Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Приложения 15 страница



Города-государства Италии в ходе германских смут фактически полностью обособились от Империи и зажили самостоятельной политической жизнью. В этот период их политическое устройство претерпевает дальнейшую эволюцию. В коммунах происходят «вторые коммунальные революции», расширяющие права «тощих», городской бедноты. Верхушка «жирных» была вынуждена пойти на это, в том числе, из-за начавшейся борьбы за свои права полностью неимущего населения. Наиболее мощное восстание городского пролетариата имело место в 1378 г. во Флоренции (восстание наёмных мастеровых чомпи). Вместе с тем, борьба малоимущих и неимущих за свои права продолжалась, и на её волне в середине XV в. во Флоренции и ряде других городов устанавливаются наследственные диктаторские режимы – тирании. Новые тираны (семейство Медичи во Флоренции и др.) выступали под лозунгом уравнения прав всех граждан, ограничения привилегий «жирных» и городского духовенства, прочной независимости от Империи и папства.

Вольные города Германии находились в большей зависимости от императорской власти, но реформы Карла IV закрепили и гарантировали их самостоятельность. Экономические и политические интересы подталкивали их к взаимопомощи, и XIII-XV вв. стали временем организации городских союзов. Крупнейшим из них стала Ганза, державшая в руках торговлю на Балтике и Северном море. В политическом строе имперских вольных городов безраздельно доминировал зажиточный патрициат. Ничего подобного итальянским тираниям здесь не возникло.

Важным итогом складывания централизованных государств и борьбы за самоопределение отдельных королевств и территорий стало формирование позднесредневековых наций. XIII-XV вв. – время дробления характерного для эпохи крестовых походов общеевропейского сознания и роста самосознания отдельных романских и германских народов. Борьба за независимость Франции, Португалии, Швеции, Италии явилась политическим отражением этого явления. Культурным отражением явились развитие национальных литератур во всех европейских странах, упадок латинской словесности и всё чаще поднимающиеся требования перевода Библии на национальные языки.

Государства Восточной Европы, католические и православные, развивались в эти столетия во многом особым путём. Здесь также складывались централизованные государства, однако их складывание не сопровождалось столь серьёзным кризисом феодальной системы. Свой отпечаток на историю Восточной Европы накладывала внешняя угроза – монголо-татарская в XIII-XIV вв. и турецкая с середины XIV в.

Воссозданная в 1261 г. Византия династии Палеологов объединила под своей властью большую часть Южных Балкан, но являлась лишь тенью былого величия. Она не смогла противостоять новому натиску турок, возглавленных теперь туркменской по происхождению династией Османов. Уже в середине XIV в. турки прорвались в Европу. В 1389 г. в кровопролитной битве на Косовом поле они разгромили сербские войска. После этого Сербия и Болгария попали в зависимость от Турции. Встревоженные католические короли провозгласили крестовый поход. Но в 1396 г. в битве под Никополем турки наголову разбили и западных крестоносцев.

Ещё в XIII в. при дворе Палеологов возникла идея унии – объединения Православной и Католической церквей. В 1274 г. была заключена Лионская уния, под властью римского папы с признанием римской веры, – но её с гневом отвергло всё византийское общество. В XV в., на краю гибели Византии, за идею унии ухватились вновь во имя союза с Западом. В 1439 г. была заключена Флорентийская уния. По сути, Запад прибег к политическому шантажу. Уния должна была стать платой за помощь Византии против турок. Часть греческого духовенства согласилась на униатский проект, невзирая на то, что его воплощение явилось бы полной религиозной и культурной капитуляцией православного мира. Но, в конечном счете, уния была отвергнута большинством православных Византии, Русью, Грузией и другими странами восточного христианства. На Иерусалимском соборе православных епископов в 1443 г. уния была предана официальной анафеме от лица всего православия. Русская церковь объявила независимость от Константинополя.

