Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Приложения 8 страница



Однако затем Рим вновь обратился против македонян и ахейцев. В 171-168 гг. до н.э. в Третьей Македонской войне Македония была окончательно разбита. Единую царскую власть ликвидировали, а страну разделили на 4 округа. В 149 г. в Македонии вспыхнуло восстание против римлян. Одновременно вновь выступили против Рима города Ахейского союза. Однако римляне в 148 г. подавили восстание в Македонии, превратив страну в свою провинцию. В 146 г. завоевание Греции увенчалось безжалостным уничтожением города Коринф и ликвидацией Ахейского союза. Ахайя тоже стала провинцией Рима.

Одновременно римляне покончили и с Карфагеном. Третья Пуническая война (149-146 гг. до н.э.) была всецело спровоцирована римлянами. Они обвинили карфагенян в нарушении мирного договора, добились почти полного их разоружения, а затем осадили Карфаген. После долгой осады город пал. Его жители были обращены в рабство, старый Карфаген разрушен, а на его месте основана римская колония. Земли Карфагена стали римской провинцией Африка.

В 133 г. до н.э. по завещанию пергамского царя римляне получили Пергам. Восстание местного населения было подавлено, и в 129 г. царство превратилось в римскую провинцию Азия. Затем римляне расправились ещё с одним недавним союзником. Поддерживавшая их против Карфагена североафриканская Нумидия была расчленена после Югуртинской войны 115-105 гг. (по имени нумидийского царя Югурты).

Превращение Рима в мировую державу, властвующую надо всем Средиземноморьем, сопровождалось глубокими изменениями в идеологии и культуре. Внешние влияния возрастали по мере расширения границ Римской Республики. Древнейшим было влияние этрусков. После вхождения в Римское государство греческих колоний на Юге Италии и особенно во II в. до н. э., когда произошло завоевание самой Эллады, возросло эллинское влияние.

Рим воспринял у эллинов, прежде всего, концепцию гражданских добродетелей, возведя их в абсолют. Культ самопожертвования и самоограничения в военизированной римской культуре превосходил даже спартанский. Интересы «Отечества» (равного Городу) и дисциплинированное ему служение ставились превыше родственных уз, заслуг и иногда даже здравого смысла. Среди примеров римской доблести, скажем, – полководец, отдавший приказ казнить собственного сына за приведшее к победе нарушение приказа. В идеале сам Город должен был представлять собой безукоризненно действующую военную машину, где всё подчинено строгой дисциплине и единой цели.

Религия Рима восходила к древнеиталийской. Среди италийских богов – небесный громовержец Юпитер, а также бог войны и плодородия Марс, считавшийся предком римских царей и покровителем римлян. От этрусков римляне восприняли культы как собственно этрусских (например, Минерва), так и греческих богов. Затем в Рим, вопреки ожесточенному сопротивлению консерваторов, проникают культы других греческих и восточных богов. Греческая мифология почти полностью замещает неустоявшуюся италийскую. Греческие боги отождествляются с римскими – Зевс с Юпитером, бог войны Арес с Марсом, Дионис с Либером, Афина с Минервой и т. д.

Гражданская община не принимала все внешние влияния беспрекословно. Она решительно отсекала, например, с трудом контролируемые буйные культы плодородия (вроде культа «Великой Матери», запрещенного вовсе, и культа Диониса, жестко ограниченного). Вся гражданская религия находилась под бдительным присмотром Республики. Под контролем находились жреческие коллегии, чья деятельность была направлена в основном на нужды общины. Как правило, та или иная коллегия жрецов отвечала за тот или иной гадательный ритуал. Понтифики гадали по пророческим «Сивиллиным» книгам, авгуры – по полету птиц, гаруспики (коллегия этрусского происхождения) – по внутренностям животных. Римский пантеон представлял собой довольно бессистемное скопление богов, воплощавших стихии, гражданские доблести, моральные принципы или просто знаменательные факты. Республику волновала полезная функция божества, а не его мифологическое прошлое, даже не его имя. Так, в Риме имелся бог «Аий Локуций» – «Вещий голос», якобы в начале IV в. до н. э. предупреждавший римлян о нашествии галлов. Никаких других данных о нем нет, но почитание ему с тех пор воздавалось. Один из древнейших и наиболее почитаемых в Риме богов – Янус, воплощавший идею равновесия (ворота его храма открывались на время войны и закрывались во время мира – дважды за римскую историю). Но с Янусом не связано никаких мифов, его взаимоотношения с другими богами пантеона никак не прояснены, не получил он и греческого соответствия.

