Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

МНС УКРАЇНИ 12 страница



Бога. Вырваться из материального плена очень трудно. Имперсоналисты и йоги

достигают освобождения ценой великих усилий и то только после многих, многих

прожитых жизней. И при этом освобождение, которое они обретают, погружаясь в

безличное брахмаджьоти Господа, нельзя назвать полным, так как оно не

исключает возможность их возвращения в материальный мир. Однако преданный,

постигший трансцендентную природу тела Господа и Его деяний, оставив свое тело,

попадает в царство Бога и больше никогда не возвращается в материальный мир. В

“Брахма-самхите” (5.33) сказано, что у Господа великое множество разных форм и

воплощений: адваитам ачйутам анадим ананта-рупам. Но, несмотря на то, что у

Господа очень много трансцендентных форм, все они суть одна и та же Верховная

Личность Бога. Мы должны понять эту истину и не сомневаться в ней, хотя она

недоступна пониманию мирских ученых и философов. Как сказано в Ведах

(Пуруша-бодхини Упанишад):

эко дево нитйа-лилануракто

бхакта-вйапи хридй антар-атма

“Единая Верховная Личность Бога, принимая множество трансцендентных

форм, общается со Своими чистыми преданными, и их взаимоотношения вечны”.

Господь Сам подтверждает это в рассматриваемом стихе “Бхагавад-гиты”. Тот, кто

признает эту истину, полагаясь на авторитет Вед и Верховной Личности Бога, и не

тратит времени на философские поиски, освобождается из материального плена и

достигает высшего совершенства. Достаточно верить в истинность этого

утверждения, чтобы обрести освобождение. Ведический афоризм “тат твам аси” на

самом деле приложим именно к этой ситуации. Каждый, кто осознал, что Господь

Кришна - это Всевышний, и, обращаясь к Господу, сказал: “Ты и есть Тот

самый Верховный Брахман, Личность Бога”, - сразу обретает освобождение и

в будущем обязательно вступит в трансцендентное общение с Господом. Иными

словами, преданный Господа, обладающий такой верой, достигает совершенства, что

также подтверждается в Ведах:

там эва видитвати мритйум эти

нанйах пантха видйате 'йанайа

“Чтобы раз и навсегда освободиться из круговорота рождений и

смертей, достаточно постичь Господа, Верховную Личность Бога. Другого пути к

совершенству освобождения не существует” (Шветашватара-упанишад, 3.8).

Отсутствие другого пути означает, что тот, кто не осознал, что Господь

Кришна - это Верховная Личность Бога, безусловно, находится под влиянием

гуны невежества. Поэтому такой человек никогда не обретет освобождения, как

бы он ни старался проникнуть в смысл “Бхагавад-гиты”, опираясь на свою мирскую

эрудицию, или, образно говоря, облизывая банку с медом. Такие философы-эмпирики

могут иметь вес и авторитет в материальном мире, но это еще не гарантирует им

освобождения. Всем этим кичливым ученым придется ждать беспричинной милости

преданного Господа. Поэтому каждый должен стараться развить в себе сознание

Кришны, опираясь на веру и знание - так мы сможем достичь совершенства.

ТЕКСТ 10

вита-рага-бхайа-кродха ман-майа мам упашритах

бахаво джнана-тапаса пута мад-бхавам агатах

вита - избавившиеся от; рага - привязанности;

бхайа - страха; кродхах - и гнева; мат-майа - полностью пребывающие

во Мне; мам - Мне; упашритах - целиком предавшиеся;

бахавах - многие; джнана - знания; тапаса - подвижничеством;

путах - очищенные; мат-бхавам - трансцендентную любовь ко Мне;

агатах - обретшие.