Крестовый поход на помощь Византии и правда начался – но окончился таким же крахом, как и предыдущий, ввиду полного равнодушия сильнейших католических королевств. В битве под Варной в 1444 г. крестоносцы потерпели сокрушительное поражение. После этого турки окончательно подчинили Болгарию. В 1453 г. после долгой осады пал Константинополь. Византия погибла. В 1459 г. турки окончательно покорили Сербию, в 1463 – Боснийское королевство. К началу XVI в. в зависимость от османов попали румынские Дунайские княжестваВалахия и Молдова. Наконец, уже в 1526 г. в битве при Мохаче турки разгромили чешско-венгерские войска и захватили большую часть Венгерского королевства.

Крушение Балкан неизбежно вело к гибели и более восточных христианских государств. Ещё в 1378 г. египтяне покорили Киликийскую Армению, и армянский народ на века лишился своей государственности. В 1461 г. турки уничтожили Трапезундскую империю. В середине XVI в. турки и персы поделили между собой Закавказье, поставив в зависимость от себя раздробленную на мелкие владения Грузию. От христианского Востока остались крупицы. На Балканах из славянских государств независимость сохранили православная Черногория (тогда союз небольших племён в труднодоступных горах у Адриатики) и католическая островная республика Дубровник. Латиняне, потомки крестоносцев, удерживали острова Крит (венецианцы), Родос (орден госпитальеров, до 1522 г.) и Кипр (куплен в 1480 той же Венецией).

С падением Византии центр православной цивилизации перемещается на Русь. Поскольку Московская Русь осталась единственной православной державой на международной арене, она выступала в глазах верующих как естественный центр православного мира. Московские государи представляли свою державу преемницей Византии, новой христианской империей («царством»). Москва, согласно этой теории, «третий Рим», единственная законная наследница Римской и Византийской христианских империй. С этим связывалась особая миссия Руси как хранительницы истинного православного христианства, защитницы и собирательницы других православных народов.

Образование централизованных государств в Восточной Европе происходило так же, как и на Западе, в XIV-XV вв. Главной особенностью являлось то, что за неимением единой королевской власти в роли централизаторов выступали сильнейшие феодальные владетели, одолевая соперников. Последнее удельное владение в Польше, Мазовецкое княжество, было подчинено короне в 1526 г. В Венгрии некоторые уделы (прежде всего, Трансильванское княжество) сохранялись вплоть до гибели королевства. Централизация Руси вокруг Москвы завершилась в 1521 г. присоединением великого княжества Рязанского.

В начале XIV в. на политической карте появляется Литовско-Русское государство во главе с литовской династией Гедимино­вичей. Его возникновение было обу­словлено совместной борьбой русских и литовцев против внеш­ней агрессии. Постепенно, однако, в среде литовской аристократии на­чало расти стремление к отторжению славянского начала в государстве. Возрастают агрессивные устремления по отноше­нию к русским областям. В 1385 г. князь Литвы Ягайло принял католичество и путем брака с польской королевой вступил на польский престол (Кревская уния). В Литве началась внутренняя борьба, победу в которой одержала польская, католическая партия во главе с династией Ягеллонов. В состав Польско-Литовского государства вошли захваченные им Украина и Белоруссия.

Характерной чертой общественного строя Восточной Европы является складывание здесь в эти века крепостничества, во многом напоминающего западноевропейский серваж. Причины такого «отставания», а на деле вторичного упрочения крестьянской зависимости, напрямую связаны с конкретно-историческими обстоятельствами. Внешняя угроза привела к массовыми переселениям крестьян, запустению целых местностей. Потому начинают распространяться новые формы зависимости, с акцентом на прикрепление к земле, запрет «перехода». Противостояние постоянно угрожающему внешнему врагу требовало сохранения сословной армии, но с заменой могущественных вотчинников верными трону дворянами-помещиками. Их владения жаловались условно, за службу и постоянное пребывание на границах. Эти опасные пограничные земли требовалось обеспечить руками, предотвращая переход помещичьих крестьян в богатые вотчины знати. Итогом стало сложение в XV-XVI вв. на Руси, в Польше и Венгрии крепостного права.