Из Греции, и тоже минуя сопротивление ревнителей чистоты нравов, проникали и другие явления культуры. К 240 г. до н.э. относятся первые театральные представления в Риме. Впрочем, вкусы римлян были менее притязательны, чем у греческой публики. Основной оригинальный репертуар римского театра составляли комедии. Наибольший же успех имели цирковые представления с жестокими воинскими забавами. На арене римского цирка гладиаторы – вольнонаёмные или рабы – сражались насмерть между собой и с дикими зверями. Цирк намного превосходил популярностью и театр, и обычные спортивные состязания.

В Рим, разумеется, проникали греческие наука и философия. Однако восприятие их оказалось довольно поверхностным. Особый интерес проявлялся к науке управления, к географии, к военной технике. Создавались и исторические труды. В других областях знания римляне так и остались учениками эллинов. С другой стороны, они с охотой переняли греческое искусство. Памятники римской архитектуры и скульптуры призваны были служить возвеличению Республики – и отдельных её деятелей, на средства коих возводились.

По окончании борьбы плебеев и патрициев в Риме сложилась новая сословная структура. Она по-прежнему брала в расчёт происхождение, но в большей степени учитывала имущественное положение. Высшим слоем стал нобилитет, в котором слились патриции и верхушка плебеев. Патриции сохранили свой титул и некоторые религиозные привилегии, но не более. К нобилитету относились все сенатские роды, представители которых занимали высшие должности в Республике. Вместе со всеми сенаторами, независимо от происхождения (в сенат могли попасть и т.н. «новые люди») нобилитет составлял сенаторское сословие. При проведении переписи населения (ценза) из сословия могли исключить по причине бедности или недостойного поведения. В руках нобилитета, как прежде в руках патрициата, помимо политической власти, оказалась сосредоточена большая часть земли и рабов.

Следующим сословием были всадники (эквиты). Их роды были не представлены или скупо представлены на высших должностях, но обладали высокими доходами. Изначально это были средней зажиточности плебеи. Название сословия связано с древними представлениями о том, что высокий уровень доходов необходим конному воину. На практике основными занятиями всадников являлись торговля, финансовые операции, чиновная служба в провинциях и на «союзных» территориях Италии.

Основную массу свободного населения составлял новый плебс, образовавшийся из низов старого. Это были крестьяне и массы простых горожан, живших ремеслом и мелкой торговлей. Выведение колоний в Италию и провинции так и не решило проблемы земельного голода растущей общины. Плебс в итоге страдал от настоящей нищеты, попадал в зависимость от крупных землевладельцев и купцов-всадников. При этом плебс продолжал оставаться основным источником пополнения римского войска.

Низшим слоем плебса являлся пролетариат – лица, полностью лишённые собственности. Будучи свободными гражданами, пролетарии на деле могли существовать либо за счёт нищенства и преступлений, либо под покровительством зажиточных римлян. Многие из них наряду с вольноотпущенниками и принятыми под покровительство иностранцами вливались в клиентуру римской знати – её основную массовую опору.

Приток в Италию рабов, чей труд использовался и государством, и в поместьях знати, быстро превратил рабство в главный источник материальных благ. Процветание Рима обеспечивалось сотнями тысяч «союзников», провинциалов и рабов, не обладавших никакими правами в Республике. Использование знатью дешёвого рабского труда ещё более подрывало благосостояние плебса и обостряло общую ситуацию в Риме.