Освободившись от привязанности, страха и гнева, сосредоточив

на Мне свой ум и найдя прибежище во Мне, многие люди в прошлом, очистились от

материальной скверны благодаря тому, что постигли Меня, и так обрели

трансцендентную любовь ко Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Как уже было сказано, тому, в ком очень сильны

материальные привязанности, трудно постичь личностную природу Высшей Абсолютной

Истины. Обычно люди, привязанные к телесным представлениям о жизни, настолько

закоснели в материализме, что практически не способны понять, как Всевышний

может быть личностью. Такие материалисты не могут даже представить себе, что

существует нетленное, трансцендентное тело, исполненное знания и вечного

блаженства. С точки зрения материалиста тело бренно, исполнено невежества и

обречено на нескончаемые страдания. Поэтому, услышав, что Господь является

личностью, обладающей телом, они переносят на Него свои представления о теле.

Для материалистов Всевышний - это гигантский материальный космос, поэтому

они считают Бога безличным. И поскольку их сознание сосредоточено на

материальном, их страшит сама мысль о том, что после освобождения они сохранят

индивидуальность. Когда они слышат, что в духовном мире живые существа тоже

обладают индивидуальностью, перспектива снова стать личностями пугает их,

поэтому они, естественно, предпочитают раствориться в безличной пустоте. Такие

люди часто сравнивают живые существа с пузырьками пены, исчезающими в океанских

волнах. Это - самый высокий уровень духовного бытия, которого можно

достичь, лишившись индивидуальности. Подобные концепции продиктованы страхом и

не опираются на истинное знание о духовной реальности. Однако многие люди

вообще не верят в существование духовной реальности. Сбитые с толку обилием

противоречивых философских теорий и воззрений, они от досады и гнева приходят к

глупому выводу о том, что высшей причины бытия просто не существует и что все,

в конечном счете, является пустотой. Такие люди больны. Итак, некоторые слишком

обременены материальными привязанностями и потому не испытывают интереса к

духовной жизни, другие мечтают о слиянии с высшей духовной причиной, а третьи в

гневе от засилья псевдодуховных учений ни во что не верят и утрачивают надежду

на спасение. Последние находят прибежище в вине или наркотиках и принимают

вызванные ими галюцинации за духовные видения. В конце концов человек должен

избавиться от всех трех форм привязанности к материальному миру: пренебрежения

духовной жизнью, страха стать духовной личностью и от философии пустоты, в

основе которой лежит разочарование в жизни. Чтобы освободиться от трех форм

материальных представлений о жизни, необходимо полностью предаться Господу,

выполняя указания истинного духовного учителя и следуя принципам преданного

служения. Высшей ступенью преданного служения является ступень бхавы,

трансцендентной любви к Богу.

В “Бхакти-расамрита-синдху”, трактате, посвященном науке

преданного служения, сказано (1.4.15-16):

адау шраддха татах садху- санго 'тха бхаджана-крийа

тато 'нартха-нивриттих сйат тато ништха ручис татах

атхасактис тато бхавас татах премабхйуданчати

садхаканам айам премнах прадурбхаве бхавет крамах

“Вначале у человека должно возникнуть стремление к духовному

самоосознанию. Оно побудит его искать общества людей, достигших высокого уровня

духовного развития. Затем преданный-неофит получает посвящение у возвышенного

духовного учителя и, следуя его указаниям, начинает заниматься преданным

служением. Занимаясь преданным служением под руководством духовного учителя, он

освобождается от всех материальных привязанностей, затем достигает стабильности

в практике самоосознания и обретает вкус к слушанию повествований об Абсолютной

Личности Бога, Шри Кришне. Этот вкус помогает преданному развить привязанность

к сознанию Кришны, которая, созревая, превращается в бхаву, представляющую

собой начальную стадию трансцендентной любви к Богу. Истинная любовь к Богу

называется премой и является высшей ступенью совершенства”. На стадии премы

преданный постоянно занимается трансцендентным любовным служением Господу.