XIII-XV вв. – время сложных религиозных и культурных процессов на латинском Западе. Важнейшее значение имело снижение политической роли папства как в Западной Империи, так и в Европе в целом. В начале XIV в. возник конфликт между папой и Филиппом IV, завершившийся в 1309 г. насильственным переводом папского престола во Францию, в Авиньон. «Авиньонское пленение» ввиду начавшихся в Риме и Италии смут продлилось до 1377 г. Оно спровоцировало в дальнейшем «Великую схизму» – длительные раздоры за папский престол с появлением многочисленных антипап (пап, провозглашённых меньшинством кардиналов).Схизма была преодолена на Констанцском 1414 г. и Базельско-Флорентийском (Ферраро-Флорентийском) 1431 – 1449 гг. Вселенских соборах. Тем не менее, после них не удалось восстановить прежнего влияния папства. Не прекратились конфликты пап с императорами.

С начала XV в. в католицизме усилились реформационные течения. Они были направлены на усиление автономии национальных церквей, введение богослужения на национальных языках, ослабление монархической власти пап и привилегий духовенства. В конечном счете, родился лозунг «дешёвой», не требующей лишних затрат, демократизированной и не вмешивающейся в политику церкви. Этот лозунг был поддержан и королями, стремившимися к подчинению церкви, и многими светскими феодалами, и массой горожан. К рубежу XV-XVI вв. реформационные идеи слились с недовольством огромного числа верующих моральным разложением папства.

Предвестием Реформации стало гуситское движение в Чехии. Основатель гуситства – Ян Гус (1371-1415), подхватив идеи английской ереси лоллардов, выступил за отмену церковной иерархии, подчинение чешской церкви государству и конфискацию в пользу короны церковного имущества. Гус добивался перевода богослужения на чешский язык. Его идеи быстро стали популярны. Если сам Гус был противником насильственных действий, то его сторонники нередко призывали даже к истреблению католического духовенства. На Констанцском соборе Гус был осужден за ересь и приговорен к сожжению на костре. Казнь Гуса вызвала раскол в чешской церкви и восстание гуситов в Чехии. В 1419 г. начались гуситские войны, в ходе которых гуситы отражали крестовые походы против себя и сами пытались силой распространить новое вероучение в соседних странах. Одновременно шла борьба между умеренными и радикалами в самой гуситской среде. Расправившись с радикалами (таборитами), умеренные (чашники) в 1436 г. подписали мир с католиками. Согласно ему, в Чехии возникла – впервые в католической Европе – независимая от Рима церковь чешских братьев (гуситская, или утраквистская). Им была дарована полная веротерпимость. Тем самым был создан прецедент, повторения которого позднее добивались вожди Реформации.

Источники

Боккаччо Дж. Декамерон. Т. 1-3. М., 2010.

Бонаккорсо Питти. Хроника. Л., 1972.

Бэкон Ф. История правления короля Генриха VII. М., 1990.

Византийские историки о падении Константинополя в 1453 г. СПб., 2006

Данте Алигьери. Монархия. М., 2010.

Жан Фруассар. Хроники (1325-1340). СПб., 2008.

Иоанн Кантакузин. Беседа с папским легатом. Против иудеев. СПб., 2008.

Саги о посошниках // Исландские саги. Т.1. М., 2000.

Итальянские гуманисты XV в. о церкви и религии. Л., 1965.

де Коммин Ф. Мемуары. М., 2004.

Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. Рязань, 2009.

Макьявелли Н. История Флоренции. М., 2010.

Памятники истории Англии XI-XIII вв. М., 2010.

Процесс Жанны д’Арк. СПб., 2007.

Сага о Сверрире. М., 1988.

Сильвестр Сиропул. Воспоминания о Ферраро-Флорентийском соборе. СПб., 2010.

Стурла Тордарсон. Сага об исландцах. СПб., 2007.

Сэр Гавейн и Зелёный рыцарь. М., 2003.

Томас Мэлори. Смерть Артура. М., 2009.

Хроника Энгельбректа. М., 2002.

Хроники и документы времён Столетней войны. СПб., 2005.

Чосер. Кентерберийские рассказы. М., 2010.

