Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Современное состояние православного богословия



Магистральным направлением современного православного богословия является неопатристика. Сегодня большинство православных богословов стремятся реализовать проект «неопатристического синтеза», необходимость достижения которого была высказана выдающимся православным богословом о. Георгием Флоровским. Стремление к «неопатристическому синтезу» порождено естественно-необходимой потребностью православного богословия осознать свою сущность, свои категории, методологию, логику, содержание, тем самым обретя и утвердившись в своей идентичности после более чем трехвекового «западного пленения». Создание «неопатристического синтеза», прежде всего, предполагает очищение православного богословия от любых рецидивов инославной мысли и максимальное следование святоотеческому органично-единому образцу жизни и учения при осмыслении и решении всех богословских вопросов. Это означает, что «неопатристический синтез» должен осуществляться не в намеренной изоляции от всех форм западной мысли, но в открытом и предельно честном диалоге с ней. Эффективное же участие в таком диалоге возможно только тогда, когда православное богословие будет говорить своим собственным, а не чужим голосом.

Полагаем, что благодаря своей сознательной ориентации на святоотеческое Предание и честную открытость вызовам современности неопатристика является актуальным, плодотворным и в высшей степени перспективным направлением, не имеющем достойных альтернатив в современном христианском (как православном, так и инославном) богословии. Все разговоры о ее бесперспективности, неустранимом кризисе или даже смерти безосновательны и не соответствуют действительности. Несмотря на свою молодость (с момента написания ее программного текста, «Путей русского богословия» минуло всего лишь 70 лет) неопатристика уже давно перестала быть только богословским проэктом, воплотившись в целом ряде выдающихся работ. На основе глубоких феноменолого-герменевтических исследований святоотеческих текстов неопатрологам в целом удалось освободиться от западничества, проанализировать такие важнейшие аспекты православного предания, как история православной мысли (Г. Флоровский, И. Мейендорф) экклезиология (Иларион Троицкий, Афанасьев), сотериология (патр. Сергий (Страгородский)), мистика (В. Лосский, св. Иустин Попович), литургия (А. Шмеман), аскетика умного делания (Сафроний Сахаров, св. Иустин Попович), более того создать первые целостные неопатрологические системы (В. Лосский, Д. Станилоэ, И. Зизиулас). И это только самые известные имена.

При всех очевидных достижениях неопатрологи осознают себя лишь в начале пути. Масса проблем еще не нашли своего адекватного разрешения. Прежде всего, «неопатристический синтез» все еще остается недостигнутой идеальной целью, поскольку зазор между святоотеческим и неопатристическим богословием еще не преодолен, как и значительные разногласия между подходами и концепциями самих неопатрологов. Однако, по моему глубокому убеждению, все эти трудности являются проблемами роста и вполне разрешимы. Поэтому не нужно опускать руки, шарахаться из крайности в крайность, поддаваться комплексам неполноценности или некритического самолюбования. Нужно просто работать спокойно и ответственно, помня, что нам намного легче, чем предыдущим поколениям православных богословов.

Путь расчищен. Направление задано. Первые шаги сделаны. Так что: «Вперед к Отцам!».





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 162 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...