Таким образом, когда человек, переходя с одной ступени преданного служения на

другую и действуя под руководством истинного духовного учителя, постепенно

избавится от всех материальных привязанностей, от страха сохранить духовную

индивидуальность, и от отчаяния, заставляющего его искать прибежище в философии

пустоты, он достигнет высшей ступени совершенства. Тогда и он в конце концов

сможет попасть в царство Верховного Господа.

ТЕКСТ 11

йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам

мама вартманувартанте манушйах партха сарвашах

йе - все, кто; йатха - как; мам - Мне;

прападйанте - предаются; тан - их; татха - так; эва - конечно;

бхаджами - вознаграждаю; ахам - Я; мама - Мой; вартма - путь;

анувартанте - следуют; манушйах - все люди; партха - о сын Притхи;

сарвашах - во всех отношениях.

Как человек предается Мне, так Я и вознаграждаю его. Каждый

во всем следует Моим путем, о сын Притхи.

КОММЕНТАРИЙ: Каждый ищет Кришну в Его разных ипостасях и

проявлениях. Частично постичь Кришну, Верховную Личность Бога, можно познав Его

безличное сияние, брахмаджьоти, или вездесущую Сверхдушу, пребывающую во

всем, даже в атомах. Но полностью осознать Кришну способны только Его чистые

преданные. Таким образом, Кришна является целью поисков каждого, и каждому

человеку Он дает возможность общаться с Ним так, как человек того желает. В

духовном мире Кришна тоже отвечает взаимностью на трансцендентные чувства Своих

чистых преданных и относится к Ним так, как того хотят сами преданные. Одни из

них хотят видеть в Кришне верховного повелителя, другие - своего близкого

друга, третьи относятся к Нему как к сыну, а четвертые - как к

возлюбленному. И всех их Кришна вознаграждает в соответствии с силой и глубиной

их любви к Нему. Такие же взаимоотношения существуют и в материальном мире, где

Господь отвечает на чувства всех, кто поклоняется Ему, в зависимости от формы

их поклонения. Чистые преданные как в материальном, так и в духовном мире

общаются с Господом как с личностью и потому имеют возможность лично служить

Ему с любовью и преданностью, испытывая от этого трансцендентное блаженство.

Что касается имперсоналистов, которые стремятся уничтожить свою

индивидуальность и тем самым совершить духовное самоубийство, то и им Кришна

помогает достичь желанной цели, позволяя раствориться в Своем сиянии.

Отказываясь признать существование вечной, исполненной блаженства Личности Бога

и разрушая свою индивидуальность, имперсоналисты лишают себя возможности

наслаждаться нектарным вкусом трансцендентного служения Господу. Те из них, чье

положение даже в безличном бытии непрочно, возвращаются в материальный мир,

чтобы осуществить дремлющее в них желание деятельности. Не имея доступа на

духовные планеты, они снова получают возможность действовать на планетах

материального мира.

Карми Господь в образе ягьешвары вознаграждает, осуществляя

их желания, ради достижения которых они исполняют предписанные обязанности.

Йоги, стремящиеся обрести мистические силы, также получают их от Верховного

Господа. Иными словами, успех деятельности каждого живого существа зависит

только от милости Господа, и все методы духовного самоосознания - не что

иное как различные этапы одного пути. Поэтому, до тех пор пока человек не

достигнет высшей ступени совершенства, обретя сознание Кришны, все его труды

останутся незавершенными. Как сказано в “Шримад-Бхагаватам” (2.3.10):

акамах сарва-камо ва мокша-кама удара-дхих

тиврена бхакти-йогена йаджета пурушам парам

“Свободен ли человек от желаний [как преданные Господа], хочет ли он

наслаждаться плодами своего труда или стремится к освобождению, он должен

неустанно поклоняться Верховной Личности Бога, ибо только так можно достичь

высшего совершенства и обрести сознание Кришны”.

