с одной стороны, родоначальник царских династий Геракл, с другой – законодатель Ликург. Некоторые герои (тот же Геракл) со временем начинали считаться полноценными богами.

В городах сооружались величественные храмы, посвященные местным богам. Нередко храм или храмовый комплекс посвящался вообще всем богам пантеона. Основные обряды полисной религии справлялись в храмах. С завершением периода архаики полисная обрядность значительно смягчается, из нее исчезают оргиастические и изуверские черты. Богам приносили растительные и животные жертвы. Образы полисной религии вдохновляли многих деятелей эллинской культуры. В V в. до н.э. к ним обращались знаменитый поэт Пиндар, величайший скульптор Греции Фидий.

Но полисная религия весьма условно может считаться предметом веры древних эллинов. Скорее, она считалась религией для «детей и женщин». Большая часть полноправных граждан посвящалась в мистерии. У них существовала собственная, скрытая от непосвященных и считавшаяся «истинной» мифология и обрядность.

VI – V вв. до н. э. – время становления древнегреческой философии. Выход её за поле религии был предопределён расслоением последней, ослаблением её роли в жизни общества. В философии сразу обозначилась антирелигиозная тенденция, принявшая характер откровенного «безбожия» (атеизма) уже в V в. до н. э. В основе ее лежал материалистический взгляд на мир, который представлялся игралищем слепых стихий. Впрочем, античный материализм был бесконечно далек от научной картины мира, представляя стихии как некие обладающие собственной волей, деятельные начала. «Атомы» известного философа IV в. Демокрита, – частицы, составляющие материю, – с атомами современной науки объединяет лишь название.

Со временем среди греческих мыслителей стал достаточно популярен образ единого бога как источника мироздания. Однако ревнители полисной религии встречали проповедь подобных идей как богохульство. Когда философ Сократ начал проповедовать подобные идеи («вводить новых богов») в Афинах, народ приговорил его к смертной казни (399 г. до н. э.).

Ученик Сократа, Платон, развил идеи учителя. Платон считается основоположником идеалистической философии. Он первым противопоставил неистинный по сути своей, материальный мир, «подлинному» в его представлении миру «идей». В этом мире идей Платон помещает подлинное и единственное божество – творческое начало, лежащее в основе всего мира. Боги, сотворившие материальный мир, воплощающие его стихии, – «дети», а по сути лишь творения истинного создателя. Платон разработал также собственное политическое учение. Он предлагал всей Элладе жёсткое кастово-иерархическое общество, близкое к спартанскому образцу.

Ученик Платона Аристотель во многих основополагающих философских вопросах разошелся с учителем. Он стал основателем школы перипатетиков, пытавшейся совместить учение об идеях и платоновское единобожие с теорией самоценности материального мира. Аристотель разрабатывал этическое учение, в котором целью всех человеческих поступков провозглашалось счастье. В политике он был сторонником совмещения лучших черт монархии, аристократии и демократии. Такой строй он называл «политией» и проповедовал объединение Греции под властью одного сильного и справедливого правителя. Интересы Аристотеля – самого многогранного из учёных Греции – включали также физику, биологию, филологические дисциплины. Он заложил основы для развития естественных наук в следующий период.

Выдающимся событием в истории культуры стало появление в Греции театра. Греческая драматургия выросла из ритуальных представлений, но уже в VI – V вв. до н.э. теряет религиозную направленность. Более того, в появившейся мифологической трагедии подчеркивались несправедливость и жестокость богов, нередко воспевалось богоборчество. Трагедия стала полем битвы индивидуалистического гражданского сознания с казавшимися теперь «аморальными» образами древних мифов. Комедия бичевала пороки гражданского общества, нередко служа «выходом» для негативных эмоций граждан, – но часто и провоцируя их возмущение.

Культурный расцвет сопровождался экономическим. В первой половине V в. до н.э. эллины стали подлинными хозяевами Средиземного моря, потеснив финикийцев. Приток сырья и рабов способствовал дальнейшему развитию ремесла и сельского хозяйства. Ремесло специализируется, технически совершенствуется. Для развития сельского хозяйства V – IV вв. характерно разрастание и рост удельного веса крупных, наиболее конкурентоспособных рабовладельческих хозяйств. Впрочем, последнее подрывало общественно-политические основы городов-государств, особенно демократических.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 237 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.023 с)...