Шпренгер Я., Инститорис Ф. Молот ведьм. М., 2003.

Литература

Антонетти П. Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте. М., 2004.

Блок М. Феодальное общество. М., 2003.

Гергей П. История папства. М., 2005.

История Европы. Т. 2. М., 1992.

Кенигсберг Г. Средневековая Европа. М., 2001.

Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монархов в Западной Европе. М., 2002.

Пастуро М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола. М., 2001.

Фантье Р. Капетинги и Франция. СПб., 2001.

Тема 16. На пороге Нового времени

XV-XVI вв. – один из наиболее противоречивых периодов в истории европейской цивилизации. С одной стороны, это время стремительного обогащения Европы, её превращения в военно-технического лидера мировой истории, складывании современной европейской культуры. С другой стороны, для Европы средневековой, для её общественных и культурных ценностей – это время нарастающего кризиса.

Важнейшей стороной этого процесса являлся кризис социальный. Феодальный строй Европы уже не соответствовал изменившимся условиям. Бурный расцвет европейской торговли, стремительный рост городов привели к возрастанию независимости и общественной роли городских слоев. Купечество и ремесленная старшина становятся экономически независимы от феодалов, нередко даже превосходя их достатком. Логично, что они, остававшиеся при всём том в третьем податном сословии, понемногу начинают добиваться уравнения в правах. На социально-политическую арену теперь уже всей Европы выходит новый общественный слой – имущие горожане (буржуа во Франции, бюргеры в Германии и т.д.).

Этот слой обретает собственную систему ценностей. Т.н. «бюргерская мораль» издревле строилась не на системе взаимных обязательств сословий, а на культе выгоды и наживы. Индивидуализм отдельного предпринимателя сдерживался лишь традициями городской общины. Но и она по мере обогащения своей верхушки приходит в упадок. От старины остаётся в наследство разве что презрение к другим сословиям и их культуре, а также строгость нравов патриархальной буржуазной семьи. С одной стороны, бюргерская мораль развязывала личную инициативу и содействовала экономическому росту. С другой – она прямо противоречила нравственно-религиозным основаниям средневекового общества, расшатывала представления об оправданном свыше распределении ролей среди сословий.

К концу XV в. в Англии и Италии представления имущих горожан впервые оформляются в целостную идеологию – меркантилизм. Теоретики меркантилизма учили, что в основе политической жизни и политического успеха лежат денежные интересы. Потому государство должно проводить политику, нацеленную в первую очередь на обогащение – как собственное, так и способных к предпринимательству подданных. Последние и поддерживают государственное богатство через налоговые поступления. Меркантилизм по сути призывал изгнать из политики религиозно-нравственные и династические побуждения, сведя её к корыстному национальному интересу. К концу XVI в. такой подход уже преобладает в Западной Европе.

Большую роль в развале феодальной системы общественных отношений сыграли некоторые технические достижения XIII-XV вв., ставшие прелюдией к научно-технической революции нового времени. В XIII в. монах Бертольд Шварц ценой собственной жизни впервые в Европе успешно получил порох. Появление огнестрельного оружия и артиллерии вытеснило с полей сражений рыцарскую конницу и ускорило появление наёмных армий. Феодалы лишились своей основной общественной функции – воинской.

В XV в. Иоганн Гутенберг (ум. 1468) изготовил первый в Европе печатный станок. Книгопечатание стремительно распространилось по Европе, вырвав из рук духовенства преобладание в книжном деле. Резкий рост доступности книжного слова также наносил удар по общественным позициям духовенства. Его религиозную монополию соблюсти становилось довольно сложно. Массы людей (чаще всего без соответствующих знаний и подготовки) получили возможность судить в том числе о сложных вопросах веры.