ТЕКСТ 12

канкшантах карманам сиддхимйаджанта иха деватах

кшипрам хи мануше локе сиддхир бхавати карма-джа

канкшантах - стремящиеся; карманам - кармической

деятельности; сиддхим - к совершенству; йаджанте - почитают, совершая

жертвоприношения; иха - в материальном мире; деватах - полубогов;

кшипрам - очень быстро; хи - конечно же; мануше - в человеческом

обществе; локе - в этом мире; сиддхих - успех; бхавати - приходит;

карма-джа - появившийся в результате кармической деятельности.

Стремясь добиться успеха в материальной деятельности, люди

этого мира поклоняются полубогам, и, конечно же, очень быстро получают награду

за свои труды.

КОММЕНТАРИЙ: Среди людей бытует в корне неверное представление о

роли богов (или полубогов) в материальном мире, и не очень далекие люди,

слывущие знатоками священных писаний, называют этих полубогов различными

ипостасями Верховного Господа. В действительности же полубоги являются не

воплощениями Господа, а Его неотъемлемыми частицами. Бог один, а Его

неотъемлемых частиц великое множество. В Ведах сказано: нитйо

нитйанам - “Бог один”. Ишварах парамах кришнах. Верховный Господь один,

это Кришна, и это Он наделяет полубогов могуществом, необходимым для того,

чтобы управлять материальным миром. Все полубоги - это живые существа

(нитйанам), в разной степени наделенные материальным могуществом. Они не

могут быть равными Верховному Господу - Нараяне, Вишну или Кришне. Того,

кто считает, что Бог и полубоги стоят на одном уровне, называют пашанди,

атеистом. С Верховным Господом нельзя сравнивать даже таких великих полубогов,

как Брахму и Шиву. Более того, Брахма и Шива сами поклоняются Господу

(шива-виринчи-нутам). Но, несмотря на это, среди людей находится на удивление

много глупцов, которые поклоняются вождям человеческого общества,

руководствуясь лживыми идеями антропоморфизма или зооморфизма. Слова иха

деватах относятся к могущественному человеку или полубогу материального мира.

Но Нараяна, Вишну, или Кришна, Верховная Личность Бога, не принадлежит этому

миру. Будучи всецело духовным, Он находится за пределами материального

творения. Даже Шрипада Шанкарачарья, глава имперсоналистов, говорит, что

Нараяна (Кришна), не принадлежит материальному мирозданию. Тем не менее глупцы

(хрита-джнана) поклоняются полубогам ради достижения сиюминутных результатов.

И они получают их, не ведая о том, что такие результаты преходящи и привлекают

только недалеких людей. Разумный человек обладает сознанием Кришны, и он

никогда не станет, ради достижения сиюминутных, эфемерных целей, поклоняться

марионеточным полубогам. Полубоги материального мира вместе с теми, кто им

поклоняется, обречены на гибель во время разрушения вселенной. А блага, которые

люди получают от полубогов, материальны и преходящи. Сами материальные миры и

все их обитатели, включая полубогов и их почитателей, - не более чем

пузырьки пены на поверхности космического океана. Однако в этом мире люди, как

одержимые, гоняются за временными благами, мечтая о богатстве, собственной

земле, семье и комфорте. В надежде обрести эти преходящие блага люди

поклоняются полубогам или власть имущим. Если человек, выслужившись перед

каким-нибудь политическим деятелем, получает министерский портфель, он считает

это величайшим достижением. Поэтому люди пресмыкаются перед так называемыми

вождями или “большими шишками”, в надежде получить от них недолговечные

блага - и действительно получают их. Такие глупцы не проявляют интереса к

сознанию Кришны и не хотят раз и навсегда покончить с исполненным страданий

материальным существованием. Их манят миражи чувственных удовольствий, и ради

них они поклоняются могущественным живым существам, которых называют

полубогами. Из этого стиха ясно, что только очень редкие люди проявляют интерес

к сознанию Кришны. Людей больше привлекают материальные удовольствия, и потому

они предпочитают поклоняться какому-нибудь могущественному живому существу.