Долгое время постоянное ощущение внешней опасности позволяло нобилям гасить проявления народного недовольства. Однако после того, как непосредственная угроза Риму исчезла и войны окончательно приняли завоевательный характер, противоречия дали себя знать. Сложилось две противостоящих партии. Оптиматы опирались на сенат и представляли интересы сенатской знати, защищая её привилегии. Их противниками выступили популяры. Среди них тоже имелись представители сенаторского сословия, но в основном партию составляли всадники, а массовую опору – плебс. Популяры требовали передела земли, создания новых колоний для плебса, расширения полномочий народных трибунов и народных собраний.

Противостояние между партиями вылилось в вооружённое уже во II в. до н.э. Трибун Тиберий Семпроний Гракх в 133 г. предложил конфискационную земельную реформу – изъятие излишков земли у богачей и передачи её мелким крестьянам. Сенаторы добились отстранения Гракха от должности, но ему удалось провести проект плебисцитом. При попытке переизбраться на следующий год сенаторы забили Гракха насмерть прямо в народном собрании. Младший брат Тиберия, Гай, выступил против оптиматов в 123 – 122 гг., также занимая должность трибуна. Он предоставил всадникам право участвовать в судах, добивался снижения цен и выведения новых колоний. В ходе выборов трибунов на 121 г. между оптиматами и популярами вспыхнули уличные бои, закончившиеся гибелью Гая Гракха.

В конце II в. до н.э. популяров возглавил «новый человек» Гай Марий, многократный консул и прославленный полководец. В 105 г. он провёл военную реформу, которая сделала римскую армию профессиональной. Гражданин, добровольно вступивший в армию, получал денежное содержание на срок до 20 лет, а по выходе в отставку наделялся землёй. Это призвано было хотя бы отчасти облегчить положение плебса – и привлечь его к Марию. Опираясь на армию, Марий попытался установить в Риме режим личной власти. В 88 г. разразилась первая в истории Республики гражданская война. Марию противостоял не менее талантливый и популярный военачальник – Луций Корнелий Сулла. Уже после смерти Мария, в 83 г., он одержал победу над его партией и захватил власть в Риме. Сулла установил свирепую диктатуру, объявив себя диктатором на неопределённый срок. Его репрессии коснулись даже оптиматов. Но гражданская война продолжалась и после смерти диктатора в 78 г.

Противостояние в Риме отзывалось многочисленными выступлениями покорённых. Два крупных восстания рабов произошло на Сицилии (136-132, 104-99 гг.). В 90-88 гг. до н.э. Италию охватила Союзническая война – против Рима выступили другие италийские города. Римским войскам под командованием Суллы удалось одержать победу, но права римского гражданства были предоставлены всем италийским «союзникам». Наконец, в 74-71 гг. Республику потрясло восстание рабов под предводительством Спартака, подавленное с огромным трудом – т.н. «рабская война». Разгром Спартака, угрожавшего самому Риму, прославил Марка Лициния Красса – одного из богатейших людей города, умело лавировавшего между партиями.

Несмотря на внутренние войны, внешние завоевания не остановились. В итоге трёх Митридатовых войн (89-84, 83-82, 74-64 гг.) с понтийским царём Митридатом римляне установили полный контроль над Малой Азией и стали доминировать в Причерноморье. Нанёсший окончательное поражение Митридату полководец Гней Помпей, в Риме лидер умеренных оптиматов, в 64 г. до н.э. превратил в провинцию Сирию. Зависимость от Рима признали Армения, Иудея, а фактически даже Египет. Только Парфия осталась препятствием для римского продвижения на востоке. Другой римский полководец, Гай Юлий Цезарь, племянник Мария и признанный вождь популяров, в 58-51 гг. захватил всю Галлию (ныне Франция и Бельгия). Цезарь нанес несколько поражений германским племенам и высаживался в Британии.

В 60 г. до н.э. Цезарь, Помпей и Красс попытались положить конец гражданским распрям. Они образовали первый триумвират, фактически поделив между собой власть в Республике. Но в 53 г. Красс погиб в войне с парфянами, и триумвират распался. Бывшие оптиматы (помпеянцы) выступали за сохранение республиканского сенатского строя, а цезарианцы – за единоличную власть удачливого военачальника, императора. В борьбе между Цезарем и Помпеем победу одержал Цезарь, и в 49 г. в Риме установилась его диктатура. В 44 г., однако, Цезарь был убит. Гражданские войны вспыхнули с новой силой. В результате республиканцы потерпели окончательное поражение.