Важные процессы развернулись в экономической жизни. Торговля и промышленность всё чаще объединяются в одних руках успешных предпринимателей. В результате ремесленные цеха разоряются и постепенно сходят со сцены. На смену им в качестве основных производителей приходят мануфактуры – предприятия в государственной или частной собственности, основанные на разделении труда наёмных работников. Система разделения труда в рамках одного производства означала переход от ремесла к ранней промышленности. Хотя на мануфактурах господствовал ручной труд, узкая специализация их работников была новым явлением. Именно в рамках мануфактур к XVII в. складывается на основе городского пролетариата ещё один новый общественный слой – пролетариат промышленный, наёмные рабочие.

Рост городов, распад сельских общин, развитие мануфактуры способствовало дальнейшему падению роли дворянства. Лишённое социальных функций, дворянство постепенно перестаёт быть и основным владельцем экономических благ. Роль традиционных отраслей сельского хозяйства хотя и остаётся ещё значительной, но для поддержания требует переориентации на городской рынок. В этих условиях многие дворяне переходят к новым методам хозяйствования, практически полностью порывая с феодальной традицией. Наиболее драматично развивалась ситуация в Англии, где дворяне начали в массовом порядке сгонять крестьян с земли, огораживая земледельческие угодья под овечьи пастбища. Это позволяло им при максимальной экономии средств работать на бурно развивающееся в стране шерстяное производство. Огораживания привели к обезземеливанию тысяч крестьян – и пополнению за их счёт рядов мануфактурных рабочих. Впрочем, далеко не всех могли обеспечить работой мануфактуры. По всей Западной Европе XV-XVII вв. острейшим образом встали проблемы нищеты и преступности.

Престиж дворянского сословия и дворянского звания падал. Дворянский слой становился паразитической кастой, смысл существования которой в обществе был теперь совершенно неясен. Дворянский титул нередко получался по выслуге или даже покупался чиновниками либо богатыми горожанами – в основном ради освобождения от налогов. Этот слой в Англии именовался джентри, во Франции – «дворянством мантии». Феодальная иерархия разрушилась. Королевский чиновник или богатейший купец стоял в общественном мнении и в реальном статусе выше разорившегося дворянчика. Разорение же феодальных поместий происходили нередко, особенно там, где феодал пытался ещё по старинке поддерживать крестьянскую общину. В принципе, к началу XVII в. классического феодализма в Европе уже не существовало. Строй, пришедший ему на смену, именуется в западной науке «Старым порядком» – поскольку просуществовал до начала Нового времени в собственном смысле слова.

Общественно-экономический кризис сопровождался политическим. Прежняя феодальная монархия уходила в небытие. Сословная монархия в большинстве государств оказалась лишь переходной ступенью к новому типу политического устройства. В абсолютной монархии феодальный класс и сословное устройство сами по себе становились лишь вспомогательными механизмами государственной машины.

Монархи начинают борьбу с сословным представительством ещё в ходе централизации, как только мощь чиновного аппарата и армии стала достаточной для обуздания феодалов. Поддержка сословий становилась не столь важна. В конце XV в. перестают созываться Генеральные Штаты во Франции. В XVI в. английский парламент и испанские кортесы превращаются в покорные монархам и штампующие их решения ритуальные собрания. Абсолютизм торжествует в Португалии, а в XVII в. и в Дании.

Только на периферии западноевропейского мира, в Польше и в Швеции, сословная монархия сохранилась. Польско-Литовское государство даже превратилось в 1569 г. в Речь Посполиту, дворянскую республику во главе с сеймом и выборным королём.

Но в целом республиканские идеи пока оставались непопулярны в Европе. «Передовые» люди того времени (например, флорентийский историк и политик Николо Макьявелли) выступали за «просвещённую тиранию», единодержавную власть, способную подмять под себя феодалов и саму Церковь. На практике это вело к воспеванию абсолютизма. В качестве идеала выдвигались Римская империя эпохи принципата (без учёта, разумеется, гражданских войн и императорских сумасбродств) и, несколько неожиданно, современная Турция. Даже итальянские тирании в течение XVI в. превратились в абсолютные монархии. Например, Медичи приняли титул герцогов Тосканских. Из старых независимых республик в Европе сохранились только Венеция, Генуя, Дубровник и Швейцарская конфедерация. Впрочем, слабые стороны абсолютной монархии были очевидны. «Законность» поведения монарха целиком зависела от его доброй воли. По мере того, как городские слои осознают это и сталкиваются с чиновничьим произволом, в их среде вновь возрождается республиканизм.