ТЕКСТ 13

чатур-варнйам майа сриштамгуна-карма-вибхагашах

тасйа картарам апи мамвиддхй акартарам авйайам

чатух-варнйам - деление человеческого общества на четыре

сословия; майа - Мной; сриштам - создано; гуна - качествам;

карма - и деятельности; вибхагашах - соответственно; тасйа - этого;

картарам - отца; апи - хотя; мам - Меня; виддхи - знай же;

акартарам - бездействующего; авйайам - неизменного.

В соответствии с тремя гунами материальной природы и

связанной с ними деятельностью, Я разделил человеческое общество на четыре

сословия. Но знай же, что, хотя Я и являюсь создателем этой системы, Сам Я

непричастен к деятельности, ибо остаюсь неизменным.

КОММЕНТАРИЙ: Господь - творец всего сущего. Все исходит от

Него, все поддерживается Им и все возвращается в Него после уничтожения

материального мира. Поэтому Он также является создателем четырех сословий

общества. Первое сословие - это наиболее разумные люди, которые находятся

под влиянием гуны благости и потому называются брахманами. За ними следует

сословие правителей и администаторов, которых на санскрите называют

кшатриями, так как они действуют под влиянием гуны страсти. Представители

торгового сословия (вайшьи) находятся под смешанным влиянием гун страсти и

невежества, а шудры, или рабочие, - под влиянием гуны невежества. Но

хотя Господь Кришна и является создателем этой системы, Он тем не менее не

принадлежит ни к одному из этих сословий, так как не относится к числу

обусловленных душ, часть которых составляет человеческое общество. Человеческое

общество мало чем отличается от сообщества животных одного вида, но, чтобы

поднять людей над уровнем животных, Господь создал перечисленные выше сословия,

предназначение которых - помочь людям развить в себе сознание Кришны.

Склонность человека к определенному виду деятельности зависит от того, под

влиянием каких гун материальной природы он находится. Качества и признаки

людей, находящихся под влиянием разных материальных гун, описаны в

восемнадцатой главе этой книги. Но человек, обладающий сознанием Кришны,

превосходит даже брахманов. Хотя настоящие брахманы, по определению, должны

обладать знанием о Брахмане, Верховной Абсолютной Истине, большинство из них не

поднимается выше уровня безличного проявления Господа Кришны, называемого

Брахманом. Однако человек, чьи познания шире и глубже, чем ограниченные знания

брахманов, может постичь Верховную Личность Бога, Господа Шри Кришну, и таким

образом обрести сознание Кришны. Иными словами, такой человек становится

вайшнавом. Сознание Кришны включает в себя знание обо всех полных воплощениях

Кришны, таких, как Рама, Нрисимха, Вараха и другие. И, подобно Кришне, человек

обладающий сознанием Кришны, стоит выше всех сословий и социальных групп, на

которые делится человеческое общество, будь то нации, общины или расы.

ТЕКСТ 14

на мам кармани лимпанти на ме карма-пхале сприха

ити мам йо 'бхиджанати кармабхир на са бадхйате

на - никогда не; мам - Меня; кармани - любые виды

деятельности; лимпанти - оскверняет; на - ни; ме - Мое;

карма-пхале - в плодах труда; сприха - стремление; ити - таким

образом; мам - Меня; йах - тот, кто; абхиджанати - постигает;

кармабхих - последствиями такой деятельности; на - никогда не;

сах - он; бадхйате - запутывается.

Никакая деятельность не может осквернить Меня, и Я не

стремлюсь к ее плодам. Тот, кто постиг эту истину, никогда не запутывается в

последствиях своих действий.

КОММЕНТАРИЙ: В материальном мире существует закон, согласно

которому царь всегда прав и не может быть судим по законам государства. Точно

так же Господь, хотя и является творцом материального мира, Сам не подвержен

влиянию происходящей в нем деятельности. Сотворив материальный космос, Он

отстраняется от него, в отличие от живых существ, которые запутываются в

последствиях материальной деятельности из-за присущего им стремления

господствовать над материальной природой. Владелец предприятия не несет

ответственности за хорошие или дурные поступки своих работников - вся

ответственность ложится на них самих. Не Верховный Господь, а жажда чувственных

наслаждений заставляет живые существа заниматься материальной деятельностью.