Второй триумвират, созданный в 43 г. до н.э. вождями цезарианцев Октавианом (племянник Цезаря), Антонием и Лепидом, просуществовал недолго. Разгорелась война между Октавианом и Антонием, который закрепился в Египте, сочетавшись с тамошней царицей Клеопатрой. В 31 г. до н.э. в морской битве у мыса Акций Октавиан нанёс противнику решительное поражение. Антоний и Клеопатра покончили с собой, а Египет стал римской провинцией. В Риме же установился режим личной власти Октавиана. Началась история Римской империи.

Источники

Аппиан. Римская история. Т. 1-2. М., 2006.

Гай Саллюстий Крисп. Сочинения. М., 1981.

Гай Юлий Цезарь. Записки. М., 2008.

Дионисий Галикарнасский. Римские древности. Т. 1-3. М., 2005.

Малые римские историки. М., 1996.

Марк Анней Лукан. Фарсалия. М., 1993.

Марк Порций Катон. Земледелие. М., 2008.

Письма Марка Туллия Цицерона. Т. 1 – 2. М., 2009.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1 – 2. М., 1994.

Тит Ливий. История Рима от основания Города. Т. 1 – 3. М., 2002-2005.

Цицерон. Диалоги. М., 1994.

Цицерон. Речи. Т. 1 – 2. М., 1993

Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., 1987.

Литература

История Древнего Рима. М., 2007.

Маяк И.Л. Римляне ранней Республики. М., 1993.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1996.

Моммзен Т. История Рима. М., 2010.

Ростовцев М.И. Рождение Римской империи. М., 2003.

Хефлинг Г. Римляне, рабы, гладиаторы. М., 1992.

Тема 8. Римская Империя

Октавиан стал основоположником нового политического устройства, напоминающего царскую власть. В 27 г. до н.э. решениями усмирённого сената были проведены важные политические реформы. Октавиан, получивший почётный титул Август (Возвеличенный) становился пожизненным народным трибуном и проконсулом (наместником) Италии. Все провинции делились на подчинённые ему (императорские) и сенатские. При этом власти и сенатских провинций были ему подотчётны. Август, кроме того, являлся великим понтификом и носил титул «Отец Отечества». Он стал пожизненно председателем (принцепсом) сената и получил исключительное право его созыва. С 19 г. до н.э. в качестве официального названия первого лица используется слово «император» – прежде просто полководческий титул.

В то же время официально государство продолжало именоваться Республикой. Собирался сенат, проводились выборы магистратов. Сам император неоднократно избирался консулом. Единственной исчезнувшей навсегда должностью являлась диктаторская. Хотя фактически императоры старались передавать власть по наследству родным или приёмным детям, принцип наследования не был утверждён законом. Это являлось одной из причин частых гражданских войн и переворотов. Такая система власти, по сути закамуфлированная императорская диктатура, получила название принципат.

Если в политике императоры еще сохраняли видимость республиканских порядков, то в религии и идеологии монархический характер нового строя выразился однозначно. В пределах Империи насаждался культ особы императора. Императоры провозглашаются «живыми богами», им возводят статуи и совершают жертвоприношения. Придворные поэты и историки уже Августа трудились над созданием «римского мифа». В его основе – идея предопределенности и справедливости римского мирового владычества.

Но дни античного мировоззрения были сочтены. Это проявилось особенно в религиозной сфере. Попытка слияния еще довольно прочной римской гражданской со вполне разложившейся греческой полисной религией только ускорила общий крах. Громадный пантеон, разросшийся теперь уже и за счет кельтских, и за счет ближневосточных богов, был во всех подробностях неизвестен даже ученейшим людям империи. Поклонение императорам вызывало резкое отторжение. Частая смена этих «богов» в ходе гражданских войн и переворотов, сопровождавшаяся разрушением статуй и алтарей, еще более дискредитировала и без того непрочную религиозную систему. В обстановке духовного брожения распространились скептические и атеистические взгляды.