Во многом аналогичные западноевропейским процессы происходили в Московской Руси, где в правление Ивана Гроз ного (1533-1584) складывается политическая система самодержавия. Однако абсолютистские методы правления в совокупности с укреплением крепостничества вызвали сопротивление самых разных сословий, что в итоге вылилось в гражданскую войну (Смуту) 1603-1618 гг. Она закрепила сословно-представительное устройство власти в России и существенно отсрочила утверждение абсолютизма. Следует иметь в виду, что в России, как и в Польше, дворянство на тот момент ещё не утратило своих военно-социальных функций.

На фоне общего кризиса феодальный уклад внешне сохраняла только Священная Римская империя. Однако на деле здесь он вылился в другую крайность. Власть императора становилась всё более эфемерной. Крупнейшее государство Европы превратилось в конгломерат независимых владений. Каждый имперский князь являлся абсолютным монархом в пределах собственного княжества. Император являлся точно таким же, но только в пределах своего домена. К началу XVI в. все германские владетели проводили совершенно самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Контроль же над Италией императорам приходилось оспаривать у пап и французских королей. В 1494 г. начались длительные и кровопролитные Итальянские войны между этими тремя силами. Завершились они лишь в 1556 г. – в целом успешно для Империи, но основательно подорвав её силы.

Политический и социальный кризис были, пожалуй, менее драматичны для Европы, чем кризис культурный и духовный. Разрушение прежней системы ценностей и культурных канонов затронуло в той или иной степени все стороны жизни общества. Эпоха «Возрождения» (Ренессанс), начавшаяся в XV в. в Италии и захватившая Европу, породила выдающихся «титанов» литературы и искусства, заложила основы новой культуры. Но она же похоронила традиции прежних времён, именно тогда провозглашённых «средневековьем», «тёмным» и «варварским» периодом.

Базовой идеей «Возрождения» являлось обращение к античности, через головы деятелей средневековой культуры и христианских учителей. Разумеется, обращение это было не прямым, а всё равно опосредованным – через интерпретации античности тогдашними мыслителями. Античность, как это видно на примере политических доктрин абсолютизма, представала у них в искажённо-идеализированном виде. Однако многие черты античной культуры действительно оказались возрождены. В искусстве на смену религиозной традиции отражения внутреннего смысла через условность и аллегорию пришёл подчёркнутый культ красоты «реального», физического мира. Преклонение перед физической силой и красотой возвращается в творчестве виднейших художников и скульпторов Ренессанса. Оборотной стороной этого явился всё возрастающий натурализм, доведённый до максимума в городской живописи XVII столетия. Для литературы Ренессанса характерно преклонение перед сильной личностью, сметающей все преграды во имя искренних и бурных чувств. Особенно выразилось это в расцветающей в XVI-XVII вв. европейской драматургии.

У Ренессанса, разумеется, имелась своя духовная база, отличающаяся от христианской духовной основы прежней культуры. В XV в., с началом Возрождения, во многих европейских странах возникают «натурфилософские» общества. Их члены занимались алхимией, астрологией, черной и белой магией, а также естественными науками, которые в их представлении были от магии неотделимы. У истоков этого движения стояла флорентийская Платоновская Академия. Она была основана в 1438 г. Марсилио Фичино, последователем византийских неоплатоников. Беглецы из рушащейся Византии, ученики византийского философа-неоплатоника и оккультиста Георгия Гемиста Плифона, обосновались во многих городах Италии. Плифон посвятил жизнь борьбе за создание новой религии на основе философского осмысления античного язычества, за ниспровержение христианства и ислама. Призывал он и к глубоким общественным преобразованиям, созданию абсолютной монархии.