Желая получить больше возможностей для наслаждений, живые существа трудятся в

этом мире, и во имя тех же наслаждений после смерти они хотят вознестись на

райские планеты. Но самодостаточного Господа не привлекает так называемые

райские блаженства. Полубоги, живущие на райских планетах, - всего лишь

покорные слуги Господа. Хозяин никогда не стремится к низкопробным

удовольствиям, о которых мечтают его слуги. Господь не причастен к материальной

деятельности и не подвержен ее последствиям. Так, дожди не являются

непосредственной причиной появления на земле той или иной растительности, хотя

без них ничего не может вырасти. В ведических смрити сказано:

нимитта-матрам эвасау сриджйанам сарга-кармани

прадхана-карани-бхута йато ваи сриджйа-шактайах

“Господь - высшая причина всего, что существует в материальных

вселенных. Непосредственной же причиной является материальная природа,

проявляющая материальное творение”. Есть разные виды сотворенных живых существ:

полубоги, люди и низшие животные, и все они пожинают плоды своих благочестивых

или греховных поступков, совершенных в прошлом. Господь лишь предоставляет им

все необходимое для их деятельности и регламентирует ее рамками гун

материальной природы, но Сам Он не несет никакой ответственности за действия

живых существ в прошлом или настоящем. В “Веданта-сутре” (2.1.34) сказано:

ваишамйа-наиргхринйе на сапекшатват - Господь беспристрастен и не

относится предвзято ни к кому из живых существ. Живые существа сами отвечают за

свои поступки. Господь только обеспечивает их всем необходимым для деятельности

через Свою внешнюю энергию, материальную природу. Тот, кто во всех тонкостях

знает механизм действия закона кармы (деятельности, совершаемой ради ее

плодов), не запутывается в последствиях своих действий. Иными словами, действие

закона кармы не распространяется на человека, который постиг трансцендентную

природу Господа и обрел сознание Кришны. Тот, кто, не понимая трансцендентной

природы Господа, думает, что Он, подобно обыкновенным живым существам,

действует для того, чтобы наслаждаться плодами Своего труда, не может не

запутаться в последствиях своих поступков. Однако человек, постигший Высшую

Истину, освобождается из материального плена и обретает сознание Кришны.

ТЕКСТ 15

эвам джнатва критам карма пурваир апи мумукшубхих

куру кармаива тасмат твампурваих пурватарам критам

эвам - так; джнатва - прекрасно зная;

критам - совершена; карма - деятельность;

пурваих - предшественниками; апи - поистине;

мумукшубхих - достигшими освобождения; куру - исполняй;

карма - свой долг; эва - безусловно; тасмат - поэтому;

твам - ты; пурваих - предшественниками; пурва-тарам - в давно

минувшие времена; критам - исполненное.

В минувшие времена все освобожденные души обладали знанием о

Моей трансцендентной природе и действовали в соответствии с ним. Следуя их

примеру, ты тоже должен исполнять свой долг.

КОММЕНТАРИЙ: Есть два типа людей: сердца одних осквернены

материальными желаниями, а сердца других свободны от желаний. Сознание Кришны

одинаково благотворно и для тех, и для других. Люди, пораженные материальной

скверной, могут воспользоваться методом сознания Кришны, чтобы постепенно

очиститься, следуя регулирующим принципам преданного служения. Те же, кто уже

очистился от материальной скверны, обычно продолжают действовать в соответствии

с теми же принципами, чтобы подать пример другим и тем самым принести им благо.