Другим ответом стал расцвет в «римском мире» философско-мистических доктрин и восточных культов. Экзотические «тайны» Востока привлекали многих римских и греческих аристократов и интеллектуалов. Вслед за посвящением римских граждан в греческие мистерии поток новообращенных хлынул еще дальше на Восток. В III в. приверженцы самых одиозных восточных культов уже оказывались на римском престоле и деспотически насаждали поклонение своим богам. Самым распространенным из восточных вероучений такого рода в Римской Империи являлся митраизм. Культ бога-воина Митры, победителя чудовищ, пришедший из Парфии через Сирию и Палестину, нашел немало поклонников среди римских легионеров. Митра отождествлялся с Солнцем и самим Зевсом, в его честь справлялись кровавые мистерии. Другим влиятельным религиозным течением в Империи являлось неопифагорейство. В нём отдельные образы подлинного пифагорейства переплетались с простонародными суевериями, разнородными заимствованиями из восточных религий.

На волне общего интереса к восточным верованиям набирало силу и молодое христианство, становясь все более мощным противовесом всем разновидностям многобожия и мистических доктрин. Основатель христианства – Иисус Христос. Его биография воссоздается современной наукой с учетом как христианских, так и нехристианских свидетельств. Иисус жил в первой трети I в. нашей эры (считающейся от Рождества Христова). Вместе со своими учениками-апостолами он странствовал по Иудее, проповедуя наступление Нового Завета – эпохи нового договора между Богом и человечеством. Иисус провозгласил наступление нового времени, когда необходимые прежде ритуальные и правовые запреты уступят место заповедям взаимной любви и прощения. В ответ на обличения в лицемерии и корысти, предсказание гибели Иудеи, и, наконец, исповедание себя как Сына Божьего Иисус был передан знатью римскому суду и распят на кресте. Основу христианства составляет вера в то, что Христос, воплощённый Бог, воскрес во плоти и вознесся на небеса, откуда грядёт в будущем.

Римская власть вскоре увидела в христианстве опасную «иудейскую секту». Распространение новой, резко отличающейся от античного язычества веры вселяло страх и неприязнь многим знатным и образованным людям. Тем более что распространялось христианство сперва преимущественно в обездоленных слоях, провозглашая равенство всех перед Богом и воспевая смиренную бедность. Первое крупное гонение относилось к 64 г. н.э., когда христиан обвинили в поджоге Рима. Позднейшие гонения преимущественно возникали из-за отказа христиан поклоняться императорам как богам. Они унесли тысячи жизней, но не остановили распространения новой веры. Скорее наоборот – стойкость и уверенность христиан перед лицом гонений содействовали росту числа новообращенных. К началу IV в. христианство стало уже самым массовым вероисповеданием в Империи.

Христианство распространялось и за пределами «римского мира», в так называемых «варварских» государствах и племенах. Уже в I в. христианство приняли в сирийском царстве Эдесса, христиане появились в Нубии (ныне Судан), апостол Фома с проповедью Христа достиг Индии, апостол АндрейСкифии. Во II в. христианином стал Луций, правитель зависимых от Рима бриттских племен, с чего началось распространение христианства у кельтов Британских островов. На рубеже III – IV вв., раньше, чем в Риме, христианство ввел в качестве государственной религии царь Армении Трдат III. В IV же веке новая вера пришла в Грузию, в Аксум (ныне Эфиопия).

Религиозный кризис, оказывавший всё большее влияние на жизнь Империи, сопровождался общественным. Император Август, утвердившись у власти, удовлетворил все основные чаяния партии популяров. Всадники обрели право занимать высшие чиновничьи должности в новом императорском аппарате управления – в центре и на местах. Многие из них были введены в сенат. Императоры начали жаловать за службу даже достоинство патриция со всеми положенными привилегиями. Плебс в новых условиях, конечно, не получил необходимого количества земли. Однако каждый гражданин обрёл право на бесплатные раздачи продовольствия и развлечения. «Хлеба и зрелищ!» – стало лозунгом эпохи для свободных граждан. В итоге, с одной стороны, резко сократилась клиентура знати, с другой – Рим стремительно превращался в город чиновников и паразитов.