Подобных взглядов придерживались и его западные ученики. Среди них выделялся создатель подпольного общества платоников в Риме кардинал Виссарион, бывший греческий митрополит, инициатор Флорентийской унии. Членами натурфилософских братств, создававшими собственные мистические доктрины, являлись десятки известных деятелей Ренессанса. Одни из них, рассчитывая реализовать свою программу в рамках христианских церквей, относились к ним с внешней благожелательностью. Их доктрины носят околохристианский характер. Таковы были, например, Эразм Роттердамский и Якоб Бёмё. Другие вероучители Ренессанса (Джон Ди, Парацельс, Джордано Бруно) полностью порывали с христианством. В их учениях можно найти и обращение к образам языческих богов, и руководства по вызыванию демонов («О нимфах» Парацельса, «О связях в целом» Бруно). Большая часть «людей Возрождения» занимались активной политической деятельностью, что не раз приводило к репрессиям против них.

Политический идеал абсолютизма, преклонение перед сильной личностью и религиозно-оккультные доктрины переплелись в идеологии ренессансного гуманизма. В культуре средневековья мерилом всего считался Бог, полагавшийся для любого человека внешним ориентиром его поступков. Гуманисты-неоплатоники ставят в центр мира человека, точнее человека сильного, способного подчинить себе и преобразовать природу и общество. Гуманистическая идеология одухотворяла культурный и научный поиск – но в то же время разрушала самые основы средневековой цивилизации. Она делала неизбежным революционный взрыв, призванный разрушить все сдерживающие скрепы прежнего общества – прежде всего, церковные.

Но у кризиса Западной церкви имелись и внутренние причины. Активная политическая роль папства при падении папского авторитета серьёзно дискредитировала духовенство. К тому же при римском дворе за годы церковной смуты расцвели коррупция и кумовство. На папском престоле оказались чуждые традиционным христианским взглядам «люди Возрождения» из семейств Борджа и Медичи. Их беспокоили не столько нужды церкви, сколько стремление объединить под своей политической властью Италию. Увлечение языческой культурой, моральное падение, политические игры папского двора отталкивали от Рима многих верующих.

В этих условиях семена неоплатонического оккультизма и «учёных» ренессансных ересей, проникая в народную толщу, оказывались в благодатной почве. К XV в. в ряде областей Германии и Франции уже существовала «ведовская секта» – наследие разгромленного катарства, древнекельтской религии и буйных матриархальных культов. «Учёная» магия Ренессанса вкупе с возникшим книгопечатанием обогатили народное ведовство новыми «знаниями». Широко стали расходиться «священные» книги, содержавшие указания по связям с нечистой силой (например, «Ключ Соломона»). Колдовство широко влияло на повседневную жизнь и воззрения низших сословий средневекового общества. К концу XV в. деятельность «ведовской секты» приобрела немалый размах (т. н. демономания), приняв форму массового психоза. Имеются многочисленные свидетельства об употреблении наркотиков, изуверских и развратных обрядах, массовых галлюцинациях. Всё это породило не менее бурную манию у противников ведовства.

В 1484 г. папской буллой было признано существование ведовства как демонопоклонничества, основанного на черной магии. Это стало сигналом к началу общеевропейской «охоты на ведьм». «Охота на ведьм» была прямым следствием «демономании» и не может рассматриваться в отрыве от неё. Католическая инквизиция приняла в «охоте на ведьм», жертвами которой стали тысячи в том числе совершенно невинных людей, самое активное участие. Правда, основная масса жертв «ведовских процессов» связана со стихийными самосудами фанатиков-реформатов XVI-XVII вв., ликвидировавших католический церковный суд с его формальными процедурами. Изучение материалов католических ведовских судов XV – XVIII вв. указывает на обоснованность ряда из них. Например, так обстояло дело с французским феодалом Жилем де Ре, пытавшимся изготовить эликсир бессмертия из крови крестьянских детей. В других случаях процесс не давали довести до конца светские власти. Так, «дело Огненной палаты» во Франции XVII в. было прекращено, когда выяснилось участие в изуверском сатанинском культе королевской любовницы. «Демономания» и порождённая ею «охота на ведьм» явились уродливыми проявлениями агонии средневековой европейской духовности.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 215 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...