Глупцы или новички в сознании Кришны, не усвоившие науку сознания Кришны, часто

хотят полностью удалиться от деятельности. Но Господь не одобрил желания

Арджуны оставить поле битвы и удалиться от дел. Нужно просто научиться

действовать правильно. Отойти от деятельности в сознании Кришны и, уединившись,

изображать из себя осознавшего Кришну человека не так важно, как действовать

ради Кришны. Господь советует здесь Арджуне заниматься деятельностью в сознании

Кришны, идя по стопам других учеников Господа, предшественников Арджуны, таких,

как уже упоминавшийся бог солнца Вивасван. Верховный Господь помнит обо всем,

что делал в прошлом Он Сам и все те, кто действовал в сознании Кришны. Поэтому

Он советует Арджуне последовать примеру бога солнца, которого Он научил этому

искусству несколько миллионов лет назад. Такие ученики Господа Кришны названы

здесь освобожденными душами, ибо все они неукоснительно исполняли обязанности,

возложенные на них Кришной.

ТЕКСТ 16

ким карма ким акармети кавайо 'пй атра мохитах

тат те карма правакшйами йадж джнатва мокшйасе 'шубхат

ким - что такое; карма - действие; ким - что

такое; акарма - бездействие; ити - так; кавайах - разумные люди;

апи - также; атра - здесь; мохитах - зашедшие в тупик;

тат - то; те - тебе; карма - деятельность; правакшйами - Я

объясню; йат - которое; джнатва - зная; мокшйасе - освобождаешься;

ашубхат - от страданий.

Даже разумные люди заходят в тупик, пытаясь определить, что

есть действие и что - бездействие. Сейчас Я расскажу тебе о том, что

значит действовать. Обретя это знание, ты избавишься от всех страданий.

КОММЕНТАРИЙ: Чтобы действовать в сознании Кришны, необходимо

следовать примеру великих преданных прошлого. Этот совет дан в пятнадцатом

стихе. А о том, почему не нужно действовать независимо, будет рассказано в

следующем стихе.

Как было сказано в начале этой главы, деятельностью в сознании

Кришны необходимо заниматься под руководством авторитетных наставников,

принадлежащих к цепи ученической преемственности. Наука сознания Кришны была

впервые поведана богу солнца, бог солнца объяснил ее своему сыну Ману, который

затем рассказал о ней своему сыну Икшваку, и с тех давних времен эта наука

известна на земле. Вот почему нам необходимо следовать по стопам великих

ачарьев прошлого, принадлежащих к цепи ученической преемственности. Иначе,

даже самый умный человек не сможет понять, как действовать в сознании Кришны.

По этой причине Господь решил лично объяснить науку сознания Кришны Арджуне. И,

поскольку Арджуна получил это знание от Самого Господа, каждый, кто идет по

стопам Арджуны, никогда не собьется с пути.

Говорится, что с помощью несовершенного эмпирического знания

невозможно найти истинный путь религии. По сути, законы религии может

устанавливать только Сам Господь. Дхармам ту сакшад бхагават-пранитам (Бхаг.,

6.3.19). Ни один человек не способен создать религию, опираясь только на силы

своего несовершенного разума. Поэтому мы должны идти по стопам великих

преданных, таких, как Брахма, Шива, Нарада, Ману, Кумары, Капила, Прахлада,

Бхишма, Шукадева Госвами, Ямараджа, Джанака и Бали Махараджа. Как бы ни был

умен человек, сам он не сможет определить, что такое религия или в чем смысл

самоосознания. Поэтому, являя преданным Свою беспричинную милость, Господь Сам

рассказывает Арджуне, что такое действие и что такое бездействие. Только

деятельность в сознании Кришны может освободить человека из плена материальной

жизни.

ТЕКСТ 17

кармано хй апи боддхавйамбоддхавйам ча викарманах

акарманашча боддхавйамгахана кармано гатих

карманах - деятельности; хи - безусловно;

апи - также; боддхавйам - то, что необходимо понять;





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 338 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.044 с)...