Притом, разумеется, материальные блага продолжали создаваться – рабами и провинциалами, а также сельским плебсом, права которого ограничили по сравнению с горожанами. За счёт продолжавшегося захвата общинных земель выросли латифундии – огромные хозяйства знати. Крестьяне либо уходили в города, пополняя паразитирующий пролетариат, либо становились колонами – работали на землевладельца за сохранение земли. В III в. государство прикрепило колонов к земле, запретив уходить от хозяина. Труд относительно свободных колонов оказался продуктивнее труда рабов. Рабов тоже стали сажать на землю. Постепенно классическое рабовладение приходило в упадок, что било по связанным с ним отраслям экономики. С другой стороны, с появлением колонов размывалось само понимание гражданского равноправия, что не могло не вызывать возмущения.

Провинциалы, особенно знатные, вели ожесточённую борьбу за уравнение в правах с римскими гражданами. Не раз в провинциях вспыхивали восстания. Сенат и императоры вынуждены были идти на уступки, записывая в гражданство отдельные знатные роды и даже целые племена. Наконец, в 212 г. император Каракалла предоставил гражданство всем свободным подданным («эдикт Каракаллы»). Это на деле покончило с самим первоначальным смыслом понятия «римский гражданин» и ещё более углубило разрыв между отдельными сословиями свободных.

Неудивительно, что политическая жизнь эпохи принципата была бурной. После стабильного правления Августа (31 до н.э. – 14 н.э.) его наследники из династии Юлиев-Клавдиев удерживали власть с гораздо большим трудом. Ни один из четырёх императоров династии не умер своей смертью. Императорам угрожали как воспрянувшая с силами сенатская оппозиция, так и собственные выдвиженцы-временщики. К тому же императорская семья опозорила себя неуравновешенностью и всевозможными пороками. Тираническое правление императора Нерона (54-68) вызвало гражданскую войну.

В результате неё к власти пришёл Веспасиан Флавий (69-79), основатель династии Флавиев. Веспасиан одержал победу в Иудейской войне 66-72 гг. и окончательно присоединил Иудею к Риму. Ему удалось достичь компромисса с сенатской знатью, прекратив массовые репрессии прежнего времени. Но после смерти Веспасиана вновь обострились противоречия. Император Домициан (81-96) жестоко преследовал своих противников и пал жертвой заговора. Династия Флавиев прервалась.

Император Траян (98-117), талантливый полководец, был последним великим римским завоевателем. Он покорил Дакию (на территории нынешней Румынии), часть Аравии, на время – Армению и Месопотамию. После этого Риму пришлось уже оборонять свои границы от натиска «варваров», прежде всего германцев. Однако первое время оборона была успешной, и период наибольшего расширения Империи при Траяне и его преемниках известно как «золотой век Антонинов». Основателем династии Антонинов считается Адриан (117-138), приёмный сын Траяна, а названа она в честь его приёмного сына Антонина Пия (138-161). Они успешно защищали границы Империи, подавляли восстания, покровительствовали науке и искусству. При Адриане и Пии римляне окончательно утвердили своё владычество в Британии и Сиро-Палестинском регионе. Антонин наносил серьёзные поражения парфянам и установил прямые дипломатические связи с Китаем. Его племянник Марк Аврелий (161-180) прославился и как победитель германцев, и как глубокий философ. Но сын Марка, Коммод (180-192) оказался полной противоположностью отцу, бездарным тираном, и был убит приближёнными.

С этого времени принципат вступил в полосу политического кризиса. Единство Империи ещё пыталась удержать правившая в 193-235 гг. династия Северов, но затем оно распалось в череде гражданских войн. Они продолжались с короткими перерывами до конца III в. и поставили Рим на грань гибели. Именно эта кровавая эпоха предопределила окончательный развал Империи, и позднее его можно было лишь задержать, но не отвратить.

Единство и стабильность на время восстановил император Диоклетиан (284-305), создавший новое политическое устройство Империи. Это устройство, основанное во многом на традициях эллинистических царств, получило название доминат (от нового титула императора со значением «господин»). Теперь император становился подлинным монархом. Все провинции отныне подчинялись только ему. Республиканские должности и сенат потеряли прежнее значение. Зато резко увеличился административный аппарат. Военная и гражданская власти были разделены, и начался переход к наёмной армии. Рим остался столицей лишь формально, а все провинции объявлены равноправными.

Империю Диоклетиан разделил на четыре части. Восток и Запад управлялись полноправными императорами – августами, а окраины выделялись их наследникам – цезарям. Сам Диоклетиан оставил себе более развитый Восток, перенеся резиденцию в Малую Азию. С этого времени значение Италии резко упало. Раздел Империи «сверху» призван был облегчить её оборону и подавление мятежей, а заодно удовлетворить провинциалов. Но на практике он привёл к дальнейшему росту сепаратизма.

Диоклетиан, ревностный поборник гражданской религии Рима, попытался утвердить ее путем жестоких гонений на все прочие верования. По всей империи насаждался культ Юпитера и его сына Геркулеса. Сам Диоклетиан объявил себя «Иовием», а его соправитель Максимиан – «Геркулием». В 303 г. в ответ на отказ христиан поклоняться императорам и языческим богам началось жесточайшее гонение на новую веру по всей империи. Но оно не принесло желаемых результатов.

После отречения Диоклетиана и Максимиана от престола в 305 г. их наследники не смогли удержать стабильность. В Империи вновь началась гражданская война. Победил в ней Константин Великий (306-337). Его матерью была христианка Елена, оказывавшая на сына значительное влияние. Константин был убежден, что его победа в борьбе с языческими императорами одержана при помощи Бога христиан. В 312 г. Константин вместе со своим союзником Лицинием победил главных соперников. В 313 г. императоры издали Миланский эдикт, давший христианам свободу вероисповедания.

Константин открыто покровительствовал христианам, разрешал в их пользу споры с язычниками. Знаменательные события в жизни Церкви отмечались личным присутствием императора или его матери. Воскресенье было в 321 г. объявлено во владениях Константина на Западе днем отдохновения – в память о Воскресении Христа. Все это вызывало подозрения у правившего Востоком Лициния, который в 316 г. вступил в открытую и неудачную борьбу с Константином за власть над всей Империей. В 320 г. Лициний начал последнее в истории Империи массовое гонение против христиан, обвиняя их в поддержке Константина. Но Константин нанес поражение Лицинию, в 324 г. объединив Империю под своей властью. В следующем году он открыто взял Церковь под свое покровительство, созвав в Никее под своим председательством первый Вселенский Собор христиан. Крестился Константин на смертном одре, в 337 г.

Константин проводил не только религиозные реформы. Он перенёс столицу в город Константинополь, который основал на берегу Босфора, на месте древнегреческого Византия. Стремясь сплотить знать вокруг императорского престола, он фактически слил всадническое и сенатское сословие. Финансовая реформа – введение золотой монеты солид – временно упрочила римскую экономику. Но единство Империи сохранить так и не удалось.

После смерти Константина Империю разделили три его сына. Уже вскоре после смерти отца между ними разразилась усобица. Младший, Констанций (337-361), подавив мятежи, объединил Империю под своей властью. Константинополь вновь стал общей столицей. Но Констанций был вторым и последним значительным императором из рода Константина. После его смерти власть захватил его двоюродный брат Юлиан, наместник Запада.

Довольно одаренный военачальник, Юлиан вошел в историю как Отступник. Сразу по восшествии на престол он отрекся от христианской веры, запретил христианам преподавать и занимать государственные должности. Вскоре последовали погромы христиан на Ближнем Востоке, а затем – аресты и казни тех, кто осмеливался открыто перечить императору. Но Юлиан погиб уже спустя два года, в 363 г., затеяв непродуманный поход на персов, в котором едва не сгинуло все войско. Династия прервалась.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 201 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...